Содержание
Могут ли жители соседних домов требовать демонтажа забора вокруг МКД
Жители некоторых многоквартирных домов решают оградиться от других МКД и по решению ОСС устанавливают забор. Не все проживающие в соседних домах готовы смириться с этим, и дело доходит до суда, даже Конституционного. Узнайте мнение судов о том, могут ли жители района потребовать от собственников помещений МКД демонтировать мешающий им забор.
Жители соседних домов вправе в суде потребовать демонтировать установленный вокруг МКД забор
ТСЖ одного из многоквартирных домов Брянска установило вокруг дома ограждение с автоматическими воротами и калитками с домофонами, что не понравилось жителям соседних МКД. Собственники помещений подали иск в суд, требуя демонтировать забор.
В иске они указали, что наличие забора нарушает их права: он установлен с несоблюдением строительных норм и правил, без согласования с муниципалитетом. К тому же конструкция ограничивает доступ оперативным службам к домам, а истцам – к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства.
ТСЖ в суде отметило, что истцы не следовали установленному порядку досудебного урегулирования спора и не имели права выступать от имени жителей соседних домов, поэтому их иск не должен рассматриваться.
Суд первой инстанции отклонил эти доводы товарищества, поскольку законодательством досудебный порядок урегулирования применительно к спорным правоотношениям не предусмотрен, а собственники обратились в суд в своих интересах. Поэтому дело было рассмотрено и дошло до апелляции и даже Конституционного Суда РФ. Разберём его подробнее.
Установленное на земельном участке соседнего дома ограждение должно быть демонтировано
Рассматривая материалы дела, судья первой инстанции указал на то, что спорное ограждения установлено по решению общего собрания собственников дома, вокруг которого оно и смонтировано. Это соответствует п. 2.1. ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.
Однако право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия находится в прямой зависимости от их соответствия закону, а также от того, не нарушают ли они права и интересы других лиц (ч. 2 ст. 209 ГК РФ).
Правила благоустройства территории муниципального образования утверждает его представительный орган (ч. ч. 1, 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Согласно п. 1.4 Методических рекомендаций, утверждённых приказом Минстроя РФ от 13.04.2017 № 711/пр, к элементам благоустройства отнесены ограждения (заборы).
В Брянске юридические должностные лица и граждане обязаны проводить благоустройство города только на основании проектов, согласованных с городским Управлением по строительству и развитию территории (п. 2.2 Правил благоустройства, обеспечения чистоты порядка на территории г. Брянска, принятых решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.06.2006 № 460). При установке спорного ограждения, как указал судья, эти требования ТСЖ не выполнило.
Суд назначил экспертизу ограждения и границ земельного участка между МКД. Из заключения следует, что возведённый ТСЖ забор нарушает границы земельного участка дома, в котором находятся принадлежащие истцам квартиры. Спорное ограждение частично расположено на территории соседнего земельного участка.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного его занятия. Как показала экспертиза, для устранения нарушения границ участка под МКД нужно демонтировать часть спорного ограждения. Суд первой инстанции согласился, что ТСЖ обязано это сделать, при этом он отклонил доводы о том, что забор ограничивает доступ к принадлежащим истцам жилым помещениям оперативных служб.
Одновременно, как следует из заключения эксперта, он не соответствует градостроительным требованиям и нормам пожарной безопасности и обустроен без учёта сохранности сети востребованных пешеходных маршрутов. Поэтому товарищество собственников должно демонтировать калитку и ворота, которые препятствуют проходу людей. Иск собственников был удовлетворён.
Сносу подлежит мешающий проезду спецтехники и преграждающий доступ к объектам благоустройства забор
ТСЖ подало апелляционную жалобу, указав на противоречивость заключения эксперта, недоказанность существования пешеходных маршрутов и наличия препятствий для свободного доступа жителей домов к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства. В ГрК РФ и законодательстве Брянской области нет ограничений и запретов на возведение металлических ограждений на придомовой территории, отсутствует указание на необходимость подготовки проектной документации и получения разрешения на строительство.
Судья внимательно разобрал результаты проведённой экспертизы и рецензию на неё, в которой указывалось на неправильные выводы эксперта и ошибки. Однако суд подтвердил, что в результате действий ответчика по установлению ограждения придомовой территории было нарушено право общей долевой собственности жителей соседних домов, в том числе истцов. Поэтому ТСЖ обязано демонтировать металлическое сетчатое ограждение, расположенное в границах соседнего земельного участка.
Но убирать калитки и ворота, по мнению суда, ТСЖ не обязано: они расположены в границах земельного участка дома, которым управляет товарищество, их установка утверждена общим собранием собственников. Муниципалитет самостоятельных требований относительно спорного ограждения не заявил и не предоставил доказательств, что оно возведено с нарушением градостроительных норм и правил.
Суд пришёл к выводу, что отсутствие согласования проекта установки ограждения многоквартирного дома само по себе не может служить причиной для его демонтажа. Также судья не нашёл оснований для утверждения, что забор препятствует проезду спецтранспорта, а запертые калитки создают помехи для беспрепятственного доступа истцов к пешеходным и автодорогам.
Возле спорных домов есть и другие проезды и тротуары. То, что обходные пути длиннее, чем через придомовую территорию ограждённого МКД, само по себе не говорит о нарушении прав и законных интересов истцов.
Апелляционный суд изменил решение первой инстанции, отменив обязанность ТСЖ убрать калитки и автоматические ворота, перераспределил судебные и иные расходы между сторонами. Обязанность товарищества убрать ограждение с придомовой территории соседнего МКД осталась в силе.
Право собственников установить на придомовой территории забор не нарушает конституционных прав граждан
Истцы попытались оспорить такое положение вещей в Конституционном Суде РФ. Один из них поставил под сомнение конституционность ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ, ч. 1 ст. 43 ЗК РФ. По мнению заявителя, оспариваемые норм не соответствуютч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 36 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ. Они позволяют собственникам помещений в многоквартирном доме устанавливать ограждения на земельном участке, находящемся в их общей долевой собственности, без согласования данного вопроса с муниципалитетом.
Но КС РФ не согласился с позицией собственника помещения в МКД, указав, что в соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения могут иметь в частной собственности землю. Собственники вправе свободно владеть и пользоваться землёй, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования определяются на основе федерального закона.
- Оно не выходит за пределы земельного участка, включённого в общее имущество МКД.
- Ограждение согласовано с муниципалитетом и соответствует составленному проекту.
- Забор не препятствует проезду спецтраспорта и не перекрывает единственный проход граждан и проезд к городским элементам благоустройства и дорогам.
При этом препятствием для установки ограждения не может стать недовольство жителей соседних домов, у которых из-за этого удлиняется путь до остановки или магазина.
Сосед поставил забор на земле общего пользования
Самое важное на тему: «Сосед поставил забор на земле общего пользования» с комментариями профессионалов. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному консультанту.
Что делать, если у соседа по даче высокий забор
Сосед возвел на своем участке забор, да такой, что от него тень падает на пол участка и вода стоит из-за плохого проветривания? Вот, что надо делать, чтобы защитить свои права…
Особенно актуален вопрос высоты забора для тех, кто обладает небольшими участками, расположенными на территории садоводческого или дачного товарищества.
Поскольку в настоящее время отсутствует закон, определяющий допустимую минимальную инсоляцию земельного участка, защищать свои права от действий соседа, построившего высокий забор, бывает очень сложно.
Однако, определенные требования к возведению забора на земельном участке, все же есть.
Для дачных и садоводческих объединений был разработан и принят Свод правил СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*», утвержденный Приказом Минрегиона России от 30.12.2010 № 849.
В соответствии с п. 6.2 Свода правил по периметру индивидуальных садовых, дачных участков рекомендуется устраивать сетчатое ограждение.
По обоюдному письменному согласию владельцев соседних участков (согласованному правлением садоводческого, дачного объединения) возможно устройство ограждений других типов. Допускается по решению общего собрания членов садоводческого, дачного объединения устройство глухих ограждений со стороны улиц и проездов.
