Содержание
Дом из шпал: вредно или нет, как построить своими руками, отзывы
Привычные строительные материалы в наши дни стоят дорого. Поэтому людям с ограниченным бюджетом приходится обращать свое внимание на не совсем обычные способы домостроения. Старые железнодорожные шпалы используются уже не одно десятилетие. И дом из шпал своими руками – самый экономичный вариант постройки из цельного древесного массива.
Шпалы представляют собой брусья из дерева хвойных пород, пропитанные специальным составом – креозотом. Эта смесь фенолов используется как антисептик, она защищает брус в земле от гниения и размножения бактерий, а также повреждений насекомыми и грызунами.
Построенные из шпал дома получаются теплыми и сухими, хорошо выдерживают землетрясения, в отличие от кирпичных или панельных. Для возведения одноэтажного сруба 10х10 м потребуется около 350 крепких деревяшек без дефектов поверхности. Приобрести их можно в близлежащих железнодорожных отделениях, выполняющих ремонт путей. Именно сейчас массово ведется замена деревянных частей на железобетонные. Продажей отслуживших опор занимаются и перекупщики, но, как вы понимаете, цены у них в 2–3 раза выше номинальной.
Вредность для организма человека
Шпалы обрабатывают химическими веществами, которые защищают от короедов и увеличивают долговечность, еще на стадии изготовления. Все химикаты, которые используют для обработки, очень токсичны. А если шпалы уже находились в использовании, то во время движения по ним из вагонов грузового поезда на них могут рассыпаться или проливаться различные химические вещества. При взаимодействии с солнцем большинство веществ начинают производить свои химические реакции. Вреден ли дом из шпал для здоровья? Выделяемый запах от шпал очень вреден для здоровья человека. Вообще, именно запах создает креозот. Он не переносится на очень старых шпалах. Но врачи считают, что он по-своему полезен для людей. Именно креозотом лечат туберкулез.
Но вопрос остается тот же: вреден дом из шпал, или нет в нем ничего особо опасного? Ответ таков: дом не вреден, если шпалы уже пролежали несколько лет в земле. Срок службы изделий обычно достигает от 6 до 30 лет в зависимости от условий окружающей среды. За это время они теряют свои свойства пропитки, но и цена уже на них ниже. Лучше всего брать шпалы, которые были в использовании больше 15 лет. Именно в таких шпалах больше варианта, что они уже потеряли запах и свойства обработки. После строительства, здание необходимо плотно обшить на стенах, которые находятся внутри. Выгодным вариантом в обшивке станет полиэтиленовая пленка. Со стороны улицы стены лучше не трогать несколько лет, за это время выветривается весь запах. Мнение людей по поводу, вреден ли дом из шпал или нет, очень расходится: кто-то пишет, что опасен, а кто-то, что таковым не является.
Самым вредным домом считается тот, что построен из новых шпал. Этот древесный материал только пережил обработку и является очень токсичным. Достаточно долгое время придется ждать, чтобы начать строительство или уже въехать в построенный дом.
Принятие решения
Понятно, что оптимальным вариантом будет строительство из новых необработанных заготовок. Массивный шпальный брус из лиственницы или пихты подойдет идеально, так как дерево еще чистое, а для изделий используют промышленную древесину хорошего качества – лиственницу, пихту, иногда сосну. Благодаря чистой древесине новая, построенная своими руками баня из шпал, фото, внешне практически не отличается от домика из бруса.
Но прежде чем планировать, как построить баню из таких шпал своими руками, стоит поинтересоваться их отпускной ценой, она лишь немногим меньше ценника на брус и бревно. Но зато такая шпальная баня не уступает классическим брусовым срубам ни по внешнему виду, ни по безопасности и комфорту.
Если в силу определенных причин необходимо построить баню из обработанных шпал, то нужно уделить особое внимание процессу выбора материала:
- Для постройки используются цельные балки, не старше десяти лет, без трещин, наколов и следов гнилостного прения древесины;
- При отстукивании молотком шпальная древесина должна издавать резковатый, почти высокий звук, без глухих тонов, свидетельствующих о внутренних дефектах;
- Для постройки бани нужно искать лиственницу или пихту, сосну или елку для деревянной постройки брать не имеет смысла, такой материал подойдет для возведения сарая или ограждения участка.
Березовые или сосновые шпалы зачастую подвергают обработке феноло-креозотной смесью в камерах высокого давления. Пропитка проникает в толщу древесины очень глубоко. Такая шпала выветрится от токсичных соединений лет через двадцать, не ранее. В шпальных массивах из лиственницы и пихты из-за плотной структуры смесь проникает в толщу максимум на 5-7 мм, поэтому именно этот тип шпал, как никакой другой, подходит для строительства бани своими руками.
Для постройки бани из шпал среднего размера потребуется не меньше сотни полноразмерного шпального бруса. Итого набор шпал для постройки коробки бани обойдется в 300-350 долл.
Фундамент для будущего дома
Для начала нужно определить место, расчистить его по фундамент. Так как дом будем именно деревянным, то фундамент лучше всего делать именно ленточный. Надо определиться с шириной будущего строения. Если высота стен составит более 200 миллиметров, то необходимо делать больше ширину стен. Для углубления идеально подойдет расстояние в 1,2-1,8 метра. После этого необходимо сделать опалубку из досок и реек. После залива фундамента следует дать время для того, чтобы он застыл и загустел в течение 14 дней.
Сборка ленточной конструкции
Для закладывания основания из шпал0, потребуется заранее подготовить необходимое, нанять спецтехнику.
Из материалов понадобятся: железобетонные изделия, бетонный раствор, песок, щебень, чистая вода. Расходники — металлические штифты, скобы, мастика на основе битума, антисептики, арматура, доски под опалубку, гвозди.
Инструментов нужно немного, достаточно взять строительный уровень, лопату, молоток, ломик, строительный миксер, электродрель с насадкой.
Разметку наносят рулеткой, колышками, веревкой.
По периметру будущего фундамента выкапывают траншею, глубиной 80 см, шириной 30 см.
Дно засыпают сначала щебнем, трамбуют, засыпают песком послойно, периодически орошая водой для повышения плотности. Общий размер подушки — 30 см минимум.
Переходят к настилу гидроизоляции из плотного полиэтилена, рубероида, укладке балок.
Протяженность свай должна соотноситься с длиной рва. Детали скрепляют металлическими скобами.
Монтируют опалубку, вяжут, вкладывают арматурный пояс, заливают бетон.
