Содержание
Допустимое расстояние от водопровода до фундамента
При закладке инженерных сетей руководствуются нормативными актами, разработанными специалистами с учетом их оптимального и безопасного расположения, обязательными для государственных застройщиков и частных организаций. Нормы, к одним из которых относится расстояние от водопровода до фундамента, следует соблюдать и в индивидуальной застройке во избежание дальнейших проблем при эксплуатации.
Обычно проектирование домов, помимо поэтажного плана здания, включает в себя схему расположения инженерных коммуникаций на территории участка, глубину их закладки и дистанции от находящихся на территории объектов. При этом учитываются возможность совместной прокладки коммуникаций, расстояния между параллельно размещенными или пересекающимися магистралями, включающими в себя водопроводные, канализационные, электрокабельные и газовые линии.
Рис.1 Дом и обслуживающие сети
Какие бывают требования к расположению подземных коммуникаций
Основным нормативным документом, которым руководствуются при строительстве, является СНиП 2.07.01-89 с указанием расстояний при укладке коммуникаций относительно друг друга и других объектов с точки зрения безопасности и надежности.
При эксплуатации канализационных, отопительных и водоподающих инженерных сетей должно учитываться негативное влияние на фундамент сооружений переносимой среды при прорыве труб. Вытекающая жидкость может подмыть грунтовое фундаментное основание, проникнуть в нижние и цокольные помещения, нанеся существенный вред постройкам.
В случае закладки рядом с фундаментом водоносных коммуникаций при эксплуатации сооружений следует принимать меры по их безопасному расположению относительно здания. Когда не удается выдержать безопасную дистанцию от трубопроводов до сооружения по техническим причинам, используют кожухи для защиты коммуникаций под землей. После согласования с надзорными органами рядом с фундаментами допускается прокладывать водопровод в футляре, обеспечивающем изоляцию труб в случае осадки, и защищающим саму фундаментную основу от разрушения при повреждениях водопровода.
Обычно на участке с построенным домом располагаются сети различного вида, в земле прокладывают водопроводные, канализационные, отопительные, газовые трубы, протягивают кабель электропитания. Для безопасного расположения относительно друг друга различного вида магистралей необходимо знать нормы расстояний между коммуникациями при параллельном и перпендикулярном расположении.
Также знание нормативов поможет сэкономить финансовые средства, ведь некоторые типы коммуникаций можно прокладывать в единой траншее без существенных отрицательных последствий в случае прорыва труб.
Рис.2 План участка – пример
Способы закладки подземных сетей
Для протягивания подземных инженерных коммуникаций в гражданском строительстве применяют коллекторы, тоннели и каналы, в бытовом хозяйстве для закладки трубопроводов используют вырытые в почве канавы. Если рытье траншей открытым способом невозможно, производят бестраншейную прокладку труб путем бурения, прокалывания или продавливания грунта гидравлическими домкратами. За рубежом (в Германии) широко используется эффективный метод укладки труб с помощью специальной техники, которая прорезает траншею и одновременно погружает в нее полимерный трубопровод.
По способу расположения коммуникаций в траншеях рассматривают:
Раздельный метод. При монтаже каждую магистраль монтируют в своем канале, метод затратен при укладке большого количества расположенных рядом коммуникаций.
Совместный метод. По СНиП 2.07.01-89 в общих траншеях разрешено прокладывать тепловые магистрали размером от 50 до 90 см., водопровод до 50 см, больше 10 линий связи или силовых электрокабелей с напряжением до 10000 вольт, если для протягивания линий в отдельных траншеях недостаточно места на участке.
Запрещена закладка газопроводов и магистралей, перемещающих легковоспламеняющиеся и горючие вещества, рядом с электрическими кабелями.
Разрешена укладка водопроводов в тоннелях с иными коммуникациями (СНиП 2.04.02-84) кроме трубопроводов с переносимой горючей и легковоспламеняющейся средой.
При закладке в земле трубопроводной арматуры ее размещают в технических колодцах.
Если на участке используются колодцы или скважины, от которых для транспортировки воды к дому проложена подземная трубопроводная магистраль, минимальное заглубление водопровода принимают равным нижней точке замерзания грунта в данном районе с добавлением 0,5 м. Слой почвы сверху во избежание нежелательного нагрева воды в трубах летом оставляют не менее 50 см.
Рис. 3 Протягивание подземных инженерных коммуникаций немецким трубоукладчиком
Расстояние от подземных коммуникаций до фундаментов
СНиП 2.07.01-89 допускает укладку подземных коммуникаций в границах опорных фундаментов и эстакад трубопроводов с условием обеспечения мер защиты при осадке фундаментной основы, авариях в линии.
Строительными актами СНиП 2.07.01-89 установлены следующие дистанционные пределы до опорных фундаментов домов:
- водопровод — 5 м;
- индивидуальная и ливневая (дождевая) самотечная канализация — 3 м;
- напорная канализация — 5 м;
- дренажный трубопровод — 3 м, сопутствующий дренаж — 0,4 м;
- газопроводы низкого, среднего и высокого напора — 2, 4, 7 или 10 м соответственно;
- теплосети — от стены тоннеля 2 м, от защитной оболочки труб при бесканальной укладке — 5 м;
- электрокабельные линии и кабели связи — 0,6 м;
- коммутационные каналы и тоннели — 2 м.
