Как открыть задвижку водопровода
Строительный портал о технологиях строительства, ремонте и эксплуатации
Стальные задвижки для водопровода: устройство и принцип работы
Задвижки для водопровода относятся к запорной арматуре. Их основная функция заключается в изменении напора в системе либо полной его остановке. Эти действия выполняются вручную или автоматически. От качества данной арматуры во многом зависит работа всей системы, поэтому к выбору стоит отнестись с особой внимательностью. Для этого стоит изучить не только конструкционные особенности изделия, но и весь принцип его работы.
Содержание:
Классификация задвижек для водопровода
Все задвижки в зависимости от используемого материала делятся на два вида:
- чугунные;
- стальные.
Также такая арматура может классифицироваться в зависимости от способа крепления:
- фланцевая;
- приварная.
Но самая главная разновидность водопроводных задвижек зависит от формы затвора. Здесь стоит выделить две самых главных группы:
- Арматура, состоящая из клинового затвора;
- Арматура, состоящая из параллельного затвора.
Особенность задвижки с клиновым затвором заключается в том, что перекрытие потока осуществляется элементами, которые сдвигаются в перпендикулярном движению вещества направлении. Применяются, в основном, для перемещения газообразных веществ, воды, нефтепродуктов.
Затвор такой арматуры представлен клинообразным округлым диском, располагающимся уплотнительными кольцами, размещенными под некоторым наклоном.
Арматура, состоящая из параллельного затвора, включает в себя два, реже один диск. В том случае, если диска два, то конструкция дополнятся распорной пружиной, соединяющей эти два элемента. Данный тип арматуры более надежный и очень редко может заклинить. Используется для любой среды.
Характеристика и преимущества работы арматуры
Управление запорной арматурой данного типа может осуществляться как вручную, так и автоматически. При наличии в системе трубопровода с большим диаметром применяются только задвижки с управлением электрического типа.
Характеристика задвижек для трубопровода:
- Способность работы со средой достигающих высоких температурных показателей (до 565˚С);
- Максимально допустимое давление достигает 25 МПа;
- Диаметр задвижек находится в пределах: от 4 см до 200 см.
Преимущества задвижек перед другими типами запорной арматуры заключается в следующем:
- Перемещение вещества может выполняться в различном направлении;
- Герметичность, которая способствует сохранению показателя скорости и давления на должном уровне;
- В рабочих условиях такая арматура создает небольшой показатель гидравлического сопротивления;
- Конструкция устройства очень проста и примитивна, что значительно снижает вероятность поломки;
- Параметры арматуры не громоздкие, поэтому монтаж и последующее обслуживание системы не доставит проблем.
Конструкция стальных водопроводных задвижек
Конструкция стальной водопроводной задвижки состоит из следующих элементов:
- корпус;
- крышка;
- выдвижной или не выдвижной шпиндель.
Запорное устройство располагается во внутренней части изделия. Здесь же под определенным показателем давления происходит перемещение рабочей среды. Для того чтобы перекрыт ь перемещение среды предусмотрен затвор, который в нужный момент закрывается в перпендикулярном относительно движущегося потока направлении. Для данного элемента существует только два положения: открытое и закрытое. Для регулировки интенсивности напора данное приспособление использоваться не может.
Стальная задвижка может присоединяться к водопроводной системе тремя способами:
- С помощью муфтовых соединителей;
- С помощью фланцевых соединителей;
- Благодаря применению сварки.
Водопроводная задвижка из стали в зависимости от способа изготовления может быть трех типов: цельнолитая, штампованная, сварная.
Особенности работы
Работа стальной водопроводной задвижки может несколько отличаться в зависимости от некоторых конструкционных особенностей. Главная отличительная особенность состоит в штоке, который может быть как выдвижным, так и не выдвижным.
Работа задвижки с выдвижным штоком состоит в том, что в затворе плоской формы фиксируется резьбовой шпендель в неподвижном положении, который образуется в рабочую пару вместе с ответной гайкой, прикрепленной к маховику. Крепление самого маховика выполняется способом, позволяющим его беспрепятственное вращение вокруг штока и собственной оси.
Маховик выполняет вращение по резьбе, и тем самым образует поступательное движение, при котором перемещается шток, а вместе с ним и затвор. В нижней точке опустившийся затвор полностью перекрывает поток, а в верхней, наоборот, открывает.
В задвижке с не выдвижным штоком происходит жесткое закрепление элемента к маховику. Гайка также имеет жесткое крепление в корпусе задвижки. Благодаря движению маховика и штока, проходящего через закрепленную гайку, образуется движение поступательного типа, способствующее перемещению затвора. В нижней точке поток полностью перекрывается, а в верхней – открывается.
Герметичное перекрытие потока обеспечивается посредством специального уплотнения, выполненного, как правило, из металла или резины.
Монтаж запорной арматуры в водопроводную систему
Для выполнения монтажа водопроводных задвижек из стали может использоваться четыре метода:
- Соединение фланцевого типа;
- Соединение муфтового типа;
- Крепление с помощью раструбов;
- Использование сварки.
Наиболее популярный вид крепления запорной арматуры – это фланцевое. Сущность метода заключается в стягивании фланцев с помощью болтов и гаек. Для того чтобы улучшить герметичность используемого крепления межфланцевое пространство дополняется специальными прокладками.
Соединение муфтового типа применяется для труб, выполненных из полиэтилена и поливинилхлорида. Для достижения полной герметичности применяется уплотнение манжетного типа.
Раструбное соединение также применяется только для труб из полиэтилена, поливинилхлорида. Суть монтажа заключается в том, что часть трубы заводится в раструбы самой задвижки. Для герметизации также используются уплотнители манжетного типа.
Крепление задвижек с помощью сварки является наиболее эффективным и надежным методом. Но использовать предоставляется возможным только для труб, изготовленных из металла.
Существуют такие задвижки, которые изготавливаются с уже готовыми креплениями. В таком случае применение дополнительных креплений и уплотнителей не нужно. При использовании такой арматуры очень важно обращать внимание на диаметр, который должен соответствовать параметрам труб.
Для того чтобы правильно выполнить монтаж запорной арматуры в водопроводную систему стоит придерживаться нескольких основных правил:
- Запрещается установка задвижки, расположенной маховиком книзу. Так, появляется большая вероятность утечки транспортируемого в системе вещества;
- При применении соединения фланцевого типа необходимо следить за тем, чтобы все элементы креплений были четко совмещены между собой, без каких-либо отклонений;
- Перед проведением монтажных работ для задвижек необходимо провести очистку труд от накопившейся грязи, коррозионных отложений и масла. Это станет залогом правильного и качественного монтажа.
Ремонт и профилактика
Любая задвижка рано или поздно нуждается в ремонте, поскольку в конструкции имеются подвижные элементы, которые требуют периодичной замены. Рассмотрим основные причины неисправности водопроводных задвижек:
- Разгерметизация между трубопроводом и корпусом арматуры.
Такая неисправность может появиться вследствие неправильного монтажа запорной арматуры или при деформации уплотнителя. Такую поломку можно определить при зрительном осмотре системы.
