Почему завоздушивает систему отопления?
Почему возникает завоздушивание системы отопления – причины и варианты решения проблемы
В любой системе отопления может наблюдаться скопление воздуха, что отрицательно сказывается на эффективности работы. Почему воздушит систему отопления в частном доме, что становится причиной этого явления, и какие существуют способы борьбы с ним – такие вопросы волнуют многих домовладельцев. Поэтому следует подробнее изучить эту проблему.
Для начала необходимо понять, почему завоздушивается отопление и какие последствия ожидают, если в системе отопления имеет воздух:
- В теплоносителе образуются пустоты, следовательно, теплопередача становится хуже.
- Циркуляция теплоносителя в системе становится медленной или прекращается полностью.
Все это приводит к тому, что эффективность работы системы становится очень низкой, а затраты на обогрев повышаются.
Источники попадания воздуха в систему
Основные причины завоздушивания:
- Замена различных элементов отопления;
- Ремонтные работы на стояках и отопительных приборах;
- Дренаж теплоносителя;
- Конструктивные и эксплутационные ошибки отопительной системы;
- Низкое давление;
- Засорение труб;
- Разгерметизация системы по причине деформации;
- Отсутствие или неисправность воздухоотводчиков.
Особенное внимание следует уделять процессу заправки отопительного контура теплоносителем. При неправильном подходе к делу, при слишком быстром наполнении системы, жидкость воздушит. Кислород растворяется в воде, наполняя ее пузырьками. Через некоторый промежуток времени, воздух собирается в отдельных местах, создавая пустоты, блокирующие нормальное функционирование приборов отопления.
Вода как самостоятельный виновник газообразования
Не только искусственные причины влияют на появление кислорода. Система воздушится также от физического свойства горячей воды выделять воздух. В отопительный контур попадает растворенная в жидкости газовая смесь.
Количество последней определяется видом используемого теплоносителя, который берется при наполнении и подбавке. В холодной жидкости содержится воздух от 30 г на тонну. Водопроводная вода объемом в 7 м 3 выделит при увеличении температуры с 10 до 95 °С около 0,20 м 3 газа. Этого количества хватит, чтобы закупорить трубопровод диаметром 0,5 см на расстояние более 100 м. Такая воздушная подушка приведет к полной блокировке системы отопления, почему и требует заблаговременного предупреждения.
Факт! Деаэрированная вода предпочтительней для заполнения. Однако, она с течением времени производит химическую реакцию с ржавеющим железом, выделяя водород. Его объем также становиться значительным. Литр водородного газа образуется при коррозии всего 1 см 3 металла.
Меры предупреждения
Предупредить завоздушивание можно при планомерной оценке состояния всех составляющих:
- В начале каждого отопительного сезона избавляться от накопленного воздуха в процессе дозаправки;
- Проверять качество батарей на наличие заиливания;
- Ежемесячно уточнять давление теплоносителя в течении всего холодного периода;
Виды воздухоотводчиков
Клапаны для удаления воздушных пробок бывают автоматическими и ручными. Ко второму типу воздухоотводчиков относят краны Маевского. Их используют не только для вывода воздуха, но и для его запуска, чтобы слить теплоноситель из системы.
Кран Маевского
Это устройство изготавливают из латуни, имеет простую, но надёжную конструкцию. Основные детали крана Маевского – это корпус и винт. Все детали клапана максимально плотно расположены друг другу, благодаря чему теплоноситель не может выйти наружу. Открывают кран с помощью специального ключа, отвёртки или рукой.
Перед тем как убрать воздух из системы отопления, необходимо подготовить ёмкость для теплоносителя и инструменты. Пошаговая инструкция удаления воздушных пробок с помощью крана Маевского:
- Если система отопления работает с помощью циркуляционного насоса, то его следует выключить на время сброса воздуха.
- Ключом, отвёрткой или рукой поворачивается кран на 1 оборот против часовой стрелки. Сразу же будет слышно шипение выходящего из радиатора воздуха.
- Как только начал вытекать теплоноситель, значит, воздушная пробка удалена, кран Маевского обратно закрывают.
Автоматический воздухоотводчик
Это устройство самостоятельно выводит воздух из системы отопления. Устанавливается либо вертикально или горизонтально. Состоит из латунного корпуса, поплавка, выпускного клапана и шарнирного рычага. Чтобы теплоноситель не мог протечь через него, воздухоотводчик оснащён защитным колпачком.
Принцип работы следующий: если воздуха в камере нет, то выпускной клапан закрыт. По мере его поступления внутрь поплавок опускается. Как только камера полностью заполняется, выпускной клапан открывается, и воздух выводится наружу. После чего поплавок снова закрывает выпускной клапан.
Сепаратор воздуха
Это устройство состоит из металлического корпуса, воздухоотвода, сливного крана и трубки с сеткой. В отличие от обычных воздухоотводчиков, сепаратор сам отбирает воздух из воды. Проходя через сетку теплоноситель завихряется, благодаря чему и образуются пузырьки воздуха. В итоге они поднимаются наверх, и газы удаляются через воздухоотводчик. Помимо воздуха сепаратор отделяет песок, ржавчину и другие примеси. Удаляют шлам через сливной кран, расположенный снаружи на дне корпуса.
Развоздушивание в центральном отоплении, способы устранения пробок
Центральное отопление многоквартирных домов, частных секторов предусматривает наличие воздухосборников. Эти элементы проектируются в системе отопления в верхней ее точке, накапливают воздух. Воздухосборник имеет кран, его используют для устранения воздушных пробок, которые могут образоваться.