Укладка гидроизоляции и утеплителя
Поверх фундамента накладывается гидроизоляция, только после этого следует укладывать шпалы. Бетон необходимо обработать смолой и положить рубероид. Позже происходит укладка первого слоя шпал. Чтобы построить первый слой, лучше всего выбирать шпалы большого размера и тяжелые по весу. Соединяют шалы между собой шиповым соединением. Потом на первый слой из шпал укладывают утеплитель и начинают укладывать 2 ряд плоской стороной шпал. Крепления выполняют нагельным способом. Лучше всего подбирать шпалы одинакового размера. Проверка ровности на всех этапах укладки шпал, гидроизоляции и утеплителя выполняется уровнем.
Как построить
Крепление шпал
Разобравшись со стройматериалом, поговорим непосредственно о монтаже:
- Для здания из шпал, как и всех деревянных домов, достаточно столбчатых опор. Если запланирован подвал или цокольный этаж, то по периметру заливается ленточный фундамент. По верху ленты или ростверка до начала укладки сруба обязательно прокладывается гидроизоляционный слой.
- Первый деревянный ряд крепят к бетонному основанию длинными вмурованными болтами с шагом 1 м. Брусья кладутся плашмя, широкой гранью друг на друга. Это увеличивает расход материала, но так дом получается теплее, а сруб – ровным и плотным, без больших щелей.
- Шпалы бывают нескольких типов, с разными геометрическими параметрами, поэтому для каждого ряда необходимо подбирать детали одинакового размера. Соседние блоки соединяются «в шип» и скрепляются строительными скобами.
Угловая укладка шпал
- Между рядами шпалы фиксируются штифтами или железными скобами с обоих концов. Отверстия под них сверлят с отступом 50–70 см от торцов.
- При выполнении кладки вертикаль проверяется по внутренней стороне стен уровнем и отвесом. Неровности снаружи скроет фасад.
- На углах сруб через каждые 3 бруса укрепляют металлическими угольниками. Также для придания конструкции жесткости на каждую сторону по диагонали прибивают стальные полосы толщиной 4 мм и шириной 20–30 мм.
- В простенки между оконными проемами шпалы можно устанавливать вертикально. Промежутки между брусьями уплотняют и утепляют, заполняя зазоры паклей или стекловатой.
Внутренняя отделка
Она должна быть не только красивой, но в то же время и защищать от испарений и погодных условий. Отделку внутри делают изначально из полиэтиленовой пленки, толщина которой составляет 150-250 миллиметров. Все швы заклеивают скотчем, поверх пленки накладывается внахлест дранка. Затем укладывается слой гипсокартона или чего-то другого. Для пола лучше всего покрывать дерево слоем теплоизоляции. Для уплотнения потолка можно использовать различные материалы, но для хорошей службы лучше всего использовать гипсокартон. Наружные стены лучше всего обшивать вагонкой или кирпичом. Все зависит от задумки внешнего вида дома и бюджета.
Положительные и отрицательные отзывы о доме из шпал
Отзывы людей различаются, так как у каждого человека – свое мнение. Большое количество людей высказывается о том, что именно такой дом им нравится. Он подходит для проживания и летом и зимой. Отличается своей более низкой стоимостью. Запах креозота, которым обрабатывают шпалы, со временем выветривается. Многие обрабатывают шпалы еще раз, для того, чтобы продлить износостойкость и долговечность дома.
Наряду с достоинствами также находятся и минусы. К ним люди отнесли следующие моменты:
- Шпалы, которые обработаны новыми химическими веществами, имеют запах, что не выветривается.
- Материал может вызывать аллергическую реакцию и сыпь по всему телу.
- Высокая пожароопасность. Пропитка очень горючая. Как показывает практика, подобные строения сгорают полностью за 15-20 минут. И потушить их крайне сложно.
- В европейских странах строительство таких домов запрещено.
Что нужно для обустройства основания
Основание для дома из ЖБ берут на себя нагрузку от готового строения и распределяют ее равномерно по всей площади почвы под сооружением. Если применить для обустройства фундамента железобетонные шпалы, то вы получите крепкую, долговечную, надежную конструкцию, для возведения вам потребуются материалы и инструменты, такие как:
- шпалы жб;
- песок;
- щебень;
- готовый бетон;
- металлические скобы;
- штифты;
- тяжелая спецтехника, для подъема шпал;
Опасные моменты
Дом из шпал вреден или нет? Как мы уже выяснили, самое губительное влияние на человеческий организм оказывает креозот, содержащийся в свежих шпалах. Здоровье будет ухудшаться, если проживать в таком доме постоянно. Дом из шпал вреден или нет? Среди проблем стоит отметить:
- Постоянные головные боли.
- Развитие болезней печени.
- Образование раковых клеток.
- Появление хронических кожных заболеваний.
- Появление болезней, связанных с дыхательной и нервной системой.
Некоторые маскируют данный запах, обшив стены внутри гипсокартоном. Но это не означает, что концентрация вредного креозота будет меньше. Данное явление обманчиво. Поэтому стоит отказаться от возведения дома из шпал, которые были пропитаны вредным веществом недавно.
Дом, построенный из шпал, вреден или нет? Стоит сказать, что при попадании на кожу креозот вызывает ожоги. Да, возможно, прикасаться к шпалам нет необходимости. Но пары креозота тоже могут вызывать ожоги при вдыхании. Особенно их концентрация увеличивается при высоких температурах, то есть летом. Именно поэтому в 2003-м году креозот был запрещен для гражданского строительства в странах Европейского союза.
Видео описание
С минусами все понятно, а это видео – свидетельство очевидца, побывавшего в таком доме:
К плюсам относятся:
- долговечность – несмотря на вторичное использование, шпалы прослужат ещё десятки лет, не сгниют и не разрушатся;
- отличное теплосбережение за счет большой толщины деревянного бруса;
- высокая скорость возведения стен;
- экономичность – материала дешевле шпал просто не найти, а железнодорожникам их часто вообще отдают бесплатно.
Вывод очевиден: дом со шпал для постоянного проживания, а также баня, в которой здоровье нужно поправлять, а не губить – плохая идея. Гараж или помещение для хранения садового инвентаря и оборудования – другое дело. Сарай – тоже допустимо, особенно если он используется только для зимовки скота.
Как строить
Шпала представляет собой толстый и короткий брус с высокой несущей способностью, поэтому под такие стены не обязательно заливать сплошной фундамент. Достаточно свай или бетонных столбов, особенно для нежилой легкой постройки. Расстояние между опорными точками определяется длиной шпал. Можно сделать и фундамент из железобетонных шпал, уложенных на щебеночную подушку.
