Содержание
Как сделать односкатную крышу гаража
Крышу для гаража можно сделать любой формы. Однако, чаще всего встречаются гаражи с односкатной крышей. Связано это с тем, что такой вид самый простой и экономичный в финансовом плане. При строительстве такой конструкции тратится меньше материала и времени.
Это самая простая из видов крыш, поэтому для ее монтажа не обязательно привлекать профессиональных строителей, вполне можно справиться самостоятельно. Главное, знать этапы монтажа.
Конструктивные особенности односкатной крыши
Конструкция «односкатки» состоит из стропил и кровельного пирога. Стропильная система может играть двойную роль, помимо основной функции они могут выполнять роль потолочных балок. В этом случае потолок будет с уклоном. Угол ската не превышает 50 — 60º.
Пиломатериал для стропил должен быть качественным, что бы выдерживать массу кровельного пирога, нагрузку от ветра, снега и пр. Поэтому старайтесь выбирать сухой материал без гнили, сучков, трещин.
Подготовка к монтажу
Односкатные крыши можно возводить как на отдельно стоящем гараже так и над пристроенным к дому. Основанием может являться не только стены разной высоты, но и одинаковые по высоте. Одним из признаком односкатной крыши считается опора под двумя краями стропилы. Такая стропильная система по научному называется «наслонная».
Видео: Крепление стропил односкатной крыши
Как определить угол наклона
Чтобы с односкатной крыши свободно сходила дождевая вода и талый снег, необходимо правильно подобрать угол наклона ската.
При выборе угла руководствуются несколькими факторами:
- Климатические условия. Для региона в котором выпадает много снега не рационально возводить пологие, с углом 5 — 7º, конструкции. Хотя для областей с небольшим количеством осадков и сильными ветрами это подходящий вариант. Уклон 20 — 25º не подойдет для региона с частыми ветровыми нагрузками, а для областей с частыми осадками подходит.
- Кровельный материал. Для уклона 8 — 10º используют рулонную кровлю, которую укладывают в два слоя. Угол 15 — 20º рациональным решением будет использовать металлический лист, шифер. Для ската 25º и более можно использовать профнастил, металлочерепицу.
- Ландшафт. Гараж с односкатной крышей должен вписываться в общий архитектурный ансамбль. Желательно чтобы кровельный материал был одного цвета с крышей дома.
Угол наклона важный параметр, который необходимо определить на этапе проектирования. В этом случае можно решить, делать стены одного уровня или разные.
Длина свесов
При проектирование надо обязательно определиться с размером свесов, которые будут защищать стены от дождя. Длина свеса напрямую зависит от материала из которого выполнено строение:
- кирпич или бетонные блоки — 30 — 40 см;
- сруб — 50 — 60 см;
- каркас обшитый металлом — 10 — 20 см.
Если нужно сделать навес над входом или одной из боковых стен свесы можно увеличивать.
Длина стропил
Длина стропил зависит от размера гаража:
- Пролет 4 — 5 м — стропила укладываются на мауэрлат и закрепляются без дополнительных элементов.
- 5 — 6 м. — для предотвращения провисания или кручения бруса, используются дополнительные упоры.
- Пролет больше 6 м. — требуется установка вертикальной опоры, это может быть дополнительная перегородка.
Для гаража, размер которого является стандартным — 3,5 м × 5,2 м, подойдет первый или второй пункты. Так если скат будет поперек гаража, дополнительное усиление не потребуется. Для ската который будет идти вдоль длинных стен придется делать опоры.
Строительство односкатной крыши
Монтаж начинается с укладки и крепления мауэрлата (деревянный брус). По периметру стен кладется брус и крепится анкерами через каждые 0,5 м. Таким образом нагрузка от конструкции будет распределена равномерно.
В каждой стропиле выпиливают двойной зуб и укладывают на мауэрлат с шагом 0.6 — 0,7 м. Затем закрепляют стропилины металлическими скобами. При необходимости монтируют дополнительные опоры.
На закрепленный стропила прибивают обрешетку. Если в качестве кровельного материала используется рубероид и т.п обрешетка должна быть сплошной.
При использовании такого материала как: шифер, профлист или металлочерепица обрешетка делается с зазорами. На готовую обрешетку настилают пароизоляцию, а сверху кровельный материал.
На заметку! Не всегда снег самостоятельно сходит с крыши, поэтому односкатная кровля нуждается в периодической очистке.
Преимущества односкатных крыш
Основная сера применения этих конструкций: гаражи и хозпостройки, так как они не удовлетворяют эстетическим требованиям. Однако, популярность односкаток довольно высока, и этому есть объяснение:
- Экономия — на такую крышу уходит минимум материала и времени;
- Простота монтажа — на две противоположные стены укладываются стропила и обиваются обрешеткой. Нет никаких сложных соединений и углов;
- Устойчивость к ветровым нагрузкам;
- Долговечность.
Вывод: односкатная крыша для гаража еще очень долго будет лидировать среди других видов крыш.
Посмотрите видео: Строительство односкатной крыши
Рекомендации строителей, как правильно сделать односкатную крышу на гараже самостоятельно
Разберем пошагово, как правильно возвести односкатную крышу на гараже своими руками.
Разновидности кровель
Самые распространённые виды односкатной кровли в гаражных боксах – это деревянные стропильные системы и железобетонные плиты перекрытия. Если устройство стропил предполагает наличие чердака, то ж/б плиты являются одновременно потолком и крышей бокса. И та и другая конструкция обладает своими преимуществами и недостатками.
Для возведения односкатной крыши для гаража применяют три вида кровель:
Скользящая система предполагает, что нижние концы стропил могут свободно скользить поперёк опорных балок (мауэрлата). Это делают в гаражах, сложенных из бруса или брёвен, которые подвержены существенной усадке.
Балки укладываются под уклоном из-за разницы высот противоположных стен. Подвижная нижняя часть кровли поглощает деформации стен гаража, тем самым сохраняя себя от разрушения.
Эксплуатация и обслуживание односкатной крыши для гаража
Так как односкатная крыша имеет простое устройство, то и её обслуживание не требует больших усилий. Преимущества таких конструкций давно оценили в Европе, там они используются не только на хозяйственных постройках, но и для жилых домов.