Если соседи договариваются между собой, то глухие ограждения и высокие заборы устанавливать можно.
А что, если один сосед будет против, а второй будет рассуждать так: мой участок – что хочу, то и делаю.
Такие действия, скорее всего, повлекут обращение владельца соседнего земельного участка сначала в правление садоводческого или дачного объединения, а затем в суд.
При обращении в суд надо сослаться вот на что:
В соответствии с п. 2 статьи 19 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы).
В соответствии с п. 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно статье 14 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» статья здания и сооружения должны быть спроектированы таким образом, чтобы в процессе их строительства и эксплуатации не возникало угрозы оказания негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно п. 2.1 и 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий» требования к облучению поверхностей и пространств прямыми солнечными лучами (инсоляции) предъявляются при размещении объектов, в проектах планировки и застройки микрорайонов и кварталов, проектов строительства и реконструкции отдельных зданий и сооружений и при осуществлении надзора за строящимися и действующими объектами.
Инсоляция является важным фактором, оказывающим оздоравливающее влияние на среду обитания человека и должна быть использована в жилых, общественных зданиях и на территории жилой застройки.
Продолжительность инсоляции регламентируется в: жилых зданиях; детских дошкольных учреждениях; учебных учреждениях общеобразовательных, начального, среднего, дополнительного и профессионального образования, школах — интернатах, детских домах и др.
В суде, для того, чтобы доказать нарушение прав, нужно заявить ходатайство о назначении экспертизы. Эксперт, отвечая на вопросы, поставленные перед ним судом, определит, нарушены ли строительные нормы при возведении забора, и повлияло ли это сооружение на права соседей.
Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08
ТЕРРИТОРИЯ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕ ПОДЛЕЖИТ ЧАСТНОЙ ЗАЩИТЕ!
Ситуация, о которой речь пойдет ниже, встречается, в основном, в сельской местности, а также на территории садоводческих товариществ. Представьте – отведенный «под дачи» участок земли, разделен на участки садоводов, между которыми проходят аллеи. Участки находятся в частной собственности граждан, аллеи – так называемая территория общего пользования, предназначенная для обслуживания всех участков, – по аллеям проезжают машины, катаются на велосипедах дети, прогуливаются садоводы и их гости. И вот часто находится один из таких зловредных садоводов, которому мало выделенных ему четырех соток. Он решает увеличить свою садово-огородную площадь путем «присоединения» кусочка аллеи, конечно, самовольного. Для этого он просто переносит часть своего забора и калиточку на некое расстояние от своего участка, в результате чего часть общей аллеи «присоединяется» к его частным владениям. Другой случай – когда садовод вроде бы ничего к себе не присоединяет, но складывает мусор на аллею, перекапывает ее канавами, вкапывает столбы, кладет шлакоблоки для одному ему известных целей.
И хорошо, если в первом и в другом случае он никому не помешал. Отодвинута калитка, и отодвинута, лежит себе куча мусора, да и лежит себе. Но часто бывает так, что соседи-садоводы начинают роптать – ведь по перегороженной аллее невозможно проехать (иногда и пройти). Раговоры по душам не помогают и начинается открытая конфронтация. Недовольные соседи пишут жалобы, получают различного рода ответы, соседа-нарушителя штрафуют за нарушение земельного законодательства и самовольный захват земли. Он же, сосед-нарушитель, платит штрафы, и на этом все заканчивается – калитка где стояла, там и стоит, мусор где лежал, там и лежит. Разгневанные соседи идут в суды с исками о понуждении освободить занятую территорию. И получают отказ.
Почему, спросите вы? Ведь факты нарушения налицо и доказательств тому не мало – акты муниципального контроля с красочными фотографиями, предписания, уведомления, требования, бумаги угрожающего содержания. Да потому, что защищаемый участок имеет особый статус – земля общего пользования. Что значит общего? А то, что пользоваться им может не отдельно взятый садовод, а все садоводы, чьи участки расположены в пределах товарищества. Следовательно, сосед, захвативший территорию, нарушает интересы не одного отдельно взятого садовода, а всех садоводов в целом, да и самого товарищества. Садовод, который не может пройти к своему участку из-за перегороженной соседом территории общего пользования, обращаясь в суд, защищает, по сути, не свои интересы. Вернее не только свои. Предметом защиты являются интересы, как говорят юристы, неопределенного круга лиц, общественные интересы. Защищать же общественные интересы законом дано далеко не каждому, во всяком случае, не отдельно взятому гражданину.
Кто же может? Ну, во-первых, прокурор. Статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ указывает, что прокурор уполномочен обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Во-вторых, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (статья 46 Гражданского процессуального кодекса РФ). Здесь уместно сказать о полномочиях органов муниципального земельного контроля, выявивших соответствующие нарушения. Скажем, составлен акт о нарушении земельного законодательства путем самовольного захвата и присоединения территории общего пользования к участку отдельно взятого садовода. Используя этот акт в качестве доказательственной базы, тот же самый орган обращается в суд с требованием об устранении препятствий в пользовании участком, понуждении освободить его. Тут-то иск и будет удовлетворен – с ним в защиту интересов неопределенного круга лиц обратилось надлежащее лицо, представив, что называется, «полный пакет» подтверждающих документов.
Поэтому, если сосед своими воротами, забором, изгородью или просто вываленным мусором мешает проезду по общей аллее садоводства, – не торопитесь в суд. Он откажет в иске, ибо нет у вас права защищать в индивидуальном, частном порядке общую землю. «Осаждайте» лучше компетентные органы – пишите жалобы, заявления, обращения. Они не могут не отреагировать на факты неоднократных нарушений и неоднократных обращений по поводу этих самы нарушений. И они-то, при обращении в суд, будут теми надлежащими истцами, которым и дано право защищать земельные участки общего пользования.
Вернуться в раздел Советы юриста
© 2013 – 2018 Алексей Голубцов, юрист
Адрес: 420133, гор. Казань,
ул. Адоратского, д. 12 (вход через почту)
Что делать и куда обращаться, если сосед сломал забор на даче
Что делать, если сосед ломает забор? Довольно актуальный вопрос, учитывая, что территориальные споры на дачных и приусадебных участках возникают с завидным постоянством. Наиболее распространённая ситуация: один человек устанавливает заграждение, другой пытается его сломать, считая свои права нарушенными. В таких случаях нужно опираться исключительно на нормативно-правовые акты, иначе оба спорщика рискуют быть привлечены к административной, а иногда и к уголовной ответственности. Рассмотрим сложности и нюансы этих вопросов.
Как поступить, если сосед установил забор на моей территории
Возвращаясь после зимнего перерыва на дачу, человек обнаруживает, что предприимчивый сосед снес старое заграждение и установил новый забор, попутно сдвинув его на 2-3 метра вглубь принадлежащего незадачливому дачнику участка.
Ситуация довольно распространённая, но ни в коем случае не стоит хвататься за топор и крушить несанкционированную постройку. Действовать нужно исключительно в рамках закона, и первым делом обратиться к плану межевания, где детально отображено территориальное разграничение. Если сосед действительно покусился на вашу территорию, его можно обязать к переносу установленного забора и восстановлению прежнего ограждения.
Если захватчик не прислушивается к доводам, можно обратиться в территориальное отделение Росреестра. Это государственный орган, в ведении которого находится контроль за земельными наделами. Для проверки жалобы выедет инспектор, который внимательно изучит документы обоих участков.
Если факт правонарушения подтвердится, составляется соответствующий акт, а соседу, самовольно нарушившему границу, выдается предписание о восстановлении территориальной целостности.
В случае, если и эта мера оставлена без внимания, можно обратиться в суд с исковым требованием о вызволении земли из незаконного пользования.
Важно! Для обоснованного судебного решения наверняка будет назначено проведение землеустроительной экспертизы.
