Содержание
Приобретение материалов с 2019 года: какой код КОСГУ применить
Без приобретения имущества не обходится жизнь ни одной организации бюджетной сферы. Буквально в прошлом году при отнесении таких расходов на код КОСГУ должностным лицам нужно было ответить на один вопрос: основное средство приобретается или материальный запас, и применить статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» или 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Начиная с 1 января 2019 года, появился второй вопрос: если приобретаются материальные запасы, то к какой группе они относятся и на какую подстатью детализированной теперь статьи 340 КОСГУ отнести расходы на их приобретение. На второй вопрос и ответим в нашей статье.
Структура новых кодов
С 1 января 2019 года в части применения статей (подстатьей) КОСГУ организациям бюджетной сферы следует руководствоваться Порядком, утв. Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н). В этом порядке для отнесения расходов в части приобретения (изготовления) материальных запасов, предусмотрено сразу несколько подстатей КОСГУ:
- 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях»;
- 342 «Увеличение стоимости продуктов питания»;
- 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов»;
- 344 «Увеличение стоимости строительных материалов»;
- 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря»;
- 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»;
- 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений»;
- 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».
Порядок отнесения расходов на эти подстатьи КОСГУ приведен в п. 11.4 Порядка № 209н. Также специалистами финансового ведомства России были подготовлены системные разъяснения по порядку выбора кодов КОСГУ при приобретении материальных запасов. Это:
- Методические рекомендации к порядку применения КОСГУ, доведенные Письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153;
- Методические рекомендации по применению Федерального стандарта «Запасы», доведенные Письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075. Эти Методические рекомендации были доведены в свете применения с 01.01.2020 Федерального стандарта «Запасы», утв. Приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н. В этом письме содержится полезная информация, помогающая принять правильное решение при выборе кода КОСГУ для отнесения расходов по приобретению материальных запасов;
- Информация Минфина России от 13.05.2019 «Примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)».
Данные разъяснения содержат большое количество примеров по выбору кодов КОСГУ при приобретении материальных запасов. Большинство примеров, приведенных в статье, основаны на приведенных материалах Минфина России. Кроме того, в настоящее время существует множество частных разъяснений по порядку выбора кодов КОСГУ*(1).
Основным критерием для отнесения расходов в части материальных запасов является цель — то, для чего они приобретаются (п. 11.4 Порядка № 209н). Иными словами, когда в учреждении приобретается тот или иной материальный запас, перед тем, как выбрать код КОСГУ, необходимо ответить на вопрос: для чего он будет использоваться? А ответ на вопрос «Что приобретается?» уже не так важен, как это было в начале года.
Детализированные подстатьи статьи 340 КОСГУ можно условно разделить на 3 типа:
- Несложно заметить, что наименования подстатей КОСГУ с 341 по 346 практически повторяют наименования аналитических счетов счета 105 00 «Материальные запасы», приведенных в п. 118 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н). Эти подстатьи были введены для детализации расходов по приобретению (изготовлению) материальных запасов по их группам. Отметим, что в настоящее время готовятся правки*(2) в Инструкцию № 157н. А именно, планируется поменять наименование счета 105 01 «Медикаменты и перевязочные средства» на «Лекарственные препараты и медицинские материалы». Также с учетом планируемых изменений на счете 105 01 будут отражаться лекарственные препараты и медицинские материалы – медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, материалы, применяемые в медицинских целях.
- Подстатья 347 КОСГУ была введена для обособления расходов по оплате договоров на приобретение (изготовление) всех видов материалов, включая строительные материалы, для целей капитальных вложений.
- Подстатья 349 КОСГУ является дополнительно введенной в целях отнесения расходов по приобретению материальных ценностей, которые в 2018 году отражались по подстатьям 223, 226, 296 КОСГУ (раздел 3 Методических рекомендаций). Таких как:
- подарочная и сувенирная продукция, а также иные материальные ценности, приобретенные в целях награждения, дарения;
- специальная продукция;
- бланки строгой отчетности;
- бутилированная питьевая вода, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения, либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам.
А теперь рассмотрим каждый тип более подробно.
Применение подстатей 341 — 346 КОСГУ
Как было отмечено выше, основной критерий при отнесении расходов на приобретение материальных запасов — это цель их приобретения. В таком случае один и тот же тип материалов может относиться на разные подстатьи КОСГУ, если цель их приобретения различна.
- Учреждение приобретает бутилированную питьевую воду для приготовления пищи. При этом у учреждения есть обязанность по обеспечению питанием, а вода списывается по меню-требованию. В такой ситуации выбирается код 342 «Увеличение стоимости продуктов питания» КОСГУ.
- Учреждение приобретает бутилированную питьевую воду для обеспечения граждан в местах общественного пользования (в поликлиниках, школах). Расходы при таких условиях относятся на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.
- Учреждение приобретает бутилированную питьевую воду по причине отсутствия системы централизованного питьевого водоснабжения, либо если органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, было выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам. В таком случае расходы относятся на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.
Если материальные запасы используются по «прямому»назначению, то при отнесении расходов на подстатьи 341 — 346 КОСГУ, по нашему мнению, можно воспользоваться перечнями материальных запасов, приведенными в п. 118 Инструкции № 157н. Это следует из того, что наименования подстатей 341 — 346 КОСГУ аналогичны (с учетом планируемых изменений наименования счета 105 01) наименованиям аналитических счетов счета 105 00 «Материальные запасы».
Например, расходы на приобретение матрацев и постельного белья из совокупности норм п. 11.4.5 Порядка № 209н и п. 118 Инструкции № 157н относятся на подстатью 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» КОСГУ.
Применение подстатьи 347 КОСГУ
Согласно п. 11.4.7 Порядка № 209н на подстатью 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) всех видов материалов, включая строительные материалы, для целей капитальных вложений. Только что следует понимать под капитальными вложениями в контексте Порядка № 209н?
Ответ на этот вопрос содержится в абзаце 3 п. 7 Порядка № 209н. Говоря простым языком, на подстатью 347 КОСГУ следует относить расходы на приобретение материальных запасов, предназначенных для формирования или увеличения стоимости объектов, относящихся к основным средствам, нематериальным и непроизведенным активам. В частности, для их создания, реконструкции, технического перевооружения.
В то же время следует четко понимать, что ключевым словом для применения подстатьи 347 КОСГУ является слово «цель», которой должно являться формирование капитальных вложений в основные средства, нематериальные или непроизведенные активы. При этом для того, чтобы обосновать принятое решение по отнесению расходов, цель целесообразно подтвердить соответствующими документами (например, строительной сметой, сметой на ремонт, реконструкцию, иными аналогичными документами).
Выбор может стоять не только между подстатьями 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» и 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ, как может показаться на первый взгляд. Но и в отношении иных подстатей статьи 340 КОСГУ.
К примеру, расходы на ткань, приобретенную согласно смете непосредственно для пошива театральных костюмов, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве основных средств, относятся на подстатью 347 КОСГУ, а не на подстатью 346 КОСГУ. А расходы на ткань, приобретенную для пошива постельного белья, которое будет принято к учету в качестве материальных запасов — мягкого инвентаря, относятся уже на подстатью 346 КОСГУ, так как расходы на формирование стоимости материальных запасов не относятся к капитальным вложениям.
Применение подстатьи 349 КОСГУ
В силу п. 11.4.8 Порядка № 209н на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам однократного применения. А далее в данной норме приведен перечень таких материальных запасов:
- подарочная и сувенирная продукция, а также иные материальные ценности, приобретенные в целях награждения, дарения;
- специальная продукция;
- бланки строгой отчетности;
- бутилированная питьевая вода, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения, либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам.