Чтобы односкатная кровля служила надёжно и на протяжении длительного периода времени, за ней надо правильно ухаживать. Это несложно, достаточно придерживаться следующих правил:
- при небольшом уклоне крыши во время сильных снегопадов её надо очищать от снега, так как самостоятельно сходить он не сможет. Особенно это актуально весной, когда снег становится очень тяжёлым;
- необходимо следить за состоянием элементов стропильной системы и в случае выявления серьёзных повреждений выполнять их замену. Если этого не делать, то через некоторое время может понадобиться полная замена вышедшей из строя стропильной системы или кровельного материала;
- следует проводить периодический осмотр кровельного покрытия. Желательно это делать два раза в год: осенью и весной. Если в нём выявляются повреждения, их надо срочно устранять, иначе в результате протечек начнут повреждаться деревянные элементы конструкции и утеплитель.
Если вы будете соблюдать описанные правила, то сможете обеспечить максимально возможный срок службы крыши.
Особенности проектирования и расчёты
Стропильная система односкатной крыши представляет собой ряд уложенных параллельных деревянных наклонных балок. Сами стропила становятся основанием для обрешётки под укладку кровельного покрытия.
В основу проектирования крыши закладывают расчёты таких параметров, как:
- угол наклона и его направление;
- форма и конструкция стропил;
- сечение и длина несущих балок;
- сложность конструкции ферм;
- теплоизоляция.
Угол наклона и его направление
Чем больше угол, тем круче уклон крыши. Минимальная его величина определяется в соответствии со СНиПом 2.01.07-85*. Пользуясь его картой и таблицей, определяют максимальную снеговую нагрузку в месте строительства бокса и основное направление ветров.
На основании этих данных находят в соответствующей таблице оптимальный угол наклона кровли. Направление наклона крыши выбирают в сторону преобладающих ветров с тем, чтобы силовой поток воздушных масс прижимал книзу крышу.
Кроме этого, наклон крыши должен способствовать быстрому сходу тающего снега, а также соответствовать определённому виду кровельного покрытия:
- от 10 до 200 – профилированный настил;
- более 200 – шифер, ондулин, натуральная черепица;
- от 250 – металлочерепица.
Форма и конструкция стропил
Стропила, подстропильные ноги, опорные балки, лежени и подкосы изготавливают из трёх видов древесины:
- Цельный брус.
- Брёвна.
- Клееный брус.
Цельный брус
Стропила и подстропильные элементы изготавливают из бруса. Это самый популярный материал для монтажа кровельных систем.
Брус сечением 50 х 150 мм и более обладает большой несущей способностью, выдерживающий максимальную снеговую, ветровую нагрузку и вес покрытия из самых тяжёлых материалов.
Брёвна
В редких случаях опорную часть кровли гаража возводят из брёвен. Для этого используют стволы деревьев ø 15 – 20 см, очищенные от коры и обработанные антисептиками.
Клееный брус
Его получают путём склейки отдельных досок в единый монолит в заводских условиях.
Материал обладает повышенной несущей способностью, но «боится» повышенного уровня влажности. Такие стропила обойдутся дороже, чем балки из цельного бруса и брёвен.
Если высокая часть крыши располагается над воротами гаража, то стропила удлиняют свесами с кровельным покрытием с целью защиты от осадков место въезда и выезда автотранспорта из бокса.
Сечение и длина несущих балок
Стандартный размер гаражного бокса равен 3 х 6 м. Длина стропил, в случае прокладки в длинную сторону, будет примерно равна 6,2 – 6,5 м, в зависимости от длины свесов. Нередко стропила монтируют параллельно плоскости ворот бокса. Тогда балки изготавливают длиной 3,2 – 3,4 м.
При длине более 6 метров несущая балка с остальными элементами образует рамную опорную конструкцию – ферму. Что касается сечения несущих балок, то при длине пролёта до 3,5 метров (с учётом свесов) достаточно использовать цельный или клееный брус 50 х 150 мм, или брёвна ø 150 мм. При длине 6 метров и более использую брус сечением 50 х 200 мм или брёвна ø 200 мм.
Сложность конструкции ферм
Ферма отличается от простой стропильной системы тем, что внутри рамы устанавливают одну или две дополнительные распорки (подстропильные ноги). Их функция заключается в том, чтобы максимально разгрузить пролёт стропил. Такие стропильные системы называют висячими.
Различные решения конструкции ферм представлены на нижнем рисунке. На нижнем фрагменте рисунка представлена схема перекрытия кровлей пролёта гаража длиной от 12 до 16 метров. Такие гаражи строят для предприятий, содержащих свой автопарк.
Теплоизоляция
Утепление кровли имеет смысл, если бокс будет отапливаться. Для этого устанавливают котлы различной конструкции, электрообогреватели или протягивают трубы к радиаторам от домового котла. В любом случае, чтобы удержать тепло внутри гаража нужно утеплять не только пол, стены, но и потолок.
Наилучшим вариантом теплоизоляции односкатной крыши со стропильной системой является укладка рулонного утеплителя между балками перекрытия на подшивку из досок или листов ОСБ.
Так как рулонный материал утеплителя бывает шириной 1м и 1,2 м, то шаг между балками выдерживают в этом размере по осям. Утеплитель при укладке плотно занимает своё пространство, не оставляя щелей. Теплоизоляционные маты толщиной 50 мм укладывают внахлёст, в три слоя.
Во втором варианте, когда односкатная крыша гаража представляет собой железобетонные плиты, уложенные под наклоном на стены разной высоты, утепление кровли производят следующим образом:
- по периметру крыши устраивают борта высотой 150 – 200 мм. Это может быть продолжением кладки стен или специальные щиты из листового материала;
- сухую поверхность плит очищают от грязи и мусора;
- застилают плёночной пароизоляцией;
- всё засыпают керамзитом толщиной 100 – 150 мм;
- засыпку уплотняют подручными средствами;
- поверх делают стяжку из цементного раствора марки не менее М 150 и толщиной 50 мм;
- стяжку укрывают мягкой кровлей на битумной мастике.
Виды односкатных крыш
При создании односкатной крыши стропила укладывают параллельно друг другу, при этом один их конец находится немного выше другого, за счёт чего обеспечивается нужный уклон. На стропила монтируется обрешётка, которая и служит основанием для выбранного кровельного материала.
