Содержание
Как своими силами сделать прокол под дорогой
Утеплитель для труб
Проведение теплоизоляции водопроводных труб необходимо. В особенности это относится к наземной части трубы, располагающейся на улице и в неотапливаемых помещениях.
В качестве утеплителя следует выбирать негорючий и влагостойкий материал, который не будет набухать при соприкосновении с конденсатом. Он должен быть устойчивым к влиянию окружающей среды, перепадам температур.
Из листовых материалов применяют тепловолокно и базальтовую вату. Они хорошо сохраняют тепло, но требуют внешнего гидроизоляционного слоя.
Удобный и недорогой материал – пенополистирол. Футляры из него продаются в строительных магазинах. Все что потребуется – заключить трубу в теплозащитный кожух и осуществить герметизацию несколькими слоями скотча. Теплоизоляторы, выполненные специально для труб, удобны при работах с углами и поворотами.
Пенополистирол применяют для проведения как наружных, так и внутренних работ, при этом он довольно прочный, что способствует его повторному применению при необходимости демонтажа системы.
Если расположить водопровод внутри другой трубы, образуется воздушная подушка меж их стенками, которая сохраняет тепло. Но это дополнительная мера, утеплитель все равно потребуется.
Если соблюсти все правила проведения подземных коммуникаций, можно самостоятельно установить качественный водопровод, который прослужит не один год.
Какие трубы использовать для газопровода под дорогой
Проектирование прокладки газовых труб проводится с тем расчетом, чтобы на всем протяжении магистраль не подвергалась давлению грунта. Выполнение этого требования возможно только в том случае, если коммуникации будут проложены внутри туннеля, изготовленного из прочного и долговечного материала. Поскольку газ является химически активным веществом, то для его транспортировки используются стальные изделия, устойчивые к воздействию углеводородов.
Для проведения магистрали под землей используются такие виды труб:
- Обсадные секции из железа, сшитого полиэтилена, полипропилена и поливинилхлорида диаметром 50-2000 мм. Внешние предотвращают разрушение внутреннего трубопровода от воздействия ударов, давления и высоких температур. Скважина изготавливается диаметром на 5-7 см больше, чем у обсадной конструкции.
- Внутренние трубы для транспортировки газа из черного железа. Для защиты от коррозии магистраль обрабатывается специальными средствами и покрывается водостойкой краской. Трубопроводы делаются из изделий с внутренним сечением 30-600 мм.
Как произвести прокол своими руками
Самостоятельный прокол почвы
Практическая реализация метода бестраншейной прокладки труб своими руками возможна лишь на относительно коротком участке (не более десяти метров), а также при наличии хорошей физической формы, которая позволила бы вам выполнять тяжелые рабочие операции. Что касается оборудования, необходимого для подобных работ, то вам обязательно потребуется следующий несложный инструмент:
- простейший сварочный аппарат;
- обычная «болгарка»;
- небольшая кувалда;
- арматура не толще 20 миллиметров;
- стальная труба выбранного вами диаметра (несколько кусков);
- насос, оснащённый пластиковой трубой;
- пластиковая бочка с горловиной (ёмкостью до 200 литров);
- воронка со шлангом длиной до 2-х метров.
Процесс по прокладке траншеи обычно включает в себя следующие этапы:
- Подготовка канавы по обе стороны от трассы (с запасом 12-13 см). При её прорытии намечается ось трубы, которую вы планируете прокладывать.
- После этого берётся заготовка трубы и заостряется тот её конец, который предназначается к забивке в землю. При этом лучше всего на нём нарезать зубья, воспользовавшись «болгаркой».
- По мере осуществления всех этих операций (после каждого очередного проталкивания трубы) вам следует проводить вымывание грунта из её полой части.
- После каждого очередного «промывания» трубы следует продолжить её забивку с помощью кувалды.
Бур для ГНБ своими руками
Основным элементом ГНБ установки является бур, именно на него ложится главная функция процесса бурения. Бур можно приобрести в специализированном магазине строительной техники. Но, раз уж мы решили изготовить установку ГНБ своими руками, то и здесь постараемся справиться самостоятельно.
Для изготовления бура вам понадобится следующее:
- прочная труба диаметром до 5-ти сантиметров и длиной, которая будет соответствовать длине необходимой скважины;
- две небольших трубки диаметром 4-5 сантиметров и длиной 10-12 см (будущая ручка);
- отрезок листовой стали толщиной не менее четырех миллиметров;
- машинка для резки твердых металлов;
- электросварочный аппарат;
- горелка (паяльная лампа).
Приступаем к изготовлению бура ГНБ своими руками:
- Вырезаем окружность из куска листовой стали таким образом, чтобы ее диаметр совпадал с диаметром будущей скважины.
- В центральной части окружности делаем отверстие по размеру основной трубы.
- Из полученного кольца удаляем один сегмент. Его размер зависит от размера камней, которые преобладают в месте бурения.
- При помощи кувалды «сворачиваем» стальное кольцо в спиралевидную форму. Крайнюю, режущую часть необходимо заострить для более эффективного бурения.
- Теперь нужно изготовить наконечник. Сделать это можно при помощи небольшого куска листовой стали. Нагреваем сталь горелкой, предварительно зажав в тисках, после чего придаем отрезку стали необходимую форму.
- Полученный наконечник свариваем с концом основной трубы. Наконечник должен быть словно продолжением этой трубы, увеличивая ее длину.
- Приварите к основной трубе два патрубка, которые будут служить будущими ручками.
Стадии работ при выполнении ГНБ своими руками
Выполнение горизонтально направленного бурения с помощью самодельной ГНБ установки осуществляется в несколько этапов:
На этой стадии выкапывается две ямы (небольших котлована) параллельно друг другу, напротив препятствия (дороги, например). Глубина котлованов должна быть ориентировочно на 20-30 сантиметров больше планируемой глубины прокладки труб.
Пилотная скважина.
На данном этапе делается предварительная скважина между котлованами. Берется первый отрезок трубы, направляющую трубы нужно заострить при помощи шлифовальной машины. Труба вбивается кувалдой острым концом в сторону принимающего котлована. Забив трубу полностью, к ее окончанию приваривается следующий отрезок трубы и также вбивается. Так продолжается до тех пор, пока в приемном котловане не появится наше острие.
Вбитый прут, между стартовым и приемным котлованом, в дальнейшем выполняет функцию направляющей оси.
Завершающий этап.
Снова вбивается труба, по аналогу предыдущей стадии, но большего размера. После чего, с помощью насоса, под давлением осуществляется вымывание лишнего грунта из трубы.
Стоит сказать, что такое ГНБ своими руками требует больших трудозатрат и терпения. Чтобы проделать горизонтальную скважину даже небольшой дины предстоит приложить немало усилий.
Прокол под дорогой
Прокол под дорогой — это самое выгодное, быстрое и целесообразное решение вашей задачи по прокладке коммуникаций, в основном труб, без рытья траншей! Ведь для проведения работ данным способом достаточно всего лишь 2 небольших приямков, а при способе ГНБ и вовсе не требуется рыть ямы! Благодаря нашим услугам Вы имеете возможность проложить нужные Вам коммуникации, избегая различные препятствия на пути их следования, самыми распространенными из которых являются проезжие части. Наши работы выполняются с помощью профессионального компактного оборудования — установок прокола грунта с управляемой траекторией. Это позволяет нам делать проколы с высокой точностью из небольших приямков, из подвалов домов.
- Прокладываем канализационные трубы с необходимым уклоном.
- Заводим трубы в существующий колодец.
- Возможен занос оборудования на рабочий участок вручную.
- Установка работает из приямка с размерами 1,8 x 2,3 метров.
- Длина одного прокола под дорогой – от 5 до 70 метров.
- Диаметр трубы – от 32 до 315 мм.
- Виды трубопроводов — вода, канализация самотечная, канализация напорная, футляпы под газ, футляры для различных кабелей (электрический, телефонный, ВОЛС).
- Скорость выполнения работ: от 20 до 100 метров в день.