- Разгерметизация между штоком и сальником.
Причиной такой поломки является износ сальника. Также можно определить зрительно, при выявлении потеков на стенках задвижки, которые направлены от крышки арматуры.
- Разгерметизация между корпусом и заслонкой.
Причина такой поломки может заключаться только в постоянном перемещении сильно загрязненного потока. В этом случае грязные частицы влияют на уплотнительные кольца, приводя к постепенной их деформации. Помимо этого, загрязняющие вещества могут накапливаться на внутренних стенках задвижки и в дальнейшем препятствовать плотному закрытию крышки. Выявление причины такой поломки происходит достаточно сложно. Поэтому придется обеспечить вмешательство опытного специалиста.
Для того чтобы обеспечить правильную работу запорной арматуры потребуется проведение ремонтных работ, которые подразумевают либо полный демонтаж запорного элемента, либо частичная его разборка.
Для того чтобы выполнить частичный ремонт арматуры необходимо выполнить разборку крышки сальника, а также снять крышку самого корпуса. Но важно помнить, что ремонтные работы любого типа должны начинаться с перекрытия трубопровода вентилем, который располагается выше задвижки.
Для того чтобы выполнить полный демонтаж задвижки необходимо выполнить несколько следующих действий:
- В первую очередь, выполняется снятие маховика, который содержит в своем составе ходовую гайку. Ее также необходимо снять;
- Крышку корпуса нужно освободить от стопорных винтов путем вывинчивания;
- Далее нужно разобрать соединение фланцевого типа;
- Далее следует очередь штока. В этот момент можно произвести очистку заслонки и седла, а также заменить в этой области уплотнители;
- После замены или ремонта всех отдельных запчастей стоит начать обратную сборку арматуры, которая выполняется в строгом обратном порядке.
После того как все ремонтные работы будут окончены обязательно необходимо сделать проверку устройства на уровень работоспособности. В таком случае необходимо сделать тест на возможность полного перекрытия арматурой потока.
Как правильно выбрать и установить задвижки для трубопроводов? Достоинства и недостатки, советы по установке
Задвижки используют в качестве запорной и регулирующей поток арматуры в трубах, иногда с их помощью управляют объемом подачи за счет снижения условного диаметра прохода.
Задвижки редко применяются в быту, в основном они служат для регулировки водо- и газоснабжения в жилищно-коммунальном хозяйстве, в магистралях для транспортировки газа, нефти, пищевой и химической промышленности при подаче технологических компонентов в производственном процессе.
Запорные элементы используют на трубопроводах с большими условными диаметрами прохода, применяемые материалы изготовления – недорогие черные и цветные металлы в различных сочетаниях.
Рис.1 Запорное оборудование для водоснабжения
Что такое задвижки: назначение и основные конструктивные элементы
Задвижкой называют вид трубопроводной арматуры, предназначенной для перекрытия или регулирования потока вещества, проходящего по магистрали. Они могут работать в среде с газообразными, сыпучими, жидкими веществами различной вязкости и химической активности.
Основными конструктивными элементами в системе задвижки любой конструкции являются:
- Корпус. Состоит из основной части и крышки, первая помещается непосредственно в магистраль, а вторая служит для крепления и управления перемещением запорного элемента. Корпус выполняют из металла: стальных сплавов, нержавейки, латуни, алюминия, ковкого чугуна, последний покрывают антикоррозионными слюдосодержащими красками или эпоксидными грунтовками.
- Запор. Элемент (заслонка) имеет конструктивное исполнение в виде металлического клина, шибера, диска или гибкой трубы из эластичных материалов, для повышения герметичности металл иногда покрывают резиной (эластомер). При перемещении узел плотно входит в профильное седло, расположенное в корпусе, и герметично перекрывает канал.
- Приводная система. Предназначена для управления перемещением заслонки в узле, представлена механическими конструкциями в виде маховика, перемещающегося на выдвижном или стационарном штоке, также используются пневматический, электрический и гидравлический приводы.
Рис. 2 Трубопроводные задвижки из стали – параметры по ГОСТ 9698-86
Назначение и особенности конструкции
Задвижка является одним из видов запорной арматуры для трубопроводов.
С ее помощью можно регулировать поток вещества либо полностью его перекрыть.
Задвижки можно использовать в средах с газообразными, жидкими, сыпучими веществами различной химической активности и вязкости.
Основными элементами конструкции являются:
- Корпус. Состоит из основной части и крышки. Первый элемент расположен в магистрали, а второй предназначен для крепления и управления движением запорной детали. Корпус может быть изготовлен из стальных сплавов, алюминия, латуни либо ковкого чугуна. Чугунная задвижка покрывается эпоксидными грунтовками либо антикоррозийными красками.
- Запор (заслонка). Этот элемент конструкции может иметь форму клина, гибкой трубы, шибера либо диска. Для увеличения герметичности может покрываться слоем резины. Во время движения запор плотно входит в седло, которое находится в корпусе. В результате поток рабочего вещества перекрывается.
- Система привода. Необходима для управления движением запорного узла и представляет собой механическую конструкцию в виде маховика. Кроме этого задвижки могут оснащаться и другими типами приводов, например, электрическим или пневматическим.
Достоинства задвижек
Основные параметры задвижек регламентированы ГОСТ 9698-86, используемые в промышленности изделия имеют следующие особенности:
- Простота конструкции. Корпус состоит из основной части, помещаемой в линию посредством фланцевого или муфтового резьбового (для малых диаметров) соединения, его крышка крепится гайками или болтами – это упрощает процедуру установки, демонтажа и ремонта устройства.
- Высокие технические характеристики. Задвижная арматура в зависимости от назначения и условий эксплуатации выдерживает рабочую температуру от -60 до +565 С., давление от 0,16 до 25 Мпа. (1, 6 – 250 бар.) в стальных конструкциях. При этом предел давлений для чугуна составляет 25 бар., для изделий из цветных металлов – 40 бар.
Рис. 3 Запорная чугунная фланцевая арматура
- Универсальность. Устройства могут работать в магистралях любого назначения с высокой химической активностью передаваемых веществ, рассчитаны на использование в трубопроводах диаметров от 15 до 2000 мм.
- Высокие гидравлические характеристики. Задвижные устройства подбирают по внутреннему диаметру трубопроводов, имеющему стандартные значения, поэтому они не влияют на гидравлическое сопротивление в линии. Плавное перемещение заслонки при перекрытии потока транспортируемого вещества позволяет избежать гидравлического удара в системе. Конструкция задвижных элементов и корпусного седла рассчитана на создание высокой герметичности перекрываемого канала.
- Хорошая ремонтопригодность. Монтаж и ремонт арматуры и фитингов с задвижками легко провести при наличии простого инструмента и комплектующих – разводных сантехнических ключей, прокладок. Заслонки и прокладки в случае износа просто снять и поменять на новые.
- Длительный срок службы. Корпусные детали и затворы изготавливаются из прочных долговечных материалов, рассчитанных на использование в конкретной рабочей среде, внутренние заслонки делают из коррозионно-устойчивых металлов – это существенно увеличивает их эксплуатационный срок.