Рис.4 Строительные нормы дистанций между коммуникациями и подземными сетями
Расстояние от водопровода до фундамента сооружений
Если водопровод приходится проводить в замкнутых условиях, допустимо сокращение дистанции от фундамента до 1,5 м, обычно используют трубопровод из полимеров, его помещают в кожух выше 0,5 м уровня фундаментной подошвы.
При монтаже водопровода берут следующие минимальные допуски до фундаментных плит и сетей:
- архитектурных сооружений — 5 м;
- оград промышленных зданий, эстакад, опорных конструкций контактных электросетей и связи, рельсовых путей — 3 м;
- железных дорог с шириной колеи 1520 мм не меньше глубины траншеи до основы насыпи и края выемки — 4 м;
- рельсовых путей с шириной колеи 750 мм — 2,8 м;
- уличных бортов на краю автодорог или обочине — 2 м;
- кюветной бровки или подошвы дорожной насыпи — 1 м;
- опор ЛЭП:
— с напряжением до 1 кВ. (проводники уличного освещения, электроконтактные линии городского электротранспорта) — 1 м;
— от 1 до 35 кВ. — 2 м;
— от 35 до 110 кВт и более — 3 м. - обделок углубленных чугунных тюбингов метро — 5 м;
- обделок из бетонных материалов, размещенных ниже 20 м поверхности почвы — 5 м.
- обделок конструкций метро без гидравлической изоляции — 8 м.
В строительных нормах указаны дистанции до центральной оси деревьев с кроной окружностью меньше 5 м — в этом случае водопровод под землей укладывают от оси не менее, чем на 2 м.
Рис. 5 Нормативы дистанций между коммуникациями под землей
Расстояние от фундамента до канализации
При закладке следует выдерживать расстояние от канализации до фундамента основания построек, канализационные трубы должны располагаться с соблюдением дистанционных нормативов.
Канализацию укладывают параллельно застроечным красным линиям, при монтаже на улице выбирается сторона с меньшим числом иных сетей и наибольшим количеством присоединительных патрубков.
Дистанция до здания должна давать возможность проведения монтажных и ремонтных работ, обеспечивать защиту смежных трубопроводов, при возникновении аварий, связанных с размывом грунта, размерные параметры должны обеспечивать сохранность фундаментной основы от подмывания.
При определении дистанции от трубопровода до фундамента должна быть исключена малейшая возможность проникновения сточных вод при аварийных протечках в магистраль водоснабжения.
Минимальные дистанции от канализации и ливневки до фундаментов:
- зданий и сооружений — 3 м, при монтаже напорной канализации — 5 м;
- защитных оград предприятий, автомобильных эстакад, опор электросетей, железнодорожных путей -1,5 м;
- железных дорог шириной с колеи 1520 мм не меньше глубины траншеи до насыпной основы и края выемки — 4 м;
- рельсовых путей с колеей 750 мм — 2,8 м;
- бордюров улиц, усиленных обочин автодорог — 1,5 м;
- внешней кюветной бровки или подошвы дорожной насыпи — 1 м;
- опор линий электрических сетей, проходящих по воздуху:
— до 1 кВт (уличное освещение, контактные провода городского электротранспорта) — 1 м;
— 1 — 35 кВ. — 2 м;
— 35 — 110 кВ. — 3 м.
Также строительные правила регламентируют расположение канализационной линии, расположенной в земле, по отношению к корневой системе деревьев, дистанцию от трубопровода до центральной оси дерева берут не меньше 1,5 м, при дренажной канализации — от 2 м.
Рис.6 Примеры прокладки подземных инженерных коммуникаций
Расстояние при совместной прокладке водопровода и разных видов сетей
Совместная закладка позволяет сэкономить средства и уменьшить площадь коммуникаций под землей, если канализация пересекает магистраль водоснабжения, она укладывается ниже с соблюдением дистанционных норм. При укладке в грунт расстояние должно соблюдаться, если трубопроводы протянуты в защищающих кожухах (футлярах) из металла, при этом канализация может располагаться выше водопроводящих сетей.
Согласно СНиП 2.04.02-84 при закладке нескольких водопроводов нормы расстояний между соседними трубами выбирают с учетом устройства, организации монтажных работ и защищенности соседних участков в случае протечки одного из них. Расстояния возможно снижать на некоторых отрезках, если трубопроводы помещены в синтетическое основание, футляры, проходят по тоннелям или уложены иными способами, исключающими их возможное повреждение. Расстояние должно обеспечивать беспрепятственное проведение работ по монтажу и ремонту.
Наименьшая дистанция между водопроводом и канализацией из:
- 5 м — железобетонных или асбоцементных труб;
- 3 м — чугунных труб окружностью выше 200 мм;
- 1,5 м — чугуна диаметром до 200 мм;
- 1,5 м — пластика ПНД;
- 1,5 м — на производстве с учетом материала изготовления и размеров труб, физических и химических параметров почвы.
При укладке водопровода принимаются следующие пределы минимальных дистанций до соседних сетей:
- 1,5 м — дренажных и ливневых канализаций;
- 1 м — низконапорных и средненапорных газопроводных магистралей;
- 1,5 — 2 м — высоконапорных газопроводов;
- 0,5 м — силовых электрокабелей и кабелей связи (согласно правилам эксплуатации электроустановок ПЭУ).
