Содержание
Антифриз для системы отопления загородного дома – выбираем какой лучше, пошаговая инструкция по замене антифриза
Разбираем вопрос, что использовать в качестве теплоносителя — воду или антифриз? Какие существуют альтернативы, каковы их характеристики, цены, а также многое другое, в нашей статье.
Антифриз — это водные растворы некоторых соединений, которые не замерзают даже при очень сильном морозе. Аналогичными продуктами пользуются автомобилисты, и они используют еще одно название — «незамерзайка». Особенно востребован антифриз для системы отопления загородного дома. Что это за средство и можно ли без него обойтись?
Чем антифриз отличается от воды
Если в частном доме живут постоянно, систему отопления рекомендуется заполнять дистиллированной водой. Если же есть вероятность, что такой теплоноситель замерзнет, используют антифризы. Одно из достоинств продукта в том, что трубы и радиаторы можно не опорожнять, даже если зимой в доме никто не будет жить. При заполнении труб водой сделать это придется, поскольку из-за расширения вследствие кристаллизации трубопровод может лопнуть.
Основное преимущество антифризов в сравнении с водой — низкая температура их замерзания. Как правило, растворы, используемые в частных домах, рассчитаны на работу при нижнем пороге температуры -65…-30 °С. У некоторых продуктов этот порог достигает -70 °С. Но даже если температуры ниже, вещество не затвердевает, а переходит в желеобразное состояние и характеризуется меньшим показателем расширения, чем вода. После размораживания «незамерзайка» не утрачивает эксплуатационных свойств. Это лишает владельца дома переживаний относительно того, что при сильных морозах трубы и котел повредятся, а при последующем повышении температуры дом затопит.
Еще один недостаток воды в том, что она вступает в реакцию с металлами, и вызывает их постепенное разрушение, или коррозию. В процессе подогрева образуется накипь, оседающая на внутренних стенках труб и радиаторов, других узлов.
Антифризы обычно содержат специальные вещества — присадки, которые препятствуют образованию известковых отложений и помогают продлить срок службы металлических поверхностей. В то же время, действующие вещества, применяемые при производстве антифризов, в большинстве своем довольно агрессивные вещества. Они также способны разрушать элементы системы отопления. Чтобы этого не происходило, в состав включают присадки.
Цены на популярные модели радиаторов отопления
Но у антифризов есть и недостатки в сравнении с водой:
- высокая вязкость, из-за которой требуется установка более мощного насосного оборудования;
- теплоемкость на 15% ниже, что влияет на теплоотдачу;
- потребность в более тщательной герметизации соединений;
- чрезмерная токсичность некоторых продуктов;
- необходимость в утилизации веществ, что может составить определенные проблемы;
- образование твердого осадка, из-за которого система забивается, разрушается, образуется нагар в котле;
- высокая стоимость — 20-30 у. е. за 20 л.
Таблица 1. Сравнение свойств антифриза и воды.
Параметры | Вода, % | Антифриз, % |
---|---|---|
Удельные показатели теплопроводности | 100 | До 90 |
Плотность | От 110 | |
Вязкость (t° 80°С) | От 130 | |
Объемное расширение | От 130 | |
Текучесть | До 150 |
Поэтому специалисты советуют использовать антифризы только в случае, если в доме с паровым отоплением зимой проживают редко.
Виды антифризов для отопления
В зависимости от вещества, которое формирует основу, различают три вида антифризов:
- этиленгликолевые;
- пропиленгликолевые;
- глицериновые.
Этиленгликолевые средства
Главный недостаток этих веществ — высокая токсичность при вдыхании или попадании на кожные покровы. И-за этого их невозможно использовать в двухконтурных сетях, когда теплоноситель может попасть в контур с горячей водой. Чтобы снизить риск и предупредить покупателя об высоком уровне опасности, такие продукты окрашивают в красный цвет. Это позволяет своевременно выявить утечку. Работают антифризы на основе этиленгликоля при температурах до -65 °С.
Справка! В некоторых развитых странах производство «незамерзаек» на этиленгликолевой основе запрещено.
Цены на этиленгликолевый антифриз
Пропиленгликолевые средства
Эта категория продуктов лишена многих недостатков, свойственных аналогам на основе этиленгликоля, главный из которых — ядовитость. Пропиленгликолевые антифризы — более прогрессивная разработка, которая уже завоевала популярность у владельцев частных домов, особенно тех, где эксплуатируется открытая модель системы отопления, двухконтурные котлы.
Интересно! Одно из доказательств безвредности продукта — использование разновидностей пропиленгликолей в качестве пищевой добавки и ингредиента косметики. Поэтому если произойдет утечка вещества в воду, вред здоровью будет минимальным.
Пропиленгликоли обладают лучшими теплотехническими свойствами. К тому же, они ухаживают за внутренней поверхностью устройств. Благодаря этому уменьшается гидравлическое сопротивление и снижаются энергопотери.
Одним из недостатков пропиленгликолевых теплоносителей является высокая цена. К тому же, разработчики не смогли «подружить» вещество с цинком.
Цены на пропиленгликолевые продукты
Глицериновые средства
Отношение к средствам на основе глицерина у специалистов неоднозначное. Одни считают, что у таких антифризов почти нет недостатков. Другие же нещадно критикуют данную категорию теплоносителей.
