Содержание
Что такое водопроводные задвижки: конструкция и принцип действия
Перед монтажом любой из задвижек на трубопроводе, будь она муфтовой, фланцевой или под приварку, необходимо соблюдать соответствие с инструкцией и правилами установки по монтажу, и рабочим проектом по трубопроводным коммуникациям.
Осмотрите задвижку, которая будет крепиться на трубопровод, нет ли сколов, коррозии, насколько качественно она выполнена, так же просмотрите резиновые уплотнители, они могли пересохнуть и полопаться при длительном хранении, ведь от этого зависит дальнейшая работа устанавливаемой вами запорной арматуры.
В продаже у компании Армашоп имеется огромный ассортимент задвижек практически на любую среду и под любой проект.
Далее мы расскажем, как хранить, транспортировать, осуществить монтаж оборудования, приведем примеры и разберем все детально.
Что такое и где используются
Задвижки являются распространённым типом запорной арматуры, применяемой для полного перекрытия движения среды для проведения ремонтных работ в системе или техобслуживания сантехнических приборов. Ими оснащаются практически любые трубопроводы диаметром от 15 мм до 2 м в системах подачи горячей/холодной воды и нефтепродуктов, эксплуатирующихся с постоянным высокоскоростным движением среды под давлением до 25 МПа. Они обладают сравнительно простой конструкцией, небольшой строительной длиной, малым гидравлическим сопротивлением, пригодны для эксплуатации в условиях разной сложности, могут управляться вручную или с помощью электропривода.
Для отключения газового оборудования чаще всего устанавливаются задвижки типа «Лудло» с выдвижным шпинделем.
Если задвижки в основном используются в качестве запорных устройств, то водопроводные запоры выполняют обе функции трубопроводной арматуры. Они имеют возможность не только останавливать поток, но и регулировать расход воды. Однако они ограничены по допустимому значению рабочего давления — до 2,5 МПа.
Где применяются задвижки
Задвижка является устройством запорной арматуры и служит для перекрытия потока среды. Достигается перекрытие посредством перемещения клина. Полная герметизация происходит за счет наличия уплотнительных поверхностей на клине (его дисках) и кольцах (в седлах).
Разные модели клиновых задвижек комплектуются отличными друг от друга устройствами затвора. Различие – материал, используемый при изготовлении клина, колец в корпусе, а также уплотнителей на них.
Для разных транспортируемых сред и особенностей работы трубопровода заводы выпускают модели, отличающиеся по:
- материалу корпуса и крышки;
- применяемому виду сальниковой набивки;
- прокладочному материалу между корпусом и крышкой;
- типу ходовой пары «гайка-шпиндель».
Такая номенклатура обеспечивает запорной арматурой коммунальные сети ЖКХ, парокотельные, судостроительную, нефтегазовую и химическую промышленности.
Технологические сети трубопроводов добывающих и перерабатывающих заводов комплектуются задвижками. За счет надежности, задвижки устанавливают в труднодоступных для человека местах и оборудуют автоматическими приводами для удаленного управления ее работой.
Такие модели, как 30с927нж, 30с941нж, 30с964нж комплектуются переходными площадками для подключения электропривода. За счет проведения мероприятий по защите электродвигателя от воздействий окружающей среды (отрицательные температуры, осадки, солнечный свет), такие задвижки монтируют в удаленных районах на открытой местности. Управление при этом осуществляется с пульта оператора.
Конструкция и принцип действия
Конструкция водопроводной задвижки состоит из трёх основных узлов:
- Корпуса с крышкой, в полости которого располагаются запорные детали и удерживается определённая часть рабочего вещества под давлением. Корпус представляет собой полую цельнолитую или разборную конструкцию из стали, чугуна или цветных металлов. Все его поверхности защищены от воздействия коррозии эпоксидной смолой. У корпуса имеются два патрубка (входной и выходной), которыми устройство соединяется с трубопроводом.