Рис. 3 Автоматический
воздухоотводчик
Удаление завоздушивания в доме или квартире невозможно без присутствия воздухосборника. Устранить причину воздушной пробки можно следующим образом: развоздушить место появления пробки конкретно в месте ее образования.
Развоздушивание системы отопление будет эффективным, если установить краны (воздушники) на каждой батарее (радиаторе) системы. Обычные водопроводные краны на радиаторах являются недопустимым явлением. Если отопление центральное, тогда при сливе теплоносителя в собственном жилье владелец оплатит штраф, предусмотрен законодательством. Для устранения проблемы понадобиться или отвертка (рис 1), которая присутствует в любом доме, или специальный ключ.
Во избежание проблем с законом, вопрос с пробкой можно решить альтернативным вариантом: установкой крана Маевского.
Кран Маевского
С помощью устройства, которое называют краном Маевского (рис 2), можно эффективно удалить воздушные пробки в системе отопления.
Удаление воздушной пробки происходит после открытия крана. Процесс вывинчивания необходимо продолжать до тех пор, пока воздух не начнет выходить из радиатора. Параллельно с открытием воздушника, может частично выйти и вода. Для этого необходимо подготовить тару для сбора выходящего теплоносителя. Кран смело закрывается после полного выхода воздушной пробки, хотя вода продолжает сочиться.
Имея совсем небольшое отверстие, такое устройство никаким образом не повлияет на весомую потерю теплоносителя, поэтому монтаж данного элемент не запрещен. Единственный недостаток вывода воздуха из радиатора является то, что процесс осуществляется вручную. А если проблема повторяется систематически, то вывинчивание может стать проблемой для ленивого владельца жилья. Поэтому, имеет место быть другой вариант устранение проблемы – автоматический воздухоотводчик.
Автоматический воздушник (рис 3)
Воздушники автоматического типа удаляют воздушную пробку из батареи открытием отверстия в корпусе. Данный элемент автоматически закрывается, если теплоноситель пытается выйти наружу.
Все способы устранения воздуха эффективны, но стоит заметить, что процесс удаления воздушной пробки вручную может быть опасным, особенно, если устранение проблемы требует частого вмешательства. Центральная тепловая магистраль работает под сильнейшим давлением. Поэтому, частое отвинчивание может привести к ее срыву, что чревато серьезными последствиями.
Причины попадания воздуха в систему
Таких причин три:
- Разгерметизация стояков при их ремонте. Очень часто в летний период все отопительные службы начинают проводить профилактику систем отопления и их ремонт. Обычно меняются трубы, запорная арматура, радиаторы и так далее.
- Слив теплоносителя. Опять-таки это касается ремонтных работ. Но чаще всего воздух попадает внутрь системы во время процесса продувки и опрессовки.
- Нарушение целостности контуров. Деформация контуров, особенно трубной части, дает эффект попадания воздуха внутрь.
Из-за чего воздух попадает в систему отопления
Причины завоздушивания системы отопления могут быть самыми разнообразными, но наиболее частые причины это:
- Ремонтные работы на стояках, при которых система разгерметизировалась;
- Полный дренаж воды из системы отопления;
- Нарушение целостности системы.
В ходе летних планово-предупредительных ремонтов выполняются различные работы:
- Замены отопительных приборов;
- Замены стояков и запорных механизмов.
Эти работы приводят к разгерметизации систем отопления, в результате чего в неё попадает воздух. Воздух в системе опасен не только написанными чуть выше причинами, в дополнение ко всему кислород, содержащийся в воздушной смеси, способствует ускоренному износу самой системы в результате коррозии.
В системе отопления воздух может также появляться из-за дренажа воды из первой.
Выполняют дренаж в разных целях:
- Ремонтных;
- Промывках;
- Опресовках и пр.
Воздушная пробка в системе отопления также может возникнуть из-за деформации и нарушения целостности системы. В таком случае через деформированный участок трубопровода может происходить завоздушивание.
Свищ на трубопроводе отопления
Но это только в случае индивидуального отопления без автоматической подпитки системы. Если в таком случае отопление централизованное, то будет свищ и подтопление.
Борьба с завоздушиванием
Как удалить воздух из системы отопления – это очень популярный вопрос владельцев частных домов и жителей верхних этажей.
Жильцы многоэтажных домов, которые проживают на последних верхних этажах, очень сильно страдают из-за воздуха в системе. Объясняется это тем, что в системе отопления воздух скапливается вверху, потому что, он легче воды.
Но как бороться жильцам с этой проблемой? Конструкторы продумали решение этого вопроса и на последних этажах каждого стояка запроектировали клапан для сброса воздуха из системы отопления.
Последний является свежей заменой старому крану Маевского, который вы можете увидеть на фото внизу и на видео в интернете.
Борьба с завоздушиванием в частных домах сводиться к установке одного механизма – этот механизм сепаратор воздуха для отопления.
Кран Маевского
Такое решение, направленное на сброс воздуха можно встретить во всех жилых многоквартирных домах старого образца.
В таких домах принималась к установке система отопления с нижней разводкой, которая подключалась к тепловой сети с помощью элеватора.
В ходе эксплуатации такой системы выявился один существенный недостаток – завоздушивание верхних потребителей. Такая проблема вела к нарушению циркуляции всей системы отопления здания и как итог — жильцы получали некачественное отопление.
Для решения этой проблемы были разработаны механизмы как развоздушить систему. Был применен кран, получивший фамилию человека нашедшего решение этой проблемы – господина Маевского.