Если обобщить, то к преимуществам антифризов на основе глицерина также относят:
- безопасность базового вещества по отношению к экологии;
- меньшая температурная кристаллизация;
- отсутствие объемного расширения при заморозке;
- совместимость с оцинкованными поверхностями, материалами, из которых изготавливают уплотняющие детали, за некоторым исключением;
- не требует особой очистки или промывки системы после слива;
- срок службы 7-10 лет;
- взрыво-, пожаробезопасность;
- высокий уровень теплоотдачи;
- впечатляющий диапазон рабочих температур — от -30 до 105 °С.
Стоит глицериновый антифриз дешевле пропиленгликолевого.
Вместе с тем, у глицеринового антифриза есть и недостатки:
- плотность у этого продукта выше, чем у двух предыдущих;
- быстрый износ отопительного оборудования из-за высокой вязкости средства;
- низкая теплоемкость в сравнении с продуктами на пропиленгликолевой основе;
- термическая нестабильность, при 90 °С продукт разлагается, образуя яд акролеин;
- высокая вязкость, из-за чего нужны насосы повышенной мощности (другой вариант решения проблемы — разбавление спиртами);
- склонность к вспениванию, что способствует завоздушиванию отопительной системы;
- взаимодействие с комплектующими, изготовленными из неполярной резины и пластмассы;
- после выпаривания воды теряется годность, продукт принимает твердую или желеобразную форму даже при t° 15 °C.
Специалисты-критики утверждают, что глицериновые антифризы — не новинка рынка, но и шаг в прошлое. Как аргумент приводят факт о том, что подобные продукты использовали еще до 50-х годов прошлого века. Однако потом химики разработали другие средства на гликолевой основе с лучшими эксплуатационными свойствами.
Четких стандартов для производства глицериновых антифризов не существует. Производители создают их на основе ТУ, которые разрабатывают самостоятельно. К тому же, глицерин является частым компонентом контрафактных теплоносителей, которые позиционируются как пропиленгликолевые. Причина — более низкая стоимость сырья.
Обратите внимание! В некоторых странах ЕС глицериновые антифризы не производят, как неэффективные.
Цены на глицериновые антифризы
Видео – Выбор теплоносителя для системы отопления
Что необходимо учитывать при выборе антифриза
Покупая антифриз, обращают внимание на такие показатели:
- диапазон температур, при которых теплоноситель выполняет свои функции — чем он шире, тем лучше;
- теплоемкость, то есть, потребленное количество теплоносителя для прокачки единицы времени для переноса необходимого количества тепла, при этом потери должны быть наименьшими;
- коэффициент вязкости, от которого зависит скорость его циркуляции, теплопередачу и др.;
- коррозийная активность относительно материалов элементов, из которых собрана система отопления;
- безопасность для природы и человека;
- невысокая вязкость — чем выше показатель, тем ниже кпд;
- инертность к вспениванию, от которого зависит КПД насоса.
Внимание! В составе не должно быть веществ, которые делают полимеры, другие материалы хрупкими и приводят к их разрушению.
Можно ли использовать автомобильные антифризы в отопительных сетях
Автомобильные антифризы запрещены к использованию в системе отопления.
Продукты, предназначенные для автомобилей, содержат вещества, которые вредят здоровью человека — амины, фосфаты, нитриты. Эти соединения слишком агрессивно воздействуют на резиновые и металлические детали.
Еще одна причина, по которой автомобильные аналоги запрещены в отопительных системах — запрет на смешивание с водой. Срок службы тосолов — всего 3 года.
Как заменить антифриз в системе отопления дома – пошаговая инструкция
Перед началом слива антифриза разогревают котел отопления, даже если замена проводится летом. Открывают все батареи, систему переводят в режим работы самотеком. Непосредственно перед сливом отключают котел, отсоединяют от источников питания другие приборы, задействованные в системе. Следует также подготовить достаточное количество тары для отработанного антифриза.
Внимание! Циркуляционные насосы мгновенно выходят из строя при отсутствии теплоносителя в узле. Чтобы этого не случилось, перекрывают краны, которые отсоединяют насосы от всей системы (они расположены справа и слева либо сверху и снизу от устройства). Внутри останется минимальное количество старого теплоносителя.
Далее действуют в следующем порядке:
Шаг 1. Вставляют шланг в подготовленную тару.
Шаг 2. Открывают вентиль для слива.
Шаг 3. Наполняют тару одну за другой.
Шаг 4. Если крана для какого-то стояка не предусмотрено, его освобождают от теплоносителя через кран Маевского при помощи прикрепляемого шланга.
Шаг 5. В большой емкости разбавляют антифриз соответственно указаниям инструкции производителя.
Шаг 6. Подключают насос «Малыш» к отверстию для закачки в систему отопления и наполняют трубы свежим теплоносителем.
Шаг 7. При заполнении системы периодически спускают воздух, докачивая антифриз, пока не будут достигнуты нужные показатели давления в системе.
Правила безопасности при работе с антифризами
Не рекомендуется смешивать продукты разных торговых марок. Если возникла такая необходимость, сначала проводят проверку на совместимость. К тому же, не все производители используют одинаковые присадки. Эти компоненты могут взаимно нейтрализоваться. Тогда теряются антикоррозионные свойства теплоносителя.