- Запорного узла, состоящего из двух сёдел и затвора. Седла имеют параллельное или угловое по отношению друг к другу расположение, к их уплотнительным поверхностям при срабатывании задвижки на закрытие прижимается своими уплотнительными поверхностями запорная деталь. Центрирование запора обеспечивают направляющие в форме вертикальных цилиндров с пазами, изготовленных из износостойкой пластмассы или являющиеся выступающей частью внутренней поверхности корпуса. Сам запор в зависимости от модификации задвижки может иметь форму клина, одного или двух дисков;
- Узла управления. В его состав входит винтовой шток (шпиндель), маховое колесо и резьбовая втулка, при помощи которой происходит преобразование крутящего момента в поступательное перемещение затворной детали. Ходовой узел может находиться в верхней части полости корпуса устройства или располагаться вне его. Отверстие, через которое шпиндель выходит из корпуса герметизирует специальный уплотнитель, функционирующий по принципу сильфона или сальника.
Принцип её работы заключается в следующим:
- маховик приводится в движение вручную или от электрического привода;
- усилие передаётся через резьбовое соединение штоку, который перемещает затвор по направляющим перпендикулярно потоку;
- запорная деталь плотно прижимается к сёдлам и останавливает перемещение потока жидкости в трубопроводе.
Чтобы открыть задвижку маховое колесо поворачивают в обратную сторону.
Ремонтные работы – восстанавливаем работоспособность задвижек
Своевременный ремонт или замена задвижки на водопроводе гарантирует безопасную эксплуатацию любой системы водоснабжения. Поскольку избавиться от потопа в доме можно лишь с помощью внешней задвижки, купирующей канал у магистральной трубы.
Впрочем, ремонт такой арматуры сводится к обслуживанию лишь одного элемента конструкции – запорного узла. Хотя некоторые проблемы могут возникнуть и с узлом управления. То есть, источником неприятностей, как всегда, являются подвижные узлы конструкции и для их ремонта вам придется сделать следующее:
- Перекрыть магистральный канал водопровода, воспользовавшись центральной задвижкой ниже по течению.
- Открутить стопорную гайку и снять маховик. Демонтировать уплотнитель в корпусе кожуха узла управления (стакане).
- Разобрать резьбовые пары фланцевого соединения стакана и корпуса.
- Снять стакан, скручивая его по штоку вверх, вместе с запрессованной резьбовой втулкой и демонтировать уплотнитель, герметизирующий запорный узел.
- Извлечь запор из седла корпуса. Заменить клин или нож запорного узла, демонтировав изношенный.
- Собрать всю конструкцию в обратном порядке и протестировать затвор на работающем водопроводе, оценивая герметичность уплотнителей.
Если не хотите бороться с протечками – используйте новые уплотнители, которыми стоит заменить старые элементы, извлеченные во время ремонта.
Вот, собственно, и все. Теперь ваша задвижка прослужит вам еще одно десятилетие.
Затворы водоснабжения
В затворе водопровода запорный элемент выполнен в форме диска, диаметр которого равен размеру внутреннего диаметра трубы. Во время открывания и закрывания затвора диск вращается вокруг оси, перпендикулярной направлению потока.
Корпус затвора имеет укороченную цилиндрическую форму, бывает разборным и монолитным (цельносварная конструкция). Изготавливается он из чугунных сплавов, разных видов сталей, цветных металлов, композитных полимеров. В его полости располагается запорный орган, представленный из подвижной части — плоского или двояковыпуклого диска и неподвижной — седла. В качестве уплотнителей используются кольца из эластичной резины.
Меры безопасности при проведении монтажа
Рис. 3 Опоры под трубопровод и задвижки
В процессе установки запорных задвижек важно предотвратить появление изгибов, растяжений, перекручивания тубы. С этой целью под обе стороны трубопровода предварительно устанавливаются опоры.
При монтаже фланцевого крепления важно соблюсти параллельность между фланцами на задвижке и трубе. Недопустимо наличие каких-либо перекосов. Если же таковые появились, то исправлять ситуацию не следует путем интенсивной перетяжки болтового соединения или использованием дополнительных прокладок.