Такой кран можно поставить на любой отопительный радиатор. С торца батареи коллекторы имеют глухие концы. Концы заглушиваются футорками.
Вместо одной верхней футорки было принято решение поставить кран Маевского. Получается, что кран устанавливался в самой верхней точке всей системы отопления.
Применение такого крана дало быстрый и положительный результат. Люди самостоятельно могли стравливать воздух и тем самым стравить воздух своими руками. Инструкция по установке находится в свободном доступе во всемирной паутине, и вы самостоятельно можете ознакомиться с этой информацией.
Совет. Не стоит сильно затягивать резьбу на кране Маевского, так как вы можете её сорвать.
Недостатком такого процесса удаления воздуха является надобность личного удаления воздуха каждого жильца. Чтобы этого избежать применяют на практике патрубки с запорной арматурой, которые устанавливают в верхних точках системы (на техэтажах).
Такое решение позволяет обслуживающему персоналу самостоятельно стравливать воздух и не обременять этой обязанностью жильцов.
Сепаратор воздуха
Сепараторы воздуха – это ещё один ответ на вопрос «как убрать воздух из системы отопления»?
Разница между краном Маевским и таким сепаратором заключается в том, что первый удаляет воздушные скопления с высших точек, а второй убирает воздух, который растворился в воде.
Сепаратор производит отбор воздуха, конвертацию его в пузыри, а далее удаляет. Это главные отличия.
Очень часто такие воздушные сепараторы выпускают вместе с сепараторами шлама, в одном корпусе. Сепаратор шлама выполняет улавливание различных примесей: песка, ржавчины и прочих. Такой симбиоз воздухо- и шламауловителя может сэкономить место при монтаже.
Стоит заметить, что потребность в сепараторах воздуха увеличивает с размером системы отопления. Если в маленьких отопительных системах спуск воздуха из системы отопления
можно произвести вручную, удалив воздух и прочие примеси, то в большой системе это становится сделать проблематично.
Автоматический воздухоотводчик
Это очень полезный механизм, который позволяет своему владельцу не думать, как выгнать воздух из системы отопления. Он все сделает сам.
Рассмотрим, как он работает благодаря фото с его строением чуть ниже.
- Теплоноситель попадает в корпус, где находится пластмассовый поплавок;
- Поплавок благодаря флажку давит на шток, который подпружинен;
- Доступ воздуха к атмосфере открыт, и он может выйти;
- Корпус заполняется водой, и поплавок давит на шток и перекрывает отверстие для выхода воздуха.
Отметим, что именно по этому типу устроена работа всех воздухоотводчиков.
Строение автоматического воздухоотводчика
Такой механизм довольно надежный и долговечный, но и у него бывают поломки.
Основные причины выхода из строя:
- Закоксовывание иглы. Это происходит из-за плохого качества теплоносителя. В итоге на игле образовываются соли жесткости, и она начинает подтекать и плохо закрывать. Эта проблема легко решается: откручивается крышка, очищается иголка и кулисный механизм;
- Уплотнительное кольцо приходит в негодность. В таком случае теплоноситель начинает капать из-под крышки. При таком варианте может помочь замена прокладки или наматывание пакли на резьбу.
Откуда берется воздух в системе
Практика показывает, что идеально изолировать сеть водяного отопления от внешней среды невозможно. Воздух различными путями проникает в теплоноситель и постепенно скапливается в определенных местах – верхних углах батарей, поворотах магистралей и высших точках. Кстати сказать, в последних должны устанавливаться автоматические спускные клапаны, изображенные на фото (воздухоотводчики).
Разновидности автоматических воздушников
Воздух попадает в систему отопления следующими путями:
- Вместе с водой. Не секрет, что большинство домовладельцев пополняют недостаток теплоносителя прямо из водопровода. А оттуда поступает вода, насыщенная растворенным кислородом.
- В результате химических реакций. Опять же, не обессоленная должным образом вода реагирует с металлом и алюминиевым сплавом радиаторов, отчего выделяется кислород.
- Трубопроводная сеть частного дома изначально спроектирована либо смонтирована с ошибками – нет уклонов и сделаны петли, обращенные кверху и не оборудованные автоматическими клапанами. Из подобных мест сложно выгнать воздушные скопления даже на этапе заправки теплоносителем.
- Малая толика кислорода проникает сквозь стенки пластиковых труб, невзирая на специальный слой (кислородный барьер).
- В результате ремонта с разборкой трубопроводной арматуры и частичным или полным спуском воды.
- При появлении микротрещин в резиновой мембране расширительного бака.
Когда в мембране возникают трещины, газ смешивается с водой
Примечание. К химическим реакциям склонна вода, взятая из колодцев и неглубоких скважин, поскольку насыщена активными солями магния и кальция.
Также нередко возникает ситуация, когда после длительного простоя в межсезонье давление в закрытой системе отопления снижается из-за попадания воздуха. Спустить его довольно просто: нужно добавить буквально пару литров воды. Подобный эффект случается и в системах открытого типа, если остановить котел и циркуляционный насос, выждать пару дней и снова запустить отопление. При остывании жидкость сжимается, давая воздуху возможность проникнуть в магистрали.
Что касается централизованных систем теплоснабжения многоквартирных домов, то в них воздух проникает исключительно вместе с теплоносителем либо в момент заполнения сети в начале сезона. Как с этим бороться – читайте ниже.
Пример из практики. Из открытой отопительной системы приходилось ежедневно выгонять воздушные пробки из-за напрочь забитого грязевика. Работающий насос создавал перед собой разрежение и таким образом втягивал кислород в трубопроводы через малейшие неплотности.
