Чем заделать трещину в шифере на крыше своими руками: пошаговая инструкция
Опубликовал(а): Евгений Афанасьев
Обновлено: 11.01.2021
Вопрос «чем заделать трещину в шифере на крыше» рано или поздно возникает у собственников частных домов, кровли которых до сих пор покрыты этим материалом, а таких строений пока еще – достаточно много. В нашей стране шифер был и остается популярным кровельным покрытием, так как имеет вполне доступную цену, отличается долговечностью, прочностью, не требует особого ухода и, вместе с тем – поддается мелкому ремонту.
Чем заделать трещину в шифере на крыше?
При немалых достоинствах, есть все же у шифера «слабое место» – это не слишком высокая стойкость к ударным механическим нагрузкам. Хотя шифер достаточно инертен к ультрафиолету и повышенной влаге, длительное их влияние на него все-таки также дает разрушающий эффект. С годами структура материала становится все более хрупкой, и именно поэтому при резких перепадах температур или при падении на старую кровлю ветки дерева, в листах нередко образуются пробоины или трещины, как продольные, так и поперечные. В результате подобных повреждений крыша начинает протекать, а если вовремя не заделать появившиеся дефекты, то они обязательно будут расширяться.
Конечно, в идеале бы – заменить повреждённое покрытие на новое. Однако, далеко не всегда и не у всех имеется возможность такой полной замены – просто из финансовых соображений или недостаточности времени. Поэтому мелкий ремонт шифера порой становится единственным вариантом срочных мер по защите стропильной системы и всего дома от проникновения влаги и всех печальных последствия, к которым ведет протекающая кровля.
Существует несколько способов ремонта шифера. А чтобы выбрать для себя наиболее подходящий, есть смысл ознакомиться с ними подробнее. Но для начала – проясним основные причины прихода шиферной крыши в негодность – хотя бы для того, чтобы постараться не допускать таких явлений впредь.
Какие причины приводят к разрушению шифера?
Итак, чтобы предотвратить повреждения покрытия, необходимо разбираться в вопросе, по каким причинам разрушается шифер. Обладая такой информацией, проще будет просто правильно ухаживать за кровельными листами и, возможно, до ремонта дело и не дойдет.
Наверное, важнее знать не сам процесс ремонта шиферной кровли, а то, как не доводить крышу до состояния, когда ремонт становится неизбежностью
Кроме упомянутых выше причин разрушения материала, можно назвать и следующие обстоятельства:
- К механическим воздействиям или ударным нагрузкам относится не только падение веток с деревьев, окружающих дом, но и такое природное явление, как крупный град. Разрушающее давление порой создают и снежные наносы на кровлю.
Привести к поломке покрытия может неаккуратное передвижение по крыше при монтажных и ремонтных работах. Чтобы шифер не треснул под весом мастера, производящего обследование кровли или ее ремонт, на покрытие необходимо уложить заранее изготовленные деревянные настилы.
Деревянный решетчатый настил намного снизит вероятность повреждения шифера при необходимости перемещения по крыше
Делая это нехитрое приспособление, необходимо учесть, что оно должно иметь небольшой вес, а перечные рейки-лаги, скрепляющие доски снизу, следует расположить таким образом, чтобы они попали в углубление волны настеленного шифера. Подобный настил увеличивает опорную площадь и значительно снижает риск повреждения листов.
Специальная лестница, облегчающая кровельные работы на крутых скатах крыши
При необходимости выполнить ремонтные работы на кровле с крутыми скатами потребуется лестница, имеющая длину, равную скату крыши, и оснащенная специальным приспособлением — зацепом, с помощью которого она будет фиксироваться за конек.
- Как известно, шифер имеет шероховатую поверхность, поэтому со временем на нем могут появиться колонии мха и лишайников, которые, укореняясь и разрастаясь, будет разрушать структуру материала. Кроме того, цепляясь за кочки мха, на кровле задерживается мусор в виде маленьких веток и листьев, а пыль, собирающаяся вокруг растений, становится для них питательной средой. Если же мох захватил углубление волны, он будет задерживать ток воды. Далее, разрастаясь, мох проникает в горизонтальные и вертикальные стыки листов, приподнимая их, что открывает пути для протекания дождевой воды под шифер.
Мох любит влагу и гибнет под постоянным воздействием ультрафиолета, поэтому его чаще всего можно обнаружить на северной стороне кровли или на крыше дома, находящегося под высокими деревьями, густая крона которых перекрывает к ней доступ солнца. Мох может появиться и на скатах, имеющих маленький уклон, так как на них легче задерживается влага, что является благоприятным фактором для развития и разрастания подобной микрофлоры.
Самый простой, вмесите с тем, очень действенный способ борьбы со мхами и лишайниками – это регулярная покраска шифера
Чтобы не усложнять себе задачу, которая неизбежно возникнет с появлением и разрастанием мха и лишайника, лучше всего предупредить это явление, покрыв шифер несколькими слоями стойкой атмосферной краски. Красочный состав сгладит поверхность кровельного материала, заполнив микроскопические поры, поэтому спорам мха негде будет «обосноваться», чтобы начать свое развитие.
Если же крыша старая, и на ней уже закрепились колонии растительности, то для того, чтобы «спасти» пораженный шифер, придется провести серьезную работу по его очистке от мягкого «зеленого ковра». Для этого необходимо выбрать один из трех существующих способов:
— Очистить покрытие механическим путем, удаляя «заросли» металлической щеткой и смывая струей воды.
Цены на шифер
Заросли мха или лишайника на кровле можно удалить, применив специальные химикаты
— Нанести на шифер путем распыления химический состав, который поражает корневую систему колонии. Мох высохнет, и его можно будет просто смести жестким веником или щеткой;
Хорошие результаты показывает гидродинамическая очистка. Так что если в хозяйстве имеется мини-мойка, то уборку крыши можно проводить регулярно
— Произвести промывку кровельного покрытия водой, подаваемой в распылитель под очень большим давлением – это так называемая гидродинамическая очистка.
Здесь нужно добавить и то, что такая растительность вполне может появиться не только на шифере, но и на мягкой кровле, на черепице, ондулине и другом материале, имеющим на поверхности шероховатости.
- Причиной быстрого износа кровельного покрытия вполне может стать и некачественный шифер, изготовленный с нарушением технологических условий. К сожалению, такая продукция достаточно часто встречается на строительных рынках – сказывается отсутствие контроля качества на производстве, игнорирование установленных стандартов в погоне за быстрой прибылью.
Понятно, что такой кровельный материал менее стоек к механическим воздействиям и может расколоться даже от несильного случайного удара. Поэтому шифер, изготовленный еще в советское время, нередко до сих пор защищает крыши домов от промокания, а современные листы частенько служат не более 12÷15 лет.
Ознакомьтесь с разновидностями пластикового шифера и инструкцией по монтажу своими руками, из новой статьи на нашем портале.
Технология производства может быть нарушена на разных этапах изготовления кровельного материала. Это может быть использование непрофессионального, полукустарного оборудования, отклонение от установленной рецептуры состава раствора, например, несоблюдение пропорций или замена компонентов на более дешевые, использование укороченных армирующих волокон, что ведет к ослаблению листов, недостаточный срок «созревания» материала, который обязательно должен быть выдержан с момента изготовления шифера до полной готовности к реализации, и другие подобные нарушения.
- К необходимости скорого ремонта могут привести некачественно произведенные работы по гидроизоляции стыков вокруг вентиляционных и дымовых труб, а также других элементов, располагающихся на крыше. Это нередко заканчивается появлением на листах покрытия трещин – из-за попадания в оставленные зазоры влаги, которая при снижении температуры воздуха превращается в лед и создает чрезмерные напряжение между материалами. Чтобы не возникло подобных проблем, герметизацию швов в проблемных зонах, находящихся на крыше, нужно производить с особой тщательностью и аккуратностью.
- Нарушение технологии укладки шифера на обрешетку стропильной системы также со временем приводит к его растрескиванию. Нарушение целостности шифера может возникнуть из-за попадания влаги между листами и образования наледи, или же из-за неправильно, с выраженным напряжением, уложенных и скрепленных в таком положении листов.
- Крепление шиферного покрытия к обрешетке должно проводиться специальными шиферными гвоздями или же обычными, но с применением резиновых прокладок. Другие крепежные элементы при их забивании или вкручивании могут спровоцировать появление трещин.
- Для забивания шиферных гвоздей рекомендуется высверлить отверстия с диаметром, который должен быть больше диаметра гвоздя на 1,5÷2 мм. Объясняется очень просто – при изменении температур материалы расширяются (сжимаются), и между ними также создается напряжение, приводящее к повреждению листов – появлению трещин.
- Наледь, образующаяся в весенний период на кровле, в основном по карнизной линии, ослабляет структуру шифера и приводит к крошению края листов и к микротрещинам. Днем наледь тает, и маленькие трещины заполняются влагой, а при замерзании в ночное время происходит значительное объемное расширение. В результате этого небольшие, казалось бы, дефекты все больше расширяются, постепенно раскалывая шифер.
Никогда не следует забывать, что появление и развитие на шиферном покрытии даже всего одной трещины, которая со временем будет увеличиваться в размерах, грозит промоканием обрешетки, стропил, утеплителя, а затем – перекрытия и стен здания. В результате этого неизбежно в структуре материалов образуется грибок, начнется разрушение строительных конструкций. Поэтому будет наивным полагать, что небольшое повреждение кровельного покрытия — это мелочь, с устранением которой можно особо не торопиться. И для того чтобы не пропустить начало возникновения трещин и пробоин, необходимо регулярно производить ревизию покрытия и знать, как найти дефекты.
Как «продиагностировать» поврежденные участки шифера?