При наличии температурных колебаний (внутренних или внешних), а также при работе на трубопроводе диаметром более 100 мм, места установки задвижек следует усилить опорами или же использовать компенсатор, что поможет предотвратить появление деформации или смещения.
Виды и классификация водопроводных задвижек
По конструкции запорного органа задвижки для водопроводных систем подразделяются на:
- клиновые;
- параллельные;
- шиберные;
- шланговые.
Клиновые задвижки оснащаются затвором конусообразной формы, который в положении «закрыто» плотно входит в пространство между сёдлами. Клин может быть разных видов:
- жёстким, имеющим форму суженной к низу цельной пластины. Она плавно опускается в нижнюю часть устройства и перекрывает в перпендикулярном направлении проходные отверстия сёдел, прерывая таким образом движение рабочей среды. Жёсткий клин надёжно запирает проходное отверстие, однако более подвержен ржавлению и сложнее подгоняется к сёдлам. Поэтому в таких устройствах существует опасность заклинивания и возникают трудности в поднятии клина при резких перепадах температур;
- двухдисковым — состоящим из двух дисков, которые подвижно скреплены между собой под углом друг к другу. При срабатывании задвижки на закрытие оба элемента поворачиваются относительно друг друга и закрывают проходные отверстия в сёдлах, плотно прижавшись к их уплотнительным поверхностям. При открывании они отодвигаются от сёдел, освобождая проход рабочему веществу. Такая конструкция запорного органа обеспечивает хороший уровень герметичности, снижает риск заклинивания и увеличивает рабочий ресурс всего устройства;
- упругим, два диска которого связаны между собой упругой резиновой деталью. Он способен сгибаться под воздействием напора воды, обеспечивая таким образом более плотного прижатия к уплотнительным материалам сёдел. Задвижки с обрезиненным клином требуют меньшего усилия при управлении, обладают гладкими поверхностями прохода, снижающими силу трения и износ элементов запорного органа.
К параллельным задвижкам относятся устройства, у которых уплотнительные поверхности запорного или регулирующего органа располагаются в параллельных плоскостях друг к другу.
Для печных дымоходов используют шиберные задвижки, в конструкцию которой входит рамка и металлическая пластина с ручкой. При открывании задвижки пластина выдвигается из рамки, при закрывании возвращается в первоначальное положение.
Место установки
Место установки задвижки выбирается с учетом производственной необходимости. При этом важно обеспечить удобный доступ к устройству, позволяющий управлять, контролировать параметры его работы, а также проводить текущую диагностику и ремонт.
Положение изделия на трубопроводе – важный фактор, влияющий на работоспособность. Лучше всего размещать его на трубопроводе шпинделем вверх. Это поможет снизить засорения и загрязнения шламом затворной камеры.
Наличие приводного управления предусматривает вертикальное расположение штока. А размещение устройства на открытом воздухе предполагает необходимость строительства навеса.
Критерии выбора задвижек
Для правильного выбора водяной задвижки необходимо выполнить тщательный анализ исходных требований к её техническим характеристикам, а также сравнить цены на изделия у разных производителей.
Выполняют такой анализ в следующей последовательности:
- определение назначения и условий работы арматуры (свойства рабочей среды, значение максимального рабочего давления и диапазон температур);
- определение номинального размера условного прохода (ДУ);
- выбор метода управления устройством;
- выбор материала корпусных деталей;
- уточнение функции(запирание или регулирование);
- выбор конструктивной модификации изделия;
- окончательное определение геометрических параметров устройства (строительной длины и высоты, размеров присоединительных концов, способа присоединения к импульсной линии, количество крепёжных элементов и т. д.);
- выбор соответствующей модели по номенклатуре выпускаемых задвижек.
Арматура из чугуна для систем отопления и водоснабжения в последнее время применяются реже, в основном здесь используют стальные устройства. Чугунную запорную арматуру чаще устанавливают в канализации, в системах подачи сжатого воздуха, пара и сыпучих материалов.