Для того чтобы один край стропил был выше другого, могут использоваться следующие конструктивные решения.
- Во время проектирования гаража предусматривается, что одна его стенка будет выше другой. В зависимости от того, в какую сторону должен быть направлен скат крыши, противоположные стены делают разной величины. Если уклон будет спереди назад, то выше делают переднюю стену, в противном случае более высокой должна быть задняя стена. В таких случаях длина стропил получается более 5–6 метров, поэтому их надо дополнительно усиливать. При создании поперечного уклона выше делают одну из боковых стен. Здесь стропила будут короче, обычно 4–5 метров, поэтому их усиливать не надо, а конструкция получается более простой.
Необходимый уклон ската обеспечивается за счёт разницы высоты стен
Если стены имеют одинаковую высоту, необходимый уклон ската может обеспечиваться за счёт установки стоек на одну из сторон
При одинаковой высоте стен необходимый угол наклона ската можно получить при помощи установки собранных на земле стропильных ферм
В случае примыкания гаража к дому один конец стропил фиксируется на стене здания, для чего на ней можно собрать поддерживающий каркас
Инструменты и материалы
Для установки стропильной системы крыши гаража понадобятся инструменты и материалы.
Инструменты:
- циркулярная и торцевая пила;
- электролобзик;
- пила по дереву;
- молоток, топор;
- электродрель и шуруповёрт;
- рулетка, лазерный уровень;
- маркер.
Материалы:
- брус цельный или клееный;
- доски;
- фанера или листы ОСБ;
- рулонная гидроизоляция;
- рубероид;
- жидкий антисептик;
- метизы (болты, гайки, шурупы, саморезы, гвозди);
- металлические монтажные уголки.
Монтаж
Односкатная крыша своими руками для гаража — пошагово:
- Первый этап в постройке плоской крыши гаража – создание мауэрлата. Назначение конструкции – равномерное распределение массы от стропильной системы на стены гаража. Иными словами, мауэрлат будет основанием для стропильной системы.
Мауэрлат представляет собой два деревянных бруса или две балки из металла, которые устанавливают на внешней границе стен. Балки укладывают на разной высоте, чтобы добиться желаемого угла наклона. Крепеж осуществляется с помощью анкерных болтов и скоб.
Материалом может быть обрезная, необрезная доска, брус. Необрезная доска является более предпочтительной вследствие низкой цены. Но её будет необходимо своими руками очистить от коры, произвести ошкуривание. Чтобы полностью закончить с обрешеткой, следует позаботиться о гидроизоляции крыши гаража.
Самый дешевый материал – рубероид. Рулоны укладывают снизу вверх. Рубероидные рулоны должны идти внахлест, с запасом в несколько сантиметров (5-10 будет достаточно). Для крепления используют гвозди из нержавейки или скобы. Вместо рубероида можно использовать современные материалы, например, полимерную плёнку, но конечная цена крыши возрастет от этого. Плёнку укладывают аналогичным образом.
Схема крыши гаража своими руками:
Шифер
Как сделать крышу на гараж? Укладку шифера необходимо начинать снизу. Настилают материал рядами, верхние листы накладываются на нижние, и частично прикрывают их. Если в одном месте пересекаются четыре шиферных листа, для крепления применяют специальные гвозди. На кромке крыши кровельный материал прибивают парой гвоздей.
Чтобы снизить влияние ветра, используют ветровую доску. Её укладывают на стропильные лаги, доска будет обеспечивать некоторую защиту от сильных порывов ветра. Плюсом шифера является его низкая цена и долговечность (30-40 лет). Угол наклона составляет 20 градусов.
Профнастил
Как сделать крышу гаража односкатную? С помощью профнастила — недорогого кровельного материала. Угол наклона составляет 20-40 градусов. Но угол больше 25-30 градусов должен быть выбран обоснованно, так как пострадает прочность конструкции. Основанием для такого решения могут быть обильные осадки (в особенности снег) в вашем регионе.
Укладку материала начинают с нижнего угла. Нельзя забывать о выравнивании профнастила, ориентиром для этого будет служить планка карниза.
Необходимо строго придерживаться выбранного размера нахлёста. Размер напрямую зависит от угла наклона кровли. Чем больше угол, тем меньший нахлёст будет нужен.
При кровли крыши пристроенного гаража, листы из профнастила крепят саморезами. Особое внимание следует уделить торцу конструкции. На этом участке саморезы крепят ко всем балкам. Не экономьте на саморезах, используйте стандартное количество, иначе пострадает надежность крыши.
Для монтажа вам потребуется простой инструмент – электропила, электродрель, шуруповерт.
Подробнее о том, как своими руками покрыть крышу гаража профнастилом читайте в статье.
Гараж своими руками с односкатной крышей:
Мягкая кровля
К мягкой кровле крыши гаража относят множество стройматериалов. Мягкие материалы не укладывают под большим углом, максимум – 10-15 градусов. Самый дешевый и распространенный – рубероид.
Как правильно сделать крышу на гараже? Чтобы начать укладку, необходимо подготовить крышу, очистить её поверхность от сора, дать ей хорошо просушиться. Подготовка нужна и самому рубероиду – за пару дней до начала работ его раскрывают, дают отлежаться. Затем на крышу наносят грунтовку, которая уберет трещины и просветы.
После этого на рулоны наносят мастику (холодную или же горячую). Рулоны рубероида следует укладывать внахлест, слоями. Верхний слой обязательно имеет защитную посыпку. Выступающие края подворачивают и крепят гвоздями.
Современные рулонные материалы отличаются повышенным сроком службы и улучшенным характеристиками, но процесс укладки в целом схож с рубероидом.
Подробнее о том, как своими руками покрыть крышу гаража рубероидом и другими рулонными материалами читайте здесь.
Сделанная своими руками крышу для гаража — фото:
Инструкция по строительству своими руками
Нужно рассмотреть два варианта устройства кровли – строительство односкатной крыши обособленного гаража и бокса-пристройки.
Пошаговая инструкция по возведению обособленного гаража с односкатной крышей:
- В зависимости от условий грунтового основания возводят ленточный или столбчатый фундамент.
- Устраивают ростверк, заливая опалубку с армокаркасами.