Как удалить воздух из системы отопления
Для начала необходимо определить, где находится воздушная пробка. Сделать это можно следующим образом: понижение температуры в устройствах, простукивание элементов системы или по характерному звуку в трубах.
После того как определили место образования воздушной пробки необходимо найти воздуховоотводчик, который находится ближе всего к самой высокой точке по ходу движения носителя тепла. Для того чтобы избавиться от воздуха, необходимо включить подпитку системы.
Но бывают случаи, когда невозможно определить место образования воздушной пробки. В таком случае необходимо обратиться за помощью к методам специалистов:
- При повышении давления в системе и увеличении температуры пробка либо удалится с помощью автоматических устройств или же переместится в место, где ее можно будет найти.
- Если сильно ударить по трубам, то возможно образовавшийся воздух переместится. Но такой способ не всегда дает результат.
Если в период пользования отопительной системы часто возникает ее завоздушивание, то необходимо найти и устранить причину ее появления.
Развоздушивание системы, как избавиться от воздуха в отоплении
Воздух в системе отопления – это обычная ситуация для только что залитого теплоносителем отопления. Вместе с жидкостью в трубы попадает и воздух. Воздушные пробки возникают в самых высоких местах системы, в теплообменнике котла, в радиаторах.
Но завоздушивание системы может произойти и гораздо позже в любое время, далее рассмотрим почему.
- Воздух из отопления должен удаляться через автоматический воздухоотводчик, установленный в котле или вблизи котла на подаче в составе группы безопасности. Также удаляться через ручные воздухоотводчики, которые должны устанавливаться в каждом радиаторе и в верхних возвышающихся точках системы отопления, если такие имеются.
Чем удаляется воздух – автоматический воздухоотводчик
Автоматический воздухоотводчик – это обязательный элемент любой системы отопления. Он является штатным оборудованием автоматизированного котла. Как правило, солидные производители делают и надежные воздухоотводчики, которые в отличие от ширпотреба не текут, самоочищаются. Но ревизию воздухоотводчика в котле нужно делать при ежегодном плановом обслуживании.
Если котел твердотопливный, то воздухоотводчик ставится в составе группы безопасности на подаче из котла.
Если имеются стояки на верхний этаж, то желательно поставить такие автоматы в верхнем тупике каждой трубы.
- Работает по принципу игольчатого клапана, управляемого поплавком. Когда воздуха нет, поплавок находится в верхнем положении и клапан закрыт. Воздух собирается вверху, вытесняет жидкость, ее уровень понижается, опускается и поплавок, увлекая за собой иглу. Через открывшееся отверстие воздух стравливается, жидкость поднимается с поплавком, игла перекрывает отверстие…
Ручные воздухоотводчики – обязательный элемент системы
Кран Маевского, он же ручной воздхоотводчик, представляет из себя игольчатую шпильку в шайбе. Игла выкручивается ручкой, при этом открывается отверстие, воздух стравливается через боковой ход. Шайба стандартного диаметра ½ дюйма или ¾ вкручивается в пробки радиаторов.
- Ни один радиатор не должен быть установлен без средств воздухоотведения. При завоздушивании системы первое действие – стравить воздух с радиаторов и высоких мест системы с помощью кранов Маевского.
Также подобные устройства могут быть установлены в характерных возвышающихся трубах системы, в самых высоких местах, если без них не обошелся монтаж.
Откуда воздух в системе
Воздух растворяется в воде (теплоносителе), и в процессе ее циркуляции, в местах перепадов давлений, на характерных точках уширений, выделяется в виде пузырьков, которые поднимаются вверх, скапливаются, образуя большие пузыри, далее сгоняются теплоносителем к наиболее высоким местам.
- В нормально сделанной системе воздушные пузыри выгоняются к автоматическим воздухоотводчикам без создания полных воздушных пробок, перекрывающих сечение.
Обычно они проходят к котлу, где при нагревании выделяются в большом объеме и попадают на котловой воздухоотводчик. Или сгоняются теплоносителем к устройствам в торцах вертикальных труб или к ручным кранам в радиаторах.
- В любом случае в типичной системе завоздушивания не случается, пузыри воздуха раньше оказываются в углах радиаторов или на автоматических устройствах или на сепараторах, но не нарушают циркуляцию.
Сепараторы борются с завоздушиванием
В обширных сложных системах, с большим объемом теплоносителя, неплохо установить в систему воздушный и шламовый сепаратор. Чаще его ставят на обратку перед котлом. В устройстве разными методами добиваются перепада давления (сетка, шарики…), выделившиеся пузырьки поднимаются вверх, шлам при изменении скорости оседает вниз. Вверху сепаратора скопившийся воздух автоматически удаляется.
Почему происходит завоздушивание системы
Завоздушивание, при котором теплоноситель не движется, говорит лишь о нарушениях правил монтажа системы. Может быть неправильно сделана схема, или (и) некорректно уложены трубы, без выдержки горизонтальности.
- Если без мест возвышения труб обойтись не удалось, которые регулярно завоздушиваются, то рекомендуется врезать в этом месте устройство для отведения воздуха.
Обычное действие в случаях неправильного монтажа не пытаться постоянно выгонять воздух, а провести переделку системы в соответствии с типовыми правилами.