Обратите внимание: данный перечень является закрытым и не предусматривает отнесения иных видов расходов. При этом такой вид расходов, как подарочная и сувенирная продукция, в свою очередь, является открытым.
Приведем пример отнесения расхода на подстатью 349 КОСГУ. Если учреждение приобретает цветы, нужно определить цель их приобретения. Если цветы предназначены для дарения, то такой расход относится на подстатью 349 КОСГУ, а если для украшения зала — на подстатью 346 КОСГУ.
Итак, мы рассмотрели вопрос отнесения расходов при приобретении материалов на подстатьи статьи 340 КОСГУ. Основываться при выборе подстатьи КОСГУ нужно на Порядке № 209н и пользоваться приведенными в статье Методическими рекомендациями с примерами отнесения расходов. А также всегда нужно исходить из цели, для достижения которой приобретается материальный запас.
10 писем Минфина о применении КОСГУ в помощь бухгалтеру бюджетной организации
Единственным мероприятием в отношении основных средств, которому не дано точное определение в нормативно-правовых актах, является ремонт. Для того, чтобы понять экономическую сущность и влияние на основные средства проводимых в их отношении ремонтов, придется обратиться к косвенным данным.
Такие данные можно почерпнуть в отраслевых инструкциях, методических рекомендациях Минфина для бюджетных организаций (письмо Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383), строительных нормативах (приказ Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 об утверждении «Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»).
Обобщая имеющиеся в этих документах описательные характеристики и определения, можно сформулировать понятие «ремонт основного средства» следующим образом:
Ремонтом является такое действие в отношении основного средства, в результате которого происходит восстановление функциональности объекта и устраняются существующие неисправности и недостатки, препятствовавшие использованию объекта по прямому назначению.
Традиционное деление на текущие, средние и капитальные ремонты не является установленной в обязательном порядке нормой и в бухгалтерской работе не учитывается. Даже если после проведения ремонта технические характеристики объекта изменились в сторону улучшения, затраты на ремонт не влияют на балансовую стоимость отремонтированного объекта основных средств. Бухгалтерские проводки по учету и списанию этих затрат не затрагивают синтетические счета, на которых ведется учет основных средств.
При проведении ремонтов любой сложности в 2014 году, как и ранее, составляются следующие бухгалтерские проводки:
- При единовременном списании затрат в случае отсутствия заранее создаваемых ремонтных фондов:
Дт 20,25,26,44 – Кт 10,70,69,60 – списание расходов на ремонт на статьи затрат.
- В случае если организацией образован ремонтный фонд:
Дт 20,25,26,44 – 96 – ежемесячное формирование ремонтного фонда; Дт 96 – Кт 10,70,69,60 – списание расходов за счет ремонтного фонда; Дт 97 – Кт 10,70,69,60 – сумма превышения затратами сумм резерва.
Если по окончании отчетного периода выявлен излишек резерва ремонтного фонда, неиспользованная сумма сторнируется. Стоит отметить, что в 2014 году организации, перешедшие на учет по стандарту МСФО 16, стоимость части ремонтов, относимых этим стандартом к капитализированным, смогут включать в стоимость ОС. Впрочем, введение МСФО – тема отдельного и долгого обсуждения.
Увеличение стоимости основных средств что входит
Классификация расходов бюджета — группировка расходов бюджетов всех уровней отражающая направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций и решение социально-экономических задач. Главный распорядители бюджетных средств — орган государственной власти или местного самоуправления имеющий право распределять бюджетные средства между подведомственными(подчиненными) ему распорядителями или получателями.
КВР 242 и 244: отражаем расходы в сфере информационно-коммуникационных технологий
Виды расходов бюджетов бюджетной системы РФ и правила их использования определяет Приказ Минфина от 1 июля 2013 г. №65н. Коды 242 и 244 относятся к группе 200, предназначенной для отражения расходов на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
КВР 242 — Закупка товаров и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). КВР 244 — Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд.
Вопросы применения бюджетной классификации: 225 КОСГУ
Применение подстатьи 225 КОСГУ в рамках бюджетного учета является наиболее проблематичным.
Нередко возникают сомнения при выборе между 225 и 310 КОСГУ (между ремонтом и модернизацией (реконструкцией, дооборудованием), а также — между 225 и 226 КОСГУ. Почему такие сложности возникают и как бухгалтеру «выйти сухим из воды», рассмотрим на примере рабочих ситуаций.
Согласно Указаниям № 180н на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом имущества, полученного в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.
Статья 310 Увеличение стоимости основных средств
На данную статью относятся расходы получателей бюджетных средств, а также государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию и дооборудование основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, в том числе:
— драгоценных камней, самородков драгоценных металлов, слитков и брусков золота, серебра, платины и палладия, а также монет из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящихся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
226 статья расходов что входит
221,222, 223,224 и 225 Перечень работ, учитываемых статьей 226 Осуществление измерений необходимых в археологических исследованиях ; Выяснение состояния по определённым параметрам инженерных сооружений; Осуществление мероприятий по разделению наделов и установлению границ; Типовые проектировочные работы ; Мероприятия по разработке ПСД на нужды строительных.
В частности, это расходы на: содержание в чистоте помещений, зданий, дворов, иного имущества (уборка и вывоз снега, мусора; дезинфекция, дезинсекция, дератизация, газация; санитарно-гигиеническое обслуживание, мойка и чистка (химчистка) и т.
д.); ремонт (текущий и капитальный) и реставрацию нефинансовых активов; противопожарные мероприятия, связанные с содержанием имущества (огнезащитная обработка, зарядка огнетушителей и т.
договоров на приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов, относящихся к основным средствам, и модернизацию основных средств, закрепленных на праве оперативного управления, находящихся в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования, полученных в аренду или безвозмездное пользование.
В целях применения настоящих Методических рекомендаций, при отнесении материальных ценностей к основным средствам (основным фондам) следует руководствоваться положениями пунктов 16 — 20.
Статья 310 косгу расшифровка
; двоякого толкования отдельных норм.
Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п.
Косгу 310 и 340: расшифровка в 2021 году для бюджетных учреждений
Когда учреждение приобретает имущество, перед бухгалтером встаёт вопрос – куда его отнести: к материальным запасам на статью КОСГУ 340 или основным средствам на статью КОСГУ 310. Ведь сделать это не всегда просто. Мы привели рекомендации, как определить статью, и показали их на примерах: флаги, огнетушители, баннеры, жалюзи и другое имущество.
Как применять в учете статьи и подстатьи КОСГУ, разъяснено в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. КОСГУ едины для всех уровней бюджетов.
Расшифровка 310 КОСГУ
В соответствии с приказом № 65 на статью КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» относятся расходы учреждений на приобретение или изготовление объектов, которые относятся к основным средствам.
В том числе драгоценных камней, самородков драгоценных металлов, слитков и брусков золота, серебра, платины и палладия, а также монет из драгоценных металлов кроме тех, что не являются валютой Российской Федерации.
Расшифровка 340 КОСГУ
На статью КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» относят расходы по оплате договоров на объекты, которые относятся к материальным запасам, в том числе:
- медикаментов и перевязочных средств;
- медицинской техники, вживляемой в организм пациента;
- продуктов питания;
- горюче-смазочных материалов;
- строительных материалов;
- мягкого инвентаря, в том числе, имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону;
- запасных или составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т.п.;
- спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- кухонного инвентаря;
- молодняка всех видов животных и животных на откорме, птиц, кроликов, пушных зверей, семей пчел, независимо от их стоимости, подопытных животных, скота для убоя;
- кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных;
- саженцев многолетних насаждений (посадочного материала), включая плодово-ягодные насаждения всех видов до достижения ими эксплуатационного возраста или до наступления плодоношения;
- материальных запасов в составе имущества казны и государственного материального резерва;
- бланочная продукция (кроме бланков строгой отчетности);
- другие аналогичные расходы.