- Возводят стены из кирпича, шлакоблоков или пеноблоков одновременно с установкой ворот.
- Внутри на песчано-щебёночной подушке делают стяжку пола из бетона.
- Наверх противоположных двух стен, покрытых рубероидом, укладывают опорный брус (мауэрлат), который крепят к кладке шпильками.
- На мауэрлат опирают балки перекрытия, фиксируя их шурупами или гвоздями.
- Балки подшивают снизу фанерой или листами ОСБ, используя шуруповёрт.
- Сверху перекрытие застилают пароизоляцией (полиэтиленовой плёнкой).
- Пространство между балками заполняют утеплителем.
- С одной стороны, на стену устанавливают вертикальные стойки, крепя их метизами к мауэрлату с последующей обшивкой фронтона.
- Верх стоек и противоположные концы балок соединяют воедино стропилами, получая ряд ферм.
- Поверх стропил устанавливают обрешётку из досок.
- Обрешётку укрывают рулонной гидроизоляцией.
- Монтируют кровельное покрытие (профнастил, черепицу битумную, натуральную, ондулин, металлочерепицу и т.п.).
Пошаговая инструкция по возведению односкатной крыши гаражного бокса-пристройки:
- Под пристройку возводят фундамент отдельный от основания дома.
- Внешние стены вместе с воротами возводят из разных материалов (кирпич, шлакоблок и пр.).
- Примыкающую сторону гаража в зависимости от планировки дома можно построить в любом приемлемом исполнении, снабдив перегородку входной дверью.
- Уклон крыши делают в сторону ворот. Заднюю сторону кровли пристройки подводят под свесы крыши основного здания.
Видео-инструкция по строительству односкатной крыши гаража своими руками:
Как самостоятельно сделать односкатную крышу в гараже и в чём её особенности
Завершением строительства любого здания является возведение крыши. Для гаража могут использоваться разные конструкции, но оптимальным и наиболее дешёвым вариантом будет односкатная кровля. Это объясняется тем, что декоративность и внешний вид здесь обычно уходят на второй план, уступая место надёжности, простоте и скорости строительства. Односкатная крыша обладает всеми перечисленными преимуществами, поэтому используется для гаража чаще всего, тем более что сделать её своими руками сможет любой домашний мастер.
Односкатный гараж в виде пристройки
В экономическом отношении гараж в виде пристройки более экономичен и прост при возведении.
Под подобную пристройку можно уложить ленточный фундамент, заливаемый в траншею, снабженную опалубкой. В цоколь высотой около 20см при заливке укладываются закладные элементы, которые будут обеспечивать крепление каркаса на фундаменте.
Пол гаража обустраивается следующим образом:
- после снятия опалубки грунт выбирается на 30см;
- дно трамбуется, засыпается на 10см смесью песка со щебнем, затем на 10 см песком; каждый слой трамбуется;
- выкладывается промасленная бумага или рубероид;
- заливается 10см бетона.
Последовательность работ по возведению гаража-пристройки такова:
- Нижняя обвязка. На постеленный на цоколь гидроизоляционный материал укладываются детали обвязки (брус 150 х 150). После горизонтирования детали соединяются.
- Стойки входа. Для этого используется брус 150 х 150 высотой, соответствующей проекту.
- Стенки. Формирование стенок начинается с образования угловых опор из досок 50 х 150. Пространство между ними заполняется рядовыми стойками с шагом около 60см.
- Верхняя обвязка обустраивается из уложенных в два ряда плашмя досок 50 х 150 с обеспечением перевязки стыков.
- Потолочные балки. Для этого используется доска 50 х 150, установленная ребром по верхней обвязке с шагом 60см. Фиксация их положения обеспечивается установкой между ними обрезков доски.
- Стропила. Их установка производится под углом. Угол формируется стеновыми кронштейнами или опорными стоками, установленными по обвязке.
- Кровля. Обустраивается сплошная обрешетка, укладываются гидроизоляция и покрытие.
Остальные работы имеют вполне традиционный характер: обшивка стен, обустройство косяка для ворот, навеска ворот.
Проектирование и определение оптимального угла наклона
Главной задачей при проектировании такой конструкции — правильно определить высоту каждой из стен. Тогда крыша гаража будет иметь оптимальный угол наклона с учетом погодных условий региона и нагрузкой ее конструкции на стены и фундамент. Как определяются некоторые параметры показано на картинке.
Чтобы правильно определить эти параметры следует учитывать три таких важных параметра:
- Сила ветра. Существует специальная карта, в которой вся местность страны разделена на зоны, с указанием направления основных ветров и их интенсивности. Сверив свой участок по карте с расположением одной из восьми существующих зон, необходимо согласно рекомендаций специальных таблиц выбирать угол наклона. Чем интенсивнее дуют ветра, тем скат крыши должен быть более пологим, чтобы предотвратить ее срыв во время сильных порывов;
- Количество осадков. Территория разбита на зоны и по количеству осадков. Чем больший угол наклона выбирается, тем проще снегу с него соскальзывать. Поэтому в регионах со снежными зимами крыша гаража должна быть более крутой.
В зависимости от выбора направления ската, выбираются и стены, которые будут отличаться по высоте. Уклон может быть поперечным, тогда разница будет между боковыми стенами гаража. При такой конструкции стропила делаются меньше, чем при втором варианте. И не всегда для них требуется монтаж дополнительной опоры. На фото представлен образец такой кровли.
Во втором случае скат выполняется от фасадной стены гаража, к задней. В этом случае сделанный в такую сторону уклон требует монтажа стропил не менее, чем 6 метров, а также необходимости их усиления дополнительными опорами.
Внимание! Односкатную крышу можно смонтировать и на постройке, которая оборудована стенами одинаковой высоты. Для этого под стропила с одной стороны следует установить стойки, обвязанные брусом, который будет выполнять функции мауэрлата.
Чтобы закрыть конструкцию, часть над фасадом зашивают любым из предпочитаемых строительных материалов.