Шпалы железобетонные Источник tdsks.ru
Где применять шпалы актуально?
Большинство специалистов склоняется к следующему мнению. Использовать шпалы в качестве строительного материал можно только для возведения хозяйственных и подсобных помещений. Это хозблоки, сараи и так далее. То есть для строительства тех помещений, где человек будет находиться недолго. Нюанс также заключается в том, что некоторые шпалы могут быть сильно влажными. И в помещении будет постоянно сыро даже спустя годы.
Монтаж столбчатой базы
Подготовка к закладке столбчатой базы включает привлечение бурильной установки, поиск каната, бечевки, увеличенный запас рубероида, который заменит опалубку.
Веревкой выполняют разметку строительного участка, бурят вертикальные траншеи под шпалы. Столбы будут ставить на глубину около 1,5 м, оставляя между ними расстояние не менее 2 м.
Дно ямы засыпают песком, щебнем, делая плотные подушки, стелют гидроизолирующий материал, вставляют шпалы на постоянное место.
Сверху столпа остается запас арматурных прутков, к которым прикрепляют армирующий центр ростверка, вокруг шпалы плотно наматывают рубероид, в качестве формы, заливают цементную смесь.
Чем пропитывают деревянные железнодорожные шпалы
Бывшие в употреблении деревянные шпалы
Порода древесины для шпал может быть разная (например Красный клён или Эвкалипт), в некоторых странах предпочитают дуб[3], а в некоторых, в силу экономических причин древесину хвойных пород, преимущественно сосну, хотя такие шпалы более подвержены износу[3]. Для предотвращения гниения шпалы пропитывают антисептиками, чаще всего креозотом.
Деревянные шпалы обладают многими достоинствами: упругость, лёгкость обработки, высокие диэлектрические свойства, хорошее сцепление с щебёночным баластом, малая чувствительность к колебаниям температуры[2]. Важнейшим свойством является возможность уширения рельсовой колеи в кривых радиусом менее 350 м[2].
Срок службы деревянных шпал (в зависимости от типа древесины, внешних условий и интенсивности эксплуатации) составляет от 7 до 40 лет. Деревянные шпалы в России изготавливают преимущественно из сосны, а также из ели, пихты, кедра[2], хотя ранее проводились эксперименты по изготовлению шпал из дуба, лиственницы. Основная проблема деревянных шпал — тенденция их загнивания в местах крепления к ним рельсов.
Деревянные шпалы изготавливаются по ГОСТ 78-2004.
- Шпала 1 типа, пропитанная — используется для главных путей
- Шпала 2 типа, пропитанная — используется для подъездных и станционных путей
Шпалы из дерева подразделяются на три вида:
- обрезные (отёсанные со всех 4 сторон)
- полуобрезные (отёсанные только с 3 сторон)
- необрезные (отёсанные только сверху и снизу)
Пропитка шпал осуществляется каменоугольными маслами, креозотом, либо антисептиками ЖТК для пропитки железнодорожных шпал. В настоящее время в России пропитка осуществляется методом «вакуум-давление-вакуум», этот метод нормирован ГОСТ.
Шпала до пропитки | Автоклав | Пропитанная шпала | Вагон загруженный пропитанной шпалой |
Для пропитки шпал производители используют комлекс оборудования: автоклавы, сушильные камеры, котлы-парообразователи и пр.
Пропитка древесины методом «вакуум-давление-вакуум» обеспечивает наиболее глубокое проникновение защитного средства и применяется для пропитки древесины, эксплуатируемых в тяжелых условиях: шпал, опор ЛЭП связи, свай, мостов и др. Древесина должна быть сухой или подсушенной непосредственно перед пропиткой в том же автоклаве.
Предлагаем ознакомиться Как избавиться от муравьёв в доме народными средствами: рецепты
1 | Начальный вакуум, при котором в древесине создается разрежение. |
2 | Жидкостное давление выше атмосферного. В древесину под давлением вводят антисептик. |
3 | Конечный вакуум, предназначенный при пропитке маслами для снижения начального поглощения, а при пропитке водорастворимыми антисептиками — для подсушки поверхности древесины. |
Способы утилизации деревянных шпал
- Сжигание — наиболее известный способ утилизации деревянных шпал. Поскольку все шпалы пропитаны специальным веществом — креозот, данный метод является отрицательным моментом и влечет за собой выделения большого количества токсичных веществ, таких как ацетон, бутанол, фенолы, фенантрены, которые попадают в окружающую среду. Такого рода вещества способствуют образованию раковых заболеваний.
- Строительный материал — шпалы применяются в качестве строительного (вторичное применение) материала. Подобный способ не экологический, вреден для здоровья по причине выделения резкого, неприятного и токсичного запаха, но по той же причине, шпалы не гниют, не разлагаются. Предупреждение: пропитанные деревянные шпалы (пропитка шпал — это вредно для организма, пропитка креозотом — вредное химическое соединение разных веществ) не стоит использовать в строительстве помещений, зданий, дачных домиков…
- Газификация — предельный случай диспергации (превращения топлива в пылевидный поток). Известно, что диспергирование топлива уменьшает неполноту сгорания углеводородных соединений, при этом степень обезвреживания увеличивается примерно в тысячу раз по сравнению с обычным сжиганием.
- Пиролиз — термическое разложение шпал под большой температурой без доступа воздуха. Возможно применение для старогодних (б?у шпалы) деревянных шпал с дистилляцией каменноугольного масла. Подобный метод был предложен специалистами одного из предприятий Казани. Данный метод проводится в герметичных условия, что способствует уменьшению выбросов токсичных веществ в окружающую среду.
- Переработка старогодних шпал — данный метод подразумевает два этапа прохождения. Первый – с помощью химических реагентов нейтрализуются соединения креозота, на втором этапе перерабатывается древесина.
Учитывая важность вопроса, а так же тот факт, что в ВСЖД в большинстве своем находится на особо охраняемой природной территории, на станции Тагул Восточно-Сибирская железная дорога вводится новый цех который призван сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 70 тонн ежегодно.
Утилизация шпал
Производственная площадь занятая цехом составляет 4214 м? на ней расположена участок сбора и подготовки нефтесодержащих отходов, площадка для временного размещения отходов, комплекс подготовки и подачи старогодних шпал на сжигания и здание цеха.