Действия при завоздушивании системы
- Необходимо проверить работоспособность автоматического воздухоотводчика. Засорение солями приводит не только к подтеканию, но и не открытию (заиливанию) иглы. Воздухотводчик нужно снять, разобрать, прочистить, убедится, что он держит давление и открывается – достаточно подуть в него и двигать поплавок…
- Нужно стравить воздух везде, где установлены краны Маевского. Пройтись по радиаторам, пооткручивать пробки, подставив емкость для стока теплоносителя…
- Иногда нужно искать место скопления воздуха в трубах. Для пластиковых обычно можно изменить положение, выгнуть…. А металлические остается только простукивать молоточком, где отсутствует теплоноситель звук удара будет звонче…
- Бывает и так, что воздух скапливается в теплообменнике котла, и уходить не хочет, при этом автоматика показывает перегрев, котел отключается, ухает. Обычный способ при этом – во время работы котла на перегрев, массировано стравливать теплоноситель через обратный клапан котла в емкость через шланг. Напором воздух прогоняется…Нужно работать аккуратно, чтобы не обжечься.
- Типичное удаление воздушной пробки – напором воды. Вода подается на подпиточный кран системы и сливается с ближайшего к скоплениям воздуха крана Маевского (полностью выкрученный) по ходу движения струи. Еще лучше – врезаться напорным шлангом ближе к пробке, чтобы напор был направленным непосредственно на препятствие в большей мере.
После того, как системы развоздушена, должно быть принято решение по ее улучшению.
Завоздушивание системы отопления: причины возникновения, методы устранения
Работоспособность закрытой системы отопления полностью зависит от циркуляции теплового носителя и подачи определенного количества тепла в радиаторы. Если в закрытой системе отопления появляется воздух, то нормальное движение жидкости нарушается. Такое явление считается малоприятным и способно вызвать:
- характерный шум во время перемещения воды. Необходимо отметить, что трубы начинают вибрировать, соединения ослабевают, сварные швы разрушаются;
- в системе образуются воздушные пробки. Накопленный в удаленных участках системы воздух может нарушить циркуляцию воды, и если своевременно не принять меры, то систему можно разморозить;
- эффективность работы отопительной системы снижается, увеличивается расход топливных ресурсов;
- внутри воздух попадает металлические поверхности, способствуя образованию коррозии.
Скопления воздуха в отопительной системе способствуют сокращению ее эксплуатационного периода и преждевременному выходу из строя оборудования.
Как воздух влияет на работу отопления?
Воздух в отопительной системе одна из причин нарушения теплообмена
Работа водяной системы отопления основана на циркуляции горячей воды и передаче части тепла в радиаторы для обогрева помещений. Когда появляется воздух в системе отопления дома (это еще называют завоздушиванием), то нормальная циркуляция теплоносителя нарушается. Результат подобного явления достаточно неприятен и может вызвать:
- шум при циркуляции воды. Кроме того, это приводит к вибрации труб и ослаблению соединений, а в самом худшем случае вызывает разрушения в местах сварки;
- воздушные пробки в системе отопления. Когда они образуются в отдельных удаленных контурах, например во вспомогательных помещениях, где температура отслеживается не самым лучшим образом и не постоянно, то это вызывает отсутствие циркуляции через некоторые батареи, что при определенных условиях может привести к размораживанию всей системы;
уменьшение (иногда частичное) циркуляции. Когда происходит завоздушивание системы отопления, то оно вызывает снижение эффективности ее работы и перерасход топлива;
Воздух в системе отопления может приводить к протечкам труб
Причины появления воздуха в системе
Откуда и почему в системе появляется воздух, если все устроено герметично? Однозначного ответа нет, но чаще всего это происходит в следующих случаях:
- нарушены требования по соблюдению уклона труб;
- неправильное наполнение системы водой, в результате чего в трубах остается воздух;
- плохое соединение комплектующих элементов;
- отсутствие автоматики, самостоятельно отводящей воздух из труб, или выход ее из строя;
- выполнение ремонта, во время которого воздух однозначно попадает в трубы;
- заливка системы свежей водой, в которой содержится много растворенного воздуха. Как только температура начинает повышаться, содержание его в жидкости снижается, начинают образовываться воздушные пробки;
- появление ржавчины внутри системы.
Неправильное наполнение системы водой может быть причиной появления воздуха
Эти причины не могут охватить все возможные случаи, но с их помощью можно понять, почему завоздушивается система, и принять своевременные меры для удаления воздушной пробки.
Способы удаления воздуха
Если вы наблюдаете на приборной панели постоянное превышение рабочей температуры двигателя (100 и более градусов), выполните ряд действий по выявлению неполадки:
- исследуйте стыки патрубков, водяной насос и расширительную емкость на предмет протечек;
- проверьте уровень жидкости в бачке;
- убедитесь, что салонный отопитель исправно функционирует;
- если температурный датчик установлен вне головки цилиндров, проверьте работоспособность электрического вентилятора замыканием контактов.
Прежде чем прокачать систему охлаждения, необходимо устранить все утечки, если таковые обнаружены. Потерявший герметичность сальник водяного насоса следует заменить (как правило, вместе с помпой), подтянуть хомуты шлангов и так далее. Удалять воздушную пробку из протекающей системы охлаждения бессмысленно.
Проверка печки и датчика вентилятора поможет точнее определить местонахождение пузыря воздуха. Когда температура мотора достигает критического порога, а отопитель не греет, значит, пробка стоит в малом контуре циркуляции – в самой печке либо подводящих патрубках. Если датчик вовремя не включает принудительный обдув, то он попал в зону, где движение антифриза остановилось – пузырь находится в большом контуре.
Совет. Нередко из-за воздушной пробки термостат отказывается открывать проход тосолу по большому кругу, потому что не «видит» повышения температуры. Не совершайте распространенную ошибку и не торопитесь менять термостат – сначала попытайтесь развоздушить систему охлаждения.