Если шиферную крышу рассматривать «на просвет» снизу, со стороны чердачного помещения, то на ней практически невозможно рассмотреть мелкие трещины и сколы небольшой величины. Поэтому необходимо уметь замечать «тревожные сигналы», подсказывающие, что назрела необходимость обязательного ремонта кровли:
- Прежде всего, рекомендовано хотя бы дважды в год, проводить инспекцию крыши со стороны чердачного помещения. Особенно хорошо видны протечки, если крыша не имеет утеплительного слоя – они после дождя проступают на сером шифере темными пятнами или полосами, в зависимости от характера повреждения.
- Сложнее найти трещины при наличии утеплителя, поэтому ревизию проводить в этом случае желательно гораздо чаще. В месте протечки в скором времени появятся темные пятна плесени, и тут стоит задача не допустить распространения грибка на остальной утеплитель и деревянные детали конструкции. Если не спохватиться вовремя, в скором времени по линии стыка потолка и стен жилых помещений появится черная плесень, а в комнатах будет стоять затхлый запах сырости.
Если будет обнаружен участок кровли, где образовалась трещина и произошла протечка, придется полностью снять промокший фрагмент утеплителя и как можно скорее от него избавиться. Затем необходимо проверить рядом расположенные маты термоизоляции, и при обнаружении на них хотя бы небольшого участка, захваченного плесенью – их, никуда не денешься, тоже придется заменить. Ну а в дальнейшем, прежде чем заново проводить утепление, конструкцию нужно хорошо просушить и проветрить, поэтому весь подобный процесс восстановления лучше всего проводить в жаркую погоду.
На кровельной конструкции есть области, на которые нужно обратить особо пристальное внимание, так как эти места наиболее уязвимы для механических нагрузок, а значит – и для повреждений листов покрытия.
- Фиксация листов к обрешетке производится через гребень волны шифера, и именно в месте крепления могут образовываться трещины, например, если для гвоздей были предусмотрены отверстия маленького диаметра.
- Края шифера, расположенного вдоль карниза, достаточно легко проверить, и они требуют проверки после каждой зимы, после схода стаявшего снега, так как в холодное время года кровельный материал подвергается нешуточному испытанию от высоких механических нагрузок и перепадов температур.
- Мох и лишайники могут появиться на шифере, не имеющем повреждений, но не нужно ждать пока микроорганизмы «завладеют» всю площадью крыши, так как ослабленная структура материала больше подвержена механическим повреждениям. Поэтому, если на покрытии появились области, заселенные мшистыми колониями, то этих «незваных гостей» желательно ликвидировать до того, как они заполонят весь шифер. Тем более что легче очистить несколько небольших участков от растительности, чем бороться с ней по всей немалой поверхности крыши.
После проведения инспекции кровли со всех проблемных сторон, можно будет определиться с выбором способа ее ремонта.
- При обнаружении продольной трещины, проходящей по гребню или углублению волны, ее ремонт может быть произведен с помощью наложения гидроизоляционной самоклеящейся ленты для шифера. Ее наклеивают с внешней и внутренней стороны, или же только снаружи покрытия. Если ленту монтируют только сверху шифера, то рекомендовано, под такой зазор уложить кусок оцинкованного металлического листа, которому заранее придается изгиб волны.
Кроме ленты, для ремонта может быть использована стекловолоконная сетка-серпянка или стеклоткань, которую наклеивают с помощью средства на битумной основе.
- Если трещина образовалась поперек волн шифера, то ее можно заделать той же сеткой-серпянкой, но лучшим вариантом в этом случае является все же замена поврежденного листа покрытия. Для реализации этого действия, возможно, придется демонтировать не один, а несколько листов, чтобы аккуратно изъять поврежденный, а затем уложить все обратно и закрепить.
- Если один из листов имеет пробоину, то ее также можно заклеить, или же придется заменить лист, в зависимости от величины образовавшейся дыры.
- Сколы или трещины, обнаруженные по карнизному ряду покрытия, заделать достаточно сложно. Поэтому чаще всего поврежденные листы снимаются, а вместо них укладываются новые. Здесь, важным нюансом является аккуратное удаление гвоздей, скрепляющих карнизный и второй ряд покрытия, так как старый шифер – более хрупкий, поэтому даже остающиеся целыми листы вполне могут дать трещину.
В том случае, если заменить листы по карнизной линии по каким-либо причинам не представляется возможным, то их края придется залатать сеткой и битумом, нанеся материалы с верхней и нижней стороны шифера. Оставлять листы в поврежденном виде не рекомендуется, так как трещины, пробоины и сколы под влиянием внешних факторов неизбежно будут расширяться.
Способы ремонта шиферного покрытия крыши
Теперь, когда получена определенная ясность по причинам возникновения повреждений шифера, а также по возможным вариантам ремонта выявленных дефектных листов, можно перейти непосредственно к рассмотрению порядка проведения работ.
Как можно видеть из приведенных выше примеров, заделать повреждения на шифере можно несколькими способами, используя при этом специальные или подручные материалы. Однако, надежное закрепление ремонтных «заплаток» возможно только на хорошо подготовленную поверхность кровельного покрытия.
Еще один важный момент, заслуживающий повышенного внимания. При проведении работ на высоте всегда на первый план должно выходить обеспечение личной безопасности работника, ну а при ремонте конкретно шифера – еще и создание условий для передвижения по нему. Так, например, если предстоит отремонтировать односкатную шиферную крышу, то для сохранения покрытия в целости используются деревянные настилы, позволяющие равномерно распределить нагрузку по площади покрытия. Для ремонта двускатной конструкции кровли обязательно потребуется лестница-трап, которую можно зацепить за коньковую часть крыши.
Первый вариант ремонта шифера – применяем специальную ленту
Итак, как уже было представлено выше, для ремонта трещин любой длины достаточно удобно применять самоклеящуюся бутил-каучуковую ленту, специально предназначенную для шифера. Этот материал также используется для обустройства гидроизоляции примыканий кровельного покрытия к дымоходам и трубам вентиляции.
Бутил-каучуковая лента помогает эффективно справляться с длинными трещинами и проблемными швами кровельного покрытия
Наружная сторона ленты производится из нетканого полотна, поэтому при желании сохранить цветовую гармонию крыши, «заплатку» легко можно окрасить в нужный цвет. Клеить ленту на шифер достаточно просто, если созданы необходимые условия для высокой адгезии материалов. Процесс ремонта осуществляется поэтапно:
- Отыскав повреждение на листе шифера, область покрытия вдоль него необходимо очистить от грязного налета и всех видов растительности любым, наиболее для себя удобным из выше названных способом. Если для этого процесса применялась вода, то после проведения очистки кровельный материал нужно просушить.
- Следующим шагом ремонтируемую область потребуется обезжирить. Для этой цели подойдет ацетон, уайт-спирит, или другой органический растворитель.
- Далее, производится замер длины образовавшейся трещины, по которому будет производиться раскрой ленты. Здесь нужно учитывать, что длина «заплатки» должна быть больше участка повреждения на 80÷100 мм с каждой из сторон.
- После этого отмеряется лента, и от рулона отрезается полоса нужной длины.
- Отрезанную ленту накладывают на трещину, и, начиная с одного ее края, аккуратно начинают снимать защитную пленку с внутренней стороны материала, одновременно приклеивая его на поврежденную область шифера.
- Приклеивая битумно-каучуковую ленту, ее нужно хорошо прижимать к поверхности кровельного покрытия. Ремонтная «заплатка» должна иметь надежное сцепление с кровельным материалом, без признаков отклеивания углов и краев.
- Если лента имеет цвет, разнящийся с оттенком шифера, ее можно покрасить. Другой вариант – покрыть свежей краской всю поверхность скатов крыши, создав им тем самым дополнительную защиту.
Если нет необходимости приобретать целый рулон ленты, так как трещина всего одна и имеет небольшую длину, то в строительных магазинах часто можно отыскать уже нарезанные «заплатки» различных размеров из того же материала .
Еще один вариант ремонта шиферных листов с применением бутил-каучуковой ленты предполагает дополнительное использование сетки-серпянки, которая отлично армирует «заплатку», придав ей надежность и прочность.
Рулон полимер-битумной герметизирующей ленты, отлично подходящей для кровельных и гидроизоляционных работ
Для проведения ремонта этим способом потребуется двух- и односторонняя герметизирующая лента и сетка-серпянка.
Ремонтные работы проводятся следующим порядком:
- На подготовленную поверхность поврежденного шифера (процесс подготовки уже был обрисован выше), приклеивается полоса двухсторонней ленты — для этого с ее нижней поверхности постепенно снимается защитная пленка. После того как полоса будет закреплена, потребуется снять верхнюю подложку, закрывающую клеящий слой.
- Следующим этапом на клейкую поверхность ленты фиксируется сетка-серпянка.
- Далее, армирующий слой закрывается «заплаткой» из односторонней ленты, то есть имеющей клеевой слой только с одной стороны.
- После того как трещина будет закрыта, можно переходить к окрашиванию получившейся «заплатки»
Второй вариант – используем битумные мастики, армирующую сетку или стеклоткань
Этот способ заделывания трещин, а иногда – и небольших пробоин, предполагает использование (вместо бутил-каучуковой ленты) армирующей сетки-серпянки или стеклоткани и разогретого битумного состава.