При одинаковой высоте стенок может быть применен и другой способ монтажа односкатной кровли: отдельно монтируются стропильные фермы, которые потом устанавливаются на мауэрлат, придерживаясь определенного шага. Чаще всего делается одна ферма, которая примеряется и тщательно подгоняется. А потом ее используют в качестве шаблона, чтобы сделать необходимое количество остальных элементов, без работ на высоте. Когда они все будут готовы, необходимо выполнить окончательный монтаж. Нижние углы конструкций крепят непосредственно к мауэрлату. Верхние концы всех ферм обшиваются брусом, из которого создается единая конструкция.
Важно! Такой вариант обустройства кровли очень хорошо будет монтировать в том случае, когда между стенами достаточно большое расстояние и есть необходимость в усилении стропил.
В таком случае, как представлено на фото, когда гараж является пристройкой жилого дома, или другого строения, одна сторона стропил упирается в стену в специально сделанные в ней кронштейны, а вторая – на стойки вертикального расположения с обвязкой.
Особенности устройства
Чтобы понять, как сделать односкатную крышу на гараже, необходимо разобраться с ее устройством. Вся конструкция обычно состоит из таких важных и дополняющих друг друга элементов:
- Стропильная система – самый важный элемент кровли, отвечающий за способность всей конструкции выдерживать нагрузки, а также необходимый для последующего крепления на него всех остальных составляющих;
Стропильная система
Об особенностях строительства стропильной системы односкатной крыши рассказывается в видео:
Стропильная система односкатной крыши монтируется достаточно просто и не требует особых навыков, но имеет при этом свои отличительные черты. Чаще всего для ее монтажа используют деревянный брус, предварительно обработанный антисептическими составами, предотвращающими гниение и проникновение грибка в древесину при размокании.
Основными составными элементами стропильной системы являются:
- Мауэрлат. Обычно это брус 150*150 мм, необходимый для создания прочной и устойчивой основы всей конструкции. Он устанавливается на боковые стены, и служит для равномерного распределения веса крыши, передавая его на несущие стены. К стенам он крепится при помощи анкеров. Между стенами и мауэрлатом устанавливается гидроизоляционный слой;
- Стропильная нога. Для ног выбираются бруски сечением 50*150 мм, их длина должна превышать ширину гаража как минимум на 40- 50 см, чтобы можно было сформировать необходимый для отхода влаги свес крыши. При установке стропильных ног между ними выдерживают расстояние от 60 до 110 см;
- Свес. Длина, на которую стропила выступают за периметр постройки. Если этот параметр недостаточный, то стропильные ноги удлиняют, добавляя кобылки;
- Фронтон. Часть стены между углом крыши и карнизом, которую при строительстве гаража выстраивают до монтажа крыши и не делают обособленным;
- Обрешетка – основа, на которую укладывается кровельный материал. Она может быть решетчатого типа (с различной величиной расстояния между листами фанеры, применяемая для крыш из профнастила и металлочерепицы) или сплошного, которая применяется для крыши из мягкого или рулонного материала.
При строительстве односкатной крыши стропильная конструкция может быть смонтирована одним из способов:
- Подвесным (с упором на концы);
- Наслонным (наличие промежуточной опоры).
Если пролет, который образуют опорные стены, не превышает 5 метров, то можно смело ограничиваться установкой на стропильную систему только ригелей (горизонтальных элементов). Они крепятся в местах соединения мауэрлата со стропилами.
Особенности стропильной системы зависят от материала стен здания и его размеров.
Поперечное сечение стропильных ног выбирается в зависимости от таких факторов:
- Веса стропильных ног, обрешетки, гидроизоляционного слоя и утеплителя;
- Вес кровельного материала;
- Нагрузки атмосферного типа (осадки, ветер и т.д.).
Внимание! Чем больше частота установленных стропил, тем меньшая нагрузка приходится на каждую стропильную ногу.
Гараж с односкатной крышей 4 х 6,5 м
- Гараж 3,6 х 6 м
- Гараж 3,6 х 8,4 м
- Гараж 4,2 х 5,4 м
- Гараж 4 х 6,5 м
- Гараж 5 х 7 м
- Гараж 4 х 7 м
- Гараж 4,6 х 6,8
- Гараж 6,1 х 5,9 м
- Гараж 5,8 х 9 м
- Гараж 6,2 х 6 м
- Гараж 6,2 х 8,4 м
- Гараж 4,4 х 11 м
- Гараж 6,2 х 10 м
- Гараж 7 х 8 м
- Гараж 4 х 10 м
- Гараж 8,2 х 10,5 м
- Гараж 4,2 х 8,9 м с навесом
- Гараж 3,6 х 8,4 м — с навесом
- Гараж 5 х 12 м с навесом
- Гараж 6 х 13 м с навесом
- Гараж 3,6 х 15 м
- Гараж 5,5 х 28 м
- Гараж 8,1 х 6 м
- Гараж 9,6 х 7,4 м
- Гараж 10,5 х 7 м
- Пристроенный гараж
- Гараж 4,2 х 5,4 м, со скошенной крышей
- Гараж с односкатной крышей 4 х 6,5 м
- Гараж с полувальмовой кровлей 6,2 х 6 м
- Двухэтажный гараж 3,6 х 8,4
- Двухэтажный гараж 6,2 х 8,4
- Гараж с вальмовой крышей
Какой гараж нам нужен?
Красивый, удобный и прочный. Хочется построить его быстро, не погружаясь в многомесячный беспорядок. Ну и конечно, за разумную цену..
Проект гаража с односкатной кровлей для 1-й машины. Возможны различные варианты комплектации. Цены на материалы для строительства гаража.
Классический шведский гараж из ЛСТК 4,0х6,5 предназначен для одной машины. В таком гараже прекрасно поместится как легковой авто (любого класса), так и внедорожник.
Внутренние размеры позволяют поставить не только автомобиль, но и например, пару велосипедов, мотоскутер или другие средства передвижения.
односкатная крыша для гаража угол наклона
Гаражное хранение автомобилей не только повышает их безопасность, но и увеличивает время эксплуатации. В большинстве случаев выбирается самый простой проект гаража с невысокой сметной стоимостью. Построить такие сооружения можно всего в течение 2–3 недель, конкретные сроки зависят от сложности проекта и индивидуальных пожеланий застройщиков.
Односкатная крыша для гаража
Некоторые нюансы вопроса
В настоящее время теплые варианты гаражей не пользуются популярностью по нескольким причинам.