Способ первый – продувка
Этот простейший метод требует от автолюбителя осторожности, поскольку производится на полностью прогретом моторе. Порядок операций такой:
- При необходимости добавьте жидкость до минимального уровня и прогрейте силовой агрегат до рабочей температуры. Аккуратно свинтите крышку расширительной емкости.
- Наденьте перчатки и отсоедините тонкий патрубок охлаждающей системы в наиболее высокой точке. Для двигателя с инжектором это блок подогрева дроссельной заслонки, на карбюраторном моторе – впускной коллектор либо нижняя часть самого карбюратора.
- Тщательно протрите горловину бачка. Подставив под снятый шланг широкую посудину, подуйте в расширительную емкость. Когда из патрубка потечет чистый тосол, наденьте его на штуцер и зафиксируйте хомутом.
Внимание! Пробку расширительного бачка на прогретом двигателе откручивайте медленно, давая выйти воздуху. Если снять ее резко, из горловины выплеснется горячий антифриз и обожжет вам руки.
Если на автомобиле установлена термостатическая крышка основного радиатора, попробуйте удалить воздушную пробку через нее. Откройте обе пробки и дуйте в горловину расширительного резервуара.
Способ второй – полная замена
Данный вариант подходит для всех случаев, когда обнаружить и вытолкнуть пузырь из трубопроводов не удается. Суть заключается в том, чтобы полностью опорожнить систему и обратно залить тосол, соблюдая все правила. Недостаток метода – сложность реализации в дорожных условиях.
Процедура выполняется в следующем порядке:
- Слейте антифриз в широкий таз, поочередно подставив его под пробку на блоке цилиндров и главном радиаторе.
- Установите все крышки на места и затяните их.
- Ослабьте хомут и снимите патрубок обогрева дроссельной заслонки или карбюратора (самая высокая точка системы).
- Вставьте воронку в горловину расширительного бачка и медленно тонкой струей заливайте охлаждающую жидкость. Удаление воздуха будет происходить через снятый шланг.
- Отслеживайте момент, когда из патрубка побежит тосол, и сразу надевайте его на штуцер.
Перед опорожнением не забудьте полностью открыть кран салонной печки.
Когда шланг подогрева дросселя (или карбюратора) надет и закреплен хомутом, долейте жидкость в емкость до нормы. Далее, проверяйте работоспособность охлаждения путем полного прогрева мотора, пока не откроется термостат и не включится электровентилятор.
Способ третий – дорожный
Столкнувшись с перегревом силового агрегата в пути, постарайтесь убрать воздушную пробку таким методом:
- Зафиксировав автомобиль ручным тормозом, поднимите переднюю часть домкратом на высоту 0,3–0,4 м.
- Медленно открутите пробку расширительного резервуара, запустите двигатель и включите салонный отопитель на максимальный режим.
- Тонкой струей лейте тосол в бачок, пока его уровень не достигнет верхнего предела. Повысьте обороты коленчатого вала до 3000 об/мин и дождитесь полного прогрева.
- Сжимайте рукой нижний шланг, ведущий к радиатору. Воздух должен выйти через расширительную емкость. Используйте перчатки или плотную ткань, чтобы не обжечься.
Процедура заканчивается, когда из бачка перестанет выходить воздух. Ощупайте остальные патрубки – они должны прогреться. Убедитесь, что печка выдает горячий поток.
Чтобы не приходилось возиться с удалением воздушных пробок, всегда заливайте антифриз по инструкции, описанной в предыдущем разделе. Это лучший способ вытеснить воздух из системы. Своевременно устраняйте протечки, не ездите с бесконечными доливками охлаждающей жидкости.
Признаки наличия воздуха в системе
Скопление воздуха в системе отопления и необходимость удаления воздушной пробки можно определить по следующим признакам:
- в радиаторах появляется шум. Если звуки напоминают бульканье, то уверенно констатируем факт, что в системе появился воздух;
- батареи прогреваются неравномерно. Если обратить внимание на тепловую отдачу радиатора, то станет сразу ясно, в чем основная причина проблемы. Кроме имеющейся внутри батареи грязи, может появиться воздушная пробка. Трубы остаются горячими, а температурный режим в радиаторе несколько снижается;
- сигналом на спуск воздуха в системе отопления может послужить падение давления. В таком случае необходимо внимательно проверить трубы на предмет их целостности и герметичности стыковочных участков и сварных швов.
Приведенных здесь признаков оказывается вполне достаточно, чтобы понять, что систему следует развоздушить.
Как выгнать воздушную пробку в системе охлаждения двигателя
Прежде чем перейти к процессу удаления воздушных пробок из системы охлаждения, начнем с основных причин, по которым они появляются.
- Первым делом, стоит упомянуть разгерметизацию в результате нарушения соединений трубок, шлангов и патрубков. Все это приводит к тому, что система подсасывает воздух через неплотности в местах соединения. Также пробки воздуха образуются тогда, когда производится долив антифриза/тосола.
- Еще стоит выделить нарушения в работе воздушного клапана. Как известно, при нагреве антифриз в системе расширяется, давление растет, однако при остывании клапан отвечает за выравнивание давления. Если давление оказывается низким, клапан пропускает воздух снаружи. В случае если с этим клапаном возникли проблемы, в системе накапливается лишний воздух.
- Иногда уплотнители помпы перестают герметизировать систему, что приводит к подсосу воздуха. Также антифриз может течь, его объем закономерно уменьшается и накапливается избыток воздуха.