- 1,5 м — тепловых магистралей от внешних стен тоннельных каналов, оболочки труб при траншейной укладке, туннельных каналов.
- 0,2 м — при протяжке в тоннелях до внутренних стен конструкций ограждения и соседних трубопроводов.
В точках пересечения трубопроводные участки обязаны иметь односторонний уклон и защиту из коллекторов и тоннелей, футляров из стали, монолитных каналов из бетона и железобетона.
Рис. 7 Примеры закладки канализации частного дома
Расстояние от фундамента до колодца и скважины для санитарных зон
СНиП 2.04.02-84 устанавливает три охранных зоны для глубинных водозаборных источников, минимальная граница первого пояса имеет наименьший радиус и составляет:
- 30 м — при эксплуатации защищенных водных горизонтов;
- 50 м — при недостаточно изолированных водных пласта;
- 15 или 25 м — применяется для источников, расположенных на участке с домом, если исключена любая возможность загрязнения грунта и глубинного водяного пласта. Распространяется на источники забора воды, находящиеся в благоприятных местах с точки зрения санитарных, геологических условий, нормативы должны уменьшаться по согласованному решению с местными санитарными службами.
В площади первого пояса запрещены:
- Все виды строительных работ, кроме операций по реконструкции, ремонту или разветвлению водопроводов.
- Расположение любых зданий, местонахождение постоянно проживающих людей.
- Прокладка любых коммуникаций, кроме обслуживающих водопроводные колодцы или скважины.
- Дом должен иметь канализационный отвод в центральную систему или к очистным объектам, находящимся за первым кольцом.
- Если нет канализации, герметичные септики устанавливаются в местах, исключающих попадание нечистот на грунт первого пояса при опорожнении емкости.
- Должен быть устроен водоотвод за границы первой зоны.
Таким образом, на индивидуальном участке нет однозначной дистанции от колодца или скважины до фундамента дома и хозяйственных построек, степень удаления зависит от защищенности водоносных источников, особенностей местности и может составлять от 15 до 50 метров. Следует отметить, что в быту ввиду малой площади участков действуют другие нормативы — колодцы и скважины располагают намного ближе к дому.
Рис. 8 Размещение источника воды на индивидуальном участке
Проход труб через фундамент зданий
Наружную сеть водопровода и канализации вводят в дом через фундамент с помощью стальных гильз большего диаметра, их стандартный размер для труб ПНД — 75 мм, для канализации из ПВХ 110 мм используется труба диаметром 160 мм.
Правила прокладывания наружных водопроводов регламентированы сводом правил СП 31.13330.2012 и включает в себя следующие пункты:
- Ввод коммуникаций в дом производится через обрезки металлических труб (гильзы) с наименьшим диаметром 50 мм.
- Для ликвидации последствий линейных расширений при температурных перепадах используют компенсаторные вводы.
- Дистанция между входом в фундаментную основу труб воды и стоков должна быть от 1,5 м., при входе по вертикали промежуток между гильзами — от 0,4 м.
- Диаметр отверстия в несущих конструкциях делают больше места вставляемый гильзы минимум на 2 мм.
- Для обеспечения самотека гильза канализационных труб вставляется с уклоном 4 — 7 градусов.
- Глубина залегания подходящих к дому трубопроводов берется больше 0,7 м. от отмостки.
Рис. 9 Схема прокладки ввода трубы в здание
При прокладке водопроводных магистралей необходимо соблюдать нормы расстояний до фундамента — это позволит избежать негативных последствий в случае прорыва трубопроводов или просадки здания. В бытовом домостроении важно придерживаться норм при укладке коммуникаций, которые должны размещаться в разных траншеях, тогда прорыв канализационных труб при любых обстоятельствах не приведет к заражению питьевой воды.
Опоры для прокладки трубы в футляре: характеристики деталей и особенности монтажа магистралей в защитном кожухе
С 2007 года мы разработали, изготавливаем и поставляем разъемные стеклопластиковые защитные футляры нашим Заказчикам. На 1 января 2020 года более 3000 защитных футляров САФИТ установлены на газопроводах России, Белоруссии и Казахстана, что подтверждает их надежность и высокое качество! Футляры изготавливаются по ТУ 22.21.10-010-71653326-2017 (полностью идентичному ТУ 2296-010-71653326-2011).
Группа компаний САФИТ является патентообладателем на производство защитных композитных футляров для трубопроводов, нефте- и газопроводов, кабельных и оптоволоконных линий.
Защитный футляр газовой трубы (ЗФГТ) предназначен для защиты трубопроводов, нефте- и газопроводов и кабельных линий от внешних нагрузок и механических повреждений в местах пересечения с подземными сооружениями, а так же для возможного обнаружения и отвода газа в случае повреждения газопровода в пределах защитного футляра.
Материал футляра – стеклопластик. Футляры САФИТ выпускаются двух типов. Первый — стандарт, представляющий собой разъемный вдоль оси моноблок с двумя горловинами под определенный диаметр трубы. Второй — разъемный вдоль оси составной секционный футляр любой согласованной Заказчиком длины. Секции футляров, в этом случае, стыкуются друг к другу при помощи фланцевого соединения.