Виды и классификация водопроводных задвижек
Классификация задвижек осуществляется по следующим признакам:
- Место установки: надземный или подземный монтаж, с использованием колодцев или без них, в помещениях или на открытом воздухе.
- Сейсмостойкость: задвижки рассчитаны на устойчивость к землетрясениям силой 6-10 баллов.
- Климатическое исполнение: способность изделий противостоять воздействию температуры и сохранять функциональность в различных регионах эксплуатации.
- Присоединение к магистрали: фланцевое, под сварку, комбинированное.
- Конструкция комплектующих: литая, штампосварная, литосварная, листовая.
- Типы привода: ручное (РУ) или электрическое управление (ЭП).
Задвижки выпускаются для установки на трубопроводы Ø50-2000 мм, рассчитанные на оптимальное давление до 25 МПа, с температурой рабочей среды +450…+560 °С.
Условное обозначение устройств представляет собой буквенно-цифровую комбинацию, включающую в себя следующие параметры:
- вид арматуры;
- тип корпуса;
- материал уплотнительных деталей;
- способ управления.
Задвижки для трубопровода.
Например, 31нж43нж означает:
- 31 – задвижка;
- нж – кожух из нержавеющей стали;
- 43 – номер модели;
- нж – уплотнительные кольца из нержавеющей стали.
По материалу изготовления задвижки бывают:
- Чугунными. Применяются для магистральных трубопроводов с постоянным движением воды, где регулировка потока жидкости осуществляется положениями «закрыто» и «открыто». Выпускаются с ручным приводом, при вращении которого затвор опускается до полного закрытия просвета трубы. Оптимальная сила напора не должна превышать 1 атмосферы, в противном случае существует риск поломки устройства.
- Стальными. Рассчитаны на более сложные условия эксплуатации с перепадами давления, колебаниями температуры, агрессивной рабочей средой.
Чугунные и стальные задвижки относятся к разряду ремонтируемого оборудования.
Минусы
При изготовлении запорной арматуры для удешевления часто используют чугун, подобные конструкции имеют следующие недостатки:
- Высокий вес задвижек затрудняет монтаж узлов при больших диаметрах трубопроводов – может понадобиться несколько рабочих или специальная подъемная техника для удержания массивной детали. К примеру, вес чугунного запора с условным проходом 1600 мм. Согласно ГОСТ 9698-86 составляет 10025 кг.
- Чугун относится к коррозионно неустойчивым материалам, со временем его внутренняя поверхность ржавеет, покрывается раковинами и известковым налетом – это приводит к нарушению герметизации при перекрытии потока.
- Еще к одним недостатком чугуна относится его хрупкость, приводящая к необратимой поломке изделия при сильных ударных воздействиях.
- Дешевое сальниковое уплотнение с набивкой, какое находит применение в бюджетных чугунных изделиях, не является достаточно герметичным по сравнению с современными торцевыми уплотнениями – в процессе его эксплуатации нередко возникают утечки транспортируемого вещества.
Рис. 5 Принцип работы затвора клинового типа
Особенности ремонта
С течением времени задвижка может потребовать проведения ремонтных работ, поскольку движущиеся детали механизма периодически приходят в негодность.
Почему задвижки выходят из строя
К основным причинам поломки относят:
- Потерю герметичного соединения трубопровода с корпусной частью задвижки. Такой вид поломки возникает из-за нарушений технологии монтажа или деформирования уплотнителя.
- Разгерметизацию между сальником и штоком. Причина поломки – износ сальника.
- Потеря герметичности между заслонкой и корпусной частью. Причиной поломки такого типа является регулярный транзит загрязненных жидкостей. Частицы грязи оказывают пагубное воздействие на уплотнительные кольца, постепенно деформируя их. Также грязь может скапливаться на внутренних поверхностях механизма и препятствовать герметичному закрытию крышки. При наличии такого вида поломки потребуется полный демонтаж задвижки либо частичная разборка.
Рекомендуем ознакомиться: Для чего нужен обратный клапан на воду и как его правильно установить?
Частичные ремонтные работы производятся после перекрытия трубопровода.
Затем необходимо снять крышку корпуса и разобрать крышку сальника.
Определить поломку и устранить ее.
Демонтаж устройства
Полный демонтаж задвижки осуществляют по такому плану:
- Снять маховой элемент с ходовой гайкой.
- Развинтить стопорные винты на корпусной крышке.
- Демонтировать фланцевые соединения.
- Убрать шток, почистить заслонку и седла.
- Заменить уплотнительные элементы.
Повторную сборку отремонтированного механизма осуществляют в строгом обратном порядке.
Затем переходят к тестированию, для этого попробуют полностью перекрыть поток жидкости в трубопроводе, закрыв маховик до упора.
Задвижки для трубопроводов – виды и классификация
Задвижные узлы имеют разные конструктивные и физические параметры, по конструкции и классификации задвижек их подразделяют на следующие классы:
- По технологии изготовления корпуса:
- Сварные.
- Литые – основной метод формообразования корпусов.
- Кованые или штампованные – технология применяется для создания высокопрочных корпусов, детали соединяются между собой сваркой.
- Комбинированные – производятся из кованых и штампованных деталей посредством сварки.
- По типу уплотнения:
- Графитоармированные, жидкометаллические.
- Сальниковые – подвижной шпиндель или шток отделяется от рабочей среды сальниковой прокладкой, пропитанной маслом и сжатой накидной гайкой или специальной деталью – сальником.
- Сильфонные – герметичность достигается за счет использования гофрированных упругих оболочек из металлических и синтетических материалов.
Рис. 6 Разборка клиновидной системы (корпус, вид клина задвижки)
- По типу передачи усилия к заслонке:
- Вращательное – применяется в ручных механических системах, где винтовой шпиндель перемещается за счет маховика.
- Поступательное – шток имеет цилиндрическую форму и перемещается за счет передачи ему усилия гидравлическим или электрическим способом.
- По типу привода:
- Ручной – для передачи усилия используют маховик и шпиндель с резьбой.
- Электрический – управление задвижкой происходит перемещающимся шпинделем, который является якорем электрокатушки.
- Гидравлический – на подвижный шток с заслонкой, помещенный в герметичный цилиндр, оказывает давление гидравлическая жидкость.
- Пневматический – шпиндель передвигается за счет давления на его поверхность сжатого воздуха.
- По конструктивному исполнению затворного узла:
- Клиновые. Затвор имеет клиновидную форму, при опускании располагается между двумя наклонными седельными поверхностями.
- Параллельные (одно- или двухдисковые, шиберные). Затворный элемент сделан в форме плоского диска или шибера, которые запирают канал, опускаясь в небольшие профильные углубления в корпусе.
- Шланговые. При работе системы затворный механизм сдавливает эластичный резиновый шланг, перекрывая тем самым канал движения вещества.
- Поворотные. Запорный элемент в виде диска располагается в канале трубы на его центральной линии, при работе он разворачивается вокруг центральной оси и перекрывает поток проходящего вещества.