По каким нормам возводятся строения на приусадебном участке
Не секрет, что существуют определённые требования даже к правильно установленным заграждениям. Если возведенный забор затеняет грядки или не соответствует требованиям пожарной безопасности, санитарно-бытовым нормам, он также будет нарушать интересы владельцев соседнего участка.
Отметим, что никаких федеральных законов с требованиями по установке заборов в российском законодательстве нет. Однако, этот момент прописан в СНиП 30-02-97, где прописаны требования к планировке и застройке участков, расположенных на территории садовых товариществ. В частности, забор, разграничивающий соседние участки должен пропускать свет и не создавать затенений, допустимая высота не должна превышать 1,5 метра.
Отметим, что это лишь общие значения, прописанные в санитарных нормах и правилах. В каждом регионе могут действовать свои требования к таким заграждениям. Материал изготовления может быть прописан в правилах садового товарищества.
Скачать для просмотра и печати:
Правила расположения строений и их удаленность от соседних участков
- хозпостройки и места складирования бытовых отходов — 8-15 метров;
- баня — 5-8 метров;
- колодец — 8-10 метров.
Для гаражей или стоянок автотранспорта под навесом отдельных нормативов не предусмотрено, поэтому их можно располагать на участке по своему усмотрению.
Что касается забора, то рекомендованные расстояния для его установки будут выглядеть так:
- высокорослые деревья — 4 метра;
- среднерослые деревья — 2 метра;
- кустарники — 1 метр;
- жилой дом — 3 метра;
- хозяйственные постройки, загоны для скота или птицы — 4 метра.
Важно! Замеры проводятся от цоколя здания или самой далеко выступающей его части.
Возведение построек на границе земельного участка
Строительные работы на линии соприкосновения смежных территорий лучше заранее согласовывать с соседями, чтобы избежать неприятностей и имущественных споров в будущем. Если забор или другое строение окажется на соседнем участке, нарушителю грозит административная ответственность.
Кроме этого, на него возлагается обязанность по приведению территории в первоначальный вид, что обычно предполагает демонтаж незаконной постройки.
Если самостоятельно урегулировать вопрос не удается, можно обратиться за помощью в государственные структуры, занимающиеся имущественными и земельными спорами. Такие жалобы рассматриваются в течение 30 дней, после чего заявителю сообщают о вынесенном решении.
Порядок действий
- установить межевые обозначения граничащих точек и поворотных линий;
- уведомить нарушителя об установке нового заграждения в соответствии с составленным планом;
- обратиться в Росреестр для подтверждения факта правонарушения;
- составить исковое требование в суд, если соседи отказываются реагировать на другие уговоры.
Если плана, определяющего границы, нет, план действий меняется:
- опубликовать в местной прессе объявление о проведении межевых работ, чтобы уведомить заинтересованных лиц;
- провести межевание и получить план, чтобы установить границы участка.
Согласие соседей для этого не требуется, данные будут занесены в кадастровый реестр.
Что грозит соседу, сломавшему забор
Здесь многое зависит от причиненного потерпевшему ущерба. Если урон незначительный, нарушитель привлекается к административной ответственности по статье 7.17 КоАП , что предполагает штраф до 500 рублей.
Если речь идёт об умышленном повреждении чужого имущества с причинением значительного вреда, ответственность наступает уже уголовная. Согласно статье 167 УК РФ, виновным может грозить денежный штраф в размере 40 000 рублей или лишение свободы до 2 лет.
В случаях, когда повреждение чужого имущества выполняется общеопасным способом, совершается из хулиганских мотивов, становится причиной гибели по неосторожности или других тяжких последствий, срок заключения может увеличиваться до 5 лет.
Помимо этого, на нарушителя возлагаются обязанности по полному возмещению причинённого ущерба.
Земля общего пользования между соседями
Задайте вопрос юристу бесплатно!
Кратко опишите в форме вашу проблему, юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит в течение 5 минут! Решим любой вопрос!
Все данные будут переданы по защищенному каналу
Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист
Еще вчера вы беспрепятственно проезжали по проселочной дороге к дому, а сегодня на ней стоит забор. Вы не можете попасть на свой участок и не знаете, что делать. Сосед категорически отказывается открыть проезд. Страшная ситуация, не правда ли? Однако с подобными проблемами сталкиваются до 2% жителей территорий частной застройки. Рассмотрим, что является землей общего пользования между соседями и как бороться с ее захватом.
Что относится к землям общего пользования
На территориях, на которых расположена частная застройка, существует несколько вариантов земель:
- государственная (муниципальная);
- частная;
- общего пользования.
Земля общего пользования необходима для того, чтобы собственника (арендаторы, пользователи) земельный участков могли беспрепятственно использовать свои земли.
На территориях частой застройки и садовых (огороднических) участках к землям общего пользования относятся:
- дороги всех видов;
- территории, на которых расположены объекты социально-культурной направленности (парки, скверы);
- участки, предназначенные для удовлетворения нужд жителей (общий колодец).
Что делать, если сосед поставил забор
Популярной ситуацией является установка забора на территории общего пользования. Не всегда такая ситуация нарушает права соседей. Но факт нарушения засчитывается вне зависимости от того, были ли нарушены права соседей.
Пример. Василина разбила палисадник рядом со своим участком. Она оградила его и свою землю общим забором. Хотя ограждение не мешало другим соседям, сотрудники администрации при проверке вынесли штраф за нарушение границ. Женщина пыталась оспорить протокол об административном нарушении в суде. Однако суд подтвердил полномочия сотрудников муниципалитета.
Таким образом, возведение забора на территории общего пользования является нарушением законодательства. Это считается захватом земель муниципалитета. Так как все земли общего пользования, по умолчанию, относятся к муниципальной собственности.
В случае, если такие действия соседей привели к нарушению прав других жильцов, гражданин имеет право инициировать проверку уполномоченных органов. При выявлении факта нарушения виновник будет привлечен к ответственности.
В случае если виновник не устранит нарушение в срок, то штраф будет выписан повторно.
[3]
Что делать, если сосед перегородил дорогу
Дороги относятся к землям общего пользования. Причем речь идет не только о крупных дорогах. Землями общего пользования считаются пешеходные дорожки, межи, тропинки. Захват таких земель также запрещен законом.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Захват дорог может препятствовать проезду других соседей к своему участку, проезду спецтехники. Данный вопрос особенно актуален для крупногабаритной техники (пожарная машина, трактор).
В соответствии Гражданским кодексом, граждане должны осуществлять свои права, не нарушая прав других соседей. Поэтому строго запрещается перекрывать единственную дорогу к участку, захламлять ее мусором или перегораживать забором.
[1]
Что делать, если сосед присвоил землю общего пользования
Однако запрет зачастую не мешает гражданам присваивать землю общего пользования. При просмотре судебной практики можно встретить массу конфликтов, которые основываются на незаконном использовании общих земель.
Для решения проблемы в правовом поле необходимо следовать следующему алгоритма:
- Найти собственника земли.
- Оформить обращение к владельцу земель.
- Обратиться в Росреестр для привлечения виновника к ответственности.
- Обратиться в суд.
Считается, что в подлобной ситуации можно взыскать с виновника моральный вред. На практике подобное практически невозможно. Доказать нравственные страдания от перекрытой территории будет непросто.
Находим собственника земли
В первую очередь необходимо подтвердить, что сосед не является законным владельцем данного участка. Возможно межевые границы его надела установлены таким образом, что спорный участок относится к его собственности.
Кроме того, гражданин вполне имел право заключить с районной администрацией договор аренды и взять недостающую часть надела в аренду на 49 лет. Поэтому не исключено, что он использует его на законных основаниях.
Для выяснения личности собственника необходимо:
- Получить выписку из ЕГРН.
- Сверить информацию по плану застройки (генеральный план застройки можно посмотреть в местной администрации).
Если участок не постановлен на кадастровый учет, а также на него не распространяются права аренды и пользования, то владельцем является местная администрация. В таком случае захват носит фактический характер.
Устранить его можно обращением к собственнику.