Специалисты не рекомендуют заливать антифриз в открытую систему. Причина — открытый расширительный бачок. Через него могут попадать в атмосферу вредные вещества. Поэтому при использовании «незамерзаек» рекомендуют систему сделать закрытой.
Не всегда владелец дома знает, какой именно продукт использовали для заполнения системы отопления в прошлый раз. В этом случае трубы полностью освобождают от предыдущего продукта, и только потом наполняют систему.
Для разбавления концентрата используют дистиллированную воду. Она не должна содержать солей кальция и магния. Если использовать водопроводную воду с жесткостью выше 5мг-эквл, возникает вероятность выпадения осадка.
Внимание! Показатель жесткости водопроводной воды достигает 20 мг-эквл, по этой причине ее не стоит использовать. Чтобы проверить, подходит ли вода, готовят небольшое количество раствора и смотрят, не появится ли осадок.
Если предполагается, что в системе отопления будут использоваться антифризы, то следует обратить внимание на характеристики радиаторов. Отдают предпочтение моделям с более высокими показателями теплоотдачи, внутреннего объема и диаметра. Мощность насоса должна быть на 60% выше, чем у оборудования, работающего с водой.
Автоматические устройства по отводу воздуха не рассчитаны работу с такими теплоносителями. Чтобы освобождение системы от воздуха было возможным, на радиаторы устанавливают краны Маевского.
В системе лучше использовать вкладки из стойких к гликолевым средам материалов — паронита, тефлона и т. д. Резьбовые соединения прокладывают льняной паклей, в качестве смазки используют специальную уплотнительную пасту. Масляная краска не годится. Активные компоненты теплоносителя являются хорошими растворителями ЛКМ, вследствие чего система начинает протекать.
Концентрат антифриза смешивают с водой в отдельной емкости, и только в таком виде заполняют систему. Если сначала залить теплоноситель, а потом воду, система может выйти из строя. Последствия игнорирования этого правила:
- неравномерное прогревание системы, причем некоторые радиаторы могут быть совсем холодными, из-за неравномерного распределения продукта;
- выход из строя циркуляционного насоса;
- вспенивание, из-за чего возникает необходимость повторного опорожнения и заполнения системы.
Обратите внимание! Некоторые растворы уже готовы к применению, их разводить водой не нужно. Это приводит к сильному пенообразованию.
Если по ошибке все-таки залили отдельно концентрат и воду, то циркуляционный насос не следует включать на полную мощность. Занимают выжидательную позицию и периодически выпускают воздух из системы через радиаторы. Через некоторое время произойдет более или менее равномерное смешивание воды и антифриза. Если система отопления гравитационная с функцией самотека, то этот процесс длится дольше.
Видео – Минусы использования антифриза в системах отопления
Не следует использовать антифризы в системах, где отсутствует точный регулятор температуры. При повышении температуры до 70 °С и выше теплоноситель распадается, что опасно для системы отопления.
После слива антифриза и перед заливкой новой порции систему промывают чистой водой или специальными растворами.
Что используют для электродных котлов
В домах, где установлен такой тип отопительного оборудования, применяется особый вид антифриза. Это связано с тем, что через теплоноситель проходит переменный ток и происходит ионизация раствора. Это выдвигает определенные требования к химическому составу продукта. Должна обеспечиваться соответствующая ионизация, электротеплопроводность, электросопротивление. Обычно производитель котла сам дает рекомендации о том, какой продукт лучше использовать. И часто именно в зависимости от выполнения рекомендации сохраняется гарантия на оборудование.
Советуем информативную статью, на тему – Дровяной котёл для отопления дома, где мы подробно разобрали, как выбрать простой и эффективный котел.
Антифриз — прекрасное средство для продления срока службы отопительной системы, особенно если она консервируется на какое-то время. Однако применять этот продукт нужно грамотно. Перед использованием следует прочесть все указания по эксплуатации производителя отопительного оборудования, а также инструкцию по использованию средств. Только в этом случае успех будет гарантирован, радиаторы и трубы прослужат многие десятилетия.
Как промыть систему охлаждения двигателя
Важность промывки системы охлаждения двигателя очевидна. Если кто-то из водителей этого еще не понимает, то сразу пересаживайтесь на гужевой транспорт, он точно не перегреется и не подведет.
Из статьи вы узнаете как промыть систему охлаждения водой, лимонной кислотой, уксусом, каустической содой, молочной кислотой, сывороткой, кока-колой, специальной автохимией, поговорим про ошибки, который не следует допускать.
Последствия неправильного ухода за системой охлаждения
Система охлаждения (СО), это важный элемент любого автомобиля, особенно если охлаждение его двигателя жидкостное.
Неправильное ее функционирование может привести к непоправимым последствиям, а это:
- , и как следствие, полный выход его из строя;
- Поломка подогревателя тосола или другого аналогичного устройства;
- Выход из строя помпы;
- Малоэффективная работа печки салона.
Как правило, причина в неэффективной работе жидкостной системы охлаждения любого автомобиля лежит в загрязнении радиатора, патрубков, полостей рубашки охлаждения блока цилиндров.
Если бы мы смогли проникнуть вовнутрь данной системы, то увидели интересную картину.
Ржавчина, отложения накипи на стенках, остатки от разложенной охлаждающей жидкости, жирные пятна от масла и другие неприятности.