Цены на битумную мастику
Специальная кровельная ремонтная шпатлевка на битумной основе – быстрое и надежное заделывание дефектов покрытия
Битум может быть нанесен одним или двумя слоями в зависимости от величины поврежденного участка. Работы в этом случае производятся в следующем порядке:
Иллюстрация | Краткое описание выполняемой операции |
---|---|
![]() |
В этом случае для очистки поверхности шифера использовалась вода и обычный кухонный металлический скребок. Если на кровельном покрытии скопился достаточно толстый слой пыли и грязи, то сначала лучше всего постараться смести его жестким веником. При наличии островков мха и лишайника их также предварительно потребуется удалить. Далее, область ремонта хорошо промачивается водой, которую можно нанести губкой, а затем вычищается скребком. Перед началом работ лучше всего защитить руки, надев резиновые перчатки. |
![]() |
После очистки участка шиферного листа обычно сразу же выявляется повреждение, требующее ремонта. Для ускорения просыхания поверхности, чтобы не затягивать с дальнейшими операциями, можно протереть шифер мягкой, хорошо впитывающей влагу тканью. |
![]() |
Когда шифер высохнет, с участка, подлежащего ремонту, необходимо снять крепежные элементы (гвозди), если они попадают на область, которую нужно герметизировать. |
![]() |
Удалять шиферные гвозди нужно очень аккуратно, стараясь не повредить целые листы покрытия. Вытаскивание крепежных элементов обычно осуществляется гвоздодером, которому требуется жесткий упор – в этом качестве можно использовать доску или деревянную рейку без сучков, толщиной не менее 20 мм, так как на нее будет приходиться достаточно высокая нагрузка. В любом случае, производя выдергивание гвоздя, упорную доску нужно придерживать свободной рукой. |
![]() |
Следующим шагом подготавливаются все используемые для ремонта элементы и материалы. Сетка-серпянка или стеклоткань раскраивается по размерам, снятым с поврежденной области. |
![]() |
Стеклоткань удобно применять в тех случаях, когда требуется заделать пробоину, так как она имеет сплошную плотную поверхность плотность, а в сочетании с битумом образует жесткое покрытие, вполне сопоставимое по прочности со структурой шифера. |
![]() |
В качестве клея применяется битумная мастика, жидкий рубероид или другие составы на подобной основе. Готовые растворы не требуют разогрева, и их можно использовать сразу после открытия банки. По этим соображениям, ремонт шифера с использованием готовых мастик еще часто называют «холодным». |
![]() |
«Горячий» способ ремонта заключается в нанесении на поврежденный участок битума, предварительно разогретого до 160 градусов. Для этого куски этого материала в жестком виде укладываются в ведро или другую металлическую емкость. Затем она устанавливается на открытый огонь, разжигаемый, например, между установленными кирпичами, которые послужат подставкой для емкости. После того как битум нагреется, и начнется его плавление, состав периодически перемешивается, так как он не должен подгореть или воспламениться. Производя эти работы необходимо учитывать температуру окружающей среды. Если битум будет разогреваться в холодное время года, то в него лучше всего добавить отработанное масло в пропорции 10:1, то есть порядка 10% от общего объема. Отработка несколько задержит отвердевание битума, сделав его более эластичным. Кроме того, с таким раствором легче работать, особенно при укреплении карнизного края шифера, которое производится с применением серпянки. |
![]() |
Битумный состав рекомендовано наносить на листы шифера в два слоя, толщиной в 1÷1,5 мм каждый, с помощью шпателя и кисти. После нанесения первого слоя на ремонтируемый участок кровли, сверху него настилается армирующий материал и прижимается к горячей массе шпателем. После того как битум схватится, сверху сетки или стеклоткани наносится его второй слой. Таким же образом производится нанесение и готовой мастики, только без ее разогрева. Но и ее необходимо предварительно очень тщательно перемешать — до приобретения ею совершенно однородного состояния. |
![]() |
Если в шифере образовалась крупная пробоина, то ее сколотые края и мелкие трещины, которые пошли от нее, обычно вырезаются. Далее, по краям этой пробоины наносится битумный состав, на который приклеивается стеклоткань – она должна находить на неповрежденные участки покрытия как минимум на 70÷80 мм. После ее приклеивания, сверху нее наносится очередной слой битума, который также можно накрыть еще одним слоем стеклоткани или сетки-серпянки. Такой многослойный вариант предпочтительнее, так как подобная ремонтная «заплатка» будет обладать куда большей прочностью, создаст надежное армированное покрытие. |
![]() |
Затем, вся область, с заходом на неповреждённые участки, еще раз густо промазывается мастикой и оставляется до полного просыхания. Некоторые мастера наносят и больше слоев разных герметизирующих материалов, но это будет зависеть от расположения повреждения. Но если оно образовалось в нижней части волны, то общий слой не должен быть слишком толстым, иначе он даже сыграет негативную роль – станет задерживать отток воды с крыши. |
![]() |
В готовом виде заделанное этими способами повреждение не должно быть заметным. Единственное, что, конечно, станет выдавать «заплатку» – это её черный цвет. |
![]() |
Через месяц, особенно в том случае, если этот период выдастся дождливым, желательно провести ревизию заплатки. Если же дождей не было, то ее нужно основательно пролить водой, чтобы убедиться, что вокруг повреждения не осталось микротрещин, которые, промокая, приведут к новым разрушениям. После схода обильного потока воды через загерметизированный участок покрытия, необходимо внимательно осмотреть его со стороны чердака, чтобы убедиться, что при сильном ливне влага не попадет на деревянные конструкции и утеплитель. |
Необходимо отметить, что если от других строительных работ остался такой материал, как рулонная гидроизоляция «Технониколь», то его вполне можно использовать вместо армирующих материалов, наклеив на разогретый битумный состав. «Технониколь» эластичен и легко примет изогнутую форму волны. При недостаточной адгезии материалов, их нужно будет разогреть, применив газовую горелку (на небольших участках бывает достаточно и строительного фена).
Видео: Ремонт участка шиферной кровли с использованием рулонного еврорубероида «Технониколь»
Третий вариант – использование цементных растворов
Самым доступным и простым способом заделки повреждений на листах шифера можно назвать применение цементно-песчаного раствора. Единственное, что усложнит работу, это подъем и удержание бетона на высоте крыши с крутыми скатами. Кроме того, применяя этот раствор, нужно заранее получить информацию о погодных условиях на ближайшие два — три дня, так как если пойдет дождь, достаточно трудоемкая работа будет проведена напрасно – вода просто смоет ремонтные «заплатки».
Ремонтный раствор для подобных целей обычно изготавливается из цемента М500 и мелкофракционного песка, взятых в пропорции 1:2. Некоторые мастера предпочитают не «заморачиваться» его составлением, и применяют для ремонта клей для фасадной плитки, который предназначен для эксплуатации при различных температурах и их перепадах, а также в условиях высокой влажности.
Ремонт шиферного покрытия можно произвести с использованием цементного раствора или качественного, атмосферостойкого клея для фасадной плитки
Клей имеет специальные добавки, которые предназначены для быстрого создания однородной пластичной массы, обладающей высокой адгезией, облегчающей работу. Смесь изготавливается на основе цемента, в который добавляется измельченный песок, поэтому она имеет мелкодисперсную структуру – как раз то что надо для ремонта кровельного покрытия.
Чтобы с раствором легко было работать, и он имел хорошее сцепление с шифером, его вымешивают до консистенции теста. Кроме того, для повышения адгезионных качеств материалов, перед нанесением раствора поверхность кровельного листа необходимо увлажнить.
Используя этот материал для ремонта достаточно большой пробоины или широко разошедшейся трещины, в целях повышения надежности со стороны чердака к повреждениям прижимается металлический оцинкованный лист, которому придается изгиб волны. Закрепить эту подкладку следует заранее, например, на клей «жидкие гвозди», а затем установить подпорку из бруса или доски, которую можно будет убрать только после полного застывания цементного раствора.
Установив такую заплатку с внешней стороны покрытия, рекомендуется выстлать ее сеткой серпянкой, которая должна находить на неповрежденный шифер на 7÷8 мм.
После этого можно производить нанесение раствора с помощью резинового шпателя слоем примерно в 2÷2,5 мм. Нанесенный слой цементной смеси требуется хорошенько разгладить – эту операцию легко провести, надев на руку резиновую перчатку и увлажнив схватывающийся раствор.
Когда цемент отвердеет и наберет прочность, его покрывают грунтовкой, а после ее просыхания поверхность «заплатки» окрашивается влагостойкой краской для внешнего применения.
Четвертый вариант – с использованием гидроизоляционных строительных смесей
Для ремонта шиферной крыши хорошо использовать специальные гидроизоляционные сухие или пастообразные обмазочные составы. Перед их применением сухие смеси замешиваются в соответствии с прикладываемой к ним инструкцией, а пастообразные – сразу готовы к применению.
Специальные составы для обмазочной гидроизоляции вполне подойдут и для ремонта поврежденной шиферной кровли
Эти материалы обладают высокой адгезией, поэтому между ними и шифером образуется отличное сцепление. Работы по их нанесению практически не отличаются от применения цементного раствора и проходят следующим образом:
- Чтобы добиться прочности «заплатки» из гидроизоляционных составов, основу под них нужно также подготовить описанным выше способом, то есть ее очищают и обезжиривают.
- Следующим шагом, выбранная смесь разбавляется до жидкого состояния, и ее наносят на поврежденную область кровельного покрытия в качестве грунтовки, которая должна хорошо просохнуть.
- Затем, непосредственно в трещину с помощью строительного пистолета или шпателя вносится густо замешанная гидроизоляционная смесь.
- Если заделывается пробоина, то работы необходимо производить таким же образом, как и при использовании цементного раствора.
- Первый слой гидроизоляции оставляется на 6 часов для схватывания. Затем, на застывший раствор настилается армирующий материал, который накрывается вторым слоем гидроизоляции. Финишный верхний слой необходимо хорошо разгладить – чтобы он не препятствовал свободному сходу воды во время дождя или таяния снега.
Гидроизолирующие смеси производятся на цементной и полимерной основе. Какой из составов выбрать – решать мастеру, но главное, чтобы в технических характеристиках была рекомендация по использованию такой гидроизоляции для нанесения на бетонные основания.