- Высокая стоимость энергоносителей. Постоянно отапливать гараж в зимнее время обходится очень дорого. А если его не топить, то зачем утеплять?
- Большая сметная стоимость утепленных помещений. Для уменьшения тепловых потерь необходимо дополнительно отделывать фасадные стены и потолок гаража. Цена утеплителей высокая, к ней надо прибавить столь же высокую стоимость труда квалифицированных строителей.
Утепление металлического гаража снаружи
Ремонт современных автомобилей лучше проводить в специализированных СТО
Односкатная крыша гаража
Односкатная крыша – оптимальный вариант стропильной системы для бюджетных проектов гаражей. В чем ее преимущества и есть ли недостатки?
Объективные характеристики односкатных крыш
Начнем обзор технических и эксплуатационных параметров односкатных крыш нетрадиционно, не с преимуществ, а с недостатков. К недостаткам можно отнести следующие факторы.
Отсутствие чердачного пространства или небольшой его объем
Действительно, односкатные крыши могут одновременно выполнять функцию потолка гаража (чердачное помещение полностью отсутствует) или иметь отдельное потолочное перекрытие, но оно располагается на минимальном расстоянии от стропильной системы. Этот недостаток весьма условен, сегодня нет надобности хранить в гараже полный комплект запасных частей из-за их дефицита, все недостающее без проблем можно приобрести в магазинах. А от такого гаражного хранения сложные с технической точки зрения агрегаты быстро теряют свои заводские данные. Что касается комплекта зимней/летней резины, то для него всегда найдется место в самом гараже или в небольшом чердачном помещении.
Чердака при односкатной конструкции крыши или вовсе нет, или же он будет маленьким и мало функциональным
Высокие показатели снеговой нагрузки
Как утверждает СНиП, при наклоне крыши менее 20° весь снеговой покров остается на поверхности скатов. Односкатные кровли редко имеют угол наклона, превышающий такие значения, соответственно, во время расчетов нужно учитывать максимальные значения высоты снежного покрова для каждой климатической зоны, увеличивать устойчивость стропильной системы, принимать специальные меры по повышению ее надежности. Но для гаражей это не проблема, небольшие размеры строения существенно понижают общие нагрузки и облегчают работу.
Факторы влияния снеговой нагрузки
Низкие дизайнерские характеристики
Это очень спорное утверждение, у каждого владельца гаража свои предпочтения. Не нужно во всем слушаться дизайнеров, они видят проект один единственный раз, а гаражом пользоваться не будут. Лучше всего по дизайнерским параметрам то строение, которое нравится владельцу, а не проектировщикам. Теперь пора немного поговорить о преимуществах односкатной крыши для гаража.
Таблица. Преимущества односкатных крыш для гаража.
Как сделать односкатную крышу гаража
Крышу для гаража можно сделать любой формы. Однако, чаще всего встречаются гаражи с односкатной крышей. Связано это с тем, что такой вид самый простой и экономичный в финансовом плане. При строительстве такой конструкции тратится меньше материала и времени.
Это самая простая из видов крыш, поэтому для ее монтажа не обязательно привлекать профессиональных строителей, вполне можно справиться самостоятельно. Главное, знать этапы монтажа.
Конструктивные особенности односкатной крыши
Конструкция «односкатки» состоит из стропил и кровельного пирога. Стропильная система может играть двойную роль, помимо основной функции они могут выполнять роль потолочных балок. В этом случае потолок будет с уклоном. Угол ската не превышает 50 — 60º.
Пиломатериал для стропил должен быть качественным, что бы выдерживать массу кровельного пирога, нагрузку от ветра, снега и пр. Поэтому старайтесь выбирать сухой материал без гнили, сучков, трещин.
Подготовка к монтажу
Односкатные крыши можно возводить как на отдельно стоящем гараже так и над пристроенным к дому. Основанием может являться не только стены разной высоты, но и одинаковые по высоте. Одним из признаком односкатной крыши считается опора под двумя краями стропилы. Такая стропильная система по научному называется «наслонная».
Как определить угол наклона
Чтобы с односкатной крыши свободно сходила дождевая вода и талый снег, необходимо правильно подобрать угол наклона ската.
При выборе угла руководствуются несколькими факторами:
- Климатические условия. Для региона в котором выпадает много снега не рационально возводить пологие, с углом 5 — 7º, конструкции. Хотя для областей с небольшим количеством осадков и сильными ветрами это подходящий вариант. Уклон 20 — 25º не подойдет для региона с частыми ветровыми нагрузками, а для областей с частыми осадками подходит.
- Кровельный материал. Для уклона 8 — 10º используют рулонную кровлю, которую укладывают в два слоя. Угол 15 — 20º рациональным решением будет использовать металлический лист, шифер. Для ската 25º и более можно использовать профнастил, металлочерепицу.
- Ландшафт. Гараж с односкатной крышей должен вписываться в общий архитектурный ансамбль. Желательно чтобы кровельный материал был одного цвета с крышей дома.
Угол наклона важный параметр, который необходимо определить на этапе проектирования. В этом случае можно решить, делать стены одного уровня или разные.
Длина свесов
При проектирование надо обязательно определиться с размером свесов, которые будут защищать стены от дождя. Длина свеса напрямую зависит от материала из которого выполнено строение:
- кирпич или бетонные блоки — 30 — 40 см;
- сруб — 50 — 60 см;
- каркас обшитый металлом — 10 — 20 см.
Если нужно сделать навес над входом или одной из боковых стен свесы можно увеличивать.
Длина стропил
Длина стропил зависит от размера гаража:
- Пролет 4 — 5 м — стропила укладываются на мауэрлат и закрепляются без дополнительных элементов.
- 5 — 6 м. — для предотвращения провисания или кручения бруса, используются дополнительные упоры.
- Пролет больше 6 м. — требуется установка вертикальной опоры, это может быть дополнительная перегородка.
Для гаража, размер которого является стандартным — 3,5 м × 5,2 м, подойдет первый или второй пункты. Так если скат будет поперек гаража, дополнительное усиление не потребуется. Для ската который будет идти вдоль длинных стен придется делать опоры.
Строительство односкатной крыши
Монтаж начинается с укладки и крепления мауэрлата (деревянный брус). По периметру стен кладется брус и крепится анкерами через каждые 0,5 м. Таким образом нагрузка от конструкции будет распределена равномерно.