Стоит отметить, что речь идет об двигателях бывших в эксплуатации от 2 – х лет и более. Про новые автомобили здесь речь не идет.
Когда нужно промывать систему охлаждения двигателя?
Промывать систему охлаждения двигателя рекомендовано один раз в два–три года, в зависимости от интенсивности эксплуатации автомобиля.
Нужно понимать, что любая охлаждающая жидкость (ОЖ), будь то тосол или антифриз, со временем теряет свои эксплуатационные качества.
Происходит разложение жидкости на отдельные химические элементы, одни из которых выпадают в осадок и частично перекрывают каналы, по которым она же и циркулирует, другие оседают на стенках в виде накипи.
Как следствие, антифриз или тосол через один-два года эксплуатации, за единицу времени начинают меньше забирать тепло от двигателя.
Период обращения жидкости по кругу увеличивается и КПД работы всей системы уменьшается.
Поэтому, чтобы у вас в дороге не возникали проблемы с перегревом двигателя, при каждой новой замене охлаждающей жидкости следует делать промывку всей системы.
Какой способ промывки выбрать
Нужно понимать, что способов промывки системы охлаждения двигателя несколько:
- Дистиллированной, кипяченной или подкисленной водой;
- Промывка специальными средствами.
В зависимости от степени загрязнения применяются различные способы промывки.
Определяем степень загрязнения.
Слейте тосол или антифриз и оцените его состояние. Если в жидкостях будут наблюдаться частицы ржавчины, окиси, жирные пятна, цвет будет темный или черный, то степень загрязнения большая.
В данной случае для получения максимального результата придется применять подкисленную воду или специальные средства.
Если отработанная охлаждающая жидкость имеет больше светлого оттенка, чем темного, без явного наблюдения осадков, то смело можно использовать дисцелированную или кипяченую воду.
Промывка системы охлаждения водой
Оденьте резиновые перчатки, чтобы кожа рук не соприкасалась с вредной жидкостью. Поднимите капот и откройте расширительный бачок.
Слейте старую охлаждающую жидкость из системы. Для этого выкрутите пробку (болт) на блоке цилиндров и откройте краник на радиаторе.
Верните пробку (болт) и краник в исходной положение. Сильно не зажимайте их.
Залейте через расширительный бачок дистиллированную или кипяченую воду согласно норме.
Заведите двигатель. 15 – 20 минут его работы на пониженных оборотах будет достаточным.
Слейте воду обратив внимание на ее состояние. Если вода грязная, значит повторите процедуру. Добейтесь, чтобы сливаемая вода была чистой.
Только потом заливайте свежие антифриз или тосол.
Использование подкисленной воды
Если в старой охлаждающей жидкости наблюдаются частицы накипи, ржавчины и т.д., то можно сделать вывод, что обычная вода с очисткой системы охлаждения не справиться.
Нужно использовать более агрессивные средства и тут подойдет подкислённая вода.
В качестве окислителя можно использовать столовый уксус, лимонную кислоту, каустическую соду или молочную кислоту.
Дело в том, что лимонная кислота вступает в реакцию только при больших температурах, 70 – 90 градусов.
Также очень важно правильно подготовить раствор, чтобы не навредить резинотехническим изделиям и металлу.
Обычно в 5 литров воды засыпают 100 – 120 грамм лимонной кислоты, соответственно на 4 литра – 80 — 100 грамм. Если не хотите рисковать, пропорцию можно уменьшить.
Другие водителя наоборот увеличивают пропорцию. Но указанные цифры наиболее оптимальные.
Алгоритм действий тот же. Сливаем старую ОЖ и заливаем подготовленный раствор. Далее, заведите двигатель прогрейте его. Проедьтесь на автомобиле пару километров.
Это делается для того, чтобы температура раствора поднялась до нужной нам в 70 – 90 градусов и произошла необходимая реакция. Работать двигатель должен 30 – 40 минут.
Далее сливаем, отработанный раствор и анализируем результат. При необходимости повторите промывку, но уже с более слабым раствором.
На окончательном этапе промойте систему охлаждения дистиллированной или кипяченой водой, чтобы удалить остатки лимонной кислоты.
Если вы решили использовать столовый уксус, то тут тоже нужно знать правильную пропорцию раствора.
К примеру, в 10 литров воды вливается 500 мл столового уксуса. Полученный раствор заливают в систему охлаждения. Заводят автомобиль и прогревают двигатель до рабочих температур.
После этого выключаем зажигание и оставляем прогретый раствор в двигателе на ночь или 8 часов.
Сливаем, смотрим результат. При необходимости повторяем. В конце обязательно промываем дистиллированной водой.
При очень тяжелых случаях, некоторые водителя сразу заливают 9% столовый уксус, не разбавляя. Для нескольких раз придется купить 20 бутылок по 0,5 литра.
Если используете уксусную кислоту, то она имеет 70% концентрации, учтите это.
Каустическая сода применяется только для промывки снятых медных радиаторов системы охлаждения двигателя и радиаторов печки салона.
Если у вас данные устройства алюминиевые, что свойственно для многих современных автомобилей, то забудьте про этот вариант.
Двигатель каустической содой не промывается, так как, многие знают, что головка блока цилиндров изготовлена из алюминия, да и прокладки под головкой будут разъедены.