Сущность и преимущества технологии ГНБ прокола
Прокладка инженерных сетей путем ГНБ прокола под дорогой заключается в бурении пилотной скважины с последующей обратной проходкой расширителем для получения бурового канала проектного диаметра. Затем к расширителю присоединяют трубопровод и протягивают через скважину.
Трубопроводы под дорогами любой категории в обязательном порядке укладывают в защитном футляре. Управляют процессом с помощью электронной системы локации. Кривизну траектории скважины ограничивает только допустимый угол изгиба буровых штанг.
- работы ведутся без выкапывания и обратной засыпки траншей, независимо от погодных условий или времени года;
- отсутствуют разрушения дорожного полотна с насыпью, прилегающих тротуаров, пешеходных дорожек;
- минимизируется ущерб для окружающего ландшафта и благоустроенной территории в городах, коттеджных поселках, дачных товариществах;
- не создаются помехи движению автомобилей, пассажирского транспорта, пешеходов, что особенно важно на участках со сложной дорожной обстановкой или в стесненных городских условиях;
- сокращаются сроки работ, количество привлекаемой техники и рабочих рук, финансовые расходы;
- грунт не скапливается на поверхности в больших количествах;
- длина прокола до 800 м., диаметр до 1 000 мм.
При ГНБ проколе под дорогой, благодаря обратной проходке, укрепляющий бентонитовый раствор не применяют, т.к. стенки канала держатся за счет уплотнения. С помощью ГНБ возможно не только проложить, но и заменить старые трубы.
Как произвести прокол своими руками
Самостоятельный прокол почвы
Практическая реализация метода бестраншейной прокладки труб своими руками возможна лишь на относительно коротком участке (не более десяти метров), а также при наличии хорошей физической формы, которая позволила бы вам выполнять тяжелые рабочие операции. Что касается оборудования, необходимого для подобных работ, то вам обязательно потребуется следующий несложный инструмент:
- простейший сварочный аппарат;
- обычная «болгарка»;
- небольшая кувалда;
- арматура не толще 20 миллиметров;
- стальная труба выбранного вами диаметра (несколько кусков);
- насос, оснащённый пластиковой трубой;
- пластиковая бочка с горловиной (ёмкостью до 200 литров);
- воронка со шлангом длиной до 2-х метров.
Процесс по прокладке траншеи обычно включает в себя следующие этапы:
- Подготовка канавы по обе стороны от трассы (с запасом 12-13 см). При её прорытии намечается ось трубы, которую вы планируете прокладывать.
- После этого берётся заготовка трубы и заостряется тот её конец, который предназначается к забивке в землю. При этом лучше всего на нём нарезать зубья, воспользовавшись «болгаркой».
- По мере осуществления всех этих операций (после каждого очередного проталкивания трубы) вам следует проводить вымывание грунта из её полой части.
- После каждого очередного «промывания» трубы следует продолжить её забивку с помощью кувалды.
Оборудование для прокола дороги для газоснабжения
Для транспортировки газа обустраиваются магистрали, диаметр которых варьируется в пределах 30-600 мм. Отдельно выделяются газопроводы международного значения, где размер внутреннего сечения может достигать 2000 мм.
В зависимости от типа грунта, длины, диаметра и траектории скважины, прокалывание проводится с помощью мобильного и стационарного оборудования. Подвижные устройства оснащаются шасси на колесной и гусеничной тяге.
Установки ГНБ подразделяются на следующие категории:
- Легкие. Применяются для обустройства трасс протяженностью до 50 м и диаметром до 3 см. Общий вес мобильной техники составляет 5-7 т.
- Средние. Устанавливаются на многоосном шасси высокой проходимости. Предназначены для прокладки коммуникаций длиной до 150 м в населенных пунктах и за их пределами, при проведении газификации дачных кооперативов. Установки весят до 50 т.
- Тяжелые. Представляют собой набор модулей, перевозимых на грузовиках и трейлерах. После сборки техника весом до 500 т способна пробурить скважину диаметром 600 мм на расстояние до 500 м.
- Сверхтяжелые. Стационарное оборудование весом до 2000 т применяется для прокладки каналов протяженностью до 1200 м и диаметром до 200 см.
Производительность техники составляет 4-12 м/ч.
Способы бестраншейной прокладки
Бестраншейная прокладка системы канализации, как правило, проводится следующими способами:
- Прокол дороги — используют при работе с трубами диаметром от 100 до 400 мм.
- Горизонтально-направленное бурение — применяется для труб диаметром от 110 миллиметров до 800 миллиметров.
- Продавливание стальными футлярами — осуществляется для труб 159-1420 миллиметров.
Для прокладки канализационных систем методом прокола применяют оборудование некрупных размеров, что позволяет выполнять работы в маленьких котлованах.
Все виды оборудования для ГНБ марки Vermeer описаны здесь. А здесь вы можете ознакомиться с характеристикой оборудования других известных марок .
Все подготовительные работы занимают минимум времени, при том, что в рабочем процессе достигается максимальная скорость проходки. Такая прокладка труб может быть реализована в кротчайшие сроки. Однако есть один нюанс — длина проходки не может превышать пятнадцати метров.
Для прокладки канализационных линий большой протяженности идеально подходит ГНБ-способ.
Проходка с использованием установки горизонтально-направленного движения включает три рабочие фазы. В первую очередь, устраивают пилотную скважину, затем проводят расширение скважины до нужного диаметра и на третьем этапе протягивают трубопровод.
Прокладка канализационных труб в стальном футляре показана при прохождении коммуникаций под автомагистралями или железнодорожными линиями. Стальной футляр выполняет функцию защитного кожуха. Чаще всего эта технология используется при обустройстве самотечных канализаций, для которых характерны прямые линии и углы наклона в ненадежных плывучих грунтах.
Проведите исследования грунта, который собираетесь проколоть
Самостоятельные проколы выполняются без специализированной техники, которая может пройти через скалу песок и глину. Убедитесь, что пройдя половину пути вы не наткнетесь на неожиданную для вас скальную породу. Стоит изучить грунт для того, чтобы ваш прокол не обвалился и не просел со временем. Для того, чтобы изучить грунт нужно обратится к специалистам, проводящим геофизические и геодезические работы. Как правило, фирмы, занимающиеся горизонтальным направленным бурением, имеют в своем штате таких специалистов. Также вы можете обратится в фирмы, специализирующиеся на землеустроительных работах. Геофизические исследования позволят:
- определить состав и некоторые свойства грунта
- выявить специфический грунт
- выявить опасность на участке для стройки
- найти подземные пустоты
- определить уровень, скорость и направление фильтрационного потока грунтовых вод
Все это позволит вам защитить инструмент от поломки, и обеспечивает надежность и долговечность ваших строительных работ.
Особенности бестраншейной прокладки труб
На протяжении многих лет распространенным методом устройства городских коммуникаций остается укладка трубопровода в траншею. Последствия проведения этих работ – перерытые тротуары и зеленые зоны, поврежденное дорожное полотно, измененные маршруты движения общественного транспорта и постоянное возмущение горожан. Хотя всего этого кошмара можно избежать, если воспользоваться бестраншейными технологиями прокладки труб.
Это закрытый способ устройства и ремонта инженерных коммуникаций, при котором подземные работы производятся без вскрытия грунта. В этом случае нет необходимости сооружать дополнительные переходы, менять маршруты движения, проводить большое количество согласований с другими коммунальными службами.
При бестраншейной прокладке трубопроводов 90% работ производятся под землей.
По сравнению с укладкой канализационной трубы в траншею бестраншейный способ предполагает устройство инженерных сетей методом горизонтально направленного бурения, продавливания труб, прокола грунта, санации. Это наиболее перспективный способ строительства новых и ремонта или замены старых водопроводных и канализационных сетей в условиях большого города.
Преимущества способа
Главные преимущества способа понятны даже рядовому обывателю, которому небезразличен облик родного города.
- Остаются невредимыми все коммуникации, которые проходят вблизи трубопровода. Ведь при рытье траншеи очень часто происходят порывы соседствующих сетей.
- Экономическая выгода в том, что не нужно подключать дополнительную технику и рабочую силу для земляных работ, обратной засыпки траншеи трубопровода.