В каждой стропиле выпиливают двойной зуб и укладывают на мауэрлат с шагом 0.6 — 0,7 м. Затем закрепляют стропилины металлическими скобами. При необходимости монтируют дополнительные опоры.
На закрепленный стропила прибивают обрешетку. Если в качестве кровельного материала используется рубероид и т.п обрешетка должна быть сплошной.
При использовании такого материала как: шифер, профлист или металлочерепица обрешетка делается с зазорами. На готовую обрешетку настилают пароизоляцию, а сверху кровельный материал.
На заметку! Не всегда снег самостоятельно сходит с крыши, поэтому односкатная кровля нуждается в периодической очистке.
Преимущества односкатных крыш
Основная сера применения этих конструкций: гаражи и хозпостройки, так как они не удовлетворяют эстетическим требованиям. Однако, популярность односкаток довольно высока, и этому есть объяснение:
- Экономия — на такую крышу уходит минимум материала и времени;
- Простота монтажа — на две противоположные стены укладываются стропила и обиваются обрешеткой. Нет никаких сложных соединений и углов;
- Устойчивость к ветровым нагрузкам;
- Долговечность.
Вывод: односкатная крыша для гаража еще очень долго будет лидировать среди других видов крыш.
Односкатная крыша для гаража своими руками
Можно только позавидовать тем автовладельцам, которые имеют или получили возможность возвести собственный настоящий гараж. Зная менталитет наших мужчин, можно с высокой долей достоверности утверждать, что подавляющее большинство «счастливчиков» примется за собственноручное строительства «дома» для своей машины. В наше время предоставляется немало возможностей по выбору материалов для строительства гаража – как с позиций простоты самостоятельного возведения, так и с точки зрения максимальной экономичности.
Односкатная крыша для гаража своими руками
Любую постройку всегда венчает крыша, и если, опять же, ориентироваться на минимальные затраты, то оптимальным вариантом становится односкатная ее конструкция. Кроме того, проблемы какой-то особой декоративности, как правило, отступают на второй план, уступая место надежности конструкции и скорости ее монтажа. Именно такими качествами и обладает упомянутый вариант. Итак, односкатная крыша для гаража своими руками: от проведения необходимых расчётов до особенностей монтажа – в настоящей публикации.
В чем достоинства односкатной крыши, есть ли недостатки?
Итак, гараж в большинстве случаев рассматривается именно как подсобное техническое помещение, поэтому при его проектировании и строительстве обычно господствует утилитарный подход – простота, надежность, создание эффективной защиты автомобиля от попадания атмосферных осадков. Именно поэтому такую популярность в данном случае имеют односкатные кровли.
- Такая конструкция – несложна для самостоятельных расчетов. В основе ее лежит треугольник – самая «жесткая» изо всех двухмерных фигур, которая описывается простыми и понятными геометрическими соотношениями.
Односкатная крыша – это несложная конструкция для расчетов и самостоятельного возведения
- Стоимость материалов и комплектующих всегда значительно ниже, чем для даже самой простой двускатной крыши. Важно, что экономия пиломатериалов в данном случае ни в коей мере не сказывается на надежности конструкции.
- Монтаж односкатной кровельной системы – прост и интуитивно понятен. Для самостоятельного возведения такой конструкции вовсе не обязательно быть квалифицированным мастером – при соблюдении технологических рекомендаций с подобной задачей способен справиться любой владелец гаража. Это ещё один «плюс» в плане экономичности строительства – нет нужды прибегать к найму специалистов.
- Еще одно достоинство – скорость выполнения работ. Перекрыть гараж односкатной крышей можно в считаные дни, тогда как при выборе более сложной стропильной системы и времени потребуется значительно больше.
Правда, хозяину гаража при выборе односкатной крыши придется смириться с некоторыми ее недостатками:
- Односкатная крыша в большей степени подвержена снеговой нагрузке –за счет небольшого уклона на ее поверхности могут образовываться сугробы. Это обязательно следует учесть при проведении расчетов.
- Такая конструкция или вовсе не предполагает чердачного помещения, или же его эксплуатационные возможности будут существенно ограничены.
Чердака при односкатной конструкции крыши или вовсе нет, или же он будет маленьким и мало функциональным
- Существуют определенные сложности с обеспечением качественной термоизоляции такого гаража, особенно в том случае, если проектом не предполагается наличие хотя бы небольшого чердачного помещения.
- Наконец, не всем нравится внешний вид односкатной кровли, не предполагающий каких-либо декоративных изысков. Впрочем, это дело вкуса, да и при желании односкатную кровлю вполне можно вписать в общий «архитектурный ансамбль» своих загородных владений. Для многих этот недостаток вообще не является существенным.
Варианты односкатной крыши гаража
Система односкатной крыши представляет собой ряд уложенных параллельно друг другу стропил, расположенных таким образом, что один их конец поднят относительно другого на определенную высоту, для создания уклона. Стропила становятся основание для монтажа необходимой обрешетки, а уже она, в свою очередь – для настила выбранного кровельного покрытия.
Превышение одного края стропил на другим может обеспечиваться несколькими способами:
- Еще в процессе проектирования гаража одна из стенок планируется выше противоположной, на величину (о расчете такого превышения будет рассказано чуть ниже). Двум другим стенам в этом случае придается форма трапеции.
Одна стена гаража сразу возводится выше противоположной.
Такой подход очень часто практикуется в каркасном строительстве. Еще при составлении чертежей предусматривается, что высота опорных вертикальных стоек каркаса с одно стороны будет выше. Таким образом, на разной высоте, с соблюдением необходимой ΔН окажутся и брусья верхней обвязки, который будут играть роль мауэрлата. В итоге сразу закладывается готовая система односкатной крыши, на которую останется только смонтировать стропила, а затем — нужную обрешетку.
В каркасном строительстве уклон ската кровли обеспечивается разницей по высоте вертикальных стоек противоположных стен.
Какие стены станут различаться по высоте, безусловно, будет зависеть от выбранного направления ската.
— Это может быть поперечный уклон, в сторону одной из боковых сторон гаража. Такой способ привлекает тем, что стропила получаются короче, и часто можно обойтись простейшей схемой, без создания для них дополнительных опор.