К какой именно категории отнести имущество – основным средствам или материальным запасам, решает комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Свое решение члены комиссии принимают, опираясь:
- на положения Инструкции к Единому плану счетов № 157н;
- на предназначение, сроки и порядок использования материальных ценностей;
- на положения учетной политики – в ней прописывают точный список имущества, которое в учете учреждения относят к основным средствам или материальным запасам.
Решение комиссии может не совпадать с мнением проверяющих. Но если оно основано на положениях учетной политики, то опасаться ответственности не нужно. Ведь порядок, который прописан в учетной политике, обязано применять как само учреждение, так и контролирующие ведомства при проверке учета.
Список имущества, которое учитывается по статье КОСГУ 340, смотрите в статье журнала Учет в учреждении.
Изготовление баннера
Код КОСГУ зависит от предмета договора. Если это рекламные услуги, когда исполнитель сам готовит и размещает баннер без передачи заказчику, применяйте подстатью КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».
Если вы покупаете рекламный баннер, уличную растяжку – КОСГУ 310, если баннер соответствует критериям основного средства, или статья КОСГУ 340 – соответствует критериям матзапасов.
А если договор на размещение электронного баннера в Интернете – подстатья КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги». Применять подстатью КОСГУ 221 нельзя, так как это рекламные услуги, а не услуги связи.
Такой вывод следует из раздела V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. Последнюю редакцию Указаний 65н смотрите в правовой базе журнала Учет в учреждении.
Огнетушители
Перезаряжаемые огнетушители относите к основным средствам, а одноразовые – к материальным запасам.
Реконструкция основных средств
В отличие от ремонта, в налоговых и бухгалтерских нормативных документах определение реконструкции существует. Однако имеющиеся формулировки недостаточно конкретизируют экономическую сущность реконструкции основных средств, в результате чего могут возникать ситуации, когда за реконструкцию ошибочно принимаются результаты особенно сложных, или приведших к значительному улучшению свойств объекта, ремонтов.
Чтобы на практике подобных разночтений не возникало, нужно придерживаться в первую очередь следующего правила:
Реконструкцией объекта основных средств может считаться только комплекс таких мероприятий, которые осуществляются в отношении исправно функционирующего объекта в целях качественного изменения его технических показателей.
Таким образом исключается возможность отнесения на стоимость объекта основных средств затрат на замену конструктивных неисправностей, которая привела к существенному улучшению объекта в силу установки (монтажа) более современных элементов.
Здесь же следует отметить, что по сложившейся практике термин «реконструкция» употребим в основном в отношении объектов капитального строительства. Косвенное подтверждение справедливости такой практики находится в п. 14 ст. 1 Градостроительном кодексе РФ и системных материалах Минфина для бюджетных организаций (письмо Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383).
Таким образом, под реконструкцией можно понимать изменение этажности, высоты, площади и подключение ранее отсутствовавших инженерно-технических систем.
ГЛАВБУХ-ИНФО
К работам по модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта основных средств, повышенными нагрузками и/или другими новыми качествами.
Как правило, модернизация машин и оборудования предусматривает замену отдельных частей машин и оборудования и их оснащение новыми механизмами.
К реконструкции относится переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и направленное на увеличение производственных мощностей, улучшение качества и изменение номенклатуры продукции.
Модернизация, реконструкция объектов основных средств может производиться силами самой организации и/или силами сторонних организаций.
При реконструкции отдельных объектов основных средств (зданий и сооружений) выполняемых в рамках капитального строительства, строительно-монтажные работы могут выполняться хозяйственным или подрядным способом в порядке, аналогичном строительству новых объектов основных средств.
В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию объекта основных средств должны учитываться на счете учета вложений во внеоборотные активы.
После завершения работ по реконструкции, модернизации объекта основных средств затраты, учтенные на счете учета вложений во внеоборотные активы, должны увеличивать первоначальную стоимость объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования объекта (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.).
Учет затрат, связанных с модернизацией, реконструкцией объектов основных средств, приводящих к улучшению первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта, ведется в порядке, установленном для учета фактических затрат при сооружении или изготовлении объектов основных средств.
Фактические затраты на модернизацию, реконструкцию объектов основных средств предварительно отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетами учета расчетов, счетами по учету материально-производственных запасов и др.
Увеличение первоначальной стоимости объектов основных средств в результате модернизации и реконструкции отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».
При увеличении первоначальной стоимости объектов основных средств должны быть также увеличены ежемесячные амортизационные отчисления, учитываемые для целей бухгалтерского учета. При этом амортизация, пересчитанная по таким объектам, должна начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем приемки-сдачи реконструированных, модернизированных объектов основных средств.
В соответствии с ПБУ 6/01 в случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организация может пересматривать срок полезного использования этого объекта. Ш&. *
Если не происходит улучшения (повышения) ранее принятых нормативных показателей функционирования объектов основных средств, то затраты, учтенные на счете учета вложений во внеоборотные активы, учитываются на счете учета основных средств обособленно (например, на отдельном субсчете 01–3 «Затраты на реконструкцию и модернизацию, не увеличивающие первоначальную стоимость основных средств»).
В этом случае на объект основных средств открывается отдельная инвентарная карточка на сумму произведенных затрат.
Приемка законченных работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств оформляется соответствующим актом.
Приемка объектов основных средств, у которых в результате реконструкции, модернизации и т. д. увеличивается первоначальная стоимость, осуществляется на основании акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3).
На основании данного акта производятся соответствующие записи в инвентарной карточке, в которой объект прежде был учтен.
Если отражение всех изменений в старой инвентарной карточке затруднено, открывается новая инвентарная карточка (с сохранением ранее присвоенного номера) с отражением показателей, характеризующих реконструированный объект.
В случае наличия у объекта основных средств нескольких частей, учитывающихся как отдельные инвентарные объекты и имеющих разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта.
Налоговые аспекты. В налоговом учете, как и в бухгалтерском учете, первоначальная стоимость основных средств может изменяться в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
С 1 января 2006 г. установлен новый порядок налогового учета расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.
Согласно ст. 270 НК РФ расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, относятся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли
Указанные расходы могут увеличивать первоначальную стоимость реконструированных, модернизированных объектов основных средств, которая впоследствии должна погашаться путем начисления амортизации.
При увеличении первоначальной стоимости объектов основных средств должны быть также увеличены ежемесячные амортизационные отчисления, учитываемые для целей налогового учета. При этом амортизация, пересчитанная по таким объектам, должна начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем окончания реконструкций, модернизации объекта основных средств.
Организация вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования.
При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.
Если в результате реконструкции, модернизации объекта основных средств не произошло увеличение срока его полезного использования, организация при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования.
Пример 1. Допустим, что собственными силами организации произведена модернизация объекта основных средств, приводящая к повышению нормативных показателей функционирования объекта.