Комплекс подготовки и подачи старогодних шпал на сжигание состоит из ролинга на 15 штук шпал, ленточного транспортера, валковой дробилки, приемных емкостью для накопления щепы.
Основным достоинством нового цеха является огневое обезвреживание отходов на инсинераторной установки ИН-50 он предназначен для экологически чистого, безопасного, высокотемпературного сжигания старых шпал. Инсинератор способен совместно утилизировать твердые и жидкие отходы, отработанных масел мазутных и нефтяных шламов. Этот способ утилизации достаточно экономичен в сравнении с зарубежными аналогами.
Комплекс для термического обезвреживания отходов инсинератор ИН-50 разработан специалистами ЗАО «Турмалин» г.Санкт-Петербург. Установка производительностью 50 кг?час, 12 тонн в сутки или 4000 тонн в год модернизировано для одновременного уничтожения шпал отработавших свой срок и не пригодных для дальнейшего использования и нефтешламовых отходов.
Загрузка отходов в инсинератор производится при помощи приемных емкостей и скипового подъемника.
Железобетонные шпалы
С 1970-х в СССР приобрели популярность шпалы из напряжённого железобетона, особенно удачным их использование оказалось на бесстыковом пути.
Железобетонные шпалы представляют собой железобетонные балки переменного сечения. На таких балках имеются площадки для установки рельсов, а так же отверстия под болты рельсошпального скрепления (при забивании в отверстия деревянных пробок используются так же костыльные и шурупные скрепления). Железобетонные шпалы изготавливаются с предварительным натяжением арматуры.
Технология изготовления железобетонных шпал следующая: в специальную форму помещаются струны арматуры, которым сообщаются растягивающие усилия. Затем под действием вибратора форма заполняется бетоном. Когда бетон затвердевает, напряжения со струн снимаются и форма разбирается. Такой способ изготовления шпал придаёт им упругости и предохраняет шпалу от раскола под подвижным составом.
Достоинства железобетонных шпал: практически неограниченный срок службы вследствие высокой механической прочности и неподверженности гниению, что обуславливает возможность повторного использования шпал, а так же использования на грузонапряженных участках пути. Недостатки: недостаточная жесткость, большая стоимость и вес, возможность усталостного разрушения бетона.[2].
Быть или не быть дому из деревянных железнодорожных шпал?
Вопрос: Подскажите пожалуйста, можно ли построить дом из б/у деревянных железнодорожных шпал? Есть ли какие-либо недостатки или достоинства?
В наше время еще бывают случаи, когда люди, особенно железнодорожники, живущие возле железной дороги, принимают решение строить себе дом с использованием новых или б/у деревянных шпал. Связано это с тем, что для работников железнодорожных предприятий стоимость шпал может быть мизерной. Геометрические размеры шпалы и также относительно невысокая стоимость «соблазняют» некоторых мечтателей построить за кратчайшие сроки себе жилье из этого материала.
Параметры деревянных шпал. Деревянные шпалы выпускают следующих параметров 23÷25×18÷20×275 см (ширина:высота:длина), массой 60…80 кг, порода дерева: лиственница, пихта, кедр, сосна, ель.
Аргументы за и против строительства дома из деревянных шпал
Как аргумент в пользу деревянных шпал, их почитатели приводят то, что конструкции из шпалы получаются легкими, не гниют, имеют достаточную прочность, низкую теплопроводность, не подвергаются воздействию грызунов, имеют хорошую устойчивость к землетрясениям. Также, благодаря их геометрической форме шпалы весьма удобно монтировать.
Вместе с выше приведенными преимуществами использования деревянных шпал для строительства дома, следует помнить, что для повышения их стойкости от агрессивных воздействий и долговечности шпалы пропитывают антисептиками, такими как креозол, каменноугольное масло, креозот (самый распространенный). Креозот и другие антисептики являются сильными токсичными, канцерогенными веществами и состоят из фенолов, эфиров, нафталина и т.д. Б/у шпалы во время эксплуатации подвергаются различным агрессивным воздействиям, так как в пределах СНГ на железной дороге грузовые вагоны не герметичны, и через них на путь может просыпаться и впитываться в шпалы химические вещества, практически «вся таблица Менделеева». Кроме того, креозот обладает резким неприятным запахом, который пытаются избежать путем обивки, изоляции стен из шпал пленкой, штукатуркой и другими способами. Но эти мероприятия не достаточны, чтоб устранить вредное воздействие креозота на человека.
Некоторые люди возражают и говорят, что их дома из шпал при хорошей изоляции не издают запах, и что их прабабушки, бабушки и родственники в таких домах жили долго и счастливо. Частично ответ на это возражение кроется в качестве и методе пропитки деревянных шпал. При производстве шпал бывает поверхностная (на глубину до 5 см) или сквозная пропитка (под давлением). Так вот, при строительстве дома из деревянных шпал с поверхностной пропиткой и с хорошей изоляцией вредное воздействие антисептиков сводится к минимуму.
Также хотелось отметить тот факт, что намного больше людей-владельцев таких «чудо-домов», отзываются крайне негативно. Даже если обитатели таких домов утверждают что нет запаха, все равно вред от креозота есть – это вещество способно в жаркую погоду испаряться и проникать через мелкие трещины в стенах, при значительном нагревании солнцем стены из шпал, может выделяется жидкость (креозот), которая пропитывается сквозь штукатурку оставляя резкий запах и рыжие пятна.
С другой стороны, плохо обработанные шпалы поддаются гниению, в них могут заводиться насекомые, например муравьи.
Влияние пропитки шпал на здоровье человека
Креозот и другие антисептики вредно влияют на здоровья человека, который длительное время находится в доме из шпал. При длительном наблюдении подтверждаются следующие симптомы:
- может постоянно болеть голова;
- развивается болезни печени;
- могут образовываться раковые клетки;
- возникают болезни нервной и дыхательной системы (например, астма);
- могут возникнуть хронические заболевания кожи и аллергия.
При попадании на кожу, креозот вызывает ожоги (также ожоги вызывают пары креозота, которые образуются при высоких летних температурах на складах деревянных шпал).
В странах Европейского союза после исследования вреда креозота на здоровья человека, в 2003 году креозот был запрещен для применения в гражданском строительстве.
Кроме того, креозот является легко воспламеняемым веществом, что совсем не желательно для строительства жилых домов. При пожаре такие дома обычно полностью сгорают за 15-20 минут.
Покупать или нет железнодорожные шпалы?