Если ваш радиатор не подпадает под категорию алюминиевый, то для его промывки можно использовать раствор каустической соды из расчета на 1 литр дистиллированной воды, 50 – 60 гр. вещества. Но перед промывкой его желательно снять.
Такой способ дает неплохой результат, но тут тоже нужно уметь правильно подготовить раствор.
Но проблема даже стоит не в этом, а в том, где достать молочную кислоту, ведь в свободной продаже ее трудно найти.
Если в вашем городе есть возможность ее достать, то отлично.
Также на специализированных автофорумах, особенно по бу автомобилям, можно найти людей, которые продают молочную кислоту. В общем, как говориться, было бы желание.
Для прочистки системы охлаждения нужен 6% раствор молочной кислоты. Как правило, концентрат имеет 36%.
Но расчет тут прост, делаем соотношение 1:5, т.е. в 5 литров дистиллированной воды заливаем 1 кг концентрата, получив этим нужные проценты.
Дальше можно пойти двумя путями:
- Залить раствор молочной кислоты и дождаться пока прекратиться выделение углекислого газа, затем слить отработанную смесь;
- Проехать на автомобиле несколько километров, затем слить грязную смесь.
Многие водителя ездят с залитой молочной кислотой сутки, сливают, заливают снова и опять ездят.
Так тоже можно делать, ведь молочная кислота не так агрессивно воздействует на алюминий и резинотехнические изделия.
Однако при этом было замечено, что двигатель начинает сильно греться, больше обычного.
Это происходит потому, что, выделяясь, углекислый газ создает в патрубках и блоке цилиндров, так называемые воздушные пробки.
Поэтому нужно быть осторожным и более внимательно следить за показаниями панели приборов.
В конце не забудьте нейтрализовать кислотность. Для этого лучше использовать 0,5% раствор хромпика или дистиллированную воду. Двигатель должен поработать 10-20 минут.
Только после этого заливайте новую охлаждающую жидкость.
Неплохая альтернатива молочной кислоте. Сначала сыворотку процеживают, в емкость не менее 5 л.
Затем заливают через расширительный бачок в систему охлаждения.
Ездят с сывороткой 1000-1500 км, затем ее сливают. При необходимости цикл повторяют. Однако каждые 100-200 км пробега рекомендуется проверять степень загрязненности сыворотки.
Постоянно нужно следить за температурой двигателя.
Как это ни странно звучало, но раньше промывка системы охлаждения кока-колой давала неплохой результат.
Эффект достигался за счет входящей в состав напитка ортофосфорной кислоты.
Но по слухам, сейчас эту кислоту в Соса-соlа не добавляют, поэтому прошлого эффекта ожидать уже не приходиться.
Но перепроверку слухов никто не отменял, вреда двигателю Соса-сола точно не нанесет.
Используемые средства – авто химия
Преимущество средств для промывки системы охлаждения в том, что они идут в ногу со временем.
Их состав разрабатывается таким образом, чтобы не навредить двигателю. К примеру, для медных радиаторов раньше использовали одни средства, сейчас для алюминиевых, другие. Или комбинированные для всех типов двигателей.
Стоят они недорого, поэтому практически каждый владелец автомобиля может себе позволить купить такое средство.
Неплохо удаляет самые сложные загрязнения системы охлаждения. Флакона в 250 мл хватит на три раза промыть СО малолитражки или два раза автомобиля с большим объемом двигателя.
Характеристики Radiator Flush.
LAVR Radiator Flush 1&2.
Еще одно неплохое средство для прочистки системы охлаждения. Пользуется популярностью за хорошее соотношение цена и качество.
Это промывочный комплекс, в который входит два состава.
Первый состав. Борется со ржавчинной и накипью. Хорошо убирает их и выводит из системы.
Второй состав. Ликвидирует масляные отложения и растворяет жиры.
Комплекс нейтрален к резинотехническим изделиям, пластику и всем видам металлов.
Применение LAVR Radiator Flush 1&2.
Не забудьте, на завершающем этапе, промойте СО дистиллированной или кипяченой водой.
Существую много и других аналогичных промывочных средств, но прежде, чем их использовать читайте отзывы на формах.
Основные ошибки при промывке СО двигателя
- Работы проводятся в холодную погоду, когда ночью возможны заморозки;
- Не одеваются перчатки в итоге можно получить тепловой или химический ожог;
- Неправильный анализ отработанной ОЖ, что приводит к перерасходу средств на промывку или к неверному подбору средств. К примеру, каустическая сода для промывки алюминиевых радиаторов не применяется;
- Неправильно подобранная концентрация промывочного раствора, что может привести к разъеданию резинотехнических изделий и появлению дополнительной ржавчины;
- Забывчивость. На завершающим этапе не забывайте промывать систему охлаждения нейтральными жидкостями, к примеру, водой – дистиллированной или кипяченной;
- Заливайте только качественную ОЖ, исключите подделки. Читайте тут, как выбрать антифриз.
Подводим итог
Промыть систему охлаждения двигателя несложно, главное это делать с определенной периодичностью.
Также нужно грамотно использовать промывочные средства, включая и правильное составление растворов.
Покупную авто химию использовать проще, главное, действовать согласно инструкции и результат будет не хуже. Что мы и рекомендуем делать.