Пятый вариант – самодельная ремонтная шпатлевка
Эту смесь для ремонта шифера можно назвать «народным рецептом». Раствор в этом случае состоит из цемента, в который добавляется клей ПВА и асбестовые волокна. Чтобы получить такие волокна используют фрагмент асбестовой плиты или шнура, применяемых в качестве жаростойких прокладок между металлическими элементами и кирпичом при возведении печей. Измельчая асбест, нужно обязательно защитить органы дыхания, надев респиратор – дело это небезвредное!
Подготовив все компоненты для составления этого раствора, их берут в пропорции 2:3:1 (цемент : асбест : клей ПВА, разведенный водой 1:1). После смешивания указанных ингредиентов, в них понемногу добавляется вода, до тех пор, пока раствор ни приобретет однородную консистенцию сметаны средней густоты.
Раствор наносится на подготовленную поверхность шифера. Она, как и в других случаях, должна быть очищена и просушена. Поверхность вначале грунтуют клеем ПВА, разбавленным с водой в пропорции 1:3 – такая грунтовка наносится в два — три слоя, каждый из которых должен быть хорошо просушен перед нанесением последующего.
Основной раствор нужно наносить шпателем. Если образовалась трещина, то ее заполняют на всю толщину кровельного материала и оставляют до высыхания. Затем, можно нанести второй слой раствора, но он должен подниматься над поверхностью шифера не более чем на 1÷2 мм.
Пробоины накрываются стеклотканью, которая накладывается на нанесенный по краю повреждения раствор и также оставляется до схватывания. После чего идет второй слой раствора, который должен быть хорошо заглажен.
Шестой вариант – использование монтажной пены и эпоксидной смолы
Применение следующих материалов для ремонта шиферных крыш также вполне можно назвать «народным изобретением», так как они, по сути, предназначены для других нужд. Тем не менее, доморощенные мастера довольно успешно используют монтажную пену и двухкомпонентный эпоксидный клей для заделки трещин и небольших отверстий в листах шифера.
Пенополиуретановая монтажная пена может помочь и при необходимости срочного ремонта шиферной кровли
Способ хорош уже тем, что применяются вполне доступные материалы, с которыми легко справится любой домовладелец, не имеющий опыта в строительных работах. Необходимо приобрести баллон монтажной пены, имеющей небольшое объемное расширение (лучше всего, чтобы это была профессиональная пена, наносимая с помощью пистолета) и комплект для изготовления эпоксидного клея. Кроме того, необходим резиновый шпатель и один из уже упомянутых выше армирующих материалов.
Ремонт кровельного покрытия с использованием пены и клея включает нескольких этапов:
- Первым шагом производятся подготовительные работы – очистка, обезжиривание, просушка поврежденного участка, а также обработка краев трещины, выбоины или скола.
- Подготовленное повреждение небольшого размера заполняется пеной. Если же повреждение имеет большой размер, то пену распыляют на уложенную сверху отверстия сетку-серпянку, или же подкладывают со стороны чердака сформованный по волне лист оцинкованного металла или же кусок рубероида — иначе пена не удержится в проеме. Далее, нанесенную пену необходимо оставить до ее полного расширения и полимеризации высыхания, для чего следует ей отвести 24 часа.
- Следующим этапом высохшая пена с наружной стороны кровельного покрытия аккуратно срезается по изгибу волны. С внутренней стороны ее трогать необязательно, так как там она удаляется только в том случае, если производится монтаж утеплительных матов, ровной укладке которых она будет мешать.
- После этого на участок, подлежащий ремонту, наносится подготовленный эпоксидный состав. Он должен выходить за пределы повреждения также на 7о÷8о мм по всему его периметру.
- На нанесенный клей укладывается армирующая сетка или стеклоткань и хорошо прожимается к поверхности волны.
Цены на монтажную пену
Установка «заплатки» на дефект шиферного покрытия
Работу лучше всего проводить в перчатках, так как эпоксидный клей очень трудно отмывается от кожи.
- Когда клей вместе с армирующим слоем высохнет, на него наносится еще один слой эпоксидного состава. После того как он также полностью полимеризуется и застынет, образуется идеально гладкая поверхность, которая не будет препятствовать оттоку воды при дожде любой силы.
Нельзя не отметить, что созданный с помощью этих материалов ремонтный слой получается достаточно прочным, герметичным и долговечным.
Эпоксидный состав можно применять для ремонта шифера и без использования пены, но чтобы клей поначалу не вытекал через отверстие, с нижней стороны листа на поврежденный участок можно наклеить влагостойкую монтажную ленту. После заполнения зазора, по всей его длине укладывается армирующий материал, а сверху него наносится эпоксидный состав и оставляется до полного высыхания.
Седьмой вариант – мелкий ремонт шифера с использованием состава на основе мела и олифы
Чтобы приготовить следующий состав, применяемый для ремонта шифера, потребуется мел и олифа. Оба материала доступны по цене, и их можно найти практически в каждом домашнем хозяйстве или, на крайний случай – в любом хозяйственном магазине «шаговой доступности». Однако, полученная из этих ингредиентов смесь может подойти только для небольших отверстий или же трещин на шифере. С пробоинами, имеющими большой диаметр, подобная паста справиться не поможет.
Состав на базе олифы и мела – иногда для небольших повреждений такого ремонта бывает достаточно
Приготовление этого состава производится «на глаз»: в олифу маленькими порциями добавляется мел, и она тщательно перемешивается. Такую процедуру необходимо продолжать до тех пор, пока паста не примет консистенцию меда, имеющего среднюю густоту.
Получившуюся пасту используют сразу же: ею замазывают повреждение – трещину или отверстие диаметром не более 20 мм, а затем разравнивают материал, дают ему хорошо просохнуть. Обязательное условие – высохшую «заплатку» хорошенько покрывают краской, способной защитить меловую замазку от попадания влаги.
Восьмой способ – с использованием универсального клея «Эмалит»
Нитроцеллюлозные клеи типа «Эмалит» (или его «родственников» по химическому составу) смело могут назваться универсальными, так как способны склеивать между собой практически любые материалы. Нитроцеллюлозные составы влагостойкие, прочные и долговечные, после застывания не боятся низких и высоких температур, образуют на поверхности защитную водонепроницаемую пленку. Поэтому они отлично подходят и для ремонта шиферного покрытия.
Универсальный клей «Эмалит» изготавливается на основе ацетона и нитроцеллюлозы.
Если ремонтные работы решено производить подобным материалом, то они осуществляются в таком порядке:
- Внутренняя сторона шифера в области повреждения хорошо очищается от пыли, а затем промывается водой с помощью губки, вытирается и просушивается.
- По всему периметру повреждения, тонким слоем наносится клей, на который приклеивается пропитанная тем же составом стекло- или обычная ткань, имеющая высокую плотность. Заплатка должна быть больше повреждения на 45÷50 мм с каждой из сторон. Ее необходимо хорошо прижать снизу к шиферу и разгладить по его поверхности.
- После того как армирующая ткань высохнет, на нее наносится еще один слой клея, и его необходимо тоже полностью просушить. Эта внутренняя «заплатка» станет основой для материала, которым повреждение будет заделано с внешней стороны.
- Следующим шагом пространство дефекта покрытия (щели или пробоины) может быть заполнено цементно-песчаным раствором, плиточным клеем или гидроизоляционной смесью. Нанесенный состав разравнивается и оставляется сохнуть. После этого можно провести дополнительную гидроизоляцию «заплаток» краской или иным материалом, как описывалось выше.
Видео: «Рецепт» самодельного клея из пенополистирола и ремонт дефекта шифера с его применением
Общие рекомендации по проведению ремонта шифера
А теперь, в завершение, парочку рекомендаций, общих для всех способов ремонта:
- Если предстоит заделать длинную трещину, то по ее концам просверливается по отверстию, в которые заливается герметик и вкручиваются саморезы. Благодаря такой мере предосторожности, трещина обычно прекращает свое развитие в длину.
- Для проведения ремонтных работ рекомендуется выбрать сухую погоду, которая, по прогнозам синоптиков, простоит как минимум 7÷10 дней. Обычно такое благоприятное время выпадает только в третьей декаде августа или даже в самом начале осени. Желательно, чтобы сам процесс ремонта проводился в безветренную облачную погоду, так как ветер может засорить раствор пылью, а для схватывания и просыхания большинства ремонтных составов важным моментом всегда являлся умеренный уровень температуры и влажности.
- Что еще необходимо добавить после рассмотрения способов ремонта шиферной крыши? Прежде всего то, что любой ремонт шифера можно считать только временной мерой. Какой бы материал ни использовался, его плотность и коэффициент линейного расширения отличается от параметров основного покрытия, а значит заделанные, вроде бы, дефекты через некоторое время могут вновь проявить себя. Поэтому такой ремонт, как правило, проводится только в крайних случаях, например, из-за отсутствия возможности сразу произвести замену вышедшего из строя листа или даже всего кровельного покрытия.
Насколько сложно самостоятельно покрыть крышу шифером?
Долговечность шиферного покрытия напрямую зависит от качества его укладки. Не следует рассчитывать, что эта работа покажется простой. Ее сложность заключается не только в хрупкости и достаточно большой массе листов, но и в особенностях их стыковки и закрепления на обрешетке стропильной системы. Поэтому не лишним будет получить дополнительную информацию по самостоятельной укладке волнового шифера , перейдя по ссылке к соответствующей публикации нашего портала.
Как защитить шифер от старения и разрушения?
В идеальном варианте проведение защитных операций для шиферного кровельного покрытия должно следовать непосредственно после его монтажа. Однако, чаще всего подобные мероприятия откладываются «на потом», и к ним возвращаются уже при появлении неотложной необходимости, то есть в случае обнаружения повреждений.
Добрый совет — лучше не дожидаться такой кризисной ситуации, а предотвратить ее возникновение, особенно в том случае, если кровля уже эксплуатировалась не один десяток лет.