В конечном итоге вам решать – стоит на своем здоровье экономить или нет. Исходя из выше приведенного, лично я, крайне категорически не советую строить себе дом из б/у деревянных шпал, а тем более из новых.
Б/у деревянные шпалы приемлемо использовать как строительные элементы для строительства подсобных помещений, где человек находится совсем мало времени (хозблоки, сараи и пр.). Хотя обладатели таких подсобных помещений, пишут, что и после 30 лет эксплуатации, особенно в теплую погоду помещения имеет неприятный запах как внутри, так и снаружи.
И наконец, для тех, кто уж сильное имеет желание построить дом из деревянных шпал – выбирайте только новые шпалы, которые еще не пропитаны токсичными антисептиками, тем более креозотом – такой дом будет теплый, сухой и комфортный для жизни.
Автор публикации — эксперт GIDproekt
Конев Александр Анатольевич
Особенности использования и обработки
На самом деле, древесина по-прежнему остается своеобразным «стратегическим резервом» и очень часто используется при строительстве железных дорог временного или промышленного назначения. При относительно небольшом весе по сравнению с бетонными аналогами и минимальной цене она все так же актуальна для нужд экономики.
Единственный минус шпал из дерева – их гниение, а также порча изделий от различных насекомых, из-за роста грибка и плесени. Для предотвращения подобных возможностей широко применяется специальная обработка. Чем пропитывают деревянные шпалы на шпалопропиточных заводах?
Предлагаем ознакомиться Что можно приготовить из косточек сливы
Креозотом пропитывались шпалы еще во времена бывшего СССР, этот метод считается классическим и на практике доказал свою «профпригодность». Достаточно сказать, что до сих пор большинство «креозотных» шпал отвечают всем нормам и техническим стандартам качества.
Креозот – это каменноугольное техническое масло, которое относительно безопасно для человека, но при этом отличается достаточно специфическим запахом, практически невыводимым даже через годы. Чем обрабатывают шпалы еще в наше время?
Для чего обрабатывают древесину?
Преимущество деревянных шпал заключается в их дешевизне, в сравнении с бетонными аналогами. Однако период эксплуатации и некоторые другие характеристики дерева недостаточны для его применения в строительстве железных дорог. Материал подвергается сильной вибрации, на него воздействует грунт и атмосферные явления.
ГОСТ 78-2004 четко регламентирует качественные и эксплуатационные характеристики шпал. Для увеличения их долговечности производят обработку специальными веществами. Благодаря этому древесина становится более устойчивой к негативным воздействиям. Пропитка защищает волокна изделий от разрушения вследствие механических воздействий и влаги.
Стальные шпалы
Стальные шпалы из гнутого стального профиля, являются относительно лёгкими по весу. Такие шпалы иногда используется для временных подъездных путей, ветках промышленных предприятий. Их преимущество в том, что они не подвержены гниению и атакам насекомых, хорошо сохраняют ширину колеи, но при этом большим недостатком является то, что они подвержены ржавчине.[4][5]
Стальные шпалы используются на железных дорогах Марокко, Алжира[2].
Металлические шпалы применяются также в доменном и сталеплавильном производстве на тех участках, где из-за высоких температур деревянные шпалы горят, а в железобетонных шпалах происходит расслоение бетона. Кроме того, металлические шпалы позволяют устраивать верхнее строение пути при повышенных нагрузках на ось подвижного состава ?- до 60 тонн (нагрузки на ось подвижного состава МПС до 20 тн).[6].
Чем пропитывают деревянные шпалы?
Рабочая температура в камере сгорания 850-900 градусов.
Продукты сгорания проходят ударное дожигание в специальной камере, в течении 2 секунд при прохождении газов через факел в специальной горелки с температурой пламени до 1500°. После этого отходящие газы проходят через установку резкого охлаждения газов до температуры не более 400° и двойную систему механической очистки на циклоне и щелочной на скрепере.
Согласно полученным результатам выброс загрязняющих веществ не превышает предельно допустимых концентраций и соответствует установленным гигиеническим требованиям.
Зольный остаток составляет не более 3% от массы сжигаемых отходов и подлежит захоронению на обычных полигонах твердых бытовых отходов.
Валковая дробилка разработана специалистами научно-производственного предприятия Викмакс (ООО «НПП ВИКМАКС») г.Екатеринбурга, она предназначена для измельчения древесины любых размеров и степени засоренности, включая металлические костыли — в теплоэнергетическую щепу.
Принцип работы (после ремонта старые шпалы сжечь в инсинераторе) заключается в продольной подачи и изломе древесины между двумя волками, имеющие вид шестерен, при чем один волок — приводной, а второй подпружинен и находится в зацеплении с приводным по средством радиально расположенных ножей. Заточка ножей в течении всего срока эксплуатации не требуется. Разер щепы — 100-300 мм.
Установка ИН-50.5М имеет в конструкции теплообменник с площадью нагреваемой поверхности 80 м? единовременный объем воды в теплообменнике 4,2 м? с температурой 95 градусов. По заявленной конструкторской мощности теплообменник способен отдавать 1,2 гикокалорий тепловой энергии в час.
Проектом строительства предусмотрено использовании мощности теплообменника для отопления помещения цеха — утилизации отходов. После отработки ритмичности поставки шпалы избыток тепла будет использоваться для отопления базы ПМС-67. Вывод из эксплуатации угольной котельной позволит ликвидировать затраты на её содержание в размере 3 с лишним миллиона рублей. Снизит расход условного топлива на 419 тонн в год, сократит выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в количестве 70 тонн в год.
Стоимость данного инвестиционного проекта 84,3 млн рублей, срок окупаемости всего лишь 4 года. За счет изменения инфраструктуры, ликвидации котельной, сокращения фонда заработной платы.
Чистый экономический эффект составляет 8,8 млн. рублей в год. Безусловно, одной установкой решить проблему утилизации отходов на железной дороге не возможно, доставка отходов на большие расстояния слишком «затратно».
По проекту предусмотрен сбор отработанных шпал на полигоне Тайшет-Чуна по северному ходу и Тайшет-Тулун по главному ходу. По этому уже сегодня прорабатывается вопрос строительство пилотного комплекса по утилизации отбракованных
деревянных железнодорожных шпал на станции Вихоревка мощностью 470 тысяч шпал в год с привлечением средств дочернего зависимого общества ООО «РЖД», ООО «ЭнергоПромСбыт».