- Нет необходимости производить последующий ремонт поврежденного асфальта, тротуарной плитки.
- Быстрота проведения работ.
- Возможность производить работу в зимнее время.
- Сохранность ландшафта, дорожного полотна, зеленых зон.
- Минимальный вред для окружающей среды.
- Аварийных ситуаций почти не возникает.
Преимущество в использовании бестраншейного метода еще и в том, что специальных подготовительных земляных работ не требуется. Например, укладка полиэтиленовых труб в траншею предполагает использование экскаватора, устройства подушки из песка или гравия на дне. После прокладки следует обратная засыпка траншеи трубопровода (СНиП предъявляет к этому этапу земляных работ особые требования), уплотнение и трамбовка грунта. А в случае закрытого способа прокладки труб требуется только грамотно составленный проект работ, продуманный оптимальный маршрут пролегания без изгибов и поворотов, просчитанная глубина залегания и уклон трубопровода.
Сфера использования
Бестраншейный способ прокладки труб универсален, поскольку может применяться для различных видов коммуникаций. Без него не обойтись при строительстве трубопроводов под оживленной трассой, железнодорожным полотном, линиями метрополитена, рекой, а также в условиях плотного пролегания других сетей. Это могут быть такие коммуникации:
- водопровод,
- канализация,
- электрокабели,
- нефтепровод,
- газопровод,
- кабели связи.
Специальное оборудование
Для проведения таких работ требуется специальное оборудование. В зависимости от того, какой метод бестраншейной прокладки труб применяется для отдельно взятой инженерной коммуникации, используются
- буровые,
- гидравлические,
- локационные установки,
- генераторы,
- сварочные аппараты для пластиковых труб,
- растворно-смесительные узлы,
- автоманипуляторы.
Продавливание грунта происходит при помощи мощной гидравлической установки.
Особенности бестраншейной технологии
Даже из названия понятно, что в этом случае нет необходимости рыть траншеи. Но в данном случае речь идет только о пересечении дорожного или ж/д полотна, водоема. К объектам трасса трубопровода подводится традиционным способом, однако там она проходит сквозь грунт, поэтому дорожное покрытие (либо рельсы, шпалы) остается невредимым.
Плюсы метода
Бестраншейная прокладка канализации или других инженерных систем имеет неоспоримые преимущества. К ним относится:
- высокий КПД;
- относительная бесшумность;
- небольшой объем подготовительных работ;
- малочисленность обслуживающего персонала;
- отсутствие необходимости перекрывать движение;
- возможность проводить работы в любое время года;
- полное отсутствие риска повреждения других коммуникаций;
- меньшие затраты, если сравнивать с традиционным траншейным способом;
- универсальность: технология дает возможность прокладки трассы в любой местности;
- сокращение сроков монтажа систем, так как профессионалами данный этап может быть выполнен в течение нескольких дней.
Самое главное преимущество этой технологии — отсутствие серьезного ущерба для окружающей среды, потому что не приходится восстанавливать дорожное покрытие.
Минусы технологии
Есть ли недостатки? Их нет, если рассматривать способ с точки зрения строителей-профессионалов. Владельцы загородных участков могут найти относительные минусы даже у бестраншейной прокладки. Это необходимость найма специальной техники и трудозатратность, когда операция проводится без участия специального оборудования.
Небольшим недостатком можно считать новизну технологии, которая в некоторых случаях может стать причиной неосведомленности рабочих о ее особенностях. Еще одна потенциальная проблема — отсутствие специального оборудования, но она — дело поправимое.
Области применения
После изобретения новых бестраншейных способов отпала необходимость большого объема земляных работ. По этой причине данные технологии используют очень широко. Чтобы убедиться в незаменимость методов, лучше познакомиться с областями их применения. Виды работ:
- прокладка коммуникационных кабелей;
- бестраншейная прокладка канализации;
- монтаж подземных теплотрасс, нефтепроводов;
- прокладка газопроводов, водопроводов под землей;
- ремонт или замена поврежденных элементов магистралей.
Один из видов бестраншейной прокладки (ГНБ) дает возможность проводить коммуникации в тех местах, где использование других методов полностью исключается. Например, если нет шанса для подъезда крупной строительной техники, когда в местности велика вероятность оползней и т. д.
Техника, материалы для прокладки
Несмотря на то, что отличия в методах существует, бестраншейная прокладка канализации или других инженерных систем — операция, во время которой звенья трубопровода проталкивают в грунт. Поэтому чаще всего используют определенный набор оборудования. В него входят:
- установки для прокладки труб: на гусеничном либо пневматическом ходу;
- сварочное оборудование для соединения звеньев магистрали;
- трубы, насадки, бурильные головки, шнеки, риммеры;
- дизельные гидравлические станции (маслостанции);
- камеры, мониторы для наблюдения;
- бульдозеры, лебедки, тракторы;
- гидравлические домкраты.
Каждый из видов бестраншейной технологии может потребовать дополнительных элементов, а также вспомогательного оборудования. Все зависит от характеристик грунта, особенностей и размеров «преодолимого препятствия».
Преимущества метода
Популярность и востребованность данного метода прокладки водопровода объясняется такими преимуществами:
- Оперативность выполнения работ – по сравнению с копкой открытой траншеи прокол занимает в 3 -4 раза меньше времени.
- Невысокая трудоемкость – прокол не требует значительных физических усилий и большого количества рабочих, как в случае с траншейным способом прокладки труб.
- Всесезонность – прокол грунта под водопровод с помощью различных установок можно производить в любое время года.
- Экологичность – данный способ прокладки трубопровода позволяет избежать нарушение почвенной структуры, повреждение корней деревьев, разрушение природных ландшафтов, искусственных газонов и насаждений.
- Низкий риск повреждения расположенных рядом коммуникаций (канализации, линий связи, газопровода) – при проколе вероятность повредить находящиеся поблизости коммуникации значительно меньше, чем при выемке грунта ковшом экскаватора или траншеекопателя.
- Невысокая стоимость – даже при найме специалистов со специальным оборудованием выкопать канализацию методом прокола стоит на 30-40% дешевле чем при традиционной траншейной прокладке.
Первое, что необходимо сделать — согласовать проект строительства, реконструкции
Выполнять прокол под дорогой без плана и согласования не стоит прежде всего по двум причинам. Первая причина это личная безопасность. Может получится так, что под вашим участком уже проходят определенные виды коммуникаций, о которых вы не знали. Бывали редкие случаи, когда о скрытых довоенных коммуникациях не было известно даже после согласования проекта. Стоит все же подстраховаться, чтобы не проколоть прилегающую под вашим участком газовую трубу — последствия могут быть плачевными.
Вторая причина по которой лучше сделать согласование — штраф от органов городского управления за несогласованные действия. Особенно это касается тех видов коммуникаций, которые выходят за пределы вашего личного участка: случаи, когда нужно войти в общую магистральную трубу и т. п.
Особенности выполнения прокола дороги методом горизонтально направленного бурения для газопровода
Технология продавливания эффективна в плотном грунте, в котором отсутствуют каменистые включения, подземные коммуникации, водоемы и другие объекты, сквозь которые нельзя проталкивать трубы. Кроме этого, прокол под дорогой под газопровод можно делать только по прямой линии.
В некоторых случаях делать это нецелесообразно по ряду причин. Так, обустройство котлована на болотистой местности и в черте города выполнить практически невозможно. В первом случае необходимо проводить осушение и устанавливать кессон. Во втором случае потребуется сносить часть наземных объектов, перекрывать и демонтировать ранее установленные подземные коммуникации.
Бестраншейная прокладка газопровода методом ГНБ проводится без отрывания глубоких ям. Для работы достаточно небольшой огороженной площадки с плотным основанием, на которое устанавливается оборудование. Бурение может проводиться по сложной траектории с отклонениями от прямой по вертикали и горизонтали.
Изготовление подземного канала проводится в такой последовательности:
- Приведение техники в рабочее состояние. Проверка работоспособности системы навигации.