Стоимость замены труб системы отопления
Цены на замену труб отопления в квартире:
1 | Установка, обвязка батареи | от 3 500 руб. | |
2 | Установка, обвязка батареи (квартира) | от 4 000 руб. | |
3 | Монтаж стояков отопления до Ø 40 мм | от 150 руб. | |
4 | Монтаж теплотрассы системы отопления до Ø 40 мм с утеплителем, 2 трубы (без земляных работ) | от 700 руб. | |
5 | Установка насоса отопления | от 3 000 руб. | |
6 | Установка РБ отопления | от 3 000 руб. | |
7 | Установка кранов, задвижек, балансировочных вентилей | от 600 руб. | |
8 | Опрессовка системы отопления частного дома | от 3 000 руб. | |
9 | Диагностика системы отопления, с выездом (до 50 км) | от от 2 000 руб. | |
10 | Ремонт, модернизация системы отопления | цена по договору |
Замена труб отопления — трудный, но важный процесс
Соединение с трубопроводом и монтаж
Присоединительные концы задвижек могут быть фланцевыми, муфтовыми или предназначенными под приварку. От этого фактора и типа трубы в системе зависит способ проведения монтажного процесса.
Подсоединение к металлическим водопроводным трубам
Монтаж задвижек в систему водоснабжения из металлических труб выполняют следующим образом:
- вырезают в месте установки участок трубы, равный по длине размеру корпуса устройства;
- зачищают края;
- в зависимости от типа присоединения к процессу выбранной задвижки либо нарезают на краях труб резьбу, либо приваривают к ним ответные фланцы;
- выполняют герметизацию мест соединения: фланцевые — уплотняют резиновыми кольцами, резьбу — льняной нитью;
- фиксируют задвижку на трубопроводе: фланцы скрепляют с помощью болтов и шайб или наворачивают присоединительные патрубки на подготовленную резьбу.
Монтаж в систему из пластиковых труб
При установке задвижки на пластиковую трубу:
- вырезают участок трубы нужной длины;
- оба конца надевают на разогретые до 260ºС насадки сварочного аппарата;
- после нагрева вставляют в них присоединительные патрубки устройства;
- удерживают места соединения в неподвижном состоянии в течение нескольких минут до полного отвердевания пластика.
Особенности установки на печные трубы
Печную задвижку устанавливают на дымоход на этапе его возведения:
- кладут ряд кирпичей согласно порядовке;
- вырезают сверху в кирпиче углубление, совпадающее по размерам с толщиной рамки задвижки и сбоку паз для ручки;
- укладывают шибер в подготовленное углубление на цементном растворе;
- кладут следующий ряд кирпича.
Установка задвижек на водопроводе
Технология монтажа интересующей нас запорной арматуры в «тело» водопровода зависит от типа корпуса, который, как известно, бывает либо фланцевым, либо сварным.
Причем фланцевый корпус позволяет обустроить разъемное соединение, реализуемое следующим способом:
В шахте смотрового колодца, на тройник или отвод магистральной трубы крепится фланцевая шайба, соответствующая габаритам аналогичного элемента корпуса задвижки. Крепление фланцевой шайбы – если она не является неотъемной частью литого корпуса отвода или тройника – осуществляется на сварку.
Аналогичную фланцевую шайбу монтируют и на торец трубы водопровода. Тут фланец можно закрепить и с помощью электросварной муфты с шайбой на торце, и с помощью сварки встык, и с помощью фланцевой цанговой муфты.
Запорный узел помещают между фланцами трубы и отвода (тройника) магистрали, предварительно уложив между соседними шайбами уплотнительные кольца.
В перфорацию фланцев вкладывают болты, на которые накидывают гайки. После чего вам остается лишь затянуть резьбовые пары, герметизируя стыки между трубами и задвижкой.
Болты и шайбы на фланцах затягиваются параллельно – каждая резьбовая пара завинчивается на 2-3 полных оборотов. В ином случае герметичность стыка попросту недостижима.