Обращаемся к собственнику
После получения документов о фактическом захвате земельного надела, необходимо обратиться к его владельцу. Например, дорога может быть в собственности:
- ТСЖ;
- местной администрации;
- в общей долевой собственности ТЖС.
Информация о захвате оформляется в письменной форме на имя руководителя ТЖС или главы органа местного самоуправления. После чего, они должны принять меры по привлечению виновника к ответственности за незаконный захват земли.
Обращаемся в Росреестр
Если собственник отказывается или не спешит привлекать виновных к ответственности, инициировать вынесение административного наказания могут и граждане. Для этого необходимо обратиться в территориальный отдел Росреестра и сообщить о самовольном захвате земель.
Росреестр – является государственным органом, который уполномочен самостоятельно привлекать к административной ответственности захватчиков земель.
Важно! Обращение в отдел полиции по вопросам, связанным с незаконным захватом земель, не принесет результат. Полиция не уполномочена на возбуждение административного дела по данным вопросам.
Обращаемся в суд
В ряде случаев возможен юридический захват земли. Это незаконное оформление прав на общую землю.
Например, на данном участке располагается единственный подъезд к наделу соседа, а виновник оформил межевания или выкупил землю у ТСЖ. В таком случае спор может быть разрешен только в суде.
Гражданин, права которого нарушены, имеет право подать заявление о прекращении права собственности, внесении изменений в ЕГРН и устранении препятствий в пользовании участком.
При обращении в суд необходимо доказать следующие моменты:
- земля относится к территории общего пользования (землеустроительная экспертиза, анализ кадастровых планов участков и генеральных планов строительства);
- фактические границы не соответствуют официальным (землеустроительная экспертиза).
Заявитель должен установить в иске следующие требования:
- установить границы земельных участков;
- признать результаты межевания неверными;
- признать сделку недействительной (если права на участок возникли на основании выкупа общей земли у ТЖС);
- демонтировать забор (при наличии ограждения).
Ответственность на незаконный захват земель
К незаконному захвату земель относится:
- перенос забора за пределы границ его участка;
- расширение пахотной территории;
- незаконная постройка за пределами межевых границ участка.
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ, к нарушителю применяются следующие меры ответственности:
- для физических лиц – от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости участка (не менее 5 000 р.);
- для должностных лиц – от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости участка (не менее 20 000 р.);
- для юридических лиц – от 2 до 3% от кадастровой стоимости участка (не менее 100 000 р.)
Если кадастровая стоимость участка не установлена, то величина штрафа рассчитывается иначе.
№ п/п | Статус нарушителя | Величина штрафа |
---|
Точная величина штрафа выносится по решению административной комиссии. Однако сумма не может быть меньше минимального размера штрафа, установленного законом.
Споры между соседями относятся к нервным и не простым. Чтобы избежать личного негатива, целесообразно привлечь к разбирательству юриста. Специалист освободит вас от участив в процессе, сам подготовит иск и соберет документы. Просто опишите ситуацию дежурному юристу, и он предложит юридическую помощь.
- В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
- Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!
Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!
Задайте вопрос эксперту-юристу бесплатно!
Задайте юридический вопрос и получите бесплатную
консультацию. Мы подготовим ответ в течение 5 минут!
Все данные будут переданы по защищенному каналу
Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист
Что такое земли общего пользования и что грозит за самовольный захват этих территорий?
Почему земли, владение которыми проходит в режиме общего пользования, возбуждают так много юридических, практических и фактических нюансов в сфере правовых отношений в границах Земельного Кодекса? Попробуем разобраться, какие территориальные зоны могут причисляться к категории ЗОП, какие существуют правила распоряжения ими для всех граждан и как избежать проблем и нарушений собственных прав в делах, касающихся ЗОП?
Что такое ЗОП?
По ассоциации, земли общего пользования (далее – ЗОП) – это те территории, которые принадлежат всем гражданам, как социальные пространства, это территории, которые не имеют частного собственника и не могут его иметь (разве что государство и является этим собственником).
Согласно тому, как эти земли определяют Земельный и Градостроительный Кодексы Российской Федерации, земли общего пользования – это участки и территории, которые используются в качестве путей сообщения (сюда входят дорожные участки, улицы, мостовые, пешеходные территории), в качестве зон отдыха (к примеру, парки, детские площадки, скверы и бульвары), а также зоны для промышленных нужд общественности (свалки, полигоны, территории для переработки мусора).
Согласно закону на ЗОП разрешено возводить капитальные постройки, а также некапитальное строительство. Но при этом строительство должно соответствовать целевому назначению зон ЗОП. Разберемся подробнее в нюансах, связанных с землями, предназначенными для общего пользования.
Земельный кодекс касательно общих территорий
Этот тип землепользования, как и любой существующий, упомянут в Земельном Кодексе Российской Федерации, так как именно он регулирует и регламентирует все вопросы, связанные с использованием земельных ресурсов нашей страны.
В статье №85 ЗК РФ упоминаются ЗОП.
Согласно этой статье земли общественного пользования могут входить в состав различных территориальных зон, но ни в каком случае не подлежат приватизации. Также по этой статье к ЗОП причисляются площади, улицы и проезды, автодороги и трассы, территории набережных, бульваров, водные объекты и пляжи.
Нарушения пользования ЗОП регулирует статья 7.1 глава 7 КоАП РФ. Под нарушением в ней подразумевается самовольный захват земель общего пользования. Об этом далее.
Самовольный захват ЗОП – чем грозит?
Поговорим подробнее о самовольных захватах. Как уже было сказано в предыдущем пункте, все нарушения касательно ЗОП должны быть предусмотрены законом нашей страны.
Такой вид нарушения землепользования как самовольный захват территории, предназначенной для общего пользования, причисляется к административному правонарушению и регулируется статьей 7.1 главы 7 Кодекса Административных Правонарушений РФ.
Расследования по этому правонарушению проводят государственные федеральные инспекторы, специализирующиеся на использование и охране тех ЗУ, которые внесены в Росреестр. Статья, регламентирующая это нарушение называется «Самовольное занятие земли».
По ней занятие ЗОП по собственной воле в случаях, если на это не имеется документов, которые предусмотрены законом (или в случаях, если отсутствуют документы на разрешение хозяйственной деятельности), влечет за собой административную ответственность. А именно, штраф для физического лица в размере 500-1000 рублей, для должностного лица от 1000 до 2000 рублей и для юридического лица от 2000 до 20 000 рублей.
Помимо этого, касательно самозахвата действует статья №21 главы 23 Кодекса Административных Правонарушений РФ, которая именуется «Органы, выполняющие государственный контроль за эксплуатацией и охраной земельных участков».
Органы, отмеченные в этой статье, имеют особое право рассмотрения тех дел, которые касаются ситуаций, предусмотренных в статьях 7.10, 7.2 (часть 1), 7.1 (в объеме самовольной уступки права использования участка и мены земли), а также в статьях 8.8., 7.34 КоАП РФ.
Этими органами государственной службы являются следующие:
[2]
- Главный государственный инспектор Российской Федерации по охране и эксплуатации земли, а также его заместители.
- Главные государственные инспекторы отдельных регионов РФ по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.
- Главные городские и районные госинспекторы по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.
Примеры самозахвата
Обратимся к ситуациям, в которых самовольно захватываются ЗОП, к чему они могут привести и почему эти ситуации не являются законными.
Сосед захватил часть дороги, поставив гараж
Постройки, как известно и понятно каждому, должны находиться на территории земли их владельца, причем по указанным нормам, соблюдая все отступы согласно пожарной безопасности и другим нормам.
Строительство гаража не требует разрешения, не подведено какому-либо контролю, но гараж, тем не менее, должен находиться в границах ЗУ. Но бывают такие случаи, когда хозяин построил гараж так, что его часть выходит на дорожную зону, являющуюся ЗОП, что незаконно и является поводом для обращения в Росреестр.
Незаконная установка забора на ЗОП
На сайте Росреестра предоставлена информация о деятельности организации и их борьбе с правонарушениями.