Все защитные футляры проходят полный цикл испытаний на прочность и герметичность и обладает 4-х кратным запасом прочности.
Футляры изготавливаются по ТУ 22.21.10-010-71653326-2017 (полностью идентичному ТУ 2296-010-71653326-2011), в соответствии с требованиями СП 62.13330.2011* Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002, прошли сертификацию «ГАЗСЕРТ» и экспертизу промышленной безопасности Федеральной службы по Экологическому, Технологическому и Атомному надзору.
Разрешительная документация
Экспертиза промышленной безопасности
Разрешение Ростехнадзора
Согласование Ростехнадзором ТУ
Сертификат соответствия
Разрешение на применение в Казахстане
Письмо сертификационного центра
Монтаж опор
Установка опорных колец проводится в следующей последовательности:
- Трубопровод, который предполагается протаскивать в защитный футляр, монтируется на опоры. При монтаже нужно учитывать тот факт, что нижняя часть трубопровода должна быть свободной для установки опорного полукольца.
- На трубу устанавливается защитная прокладка. Поверх неё монтируется опорное полукольцо.
- Снизу таким же способом монтируется второе опорное полукольцо.
- Обе половины стягиваются болтами в единую конструкцию.
- На конец протягиваемой трубы монтируется сдвоенное направляющее опорное кольцо и специальный оголовок, который оснащён приспособлением для крепления троса.
Опоры крепятся через равные промежутки друг от друга, расстояние зависит от типа магистрали, диаметра труб и прочих факторов
Таким образом трубопровод подготавливают к прокладке внутри защитного футляра. Дистанцию между опорными элементами определяется с учётом различных условий: давление, оказываемое на трубопровод, прогиб коммуникации между опорами и т. д. Оптимальное расстояние, рекомендуемое специалистами, составляет 3 м.
Кроме этого, для трубопроводов водоснабжения дистанция между опорами может отличаться в зависимости от температуры среды. Футляры для водопроводных труб, как правило, представлены стальными трубами с антикоррозийным покрытием. После того, как опоры установлены, происходит монтаж защитных трубок для кабелей.
Варианты изготовления защитных футляров
Разъемный футляр фиксированной длины 6 метров
Футляр фиксированной длины — 6000 мм. Предназначен для установки на существующих газопроводах при пересечении с инженерными коммуникациями в ограниченном пространстве и не имеет возможности для увеличения или уменьшения длины.
Разъемный футляр составной секционный на торцевых фланцах
Максимальная длина одной секции — 5500 мм, минимальная — 2000 мм. Между фланцами устанавливается специальный резиновый уплотнитель. Фланцевое соединение крепится на болтах М10 из нержавеющей стали и позволяет производить защитные футляры любой длины под размеры заказчика.
Характеристики труб для футляров и случаи их обязательного применения
ГОСТами устанавливаются случаи, когда применение стальных труб-футляров является обязательным:
- Когда трубопровод пересекает трамвайные либо железнодорожные пути;
- Монтаж трубопровода осуществляется под крупными автомобильными трассами и дорогами;
- Монтаж осуществляется вблизи инженерных коммуникаций, таких как водопроводы, силовые кабели, теплотрассы.
Для каждого конкретного случая подбирают свои трубы-футляры, отвечающие определенным эксплуатационным характеристикам и способных выдерживать воздействие тех сред и факторов, которые являются типичными для той или иной местности:
- Сварные трубы, которые могут быть прямошовными или спиралешовными (для значительных диаметров);
- При больших нагрузках используют горячекатаные бесшовные трубы;
- Трубы с усиленной изоляцией, а также двух и трехслойной изоляцией со специальными изоляционными покрытиями, которые могут быть песчано-цементным, полимерным, эпоксидным, асфальтно-цементно-битумные и другими.
Номенклатура защитных футляров
Общий номенклатурный номер футляра защитного СAФИТ обозначается как ЗФГТ D-L-Ф, где: ЗФГТ — защитный футляр газовой трубы; D — условный диаметр составного секционного футляра на торцевых фланцах; L — общая длина в метрах составного секционного футляра на торцевых фланцах; Ф — обозначение составного секционного футляра на торцевых фланцах.
В таблице приведены значения основных характеристик футляра ЗФГТ.
Типоразмер футляра | Диаметр газовой трубы с изоляцией Dт, мм | Диаметр футляра Dф в рабочей области, мм | Вес футляра, кг/метр |
ЗФГТ 150 | 50/65/90 | 159 | 11,0 |
ЗФГТ 200 | 80/120 | 219 | 12,5 |
ЗФГТ 250 | 125/150/174 | 273 | 14,5 |
ЗФГТ 300 | 200/237 | 325 | 16,1 |
ЗФГТ 350 | 250/291 | 377 | 17,6 |
ЗФГТ 400 | 300/335 | 426 | 19,5 |
ЗФГТ 500 | 400/435 | 530 | 23,8 |
ЗФГТ 600 | 500/532/630 | 744 | 63,2 |
ЗФГТ 1000 | 635/738/820 | 1024 | 92,3 |
ЗФГТ 1200 | 842/945/1048 | — | — |
ЗФГТ 1500 | 1256 | 1424 | 129,0 |
ЗФГТ 1700 | 1400 | 1624 | 138,0 |
Особенности ввода газопровода в дом
Сам процесс гильзования доступен любому, кто держал в руке перфоратор и участвовал в строительстве дома. Но существует ряд нюансов, обязательных для проведения любых работ с подключением газа и с газовым оборудованием. Это связано и с защитой трубопровода, и с безопасностью жильцов.