Монтаж на сварку осуществляется следующим образом:
- На отводе трубы и торце арматуры водопровода формируют раздельную фаску.
- Задвижку монтируют между трубами встык, и «прихватывают» к ним точечными швами.
- Далее нужно наложить два кольцевых шва, заполняя расплавленным металлом электрода «раздел» между фасками на торцах труб и монтируемой арматуры.
Однако такой способ монтажа легче описать, чем сделать. Ведь герметичный шов, накладываемый в очень неудобном положении, способен выполнить далеко не каждый сварщик.
Ну а финальным аккордом процесса установки задвижки может быть монтаж электропривода, управляющего работой штока или удлинение данного элемента с помощью переходника, позволяющего открывать и закрывать трубу прямо с поверхности, без спуска в смотровой колодец.
Несколько рекомендаций по монтажу и полезных советов
Существует ряд правил, которым следует следовать при монтаже в обязательном порядке, а именно:
- запорная арматура не должна в момент установки и по окончанию монтажа испытывать внешние нагрузки, в том числе и от трубопровода;
- место установки должно быть доступно для дальнейшего проведения осмотров и техобслуживания;
- при монтаже на горизонтальном участке трубопровода запрещается располагать устройство маховиком вниз, на вертикальном участке — положение маховика может быть любым;
- запрещается разбирать устройство под давлением;
- перед установкой задвижки выполняют пропарку внутренних поверхностей горячей водой с последующей сушкой;
- перед задвижкой желательно разместить магнитно — резонансный фильтр;
- при открывании и закрывании задвижки штурвал следует поворачивать плавно, не допуская рывков;
- своевременно подтягивать втулку сальника;
- опрессовку трубопровода следует проводить при открытых задвижках.
Если у вас есть полезные советы по монтажу водопроводных задвижек, то поделитесь ими в комментариях. Подписывайтесь на наш канал, делитесь своим опытом с нами, а также в социальных сетях.
(
1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Монтаж арматуры своими руками
Любой тип арматуры взаимозаменяем. Чтобы самостоятельно заменить запорный узел на трубопроводе, необходимо демонтировать старую задвижку. Основной неисправностью в процессе эксплуатации задвижки являются: выход из строя прокладок и слабая набивка сальника. При необходимости замены прокладок выполняют следующие шаги:
- Демонтаж кран-буксы.
- Достают испорченную прокладку и меняют на новую.
- Собирают запорное устройство и выполняют проверку герметичности.
- Перекрывают подачу жидкости или газа.
- Ослабляют гайки, фиксируя шток в одном положении.
- Снимается маховик и втулка.
- Убирают набивку и накладывают новую.
- Собирают задвижку.
При более крупных неприятностях (сколы, трещина по корпусу) выполняется замена запорного устройства различными методами:
- сварочные работы;
- при помощи резьбовых соединений;
- фланцами.
Совет. Монтируемое устройство желательно устанавливать на прямом горизонтальном или вертикальном участке трубы. Не рекомендуется ставить задвижку или кран на неровных местах, чтобы исключить возможность возникновения напряжений и течи в резьбовых соединениях.
Монтируемое устройство желательно устанавливать на прямом горизонтальном или вертикальном участке трубы.
Что такое водопроводные задвижки и где они используются
Водопроводная задвижка – это запорный арматурный элемент, предназначенный для полного прекращения движения воды в сети водоснабжения. Такими устройствами оборудуется большинство магистралей сечением от 15 мм до 2 м для разных жидкостей: воды, нефтяных продуктов, а также сжатого воздуха и сыпучих продуктов.
Конструкция задвижки
Независимо от типа все запорные устройства для водопровода состоят из таких элементов:
- корпусная часть с крышкой;
- запорный узел, в составе которого имеются направляющая и затвор;
- элемент управления, состоящий из вентиля, махового колеса и резьбовой втулки;
- бугельный узел для защиты от агрессивной среды и высокой температуры.
Устройства изготавливают из высокопрочного чугуна и стали. Закрепляются в системе за счет фланцевого либо муфтового резьбового (для труб небольшого сечения) соединения.