Будем признательны, если вы поставите ссылку на данную страницу на своем сайте. Утилизация шпал — железнодорожные деревянные шпалы, применение после ремонта Код ссылки:
Публикация является авторской, при коммерческом или ином использовании просим ознакомиться с «пользовательским соглашением»
Пропитка шпал
С момента зарождения железных дорог принимали меры, чтобы предотвратить или замедлить загнивание шпал. Так, по смете Царскосельской дороги намечалось укладывать дважды осмоленные шпалы.
При строительстве Николаевской дороги впервые в России применили в промышленных объемах антисептическую пропитку древесины под давлением. Правда, пропитывали главным образом мостовой лес. Но проводили опыты и со шпалами; в 1848-1849 гг. пропитанные шпалы уложили на шести километрах линии по обоим путям. А. И. Штукенберг
дал описание первых деревопропиточных заводов Николаевской дороги, один из которых находился в Волхове, а три других — вблизи от строительства крупных мостов. Все четыре завода, совершенно одинаковые, производили пропитку древесины способом Пайна. Дерево сначала насыщалось под давлением сернокислой закисью железа или медным купоросом, а затем — хлористым цинком. В результате в порах выделялась нерастворимая сернокислая известь (гипс), которая и должна была играть роль защитной одежды для древесины. Однако «гипс в порах дерева не образовывался вполне, купорос и кальций оставались несоединенными и, сохраняя свою растворимость в сырости и способность ее притягивать, даже вредили сохранению древесины» . И действительно, в 1852-1853 гг. пропитанные шпалы пришлось заменить.
В полном объеме укладку антисептированных шпал предприняли при строительстве Московско-Нижегородской дороги, которая располагала примитивным заводом для пропитки бревен медным купоросом по способу Бушери. Последний основан на самотечном поступлении раствора через торец в бревно из резервуара, расположенного на высокой башне. Способ Бушери был малопроизводительным и неэкономичным уже потому, что при обрезке образовывались большие отходы пропитанной древесины. Тем не менее он применялся и Козловско-Воронежско-Ростовской дорогой, которая вела антисептирование шпал раствором хлористого цинка .
Цена пропитанных шпал Московско-Нижегородской дороги оказалась очень высокой; она в 4-5 раз превышала цену непропитанной шпалы. В этом факте исследователи железнодорожного дела усмотрели и, по-видимому, правильно одну из бесчисленных махинаций Главного Общества , которая имела весьма неблагоприятные последствия, ибо создала неверное представление об экономической стороне антисептирования. В результате, хотя пропитанные шпалы служили дольше непропитанных, на русских дорогах почти два десятилетия не практиковали антисептирования, а укладывали шпалы из обычного леса. При этом дубовые шпалы служили не более 6-7 лет, сосновые — 4-5, а еловые — даже 3-4 года.
Пока дорог было мало, а леса вокруг них вырубались сравнительно слабо, такое положение было терпимым. Но к середине 80-х годов вырубка местных лесов в европейской части страны стала приобретать массовый характер, что подняло цены на сырую древесину. Это заставило железнодорожные компании позаботиться о продлении срока службы шпал в пути. В 1877 г. на Московско-Нижегородской дороге построили новый завод для пропитки шпал под давлением раствором хлористого цинка. Аналогичные заводы были вскоре построены на других дорогах. Некоторые дороги применяли передвижные заводы.
Элемсепт и ЖТК
Относительно новым продуктом для обработки от современной химической промышленности стали порошки элемсепт. Шпалопропитка осуществляется при помощи автоклавов. При этом из дерева в вакууме полностью удаляется влага, делаются специальные проколы и под давлением подается порошок. В отличие от креозота, который должен проникнуть на максимально большую глубину, элемсепт-пропитка обеспечивает аналогичную защиту при проникновении всего на 3-4 мм.
Обработка шпал также может осуществляться новой пропиткой — ЖТК, которая по своим характеристикам не уступает креозоту и элемсепту, но при этом не имеет неприятного запаха. Обработанные шпалы не липнут к рукам и перчаткам, что облегчает процессы укладки и ремонта.
Предлагаем ознакомиться Когда убирать капусту с грядки: советы и рекомендации
Качественная обработка шпал деревянных теоретически способна обеспечить срок эксплуатации в районе 40-50 лет. Однако постоянные нагрузки сокращают срок службы до 15-20 лет.
Утилизация шпал — железнодорожные деревянные шпалы, применение после ремонта
В шпалопропиточном производстве широко применяется пропитка древесины в автоклавах. ООО «Шпалопропиточный использует автоклавный способ пропитки древесины. Автоклав нашего завода имеет свою интересную историю: он был вывезен после Великой Отечественной войны из Германии, и в 1947 году смонтирован на производственной площадке, которая в настоящее время принадлежит ООО «Шпалопропиточный . Автоклав представляет собой горизонтальный, стальной, толстостенный цилиндр диаметром 1420 мм. С торцов цилиндр закрыт полусферическими крышками с надежными запорными устройствами. Автоклав оборудован предохранительными клапанами, штуцерами для подключения трубопроводов и датчиками для измерения уровня жидкости, температуры и давления. В состав автоклавной установки также входит пневмогидравлическое, тепловое, контрольно-регулирующее и вспомогательное оборудование. Для пропитки наше предприятие использует, чаще всего, пожалуй, самый мощный из существующих антисептиков — каменноугольное масло. Этот антисептик исторически применяется для пропитки деревянных шпал. Каменноугольное масло – это продукт, получаемый при производстве коксующихся углей, представляет из себя маслянистую жидкость со специфическим запахом, чаще черного, иногда темно — коричневого цвета. Это продукт состоит из различных веществ, в основном фенолов. Некоторые его компоненты имеют температуру плавления +5˚С. Поэтому его необходимо разогревать в процессе производства пропиточных работ. Каменноугольное масло отнесено к веществам первой группы опасности. При работе с этим продуктом необходимо соблюдать особую осторожность. Именно его губительность для простейших организмов делает каменноугольное масло прекрасным антисептиком. Необходимо отметить, что каменноугольное масло практически не вымывается из древесины, нейтрально к металлам. Для многих простейших, разрушающих древесину, губителен сам запах каменноугольного масла. ООО «Шпалопропиточный по заявке потребителей может использовать и другие антисептики, например препарат «Ултан» — отечественный аналог антисептика, применяемого в странах ЕС для деревянных деталей, работающих в сложных условиях. Пропитанная «Ултаном» древесина, по прошествии некоторого времени после пропитки, безвредна для млекопитающих, но губительна для простейших организмов, при проявлении ими признаков жизнедеятельности внутри древесины. Поскольку «Ултан» — вещество на водной основе, оно легче проникает в древесину. После пропитки «Ултаном» древесина приобретает болотно-зеленый цвет. Поверхность пригодна для окраски. Специально для нашего производства технология пропитки препаратом «Ултан» разработана на Кафедре ботаники и защиты леса Уральского Государственного лесотехнического университета, под руководством профессора, академика РАЕН, д.б.н. Д.А. Беленкова. Существует несколько технологических схем (методов) автоклавной пропитки, различие которых состоит в последовательности операций воздействия на древесину повышенного и пониженного давления пропитывающей жидкости (антисептика) и воздуха. Меняя последовательность операций, их длительность, уровень давления и температуры, можно управлять результатами пропитки в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.