— Другой вариант, когда фасадная стена строения выше задней, и тогда уклон ската организуется назад. Длина строил в таком случае, применительно к гаражу, уже достигает 5÷6 и даже более метров, и без их усиления уже не обойтись.
- Если по проекту обе стены здания – одинаковой высоты, или же односкатная крыша возводится на ранее сооруженную постройку, то организовать уклон стропил можно подстановкой под них в одной стороны стоек той же высоты ΔН. Стойки поверху обычно объединяются брусом обвязки, который и станет выполнять функцию мауэрлата.
Стены одинаковой высоты, и с одной из сторон под стропильные ноги устанавливаются стойки.
В этом случае фасадную часть кровельной конструкции и остающиеся открытыми фронтонные треугольники после монтажа стропильной системы просто зашивают деревом или иным материалом, по своему усмотрению.
Искусственная фасадная стенка односкатной кровли – стойки с верхним обвязочным брусом, и дощатая обшивка.
Такой подход нередко позволяет достичь экономии при возведении капитальных стен гаража – меньше уйдет кирпича или блоков, а сам процесс кладки пройдет быстрее – нет нужды выводить дополнительные боковые трапециевидные стенки фронтонов.
- Если стенки одинаковой высоты, то прибегают и к другому приему – на «земле» монтируют стропильные фермы, а затем уже устанавливают их с определенным шагов на мауэрлат.
Конструкция крыши представляет собой «анфиладу» установленных стропильных ферм
Обычно в ходе работы изготавливается одна такая ферма, тщательно примеряется и подгоняется к месту. Ну а затем она становится шаблоном для «клонирования» — по ее образцу изготавливаются остальные, в удобных условиях на земле. Когда все фермы готовы – переходят к окончательному монтажу. Нижние углы ферм крепятся к мауэрлату, верхние – обвязываются между собой брусом, создавая единую жесткую конструкцию.
Такой подход особенно удобен, когда большое расстояние между стенами обязывает строителя усиливать стропила. А ферма уже сама по себе является жестким конструктивным элементом, так как сочетает в себе и своеобразную балку перекрытия, и стропильную ногу, с установленными между ними усиливающими перемычками – стойками или подкосами.
Стропильная ферма сочетает в себе свойства и балки перекрытия, и стропильной ноги
Еще одно очевидное удобство – в таком гараже намного проще будет подшить потолок, при необходимости еще и утеплив его – горизонтальные балки ферм предоставляют для этого все возможности.
Еще один вариант – когда гараж пристраивается к готовой сплошной стене уже ранее возведенного капитального здания.
Еще один вариант – гараж пристраивается к уже ранее возведенному зданию.
В этом случае один конец стропил опирается на установленные на стене на определенной высоте кронштейны или опорный брус, а второй – на вертикальные стойки с обвязкой – в случае каркасной конструкции, или на мауэрлат пристроенной рядом стены. В любом случае, эта точка опоры опять же расположена с расчетным перепадом высоты ΔН.
Гараж с односкатной крышей пристраивается к дому
При необходимости, вместо стропил с стене дома могут крепиться и стропильные фермы, по аналогии с ранее рассмотренным случаем.
Основные параметры односкатной крыши гаража, проведение их расчетов
Итак, если принято решение возводить над гаражом односкатную крышу, то необходимо определиться с ее основными параметрами.
Из исходных данных, как правило, имеются только размеры «коробки» гаража – его длина и ширина. Отсюда и начнем «плясать».
Исходные данные для расчетов – длина гаража (D), его ширина (L), планируемое направление ската кровли.
Направление уклона кровли
В первую очередь, следует определить заранее направление уклона ската, руководствуясь при этом не только соображениями удобности и простоты монтажа стропильной системы, но и принимая в расчет преобладающее направление ветра на участке строительства.
Уклон крыши рекомендуется выполнять именно на наветренную сторону, чтобы движение воздуха не создавало подъемной силы, а наоборот, прижимало кровельную конструкцию вниз. Хотя гараж, как правило, невысокое сооружение, и может практически полностью зарываться от воздействия ветра другими зданиями, тем не менее, преобладание ветра может быть вызвано особенностями местности или соседней застройки – открытые пространства, лесные просеки и т.п. Ну и, конечно, определенную роль в выборе направления ската может играть и специфика участка – общий «фон» дизайна территории, расположение элементов системы ливневой канализации или иные факторы.
Определение крутизны ската
Следующий шаг – необходимо определиться с крутизной ската, то есть с величиной угла α.
Для односкатных кровель этот угол обычно не превышает 25, максимум — 30°. При слишком большой крутизне само строение выглядит нелепо, а самое главное – кровля становится весьма уязвимой к ветровой нагрузке. Слишком маленькие уклоны, менее 10°, также нежелательны, так как в этом случае резко возрастает значимость снеговой нагрузки на скат, затрудняется отток воды, особенно в период оттепелей или начала массового таяния снега.
На угол ската серьезно влияет и тип кровельного покрытия. Если хозяин гаража заранее отдает предпочтение тому или иному материалу для кровли, например, чтобы выдержать общий дизайн территории, то он должен руководствоваться определенными правилами при расчетах крутизны односкатной крыши.
Ниже приведена схема, показывающая допустимые типы кровельных покрытий для различных углов крутизны ската крыши.
Диаграмма зависимости угла ската от линейных размеров, допустимые виды кровельного покрытия
Обратите внимание, что крутизны ската на диаграмме показана в трех различных вариантах – в градусах и в соотношении высоты подъема (ΔН) к базовой длине (D или L), которая, в свою очередь, может быть выражена в дробном соотношении или в процентах. Имея под рукой такую схему, несложно будет перевести одни единицы измерения в другие.
Числами в кружках обозначены типы кровельного покрытия, а стрелка, идущая от них, указывает на минимально допустимую величину уклона кровли, при которых их можно использовать.
Источник https://alina-sharapova.ru/stroitelstvo/kak-sdelat-odnoskatnuyu-kryshu-garazha.html
Источник https://karniz-dv.ru/remont-i-strojka/ugol-odnoskatnoj-kryshi-garazha.html
Источник https://kak-sdelat-kryshu.ru/odnoskatnaya-krysha-dlya-garazha-ugol-naklona.html