Итак, разобравшись с причинами, перейдем к последствиям и признакам того, что система охлаждения завоздушилась. Сразу отметим, последствия могут оказаться достаточно серьезными. Воздушная пробка способна нарушить циркуляцию антифриза, особенно если воздух не позволяет ОЖ пройти в радиатор. В результате мотор перегревается.
Также в салоне начинает плохо работать печка, что снижает комфорт во время использования ТС в зимний период и может нести угрозу здоровью водителя и пассажиров. Чтобы решить задачу, необходимо знать, как убрать воздух из системы охлаждения двигателя. На начальном этапе следует убедиться в том, что уровень антифриза в норме, а также сама система охлаждения герметична, то есть течи отсутствуют.
Для этого нужно осмотреть все детали из резины, шланги, патрубки, штуцеры и т.д., причем на заведенном моторе. Обнаружение течи потребует немедленного устранения. Если же течей нет, но мотор перегревается или же, наоборот, остается холодным долгое время, нужно проверить термостат.
Часто бывает так, что устройство подклинивает в открытом или закрытом положении (охлаждающая жидкость циркулирует только по малому или большому кругу). Реже причиной является то, что в области термостата образовалась воздушная пробка.
Как удалить воздушную пробку: способы
Как уже говорилось выше, наиболее верным и частым признаком воздушной пробки является холодный воздух из печки, при этом двигатель прогрет полностью. Чтобы избавиться от воздуха в системе, существует несколько доступных способов (в зависимости от типа ДВС, особенностей реализации его системы охлаждения и т.п.).
- Развоздушить систему охлаждения можно, сняв патрубки, по которым подается ОЖ для подогрева дросселя. Для этого с мотора снимается пластиковая крышка, после чего открывается свободный доступ. Обнаружив патрубки, нужно снять один из них.
Затем выкручивается крышка расширительного бачка, затем на горловину накладывается чистая тряпка, затем можно подуть в бачок. При этом не допускайте попадания ОЖ в глаза, на открытую кожу или вовнутрь! Антифризы и ТОСОЛы являются сильнейшим ядом!
Продувать бачок следует до того момента, пока из снятого патрубка не потечет антифриз. Далее снятую трубку нужно закрепить на положенном месте, при необходимости долить ОЖ и закрутить крышку бачка.
- Следующий способ несколько проще предыдущего и похож на него. Для начала следует прогреть двигатель и затем заглушить мотор. При этом крышку расширительного бачка откручивать не нужно.
Достаточно просто снять один из патрубков на дросселе и выждать, пока оттуда не потечет охлаждающая жидкость. Далее нужно плотно закрепить патрубок, затянув его хомутом. При этом важно учитывать, что вытекающий из патрубка тосол/антифриз может быть очень горячим, так что нужно соблюдать осторожность, чтобы не получить ожогов и травм.
- Последний способ развоздушивания системы охлаждения двигателя отличается своей простотой и высокой результативностью. Необходимо загнать машину на подъем так, чтобы «нос» оказался в верхней точке. Затем нужно затянуть стояночный тормоз, под задние колеса можно положить противооткатные упоры, чтобы автомобиль не скатывался.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется комплексная диагностика системы охлаждения двигателя автомобиля. Из этой статьи вы узнаете об основных этапах проверки указанной системы и отдельных ее элементов.
Далее потребуется открутить пробки радиатора/расширительного бачка. Затем двигатель запускают и дают ему прогреться. Во время прогрева нужно сильно погазовать в несколько подходов, при этом контролируется уровень ОЖ в бачке и производится долив. Данную процедуру нужно продолжать до того момента, пока пузыри воздуха не исчезнут. Затем все пробки можно закрутить.
Способы решения проблемы
Чтобы не допускать завоздушиваний системы отопления, следует грамотно ее спроектировать и смонтировать, периодически очищать и заливать теплоноситель без излишней торопливости. Рассмотрим основные способы, помогающие избегать подобных негативных проявлений.
Правильный монтаж
В системах отопления, в которых тепловой носитель циркулирует естественным образом, при верхнем типе разводки воздух удаляется через крышку расширительной емкости. Во время монтирования такой системы подающая магистраль устанавливается так, чтобы она подходила к баку вертикально.
Бак, обеспечивающий свободное пространство под расширение нагреваемого теплового носителя, должен устанавливаться в верхней точке всей системы, чтобы обеспечивать естественное поступление жидкости в системный контур.
Обратная линия тоже устанавливается с наклоном, по которому свободно перемещается жидкость.
Правильный монтаж поможет избежать воздуха в системе отопления
Если монтаж отопительной системы выполнен без ошибок, то появляющийся внутри контура воздух будет постепенно выдавливаться горячей жидкостью в верхнюю точку, покидая трубы через открытую крышку расширительной емкости.
Установка воздухоотводчиков
Как своевременно убрать воздух, накопившийся в системе отопления?
В верхней части системы отопления необходимо установить открытый расширительный бак, а герметично закрытый расположить в месте, где обратка попадает в котел (до входа трубы).
В подобной системе трубы подачи могут монтироваться без наклона, а тепловой носитель будет перемещаться под воздействием циркуляционного насоса. Кроме того, устанавливаются другие устройства, через которые выполняется сброс воздуха.
Из самой системы отопления спуск воздуха может осуществляться через специальные воздухоотводчики, работающие в автоматическом режиме, установленные на поворотных участках труб и в верхней точке системы. Из радиаторов пробки удаляются с помощью крана Маевского. По такому же принципу выводится воздух из контура, по которому вода циркулирует естественным образом, но в таком случае должна быть выполнена нижняя разводка труб.