- Проходка пилотной скважины. Первичный канал служит для протягивания колонны из стальных звеньев со специальными насадками.
- Проведение расширения скважины. Для этого на колонну поочередно присоединяются расширители, размер которых увеличивается с каждым новым протягиванием.
- Затягивание в канал трубы из стали или полимерного пластика.
- Установка газовой трубы внутрь подземного трубопровода.
В процессе изготовления скважины на головку подается буровой раствор. Он служит для снижения трения, охлаждения инструмента и укрепления стенок скважины.
Отличия от других способов бестраншейной прокладки
Горизонтальное направленное бурение похоже на ряд иных способов прокладки труб бестраншейным методом – шнековое бурение, микротоннелирование, управляемый прокол. Принципиальная разница состоит в промывке скважины бентонитовым буровым раствором.
Раствор выполняет следующие задачи:
- В процессе бурения или расширения с высокой скоростью выходит через сопла, создавая режущий эффект
- Уменьшает трение бура и налипание грунта на головку, охлаждает инструмент
- Укрепляет стенки скважины и предохраняет их от разрушения
- Облегчает прохождение трубы в пробуренное отверстие
- Выносит наружу измельченную породу
Состав бурового раствора относится к ключевым факторам успешного проведения операции, подбирается под тип грунта.
Порядок работ
- Исследование местности. Работу начинают с выяснения категории грунта и определения уровня грунтовых вод.
- Изучение схем уже проложенных поблизости инженерных сетей.
- Согласование работ с ГИБДД или организациями, отвечающими за эксплуатацию дорог.
- Составление проектной документации. На основе полученных данных проектируют схему расположения трассы трубопровода. Проводят технико-экономическое сопоставление всех факторов, которые в дальнейшем влияют на выбор установки для достижения оптимального результата.
Подбирают буровое оборудование и инструмент, состав бурового раствора, составляют технологические карты. Готовый проект согласовывают с владельцами территории, действующих инженерных сетей, представителями администрации. После утверждения проекта приступают к прокладке трубопровода.
- Предварительные работы. На участок завозят трубы и буровую установку с сопутствующим оборудованием. Выкапывают приямки или котлованы, при необходимости оборудуют дренаж.
- Бурение и расширение скважины. Первоначально пробуривают пилотную скважину. Процессом руководит локаторщик с помощью сигналов зонда, размещенного в буровой головке, и локации. После полной проходки головку заменяют на конический или буровой расширитель, затем проходят скважину обратно. Процесс повторяют один или несколько раз по необходимости.
Все работы проводятся с соблюдением технологического регламента, норм и правил по организации строительства, геодезическим работам, техники безопасности, пожарной безопасности.
- Протяжка трубопровода. Трубы сваривают, конец трубопровода подсоединяют к расширителю и протягивают через скважину к исходной точке бурения.
- Завершающие работы. Процесс прокладки заканчивается зачеканиванием отверстий, засыпкой приямков или котлованов и уборкой строительной площадки. Поверхность почвы благоустраивают.
Условия проведения согласно нормативным документам
Прокладка любого трубопровода, будь то полипропилен либо сталь, определяется нормами. Именно СНиП регламентируют многие технические моменты, которые позволяют выполнить все работы качественно, обеспечивая безопасность. Для прокладки полипропиленовых труб необходимо соблюдать такие требования:
Схема преимущества полипропиленовых труб перед остальными материалами
- В обязательном порядке учитываем точку промерзания грунта. Обычно она находится на уровне 1,4 метра, поэтому если трубопровод будет находиться на меньшем уровне, то зимой вода в нем просто замерзнет, пользоваться трубой будет нельзя. Поэтому при монтаже необходимо в точности просчитать такие моменты, в будущем это только пойдет на пользу.
- Прокладка труб во многом зависит от того, какие строения расположены на участке, есть ли недалеко трассы и магистрали, проложенные коммуникационные и прочие инженерные сети. Если вы не уверены, где именно можно прокладывать трубопровод, лучше обратиться в специализированные строительные фирмы.
- При прокладке под землей также учитываем и особенности рельефа, грунта, в некоторых случаях необходимо производить защиту трубы при помощи специальных кожухов.
Полипропиленовый трубопровод прокладывается при соблюдении таких этапов:
- Для начала придется подготовить траншею для прокладки, которая должна быть больше диаметра трубы. Так, для труб на 110 мм понадобится траншея с шириной в 600 мм. Минимальное расстояние между стенкой трубы и траншеей должно составлять 20 см. Глубина залегания должна быть больше на 50 см.
- Дно посыпается песком с толщиной подушки примерно 50-100 мм, после чего песок уплотняется.
- Прокладка начинается от здания, при монтаже канализационных труб раструб должен смотреть на конец выходящей наружу трубы;
- Для соединения отдельных элементов применяют специальную смазку.
- При прокладке канализации надо помнить, что должен соблюдаться уклон в 2 см на каждый м трассы.
- После укладки трубопровод засыпается песком, утрамбовывается он только с боков. При необходимости перед этим труба оборачивается теплоизоляционным слоем;
- В самом конце полипропиленовые трубы соединяются с общей магистралью, очистным сооружением и прочее. Делать это надо при помощи полипропиленового припоя.
Какие проблемы могут возникнуть при монтаже?
При прокладке полипропиленовых труб под землей могут возникнуть некоторые проблемы:
- структура грунта не дает возможности копки на необходимой глубине;
- в зимний период грунт сильно промерзает, что может стать причиной повреждения труб;
- на участке имеется строение, обойти которое не представляется возможным.
В таком случае есть несколько выходов, позволяющих решить эти проблемы:
- При слишком рыхлой либо твердой почве рекомендуется делать прокол, при котором сначала укладывается стальная труба, а уже в ее полость вводится полипропиленовый трубопровод.
- При промерзании грунта рекомендуют укладывать греющий кабель на протяжении всей трассы. Это требует значительных затрат, расходы в зимний период могут превышать запланированные, но в любом случае такой вариант дешевле, чем постоянный ремонт лопнувших труб.
- При нахождении на пути следования трассы какого-либо строения либо объекта, повреждать который нельзя, рекомендуется выполнять бестраншейные методы прокладки, то есть прокол. В этом случае можно не только проложить трубопровод, но и защитить его стальным кожухом. При прокладке таких сетей необходимо внимательно смотреть на схему расположения коммуникаций на участке, чтобы не повредить уже имеющиеся.
Области применения
При помощи бестраншейного метода прокладки устанавливаются следующие виды коммуникаций:
- — газопроводы;
- — силовые кабельные линии;
- — телефонные и оптоволоконные сети.
- — водопроводы;
- — канализация;
предлагает оборудование для бестраншейной прокладки труб от американской торговой марки Ditch Witch®. Вся техника — буровые установки, гидравлические разрушители, установка управляемого прокола, пневмомолоты, пневмопробойники, трассоискатели, системы локации, — отличаются высокой надежностью и подходят для проведения самых сложных работ.
Какие инструменты понадобятся
Прокол под дорогой можно выполнить своими силами. Перед началом работ необходимо подготовить следующий набор материалов и инструментов:
- аппарат для выполнения сварочных работ и болгарку;
- кувалду;
- арматуру или прутья из стали, диаметр которых должен составлять 25 миллиметров и более, а длина должна превышать ширину дороги сантиметров на десять;
- обрезки стальной трубы необходимого диаметра и такой же длины, что и прутья;
- насос с пластиковой трубкой диаметром 12 миллиметров;
- бочку, рассчитанную на двести литров;
- воронку с двухметровым шлангом.
Кроме инструментов, понадобятся недюжинная физическая сила и терпение.