Преимущества и недостатки клиновых чугунных задвижек.
Как уже видно из названия, задвижка клиновая чугунная имеет в своей конструкции запирающий элемент в виде клина. Кроме обычных клиновых задвижек, сегодня большое распространение получили чугунные задвижки с обрезиненным клином.
Задвижки из чугуна с клиновым запорным элементом производятся на основании конкретных требований ГОСТ, поэтому они прекрасно подходят абсолютно к любым трубопроводам. Но все же чаще всего их используют в системах горячего и холодного водоснабжения, канализации и пожаротушения, а также в системах, по которым перемещается пар.
Нельзя не отметить и следующие достоинства чугунных задвижек:
- их относительную простоту конструкции, благодаря которой эксплуатация устройств не требует никаких сложных действий – как правило, запорный элемент, двигаясь перпендикулярно движению рабочей среды в трубопроводе в поступательном и возвратном направлении, просто перекрывает поток;
- низкое гидравлическое сопротивление чугуна – это позволяет среде внутри трубопровода свободно передвигаться при полностью открытой задвижке, даже если движение это происходит с достаточно большой скоростью;
- но и движение среды, обладающей высокой вязкостью, такие задвижки также могут обеспечить, причем они вполне способны направить ее абсолютно в любую сторону.
Говоря о достоинствах чугунных задвижек, нельзя промолчать и об их недостатках. Вообще, более-менее существенных недостатков можно назвать два:
- большая строительная высота;
- длительное время, которое требуется для того чтобы закрыть или открыть задвижку.
Но несмотря на то что минусы не слишком многочисленны, их все же необходимо учитывать, так как они могут напрямую влиять на удобство эксплуатации клиновых задвижек и на производительность труда.
Клиновые задвижки
Устройство задвижки данного типа представляет собой заслонку с расположенными под углом поверхностями, которая при отпускании располагается в клинообразном седельном гнезде.
Жесткий клин
Модель отличается невысокой стоимостью, простотой, жесткостью, надежностью и хорошими параметрами герметичности, при изготовлении требует использования высокоточного оборудования. Клин шарнирно подвешен к шпинделю, размещенному в верхней крышке, и опускается в канал по встроенным в корпус направляющим, система способна работать с большими перепадами давления. К недостаткам относится сложный ремонт и заклинивание при воздействии высоких температур в результате линейного расширения металла при нагревании.
Рис.8 Двухдисковый клин – конструкция
Клин с двумя дисками
Клиновые модели данного типа состоят из заслонки в виде двух размещенных под углом дисков с разжимной деталью между ними (имеет вид шарообразного грибка) – это позволяет ей самоустанавливаться, обеспечивая при этом высокую плотность перекрытия канала и исключая заклинивание.
Типы задвижек с двумя дисками имеют сложное конструктивное исполнение и соответственно дороги, их преимущества – малый износ затворных и седельных поверхностей за счет отсутствия контакта по пути перемещения, высокая степень герметизации, небольшое прилагаемое усилие для закрывания прохода.
Принцип действия задвижек
Все арматурные механизмы блокирующие жидкостные потоки в водопроводных коммуникационных системах, невзирая на принадлежность к тому или иному типу, имеют одинаковую комплектацию:
- Корпус с крышкой. Корпусная оболочка полая, в ней располагаются элементы запирающего приспособления. Корпус изготавливают из стали или чугунного сплава. Сцепление с деталями коммуникационной системы производится посредством фланцев либо с помощью сварки. Фланцевые крепления обладают несомненным преимуществом, поскольку их, в случае необходимости, легко заменить. Однако способ с применением сварки является более надежным и герметичным, поэтому в обустройстве водопроводом его применяют чаще.
- Запирающий блок. В комплектации данной детали находятся затвор и направляющая. Направляющий элемент может быть элементом корпусной обшивки, что служит гарантом надежности механизма и высокому уровню точности управления. Все составляющие узла изготавливают из стали, а поверхность затворного элемента покрывают специализированным составом, который препятствует возникновению коррозийных процессов.
- Узел управления. Конструкционные особенности управляющего узла заключаются в наличии вентиля (шток винтового типа), махового колеса и втулки с резьбой, посредством которой вращательные манипуляции служат катализатором функционирования затвора. Деталь устанавливают сверху корпуса, при этом все ее составляющие защищены индивидуальными кожухами из металла. Соединяют управляющий узел с основной конструкцией посредством фланцевых крепежей.
- Бугельный узел задвижки. Этот элемент необходим для выноса соединения шток-гайка за пределы корпусной части, чем обеспечивает защиту этих деталей от пагубного влияния среды внутри трубопровода.
Рекомендуем ознакомиться: Как выбрать и установить термоклапан для регулировки температуры на радиатор отопления
Рабочий процесс задвижки заключается в нескольких манипуляциях:
- Маховое колесо вращают посредством электроприводного устройства либо вручную.
- Резьбовое соединение приводит в движение шток.
- Шток обеспечивает перемещение затворной детали, что контролируется направляющей.
- Затвор перекрывает полость корпуса, чем прерывает поток внутри трубопровода.
Чтобы восстановить подачу жидкости в системе, необходимо повернуть маховое колесо в обратную сторону.
Обратите внимание! Устройство не желательно применять для уменьшения потока жидкостей, поскольку со временем задвижка под давлением шлифуется, и даже при закрытом вентиле будет пропускать жидкость.
Поскольку основная масса задвижек не подлежит ремонту, следует тщательно следить за состоянием арматуры и при необходимости заменить на новую.
Поворотные
Устройство такого типа называют дисковым поворотным затвором, при работе диск располагается в потоке вещества и перемещается по его направлению. Диски используются в системах с диаметром трубопроводов до 1200 мм. при температурах среды от -200 до +450 С. и давлении до 600 бар. Устройство имеет простую конструкцию, малые размер и массу, хорошо герметизирует перекрываемый канал, легко ремонтируется. К недостаткам относят высокое сопротивление потоку, работу только в одну сторону, невозможность использования в среде с повышенной вязкостью и загрязненностью.
Особенности эксплуатации
Достаточно большое распространение в трубопроводах получили клиновые задвижки, поскольку их можно использовать в системах с быстро движущимся потоком. К таким устройствам относится и задвижка 30ч6бр. Основное требование, предъявляемое такого рода арматуре, заключается в соответствии материалов изготовления среде, которая перемещается по трубе.
Иными словами, транспортируемое вещество не должно наносить вред изделию и проявлять себя по отношению к нему нейтрально. Клиновая чугунная арматура применяется практически во всех трубопроводных магистралях, в то числе в тех, по которым транспортируется вода, газ, нефть или пар.
Клиновая задвижка применяется практически на всех трубопроводах
Столь широкий спектр применения обусловлен техническими характеристиками материала изготовления детали – чугуна.
Запирающий элемент в конструкции задвижки выполнен в форме клина. Кроме обычной чугунной арматуры, существуют также изделия с обрезиненным клином. Вне зависимости от модели, все задвижки этого типа производятся в соответствии требований ГОСТ, поэтому они гарантируют надежность любых трубопроводов.