Стоит ли использовать антифриз в системе отопления
Чтобы предотвратить замерзание теплоносителя в системе, вместо воды в систему заливают другие теплоносители – антифризы, также для этих целей используется тосол для системы отопления. Но использование тосола в качестве антифриза не рекомендуется, потому что в состав этой субстанции входит этиленгликоль. Это вещество очень ядовито, категорически не допускается его попадание на кожу и внутрь. При использовании тосола в качестве антифриза, любая течь становится опасной для человека, так как вредные пары, образуемые под воздействием высоких температур, выходят наружу. В процессе эксплуатации присадки выпадают в осадок. Как результат, этот антифриз просто разъедает контур обогрева изнутри. В качестве альтернативы тосолу можно использовать специальные антифризные составы для отопления на основе глицерина либо пропиленгликоля. Цена на первые несколько больше, а вторые имеют немного меньшую теплопроводность и больший вес.
Заливка антифриза в отопление
Если все же было решено залить в систему отопления именно тосол, необходимо придерживаться правил безопасности в процессе работ и эксплуатации.
Подготовка к заливке
Можно приобрести уже готовые к использованию «незамерзайки». Но такой состав разбавлять водой нельзя. Для этого лучше купить концентрат, в котором этиленгликоля не меньше 95%. Используя такую смесь, можно самостоятельно выбрать необходимое соотношение антифриза и воды. Сначала необходимо выяснить минимальную температуру, при которой не будет происходить кристаллизация теплоносителя. Температурные условия, при которых можно наблюдать такой эффект, как правило, указаны на упаковке. Поэтому следует учитывать такие пропорции:
- если замерзание происходит при -40 °C, отношение воды к концентрату 1:1;
- -30 °C— 2:3;
- — 20 °C— 1:2.
Процесс заливки тосола в систему отопления:
- Необходимо спустить весь теплоноситель;
- Хорошо промыть трубы и радиаторы;
- Проверить герметичность соединений труб, можно заменить прокладки;
- Заливка тосола осуществляется при помощи специального насоса.
Замена жидкости с этим веществом проводится очень аккуратно, можно использовать резиновые перчатки и респиратор.
Перед принятием окончательного решения в вопросе использования тосола в качестве теплоносителя, необходимо учитывать следующие факты:
- В случае использования этого антифриза потребуется замена циркуляционного насоса на более мощный;
- Тосол вытекает из труб даже при незначительной микротрещине;
- Резиновые прокладки в системе отопления нужно поменять на паронитовые;
- Этот состав можно заливать только в систему закрытого типа, использование тосола в системах с расширительным бачком открытого типа опасно для здоровья;
- Скорость нагрева с этим химическим веществом намного ниже;
- Не стоит использовать тосол в двухконтурных котлах, так как возможно подмешивание жидкости из отопительного контура в контур водоснабжения;
- Не рекомендуется заливать антифриз в систему с оцинкованным трубопроводом. Это может стать причиной химических изменений и потери первоначальных свойств труб;
- Основное отличие тосола и специальной жидкости для отопления состоит в наличии в последних пеногасительных присадок. Ними можно предупредить завоздушивание системы отопления.
Требования к качеству воды
При необходимости разбавления антифризов, необходимо применять дистиллированную воду. Если дистиллированной воды нет, качество используемой воды должно соответствовать всем требованиям, перечисленным ниже. Повышенный уровень кальция и магния способствуют возникновению проблемы накипи, а избыточный уровень хлоридов и сульфатов может стать причиной коррозии системы охлаждения. В случае применения водопроводной или природной воды, уровни содержания в ней включений, не должны превышать указанных пределов для использования в системах охлаждения.
Вещество | Максимально допустимый уровень |
---|---|
Кальций, магний (жесткость) | 170 частей на миллион (как CaCO3) |
Хлориды | 40 частей на миллион (как Cl) |
Сульфаты | 100 частей на миллион (как SO4) |
Разновидности антифризов
Применение фабричных составов
Ассортимент незамерзающих жидкостей для отопительных систем включает не одну сотню наименований. Но при этом чаще всего составы выпускаются в одной из двух форм:
Составы для заполнения контуров отопления представлены в очень широком ассортименте: выбрать есть из чего!
- Концентраты. Температура кристаллизации -65 °С. Предполагается, что перед заливкой в трубы состав будет разведен умягченной или дистиллированной водой.
- Составы, готовые к применению, которые начинают замерзать при -30 °С. Можно сразу заливать в трубы и использовать.
Мы сами можем выбрать, разводить концентрат или брать готовый раствор
Этиленгликолевые растворы токсичны, но дешевы
На рынке представлены в основном гликолевые составы — водные растворы этилен- и пропиленгликоля. Их характеристики отличаются, причем достаточно сильно:
- Незамерзающие жидкости на основе этиленгликоля. Достаточно дешевы и эффективны, потому очень популярны. Ограничивающим фактором выступает токсичность этиленгликоля. Состав нельзя использовать ни в двухконтурных системах (есть риск попадания в трубы с горячей одой), ни в открытых системах (ядовитые испарения).
Для двухконтурного котла лучше выбрать пропиленгликолевую жидкость
- Антифриз на основе пропиленгликоля. Более дорог, но при этом нетоксичен, менее агрессивен к уплотнителям и металлическим компонентам системы. Может применяться в двухконтурных котлах, поскольку его попадание в систему горячего водоснабжения не приводит к отрицательным последствиям.