На их сайте можно найти много примеров незаконного обращения с ЗОП.
Один из них заключался в том, что в Оренбургской области мужчина обнес свой земельный участок забором, захватив часть дороги, из-за чего движение по ней стало затруднительным.
Хозяин участка может либо выплатить штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, либо получить право на расширение участка, чтобы избежать сноса забора. Такой поступок является правонарушением, так как по ЗК РФ, огораживая свой земельный участок, владелец должен сделать отступ перед проезжей частью, в противном случае, дверь/калитка должна открываться в сторону участка, а не на дорогу. Выносить же забор за пределы ЗУ – противозаконно.
Незаконное строение
Если положение гаража на участке не регламентировано, то хозяйственные постройки некапитального типа и капитальные строения обложены правилами расположения их на участке, постройка дома вообще требует разрешения на строительство.
Именно поэтому строение вне участка, находящегося не в личной собственности, а на ЗОП является существенным правонарушением. Поэтому, когда сосед решил возвести посреди дороги сарай – это повод обратиться за проверкой.
Перегородили дорогу, нет доступа на земельный участок
Дорога и подступ к дому – общественная зона, преграждение пути по ней чем угодно – гаражом, забором, собачьей будкой или сараем – это незаконно.
Самозахват жилого помещения и участка общедолевой собственности
Перед тем, как рассмотреть такой пример, ознакомимся с понятием общедолевой собственности. Этот вопрос регулирует уже Жилищный Кодекс Российской Федерации, статьи 37 и 162.
По ЖК РФ, общедолевая собственность – это такие места общего пользования (имущество в том числе), которые принадлежат собственникам помещений многоквартирного дома, при условии что доля общедолевой собственности пропорциональна площади квартиры собственника, а также при условии, что выдел и отказ от этих долей запрещен по закону.
Что касается состава общедолевого имущества, то к нему можно отнести:
- помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном;
- территории крыш;
- ограждающие ненесущие и несущие конструкции многоквартирного;
- земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
Так вот, что касается примера, то в практике часто случается, когда один из жильцов производит захват общего имущества в многоквартирном доме.
Например, сосед самовольно захватил колясочную и, установив стену, включил ее в площадь своей квартиры. Это произошло без сбора подписей соседей, а также без получения на то разрешения. Такое случается часто, в большинстве случаев – безнаказанно.
Куда обращаться и жаловаться, при неправомерных действиях правообладателей земельных участков?
Что же делать в том случае, если были замечены, непосредственно коснулись или мешают жить совершенные неправомерное действия по отношению к ЗОП, и какие органы контролируют процесс правосудия относительно таких нарушений. Начнем с того, что саму ситуацию, согласно Земельному Кодексу РФ, должны держать под контролем следующие органы и лица:
- Госземконтроль (это уполномоченный государственный орган).
- ОМС или Земельный контроль муниципалитета (он должен быть уполномоченным ОМС).
- Органы, которые осуществляют территориальное общественное самоуправление, либо иные объединение/организации, носящие общественный характер, и Земельный контроль общественного направления (куда входят гражданские лица, заинтересованные в проблеме).
- Субъекты землепользования, к которым причисляются владельцы, собственники, пользователи, арендаторы (в период выполнения ими хозяйственной деятельности). Иными словами – Земельный контроль производственного направления.
По законодательству, основываясь на постановлении Правительства РФ №689 от 15 ноября 2006 «О земельном государственном контроле», чтобы обратиться в связи с нарушением пользования землями общего пользования, нужно лишь подать обращение, либо жалобу от юридического или физического лица в Управление Росреестра.
Это заявление/обращение будет являться основанием для начала проверки указанного участка, на котором произведены нарушения, касающиеся землепользования.
Как писать заявление, как предоставить доказательства?
Согласно информации, предоставленной Управлением Росреестра, заявление можно подать несколькими разными способами:
- В офисах Росреестра и Кадастровой палаты. Для этого необходимо узнать на сайте о расположении офисов и их приемных часах.
- Почтовым отправлением. Документ можно отправить в главный офис, либо в территориальное отделение, адреса которых также можно легко найти на сайте.
- В МногоФункциональных Центрах.
- Заказать выездное обслуживание. Услуга на безвозмездной основе пока что предоставляется лишь ветеранам войн и инвалидам 1 и 2 групп.
- В электронном виде через личный кабинет на сайте Росреестра.
Воспользовавшись одним из указанных способов, необходимо заполнить заявление по указанной форме, которую также взять на сайте Росреестра. Доказательствами считаются фото/видеоматериалы, которые необходимо приложить к заполненному заявлению.
Незаконный захват участка в СНТ
Заселение до получения надела в аренду, без права пользования им или вообще заселение на чужой/бесхозный участок – такие могут возникнуть проблемы в садовых товариществах.
Также в СНТ существуют пожарные водоемы или, например, общественные колодцы – обнесение их забором без возможности пользоваться ими у членов СНТ – это неправомерное действие, за которым следует юридическая ответственность.
Захламление общих территорий
Когда ЗОП используются в качестве свалки, это незаконно по нескольким причинам. Во-первых, такие свалки могут служить преградой для использования ЗОП по назначению. А во-вторых, свалки – это достаточно вредные территории, и, если они находятся в местах, для них не предназначенных, это может обернуться вредом здоровью граждан и экологии. В захламлении сложно искать виновное лицо, так как к нему могут быть причастны многие граждане.
Как оформить в собственность (приватизировать) участок ЗОП?
Для этого до того, как начать им распоряжаться, необходимо подать ходатайство на получение права расширения участка и приватизации ЗОП. Этот процесс имеет нюансы, так как получение разрешения зависит от того, какое имеет предназначение желаемая зона.
Незаконное выделение и регистрация земельного участка в СНТ
Все участки СНТ для регистрации их на владельца должны быть приватизированы, оформлены в управлении СНТ.
Этапы для получения участка проходят через государственные организации, но если случилось так, что это было сделано незаконно, соседи и члены садового товарищества могут смело оформлять коллективную жалобу или одиночные заявления в Управление Росреестра.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Для того, чтобы пользование ЗОП не причиняло неудобств гражданам, необходимо знать о правилах пользования ими и правах на эти территории, которые принадлежат самим гражданам.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления
В статье собрана самая важная информация на тему: «Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления» и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.
Статья 8 федеральнго закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ»
1. Принятые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации формы разрешения на строительство признаются действительными до установления Правительством Российской Федерации формы разрешения на строительство.
2. До установления Правительством Российской Федерации формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию определяется уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
3. Разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим или юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, признаются действительными.
4. До 1 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Комментрий к Статье 8
ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО
Что такое разрешение на строительство
Разрешение на строительство — документ, подтверждающий соответствие проектной документации, требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектами межевания и планировки территории при производстве реконструкции или строительства объекта капитального строительства. Разрешение на строительство даёт право на производство строительно-монтажных работ.
Как мы получаем разрешение на строительство
В случае, если ПЗЗ участка соответствуют целям застройки, мы получаем градостроительный план земельного участка, если показатели участка не соответствуют требуемым, мы проводим процедуру изменения ПЗЗ участка.
Разрабатываем проект для АГР и получаем положительное заключение по нему в Архитектурной комиссии г.Москва. Подробнее про согласование АГР тут.
Разрабатываем схему организации земельного участка со всеми необходимыми элементами, при необходимости делаем проект организации строительства.
Проводим экспертизу проектной документации, сверяем с актуальными нормативами и нормативно-правовыми актами, при необходимости исправляем выявленные недочеты и несоответствия.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Регистрируем разработанную и собранную документацию в Информационной Системе Обеспечения Градостроительной Деятельности г.Москва.
Далее, подаем полный список проверенных нами документов и сопровождаем процесс принятие решения, при необходимости дополняя собранные материалы.