Выберите подходящий метод прокладки коммуникаций
Существует несколько способов, которые позволяют проложить подземные коммуникации: прямой прокол, метод продавливания, проходка с использованием щитов и горизонтальное направленное бурение и т. д. Выбор метода зависит от:
- длины необходимой коммуникации,
- диаметра прокола,
- характера грунта (наличие скальных пород, природных грунтовых вод)
- характера застройки на вашем участке
- наличия уже существующих подземных коммуникаций
- бюджета вашего строительства
Сравнительная таблица способов бестраншейной прокладки коммуникаций
Обратите внимание, что выбор бестраншейного способа прокладки труб зависит от диаметра и длины трубопровода, физико-механических свойств и гидрогеологических условий разрабатываемых грунтов и применяемого оборудования. Возможно, на вашей территории будет целесообразно использовать другой вариант прокладки
Выбор оборудования для прокола
Для выбора количества и типа вдавливающих аппаратов мы производим расчеты, позволяющие определить необходимое нажимное усилие. Оно зависит от:
- диаметра трубы;
- длины прокладываемого трубопровода;
- вида грунта;
- особенностей ландшафта.
Усилия для прокола различны и колеблются в диапазоне 150-2000 кН. Просчитав необходимое нажимное усилие, мы сможем опредиться с типом упорной стенки в вырытом котловане и числом домкратов для силовой установки.
Необходимым оборудованием при проколе является нажимная насоснодомкратная установка. Она представляет собой размещенные на общей раме гидравлические домкраты ГД-170 (один или два спаренных) с усилием до 170 тс на каждый. Штоки домкратов имеют большую амплитуду хода – до 1,15-1,3 м.
Домкратную установку помещают на дно рабочего котлована – из него и будет вестись прокол. Недалеко от котлована находится гидравлический насос с давлением до 30 МПа, иначе 300 кгс/см2.
Возможные сложности и проблемы при укладке
Перед рытьем траншеи найдите на чертежах технической документации земельного участка залегающие сети коммуникаций: газопровод, телефон, отопление, электрические кабели. Если такой документации нет, то обратитесь в администрацию. В их распоряжении есть оборудование, способное найти существующую инженерную сеть на любой глубине. Это позволит в процессе рытья траншеи под водопровод не повредить другую сеть.
Если водопровод ведется от скважины на участке, никаких разрешающих документов не требуется. Но если вы подключаетесь к существующей сети или прокладываете трубу через соседский участок, потребуется официальное разрешение органов местной власти в письменной форме. В противном случае вы можете создать аварийную ситуацию, что грозит разбирательством в суде. С соседями необходимо договориться заранее и получить одобрение на земляные работы.
Проблемой может стать грунт: твердый, мягкий, заболоченный, каменистый или зыбкий. Прокладка водопровода в подобных условиях обойдется дороже, так как потребуется дополнительная защита и крепление всей системы.
Как проложить трубу под дорогой: технологии простые, быстрые и трудоемкие
от 800 руб./м²
Асбестовая труба
от 800 руб./м²
Железобетонная труба
Металлическая труба
Пластиковая труба SN8 6-м
Асбестовая труба
Железобетонная труба
Металлическая труба
Особенности бестраншейной прокладки
Традиционный траншейный метод не лучшее решение не только для коммуникаций, прокладываемых под дорожным полотном, потому что:
- снятие грунта невозможно без разрушения плодородного слоя грунта;
- повреждается корневая система растений: деревья и кустарники в некоторых случаях не смогут избежать гибели;
- ремонт асфальтированных дорог обойдется во внушительную сумму, к тому же такой подход вряд ли понравится как соседям, так и властям.
Бестраншейный метод, при котором покрытие остается целым, экономически выгоден. Кроме того, мастеров-хозяев привлекает доступность метода для непрофессионалов. Есть и другие преимущества:
- минимальный риск повредить другие коммуникации;
- высокая скорость операции, причем практически любого метода;
- экономия денег, а также возможность приводить работы в любое время года;
- почти абсолютная безвредность для окружающей среды (если не спрашивать мнения подземных жителей).
Минусом можно считать некоторые расходы на специальное бурильное оборудование, и на персонал, который его обслуживает. Однако плюсы в этом случае более весомы.
Что следует сделать до прокладки трубопровода?
Разработка проекта и его согласование — первый этап, который предстоит выполнить хозяевам. В любом проекте строительства должен быть подробный, точный план прокладки коммуникаций.
Получение одобрения
Предварительное согласование с органами местной администрации позволит избежать всех проблем в будущем:
- под дорогой могут проходить другие коммуникации, а действуя наобум, их легко повредить;
- инициатива наказуема: серьезный штраф за самовольное бурение мастеру вряд ли понравится.
«Самодеятельное» подключение к магистрали без согласования проекта может привести к такому же результату.
Исследование грунта
Если планируется обращение к специалистам, то такие изыскания обычно проводят представители компании, специализирующейся на прокладке трубопроводов. Другой вариант — приглашение сотрудников организации, проводящей геодезические работы. В результате мастер будет знать:
- тип, состав грунта;
- о наличии/отсутствии пустот, твердых включений;
- глубину залегания грунтовых вод, направление, скорость их прохождения;
- потенциально опасные «участки на участке».
Все эти знания не будут лишними в любом случае. Если говорить только о прокладке трубопровода, то осведомленность о характеристиках грунта даст стопроцентный шанс избежать обвала «свежеизготовленного» тоннеля.
Как проложить трубу под дорогой: методы
Прямой прокол не единственный способ пройти препятствие безо всяких потерь. При прокладке магистралей используют:
- продавливание грунта;
- горизонтальное бурение;
- проходку с помощью щитов.
Чтобы определить, как проложить трубу под дорогой, какой из вариантов предпочесть, необходимо обращать внимание на целый ряд факторов. К ним относятся:
- характеристики грунта на месте работ;
- особенности конкретной застройки;
- уровень залегания грунтовых вод;
- необходимость гидроизоляции;
- наличие подъездных путей;
- материал коммуникаций;
- диаметр трубопровода;
- его протяженность.
Еще один рассматриваемый пункт — экономическая целесообразность применения того или иного метода. Поскольку главным требованием в данном случае является сохранения целостности участка дороги, чаще выбор останавливают на «проколе». Этот способ постепенно вытесняет все остальные технологии прокладки труб.
Что такое прокол под дорогой?
Прокол грунта не что иное, как пробивание (продавливание) грунта в горизонтальном направлении. Этот вариант дает гарантию, что целостность дорожного покрытия не будет нарушена. К тому же этот процесс не требует выемки земли. Он позволяет уложить трубы диаметром до 550 мм, поэтому одинаково подходит для прокладки под дорожным полотном водо-, газопроводов, канализации, а также электрических кабелей.
Желание избежать лишних расходов при прокладке коммуникаций вполне резонно: затраты на строительство маленькими не назвать, а горизонтальное бурение с помощью оборудования относительно недорого, но некоторую сумму все же отнимет. Если заняться работой самостоятельно, то можно добиться существенной выгоды — от 30 до 40%. Сам процесс бестраншейной прокладки состоит из нескольких этапов. Это:
- подготовка двух канав по сторонам трассы;
- забивка, во время которой уплотняется грунт;
- протягивание трубопровода в полученное отверстие.
За счет работы почва под дорогой становится плотнее, а само покрытие остается неповрежденным. При большой ширине дороги — свыше 10 м — используют специальную буровую установку, предназначенную для ГНБ. Меньшая длина прокола существенно облегчает работу, особенно если она проводится вручную.
Критерии выбора
Какому материалу отдать предпочтение, каждый для себя решает сам. Обычно определяющим фактором становится не столько материал, сколько определение сечения. Оно должно быть достаточным для беспрепятственного прохождения грунтовых и дождевых вод даже при их обильном количестве. Важно учесть меры по предупреждению засора самой трубы (особенно если ширина проезда большая). Поскольку вода несет с собой мусор и грязь, помимо труб необходимо позаботиться о решетках. Для этого можно выбрать стальные изделия.
Учитывая, что бетон разрушается, а железобетон трудоемок в монтаже, устроить насыпь проще с помощью пластиковой гофрированной трубы. Именно такой материал стоит выбрать новичку и тем, кто планирует применения особой подъемной техники. Его удобством является тот факт, что такую трубу можно отрезать самостоятельно без специальных стационарных машин. Однако для пластика нужен будет геотекстиль, который будет служить своего рода фильтром, не пропуская сор и грязь.
Если в бюджете нет ограничений, а выбор принципиален, отдают предпочтение стальным трубам.