Если все смонтировано правильно, то проблем с тем, как выгнать воздух в системе отопления, возникать не будет. Достаточно открыть нужные краны, а как только воздух из системы выйдет, снова закрыть их. Воздухоотводчики, работающие в автоматическом режиме, вообще открывать не требуется – их принцип работы основан на изменении показателя давления.
Если смонтирована система отопления закрытого типа, в ней обязательно устанавливается автоматический отводчик воздуха. Монтаж их выполняется по контуру в определенных местах, чтобы воздушные пробки удалялись локально. Смысл заключается в том, что на каждой части контура отопительной системы должна быть предусмотрена возможность для отведения воздуха. Пример этому – краны Маевского, которые устанавливаются на всех радиаторах. Открывают их ключом либо отверткой, давая возможность воздуху выйти из системы. Процедура довольно простая, но с ее помощью можно распределить тепловой носитель равномерно по всему радиатору.
Воздухоотводчик может решить проблему с воздухом в системе отопления
Для продления эксплуатационного периода автоматического отводчика воздуха, необходимо устанавливать хорошие фильтры и регулярно проводить промывку системы.
Нагрев теплоносителя
Иногда, чтобы удалить избыток воздуха естественным образом, просто сильно подогревают тепловой носитель. Повышение температурного режима стимулирует выделение воздуха и его перемещение по контуру системы. Разрешается нагревать жидкость, находящуюся в трубах, до ста градусов.
Если после такой операции воздушные пробки появляются снова, необходимо проверить все стыковочные участки на предмет их герметичности. Практически всегда возле того места, где образуется воздушный затор, имеется маленькая щель, откуда мелкими каплями сочится вода, и в которую постепенно проникает воздух. Заделав такую щель, вы сразу избавитесь от надоевшей проблемы.
Самыми уязвимыми местами, через которые проходит воздух, считаются радиаторы из алюминиевого материала. При воздействии на сплав горячей водой развиваются процессы коррозии, сопровождающиеся выделениями газов.
Если такие радиаторы часто завоздушиваются, рекомендуется их просто заменить.
Завоздушивание системы отопления. Причины завоздушивания.
Одной из часто встречающихся причин неэффективной работы системы отопления является образование воздушных пробок в трубопроводах и нагревательных приборах. Наличие воздуха в системе можно определить на ощупь. Обычно воздух собирается в верхних или тупиковых точках системы, поэтому близлежащие участки имеют более низкую температуру поверхности. Засоры и отложения шлама возникают обычно в нижних точках.
Воздух попадает в систему несколькими путями. Воздух растворен в воде, которая выполняет функцию теплоносителя. Стенки трубопроводов, выполненных из полимерных материалов, имеют некоторую кислородную проницаемость. Также определенное количество воздуха может остаться в системе после проведения монтажных или ремонтных работ. При несоблюдении некоторых правил монтажа и заложенных проектных решений по уклонам трубопроводов и конфигурации системы в ней образуются «мертвые» завоздушенные мешки и зоны с минимальным протоком теплоносителя или полным отсутствием такового.
Наличие воздуха в системе отопления грозит возникновением различных неприятностей. А именно:
1. Движение теплоносителя приобретает повышенный уровень шума. 2. Снижается эффективность работы отопительных приборов. 3. Ухудшение циркуляции и теплообмена влечет за собой перерасход топлива. 4. Возможно повреждение рабочего колеса циркуляционного насоса. 5. Ускоряются процессы кислородной коррозии.
Удалять воздух из системы можно как вручную, так и автоматически. На всех приборах отопления необходимо установить ручные (краны Маевского) или автоматические воздухоотводчики.
Производители предоставляют широкий выбор продукции, предназначенной для удаления воздуха из системы отопления. Необходимо соблюдать правила монтажа, а также выполнять проектные решения. В качественном проекте всегда предлагается установка систем воздухоудаления в критических точках. Автоматические воздухоотводчики установлены во многих моделях котельного оборудования.
Удаление воздуха из системы централизованного отопления имеет некоторые сложности, если сравнивать с проведением той же операции с ее автономным аналогом. Собственник помещений может удалить воздух самостоятельно только из приборов отопления, так как не имеет доступа к системе в целом. Для удаления воздуха из централизованных систем нужно обращаться в эксплуатирующую организацию.
Профилактические меры
Почему в системе отопления появляется воздух, и как бороться с этим негативным фактом, мы разобрались. Остается узнать, существуют ли профилактические мероприятия, которые помогают избегать подобных проблем. Оказывается, да:
- при монтаже отопительной системы необходимо предусматривать установку специальных устройств, автоматически отводящих воздух;
- до момента долива воды в систему обогрева, следует выполнить спуск воздуха;
- во время эксплуатации следует отслеживать работу всей системы, наблюдая за показаниями манометров и время от времени контролируя давление в трубах. Кроме того, рекомендуется следить за уровнем теплового носителя в расширительном баке, проводить визуальный осмотр труб и радиаторов, проверять равномерность распределения тепла по контуру;
- следует периодически прокачивать систему, удаляя все засорения.
Выполнение данного комплекса мероприятий позволит продлить эксплуатационный период всей отопительной сети.
Источник https://vlasta-dv.ru/otoplenie/pochemu-zavozdushivaet-sistemu-otopleniya.html
Источник http://vodokotel.ru/sistem/807-razvozdushivanie-sistemy-kak-izbavitsja-ot-vozduha-v-otoplenii.html
Источник https://term-pro.ru/truby/zavozdushennost-sistemy-otopleniya.html