Содержание
Канализация из колец железобетонных
Решил я, значит, обустроить канализацию на своем загородном участке. Всегда мечтал о комфорте, а выгребная яма – это прошлый век! Выбор пал на железобетонные кольца – надежно и, как мне казалось тогда, относительно недорого. Сначала, конечно, испугался масштаба работы, но взялся за дело с энтузиазмом. Постепенно, шаг за шагом, я понял, что это вполне посильная задача для человека с руками и желанием. Главное – тщательно спланировать каждый этап, и тогда все получится!
Выбор колец и необходимых материалов
Первым делом я отправился на строительную базу. Выбор колец оказался шире, чем я предполагал! Были разные диаметры, высоты, даже с уже готовыми днищами. После долгих раздумий, учитывая объем сточных вод и особенности грунта на моем участке (а это, между прочим, песчаник с высоким уровнем грунтовых вод!), я остановился на кольцах диаметром 1 метр и высотой 0.7 метра. Три кольца показались мне достаточным количеством для моей семьи. К ним докупил бетонное днище и крышку. Обязательно уточните у продавцов наличие сертификатов качества – это очень важно! Не стоит экономить на качестве, потому что канализация – это не та вещь, которую легко переделать.
Кроме колец, мне понадобился целый арсенал материалов⁚ цемент марки М500 (купил с запасом – лучше пусть останется, чем не хватит), песок крупнозернистый (проверил его на чистоту, чтобы не было глины и мусора), щебень средней фракции, гидроизоляционная мастика (выбрал битумную, она, по отзывам, хорошо себя зарекомендовала), геотекстиль для дренажа (без него никак, иначе грунт забьет дренаж), а также трубы для внутренней канализации (ПВХ, диаметром 110 мм), отводы, муфты, и уплотнительные резинки. Не забудьте про инструменты⁚ лопаты (штыковую и совковую), бетономешалку (арендовал на день, руками мешать – это слишком утомительно!), уровень, рулетку, кирку, ведро, шнур, и перчатки! Список получился внушительным, но зато я был уверен, что не придется прерывать работу из-за отсутствия какого-либо материала. Заранее продумайте, как будете доставлять все это добро на участок – мне помог мой старый «УАЗик».
Подготовка котлована и укладка колец
Копать котлован – это, пожалуй, самая трудоемкая часть всей работы. Я сначала разметил место с помощью колышков и веревки, точно соблюдая размеры, учитывая диаметр колец и глубину залегания грунтовых вод. Оказалось, что на моем участке грунт достаточно плотный, но все равно пришлось попотеть. Сначала работал лопатой, потом пришлось применять кирку, особенно когда дошел до более твердых слоев. Глубина котлована должна быть немного больше высоты колец, чтобы обеспечить устойчивость конструкции и удобство для заливки бетона между кольцами. Важно также выровнять дно котлована, чтобы кольца лежали ровно. Используйте уровень для контроля ровности дна и стенок котлована.
Укладывал кольца я по одному, аккуратно опуская их на дно котлована. Для устойчивости и предотвращения смещения использовал подручные средства – доски, камни. Каждый последующий кольцо устанавливал на предыдущее, следя за вертикальностью и ровностью стыков. Здесь очень помог уровень! Между кольцами заливал бетонный раствор, тщательно заполняя все щели и пустоты. Приготовление раствора – это отдельная история, бетономешалка здесь стала настоящим спасением. Без нее я бы замучился мешать цемент, песок и щебень вручную. После заливки бетона я оставлял кольца на несколько часов для схватывания раствора. Важно помнить, что бетон должен полностью застыть перед дальнейшей работой. В общем, этот этап занял у меня весь день, но результат стоил приложенных усилий – кольца стояли крепко и ровно;
Герметизация стыков и создание дренажной системы
После того, как бетон между кольцами полностью застыл (я подождал около суток, чтобы наверняка), я приступил к герметизации стыков. Это очень важный этап, от которого зависит герметичность всей системы. Я использовал специальную цементно-песчаную смесь с добавлением гидроизоляционных присадок. Наносил раствор тщательно, заполняя все щели и небольшие трещины. Для большей надежности я проклеил стыки специальной рулонной гидроизоляцией, зафиксировав ее с помощью строительного степлера. Работа оказалась довольно муторной, пришлось приложить много терпения и аккуратности. Но я понимал, что от качества герметизации зависит долговечность всей канализации.
Параллельно с герметизацией я занимался созданием дренажной системы. Вокруг колец я выкопал неглубокую канаву, на дно которой уложил слой гравия для отвода воды. Затем я уложил перфорированные трубы, которые собирали воду и отводили ее в специально выкопанную дренажную яму. Это необходимо для того, чтобы предотвратить затопление канализации грунтовыми водами. Трубы я засыпал гравием и песком, чтобы обеспечить хороший дренаж. Этот этап также требовал аккуратности и внимательности, ведь от правильной организации дренажа зависит долговечность и бесперебойная работа канализации. Завершив работу, я чувствовал удовлетворение от проделанной работы, понимая, что сделал все возможное для гарантии надежности системы.