Фото нагревательного элемента, работавшего в системе с залитым тосолом
- Тосол. Тоже, по сути, антифриз, но использовать его в системе отопления нельзя. Основная проблема заключается в том, что при контакте с тосолом элементы системы обогрева очень быстро разрушаются.
Водно-спиртовая смесь кустарного производства
Выбирая, какой лучше взять антифриз для обогрева частного дома, нельзя забывать и о спиртовом составе. Его пропорции смело можно назвать классическими: 40% этилового спирта, остальное — дистиллированная вода.
Этиловый спирт довольно дорог, но для систем отопления достаточно самой грубой очистки
- Приемлемая вязкость. Чуть выше, чем у воды, но значительно ниже, чем у гликолевых составов.
- Меньшая текучесть. У водно-спиртового раствора достаточное поверхностное натяжение, так что риск протечек в местах соединения ниже.
- Повышение стойкости труб. Спирт не только выступает в качестве ингибитора коррозии, но и предотвращает развитие накипи на внутренних поверхностях.
Сравнение трубы с обычной водой, и трубы после прочистки и заливки спиртового антифриза
- Снижение расширения воды. Даже если труба промерзнет насквозь (это произойдет примерно при -23… -25 °С), ледяная пробка не будет давить на стенки изнутри, и риск порыва будет сведен к минимуму.
Использование водно-спиртовой «незамерзайки» оправдано в первую очередь в закрытых системах. Но и в открытом контуре испарение будет не настолько значительным, чтобы отказываться от возможных преимуществ.
Неисправности, связанные с применением некачественных антифризов.
За последние годы Российские автомобилисты осознали важность использования при обслуживании своей техники качественных расходных материалов и масел. К сожалению, это утверждение не относиться к используемым охлаждающим жидкостям
Многие автомобилисты, до сих пор находятся в полной уверенности, что применение некачественного антифриза или тосола не может как-то серьёзно отразиться на работе автомобиля. Часто можно услышать такое утверждение: «Раньше вообще воду заливали и ничего…». Между тем, по результатам исследований ведущих мировых инженеров автомобилестроителей, было выявлено, что примерно 40% всех поломок двигателей, напрямую или косвенно связаны неправильным обслуживанием системы охлаждения двигателя.
Основные виды неисправностей, связанных с применением некачественных антифризов и неправильным обслуживанием системы охлаждения.
- Кавитация крыльчатки помпыВозможные причины: Отсутствие антикавитационных и антипенных присадок, нарушение циркуляции охлаждающей жидкости в системе вызванное отложениями, повышенная рабочая температура двигателя, отсутствие давления в системе охлаждения, аэрация охлаждающей жидкости. Возникающие проблемы: Выход из строя помпы, перегрев двигателя, незапланированные финансовые потери.
- Кавитация мокрой гильзы. Возможные причины: Отсутствие антикавитационных и антипенных присадок, повышенная рабочая температура двигателя, отсутствие давления в системе охлаждения. Возникающие проблемы: Заклинивание двигателя, попадание антифриза в масло, капитальный ремонт двигателя, незапланированные финансовые потери.
- Коррозия деталей системы охлаждения двигателя.Возможные причины: Отсутствие антикоррозийных и буферных присадок или их несбалансированность, повышенный или пониженный рН охлаждающей жидкости, окисление гликоля из-за перегрева или попадания ГСМ, наличие блуждающих токов. Возникающие проблемы: Разрушение деталей двигателя, ухудшение теплоотвода/перегрев двигателя, нарушение циркуляции охлаждающей жидкости/перегрев двигателя/преждевременное старение масла, капитальный ремонт двигателя, незапланированные финансовые потери.
- Отложения в радиаторе и других деталях системы охлаждения.Возможные причины: Применение для разбавления охлаждающей жидкости жесткой воды, чрезмерная минерализация охлаждающей жидкости, ошибки при добавлении дополнительных присадок. Возникающие проблемы: Ухудшение теплоотвода/нарушение циркуляции охлаждающей жидкости/перегрев двигателя/преждевременное старение масла, заклинивание термостата, разрушение прокладок и уплотнителей, капитальный ремонт двигателя, незапланированные финансовые потери.
- Образование силикатных гелей.Возможные причины: Чрезмерная минерализация охлаждающей жидкости, ошибки при добавлении дополнительных присадок, отсутствие стабилизаторов. Возникающие проблемы: Ухудшение теплоотвода/нарушение циркуляции охлаждающей жидкости/перегрев двигателя/преждевременное старение масла, заклинивание термостата, разрушение прокладок и уплотнителей, капитальный ремонт двигателя, незапланированные финансовые потери.
И вы всё ещё думаете, что экономите, используя дешевые, низкокачественные охлаждающие жидкости?
Глицерин в системе отопления
Много получал вопросов про «глицерин». Теплоноситель на основе глицерина в системе отопления недопустим даже в разбавленном состоянии.
Во-первых, чудовищная кинематическая вязкость при отрицательных температурах (при 0°С –9000 м2/с x 106— глицерин, 67 м2/с x 106 – этиленгликоль) – а значит и чудовищные потери давления. Сложно будет протолкнуть по трубам теплоноситель на основе глицерина.
Во-вторых, налипание органических частиц глицерина на поверхность теплообменника котла, его перегрев и полный выход из стоя. Разбавление глицерина спиртами приводит только к образованию взрывоопасных соединений.