Результаты очистки впечатляют, но лучше все же не запускать свою шиферную крышу до подобного состояния…
Меры по защите шиферного покрытия от разрушений включают следующие процедуры:
- Первым шагом шифер нужно очистить от скопившейся пыли и разросшегося лишайника или (и) мха, если очаги этой флоры уже начали проявляться на отдельных участках кровли.
- Затем, поверхность необходимо промыть водой, подаваемой под напором, и дождаться полного просыхания.
- Крышу, прослужившую несколько лет, не имеющую пока паразитной растительности, можно очистить от пыли, используя обычный веник или мягкую щетку.
- Далее, поверхность необходимо тщательно обработать грунтовочным составом, который пропитает асбестоцементную структуру шифера и создаст на нем защитную пленку. После грунтования кровельное покрытие должно полностью высохнуть.
Кроме того, прогрунтованная поверхность приобретет более высокую адгезию для дальнейшей обработки лакокрасочными составами.
- Следующий слой покрытия выбирается по желанию домовладельца – это может быть краска на резиновой основе или мембрана «Ризолин».
— Резиновая краска производится в достаточно широком ассортименте оттенков, то есть можно подобрать ее к общему оформлению дома. Она отличается высокой эластичностью и стойкостью не только к влаге, но и к другим внешним атмосферным воздействиям. Нанесен этот слой краски может быть с помощью широкой кисти или краскопульта.
Так называемая «резиновая краска» станет и декоративным, и защитным покрытием шиферной кровли
По сути, крыша будет покрыта тонким слоем безвредной резины, которая станет отличным гидроизолятором для кровельного материала и, кроме того, заметно выровняет шероховатую поверхность шифера.
— «Ризолин» – это самоклеющаяся мембрана, изготавливаемая на основе пропитанной битумно-полимерным составом стеклоткани и имеющая фольгированное покрытие.
Качественную защиту шифера от внешних разрушающих воздействий дает универсальная мембрана «Ризолин»
Этот материал, благодаря своему структурному строению, обладает высокой прочностью и эластичностью, что позволяет ему принять любой сложный рельеф кровельного материала. «Ризолин» является отличным гидроизолятором, имеет прекрасную адгезию с основой, изготовленной из любого материала. Его клеевой слой, временно защищенный бумажной подложкой, которая снимается непосредственно во время монтажа, после прижатия к кровельному материалу создает сверхнадежное сцепление.
Структурное строение «Ризолина»
Верхний фольгированный слой материала предназначен для отражения ультрафиолетовых лучей, что предотвратит перегревание крыши, а значит, в доме в летнюю жару будет сохраняться благоприятный микроклимат. Кроме того, «Ризолин» имеет свойство «консервировать» начавшиеся признаки разрушения кровельного покрытия. Поэтому, накрыв крышу подобной мембраной, замену шифера можно будет отложить.
В заключение публикации есть смысл назвать важную причину, по которой шифер все же стоит заменить на другой кровельный материал. Это – наличие в его составе чрезвычайно вредного для человеческого организма асбеста.
Если обратиться к современным международным стандартам, то сразу заметно, что Европейской комиссией еще в 1999 году принята директива об полном с 2005 года отказе от использования в странах Евросоюза изделий из асбестовых волокон или изготовленных из материалов, в которые они входят. Это решение было принято в результате длительных научных исследований, которые безапелляционно доказали вредность контактов с этим материалом.
Возможно, это обстоятельство подтолкнет владельцев домов, покрытых шифером, к тому решению, что лучше не производить ремонт старого покрытия при появлении повреждений, а полностью заменить кровлю, применив для этого один из современных или традиционных, но экологически чистых материалов.
протекает металлическая крыша что делать
Протекает крыша, ремонт крыши, хитрости и советы по ремонту
Как бывает омрачена наша радость, когда в выходные, переступив порог любимой дачи, в надежде насладиться веселым потрескиванием дров в камине, теплом и чистым воздухом, мы вдруг слышим предательское: кап, кап, кап.
Крыша потекла, ужасаемся мы, кидаясь за тазиком.
Подставляем его под капли с тоской наблюдаем за случившимся. Отдых испорчен, непогода коварно пробралась в наш дом.
Но, может быть, самое время взглянуть на проблему с другой стороны? Ведь дождик в некотором смысле – индикатор, сигнализирующий о неисправностях кровли, которую самое время подлатать, пока не грянули зимние холода. Именно он помогает диагностировать места протечек.
Зачастую, прежде чем появиться на поверхности, вода проделывает длинный и извилистый путь, преодолевая подчас сложную конструкцию крыши.
Тем, у кого крыша “попроще” – шиферная или металлическая с традиционным двускатным профилем, обнаружить трещину или пробоину легче, чем хозяевам многопрофильных черепичных крыш, но в любом случае понадобятся внимание и терпение.
Наиболее уязвимы места примыкания кровли к дымовым трубам, основаниям телевизионных антенн, а также стыки с выступами стен, окон.
Причиной также может быть внезапно треснувшая черепица или отверстие в шифере, которое появилось из-за того, что крепежный гвоздь заржавел или поднялся.
Когда исследуете крышу с чердака, обращайте внимание на любые пятна на стропилах и обрешетке – это улики, красноречиво свидетельствующие о месте протечки.
Запомните зрительно или отметьте те места на крыше, на которые, когда погода исправится и можно будет приступить к ремонту, вы сможете поставить ногу, не рискуя провалиться.
Ведь ваша собственная безопасность не менее важна, чем целостность крыши.
Страдающим высотобоязнью или подверженным головокружениям лучше доверить работу профессионалам.
Остальным стоит прислушаться к рекомендациям людей бывалых.
На сырой или обледенелой крыше не работайте ни-ко-гда!
Надевайте одежду, не стесняющую движений, и обувь на резиновой подошве.
Следите, чтобы лестница была достаточно длинной и не приходилось работать на самой верхней ее ступеньке.
Если на коньке крыши или стропилах отсутствуют специальные крючья для установки лестницы, крепите ее с помощью специального троса (подойдет мягкий трос для буксировки автомобиля).
Перекиньте его через конек крыши, закрепите на надежных балках и завяжите морским узлом.
- Ни в коем случае не крепите лестницу и не страхуйтесь сами, обвязывая трос вокруг печной трубы. Она может не выдержать тяжести вашего тела при падении.
- Работайте с напарником, он подаст инструменты, а в случае чего подстрахует.Если повреждения небольшие (трещина, незначительное смещение или пробоина), загерметизировать их несложно. Какой бы ни была ваша крыша – шиферной, металлической, рубероидной или черепичной.
Используйте для этого водонепроницаемый клей, смолу, которые продаются в специализированных магазинах, или же замазку на олифе, купленную или приготовленную самостоятельно.
Из-за большого расхода материала все более крупные повреждения, как правило, заделывают битумной (цена 41,50 руб./кг) или цементной мастикой (33 руб./кг).
Два последних материала после высыхания грунтуют и укрепляют поверху краской.
Для гидроизоляции и герметизации стыков кровли битумная мастика – самое популярное средство.
Альтернативные варианты – готовые покрытия крыш, содержащие битум, или более дорогие, но и более надежные полосы из нержавеющих металлов – нержавеющей стали, алюминия и др.
В продаже встречаются также самоклеящиеся полосы с алюминиевой фольгой, обратная сторона которых обладает адгезионными (клеящими) свойствами (ролик длиной 12,5 м, шириной 8 см – 2557,50 руб.).
На время можно заделать стыки и простой замазкой.
Вначале тщательно очистите район повреждения от грязи, ржавчины или лишайника (его можно уничтожить, обдав крутым кипятком). Только когда место, нуждающееся в заделке, просохнет, нанесите выбранный материал.
Более обширные по площади повреждения устраняют с помощью заплат из различных самоклеящихся материалов, продающихся в магазинах, и самодельных – из металла, рубероида, брезента или любой плотной непромокаемой ткани.
При ремонте металлических поверхностей накладывают заплатки из того же металла и используют мастики, содержащие битум.
Чтобы не было коррозии, новые изоляции или гвозди, использующие для крепления заплат, должны быть из того же металла, что и старые.
Аккуратно заделывайте края: для надежности и эстетики сверху покройте заплату водонепроницаемым покрытием. Они бывают самых разных цветов – белые, терракотовые, зеленые, серые и пр.
“Доморощенную” заплатку из водонепроницаемой ткани кладут на замазку на олифе или краску, а после высыхания последних окрашивают.
В любом случае заплаты должны на 6-10 см перекрывать со всех сторон площадь ремонтируемого места.
Когда вы заменяете вышедшие из строя черепицу, или шиферный лист, или проржавевшую металлическую полосу, стараетесь придерживаться двух важных принципов.
Первый – заменяющий материал по размерам и качеству должен быть точной копией предыдущего.
Второй -затрагивать соседние элементы покрытия нужно как можно меньше.
При глубоких пробоинах “слоеных” рубероидных крыш поврежденные слои обычно разрезают крест-накрест и отворачивают углы, после чего их очищают, просушивают, грунтуют, шпатлюют (битумной мастикой с добавлением песка, опилок и т.д.) и заклеивают обратно.
Завершают работу одной или несколькими заплатами из рубероида, каждая из которых должна быть больше предыдущей приблизительно на 10 см. Их смолят и для прочности посыпают песком или гравием, мраморной крошкой.
Кстати, приступая к работе с рубероидом, рабочую сторону нужно очищать от присыпки, которой покрываются листы, чтобы они не склеивались при транспортировке.
Сэкономив на материалах, вы рискуете обнаружить, что “дешевая” рубероидная крыша не так уж мало вам стоит. Ведь под нее нужна сплошная обрешетка, и каждый год ее требуется обрабатывать мастикой.