Для начала разберем, что такое футляр для газовой трубы и зачем он нужен, а затем подробнее остановимся на процессе прокладки газопровода через стену.
На каком этапе устанавливают футляр?
Газовая система, расположенная от места врезки в центральную газораспределительную магистраль до установленного в доме оборудования, называется внутренним газопроводом. Проще говоря, это не только разводка, установленная внутри дома, но и ответвление, расположенное во дворе – под землей, над землей и на участке около стены здания.
Даже если подводка газа от центральной магистрали к дому производится под землей, около здания трубу выводят наружу, а полиэтиленовый шланг заменяют более прочной стальной трубой
Подземный газопровод, соответственно, входит в проект подключения газа к дому. По нормам, в жилые дома подается газ низкого давления – это важно при выборе оборудования.
Не рекомендуется устанавливать котлы в подвалах жилых домов и других местах, где возможно образование взрывоопасных смесей, поэтому ввод осуществляют в нежилое помещение – котельную, коридор или кухню
Возникает вопрос: когда и где лучше установить футляр для ввода трубы в дом? Теоретически, этим можно заняться сразу после утверждения проекта, когда точно известны места установки газового оборудования и выхода трубопровода из земли.
Обычно стремятся к сокращению расстояния между этими двумя точками, то есть газовую магистраль выводят наружу максимально близко к котельной дома или другому нежилому помещению, где планируется установить или уже установлены газовые агрегаты – колонки, котлы, плиты.
Чтобы не задерживать работы по подключению, оборудование рекомендуем закупить и установить заранее – на местах, указанных в проекте. За самовольный перенос в другое место владельцев домов штрафуют
Проделывать отверстие в стене лучше всего, когда уже оборудован вывод газопровода из земли наружу. Если магистраль надземная, то после ее подводки к дому, чтобы точнее определить место ввода. Другими словами, наиболее удачный момент для прокладки газопровода в футляре – окончание внутренних и наружных работ.
Для чего необходимо гильзование?
По нормативным требованиям, проводить любые коммуникации – газовые, водопроводные, отопительные, канализационные трубы, дымоходы и вентиляционные каналы – сквозь стены без дополнительного усиления запрещено.
В качестве защитной конструкции и выступает футляр или гильза – прочный металлический кожух, предохраняющий трубу от механических повреждений.
Самостоятельно изготовленный футляр – это обычно кусок металлической трубы, по диаметру превосходящий трубу прокладываемой магистрали, надежно зафиксированный в месте ввода
Основная задача футляра на стальном внутреннем газопроводе – принимать напряжение стены на себя и снимать нагрузку с трубопровода. Применение футляров характерно для работ по монтажу газовых магистралей.
Например, оно обязательно при прокладке газовых труб под автомобильными или железнодорожными полотнами, а также в грунтах, не вполне соответствующих условиям монтажа – пучинистым или затапливаемым.
Футляр для установки в стену отличается от специального оборудования, размещаемого при монтаже распределительных магистралей, тем не менее, он также должен быть прочным и износостойким.
По этой причине запрещено в качестве гильзы использовать полистирол, полиэтилен или другие полимеры – подходит только сталь, нержавеющая или дополнительно обработанная от коррозии.
Нормативная база – основа работы
Что делать, если вы не уверены в выборе материала или у представителей проверяющей инстанции возникли претензии? Лучше подстраховаться и выполнить монтажные работы, опираясь на законодательно принятые нормы.
Вам достаточно обратиться к документу СП 42-101-2003, а точнее, к пункту 6.7, в котором точно указаны нюансы выбора материала и монтажа:
- в качестве изоляционного материала, служащего прокладкой между трубой и футляром, используют резиновые втулки, просмоленную паклю или другой похожий по характеристикам материал;
- зазор с наружной стороны футляра плотно заделывают бетонным раствором;
- расстояние от стенки трубы до стенки футляра – не менее 10 мм, исключение составляют трубы с диаметром <32 мм – не менее 5 мм;
- гильза не должна выходить за границы стены, но если труба пересекает горизонтальное перекрытие, футляр должен выступать на 50 мм с обеих сторон.
Еще одно очень важное условие – труба, заключенная в футляр, не должна иметь ни разъемных, ни сварных соединений.
Защиты требует не только газовая труба, но и сама гильза – перед установкой рекомендуем ее обработать антикоррозийным средством, например, покрасить в 2 слоя специальной краской по металлу
Эстетика здания не пострадает, так как по окончании работ снаружи место установки футляра декорируется отделочным материалом, а внутри – штукатуркой. Если дом деревянный, а обшивка не планируется, советуем работы по гильзованию проводит более аккуратно.
Варианты установки защитных футляров для газопровода при пересечении инженерных коммуникаций
Расположение защитного чехла под автомагистралью СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы»
п.5.2.1 В местах, где предусматривается движение транспорта и сельскохозяйственных машин, прокладка газопроводов осуществляется на глубине не менее 0,8 м до верха газопровода или футляра. п.5.5.2 Прокладку подземного газопровода в местах пересечений с автомобильными дорогами I-IV категорий, а также магистральными улицами общегородского значения, следует производить в футлярах. В других случаях вопрос о необходимости устройства футляров решается проектной организацией.