Любые другие незамерзающие жидкости, например, тосол в системе отопления, недопустимы, т.к. не содержат необходимого количества антикоррозионных присадок. Стоимость антифриза для отопления определяется качеством этих самых присадок, благодаря которым одни антифризы служат 5 лет, а другие 10
С годами антифриз в системе отопления окисляется с образованием уксусной кислоты, что приводит к разрушению латунных соединений на радиаторах, поэтому важно вовремя менять теплоноситель
Можно ли заливать тосол в систему отопления в доме и в гараже
Можно ли применять тосол для системы отопления вместо специального антифриза для отопительных систем? Ответ: крайне нежелательно.
Чем же так опасен тосол?
По сути это тот же антифриз, только отечественного производства, который несколько дешевле заграничных аналогов, но это еще не все. Тосол очень ядовит за счет содержания в нем этиленгликоля, он не предназначен для работы внутри отопительной системы, но тем не менее его все таки используют, и это, можно сказать, народное применение, а вот производителем такое использование тосола запрещено, и на это есть веские причины:
- Тосол очень ядовит для человека, следует избегать попадания вещества на кожу, вдыхания паров. Коварство его том, что поверхностное натяжение у него меньше по сравнению с водой, тосол обладает гораздо большей текучестью и обнаруживает в системе отопления самые мельчайшие трещины, о существовании которых вы бы никогда и не узнали, если бы не применили однажды тосол. Через эти микротрещины ядовитое вещество будет вытекать, а вы — вдыхать его и отравляться. Появившаяся течь, даже самая мелкая, не исчезнет сама по себе, как иногда бывает с протечкой воды, вещество будет литься, пока вы не отремонтируете трубы и стыки.
- Тосол категорически запрещено использовать, если система отопления имеет двухконтурный котел.
- Тосол способен испортить вашу отопительную систему. У него очень низкая температура, при его использовании происходит разрушение ткани присадок, и агрессивная жидкость начинает разъедать контур обогрева. Это основная причина, по которой использование тосола для отопления дома запрещено.
- Тосол, несмотря на свою текучесть, имеет вязкую и тяжелую консистенцию, циркуляционный насос системы должен быть намного мощнее обычного на 15-20%. Чтобы качать эту жидкость, понадобится заменить циркуляционный насос.
- Застаиваясь, тосол образует белые хлопья, которые оседают в системе отопления и портят ее.
Если все вышеперечисленные свойства тосола не убедили вас выбрать другое средство для отапливания помещения, то вот несколько советов о том, как его применять.
Что делать, если решено использовать тосол?
Перед началом использования все резиновые прокладки необходимо заменить на паронитовые. Заливать тосол в систему отопления с негерметичным баком нельзя. Выбирая температурный режим, учитывайте, что скорость нагревания тосола будет намного ниже, чем у воды.
Тосол нельзя заливать в бак в концентрированном виде, его обязательно нужно разбавить водой (соотношение прочтите на этикетки изготовителя), в противном случае возможны повреждение насоса и выход из строя отопительного котла.
Чтобы предотвратить возможность утечки антифриза, следите, чтобы температура теплоносителя была ниже 90 °C, это порог, при достижении которого начинается процесс распада пакета присадок, как уже говорилось выше. Как только сдерживающие тосол присадки будут нейтрализованы, жидкость будет разъедать всю систему.
Жидкость необходимо менять раз в 5 лет, не реже, а лучше — чаще. За то время проходит эксплуатационный срок использования присадок, причем распад присадок, скорее всего, произойдет неожиданно и уже повлечет за собой необратимые последствия, если вы не побеспокоитесь об этом вопросе заранее, так как присадки придут в негодность резко и за короткий срок.
Включать котел рекомендуют после некоторого времени простоя, сначала температуру устанавливать минимальную и постепенно поднимать. Этим правилам использования необходимо придерживаться, так как густой тосол с трудом поддается усилиям насоса, и подолгу находится в змеевике камеры горения, перегревшись, антифриз, как было выше описано, испортит вашу отопительную систему навсегда.
Описанные выше рекомендации и правила помогут вам приспособить автомобильную незамерзающую жидкость для домашнего использования в системе отопления, но помните пословицу: « Скупой платит дважды», причем, как правило, платит немало.
Тосол — самый дешевый антифриз отечественного производства, но его цена определяет и качество, этиленгликоль — дешевое средство, входящее в состав тосола, позволяет продавать тосол за более низкую цену, нежели заграничные аналоги антифриза для автомобиля. Возможно, такая экономия существенного вреда не несет и вполне допустима, но вот дома применять такой антифриз совершенно нежелательно.
Этиленгликоль представляет серьезную угрозу как для вашего здоровья, так и для вашего отопительного оборудования. Разрушив систему отопления, антифриз начнет вытекать, что сначала может быть вами незамечено вовремя, но его токсичность уже нанесет вашему здоровью ущерб.
Источник https://remont-book.com/antifriz-dlya-sistemy-otopleniya-zagorodnogo-doma/
Источник https://autotopik.ru/remont/728-kak-promyt-sistemu-ohlazhdeniya-dvigatelya.html
Источник https://vse-otoplenie.ru/tosol-dla-sistemy-otoplenia-castnogo-doma