Содержание хозяйственных операций | Корреспондирующие счета | ||
Дебет | Кредит | ||
1 | Отражена стоимость приобретенных материалов согласно расчетным документам поставщика (без учета НДС) | 10-1 | 60 |
2 | Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком | 19-1 | 60 |
3 | Произведена оплата за материалы (включая НДС) | 60 | 51 |
4 | Отражена стоимость приобретенных запасных частей согласно расчетным документам поставщика (без учета НДС) | 10-5 | 60 |
5 | Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком | 19-1 | 60 |
6 | Произведена оплата поставщику за поступившие запасные части (включая НДС) | 60 | 51 |
7 | Отпущены материалы на модернизацию объекта ОС | 08 | 10-1 |
8 | Отпущены запасные части на модернизацию объекта ОС | 08 | 10-5 |
9 | Начислена зарплата работникам, выполнявшим работы по модернизации объекта ОС | 08 | 70 |
10 | Начислен ЕСН от сумм оплаты труда работников, выполнявших работы по модернизацииобъекта ОС | 08 | 69 |
11 | Увеличена первоначальная стоимость объекта ОС на сумму фактических расходов по его модернизации | 01 | 08 |
12 | Предъявлены к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам материалов и запасных частей | 68-1 | 19-1 |
Пример 2. Допустим, что произведена модернизация объекта основных средств, осуществленная силами самой организации и не приводящая к повышению нормативных показателей функционирования объекта.
Модернизация основных средств
По своей технической и экономической сущности модернизация основных средств идентична реконструкции, но осуществляется в отношении движимого имущества организации: станочного парка, транспорта, механизмов и прочих объектов, не относящихся к категории капитального строительства.
Модернизация – это комплекс мероприятий, направленных на усовершенствование основного средства, которые приводят к качественному улучшению технико-экономических свойств объекта и связаны с заменой его конструктивно значимых элементов более современными и эффективными
. Тут же надо сказать, что косвенным признаком принадлежности проведенных мероприятий к категории «модернизация» является возможность дальнейшего использования элементов, изъятых для замены на более эффективные. Замененные элементы приходуются на склад и становятся учетным объектом как малоценные.
Отсутствие возможности выделения полезных в дальнейшем или определение их как неисправных говорит о том, что все либо (часть) мероприятий должны быть исключены из категории модернизации и проводиться в учете как ремонт.
Разукомплектация основных средств
Исключая уценку, среди оснований, по которым стоимость основного средства может быть уменьшена, НК предусматривает только разукомплектацию, или, как она обозначена в кодексе, частичную ликвидацию объекта. Остальные возможности определены расплывчатой формулировкой «по иным основаниям».
Представляется, что это сделано в целях резервирования «места в законе» для возможных оснований, которые могут возникнуть в будущем, так как в 2014 году никаких изменений в соответствующей статье НК не предвидится.
Что же такое разукомплектация основных средств? Представим себе, что некое основное средство, например поточная линия, являющаяся единым учетным объектом и состоящая из модулей, подверглась частичной разборке. Часть составляющих её модулей, чьи функции больше не задействованы в производственном цикле, была изъята.
В определенных случаях это приводит к тому, что объект теряет свою функциональность и должен быть списан, то есть, исключен из состава основных средств. Вместо объекта учета ОС возникнет несколько новых объектов учета. Это будут либо основные средства, либо малоценные или материалы. Но не всегда частичная разборка имущественного объекта приводит к такому результату.
Основное средство может быть не списано, а остаться в учете с измененной, уменьшенной стоимостью. Это происходит в тех случаях, если:
- Объект не утратил своей функциональности, остался единым обособленным комплексом;
- Удаление части комплектующих (составляющих частей) позволяет дальнейшее использование объекта по прямому назначению;
- Изъятие комплектующих компонентов не наносит объекту существенный ущерб.
После того, как разукомплектация основных средств произведена, бухгалтерии следует не только соразмерно уменьшить стоимость основного средства, но и пересчитать размер его амортизации. Это связано с тем, что начисленная ранее амортизация рассчитывалась исходя из того, что в стоимости объекта естественным образом учтена стоимость его составляющей, которая удалена в результате частичной ликвидации.
Порядок пересчета амортизационных отчислений нужно закрепить в учетной политике организации. В случае, когда срок полезного использования объекта не изменяется, такой пересчет можно производить пропорционально стоимости или процентной доле изъятой части в балансовой стоимости объекта.
Сложнее обстоит дело с определением конкретной суммы, на которую должно быть уценено основное средство. Нормативно-правовые акты не устанавливают порядок определения этих сумм. Таким образом, этот вопрос остается на усмотрение организации. Которая должна самостоятельно проработать и закрепить внутренними нормативными положениями порядок уценки при разукомплектации.
Наиболее разумными представляются следующие способы:
- Комиссионное определение процентной доли исключаемой части в общем составе основного средства;
- Фактическая оценка по имеющимся документально подтвержденным данным о стоимости исключаемой части;
- Заключение независимого оценщика.
При определении стоимости исключаемой части следует учесть процент её амортизации в составе объекта основных средств. На сумму остаточной стоимости исключаемой части уменьшается балансовая стоимость основного средства.
Расходы, непосредственно связанные с частичной ликвидацией основного средства могут быть учтены двумя способами:
- Если изъятая часть может быть использована в дальнейшем, расходы на её изъятие включаются в стоимость, по которой она приходуется на склад;
- Если изъятая часть не представляет ценности и подлежит ликвидации, расходы на её изъятие включаются в прочие внереализационные расходы организации.
Озеленение территории
В зависимости от проводимых работ, связанных с озеленением территории, применяются следующие статьи (подстатьи) КОСГУ.
Статья (подстатья) КОСГУ | Виды работ | Основание |
310 «Увеличение стоимости основных средств» | Приобретение деревьев эксплуатационного (плодоносящего) возраста | Пункт 11.1 Порядка №209н |
346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» | Приобретение рассады, семян, цветов | Пункт 11.4.6 Порядка №209н |
347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» | Приобретение саженцев многолетних насаждений | Пункт 11.4.7 Порядка №209н |
226 «Прочие работы, услуги» | Разбивка клумб, высадка рассады, цветов | Пункт 10.2.6 Порядка №209н |
228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» | Услуги по высадке деревьев, саженцев | Пункт 10.2.8 Порядка №209н |
Напомним, многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала, семена, учитываемые в составе материальных запасов, отражаются на счете 105 06 «Прочие материальные запасы» (п. 99, 118 Инструкции № 157н[4]).
Капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения включаются им в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ (п. 43 Инструкции № 157н).
Многолетние насаждения (деревья) учитываются в составе группы учета «Биологические ресурсы» на счете 101 37000 «Биологические ресурсы — иное движимое имущество учреждения» и принимаются к учету по первоначальной стоимости (п. 14 СГС «Основные средства«[5], п. 23, 45 Инструкции № 157н, п. 4, 5 Инструкции № 162н[6]).
Таким образом, первоначальной стоимостью многолетних цветов, деревьев признаются фактические вложения в выращенную рассаду, приобретенные саженцы и расходы на их высадку (при наличии) (п. 15 СГС «Основные средства»).
В соответствии с ОК 013 2014 (СНС 2008)[7] многолетние насаждения относятся к группировке «Культивируемые ресурсы растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию» (общий код 520.00.00.00). Например, по коду 520.00.10.05 отражаются многолетние декоративные озеленительные насаждения, и они включены в 10-ю амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 30 лет[8].
Согласно введению к ОКОФ в названную группировку входят все виды культивируемых многолетних насаждений, неоднократно дающие продукцию, включая редкие растения, чей естественный рост и восстановление находятся под прямым контролем, ответственностью и управлением конкретных юридических лиц, независимо от возраста данных насаждений. Например:
— озеленительные и декоративные насаждения на улицах, площадях, в парках, садах, скверах, на территории юридических лиц, во дворах жилых домов;
— живые изгороди, снего- и полезащитные полосы, насаждения по укреплению песков и берегов рек, овражно-балочные насаждения и т. п.;
— культивируемые насаждения ботанических садов, других научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для научно-исследовательских целей.