Наиболее часто их применяют в системах подачи горячей и холодной воды, канализации и в магистралях, передающих пар.
Достоинства и недостатки клиновых задвижек
Одно из самых основных преимуществ клиновых чугунных задвижек – простота конструкции и легкость в эксплуатации. При их обслуживании нет необходимости совершать какие-то сложные действия: запорный элемент движется в возвратном или поступательном направлении под углом в 90º к потоку и перекрывает его движение.
Также нельзя не отметить низкое гидравлическое сопротивление материала изготовления арматуры – чугуна. Благодаря этому показателю транспортируемое вещество передвигается при открытой задвижке вполне свободно, причем скорость самого потока может быть достаточно высокой. Чугун не создает препятствий для движения вязкой среды.
Задвижки имеют малое гидравлическое сопротивление
Недостатков у таких изделий немного, и один из них состоит в том, что для закрытия или открытия устройства потребуется достаточное количество времени. Этот факт необходимо учитывать в процессе эксплуатации.
Параллельные (шиберные)
В данных устройствах поверхности седел и затворного диска параллельны, при опускании диск (шибер) герметично перекрывает проход за счет давления на его поверхность проводимой среды. К недостаткам относят большие энергозатраты на перемещение в результате трения уплотнительных колец седла и шибера на всем пути движения и соответственно повышенное истирание герметизирующих поверхностей. Используется при пониженных требованиях к герметичности, легко обслуживается и ремонтируется.
Рис.10 Шиберные параллельные задвижки
Шланговые
При транспортировке агрессивной химической среды в системе, задвижки должны иметь высокую защиту от коррозии – лучшим вариантом в этом случае является использование устройств шлангового типа. Узел имеет рабочий канал в виде эластичного гибкого шланга, который при перекрытии потока сжимается в средней части.
Рис. 11 Шланговый тип задвижки – принцип действия
Маркировка
Маркировка задвижной трубопроводной арматуры регламентируется в соответствии с ГОСТ 4666-75, она выполняется на корпусе или табличке с указанием следующих данных:
- наименование предприятия;
- давление, температура;
- проходной диаметр;
- марка стали в случае использования материалов со специальными свойствами (повышенной коррозионной, температурной стойкостью);
- знак качества при его наличии.
Рис. 12 Примеры маркировки
Монтаж запорной арматуры в системах водоснабжения
Установка задвижки в магистральный трубопровод промышленного назначения проводится квалифицированными специалистами, при этом наиболее часто используется соединение элементов друг с другом с помощью фланцев. При проведении работ в водопроводной магистрали действуют, соблюдая следующие особенности установки:
- Съем запорной арматуры водопровода проводят только при отсутствии рабочей жидкости в системе, при необходимости трубы в местах соединений защищают от грязи, окалины, известкового налета.
- Перед монтажом запорной арматуры проверяют качество фланцев – фланцевая шайба не должна иметь трещин, царапин, выемок и прочих дефектов.
- Запорная арматура водопровода размещается на строго прямолинейной части магистрали и ровных участках земной поверхности – это позволяет избежать чрезмерных напряжений в местах изгибов и перекосов, вызывающих протечки. При монтаже тяжелых узлов используют дополнительные жесткие опоры.
- При эксплуатации не допускается прилагать чрезмерное усилие к маховикам, посредством которых приводятся в действие запорные заслонки – это может привести к поломкам и трещинам.
- Монтаж следует проводить с обвязкой мягким стропом, избегая крепления за шток или штурвал и стараясь не повредить защитное покрытие – это приводит к преждевременной коррозии. Падение с высоты и механические удары недопустимы.
Рис. 13 Способы монтажа и настройки запорных устройств
Перед выбором запорной арматуры необходимо учитывать ее характеристики в соответствии с ГОСТ – наиболее высокими параметрами обладают стальные промышленные изделия. Для бытового использования подходят задвижные узлы для трубопроводов из цветных металлов – они имеют небольшие размеры условного прохода и доступный монтаж с помощью резьбовых муфт.
Общие правила
При обустройстве систем трубопроводов на этапе установок задвижек, следует руководствоваться такими основными рекомендациями и правилами, которые едины при работе с любой арматурой запорного типа:
Какие задвижки бывают?
Задвижка – основной инструмент трубопровода, который способен перекрыть поток вещества. Разновидностей данного устройства на рынке трубопроводной арматуры много. Одни предназначены для коммунальщиков, другие – для газовиков и нефтяников. Третьи…
Чтобы сделать выбор, надо знать:
- какие виды задвижек бывают;
- в каких рабочих средах допускается их эксплуатировать;
- как их устанавливать;
- и хранить.
Обо всех нюансах вы узнаете, прочитав этот обзор.
Область применения
Задвижка относится к запорной арматуре. Ее используют для полного перекрытия потока рабочей среды в трубе.
В технологии работы разных предприятий, имеющих на балансе трубопроводные системы, встречаются процессы, осуществить которые без использования задвижки невозможно.
А вот в каких отраслях используется задвижка:
- городские коммунальные сети;
- нефтяная и газовая отрасль;
- судостроение;
- пищевая и строительная промышленность.
Практически любое выпускающее и эксплуатирующее производство, имеющее самую малую трубопроводную сеть, нуждается в устройствах запорной арматуры. Задвижка – самый распространенный ее представитель.
Какие виды задвижек бывают?
Для работы с разными веществами, циркулирующими по трубам, задвижки изготавливаются в разных исполнениях. Они различаются по:
- материалу корпуса;
- типу шпинделя;
- материалу уплотнительных поверхностей затвора;
- типу привода;
- способу присоединения к трубе.
По материалу корпусных деталей выпускаются чугунные и стальные задвижки. Чугун предназначен для неагрессивных сред, таких как пресная вода и пар. Максимальное давление в трубе, при котором задвижка работает в нормальных условиях здесь не высокое – до 1,6 МПа (или 16 атмосфер).
Стальные задвижки делятся на изделия из высокоуглеродистой и легированной стали. Высокоуглеродистые сплавы предназначены для работы с водой, паром, нефтепродуктами.
А вот задвижки из легированных сплавов допускается эксплуатировать в трубопроводах, по которым обращаются агрессивные среды (кислоты, щелочи и т.д.). Максимальное давление системы – до 250 МПа.
При определении допустимых рабочих сред, надо руководствоваться ГОСТом 9.908-85г. Согласно этому документу, скорость коррозии корпусных деталей задвижки при эксплуатации не должна быть выше 0,1 мм/год.
По типу шпинделя задвижки бывают с выдвижным и невыдвижным шпинделем. Данный классификатор также влияет на область применения арматуры. К примеру, задвижки с невыдвижным шпинделем устанавливают только для чистой воды, пара и масел. А вот устройства с выдвижным шпинделем применяются для широкой номенклатуры рабочих сред.
Материал уплотнителей затвора тоже влияет на сферу применения задвижки. Для коммунальных нужд, а также для магистралей, где транспортируется вода и пар, применяются обрезиненные затворы. А вот для нефтепродуктов и других веществ, производители используют стальные затворы с наплавкой из нержавеющей стали.