Если хочется купить пластиковую трубу, учитывают количество ее слоев и обязательное наличие гофрированности. Их может быть 1-2. При этом второй слой и является гофрированным. Нельзя брать для канавы трубу, созданную из вторичного сырья. Она отличается сниженными характеристиками прочности и долговечности. Не подходят для укладки гладкие трубы из пластика. При выборе трубы для водостока стоит учесть 3 правила:
- бюджет;
- механическую прочность;
- размеры канавы.
Например, при выборе гофрированного изделия из пластика на ребро жесткости можно надавить: если оно не возвращается в первоначальную форму, изделие не годится для обустройства канавы. Пластик лучше иных материалов, так как он не задерживает мусор, поступающий в трубу вместе с грунтовой или дождевой водой. Однако такая система должна быть скрыта от УФ-лучей, которые могут нанести вред пластику.
Железобетон монолитен, сегодня такие трубы являются общепринятым стандартом, поэтому отличаются востребованностью. Если хочется купить такую трубу, стоит отдать предпочтение изделию с классом водонепроницаемости W6 и низкой степенью водопоглощения (не больше 6% всего веса). Минимальный класс морозостойкости должен составлять не ниже отметки F200.
Металлические изделия не годятся на укладку там, где климат региона постоянно влажный, а почвы склонны к заболачиванию. В условиях сырости труба будет подвергаться коррозии.
Как сделать прокол самостоятельно?
Как уже было отмечено, этот ручной способ применяют, но только если ширина дорожного полотна не превышает 10 м. В этом случае мастеру будет необходима хорошая физическая подготовка, но даже «Гераклу» помощники не помешают. Перед тем как детально рассматривать вопрос о том, как проложить трубу под дорогой, придется заняться поисками оборудования, инструментов и материалов.
Что потребуется найти?
Для операции надо собрать все необходимое. В список входит:
- болгарка;
- кувалда;
- сварочный аппарат;
- насос с пластиковой трубой;
- воронка и шланг (длина — около 2 м);
- пластиковая бочка (200 л, с горловиной);
- арматура (максимальная толщина — 20 мм, длина кусков — 2 м).
Еще потребуется приобрести несколько отрезков стальных труб нужного диаметра.
Как делают прокол арматурой?
Процесс прокладки трубопровода вручную включает несколько этапов.
- Первым делом с обеих сторон участка дороги, где будет прокладываться трасса, выкапывают приямки. Их глубина и ширина больше, чем у основной траншеи. Запас должен составлять 120-130 мм. После этого отмечают ось будущей магистрали.
- Начинают забивать направляющую — отрезок арматуры, конец которой заранее заостряют. По мере его заглубления в грунт к первому стержню приваривают второй, потом, если необходимо, следующие. Затем продолжают забивать направляющую в грунт.
- После того как арматура вышла наружу, на нее надевают подготовленную «гильзу» — кусок трубы, рабочий край которой заостряют, или нарезают на нем зубья болгаркой. Сзади в трубу вставляют шланг, его соединяют с насосом, который помещают в бочку с водой.
- По заднему торцу трубы бьют кувалдой. После того как она заполнилась грунтом, его вымывают с помощью струи воды. Можно обойтись без насоса, однако в этом случае работа усложнится. Гильзу придется постоянно вытаскивать и очищать от земли, а эти манипуляции могут спровоцировать обвал.
- Трубопровод, продвигающийся в землю, наращивают с помощью сварочного оборудования. Операцию завершают, когда заостренный торец первого элемента показывается на противоположной стороне дороги. Арматуру вытаскивают, а корпус, который будет «работать» защитным футляром, оставляют в земле.
После окончания проводки траншеи и приямки закапывают, затем тщательно уплотняют грунт.
Как проложить «трубы трубой»?
В этом случае тоже будет нужно приобрести материалы, а насадку на рабочий инструмент можно сделать самостоятельно. Для прокола понадобится:
- стальная толстостенная труба (диаметр — 40 мм, длина ее больше ширины дорожного полотна);
- инструментальная сталь для создания наконечника;
- сварочный аппарат для изготовления конуса (пирамиды);
- болгарка, а также штыковая лопата, кувалда, лом, уровень.
Это технология также проста, поэтому этапы затруднений не обещают. Сначала из инструментальной стати изготавливают наконечник, который приваривают к трубе.
- Как и в предыдущем случае, основная работа стартует с выкапывания. В этом случае траншея-вход должна быть длиннее, чем рабочая труба с насаженным наконечником. Плюс необходимо оставить простор для «размахивания» кувалдой.
- Используя уровень и кирпичи, трубу укладывают по центру траншеи таким образом, чтобы инструмент упирался наконечником в грунт, который нужно будет пробивать.
- Вооружаются кувалдой, удары наносят по торцу до тех пор, пока наконечник не появится с противоположной стороны.
Завершающая операция — срезание наконечника и деформированного торца трубы болгаркой. Если ее собираются вынимать, то эту часть работы делают непосредственно во время укладки трубопровода, иначе возможен обвал.
Помощь ручного бура
Это еще один, относительно простой вариант для тех, кого не устраивают предыдущие методы. В этом случае мастеру будет необходимо приобрести двухметровый ручной бур: метр инструмента плюс метр удлинителя. Еще потребуется:
- отрезок арматуры: длина около 3-4 м, диаметр — 16 мм;
- шест, который будет исполнять роль ориентира;
- кувалда.
Работа поэтапно выглядит так:
- Сначала с обеих сторон дороги роют траншеи с таким расчетом, чтобы в них было удобно (сидя) крутить бур. Со стороны выхода будущего трубопровода втыкают шест-ориентир, чтобы не было возможности отклониться от нужного направления.
- Потом начинают «заседание» в противоположной траншее: там крутят бур (не отклоняясь от горизонтали) до тех пор, пока он не уйдет под дорогу на всю глубину. Потом берут отрезок арматуры, один его конец должен быть заточен заранее.
- Его вставляют в пробуренное отверстие, оставшееся расстояние пробивают кувалдой, время от времени прокручивая стержень. После того как прут пробьет грунт насквозь, берут бур и отправляются завершать начатое в противоположную траншею.
Если грунт под дорогой не слишком податливый, то рекомендуют из траншеи-выхода заранее сделать небольшой подкоп, а затем надежно укрепить его досками. Когда почва на месте работы каменистая, то могут возникнуть препятствия, которые придется героически преодолевать.
Какую трубу в канаву на заезд лучше выбрать – виды и особенности, правила укладки
Выбор труб для укладки в канаву
Гофрированная пластиковая труба для укладки в канаву
Железобетонные трубы для укладки в канаву
Алгоритм укладки трубы в канаву
При строительстве дорог и открытых площадок всегда возникает масса проблем. Часто такой проблемой становится неправильно спроектированная конструкция дорожного полотна относительно общего ландшафта, в результате чего любые атмосферные осадки основательно затапливают дорогу.
Конечно, у такой проблемы есть решение – достаточно лишь вырыть открытый ров, в который будет стекать вся вода – но этот ров необходимо как-то пересекать. Чтобы таких затруднений не возникало, достаточно уложить водоотводящую трубу в канаву. Именно об этом пойдет речь в данной статье.
Выбор труб для укладки в канаву
Поскольку попросту засыпать выкопанную канаву нельзя, ведь она из-за этого просто размоется водой, приходится использовать дренаж, обеспечивающий отвод стекающей воды. Для дренажа выполняется укладка трубы в канаву, пространство над которой засыпается грунтом, и по полученной конструкции можно будет спокойно проехать на автомобиле.
Несмотря на кажущуюся простоту, канава с дренажом является инженерным сооружением, поэтому конструкцию приходится грамотно рассчитывать и обустраивать с соблюдением ряда правил, которые нужно изучить перед тем, как уложить дренажную трубу в канаву.
Выбирая трубы для проезда через канаву, нужно отталкиваться от следующих показателей:
- Механическая прочность и надежность. Данный фактор важен хотя бы по той причине, что на участок при строительстве может заезжать тяжелый транспорт весом в несколько десятков тонн, поэтому конструкция должна выдерживать существенные нагрузки.