ООО «Шпалопропиточный использует автоклавный способ пропитки древесины методом «вакуум-давление-вакуум». Процесс пропитки проходит в следующей последовательности и занимает 1 час 45 минут: 1. автоклав загружается древесиной; 2. создается воздушный вакуум; 3. древесина выдерживается в вакууме; 4. автоклав заполняется жидкостью; 5. создается жидкостное давление; 6. древесина выдерживается в жидкости под давлением; 7. давление сбрасывается до атмосферного; 8. жидкость сливается из автоклава; 9. повторно создается воздушный вакуум; 10. древесина выдерживается в вакууме; 11. сброс вакуума и разгрузка автоклава.
Упрощенная схема процесса пропитки древесины изображена на рисунке 1.
Выдержка древесины в вакууме на первом этапе улучшает процесс пропитки, так как из древесины удаляется воздух и остаточная капилярная влага, мсето которой в последствии занимает антисептик. Глубина вакуума составляет примерно 0,08 МПа (8 кг/см2). Способ пропитки, применяемый на нашем шпалопропиточном заводе, соответствует ГОСТ 20022.5-93 «Защита древесины. Автоклавная пропитка маслянистыми защитными средствами», ГОСТ 20022.0-93, ГОСТ 200022.0-93 «Защита древесины. Параметры защищенности». Пропитка древесины не изменяет ее свойств, то есть она не меняет структуру, не растрескивается, не деформируется не требует дополнительных покрытий или пропиток, не становится колкой или хрупкой. Таким образом, применяемая и на ООО «Шпалопропиточный технология, древесина и антисептики обеспечивают срок службы, уложенной должным образом в железнодорожный путь, шпалы сроком около 15 лет.
Характеристика шпал, укладка шпал
В некоторых случаях взамен шпал применяются сплошные блочные основания в виде плит или рам выполненные из железобетона или металла
Путь на деревянных шпалах
Длина шпал зависит от ширины колеи. В России применяют железобетонные шпалы длиной 270 сантиметров и деревянные длиной 275, 280 или 300 сантиметров. Под стрелочными переводами укладывают длинные разновидности шпал — стрелочные брусья, длина которых доходит до длины двух шпал.
В некоторых случаях взамен шпал применяются сплошные блочные основания в виде плит или рам выполненные из железобетона или металла.
Количество шпал на один километр железнодорожного пути называется Эпюрой укладки шпал. Это значение в разных странах колеблется от 1000 до 2200 шпал. Стандартные значения для России 2000, 1840, 1600 либо 1440 шпал/километр[1]. В основном применяется эпюра 1840 шт/км (46 шпал на 25 метров) на прямых участках и 2000 шт/км в кривых[7].
Размеры ЖД шпалы по ГОСТу
В принятом стандарте установлены геометрические размеры деревянной шпалы. Для всех типов установлена длина шпал равна 2750 мм. Разрешённый допуск составляет 20 мм. Вес деревянной шпалы будет зависеть от остальных размеров. Высота варьируется от 150 мм для первого типа до 105 мм для третьего. Ширина определяется по форме, конструкции.
Предлагаем ознакомиться Чем и как мыть деревянные полы от жира и грязи, как очистить некрашеные доски
Эти параметры определяют назначение железнодорожной шпалы и условий её эксплуатации. Сколько весит ЖД вариант зависит от всех перечисленных параметров. После пропитки вес незначительно увеличивается. Вес одной шпалы зависит от её конструкции. Масса шпалы деревянной первого типа равна 85 кг. Она должна выдерживать самые большие нагрузки.
Вес второго типа не превышает 80 кг. Размеры деревянных шпал в стандарте заданы с учётом состояния древесины. Влажность не должна превышать двадцать два процента. Поэтому размеры шпалы могут отличаться в одной партии, но в пределах допуска. Перед началом производства задают габариты будущих изделий. Особое внимание уделяется такому параметру толщина. Она должна быть постоянной по всей длине.
Геометрические характеристики (размеры шпал) и классификация приводится на основании требований установленных государственным стандартом. Например, ГОСТ 78-2004 шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи, объединяет все характеристики, готовых изделий. Для специальных путей разработаны свои стандарты.
ГОСТ 22830-77 шпалы деревянные для метрополитена уточняет отдельные параметры необходимые для их эксплуатации в этих специфических условиях. Каждый стандарт согласован с другими руководящими документами, согласованными с правилами эксплуатации различных путей. На деревянные шпалы ГОСТ накладывает определённые ограничения по области их применения. Особое внимание уделяется выбору покрытия, которое наносится на поверхность для улучшения их технических характеристик.
В утверждённых документах приводятся подробные требования к параметрам готовых деревянных изделий. Отдельно предъявляются требования на шпалы непропитанные и пропитанные (обработанные). Высокие требования необходимы, так как это связано с безопасностью эксплуатации подвижного состава.
После распиловки шпалы непропитанные должны соответствовать установленным стандартам. Основными техническими требованиями для шпалы непропитанной являются:
- выбор материала (допускается применение древесины хвойных пород, в отдельных случаях разрешается изготавливать изделия непропитанные для железных дорог из берёзы);
- количество разрешённых пороков при выборе древесины установлено ГОСТ 78-89;
- размер глубокой наколки должен составлять 10 мм;
- шпала деревянная пропитанная должна иметь гладкую поверхность без коры и луба со срезанными сучками;
- при составлении партии должны разделяться по породам древесины.
К каждому классу предъявляются свои индивидуальные требования.
Такие изделия должны соответствовать следующим требованиям:
- качество пропитки должно соответствовать ГОСТ 20022.5-93;
- пропитанные шпалы должны иметь отверстия под крепления в строго установленных местах;
- пропитка производится только разрешёнными антисептическими растворами с соблюдением технологии;
- шпала деревянная пропитанная тип 2 изготавливается с большими допущениями, чем тип 1;
- шпалы железнодорожные пропитанные антисептическими средствами должны иметь глубину пропитки указанную в инструкции на конкретное антисептическое средство.