По типу привода задвижки бывают:
- ручные (штурвал);
- механические (редуктор);
- и электрические (электродвигатель).
Корпуса задвижек комплектуют 2 типами присоединения – фланцевое и сварное (под приварку, с разделкой присоединительных патрубков).
Каждая модификация задвижки имеет свои достоинства и недостатки, а также область применения.
Принцип действия
Задвижка предназначена для остановки потока вещества в магистрали. Основная подвижная деталь – затвор, расположенный перпендикулярно оси потока.
Задвижки монтируются в трубопроводы, по которым обращаются:
- вода;
- пар;
- газ;
- нефтепродукты;
- химические вещества.
При помощи штурвала (1) и ходовой гайки (2) приводится в движение шпиндель (6), закрепленный Т-образным способом с затвором (9). Вращение гайки передается шпинделю, который, посредством вращательно-поступательного движения, открывает/закрывает затвор.
На разрезе справа видно, что затвор и часть шпинделя находится непосредственно в рабочем пространстве, контактируя с веществом, циркулирующем в трубе. Чтобы не допустить выхода вещества в окружающую среду, подвижная часть герметично изолирована при помощи откидных болтов сальника (4).
Сам сальник комплектуется набивкой, плотно намотанной на гладкую часть шпинделя (шток), являющуюся уплотнителем. Кроме этого, уплотнитель помещается в специальную проточку фланцевого соединения крышки (5) и корпуса (7).
Для фиксации задвижки используются присоединительные фланцы (8), которые также уплотняются при помощи прокладки – паронита.
На рис. 2 изображена стальная клиновая задвижка с выдвижным шпинделем. При вращении штурвала, шпиндель выдвигается вверх, открывая затвор, для полноценного вывода которого в устройстве предусмотрен бугельный узел (3). Высота этого узла выполняется не менее чем 1 диаметр условного прохода.
Задвижки выпускаются в разных модификациях.
Самые популярные:
- 30ч6бр;
- 30с41нж;
- 30с15нж;
- 30с64нж.
После изготовления, каждая задвижка подвергается заводским испытаниям на прочность корпусных деталей и герметичность затвора.
С невыдвижным шпинделем
Кроме задвижки с выдвижным шпинделем, представленной на рис. 2, изготавливаются устройства с невыдвижным шпинделем. Их основной чертой является меньшая строительная высота.
Задвижки с невыдвижным шпинделем устанавливаются в стесненных условиях, преимущественно для работы в магистралях, по которым обращается вода (не имеющая примесей), нефть и нефтепродукты, масла. Данный тип арматуры широко применяется для судового строительства.
Принцип работы невыдвижного шпинделя заключается в том, что при вращении штурвала, он (шпиндель) совершает только вращательное движение. Клин в этом случае накручивается на шпиндель, который «прячется» в специальном отверстии (проточке), образованном в теле клина.
Задвижки с невыдвижным шпинделем в своем большинстве выпускаются из чугуна.
Модельный ряд представлен следующими изделиями:
- 30ч39р;
- М3В;
- М3ВГ.
Как и стальные, чугунные задвижки, перед продажей подвергаются заводским испытаниям, с обязательным проставлением результатов в паспорте изделия.
Как отличить чугунную задвижку от стальной?
Отличить чугунное изделие от стального можно по нескольким параметрам.
1. Название арматуры по таблице фигур.
3. Область применения.
4. Материал уплотнительных поверхностей клина.
Сравним обозначение стальной (30с41нж) и чугунной (30ч39р) арматуры.
30с41нж – стальная задвижка с уплотнительными поверхностями из нержавеющей стали. Буква «с» в обозначении указывает на материал корпусных деталей. В данном случае «с» – сталь высокоуглеродистая. Маркировка «нж» указывает на наплавки из нержавеющей стали. Такие уплотнители, в основном, используются для нефтепродуктов, масел, бензина, керосина и некоторых газов.
30ч39р – чугунная задвижка с обрезиненным клином. Обозначение «ч» указывает на материал корпусных деталей. Буква «ч» – это чугун. Маркировка «р» обозначает, что клин выполнен из резины. Обрезиненные затворы используются для транспортировки воды и пара.
По цвету корпуса, стальная и чугунная арматура тоже отличаются. Изделия из углеродистой стали окрашиваются в серый цвет. А вот чугунные задвижки могут быть черными, красными и синими.
Не путайте синюю и голубую маркировку арматуры. Голубой цвет означает, что корпус выполнен их легированной стали.
Если в паспорте на изделие указано, что в качестве рабочей среды можно использовать только воду и пар – это чугунная арматура. Если можно эксплуатировать в трубопроводах, по которым обращаются газы, нефтепродукты и другие вещества – это стальная задвижка.
Затвор
Затвор в задвижках по типу формирования представлен 3 видами.
1. Клин. Уплотнительные поверхности находятся под углом друг к другу.
2. Диск. Уплотнители параллельны.
3. Лист (шибер). Затвор выполнен из цельнометаллического листа.
Клиновые затворы делятся на конструкции с жестким, упругим и двухдисковым клином. Каждый тип имеет свои достоинства и недостатки. Например, у жесткого клина высокие показатели герметичности, но трудный процесс подгонки геометрии уплотнителей.
По типу уплотнительных поверхностей, затвор бывает 2 видов.
1. С резиновым покрытием из EPDM (представлен на рис.3). Резиновый клин используют для установки в трубопроводах коммунальных систем. Обрезиненный клин не подвержен коррозии, имеет отличное сопротивление истиранию при работе в жесткой воде.
2. С наплавленными поверхностями на клине и на кольцах корпуса. В качестве наплавляемого материала используется проволока из нержавеющей стали. Нержавейка применяются на магистралях с высоким давлением и температурой до +425 0 С, а также в химической промышленности.
На рисунке 5 представлен затвор с наплавкой из нержавеющей стали. На шток (1) крепится клин (2) при помощи Т-образного соединения. Кольца корпуса (3) имеют наплавленную часть, соприкасающуюся с наплавленной частью (5) дисков (4).
Качество наплавки и шлифовки уплотнителей колец и дисков непосредственно влияет на класс герметичности задвижки, определяемый по ГОСТу 9544-2015г. методом испытаний.
Тип привода
Согласно ГОСТ 5762-2002г., выпускаемые задвижки изготавливаются для трубопроводов, диаметром проходного отверстия от 15 до 1600 мм. Востребованными на производстве являются устройства, диметром условного прохода от 50 до 800 мм.
Такой разброс по типоразмерам обуславливает большую разницу в габаритах каждой модели. Для примера, масса задвижки с диаметром проходного отверстия ДУ 50 составляет не более 40 кг. А вот 800 мм модель весит порядка 3,5 т. Соответственно, использовать такой прибор с ручным механизмом неудобно.
Поэтому, заводы-изготовители комплектую арматуру разными приводами.
- ручные;
- механические;
- электрические;
- электромагнитные;
- пневматические;
- гидроприводные.