- Габариты канавы. От габаритов канавы напрямую зависит проходящее через нее количество воды. Чтобы вода в полном объеме могла уходить из канавы, нужно подбирать трубы достаточного диаметра.
- Доступный бюджет. На рынке представлено большое количество разнообразных материалов, поэтому выбор зачастую ограничивается имеющимися в распоряжении финансами. Кроме того, стоимость доставки материалов и монтажа конструкции также варьируется в очень широких пределах, и это нужно учитывать.
Гофрированная пластиковая труба для укладки в канаву
Достаточно популярным и эффективным материалом для укладки в канаву являются пластиковые гофрированные трубы. Их габариты могут варьироваться в очень широких пределах: диаметр стандартных изделий составляет от 200 до 1000 мм, толщина стенки – от 22 до 140 мм, а длина – от 1 до 6 м.
При изготовлении пластиковых труб соединяется несколько слоев сырья, в результате чего получается монолитная конструкция.
В качестве сырья для гофрированных изделий используется первичный полиэтилен или полипропилен высокой плотности.
Очень важно, чтобы в процессе производства в материал не добавлялось вторичное сырье – такое смешивание является причиной существенного снижения упругости готовых изделий.
Для определения упругости гофрированной трубы достаточно надавить на ее ребро – при наличии примесей материал не вернется в исходное состояние, в то время как изготовленные из первичного сырья изделия примут первоначальный вид.
Также нужно знать, что внешний слой таких труб, по сути, является легким защитным кожухом, при помощи которого удается достичь высокого показателя жесткости и необходимой толщины стенок, не утяжеляя конечные изделия.
При возникновении нагрузки пластиковая труба для въезда на участок через канаву слегка прогибается, но именно за счет этого качества данный материал удерживает форму и целостность.
Роль упругости данного материала нельзя недооценивать, ведь именно этот показатель дает возможность трубам при необходимости изгибаться, не испытывая деформирующих внутренних нагрузок.
При уменьшении внешней нагрузки труба возвращается в прежнее состояние, не прекращая выполнять свои прямые функции.
Правильное обустройство канавы с уклоном даст возможность трубопроводу очищаться самостоятельно, но даже при отсутствии уклона труб будет гораздо проще чистить – пластик очень гладкий, и различные твердые примеси к нему не прилипают.
Жесткость трубы обозначается символами SN и может составлять 4, 6, 8 и 16 kH/м2. Числовое значение демонстрирует прочность трубы, которая выражается в давлении на один квадратный метр, и допустимую глубину прокладки (от 2 до 8 м). Вариативность жесткости позволяет использовать гофрированные пластиковые трубы на заезд через канаву в самых разных местах – от загородных участков до аэродромов.
В целом, гофрированные пластиковые трубы имеют массу положительных качеств:
- Небольшой вес, упрощающий транспортировку и монтаж трубопровода;
- Устойчивость к коррозии и большинству агрессивных химических веществ;
- Устойчивость к температурным перепадам (рабочая температура может варьироваться от -35 до 75 градусов);
- Высокая механическая прочность и сопротивляемость деформации;
- Высокая кольцевая жесткость;
- Длительный срок службы (при правильной укладке пластиковые трубы могут работать до 50 лет);
- Простой монтаж и универсальность (при необходимости трубы без проблем разрезаются или наращиваются);
- Небольшая стоимость.
Из недостатков можно отметить разве что боязнь открытого огня и полное неприятие ультрафиолетовых лучей, при попадании которых гофрированные пластиковые трубы начинают очень быстро разрушаться.
Железобетонные трубы для укладки в канаву
Метод горизонтально-направленного бурения
Когда ширина полотна превышает 10 метров, лучше использовать другую технологию — горизонтально-направленное бурение, либо кратко — ГНБ. Максимальный диаметр труб для этой операции — 1200 мм, но такие цифры не нужны частным застройщикам. Возможна укладка любых магистралей — как металлических, так и пластиковых. Для горизонтально-направленного бурения мастеру понадобится специальная буровая установка, предназначенная для этой работы.
Ее устанавливают в том месте обочины, где будет располагаться вход трассы трубопровода под дорогой. Для бурения отверстия используют монитор и локаторы: это оборудования даст возможность избежать даже минимальных отклонений от заданной траектории. ГНБ — способ, который используется для прокладки коммуникаций под любыми (искусственными, природными) объектами, на любой глубине.
Прокладывание трубопровода с помощью буровой установки также состоит из нескольких этапов.
- Сначала исследуют место будущих работ и изучают схему коммуникаций, затем подготавливают траншеи и устанавливают оборудование.
- Потом прокладывают пилотную скважину. Для пробивания используют буровую головку, которая состоит из трубы и конического наконечника, изготовленного из твердого сплава. В ней есть отверстия, предназначенные для подачи бентонитового бурового раствора. Его задачи — уменьшение трения, охлаждение головки, вывод грунта на поверхность. Корпус рабочего инструмента соединяют с трубчатой гибкой штангой, которая включается в действие гидравлическими домкратами.
- После прокладки пилотной скважины ее расширяют. Перед этой операцией буровую головку отсоединяют, а на нее место устанавливают расширитель обратного действия — риммер. Чтобы диаметр отверстия был достаточным для трубопровода, диаметр расширителя должен быть больше его в 1,5-2 раза. Риммер вращают и протаскивают в направлении буровой установки.
Последний этап — протягивание трубопровода. Для этого к трубе шарнирной серьгой прикрепляют насадку с вертлюгом, который позволит избежать вращения элемента. Другой конец вертлюга соединяют с риммером, после чего трубопровод затягивают в скважину.
Да, это возможная альтернатива, но она потребует дополнительных вложений. Если кому-то интересно, во сколько примерно обойдется аренда оборудования, то говорят, что «ангажирование» установки вместе с персоналом в среднем будет стоить 1000-1400 рублей в час. Цены, конечно, умеют расти.
Этап 1 – Проектирование
Составляя проект, необходимо определить ширину въезда на участок (минимально – 4 метра). При этом с каждой из сторон следует предусмотреть 1 метр “защитной зоны”. Диаметр трубы определяется в соответствии с количеством сточных вод (наиболее распространенные значения – 300-500 мм.).
Профиль траншеи (канавы) должен иметь форму “перевернутая трапеция”, плоское дно, а также ширину больше уложенной конструкции на 10-20 см. с обеих сторон. Дно следует углубить на 25 см., а образовавшийся приямок – покрыть щебнем. Глубина канавы должна быть не менее 150 см., но не более 170 см. Сама же труба должна лежать строго горизонтально. В некоторых случаях траншею заливают бетонным мостом.
Бурошнековое бурение
Это еще один ответ на вопрос о том, как проложить трубу под дорогой. В данном случае в роли главного рабочего агрегата выступает гидравлическая установка. Такая бестраншейная прокладка трубопровода отличается от предыдущего метода.
- Сначала выкапывают приямки-котлованы. Их глубина должна быть больше, чем у траншеи, на метр. На дно участка для входного отверстия опускают гидравлическую установку со шнеком.
- Скважину бурят с помощью трубы продавливания. Контролируют корректность работы лазером. Часть грунта удаляется, образовывается отверстие.
- После того как первый отрезок с насадкой почти полностью заходит в грунт, к нему присоединяют следующий элемент со шнеком.
- В тот момент, когда конец колонны появляется в противоположном котловане, ее начинают выводить из скважины, последовательно извлекая шнеки.
Внутрь тоннеля незамедлительно устанавливают трубы или футляры. Максимальный диаметр таких отверстий составляет 1720 мм.
Другие методы проводки труб
Есть еще 2 вида оборудования, которое может быть использовано в зависимости от характеристик грунта.
- Гидропрокол. В этом случае в роли оборудования выступает установка горизонтального бурения, на штангу которой надевают головку, пробивающую грунт струей воды. Мощный напор создается благодаря центробежному насосу. Эта технология оптимальна для работы с песчаными или с супесчаными почвами.