Необходимые документы для получения разрешения на строительство в Москве
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Для получения разрешения застройщик направляет заявление, к которому прикрепляет следующие документы :
Не требуется разрешение при строительстве следующих объектов:
- не капитальное строительство : киоски, навесы, и т.д. ;
- строения вспомогательного использования;
- при изменении объектов капитального строительства, в случае, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надёжности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешённого строительства;
- при проведении капитального ремонта в объектах капитального строительства;
- строительства и реконструкции буровых скважин, в случае наличия согласованного проекта проведения работ, связанных с использованием недр земли.
Время действия разрешения на строительство и условия продления
Застройщик в течении 10 дней после получения разрешения обязан передать в органы исполнительной власти, информацию о параметрах планируемого объекта, об инженерных сетях, экземпляр копии результатов изысканий и по одному экземпляру копии проектной документации. Разрешение выдаётся на срок, предусмотренный проектом организации строительства. Разрешение на ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) выдаётся сроком на 12 лет. Возможно продление сроков организации и проведения работ, в таком случае необходимо за 60 дней до окончания действия разрешения подать заявление на продление в орган исполнительной власти, который выдал разрешение. В продлении будет отказано, если работы не начались до истечения срока подачи такого заявления. Срок действия разрешения на строительство сохраняется в случае смены собственника.
Если образуется новый земельный участок по причине раздела текущего земельного участка, в отношении которого выдано разрешение, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на вновь образованные земельные участки может осуществлять строительство с соблюдением установленных норм и требований, однако лишь при условии получения градостроительного плана на образовавшийся земельный участок, так как ранее выданный план теряет свою юридическую силу со дня выдачи нового ГПЗУ на один из образовавшихся участков.
Основания для прекращения действия разрешения :
- принудительное прекращение права собственности на земельный участок;
- отказа от права собственности и иных прав на участок;
- расторжения договора аренды и иных договоров, которые устанавливают право на собственность;
- прекращения права пользования недрами, в случае если разрешение выдано на участке, предоставленном пользователю недр, необходимом для ведения работ, связанных с недрами;
- уведомление исполнительного органа государственной власти принявшего решение о прекращении прав на участок;
- уведомление исполнительного органа РФ о прекращении прав на пользование недрами.
Как получаем разрешение мы
У нас большой опыт по получению разрешений на строительство объектов разного типа, от промышленных до жилых домов. Наличие большого штата проектировщиков и необходимых допусков и разрешений позволяет нам собственноручно производить тщательную проверку документации на предмет соответствия актуальным нормативно-правовым актам. Мы проводим экспертную оценку, выносим заключение, при необходимости дорабатываем проект и после чего отправляем полный перечень необходимых документов на получение разрешения на строительство.
Благодаря большому числу полученных разрешений мы заранее знаем, на какие аспекты стоит обратить особое внимание, и в какие инстанции отправится на дополнительную проверку ваша документация. Мы готовы предложить вам эту услугу под ключ, ведь наша техническая и кадровая база позволяет провести полный спектр работ, направленных на результат : от проведения изысканий до получения разрешения.
Полномочия по выдаче разрешений на строительство стали прозрачными
18 июля Президент России подписал Федеральный закон № 224ФЗ, вносящий изменения в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в частности в ст. 51 «Разрешение на строительство».
Изменения затронули те части ст. 51 ГрК РФ, которые касаются выдачи разрешения на строительство и полномочий соответствующих органов на это.
Как и прежде, разрешение будут выдавать органы местного самоуправления по месту нахождения участка. Однако исключений из этого правила стало больше.
Согласно старой редакции ст. 51 ГрК РФ право выдавать разрешения на строительство на земельных участках, на которые не распространялось действие градостроительного регламента или для которых такой регламент не устанавливался, имели федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления в рамках их компетенции.
Эти властные структуры выдавали также разрешения на строительство объектов федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускалось изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Теперь полномочия различных органов власти прописаны в ГрК РФ подробно (см. таблицу).
Кто выдает разрешение на строительство в случае осуществления строительства/реконструкции
Вид объекта (объектов)
Местоположение объекта
и другие условия
Кто выдает разрешение
Новая редакция ч. 5 ст. 51 ГрК РФ
Объект капитального строительства
На земельном участке, расположенном в границах ОЭЗ
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на управление ОЭЗ
(в настоящее время — Минэкономразвития России)
На участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых)
Федеральный орган управления государственным фондом недр
Объект использования атомной энергии
Уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии
и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок*
Гидротехнические сооружения первого и второго классов
Устанавливаемые в соответствии с законодательством
о безопасности гидротехнических сооружений
Соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
Аэропорты, иные объекты авиационной инфраструктуры
Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования
Посольства, консульства и представительства РФ за рубежом
Объекты обороны и безопасности
Объекты космической инфраструктуры
Объекты, обеспечивающие статус и защиту государственной границы РФ
Объекты, сведения о которых составляют гостайну
Линии связи при пересечении государственной границы РФ, на приграничной территории РФ
Объекты, строительство/реконструкция которых планируется на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, исключительной экономической зоне РФ
Объект культурного наследия
При проведении работ по сохранению объекта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта
Исполнительные органы государственной власти, осуществляющие функции в области охраны культурного наследия
в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
Строительство/реконструкция объекта планируется в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебнооздоровительных местностей и курортов)
Федеральный орган исполнительной власти, орган госвласти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 01.12.2007 № 310ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года
в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Новая редакция ч. 6 ст. 51 ГрК РФ
Объект капстроительства (линейный объект)
Строительство планируется на территориях двух
и более субъектов РФ, в том числе линейного объекта —на территории закрытого административнотерриториального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ;
Планируется реконструкция объекта капстроительства, расположенного на территориях двух и более субъектов РФ, в том числе линейного объекта, расположенного на территории ЗАТО, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
Строительство планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов). Планируется реконструкция объекта капстроительства, расположенного на территории двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов)
Орган исполнительной власти субъекта РФ
Строительство планируется на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района
Орган местного самоуправления муниципального района
Планируется реконструкция объекта капстроительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района
[3]
*В прежней редакции ст. 51 ГрК РФ за названной организацией также было закреплено данное право.
Отметим, что если ранее никаких, кроме установленных Градостроительным кодексом, исключений из правил выдачи разрешений на строительство органами местного самоуправления не предусматривалось, то теперь законодатель закрепил возможность их пересмотра федеральными законами.
Еще одна важная новелла этого закона — установление порядка пересмотра или прекращения действия разрешения на строительство в случае перехода права на земельный участок или объекты капитального строительства.
В соответствии с внесенными в статью новыми ч. 21.1—21.16 на основании решений уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органов власти действие разрешения может быть прекращено в случае:
— принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
— отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
— расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
— прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Такое решение должно быть принято в течение 30 рабочих дней со дня прекращения прав на земельный участок или права пользования недрами.
Решение о прекращении действия разрешения на строительство также будет приниматься при получении уполномоченными органами одного из следующих документов:
— уведомления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на земельный участок;
— уведомления исполнительного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении права пользования недрами.
Однако по общему правилу ч. 21 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок сохраняется, за исключением вышеперечисленных случаев. В связи с этим в новой ч. 21.5 данной статьи уточняется, что физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на нем в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.
Очень важным новшеством ст. 51 ГрК РФ является урегулирование вопросов использования полученных разрешений на строительство в случаях образования земельных участков в результате объединения или разделения.
Согласно новым ч. 21.6 и 21.7 ст. 51 ГрК РФ при образовании земельного участка путем объединения нескольких земельных участков, в отношении которых или одного из которых было выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на такой участок, может осуществлять на нем строительство на условиях, содержащихся в разрешении.
В случае когда образованный участок появился в процессе раздела, перераспределения или выдела земельных участков, в отношении которых было выдано разрешение на строительство, и новый правообладатель сможет воспользоваться таким разрешением, но только у него появится обязанность по соблюдению требований о размещении объекта. Для этого ему будет необходимо получить градостроительный план вновь образованного участка, на котором планируется строительство или реконструкция объекта капстроительства.