Визуально, гидропривод имеет сходство с пневматическим приводом. Отличаются они лишь управляющей средой: в первом используется жидкость, во втором, соответственно, газ (воздух).
Управляющая среда – способ воздействия на затвор. В нашем случае – это жидкость или газ.
Востребованными приводами являются ручные, с механическим редуктором и электрические.
Маркировка моделей, укомплектованных механическим редуктором: 30с564нж, 30с527нж. Цифра «5» обозначает тип привода – редуктор.
Модели, на которых устанавливается электропривод, маркируются цифрой «9». Например: 30с964нж, 30с941нж.
Аналогичным образом маркируется и чугунная арматура. Пример: 30ч906бр.
Установка электрических приводов осуществляется и на задвижки малого диаметра. Это обусловлено протяженностью трубопроводных систем. В этом случае, магистраль делится на участки, управляемые единым пультом.
При установке электропривода, надо руководствоваться типом присоединения привода, указанным в ГОСТе Р 55510-2013г. В паспорте изделия указывается максимальный крутящий момент. Для каждой модели он индивидуален. Невыполнение этих требований может привести к повреждению клина или утечке рабочей среды в атмосферу.
Материал корпуса
Корпусные детали задвижек, к которым относятся корпус, крышка и штурвал могут изготавливаться из;
- чугуна марки GGG40;
- стали марки 25/35Л;
- легированной стали 20ГЛ;
нержавеющей стали марок 20Х5МЛ, 12Х18Н9ТЛ или 12Х18Н12М3ТЛ.
Каждый металл имеет свои индивидуальные прочностные характеристики и структуру.
Чугун
Чугунные корпуса отливаются для арматуры, эксплуатируемой в коммунальных системах, для отопления и водоснабжения, преимущественно для воды и пара. Дополнительно корпус покрывают эпоксидно-порошковым составом.
Чугун GGG40 – это высокопрочный чугун, в кристаллической решетке которого присутствует шаровидный графит, имеющий меньшее отношение поверхности к его объему. Данный фактор положительно сказывается на сплошности металла, который получает большую сопротивляемость коррозии.
Сплошность – свойства металла заполнять все пространство (объем) без пустот и дефектов. Чем выше сплошность, тем качественнее сплав.
Обработка внутренних полостей и внешнего корпуса чугунной задвижки эпоксидно-порошковым составом позволяет увеличить коррозионное сопротивление, значительно увеличивая срок эксплуатации.
Некоторые модели задвижек обрабатывают методом никелирования.
Никелирование – процесс нанесения на поверхность слоя никеля. Толщина слоя составляет 50 мкм.
Слой никеля защищает металл от коррозионного разрушения, продлевая срок службы изделия.
Сталь
Стальные корпуса из 25/35Л являются широкопрофильными. Их удачно применяют как для воды/пара, так и для нефте-, газопроводов, систем АЭС и энергетики.
Сплав 25Л широко применяется в машиностроении. Из него изготавливают корпуса подшипников, поршни и крышки цилиндров. Диапазон рабочих температур для 25Л составляет от -40 0 С до +450 0 С. Использование сплава 25Л для задвижек – показатель прочности и надежности.
Изготовление корпусов из легированной и нержавеющей сталей, осуществляется для магистралей, эксплуатируемых в холодных регионах (температура до -60 0 С), а также для сильноагрессивных сред. Такие задвижки изготавливаются по заказу конкретного производства.
Материал гайки и шпинделя
К приводным деталям предъявляются высокие требования. К примеру, шпиндель одним концом находится в рабочей среде, а другим – является участником резьбовой пары, где на него воздействует сила трение.
Шпиндель изготавливается из стали:
- 20Х13;
- 14Х17Н2;
- 12Х18Н9Т.
Повышенное содержание хрома обеспечивает нормальную работу арматуры в тяжелых условиях при постоянном трении.
Требования к приводной гайке ниже, так как на нее не воздействует рабочая среда. Здесь используется латунь ЛС59-1, устойчивая к трению. Для холодных регионов, гайки выпускаются из стали 40Х.
В некоторых моделях шпиндель изготавливается из бронзы БрАЖМц10-3-1,5.
Затвор
В чугунных задвижках в качестве уплотнителя клина применяется этилен-пропиленовый каучук (EPDM, VITON, Silicon). Тело клина отлито из чугуна GGG40/50. Для улучшения стойкости клина к коррозии, на его поверхность наносят слой никеля.
В стальной арматуре требования к клину и дискам выше, чем в чугунных изделиях. Поэтому их изготавливают из сталей, марки 25Л, 20ГЛ, или из сплавов, содержащих нержавеющие присадки хрома и никеля (для эксплуатации в тяжелых климатических условиях).
Наплавка на уплотнительных частях колец корпуса производится с применением коррозионно-стойкой проволоки:
- 07Х25Н13;
- 08Х21Н10Г6.
Так как наплавка происходит под высокой температурой (до 3500 0 С), в наплавочной проволоке присутствуют определенные добавки, способствующие сохранению кристаллической решетки металлов.
Уплотнители клина наплавляются сталью 13Х25Т, либо 10Х17Т.
В этих сплавах присутствует никель, хром, титан и медь. За счет этих металлов наплавленные поверхности имеют отличную прочность, ударную вязкость, сопротивление к истиранию и коррозионную стойкость.
Сальниковая набивка
В основном, на современных заводах арматуростроения, в качестве сальникового уплотнения применяют кольца ТРГ.
ТРГ – это терморасширенный графит, армированный разными материалами.
В качестве армирующего вещества ТРГ используется:
- проволока из нержавейки;
- хлопчатобумажная нить;
- стекловолокно;
- лавсан;
- инконелевая проволока.
Также для уплотнения сальника применяется асбестовый шнур АГИ. Его пропитывают специальным графитом.
Использование того или иного уплотнителя, определяет отрасль использования арматуры. К примеру, при уплотнении ТРГ, армированной проволокой из нержавеющей стали, разрешается эксплуатировать задвижки в агрессивных средах химпромышленности.
Уплотнители фланцев
Задвижка монтируются в трубопровод при помощи фланцевого соединения. Кроме этого способа, используется сварное соединение. Но чаще встречается именно фланец.
Для точного совпадения отверстий фланцев арматуры и трубы, их изготавливают ответными. Процесс регламентируется ГОСТом 33259-2015г.
Крепление габаритной арматуры в трубопровод происходит с применением подъемных сооружений (козловых, портальных или других кранов). Чтобы не испортить корпусные детали, стропы устанавливаются в местах, указанных в инструкции по эксплуатации конкретной модели.
Во фланцах задвижки и трубы предусмотрены проточки. Они нужны для прокладки уплотнителя – паронита.
Паронит может использоваться 4 видов:
- обыкновенный (общего назначения);
- армированный (держит высокое давление);
- масло-бензостойкий (для нефти, жидкого газа);
- электролизный (для кислот).
Корпус и крышка задвижки тоже соединяется фланцем и имеет соответствующие ответные проточки. Конкретная прокладка уплотнителя подбирается для каждой области использования.