Размеры зависят не только от предназначения и типа, но и от материала изготовления. Стандартный диаметр чугунных изделий от 40 до 2000 мм, строительная длина – от 140 до 550 мм. Соответствующие размеры по ГОСТу у стальных фланцевых задвижек: 50–1600 мм и 140–550 мм.
Принцип действия
Задвижка трубопровода работает таким образом:
- Вручную либо при помощи электропривода осуществляется движение махового колеса, а за ним и штока.
- Шток передвигает затвор, контролируемый направляющей.
- Затвор перегораживает корпус, создавая препятствие на пути передвижения жидкости.
Чтобы открыть затвор, нужно крутить маховое колесо в обратном направлении.
Не стоит применять задвижки для регулировки водного потока. Эту функцию выполняют специальные клапаны для водопровода. В задвижках, используемых не только для полного перекрытия, стальные или чугунные детали при постоянном воздействии жидкости постепенно износятся и не смогут качественно выполнять свою работу.
Виды арматурных элементов
Задвижки подразделяются на два типа в зависимости от направленности действия – параллельные и перпендикулярные. Последний тип – стационарный, перемещается под углом 90 градусов к потоку. Параллельные устройства устанавливаются с нулевым углом и не создают препятствия для жидкости, пока находятся в стандартном режиме.
Классифицируют арматурные элементы и по типу запора:
- клиновые;
- шланговые;
- шиберные.
Также запорная арматура различается по способу перекрытия трубопровода: с выдвижным и не выдвижным шпинделем. В первом варианте происходит поступательная передача вращения маховика, последующее выдвижение шпинделя и перекрытие трубного просвета, во втором – закрытие осуществляется лишь с помощью вращения.
В отдельную категорию можно выделить устройства, устанавливаемые на оборудовании для тушения пламени. Пожарные задвижки бывают наклонными с наружной резьбой или с фланцевым вводом и редукционными.
Критерии выбора
Перед приобретением арматурного элемента определяют, для чего он будет использоваться: для полного перекрытия водного потока либо его регулировки. После этого анализируют следующие показатели:
- предназначение и условия эксплуатации: качество рабочей среды, максимумы давления и температурный диапазон;
- номинальная величина условного прохода (ДУ);
- способ управления устройством;
- габариты и методы подключения к трубопроводу;
- вариант перекрывающего устройства;
- подходящий материал корпуса.
Чугунная задвижка наиболее часто применяется для канализационных магистралей, трубопроводов со сжатым газом, паром и сыпучими продуктами. Для отопительных и водопроводных сетей в основном применяют запорные элементы из стали.
От технических характеристик зависит стоимость приспособления. Диапазон расценок очень широк: задвижки могут стоить от 1000 до 140000 рублей. Цены на регулировочные водопроводные клапаны варьируются от 1000 до 500000 рублей.
Особенности монтажа
Этапы работ при установке арматурного элемента на трубу из пластика:
- Отрезают трубу необходимой длины.
- На разогретые до 260-ти градусов насадки паяльника надевают присоединительный патрубок задвижки и торец трубы.
- После нагрева вставляют в патрубок трубу.
- Дают соединению остыть и полностью отвердеть пластику.
Маховое колесо может располагаться как сверху, так и сбоку, но ни в коем случае снизу.
Если магистраль металлическая, монтаж зависит от типа соединения арматуры. Потребуется нарезать резьбу на концах трубных отрезков или приварить ответные фланцы.
Установка задвижек с электроприводом на трубы водопровода имеет свой нюанс. Элемент монтируется в любом положении, кроме нижнего. Если шпиндель расположен в горизонтальной плоскости, нужна дополнительная опора под электропривод.
Основная масса задвижек не подлежит ремонту. Следует тщательно следить за состоянием арматуры и при необходимости заменять новой.
Источник https://rt-simulators.ru/dlya-vody/ustanovka-zadvizhek-na-vodoprovode.html
Источник
Источник