Объектами классификации также являются зеленые насаждения каждого парка, сада, сквера, улицы, бульвара, двора, территории и т. д. в целом независимо от количества, возраста и породы насаждений, зеленые насаждения вдоль улицы, дороги (в границах закрепленного участка), включая индивидуальные ограждения каждого насаждения, насаждения каждого участка (района) полезащитных полос?
Казенное учреждение приобрело через подотчетное лицо:
— семена многолетних цветов на сумму 200 руб., из которых выращена рассада в количестве 20 шт.;
— грунт и удобрения для цветов на сумму 250 руб.
Рассада высажена на территории учреждения.
(Все данные условные.)
В бюджетном учете необходимо сделать проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Выданы денежные средства под отчет | 1 208 34 567 | 1 201 34 610 | 450 |
Приняты к учету семена | 1 105 36 346 | 1 208 34 667 | 200 |
Приняты к учету грунт и удобрения | 1 105 36 346 | 1 208 34 667 | 250 |
Списаны посеянные семена | 1 106 34 346 | 1 10536 446 | 200 |
Принята к учету рассада (20 шт.) | 1 105 36 346 | 1 106 34 346 | 200 |
Списана высаженная рассада цветов | 1 106 31 310 | 1 105 36 446 | 200 |
Списаны израсходованные грунт и удобрения | 1 106 31 310 | 1 105 36 446 | 250 |
Приняты к учету цветы в составе основных средств | 1 101 37 310 | 1 106 31 310 | 450 |
Списана стоимость высаженных цветов | 1 401 20 271 | 1 101 37 410 | 450 |
Приняты высаженные цветы к забалансовому учету* | 21 | 20 |
* На объекты основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется (п. 39 СГС «Основные средства»).
Для учета находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно предназначен забалансовый счет 21 (п. 373 Инструкции № 157н).
Принятие к учету объектов основных средств осуществляется на основании первичного документа, подтверждающего ввод (передачу) объекта в эксплуатацию, в условной оценке «один объект — 1 руб.», в случае утверждения учреждением в рамках формирования учетной политики иного порядка — по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.
Казенное учреждение приобрело саженцы декоративных кустарников (2 шт.) на общую сумму 1 200 руб. Саженцы высажены на территории учреждения.
(Все данные условные.)
В бюджетном учете необходимо сделать проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты саженцы к учету | 1 105 36 346 | 1 302 34 73х* | 1 200 |
Оплачены саженцы поставщику | 1 302 34 83х* | 1 304 05 346 | 1 200 |
Высажены саженцы | 1 106 31 310 | 1 105 36 446 | 1 200 |
Приняты декоративные кустарники в состав основных средств при наступлении эксплуатационного возраста** | 1 101 37 310 | 1 106 31 310 | 1 200 |
Списана стоимость кустарников | 1 401 20 271 | 1 101 37 410 | 1 200 |
Приняты кустарники к забалансовому учету | 21 | 2 |
* По соответствующей подстатье КОСГУ.
** Понятие эксплуатационного возраста учреждение может определить самостоятельно (например, исходя из рекомендаций питомника, специальной документации), закрепив его в учетной политике.
Казенное учреждение заключило со сторонней организацией договор на оказание услуг по озеленению территории вокруг административного здания на сумму 15000 руб.
(Данные условные)
В учете необходимо сделать следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Оказаны услуги по озеленению территории | 1 401 20 226 | 1 302 26 73х* | 15 000 |
Оплачены оказанные услуги | 1 302 26 83х* | 1 304 05 226 | 15 000 |
* По соответствующей подстатье КОСГУ.
Дооборудование основных средств
Дооборудование основного средства легче всего представить как процедуру, обратную разукомплектации. Представим, что в случае той же поточной линии, в целях соответствия изменившимся производственным нуждам, в объект включается новый модуль, который качественно изменяет функциональные возможности линии, как объекта основных средств. Именно это и будет случаем дооборудования.
Стоимость объекта основных средств увеличивается в случае дооборудования на стоимость вводимой в его состав части и сумму затрат, напрямую связанных с дооборудованием. Отметим, что в отношении объектов капитального строительства вместо термина «дообрудование» может применяться термин «достройка», более точно отражающий характер вносимых изменений.
Проводки по отражению дооборудования, модернизации и реконструкции основных средств в бухгалтерском учете производятся единообразно. Все затраты аккумулируются на счете учета вложений в активы: Дт 08 – Кт 07, 10, 69, 70, 60 — фактические затраты на проведенные работы По завершении проводимых мероприятий производится списание затрат с включением их в стоимость основного средства: Дт 01 – Кт 08 – изменение стоимости объекта основных средств. Начисление амортизации по таким объектам начинается с месяца, следующего за месяцем окончания всех мероприятий по реконструкции (достройки и т. д.)
При проведении мероприятий, изменяющих стоимость объекта основных средств, методологической основой является по большей части Налоговый кодекс. Это способствует тому, что между данными бухгалтерского и налогового учета различия возникают гораздо реже, чем в других случаях. Для исключения возникновения таких различий достаточно учесть в учетной политике учреждения требования НК.
Трудности возникают чаще всего достаточно субъективного характера, из-за различий в оценке хозяйственных ситуаций налогоплательщиком и фискальными органами. Ярким примером этому являются все те же ремонт и реконструкция.
С точки зрения налогоплательщика, реконструкция – весьма невыгодный для него механизм. Действительно, затраты понесенные здесь и сейчас, будучи включенными в стоимость основных средств, будут компенсироваться амортизацией на протяжении значительного будущего периода. Именно поэтому очень часто документация, предваряющая и сопровождающая эти мероприятия, составляется таким образом, чтобы их можно было отнести к категории ремонтов.
В свою очередь, фискальные органы не заинтересованы в занижении размеров базы исчисления налога на прибыль, в силу чего стремятся вывести проведенные налогоплательщиком мероприятия из категории ремонтов в категорию реконструкции (модернизации). В данном случае налогоплательщику необходимо иметь несомненное документальное подтверждение характера работ. Чаще всего выручает в таких случаях привлечение независимых экспертов для оценки характера имевшихся недочетов и принадлежности мероприятий к той или иной категории.
Создание объекта благоустройства
Рекомендации о том, как отражать в бюджетном учете объекты благоустройства, Минфин привел в Письме от 11.10.2019 №02-07-10/78244.
В соответствии с п. 3.12 СП 82.13330.2016 объекты благоустройства территории — это территории различного функционального назначения, где осуществляется деятельность по благоустройству, которая, в свою очередь, представляет комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Согласно п. 10 СГС «Основные средства» единицей учета основных средств может признаваться часть объекта имущества, в отношении которой самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала, либо часть имущества, имеющая отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала), стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества (структурная часть объекта основных средств).
Следовательно, если в рамках работ по благоустройству (в рамках произведенных расходов по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ) созданы объекты, соответствующие критериям признания объектов основных средств (объектов, имеющих самостоятельные функции), комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов может принять решение об их учете в качестве отдельных инвентарных объектов в составе нефинансовых активов.
В случае принятия решения об отнесении произведенных затрат к расходам текущего финансового года с отнесением на соответствующий счет аналитического учета счета 1 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» информацию о них необходимо отразить в инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031), открытой в отношении зданий, расположенных на земельном участке, где были проведены работы по благоустройству.