Со дня выдачи нового градостроительного плана на один из образованных участков ранее выданный план утрачивает силу.
Для недропользователей также есть важное дополнение — при переоформлении лицензии на пользование недрами новый пользователь вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капстроительства на земельном участке в соответствии с ранее выданным разрешением на строительство.
Обратим внимание на то, что и физические, и юридические лица, приобретшие право на земельные участки или у которых возникло право на образованный земельный участок при объединении нескольких участков/делении участка, должны письменно уведомить органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, о возникшем у них праве и представить копии соответствующих правоустанавливающих документов. Правда, срок для исполнения данной обязанности для них не предусмотрен.
В уведомлении должны быть указаны реквизиты:
— правоустанавливающих документов на приобретенные земельные участки;
— решения об образовании земельных участков, если такое решение принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления;
— градостроительного плана земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, в случае когда вновь образованный участок был получен в процессе раздела, перераспределения или выделения;
— решения о предоставлении права пользованиями недрами и решения о переоформлении лицензии — для недропользователей.
Новые правообладатели копии этих документов могут представить в соответствующие органы одновременно с уведомлением. Если они не будут представлены, то их все равно запросят, только уже не у заявителя, а у соответствующих органов власти. Но если в ЕГРП не окажется сведений о правоустанавливающих документах на земельный участок, копию таких документов будет обязан представить заявитель. Данная норма начнет действовать только с 1 июля 2012 г. Так что заявителям в течение девяти месяцев (с 1 октября 2011 г. до 1 июля 2012 г.) необходимо будет самим представлять копии названных документов. Непредставление заявителем копий документов в течение указанного срока будет являться основанием для отказа в принятии решения о внесении изменений в разрешение на строительство.
На все эти операции уполномоченного органа законодатель отвел только десять рабочих дней. Именно в течение этого срока должно быть принято решение о внесении изменения в разрешение на строительство.
Перечень оснований для отказа во внесении изменений в соответствующее разрешение установлен исчерпывающий. Отказ возможен в трех случаях:
1) при отсутствии в уведомлении реквизитов вышеуказанных документов или отсутствии копии правоустанавливающего документа на земельный участок;
2) изза недостоверности сведений, указанных в уведомлении, об образовании земельного участка;
3) изза несоответствия планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана.
В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия разрешения на строительство или о внесении изменений в него уполномоченные органы должны будут уведомить о нем:
— органы, осуществляющие государственный строительный надзор;
— орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по месту нахождения земельного участка;
— застройщика — при принятии решения о внесении изменений в разрешение.
Закон вступил в силу со дня его официального опубликования — 22 июля 2011 г., за исключением ч. 21.1—21.16 ГрК РФ, которые начнут действовать с 1 октября 2011 г.
Отметим важный переходный момент, который законодатель оговорил отдельно.
Если разрешение на строительство выдано до вступления в силу Федерального закона № 224ФЗ иными органами власти, чем теперь установлено, такое разрешение признается действительным. Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта в таком случае должен будет выдать орган, выдавший разрешение на строительство.
Получение разрешения на строительство
Осуществление строительных работ возможно только на основании разрешительной документации. Земельным кодексом (ЗК) РФ (ст. 40 и 41) закреплено право возведения объектов недвижимости: сооружений, жилых и нежилых зданий для всех собственников, пользователей земли и арендаторов земельных участков.
Разрешение на строительство – это административный документ, дающий застройщику право на осуществление строительства или реконструкции объектов, а также подтверждающий соответствие проекта требованиям градостроительного плана для земельного участка. Его необходимо получать в большинстве случаев, за исключением тех, которые предусмотрены Градостроительным кодексом (ГрК) РФ.
Начиная с 01.01.2010 г. разрешение на строительство на всех земельных участков, для которых действуют нормы градостроительных регламентов, не может быть выдано без учета положений Правил застройки и землепользования. Вопросы, относящиеся к регулированию строительной деятельности, регламентируются Гражданским кодексом (ГК) РФ, ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» и другими нормативно-правовыми актами.
В ГК РФ, в ст. 263, п. 1 отмечается, что собственник участка земли может возводить на нем, перестраивать или сносить здания и сооружения, а также разрешать другим лицам проводить указанные работы на принадлежащем ему участке. строительство на своем участке другим лицам. Реализовать эти права можно с учетом всех строительных и градостроительных правил и норм, в соответствии с назначением конкретного земельного участка.
Кем выдается разрешение на застройку?
Если на земельный участок не распространено действие градостроительных регламентов, разрешение на строительство в зависимости от уровня компетенции может выдаваться:
- федеральным органом исполнительной власти;
- территориальным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (АР, АО, края, области);
- местным органом самоуправления.
При осуществлении строительства на территории морского порта разрешение выдается капитаном порта, основываясь на ст. 76 Кодекса торгового мореплавания РФ.
Во всех остальных случаях получать данный документ нужно в территориальном органе архитектуры и градостроительства либо в отделе или ином подразделении архитектуры и градостроительства органа местного самоуправления, к которому относится земельный участок. Статьей 8 ГрК РФ определяется, что разрешение на строительство на территории городского округа либо поселения выдается органами самоуправления на местах, а на межселенных территориях – местными органами самоуправления муниципального района.
На нашем сайте Вы найдете другие материалы по теме, например, здесь описана процедура приватизации дома и земельного участка.
А здесь подробная статья про то, как проходит дарение доли земельного участка.
Предусмотрено исключение для выдачи разрешения для объектов федерального, регионального либо местного значения, в процессе размещения которых возможно изъятие земельных участков, в частности, с помощью выкупа. К таким объектам относят:
- объекты федеральных, а также региональных энергетических систем;
- атомной энергетики;
- безопасности и обороны;
- федерального и регионального транспорта, связи и информатики;
- космической деятельности;
- объекты, обеспечивающие охрану Государственной границы;
- линейные объекты, необходимые для обеспечения деятельности естественных монополий;
- муниципальные объекты газо-, водо-, электро- и теплоснабжения;
- мосты, автодороги и другие транспортные инженерные сооружения.
Для этих объектов разрешение также выдается органами, относящимися к соответствующему уровню компетенции (федеральными, региональными либо местными).
Порядок получения разрешения
Строение, возведенное на участке, не предусматривающем застройку, созданное без необходимых разрешений либо с нарушениями строительных, а также градостроительных правил и норм, считается самовольной постройкой, которой нельзя распоряжаться, в том числе и сдавать в аренду. И поэтому перед началом строительства нужно обязательно получить разрешение.
Для этого застройщик (заказчик) должен совершить следующие процедуры:
- подать в орган архитектуры и градостроительства заявку на выдачу архитектурно-планировочного задания с приложением к ней правоустанавливающего документа на участок земли либо разрешения собственника земельного участка на осуществление проектирования на данном участке;
- получить подготовленное архитектурно-планировочное задание, содержащее требования градостроительной документации, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические требования к объекту, требования в отношении охраны историко-культурных памятников, при необходимости – указание на особые условия осуществления строительства, требования по соблюдению прав физических и юридических лиц, которые могут быть затронуты в результате строительства;
- заказать архитектурный проект в соответствии с архитектурно-планировочным заданием (согласно ст. 3 п. 1 ФЗ об архитектурной деятельности);
- получить разрешение в органе архитектуры и градостроительства (либо в территориальном органе Госархстройнадзора) на выполнение строительно-монтажных работ (СМР). Такие разрешения могут быть двух видов:
- на осуществление всех видов СМР по данному объекту;
- на выполнение отдельных СМР (подготовительные, земляные работы, прокладка коммуникаций, возведение фундамента, и т.п.).
Срок действия разрешения устанавливается с учетом времени, требуемого для строительства или выполнения отдельных видов СМР. При необходимости оно может быть продлено в недельный срок с момента истечения предыдущего срока.
При передаче разрешения на СМР другому лицу или иных изменениях в договоре подряда на строительство эти изменения нужно перерегистрировать в инспекции Госархстройнадзора в течение 3-х недель.