- Вибропрокол. Тут используется пневмопробойник, который становится «коллегой» отбойного молотка: он совершает не только вращательные, но и возвратно-поступательные движения. Этот метод используют для прокладки труб в глинистых грунтах, а также в суглинках.
Оба варианта достойны рассмотрения, так как они эффективны и обещают минимальные потери времени. И серьезную экономию, так как даже при аренде оборудования и приглашении специалистов прокол обойдется дешевле. Говорят, что разница может быть очень ощутимой — от 30 до 40%.
Материалы для устройства дренажа через въезд на подворье
Выбирая, какую трубу положить в канаву, отделяющую проезжую часть дороги от подворья, в первую очередь необходимо узнать о ее возможности выдерживать существенные нагрузки. Даже если у вас имеется только легковой автотранспорт, нельзя исключать возможность появления необходимости загнать во двор «КАМАЗ», нагруженный стройматериалами. Поэтому первое правило требует выбирать трубы с максимальной жесткостью и несущей способностью.
Металлическая дренажная труба в канаву
На сегодняшний день можно выбрать конструкции из различных материалов, способные организовать эффективный и безопасный пропуск воды через насыпь перед въездом на подворье.
Чаще всего применяют следующие варианты:
- Металлическая дренажная труба в канаву — такое устройство применялось уже достаточно давно. Даже учитывая склонность металла к коррозии, такие водопропускные устройства способны служить 30-40 лет. Это объясняется тем, что для этих целей используют толстостенные элементы большого диаметра, а дополнительная гидроизоляция трубы сможет обеспечить надежную защиту от коррозии. Основное преимущество материала — способность выдерживать существенные нагрузки. Такая труба не будет пережата даже при проезде тяжелой груженой техники.
- Не менее часто используются бетонные трубы на заезд, обеспечивающие пропуск большого количества воды без нанесения ущерба дорожному покрытию. Такие элементы имеют значительный вес, поэтому их установка в бытовых условиях не всегда целесообразна, так повлечет дополнительные расходы на подъемную технику.
На сегодняшний день самым оптимальным вариантом устроить въезд на участок через канаву является применение специальных гофрированных дренажных труб.
Применение пластиковых дренажных труб для устройства проезда
Гофрированная пластиковая труба в канаву может использоваться даже при существенных нагрузках.
Гофрированная пластиковая труба в канаву
Профиль ее сечения позволяет распределить все создаваемые при наружных воздействиях усилия на всю поверхность изделия. Благодаря этому несущая способность такой трубы существенно увеличена.
Кроме того, такие элементы обладают и другими преимуществами перед бетонными и металлическими конструкциями:
Устройство футляра методом ГНБ
При прокладке дополнительных коммуникационных линий возникают препятствия в виде транспортных путей. В таких ситуациях используется метод горизонтально направленного бурения, при котором устанавливается ГНБ-футляр (кожух). В него зашивают силовые кабели. Технология позволяет провести бестраншейный монтаж инженерных линий, электрических проводов.
Сфера применения футляра методом ГНБ
Установка футляра горизонтальным направленным бурением позволяет сохранить естественный ландшафт, характеризуется безопасностью и низкими затратами, т.к. этот способ обеспечивает пересечение транспортных развязок без вскрытия основного полотна.
Метод применяется для прокладки коммуникаций при ремонте объектов капитального строительства, под водоемами, автомобильными дорогами и железнодорожными путями. При этом учитываются предельно допустимые расстояния от кожуха до основания рельсов. Футляры прокладываются для сетей водопровода, самотечной канализации, для теплосетей, различных продуктопроводов.
Основными преимуществами метода являются возможность монтирования стальных футляров большого диаметра, высокая скорость выполнения работ.
Расчет размера и траектории прокладки скважины под футляр
Профиль трассы при ГНБ может включать прямые и криволинейные участки. Радиусы изгиба определяются эксплуатационными требованиями к устанавливаемой коммуникации. Проектирование закрытой трассы требует учета типа и диаметра трубопровода, вида применяемого оборудования. Угол входа в грунт при использовании способа ГНБ зависит от условий строительства и принимается равным от 7 до 23º, угол выхода — 1-45º.
Длину прямолинейных участков увеличивают с возрастанием глубины залегания плотных связанных грунтов, жесткости буровой колонны. Определение геометрических параметров трассы рекомендуется выполнять с помощью программного обеспечения, применяемого для подготовки документации. Длина плети трубопровода, максимальный и минимальный радиусы изгиба буровых штанг рассчитываются по формулам с учетом количества протягиваемых труб.
Участки трубопровода ГНБ на переходах через железные и автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием должны прокладываться в защитном футляре. Его внутренний диаметр должен быть не менее чем на 10 см больше наружного диаметра трубопровода. При определении параметров футляра учитываются зазор, направляющие и опорные устройства. При прокладке теплосетей, канализации, водопровода методом ГНБ трубы высокого давления должны заключаться в стальные футляры, концы которых выводятся за габариты сооружений на 10 м.
Для протягиваемых труб проверяют:
- прочность конструкций и их соединений;
- суммарные растягивающие напряжения;
- сопротивление растяжению материала;
- максимально допустимое усилие протягивания коммуникации.
Прокладка трубопроводов любого назначения через железнодорожное полотно регулируется СНиП 32 01. Коммуникации располагают за пределами горловины станций на расстоянии 20 м от стрелочных переводов. Подземная прокладка предполагает установку футляра. Расстояние по вертикали от защитной трубы до подошвы рельсов должно быть не менее 200 см, а при проходке ГНБ — 300 см.
Особенности бурения скважины под футляр методом ГНБ
Бестраншейное строительство выполняется в несколько этапов:
- бурение скважины;
- увеличение диаметра расширителя;
- установка труб.
Выполнение работ методом ГНБ предполагает использование буровой установки, оснащенной специальным наконечником, с которым соединяется гибкая штанга. Этот элемент позволяет изменять траекторию движения бура, что важно при проходке.
Периодическое охлаждение наконечника осуществляется через отверстия на корпусе установки. Для корректировки проходки, обнаружения препятствий в грунте наконечник оснащается навигатором.
Этапы устройства футляра методом ГНБ
Перед началом работ исполнителям передается техническая документация объекта. Прокладка футляра методом ГНБ предполагает согласование технической документации с владельцами участков, на которых будут проложены коммуникации.
Исполнитель проводит осмотр места выполнения работ с целью оценки риска, уточняет проектный профиль проходки. После этого выполняют закупку труб.
Подготовительные работы по прокладке включают:
- устройство шурфов;
- огораживание зоны проведения работ;
- расчистку полосы вдоль трассы;
- прокладывание временных дорог;
- оборудование строительной площадки и склада.
Строительная техника устанавливается на подготовленном основании без уклона. Котлован огораживается перилами, оборудуется освещением. При первоначальном погружении бура угол входа должен составлять 10-20º. После достижения заданной проектом глубины бурение осуществляется горизонтально. Канал, проложенный под полотном дороги, расширяется устройством (риммером), которое монтируется на место бурильной головки. Расширение выполняется в обратном проходке направлении (от выхода к входу).
Буровые работы этого типа могут проводиться в сложных условиях. Чтобы решить, нужен ли футляр при ГНБ, следует оценить возможность осыпания грунта. Перед началом протягивания труб в скважину под дорожным полотном нужно учесть возможность надежного соединения.
Диаметр готового канала должен превышать диаметр трубы на 30%. При высоком давлении внутри канала пространство между наружной стенкой трубы и внутренней частью скважины заполняют раствором бентонита (коллоидная глина из минералов группы монтмориллонита). Его использование позволяет предотвратить просадку почвы.
Метод ГНБ является оптимальным вариантом прокладки инженерных систем под транспортными путями. Технология отличается высоким экономическим эффектом, простотой, предельно возможной точностью. Выполнение этого типа работ регламентируется строительными нормами.
Источник https://proriv-gbi.ru/remont-i-montazh/prokladka-trub-pod-dorogoj.html
Источник https://forward-gnb.ru/blog-gnb/300-ustroystvo-futlyara-metodom-gnb.html
Источник