Консервация основных средств
Консервация основных средств – это, главным образом, способ сохранить имущество, не используемое в силу объективных причин в текущем производственном процессе. В бухгалтерском учете перевод объекта на консервацию оформляется самым простейшим образом. На основании распоряжения руководителя составляется следующая проводка:
Дт 01 субсчет «ОС на консервации» — Кт 01 субсчет «ОС в эксплуатации»
Вывод основного средства с консервации оформляется обратной проводкой. С месяца, следующего за тем, когда объект был законсервирован, перестает начисляться амортизация по нему. Возобновление начисления амортизации осуществляется в начале месяца, следующего за тем. когда объект был возвращен с консервации. При этом срок полезного использования увеличивается на срок, в течение которого объект был законсервирован.
Все вышесказанное справедливо только в том случае, если срок консервации превышает три календарных месяца. В противном случае, при выводе с консервации объекта следует доначислить амортизацию за весь срок бездействия объекта. Еще раз обращаем ваше внимание на то, что консервация основного средства не является основанием для изменения его стоимости.
Покос травы
Согласно п. 10.2.5 Порядка № 209н расходы на оплату договора на покос травы учреждение вправе отнести на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Кроме того, учреждение может приобрести газонокосилку и провести данные работы самостоятельно.
Газонокосилку согласно нормам п. 7 СГС «Основные средства» можно отнести к основным средствам по коду 330.28.30.40 или 330.28.30.51 ОКОФ, 2-я амортизационная группа со сроком полезного использования от двух до трех лет включительно.
Таким образом, ее учет будет осуществляться на счете 10134 000 «Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения».
Казенное учреждение приобрело электрическую газонокосилку стоимостью 14000руб., куда входит и ее доставка. Дополнительных затрат на ее приобретение у учреждения не возникло.
В бюджетном учете приобретение газонокосилки отражается следующими записями:
Можно ли материальные запасы, приобретенные в прошлом году по КОСГУ 344 и 346, перенести на КОСГУ 347?
Это имущественные ценности, используемые в процессе деятельности учреждения. В их состав принято включать готовую продукцию и товары для продажи.
Учет материальных запасов в бюджете принято вести на соответствующем счете 0 105 00 000 «Материальные запасы». Это дебетовый счет. То есть счет 105 может иметь только дебетовое сальдо на конец отчетного периода либо нулевой остаток. Сальдо по кредиту или со знаком минус говорит об ошибке в учете. Единица учета должна быть определена самостоятельно. Например, единицей может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа. Выбор следует закрепить в учетной политике. Это необходимо для обеспечения контроля над имущественными ценностями учреждений бюджетной сферы.
Классификация материальных запасов включает:
- Предметы и ценности, используемые в деятельности предприятия и имеющие срок использования менее 12 месяцев.
- Готовую продукцию — результат производственного цикла.
- Товары для продажи независимо от срока использования и стоимости объекта.
- Отдельные категории ценностей, поименованные в п. 99 Инструкции № 157н.
Примером отдельной категории может быть спецобувь и одежда, тара и упаковка для хранения, постельное белье и хозинвентарь. Срок их использования и стоимость не имеет никакого значения.
Мягкий инвентарь по инструкции
Бухгалтерам нужно точно знать, какие предметы инвентаря относятся к группе «мягкого», потому что для этой категории активов характерны особые правила учета. Далеко не все предметы, мягкие по ощущениям, считаются мягким инвентарем в бухгалтерском смысле.
Порядок отнесения активов к мягкому инвентарю регламентирует Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов госвласти, местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 01 декабря 2010 года № 157н в п.118.
Мягкий инвентарь – материальные запасы готовых к применению предметов, эксплуатируемые относительно длительное время в непосредственном контакте с человеческим телом. Инструкция точно определяет, какие именно активы следует считать мягким инвентарем:
- все, что относится к нательному белью (сорочки, пижамы, халаты и т.п.);
- предметы постельного белья (наволочки, пододеяльники, простыни, наматрасники, покрывала);
- постельные принадлежности (матрасы, одеяла, подушки, спальные мешки и т.п.);
- одежда, спецодежда, форма, обмундирование (все виды и предметы одежды);
- обувь, в том числе и специализированная (все типы обуви);
- спортивная форма и обувь;
- вещевое имущество.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! К «спецовке» относятся, кроме собственно предметов одежды и обуви, также защитные приспособления: респираторы, шлемы, очки и пр.
Предметы мягкого инвентаря в основном заказываются у поставщиков или, если позволяет база, их можно изготовить силами самого учреждения.
Группировка матзапасов в бюджете
Аналитический учет материальных запасов в казенном учреждении следует детализировать по субсчетам. Для этого в учетной политике организации предусмотрите группировку счета 105 по субсчетам. Допускается включить в рабочий план счетов учреждения следующие субсчета:
0 105 31 | Медикаменты и перевязочные средства |
0 105 32 | Продукты питания |
0 105 33 | Горюче-смазочные материалы |
0 105 34 | Строительные материалы |
0 105 35 | Мягкий инвентарь |
0 105 36 | Прочие материальные запасы |
0 105 37 | Готовая продукция |
0 105 38 | Товары |
0 105 39 | Наценка на товары |
А вот автономные и бюджетные учреждения обязаны выделять особо ценное имущество. Группировка по субсчетам проходит в аналогичном порядке. Только для особо ценного имущества следует указывать группу счета 105 — 20. Например, товары, отнесенные к особо ценным, учитывайте на субсчете 0 105 28. Имущество бюджетного и автономного предприятия, не относящееся к особо ценному, фиксируйте в группе счета 105 — 30.
Вопрос
Бюджетной организацией в прошлом году были приобретены материальные запасы по КВР 244 КОСГУ 344 (сантехнические переходники, микрометры резьбовые технические, шайбы, втулки) и 346 (меры установочные). Но в полном объеме на заявленные цели они не были израсходованы. Было решено для прохождения аккредитации в текущем году из остатков неизрасходованных материальных запасов хозяйственным способом (собственными силами) создать объект основных средств (набор установочных мер к микрометрам со вставками).
Имеем ли мы право переносить (и каким образом) на КВР 244 КОСГУ 347 для дальнейшего формирования стоимости основного средства (особо ценного имущества) на счет 2.106.20 данные материальные запасы с КОСГУ 344 и 346?
Как оценивать матзапасы
Стоимостная оценка материальных запасов в бюджетном учете зависит от способа поступления актива в госучреждение. Выделяют варианты:
По текущей оценочной стоимости на дату поступления, при получении МЗ по иным передачам
Информация о запасах в отчетности, первое применение ФСБУ «Запасы»
В своей отчетности в части запасов учреждение должно раскрывать информацию (п. 44 ФСБУ «Запасы»):
- об учетной политике, принятой для оценки запасов, включая методы расчета себестоимости;
- общей балансовой стоимости запасов в разрезе групп запасов с разделением на учитываемые по первоначальной, нормативно-плановой и справедливой стоимости;
- сумме запасов, признанных в расходах в отчетном периоде;
- сумме, на которую начислен и уменьшен резерв под снижение стоимости матзапасов;
- балансовой стоимости запасов, заложенных в качестве обеспечения исполнения обязательств.
Применять ФСБУ «Запасы» учреждения должны с 2021 года. При этом (пп. 45-47 ФСБУ «Запасы»):
- Объекты учета, ранее не считавшиеся запасами или числящиеся за балансом, но соответствующие критериям признания таким активом на 01.01.2020, нужно отразить на балансовых счетах по первоначальной стоимости. При необходимости производится реклассификация или переоценка запасов, учтенных до первого применения ФСБУ.
- Финансовый результат, полученный в результате этих операций, отражается на начало отчетного периода в качестве корректировки финансового результата прошлых лет. Результаты такой корректировки раскрываются в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно.
- Информация по поступлениям и выбытиям запасов за годы, предшествующие первому применению стандарта, не пересчитывается.