А потратившись на черепичную, вы на долгие годы избавитесь от хлопот. И она со временем сможет стать вам “дорога” не только в финансовом смысле.
Не забывайте ухаживать за крышей. Словом, следите, чтобы климат в доме находился под вашим контролем.
При авральных работах требуется не только сноровка, но и хорошая память. Ведь то, что вы делаете временно, потом желательно переделать “навсегда”
Не торопитесь, заслышав стук капель по полу, забираться на крышу. Лучше некоторое время послушать музыку дождя, чем потом долго, долго лечить сломанные кости.
Не пренебрегайте техническими новинками – нержавеющими кровельными гвоздями, устройством для удаления гвоздей. Первые избавят от проблем в дальнейшем, вторые -значительно облегчат работу
- Вернуться в оглавление – Строительство
Как сделать ремонт металлической кровли – способы и правила выполнения ремонтных работ
Хотя металлические кровли и считаются очень долговечными, однако по ходу их эксплуатации периодически потребуется текущий ремонт по замене поврежденных участков покрытия. Во время этого монтируются заплаты, устраняются трещины, проводится покраска.
Виды кровли из железа
Для изготовления металлической кровли может использоваться оцинкованное железо, титан-цинк, алюминий или медь. Чтобы защитить металлические листы от коррозии, на них наносят краску, окислы металлов или специальные полимеры.
Как подготовить металлическую крышу к ремонту
Ремонту металлической кровли предшествует подготовка ее поверхности. Первым делом удаляется пыль, ржавчина и прочие загрязнения: для этих целей используется метла и щетка. Чистка ржавых мест проводится щетками из металла, с обязательной уборкой возникающей при этом пыли. Также поверхность осматривается на предмет наличия трещин и пробоин: обычно это результат неосторожного обращения с лопатой во время уборки снега с крыши.
Осмотр в одиночку проводить неудобно: желательно заручится поддержкой минимум одного помощника. Одного человека ставят на чердак, дав ему длинную палку, второй находится поверх кровли, имея при себе мел. Изнутри намного удобнее обнаруживать отверстия, о чем помощник с палкой сообщает стуком по металлическому листу. Для подобной процедуры наиболее подходят солнечные дни, что даст возможность заметить даже самые маленькие дырочки. Напарник на кровле сразу же отмечает место дефекта мелом. По завершении обследования всей площади кровли можно переходить к устранению обнаруженных изъянов.
Способы ремонта старой крыши от протекания
Локальный ремонт металлической кровли от протекания осуществляется с помощью заплат двух типов: по ширине картины и промежуточные. Первым способом устраняются дефекты на плоскости, во втором – в гребнях или рядом с ними. В качестве заплаты используются листы с нужным запасом на размер места износа (припусков нужны для соединения). Поврежденный участок раскрывают и оснащают заплатой, соединяя со старым покрытием. Если ремонтируются пологие скаты, то соединительные участки можно пропаять.
Перед монтажом заплаты покрывают олифой, а после укладки окрашивают стойким к атмосферным воздействиям составом. Таким же образом необходимо обработать соединительные участки, во избежание их ржавления. Если размер пробоины не превышает 200 мм, для изготовления заплаты используется брезент, мешковина или плотная ткань. Чтобы заделать небольшое отверстие до 30 мм, применяется горячий битум, суриковая замазка или специальная мастика. Вокруг дефекта необходимо зачистить участок 30-40 мм, с последующей двухсторонней промазкой.
Заплаты из ткани и мешковины пропитываются жидкой масляной краской, в составе которой имеется натуральная олифа с измельченным свинцовым или железным суриком. Ткань перед пропиткой должна быть хорошо просушенной. Время пропитки – 10-15 мин. Далее заплата отжимается и укладывается поверх пробоины: разглаживание и фиксация проводится жесткой щеткой. Пристальное внимание уделяется краям заплаты. На высыхание заплат обычно отводят около недели, после чего можно проводить покраску всей поверхности кровли. Ремонт желобов, свесов, водостоков и карнизных свесов проводится гораздо чаще, по причине большей уязвимости данных участков во время уборки снега и льда.
Если на дефекты приходится большая часть всей площади кровли, то ее необходимо менять полностью. Данная процедура имеет такой же алгоритм действий, как и укладка нового материала. Демонтированными листами можно оформить южную сторону скатов, предварительно очистив, обрезав и покрыв их краской или олифой. Чтобы оформить ендову, карнизный свес или другой ответственный участок кровли, рекомендуется использовать только новые металлические листы. Перед обжатием все фальцы обрабатывают замазкой на железном сурике.
Использование для ремонта рулонных материалов
Более дешевым вариантом ремонта металлической крыши является использование рулонных материалов.
В этом случае наблюдают следующий порядок действий:
- Ремонт обрешетки.
- Восстановление водосточных элементов, желобов и спусков.
- Фиксации на гвозди вспученных и оторванных фрагментов.
- Чистка кровли металлической щеткой.
- Укладка рулонного материала в продольном и поперечном направлении к стоячим фальцам.
- Набивка по обеим сторонам треугольных реек одинаковой высоты с фальцами.
- Укладка горячего битума и поклейка рубероида.
Процедуру проводят от карниза к коньку: каждый следующий ряд должен иметь нахлест 8 см на предыдущий. Чтобы поперечные полосы было удобнее укладывать, стоячие фальцы отгибают к плоскости кровли.
Использование «Поликрова»
Капитальный ремонт железной кровли может быть осуществлен при помощи полимерного покрытия: старую отделку в таком случае снимать не обязательно.
В составе «Поликрова» имеются полимерные и наливные компоненты:
- Армированная стеклоткань на рулонной основе «Поликров – АР».
- Мастика «Поликров – М», для фиксации материала к основе.
- Наливное покрытие «Поликров – Л», укладываемой несколькими слоями.
Рулонную основу довольно легко уложить и приклеить, а наливное основание способствует возникновению монолитной пленки. «Поликров» представлен в продаже в богатом цветовом многообразии. Наибольшей популярностью пользуется серебристый цвет: его отражающие характеристики обеспечивают чистоту и новизну покрытия продолжительное время после укладки. По ходу эксплуатации нижнее рулонное основание «Поликрова» надежно защищено верхним слоем, который можно при необходимости обновить.
К сильным сторонам можно отнести следующее:
- Возможность укладки на прежнее покрытие.
- После ремонта параметры обновленной кровли заметно увеличиваются.
- Укладка не приводит к значительному утяжелению крыши.
- Практически безотходный метод (остатками изолируют примыкания и стыки).
Алгоритм укладки рулонно-полимерной композиции «Поликров»:
- Пригибание фальцев.
- Чистка основания от мусора.
- Нанесение мастики для поклейки стеклоткани или мешковины. Ширина полос – 15-20 см.
- Монтаж изоляционного материала и «Поликрова».
- Для отделки конька используют полоски «Поликров–АР–130» или «Поликров–АР–150».
- Поверхность кровли лакируется «Поликровом–Л–1».
Если кровля может быть перекрыта одной полосой (20-22 м), для покрытия избирается сплошная укладка от конька до свеса. Ремонт старой кровли большой площади начинают снизу.
- Температурный режим эксплуатации – от -60 до +140 градусов.
- В рулонах имеется 20 м2 материала, при ширине 90 см и толщине 2 мм.
- Мастику фасуют в бочки или бидоны 20-200 л.
- Срок эксплуатации – 25 лет.
Наиболее уязвимыми участками металлической кровли являются места стыковки. Если происходит нарушения режима температуры и влажности, то к таковым можно также отнести промежутки между обрешеточными брусками, по чердачной стороне. Это объясняется тем, что не оцинкованные стальные гвозди, болты и прочие крепежи в местах соединения с оцинкованными листами образуют разрушительную электропару. Чтобы предотвратить подобные явления, рекомендуется использовать рубероидные прокладки.
Как покрасить металлическую кровлю
Окрашивание является завершающей стадией ремонта железной крыши. На покрасочный слой разрушительным образом воздействует вода, сероводород, воздух, углекислота, песок, пыль и дым. Чтобы максимально минимизировать их влияние, покраска нужно осуществлять строго по инструкции. При нанесении важно добиваться ровности и гладкости слоев, что предотвратит скапливание различных загрязнений.
В случае неравномерности нанесения обычно возникают трещины: затекающая в них вода начнет быстро разрушать кровельный материал. Для надежности краску рекомендуется наносить в 2-3 слоя. Особое значение имеет правильная подготовка основания, которое должно быть полностью чистым и сухим. Что касается температурного режима, то большинство красок для крыши рассчитано для работы при плюсовых температурах.
Если все сделать правильно, то отремонтированная металлическая крыша способна прослужить длительное время. При обнаружении малейшего дефекта желательно сразу его устранять, иначе со временем проблема усугубится.
Ремонт металлической кровли: советы и рекомендации по выполнению ремонта своими руками
Металлическая крыша славится своей долговечностью, но даже в ее случае без ремонтных работ не обойтись. Такие негативные факторы, как атмосферные осадки, резкие колебания температуры или небрежность при уборке снега лопатами не лучшим образом влияют на целостность кровли из металла.
Когда и какой ремонт металлической кровли необходим ↑
Ухудшение эксплуатационных характеристик крыши, скажем, появление протечек может быть связано с:
- нарушениями, которые были допущены при монтаже металлической кровли или кровельного пирога;
- экстремальными погодными условиями, к примеру, ураганным ветром;
- аварийными механическими повреждениями, скажем, падением дерева на крышу;
- износом кровельного покрытия.
Для металлических кровель более характерны следующие повреждения:
- деформация покрытия вследствие механических воздействий;
- трещины и другие повреждения на кровле, которые чаще всего появляются из-за нарушения технологии устройства стальной кровли, аварийное механического повреждения или осадки дома.