Защитный кожух под трамвайными путями СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб»
п.4.53 Футляры для газопроводов следует предусматривать для защиты газопровода от внешних нагрузок, от повреждений в местах пересечения с подземными сооружениями и коммуникациями, а также для возможности ремонта и замены, обнаружения и отвода газа в случае утечки. При этом в местах пересечения газопровода с каналами тепловых сетей, а также на переходах через железные дороги общей сети, рекомендуется предусматривать футляры.
Защита газопровода под железной дорогой СНиП 32-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм»
п.8.12 При подземной прокладке в месте пересечения трубопроводы заключают в защитную трубу (канал, тоннель), концы которых на пересечениях с трубопроводами, транспортирующими взрыво- и огнеопасные продукты (нефть, газ и т.п.), располагаются с каждой стороны не менее чем в 50 м от подошвы откоса насыпи или бровки откоса выемки, а при наличии водоотводных сооружений — от крайнего; на пересечениях с водопроводами, линиями канализации, тепловыми сетями — не менее 10 м.
Монтаж защитного футляра на трубу газопровода
Защитный футляр для газопровода собирается из двух стеклопластиковых кожухов — нижнего и верхнего, стянутых между собой болтами из нержавеющей стали с применением резинового уплотнителя. Внутри защитного футляра на трубу газопровода устанавливаются стеклопластиковые центраторы с шагом 980 мм. На расстоянии 500 мм от торца в верхней части заформован стальной штуцер D=32мм с дюймовой наружной резьбой для подсоединения трубки контроля утечки газа.
Футляры для прокладки труб
При прокладке трубопроводов под автодорогами, железнодорожными путями всегда необходимо использовать трубу–футляр, которая должна превышать по прочностным характеристикам ту трубу, для защиты которой она используются. Чаще всего используются и применяются под футляры стальные трубы. Стальные трубы на футляр в зависимости от требований заказчика, могут использоваться новые, лежалые, восстановленные и трубы б.у.
Все ситуации, в которых устройство защитных футляров для трубопроводов обязательно к применению, указаны в государственных стандартах, строительных нормах и других нормативных документах. К таким случаям можно отнести:
— монтаж газопровода в непосредственной близости от других коммуникаций, таких как сетей водоснабжения, силовых кабелей, теплопроводов,
— прокладка трубопровода под крупными автомобильными трассами,
— пересечение с железнодорожными путями, трамвайными рельсами.
В качестве защитных кожухов, часто их называют «футляры», компания МЕТТЕК предлагает использовать сварные спирально-шовные, прямошовные или бесшовные горячекатаные трубы. Горячекатные трубы применяются в качестве футляров для трубопроводов диаметром до 273 мм, при большем диаметре трубопровода обычно берут сварные спирально-шовные или прямошовные трубы.
По мимо этого, стальные трубы для футляра часто требуются с дополнительной защитой от коррозии, весьма усиленная (ВУС) 2х и 3х слойная изоляция. В большинстве случаев под футляр укладывается б/у труба в хорошем состоянии, из под газапровода, либо обротанная пескоструем водяная труба. Мы так же можем нанести необходимую изоляцию на стальную трубу, ВУС экструдированный полиэтилен, битумно-полимерная изоляция.
При прокладке труб или коммуникаций бестраншейным способом, вначале устанавливают футляры, а потом в них прокладывают трубопровод. Диаметр футляра должен быть больше, чем диаметр прокладываемых труб. Длину футляра обычно определяют исходя из нормативных расстояний и из ширины преодолеваемого препятствия (например, дорожного полотна или насыпи). Защиту футляра от коррозии производят с помощью специальных антикоррозионных покрытий – песчаноцементных, асфальтоцементнобитумных, асбестоцементных, эпоксидных или же полимерных. Выбор метода прокладки футляра зависит от диаметра и длины трубопровода, гидрогеологических условий, физико-механических свойств грунта, а так же наличия в строительной организации соответствующего оборудования, агрегатов и установок.
Футляр под дорогой, бестраншейная прокладка труб в стальном футляре – это удобный, экономически выгодный, безопасный способ строительства различных видов коммуникаций, особенно часто применяемый в условиях густонаселенных и плотно застроенных городов.
Вторым широко распространенным способом прокладки футляра под автодорогой является способ продавливания трубы с помощью гидродомкрата. Применение данного способа позволяет использование различных видов гидравлических домкратов, прокладка осуществляется до выхода конца трубы в точку приемного приямка.
Выбор того, или иного способа зависит от наличия технических средств и оборудования, дистанции прокладки, диаметра футляра, внешних условий и технических задач конкретной прокладки.
Длину футляра обычно определяют исходя из нормативных расстояний и из ширины преодолеваемого препятствия (например, дорожного полотна или насыпи). Защиту футляра от коррозии производят с помощью специальных антикоррозионных покрытий – песчаноцементных, асфальтоцементнобитумных, асбестоцементных, эпоксидных или же полимерных. Прокладка теплотрассы в футляре через железнодорожные пути
Прокладка теплотрассы в футляре через железнодорожные пути горизонтально направленный прокол, как один из методов прокладки коммуникаций через пути железнодорожного сообщения, имеет широкое применение в строительстве трубопроводов. Прокол под железной дорогой, как один из способов бестраншейной прокладки коммуникаций, отлично зарекомендовал себя для сооружения подземных переходов для теплосетей, газопроводов, электрических и оптоволоконных кабелей, водопровода. Метод прокола может использоваться для прокладки любых типов стальных, а так же полиэтиленовых футляров, используемых для возведения инженерных коммуникаций.