Поступление материальных запасов: типовые проводки
Вариант поступления материальных запасов в бюджетных учреждениях напрямую влияет на порядок составления бухгалтерских операций. Рассмотрим актуальные примеры.
Операция | Дебет | Кредит |
Приобретение за плату | ||
Приняты к учету | 0 105 ХХ 340 | 0 302 34 730 |
Произведена оплата поставщику | 0 302 34 830 | 0 201 11 610 |
Оборот по забалансовому счету 18
Поступление материальных запасов следует регистрировать в бухучете на основании первичных документов: накладных, товарных чеков, актов приема-передачи и прочего.
Не все то мягкий инвентарь, что мягкое на ощупь
Ключевым признаком отнесения актива к мягкому инвентарю является его бухгалтерская принадлежность, определяемая нормативными актами, а не собственно ощущением мягкости. Бухгалтеры не должны относить предметы к этой категории без опоры на Инструкцию, где четко поименованы все типы материальных запасов.
Нередко по ошибке к мягкому инвентарю перечисляют запасы, таковым не являющиеся:
- Швейные изделия: скатерти, шторы, портьеры, салфетки, полотенца, коврики и т.п. Эти предметы не упоминаются в означенном нормативном акте, их нельзя отнести ни к одной категории, представленной там.
- Сырье для мягкого инвентаря: ткань, фурнитура, поролон, подкладочные материалы. Мягкий инвентарь – это не сырье, а всегда готовые изделия.
- Мелкие личные предметы: носовые платки, зубные щетки, резинки для волос и т.п. Они не могут служить мягким инвентарем, так как срок их службы относительно невелик – менее года.
- Ветошь – в нее превращается мягкий инвентарь после утраты пригодности к эксплуатации, но сама она таковым не является и списываться как мягкий инвентарь не может.
- Отдельные «мягкие» предметы. Так, например, рюкзак, надеваемый при высотных работах, нельзя отнести к мягкому инвентарю, потому что он не обеспечивает индивидуальную защиту, в отличие от страховочного пояса.
Другой тип ошибки – невключение в данный тип активов относительно «твердых» предметов, которые по факту следует считать мягким инвентарем, например, шлемы, каски, противогазы и т.п.
Выбытие и списание материалов
Отразите списание материальных запасов в бюджетном учете в следующих случаях:
- при продаже актива на сторону;
- при использовании в деятельности госучреждения;
- в связи с передачей в уставные капиталы других организаций;
- в результате стихийных бедствий, террористического акта, иных действий;
- в связи с безвозмездной передачей сторонним организациям;
- в результате непригодности, недостачи, хищения;
- при передаче работникам учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных обязанностей;
- при передаче спецоборудования для выполнения НИОКР.
Способ списания стоимости следует закрепить в учетной политике. Допускается на выбор: списание по фактической стоимости единицы или по средней стоимости. Выбранный способ должен применяться в течение календарного года. Допускается применять разные способы для отдельных групп.
Итоги
Ведение бухгалтерского учета в БУ строго регламентировано нормативными актами. С 2021 года оно подчинено новому ФСБУ «Запасы». Перед тем, как начать его применять, нужно проанализировать прежние правила учета и сделать необходимые корректировки.
Источники: Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Учет доходов и расходов в казенных учреждениях
Финансирование казенных учреждений осуществляется на основании сметы. Распорядители бюджетов доводят до учреждений лимиты по каждой статье расходов, в пределах которых осуществляются затраты. Величина доходной и расходной части смены равна в пределах календарного года. Остаток неиспользованных средств подлежит возврату в бюджет.
Учреждения имеют дополнительные доходы от ведения деятельности, зачисляемые в бюджет в качестве неналоговых поступлений. Право ведения внебюджетной деятельности предоставляется распорядителем с закреплением в учредительных документах. Организации обязаны вести раздельный учет целевых и коммерческих поступлений и затрат. По дополнительно полученным суммам утверждается отдельная смета с распределением расходов постатейно. Утверждение сметы осуществляет распорядитель бюджета.
Можно ли вернуть поставщику
Это зависит от условий, на которых их приобрели. Важно заранее определить, кто покупал и что не подходит в КТ. Если приобретение происходило частным образом физическим лицом для пользования, то здесь действует закон «О защите прав потребителей», который подтверждает возможность возвращать некачественные или не соответствующие ожиданиям предметы.
Но при оформлении подобной операции предприятием появляются проблемы, так как ГК не предусматривает возможности возвращать или менять качественные товары. А закон, который защищает физических лиц, никак не влияет на фирмы. Приходится надеяться, что продавец пойдет навстречу.
Мы рассмотрели, на какой счет приходуются канцтовары, куда относить их поступление, как их расходовать и списывать. Это несложная операция, но у многих специалистов она вызывает вопросы и споры. Советуем придерживаться учета по количеству, чтобы привлекать к себе интерес налоговой. Этот способ поможет избавиться от сложностей с подсчетом остатков, их контролем и расходованием.
На видео можно посмотреть, как проводится инвентаризация на складе при помощи ТСД и ПО «Склад 15» от «Клеверенс».
Количество показов: 24440
Остальные разделы номера счета
Разряд 9 – это защитный ключ или по-другому проверочная цифра, с ее помощью проверяют корректность обозначения счета при помощи компьютерных программ. Также, он отделяет разряды счета, для которых предусмотрено обязательное обозначение реквизитов номера счета, от остальной части счета (разряды с 10 по 20), которую кредитные организации присваивают самостоятельно.
Чаще всего с 10 по 13 разряды ставится номер филиала, далее уже следует номер лицевого счета, полученный в кредитной организации. В номере филиала и номере лицевых счетов свободные знаки обозначается нулями/
Примеры нумерации лицевых счетов
Пример 1. Лицевой счет коммерческой организации, которая находится в федеральной собственности, открытый для учета средств клиента:
Номер расчетного счета (разбит для удобства на коды) – 40502840200210000237
Расшифровка расчетного счета:
40502 (разряд с 1 по 5) – счет коммерческой организации, находящаяся в федеральной собственности;
840 (разряд с 6 по – валютный счет, валюта счета – доллар США;
2 (разряд 9) – защитный ключ (проверочная цифра);
0021 (разряд с 10 по 13) – номер филиала;
0000237 (разряд с 14 по 20) – порядковый номер лицевого счета.
Пример 2. Депозитный счет физического лица со сроком выше 3 лет в рублях:
Номер расчетного счета (разбит для удобства на коды) – 42307810500120000845
Расшифровка расчетного счета:
42307 (разряд с 1 по 5) – депозитный счет физического лица, открыт на срок свыше 3 лет
810 (разряд с 6 по – код валюты — Российский рубль;
5 (разряд 9) – защитный ключ (проверочная цифра);
0012 (разряд с 10 по 13) – номер филиала;
0000845– порядковый номер лицевого счета.
Можно легко заметить, что самой информативной частью в расшифровке счета для простого пользователя являются первые восемь разрядов счета.
Этой информации достаточно, для того, чтобы узнать всю самую важные сведения о счете.
Остальные цифры счета имеют больше значение для банковских специалистов. Однако, необходимо всегда внимательно писать все цифры счета и правильно заполнять реквизиты платежных поручений. Это поможет сберечь финансы и будет гарантом душевного спокойствия.
Нормы мягкого инвентаря
Постановление Правительства РФ от 07 ноября 2005 года № 659 обосновывает нормы использования мягкого инвентаря для детей на полном гособеспечении (интернатов). Письмо Министерства образования РФ от 22 сентября 1993 года № 164-М содержит аналогичные нормы для детсадов, школ, профтехучилищ и т.п. образовательных учреждений. По данным нормам срок использования выданного предмета не превышает 1-2 лет, затем его списывают с баланса, но, если изделие не изношено, оно может остаться в личном пользовании наряду с новым свежевыданным.