- отслаивание защитного полимерного покрытия. Хотя подобный дефект не сразу приводит к протечкам, однако разрушенный защитный слой покрывается пятнами ржавчины, разъедающими металл;
- протечки в кровельных узлах, к примеру, примыкание к вертикальной поверхности и других стыках покрытий. Причиной такого дефекта может стать ошибка, допущенная при устройстве металлической кровли, или старение покрытия.
Ремонт крыши из металла предваряет оценка ее состояния. Для начала крышу осматривают изнутри, чтобы оценить состояние стропил, обрешетки и настила чердака. Затем приступают к осмотру внешнего покрытия, в частности, мест примыкания листов из металла и других кровельных узлов. Осмотр позволяет определиться, какой ремонт металлической кровли предстоит:
- аварийный. Предполагает локальный ремонт следующих участков:
- самых поврежденных;
- где имеются или возможны в перспективе протечки.
Ремонт металлических крыш, как правило, делают зимой или осенью, когда другие варианты восстановительных работ не представляется возможным;
- текущий. Подразумевает плановое восстановление поврежденной части металлического покрытия, если ее площадь не превышает 40% всей кровли;
- капитальный. Проводят демонтаж стальной кровли на больших участках и заменяют старый материал на новый. Возможна замена всего покрытия кровли, а также стропильной системы.
Мелкий ремонт металлической кровли своими руками ↑
Если инспекция крыши обнаружила дефекты в разжелобке или настенном желобке, восстановительные работы начинают именно с этих мест. Следующий по порядку участок – карнизные свесы. Далее, постепенно перемещаясь от нижних поверхностей скатов восстанавливают по порядку остальные части кровли.
На заключительном этапе восстанавливают вентиляционные и дымоходные трубы, всевозможные места примыканий и свесы фронтонов. Рассмотрим, как можно устранить некоторые мелкие дефекты:
- Элементы водостока имеют намного меньший наклон, нежели кровельное покрытие из металла. Таким образом эти детали особо подвержены коррозии. Вот почему иногда лучшим решением будет их полная замена.
- Замена лотков и разжелобков сопровождается устройством надставки к кровельному рядовому покрытию, поскольку соединять новые либо обрезанные желоба или разжелобки с рядовой полосой на старые фальцы не представляется возможным. Концы картин на рядовом покрытии надставки обрезают точно по линии следующей обрешетины.
- Если повредились карнизные свесы, то сначала нужно полностью демонтировать систему водостока. Это связано с тем, что в процессе ремонтных работ приходится выпрямлять погнутые участки по низу скатов, выравнивать линию свеса, а также места, где свес крепят на костыли. А сделать это без демонтажа кронштейнов и лотков не получится.
Технология ремонта металлической кровли зависит от степени повреждения. Если в рядовых полосах свищей или пробоин слишком много, то целые листы или картины необходимо заменить. Если они сконцентрированы лишь локально, то заменяют только поврежденный участок, захватив полную ширину полосы.
- Чтобы вырезать участок с дефектами, прежде нужно раскрыть гребни.
- Затем обе кромки заворачивают под лежачее фальцевое соединение по направлению стока воды. Удаляют поврежденную часть листа, и заменяют. Металлическую заплатку присоединяют сначала к краям рядовой полосы, после чего с гребнями. Под поперечное соединение используют элементы обрешетки. Место фиксации новых кляммеров совпадает со старым. Все соединения и гребни, раскрытые в процессе ремонтных работ, необходимо выправить, промазать мастиками и уплотнить.
- Ремонт примыканий сводится к полной или частичной замене фартуков, на которых замечены повреждения. В некоторых случаях может понадобиться замена части поврежденных реек из дерева на новые, предварительно обработанные антисептиком.
Устранение протечек при ремонте кровли из оцинкованного листа ↑
Главное «зло», которое грозит металлическим крышам, скорее всего, протечки. Вода, попавшая в жилую комнату, может причинить массу вреда: испортить внутреннюю отделку, способствовать образованию плесени и грибка. Протечку могут вызвать механические повреждения, а также сквозная коррозия, незаделанные техотверстия, скажем, под антенну или негерметичные фальцы.
Для точного определения протекающего участка нужны солнечный день и два работника (на чердаке и крыше).
Один из работников тщательно обследует кровлю со стороны чердачного помещения. Обнаружив подгнившие стропила, подтеки на металлических листах или ржавое пятно, он простукивает этот участок, а тот, кто находится наверху, очерчивает его мелом по внешней поверхности.Таким образом определяется размер участка, подлежащий восстановлению.
Проблемное место при ремонте прокрашивают, гидроизолируют или накладывают заплатки.
Разберем каждый из способов в отдельности.
Накладывание заплатки при ремонте металлической кровли ↑
Заплатки устанавливают непосредственно на поврежденные участки покрытия. Вариантов заплаток несколько, но какой бы из них не был выбран, прежде всего необходимо зачистить участок с повреждениями и вокруг него с помощью металлической щетки, сама же заплатка должна быть больше площади реставрируемого участка.
- Для заплатки часто используют оцинкованное железо. Ее крепят, например, на кровельные саморезы, соответствующий герметик или другое. Герметик, нанесенный по периметру заплаты, поможет повысить ее надежность.
- Заплатка из оцинковки должна быть по крайней мере на 100 мм больше, чем поврежденная площадь.
- На участок с повреждением, как и на заплатку наносят сплав свинца и цинка или кадмия). Затем заплатку припаивают к поверхности крыши при помощи мощного паяльника.
- Когда припой застынет, его излишки нужно удалить напильником.
- После завершения ремонта стальной кровли ее нужно покрыть краской.
Если кровля имеет сложный рельеф, или покрытие недостаточно надежное, то для заплатки подойдут эластичные материалы. Это может быть стеклоткань, битумно-полимерные гидроизолирующие материалы, например, рубероид либо обычная мешковина.
- Размер заплатки должен быть примерно на 200-250 мм больше, чем размер отверстия.
- Перед установкой заплаты на очищенную поверхность металла наносят нагретую битумную мастику. После того, как обмазка высохнет, на нее наклеивают мешковину нужного размера, которую до этого смазывают горячей мастикой. Для большей надежности можно уложить второй слой мешковины. После чего заплату окончательно обмазывают горячей мастикой.
Возможен и другой вариант.
Вместо битумной мастики можно использовать загущенную краску из сурика. После конопачивания отверстие сушат два-три дня. Для латания нужно приготовить специальную смесь из густотертого сурика для железа и натуральной олифы.
Заплату нужного размера из какой-нибудь плотной ткани продерживают в этой смеси около 10–15 минут, отжимают и размещают на месте, которое до этого промазали суриковой замазкой. Затем его хорошо приглаживают руками либо, используя жесткую кисть.
Использование герметиков ↑
Битумно-каучуковые и полиуретановые герметики имеют длительный срок службы. Их используют для герметизации негерметичных фальцев, стыков, примыканий. Герметики можно наносить как по периметру, так и поверх наложенных заплаток или же просто на стальные листы в качестве самостоятельного изоляционного слоя.
Использование наплавляемых материалов позволяет покрывать кровельные листы полностью, стыки и примыкания. Однако качественное исполнение герметизации требует определенного навыка работы с высокотемпературной газовой горелкой.
Ремонт оцинкованной кровли окрашиванием ↑
Металл очищают от ржавчины, затем поверхность загрунтовывают. Покраску выполняют в двойным слоем из эмали для металла. Защитный слой, порученный таким способом, достаточно коррозиоустойчив. Качественная покраска продлит срок эксплуатации металлической кровли лет на пять.
Отметим, что этот метод частично подходит также для борьбы с протечками. Проникшая в щели и небольшие трещины краска, после высыхания становится преградой на пути воды.
Крыша из теса — описываем развернуто
Тесовая крыша представляет собой вариант скатной кровли, для возведения которой используются доски, настилаемые перпендикулярно коньку в несколько рядов.
В качестве основного материала, как правило, выступают доски из сосны, толщина которых не превышает 30 миллиметров.
При этом деревянные доски остругивают так, чтобы сверху на них были желобки, необходимые для отвода воды.
Из чего сделана дощатая кровля
Дерево в строительстве использовалась всегда, и в наше время деревянный дом считается самым тёплым, в нём легко дышится и комфортно отдыхать. При возведении крыш используются деревянные элементы, сочетающие в себе прочность, гибкость и простоту обработки. Кровли в старину делали из тесовых плашек, высушенных и вываренных в масле.
Брёвна расщепляли клиньями на тонкие доски, а затем обтёсывали, чтобы придать им ровную поверхность и нужный размер. Соединяли тесовую кровлю пазами, выступами и клиньями и крепили на обрешётку. Этот процесс отнимал много времени и сил.
В нашем веке для распиловки и обработки досок используются пилорамы и строгальные станки, для просушки планок используют термопечи, а для пропитки многочисленные составы. Для стока воды прорезаются пазы, а крепится тёс к обрешётке и между собой саморезами и гвоздями.
Особенности
Под названием «тес» скрывается обычная обрезная доска, полученная в результате продольной разделки бревна на пилорамном станке и обтесанная для получения одинаковой ширины по всей длине стройматериалов.
Для монтажа тесовой крыши, как правило, выбирается древесина хвойных пород. Изделия представлены в широком ценовом диапазоне: самые дешевые доски производятся из сосны, а самые дорогие – из лиственницы.
Сосна является материалом средней плотности, материал стоек к поражению грибком, не коробится и не деформируется при высыхании. Однако требует регулярной обработки антимикробными и пожаростойкими составами. А вот тесы из лиственницы отличаются более высоким качеством – это связано с уникальными свойствами этой породы.