Согласно существующим строительным нормам и правилам, для прокладки трубопровода или коммуникаций под железной дорогой рекомендуется использовать стальные футляры.
Защитный футляр для трубопроводов необходим при подземной прокладке коммуникаций. Кожух устанавливают на систему для защиты от давления, трения, вибрации.
Для создания защитных футляров также проводят восстановление бывших в использовании элементов водопроводных и газовых трубопроводов. В производство поступают изделия, поверхность которых не имеет дефектов и видимых повреждений. Специалисты тщательно осматривают конструкции, оценивают их прочность и надежность. Обязательный этап подготовки — очистка поверхности.
Стальной кожух при подземной прокладке трубопровода будет постоянно контактировать с влажными грунтами и грунтовыми водами. Продлить срок службы коммуникаций поможет антикоррозийная изоляция. Ее наносят на футляр до начала монтажа. Нанесение покрытия осуществляется в заводских условиях, полностью автоматизировано.
Испытания футляров на механическую прочность и герметичность
Прочность. Опытный образец нагружается через стальные ложементы вертикальной нагрузкой 5.8, 8.7, 11.6 тс. На каждом этапе выполняется визуальный контроль поверхности на наличие повреждений. При нагружении фиксируют величину нагрузки в момент контакта футляра защитного с центраторами.
Герметичность. Производим полную сборку опытного образца. После установки контрольной трубки производится опрессовка футляра на герметичность давлением 5 кПа. Падение давления в течении 5 минут не должно превышать 0.2 кПа.
В каких случаях газопровод укладывается в футляр
На сегодняшний день природный газ играет одну из самых значительных ролей в нашей жизни. Мы привыкли к нему настолько, что даже не представляем, как можно без него обойтись.
Мало кто задумывается о том, что предшествует подаче газа в наши дома и квартиры. До того, как столь полезная коммунальная услуга предоставляется для пользования граждан, и юридических лиц проходит довольно много времени.
Сначала выдаются технические условия (ТУ). На их основании разрабатывается проект газоснабжения объекта. Нередко магистральные газопроводы находятся на значительном расстоянии от того строения, который нужно газифицировать и тогда на разработку документации уходит масса времени. Готовый проект проходит экспертизу и согласовывается с различными службами.
Подающие газ трубы могут проходить по поверхности земли или располагаться на неподвижных опорах. Такие варианты прокладки газопровода считаются наиболее простыми. Иногда ведется подземная прокладка, она считается более сложной.
При подземном способе для газопровода выкапываются траншеи, ширина которых позволяет произвести заложение трубы. Глубина траншей небольшая. Она должна удовлетворять требованиям правил: в местах проживания людей от верхней поверхности трубы до поверхности почвы не должно быть меньше 80 см. За пределами населенных пунктов этот параметр снижается до 60 см.
Основные сложности при подземном виде прокладки возникают тогда, когда газопроводы пересекают дороги.
Прокладка газопровода в футляре осуществляется как раз при таких обстоятельствах. Футляр предохраняет газовую трубу от блуждающих токов и повреждений, связанных с дополнительными нагрузками. Проходящий по дорогам транспорт (автомобили, поезда) неизбежно и регулярно давят на поверхность дорожного покрытия, что может отразиться и на целостности проходящих под дорогами коммуникаций.
Нормативный документ футляр для прокладки газа предусматривает в обязательном порядке. Таким документом является СНиП 42-01-2002.
Другой нормативный документ футляр для прокладки газа регламентирует по определенным параметрам. Так, СНиП 32-01 устанавливает, в частности, положение о минимально допустимом расстоянии, на котором должны быть расположены концы футляров. Если газопровод имеет пресечение с железнодорожными путями указанное расстояние должно быть не менее 50 метров. Такое большое расстояние обусловлено взрывоопасностью природного газа. Регламентируется и глубина укладки. Под полотном железной дороги это расстояние не может быть менее полутора метров.
Из-под автомобильных дорог футляры должны выступать на три с половиною метра.
Футляры выполняются из стальных труб. Их диаметр зависит от размера поперечника газовой трубы. Как правило, различие в диаметрах составляет 100 миллиметров. Стоит отметить, что в футляр укладывают трубу (газопровод), имеющую усиленную изоляцию. Все сварные стыки газопровода проверяются на прочность неразрушающими методами. Только прошедшие проверку трубы могут монтироваться в футляр. Монтаж производится таким образом, чтобы внутри футляра находилось как можно меньше сварных швов.
Газопровод аккуратно размещают внутри футляра на изолированные (диэлектрические) подставки, соблюдая соосность футляра и изолированной трубы. С обеих сторон футляр герметизируют, устанавливая сальники, и заливают битумной смесью.
Примерно за 750 мм от одного из концов футляра в его верхней части просверливается отверстие. В это отверстие вваривается специальная контрольная трубка. Конец этой трубки выводится в находящееся над поверхностью земли устройство – ковер. Это устройство позволяет определить наличие или отсутствие газа в футляре.