Точное соблюдение требований к непропитанным образцам обеспечивает длительный срок их эксплуатации.
Шпалы в метрополитене
В московском метрополитене на закрытых участках пути применяются брусковые шпалы из соснового дерева I и II типов, пропитанные креозотом. На открытых участках линий применяются железобетонные шпалы. Длина шпал 270 см, поперечное сечение — 16х25 сантиметров. На стрелочных переводах метро, применяются брусья длиной от 270 до 675 см. На станциях применяются так называемые «шпальные коротыши» длиной 90—100 см.
В первой очереди метро на прямом участке пути укладывалось 1600 шпал, на кривом 1760, со второй по пятую очередь было увеличено количество шпал, составив соответственно 1680 и 1840. При строительстве наземной части Филёвской линии число шпал было ещё более увеличено и составило соответственно 1840 и 2000.
Сфера использования
В зависимости от материала и технологии производства применяются:
- Железобетонные.
- для раздельного рельсового крепления (используется тип I);
- для нераздельного рельсового крепления (применяют тип IIиIII).
- Деревянные.
- на главных путях первого и второго класса при разрешённых скоростях не более 100 км/ч (тип I);
- главных путей третьего и четвёртого класса и подъездных путей (тип II);
- для путей пятого класса, подъездных, редко эксплуатируемых (тип III).
- Стальные.
- на подъездных путях доменного и сталеплавильного производства;
- на участках пути с повышенной нагрузкой на ось (до 60 т);
- в некоторых странах северной Африки и Саудовской Аравии.
- Композиционная с полимерным покрытием.
- на грузонапряжённых участках пути малого радиуса;
- в конструкциях стрелочных переводов;
- в климатических зонах с длительным воздействием высоких температур (до 50 °С);
- на участках со слабыми и неустойчивыми грунтами.
Предлагаем ознакомиться Как правильно чистить ванну из акрила
Конкретные изделия выбираются на основании принятых стандартов и установленных норм и правил по прокладке железнодорожных путей.
На самом деле, древесина по-прежнему остается своеобразным «стратегическим резервом» и очень часто используется при строительстве железных дорог временного или промышленного назначения. При относительно небольшом весе по сравнению с бетонными аналогами и минимальной цене она все так же актуальна для нужд экономики.
Единственный минус шпал из дерева – их гниение, а также порча изделий от различных насекомых, из-за роста грибка и плесени. Для предотвращения подобных возможностей широко применяется специальная обработка. Чем пропитывают деревянные шпалы на шпалопропиточных заводах?
Креозотом пропитывались шпалы еще во времена бывшего СССР, этот метод считается классическим и на практике доказал свою «профпригодность». Достаточно сказать, что до сих пор большинство «креозотных» шпал отвечают всем нормам и техническим стандартам качества.
Креозот – это каменноугольное техническое масло, которое относительно безопасно для человека, но при этом отличается достаточно специфическим запахом, практически невыводимым даже через годы. Чем обрабатывают шпалы еще в наше время?
Почему нельзя строить из б/у шпал
Планируя постройку частного дома, будущие его хозяева нередко выбирают в качестве строительного материала отработавшие свой срок службы железнодорожные шпалы. Однако, несмотря на кажущуюся простоту изделия, оно скрывает в себе немало отрицательных моментов.
Почему старые шпалы применяются в строительстве
Самым основным критерием выбора шпал для постройки дома является их экономичность. Этот материал как бывший в употреблении не заставит покупателя сильно раскошелиться, а работникам железнодорожного транспорта в некоторых случаях он может вообще достаться бесплатно. Кроме того, изделия несут в себе и другие положительные функции:
- Высокий уровень теплоемкости дома;
- Долговечность материала: шпалы изготавливаются из хвойных пород дерева, структура которых не подвергается процессам гниения;
- Пропитка креозотом, обеспечивающая древесину высокими антисептическими свойствами.
Негативные последствия применения материала
При всех достоинствах б/у шпал именно обработка их креозотом является самым серьезным недостатком. Он обладает специфическим неприятным запахом и относится к веществам канцерогенного действия. При длительном воздействии креозот способен отказать отрицательное влияние на здоровье человека:
- Появляются хронические головные боли;
- Ухудшается работа печени;
- Возрастает риск образования злокачественных клеток;
- Вдыхание креозота приводит к заболеваниям органов дыхания, наиболее распространенным из которых является бронхиальная астма;
- Воздействуя на кожные покровы, креозот способен вызвать аллергические реакции.
Не лишним будет напомнить, что в странах Евросоюза после изучения влияния на здоровье человека это вещество с 2003 года запрещено использовать в гражданском строительстве. Кроме того, креозот очень легко воспламеняется.
Подобное обстоятельство никак не приветствуется при строительстве жилых построек. В случае возникновения пожара такие дома могут сгореть дотла за четверть часа.
Нужен ли такой дом?
К сожалению, многих людей все это не пугает и не останавливает. Денежная составляющая побеждает здравый смысл и желание сохранить свое здоровье. Чтобы максимально оградить себя от неблагоприятного воздействия стен, они начинают придумывать различные щадящие варианты применения старых шпал.
Кто-то пытается приобрести изделия, которым уже несколько десятков лет, считая, что креозот уже достаточно вымыт осадками и временем. Другие, наслушавшись советов, стараются найти шпалы, пропитанные не на всю глубину, а лишь поверхностно, не догадываясь вначале, что это бесполезный вариант.
Убедившись затем, что неприятный запах все равно присутствует, особенно от воздействия солнечных лучей, люди начинают заниматься изоляцией стен или придумывать варианты вентиляции помещений.
В конечном результате выясняется, что построить дом из новых, еще не обработанных креозотом шпал, окажется нисколько не дороже.
Зачем же тогда нужно строить дом из старых шпал, если этот процесс сопряжен с такими рисками для здоровья, денежными расходами на дорогое лечение и необходимостью в доработке стен?
Пусть читатель сам сделает правильный выбор и поделится мнением в комментариях к статье.
Источник https://dzgo.ru/izdeliya/stroitelstvo-iz-shpal.html
Источник https://drova-darom.ru/stroitelstvo/chem-obrabatyvayut-shpaly-2.html
Источник https://sferastroiki.ru/pochemu-nelzya-stroit-iz-b-u-shpal/