Доски из лиственницы своей крепостью ничем не уступают дубу. Материал почти не имеет сучков, характеризуется декоративной текстурой и широким спектром оттенков. Лиственница считается растением, которое не подвержено гниению, благодаря высокой смолистости и особому составу этой смолы. Кровля проявляет целебные свойства, так как выделяет особые антиоксиданты – вещества, препятствующие старению, которые укрепляют иммунитет и помогают человеку бороться с различными заболеваниями.
Для изготовления также используют древесину ели – это материал, подобный сосне как по своим техническим параметрам, так и по стоимости. Более популярен среди пользователей кедр – он дешевле лиственницы, однако обладает бактерицидными свойствами, характеризуется резистентностью к негативным природным воздействиям и имеет привлекательный внешний вид.
Говоря о параметрах тесовой кровли, стоит выделить следующие:
- кровля из теса отличается немалым весом – 1 м2 весит от 21 до 30 кг;
- длина теса выполняется в диапазоне от 4 до 6,5 м;
- толщина обрезного пиломатериала составляет 19-45 м;
- ширина доски равна 160-200 мм.
Тёсовая крыша: из чего состоит и как укладывается?
При подобном способе укладки нижний слой делают сплошным, а доски, которые укладываются сверху, перекрывают основание на 4-5 см.
Верхние доски закрепляют к обрешетке двумя гвоздями в точке каждого пересечения.
В случае поперечной укладки, необходимо помнить, что она используется для временных построек, а поэтому отпадает необходимость в обустройстве обрешетки. При подобной укладке доски верхнего ряда перекрывают нижние на 5 см. Каждое пересечение фиксируется гвоздем.
Подобная кровля используется зачастую в лесной местности. Ее отличительными чертами является колоритность, легкость и быстрота монтажа.
Особенности кровли из осиновой дранки, подробно на видео:
Угол наклона скатов подобной крыши колеблется в пределах 28-45 градусов. Тесовые крыши могут быть:
- двухслойными;
- трехслойными;
- четырехслойными.
Как уже упоминалось выше, при двухслойной укладке доски верхнего ряда перекрывают нижний на половину. При трехслойном, следующий ряд ложиться с перекрытием на две трети длины. А если используется четырехслойный метод, то на три четверти. Правильность укладки рядов проверяется с помощью рейки. Конек делают из двух досок, прибиваемых поверх покрытия кровли.
Такая деревянная крыша используется для домов поселкового типа, временных жилых и складских помещений. Для предотвращения растрескивания древесины, нижние доски прибивают одним гвоздем по центру, верхние же фиксируют двумя — по краям. При этом использовать лучше оцинкованные гвозди.
Тесовая крыша — это очень легкая и быстровозводимая конструкция. Ввиду своих особенностей (древесина разбухает и усыхает под действием влаги и солнца) такая кровля будет требовать частого ремонта. Но он, в свою очередь, отличается простотой. Достаточно лишь заменить несколько элементов крыши. В случае образования узких щелей, их заделывают деревянными рейками.
Для организации такой кровли используется гладкая древесина, без сучков и заболони. Длина досок должна быть равной длине ската.
КРОВЛЯ ИЗ ТЕСА
Правильно уложенная кровля из теса при соответствующем уходе может служить довольно длительное время.
На такую кровлю используют сухие доски толщиной от 19 до 45 мм, шириной не более 200 мм (более широкие сильно коробятся и нарушают плотность покрытия). Кровля из теса легкая (1 м2 весит от 21 до 30 кг). Единственный ее недостаток — сгораемость. При двухслойном покрытии доски для верхнего слоя строгают сверху и с боков, а для нижнего — только сверху; при однослойном — сверху и с боков.
Любую древесину, используемую на кровлю, рекомендуется обработать антисептиками. Готовую крышу следует окрасить 2 — 3 раза масляной краской или покрыть тугоплавким битумом. Через каждые 3 — 4 года окраску повторяют.
Чтобы предохранить кровлю из теса от протекания, что чаще всего бывает от усыхания и растрескивания, доски нижнего ряда следует укладывать выпуклостью годовых колец (горбом) вниз, а лотком — вверх. Доски верхнего ряда укладывают горбом вверх, а лотком вниз (рис. 160, а).
Делают это по следующим соображениям: с выпуклых досок верхнего ряда вода попадает на лоток и стекает с крыши, не попадая на чердак. На лицевой стороне досок верхнего ряда с боков необходимо выбрать желобки шириной 10 — 15 мм и глубиной 5 — 6 мм, по которым вода легко стекает, часто даже не попадая на нижний ряд досок.
Обрешетка для кровли из теса должна быть из жердей со стесанной верхней кромкой или брусков сечением 50 x 50 мм, расположенных на расстоянии от 500 до 1000 мм друг от друга (в зависимости от того, на каком расстоянии одна от другой поставлены стропила и какую толщину имеет обрешетка). Крепят жерди гвоздями длиной от 100 до 150 мм, прибивая их к каждой стропилине.
Доски нижнего ряда крепят к обрешетке 70 — миллиметровыми гвоздями, вбивая их на 50 — 70 мм от середины доски только по одному к каждой обрешетине. Верхние доски крепят двумя гвоздями длиной 100 мм, вбивая их по краям обязательно в каждую обрешетину.
Мы рассмотрели основные требования к кровле из теса. Теперь остановимся подробнее на особенностях кровли с нащельниками, вразбежку и двухслойной.
Кровлю с нащельниками (рис. 160,б) кладут из досок в один ряд, вплотную друг к другу, желательно лотком вверх. Швы между досками закрывают нащельниками — рейками шириной 100 мм с выбранными по их краям дорожками (желобками).
Гвозди в доски забивают на расстоянии 30 — 40 мм от краев; также по краям забивают гвозди и в нащельники, но только не в дорожки. Крепят доски и нащельники к каждой обрешетине. Это условие приходится соблюдать потому, что доски со временем рассыхаются и около каждого гвоздя образуется пространство, через которое возможно проникновение воды. Нащельники все это закрывают и препятствуют попаданию воды в щели.
Нащельники рекомендуется делать так, чтобы их выпуклости были вверху.
Кровля вразбежку (рис. 160, в) — это однослойное покрытие, состоящее из нижнего и верхнего рядов. Доски нижнего ряда укладывают на некотором расстоянии друг от друга, но так, чтобы доски верхнего ряда перекрывали их по кромкам не менее чем на 50 мм. Доски верхнего ряда прибивают по кромкам с двух сторон в каждую обрешетину.
Доски нижнего ряда должны укладываться лотком вверх, а верхнего (с выбранными дорожками) — лотком вниз. Дорожки можно устроить и в досках нижнего ряда, но так, чтобы они находились под кромками досок верхнего ряда.
Двухслойная кровля (рис. 160,г) в качественном отношении считается самой надежной. При двухслойном покрытии, учитывая коробление досок, нижний ряд укладывают лотком вверх, а верхний — наоборот. Порядок работ следующий. Доски строгают, а по краям верхних обязательно выбирают дорожки. Укладывают нижний ряд, прибивая первую доску двумя гвоздями, а каждую последующую — одним гвоздем.
Тесовая крыша: кровля предков, возвращающаяся в настоящее
Доски должны плотно прилегать друг к другу. Второй ряд кладут так, чтобы каждая доска своей серединой перекрывала зазоры нижнего ряда. Крепят доски к каждой обрешетине, причем гвозди располагают по краям.
Покрытие разжелобков (рис. 160,(9) выполняют так. На обрешетку под разжелобок используют более тонкие доски (тес). Это делают для того, чтобы разжелобок был несколько ниже основного настила, т. е. образовал лоток шириной от 200 до 400 мм. Доски основного покрытия должны при этом нависать над разжелобком на 150 — 200 мм. По краям обрешетки прибивают бруски почти равной с ней толщины и покрывают ее кровельной сталью или двумя — тремя слоями рубероида (толя). Концы стали (рубероида) завертывают на прибитые к дощатой обрешетке бруски, в результате чего образуется желоб с крутыми бортами, который препятствует случайному затеканию воды на чердак.
Обделка труб — ответственная операция. Кровлю кладут так, чтобы она со всех сторон не доходила до трубы на 50 — 60 мм (рис. 160, е). Готовят воротник из кровельной (лучше оцинкованной) стали. Он состоит из двух половинок. Сначала трубу охватывают нижней частью воротника, а затем верхней, которая должна своими кромками перекрывать нижнюю не менее чем на 100 мм. Если труба находится близко к коньку, то около нее деревянную кровлю не кладут, а все пространство перекрывают воротником. Воротник из черной стали с двух сторон предварительно окрашивают 2 — 3 раза масляной краской.
Покрытие конька (рис. 160,ж) выполняют в следующей последовательности. Доски кровли могут стыковаться у конька или не доходить до него на 100 — 150 мм. Для покрытия конька из строганых досок шириной 200 мм сбивают треугольный короб и прочно крепят его к кровле гвоздями.
Уход за кровлей заключается в следующем. Ранней весной рекомендуется полностью удалить весь снег. Высохшую кровлю осматривают и исправляют все дефекты. Если кровля была покрашена масляной краской, для заделки дефектов используют обычную замазку с добавлением в нее масляной краски. Высохшую замазку закрашивают. Некоторые места можно заклеивать тканью, смоченной в густотертой масляной краске.
Если кровля промазывалась горячим битумом, то замазку готовят из мела и битума. Заделав дефекты, замазке дают возможность хорошо отвердеть и еще раз промазывают битумом поврежденные места или всю кровлю. На битум можно также наклеивать заплаты из ткани.
Источник https://stroyday.ru/stroitelstvo-doma/krysha-i-krovlya/chem-zadelat-treshhinu-v-shifere-na-kryshe.html
Источник https://kak-sdelat-kryshu.ru/protekaet-metallicheskaya-krysha-chto-delat.html
Источник https://arbolit.org/poleznoe/tesovaya-krysha-iz-chego-sostoit-i-kak-ukladyvaetsya.html