Перечень документов для получения разрешения на строительство
ГрК РФ устанавливает такой перечень документов:
- правоустанавливающий документ на участок земли, где будет осуществляться строительство;
- градостроительный план данного участка;
- проектная документация;
- в установленных ГрК РФ случаях — положительное заключение по результатам государственной экспертизы либо государственной экологической экспертизы проектной документации;
- при наличии отклонений от предельных параметров в разрешении – соответствующее разрешение;
- согласие всех собственников (правообладателей) реконструируемого объекта — при проведении реконструкции.
В случае строительства индивидуального жилого дома застройщик прилагает к заявлению только документы на участок земли, градостроительный план участка и схему планировочной организации, где обозначено размещение строительного объекта.
Отказ в выдаче разрешения
В ГрК предусмотрен перечень оснований для возможного отказа в выдаче запрошенного документа:
- при отсутствии всех необходимых документов;
- несоответствие документов требованиям градостроительного плана или требованиям в отношении отклонения от предельных параметров строительства либо реконструкции, а для объекта индивидуального жилищного строительства проверяется на соответствие градостроительному плану схема планировочной организации участка.
Кроме того, застройщик может получить отказ в выдаче разрешения на введение готовой постройки в эксплуатацию, если он не предоставит в течение 10 дней органу, выдавшему разрешение на строительство, документы, нужные для размещения в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности сведений о земельных участках, которые подлежат застройке или застроены.
Случаи, не требующие разрешение на строительство:
- строительство гаража на земельном участке, не связанное с последующим осуществлением предпринимательской деятельности;
- строительство на участке необходимых сооружений для дачного хозяйства или садоводства;
- объектов, не относящихся к объектам капстроительства (навесы, киоски);
- вспомогательных сооружений и строений (теплицы, парники, бани, сараи и др.);
- изменения строительных объектов либо их частей, не влияющие на их конструктивные параметры, характеристики надежности и безопасности.
Субъекты РФ дополнительно могут устанавливать и иные объекты, для которых разрешение на осуществление строительства не требуется.
Сроки получения разрешения на строительство
При поступлении заявления от застройщика о выдаче разрешения для строительства объекта разрешение выдается в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением объектов, которые подпадают под действие части 11 пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса. А именно:
- не является линейным объектом;
- возведение будет выполняться в пределах территорий исторических поселений федерального или регионального значения;
- не имеет заключения о требовании к определенным архитектурным решениям, установленным применительно к территории строительства, или в заявлении застройщика на получение разрешения нет указания на применение типового архитектурного решения;
В этом случае уполномоченные органы осуществляют:
Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.
- На протяжении 3 дней выполняется проверка наличия необходимых документов. В Москве и Санкт-Петербурге поданный совместно с заявлением раздел проекта возводимого объекта в части архитектурного облика здания отправляется в уполномоченный орган исполнительной власти. При отсутствии указанного документа следует отказ о выдаче разрешения. В других регионах вопрос о необходимости согласования архитектурного облика возводимых зданий и сооружений решают на свое усмотрение, в некоторых регионах отсутствует требование по согласование архитектурного облика.
- Выполняется проверка соответствия проекта положениям градостроительного плана, разрешенным отклонениям от предельных параметров, если таковые имелись, а также красным линиям.
- В тридцатидневный период, отсчитываемый со дня регистрации заявления, следует получение запрашиваемого разрешения на строительство. Возможен мотивированный отказ в его выдаче.
Выдача разрешения на строительство производится соответствующими уполномоченными органами бесплатно.
В трехдневный срок со дня выдачи разрешительного документа, органы и уполномоченные организации, задействованные в выдаче разрешения на строительство, отправляют копию документа в орган исполнительной власти РФ или субъекта РФ, курирующего государственный надзор за строительством.
Уполномоченным Правительством РФ федеральным исполнительным органом в тридцатидневный срок проводятся проверки соответствия или несоответствия выданных разрешений на строительство существующим ограничениям по использованию недвижимых объектов, расположенных в приаэродромной зоне.
При определении случаев нарушения ограничений упомянутая организация направляет предписание об остановке действия разрешений на строительство в определенные органы исполнительной власти.
Исполнительная власть, уполномоченная на охрану объектов культурного наследия, рассматривает архитектурный раздел проекта будущего объекта в 25 — дневный срок с момента получения документации. Затем она отправляет заключение о наличии или отсутствии соответствия раздела проектной документации охране исторических мест и требованиям к архитектурным направлениям, регламентируемым градостроительным кодексом в организацию, отвечающую за выдачу разрешения на строительство. Направление и передача документации между указанными органами и организациями производится в границах межведомственного информационного взаимодействия.
Получение разрешения на отдельные этапы строительства или реконструкции зданий по заявлению застройщика также возможно и выполняется соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти федерального назначения, органами субъектов РФ, местными органами самоуправления, корпорацией «Роскосмос» или организацией, курирующей применение ядерной энергии для военных целей.
Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.
Главная | Градостроительный кодекс РФ | Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Не требуется предоставление градостроительного плана земельного участка для ввода объекта в эксплуатацию в случае, если разрешение на строительство выдано до введения в действие настоящего Кодекса, а также в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ. При этом правила пункта 2 части 6 статьи 55 настоящего Кодекса не применяются (Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ).
3. К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
Положения пункта 6 части 3 статьи 55 не распространяются на проектную документацию объектов капитального строительства, утвержденную застройщиком (заказчиком) или направленную им на государственную экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, и на отношения, связанные со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства в соответствии с указанной проектной документацией (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
Положения пункта 9 части 3 статьи 55 не распространяются на проектную документацию объектов капитального строительства, утвержденную застройщиком (заказчиком) или направленную им на государственную экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, и на отношения, связанные со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства в соответствии с указанной проектной документацией (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ)[2]
Положения части 3.1 статьи 55 не распространяются на проектную документацию объектов капитального строительства, утвержденную застройщиком (заказчиком) или направленную им на государственную экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, и на отношения, связанные со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства в соответствии с указанной проектной документацией (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
Положения части 5 статьи 55 не распространяются на проектную документацию объектов капитального строительства, утвержденную застройщиком (заказчиком) или направленную им на государственную экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, и на отношения, связанные со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства в соответствии с указанной проектной документацией (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 N 40 (ред. от 29.12.2008) форму разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливает Министерство регионального развития Российской Федерации.
О Форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию см. Постановление Правительства РФ от 24.11.2005 N 698.
12. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:
НОВОСТИ
Выдача разрешения на строительство
Законодательство:
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением установленных Градостроительным Кодексом Российской Федерации случаев, а именно:
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы, организация, корпорация в течение семи рабочих дней (за исключением установленных ГрК РФ случаев) со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением установленных градостроительным кодексом Российской Федерации случаев, проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство и соответствия их установленным Градостроительным Кодексом Российской Федерации требованиям и выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В случае, если подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, который не является линейным объектом и строительство или реконструкция которого планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, и к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложено необходимое заключение, либо в заявлении о выдаче разрешения на строительство не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция объекта капитального строительства, уполномоченные органы, организация, корпорация проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство и соответствия их установленным градостроительным кодексом Российской Федерации требованиям и в течение тридцати дней со дня получения указанного заявления выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Видео (кликните для воспроизведения). |
По заявлению застройщика уполномоченные органы, организация, корпорация могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции. выдача разрешения на строительство осуществляется без взимания платы.
Источник https://roskvartal.ru/zemelnyy-uchastok/11932-mogut-li-zhiteli-sosednih-domov-trebovat-demontazha-zabora-vokrug-mkd
Источник https://cinemafoodfest.ru/sosed-postavil-zabor-na-zemle-obshhego-polzovaniya/
Источник https://xn—-ptbecigfbg1bye.xn--p1ai/razreshenie-na-stroitelstvo-vydaetsya-organom-mestnogo-samoupravleniya/