Основные параметры задвижек
Задвижки выпускаются для конкретных условий эксплуатации, и подразделяются по:
- номинальному диаметру DN;
- номинальному давлению PN;
- климатическому исполнению;
- максимальной температуре рабочей среды;
- пространственному расположению в трубопроводе;
- классу герметичности затвора.
Номинальный диаметр – это диаметр условного прохода, измеряемый в затворе. Задвижки могут выпускаться полнопроходными и неполнопроходными. Второй вариант означает, что диаметр в затворе будет меньше, нежели диаметр трубы, для которой предназначается задвижка.
Номинальное давление – это максимальная величина давления в магистрали, при котором задвижка будет нормально работать по заявленному в паспорте классу герметичности. Отметим, что величина номинального давления, указываемая в паспорте, определяет максимальное давление рабочей среды при ее температуре, равной 20 0 С.
Климатическое исполнение
Этот параметр характеризует предельную температуру окружающей среды, при которой возможна эксплуатация задвижки.
1. Т1 – от -10 0 С до +50 0 С.
2. ТпУ1 – от -29 0 С до +40 0 С.
3. У1 – от -40 0 С до +40 0 С.
4. ХЛ1 – от -60 0 С до +40 0 С.
Климатическое исполнение классифицируется по ГОСТу 15150-69г.
Максимальная температура рабочей среды
Для задвижек, корпуса которых изготовлены из нержавеющей стали, предельные показатели температур сред шире, нежели для стальных и чугунных.
Для корпусов из нержавейки температурный диапазон составляет от -40 0 С до +550 0 С. Для стальных изделий – от -10 до +425 0 С.
А вот для чугунных эти показатели значительно ниже:
- от -5 0 С до +90 0 С при использовании затвора из EPDM;
- от -5 0 С до +150 0 С при использовании затвора их VITON и Silicon.
Эксплуатация задвижек при максимальной температуре осуществляется с обязательным снижением давления рабочей среды. Это обусловлено понижением прочности корпусных деталей.
Расположение в трубопроводе
В основном, чугунные и стальные задвижки предназначены для работы в вертикальном положении шпинделя. Допускается при установке в трубопровод располагать арматуру с отклонением до 90 градусов в любую сторону. При этом необходимо учитывать требования расположения привода.
Для ручного и механического приводов пространственных ограничений нет. А вот для электропривода, пневматического или гидравлического, производители могут устанавливать ограничения, которые указываются в паспорте изделия.
При установке задвижек большого диаметра (от 400 мм), а также оборудованные электроприводом, дополнительно надо предусматривать опору под привод (при монтаже с отклонением до 90 градусов).
Опора также необходима под задвижку, если трубопровод в этом месте не укреплен.
Класс герметичности
Перед тем, как купить партию задвижек, надо выбрать требуемый класс герметичности затвора. На заводах этот параметр определяется опытными (приемо-сдаточными) испытаниями на специальных установках.
Порядок проведения испытаний и класс герметичности определяются ГОСТом 9544-2015. Согласно этому документу, задвижки испытываются жидкостью или газом.
- Если задвижка будет устанавливаться в магистраль для транспортировки жидких и неопасных веществ – испытания можно проводить жидкостью (вода, керосин).
- При монтаже на трубопроводы, в которых рабочая среда газ или опасное химическое вещество – испытания проводятся только газом (воздухом, азотом).
- В каждом определенном случае, по договоренности между заводом и заказчиком, испытания могут проводиться жидкостью и газом, только газом или только жидкостью.
Требования к испытаниям для жидкости и газа разные. Так, при подаче в патрубок воды, ее давление повышается до отметки PN, указанной в паспорте на задвижку, и увеличивается на 10%. В таком состоянии задвижку выдерживают некоторое время и измеряют объем утечки.
Время начала измерения утечки после установившегося давления для каждой задвижки разное.
1. При DN до 50мм время выдержки составляет 1 минуту.
2. DN от 65мм до 150мм – 2 минуты.
3. Для DN от 200мм и более – 3 минуты.
Эти нормы применяются при испытаниях как водой, так и воздухом. Для воздуха давление в системе доводится до 0,6 МПа вне зависимости от диаметра прохода.
Выпускаемая арматура может иметь класс герметичности от А до G. Класс A является самым высоким и присваивается арматуре, у которой полностью отсутствуют утечки в затворе.
Монтаж
Так как трубопроводы работают под высоким давлением – ошибка монтажника обернется жертвами. Поэтому установку задвижек должен проводить только обученный персонал, имеющий допуск и разрешение к проведению данного вида работ.
Перед монтажом необходимо:
- провести расконсервацию, с выполнением требований ГОСТа 9.014-78г.;
- смазать шпиндель специальной смазкой;
- удалить заводские заглушки из патрубком;
- проверить полости патрубков на наличие инородных предметов и грязи;
- проверить работу затвора, открыв и закрыв его.
Установка в магистраль производится с использованием грузоподъемных механизмов (кранов). Подвешивать задвижку можно только за патрубки или методом, указанным в инструкции по эксплуатации.
Производить расконсервацию арматуры необходимо непосредственно перед монтажом.
При подводе задвижки к трубопроводу не допускается ее соударение о присоединительные патрубки. Снимать подвесы можно только после установки всех болтов, гаек и шпилек во фланцевые отверстия (или после окончания сварочных работ). Несоблюдение данного пункта приведет к перекосу фланцевого соединения и потере герметичности.
Затяжка болтов и гаек осуществляется специальным динамометрическим ключом со встроенным динамометром. Данное приспособление обеспечивает затяжку креплений с установленными нормами усилиями, не допуская перетяжки.
Испытания
После монтажа арматуры, производятся гидравлические испытания (опрессовка). Данная процедура проводится рабочей средой, при увеличении максимального давления на 25%.
При опрессовке проверяются:
- плотность соединения фланцев задвижки и трубопровода;
- герметичность прокладочного соединения корпуса и крышки;
- герметичность сальникового уплотнения.
Опрессовка проводится при обязательном открытом проходе. Перемещение затвора при достижении поверочного давления не допускается.
Результаты гидравлических испытаний заносятся в паспорт изделия.
Хранение
Если после покупки партии арматуры в ближайшее время не планируется установка ее в магистраль, или снятую задвижку необходимо убрать на длительное хранение, проводят мероприятия по консервации.
Порядок проведения консервации указан в ГОСТе 9.014-78г. Хранить устройство необходимо в заводской упаковке с очищенными от остатков среды и заглушенными патрубками. Шпиндель необходимо смазать специальной смазкой ВНИИНП-232.
Затвор при хранении закрывается в обязательном порядке.
Перевозка законсервированной арматуры осуществляется в заводской упаковке. Короба необходимо закреплять перевозочным крепежом, не допускающим продольных и поперечных смещений во время движения. Погрузочно-разгрузочные работы производятся без толчков и ударов.
Источник https://oborudovanie1.ru/zadvizhki/stalnyie-zadvizhki
Источник https://teharmatura.ru/info/articles/truboprovodnaya-armatura/kakie-zadvizhki-byvayut/
Источник