Образец карточки учета мягкого инвентаря
Учет операций по расчетам с персоналом по оплате труда
Оплата труда работников казенного учреждения осуществляется на основании утвержденных учредителем штатного расписания и статьи сметы в размере фонда оплаты труда. Трудоустройство и рабочие условия регулируются ТК РФ. При найме работника:
- Знакомят с условиями труда и актами внутреннего распорядка.
- Заключают трудовой контракт.
- Назначают оклад, надбавки и стимулирующие выплаты.
- Определяют график исполнения обязанностей.
Оклад устанавливается согласно тарифно-квалификационного справочника.
Пример расчета с работниками
Учреждение начислило заработную плату работникам в размере 186 000 рублей. При выплате суммы оплаты труда удержан НДФЛ в размере 24 180 рублей. В учете осуществляются записи:
- Отражено начисление вознаграждения работникам: Дт 1 40120 211 Кт 1 302 11 730 на сумму 186 000 рублей;
- Произведено удержание НДФЛ: Дт 1 302 11 830 Кт 1 303 01 730 на сумму 24 180 рублей;
- Отражено начисление на карту работника: Дт 1 302 11 830 Кт 1 304 03 730 на сумму 161 820 рублей;
- Учтена выдача суммы путем перечисления на карту работника: Дт 1 304 03 830 Кт 1 304 05 211 на сумму 161 820 рублей.
Особенность расчета с персоналом казенных учреждений состоит в получении вознаграждений за труд из разных источников финансирования.
Переход на новый стандарт
Переход на нормы ФСБУ 5/2019 можно осуществить по выбору организации: ретроспективно или перспективно. Выбранный способ необходимо раскрыть первой бухгалтерской отчетности, составленной с применением ФСБУ 5/2019 (п.п. 47, 48 ФСБУ 5/2019).
При ретроспективном переходе следует (п. 15 ПБУ 1/2008):
- скорректировать остатки по счетам учета запасов, нераспределенной прибыли и другим связанным счетам;
- при составлении бухгалтерской отчетности за первый отчетный период применения ФСБУ 5/2019 пересчитать сравнительные показатели за два предыдущих года, которые отражаются в этой отчетности.
На 1 января 2021 года надо скорректировать состав и стоимость запасов, а также сумму резерва. Корректировки, связанные с изменением доходов или расходов периодов, предшествующих периоду первого применения ФСБУ 5/2019, будут отнесены на счет 84 (п. 15 ПБУ 1/2008).
Переход на ФСБУ 5/2019 перспективно предполагает применение новых правил учета только в отношении операций, возникающих после 1 января 2021 года. Однако активы, имеющиеся на балансе организации по состоянию на 31 декабря 2021 года, надо классифицировать по новым правилам в январе 2021-го. Например, если спецодежду правомерно учитывали по правилам ПБУ 5/01 в составе МПЗ, но она не относится к запасам по ФСБУ 5/2019, ее надо перенести на счет 01 без ретроспективного пересчета показателей отчетности за прошлые периоды.
Зачем нужен счет в банке?
Мы живем в мире, где каждый день происходит обмен товарами и услугами. Банковские карты заменили нам привычные бумажные и металлические деньги.
Почти у каждого из нас сейчас открыт счет в банке, мы можем не носить крупные суммы денег и заранее не думать о том, сколько денег взять в магазин, а просто прийти в магазин и оплатить покупку напрямую с банковского счета картой.
Для предпринимателя счет в первую очередь нужен для расчета со своими поставщиками и покупателями, т.к. популярность банковских карт растет с каждым годом и государство стимулирует безналичные операции.
Кроме того сделки на крупные суммы, участие в тендерах и проектах с госучастием подразумевает обязательное наличие р/с.
Но мы редко задумываемся о том, что такое расчетный счет и имеют ли вообще какой-то смысл цифры в номере банковского счета.
«Первичка» по мягкому инвентарю
ВАЖНО! Образец заполнения акта о списании мягкого инвентаря от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Для обоснования данного типа инвентаря в учете предусмотрены следующие виды документации (на основании Приказа № 52н):
- приходный ордер на приемку нефинансовых активов (при поступлении на баланс);
- отгрузочная документация – если она оформлена должным образом, приходный ордер оформлять необязательно, разве что потребуется разукомплектовка;
- акт приемки оформляется при несоответствии фактического количества инвентаря задокументированному;
- карточки количественного учета материальных запасов;
- требования-накладные – для учета движения мягкого инвентаря внутри организации;
- книга выдачи имущества – фиксирует выдачу и возврат мягкого инвентаря (в ней указаны нормы, нормативный срок эксплуатации и количество выданных единиц);
- акт о списании – отражает выбытие мягкого инвентаря.
Код рубля 810 или 643 – пояснение Центрального Банка РФ.
В разрядах с 6 по 8 указывается код валюты, в которой открыт счет. Расшифровку кода валют можно посмотреть в Общероссийском классификаторе валют (Классификатор ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000 с изменением и дополнениями).
Чаще всего счета открывают в трех основных валютах:
- Доллар США – код 840 (USD)
- Евро – код 978 (EUR)
- Российский рубль – код 643 (RUB)
Применение кода валюты Российской Федерации имеет свои особенности.
При проведении банковских операций на территории России в российских рублях, а также в номерах расчетных счетов применяется «старый» код валюты «810» — российский рубль.
При международных расчетах, когда код валюты – отдельный реквизит расчетных документов, проставляется «новый» код российского рубля «643» (см. разъясняющие Письма Центрального Банка РФ)
Тонкости «мягкого» учета
Существуют некоторые принципиальные моменты, связанные со взятием на баланс и списанием предметов мягкого инвентаря:
- Разукомплектовка перед принятием на учет. Многие вещи из списка мягкого инвентаря приобретаются не по одной, а комплектами, например, в состав постельного белья чаще всего входит простынь, пододеяльник и одна либо две наволочки. Было бы ошибкой оприходовать этот инвентарь как единый объект учета, ведь предметы, входящие в него, не связаны между собой. Бухгалтер должен оценить каждый предмет отдельно, зафиксировав стоимость в приходном ордере: общая сумма все номенклатуры составит стоимость комплекта.
- Маркировка. Ее применяют только к мягкому инвентарю, как гласит п. 118 Инструкции. Каждый оприходованный предмет должен быть помечен штампом а также названием учреждения, сделанным несмывающейся краской. Маркировку производят материально ответственные лица, при ней должны присутствовать руководитель (либо его зам) и бухгалтерский работник. Нужно стараться не слишком попортить внешний вид изделия.
- Учетный регистр – сам предмет инвентаря. Также уникальная черта мягкого инвентаря. Когда предмет выдается со склада для использования, на него дополнительно наносят еще одну маркировку с датой выдачи (месяц и год).
ВАЖНО! Штамп, который применяется для маркировки, хранится у руководства.
Особенности учета в бюджетном, автономном и казенном учреждении
В таблице ниже рассмотрены сравнения в различиях учета в бюджетном, казенном и автономном учреждении.
Источник https://grnt.ru/blog/priobretenie-materialov-v-2019-godu-kakoj-kosgu-primenit/
Источник https://forum-izpp.ru/dlya-buhgaltera/modernizaciya-osnovnyh-sredstv-v-byudzhetnyh-uchrezhdeniyah-provodki.html
Источник https://astclub.ru/buhgalteriya/schet-105.html