Как и при обычной подземной прокладке, дороги могут вскрываться снаружи. Но разборка дорог, особенно тех, по которым ежедневно проходят интенсивные транспортные потоки, связана с большими неудобствами и затратами. Приходится оборудовать временные объезды. Кроме того, что это не выгодно с экономической точки зрения, в крупных населенных пунктах далеко не всегда найдется место для их размещения. Прокладка газопровода через тело железнодорожных насыпей и вовсе запрещена.
При невозможности поверхностного проникновения, применяется закрытый способ прокладки. Он заключается в том, что под проезжей частью оборудуют отверстие, в которое впоследствии и будет проложен газопровод совместно с футляром.
Канал для прокладки инженерной коммуникации может выполняться несколькими способами. Горизонтальное бурение применяется не часто. В городских условиях более приемлемы методы прокалывания или продавливания. В первом случае грунт просто уплотняется, образуя отверстие. Во втором случае весь грунт из полученного отверстия выбирают наружу. Иногда эта операция механизируется, но чаще приходится работать вручную.
В принципе, существуют рекомендации по способу разработки грунта. Они учитывают свойства грунтов и диаметр прокладываемых труб. Но, на самом деле применяют то оборудование, которое имеется в наличии у монтажной организации или то, которое обойдется дешевле.
Прокладка газопровода в футляре производится не только при пересечении с различными дорогами. Если газопровод встречает на своем пути другие инженерные коммуникации, такими, как водопровод или тепловая сеть, то места их пересечения так же заключаются в футляры. Небольшие футляры оборудуются и в местах ввода труб газоснабжения в жилые или производственные здания.
Главная роль, которую играют футляры – это безопасность человека. Но человек часто забывает об опасности, которую представляет природный газ. Не секрет, что не смотря на установление охранных зон, люди проводят земляные работы в непосредственной близости от подземных газопроводов. Столь безответственные поступки могут привести к повреждению и самих газопроводов и их футляров, что очень опасно для человеческой жизни.
Фото вариантов монтажа футляров защитных
Видео сборки футляра защитного
При сборке для удобства рекомендуем использовать струбцины. Затяжка болтов производится равномерно от центра к концам футляра.
Еще больше информации смотрите на нашем сайте gazcase.ru »
Прокладка трубопроводов
Главная Канализация и водоотведение Трубы двухслойные полиэтиленовые гофрированные Прокладка трубопроводов
Подготовка траншеи для прокладки трубопровода
Прокладка труб в футлярах
Подготовка траншеи для монтажа колодцев
Подготовка траншеи для прокладки трубопровода
Земляные работы при строительстве безнапорных самотечных канализационных систем из двухслойные гофрированных труб «ФД-пласт» выполняются согласно СНиП 3,02,01-87. Ширина траншеи по дну должна обеспечивать удобство качественного выполнения монтажных работ. Минимальное расстояние между стенкой траншеи и наружной стенкой трубы составляют от 35 см. Одним из важнейших факторов, влияющих на качество монтажа безнапорной самотечной канализационной системы, являются тип грунта, в котором происходит монтаж, а так же структура «засыпки» трубопровода. Схема траншеи для монтажа двухслойной гофрированной трубы «ФД-пласт» приведена на рисунке 10. Дно траншеи должно быть выровнено, не должны присутствовать промерзшие участки. На дне траншеи не должны выступать твердые включения, на которые может опираться труба. Места выемки валунов должны быть засыпаны грунтом и уплотнены до той же плотности, что и грунт основания. При очень рыхлых грунтах может потребоваться укрепление дна траншеи. Угол уклона траншеи должен соответствовать проектному. «Подушка» под трубу устраивается при всех типах грунта. Для этой цели применяется песок или гравий (максимальный размер зерен не более 20 мм), толщина слоя при этом от 10 до 15 см. Подушка под трубой не должна уплотнятся, за исключением участков за 2 метра до смотрового колодца или до стенки колодца со стороны входной трубы. Подушка должна быть тщательно выровнена, под раструбами делаются «приямки». Если дно траншеи ровное и не требует устройства «подушки» можно сделать незначительную выемку грунта в основании трубы и заменить грунт на более мягкий тип грунта. Трубы малого диаметра можно укладывать в траншеи в ручную, а для труб большого диаметра могут потребоваться грузоподъемные петли или специальные подъемные траверсы. При погружении трубы в траншею необходимо использовать не менее двух петель. Извлеченный при прокладывании траншеи грунт можно использовать в качестве «засыпки». Что бы не повредить трубы, грунт не должен содержать камни, валуны, мерзлые комья и т.д. Если же вынутый грунт для засыпки не пригоден, то для этой цели используется песок, в котором не должно быть камней размером больше 20 мм. Предварительная засыпка труб осуществляется по всей ширине траншеи на высоту 20-30 см от верха труб. Засыпку и уплотняющие пазухи траншей следует вести послойно, толщиной 5 см. Непосредственно над трубопроводом трамбование грунта не допускается. Степень уплотнения грунта зависит от применяемого оборудования, количества тромбовочных проходов и толщины уплотняющих слоев. При прокладке труб в водонасыщенных грунтах со слабой водоотдачей предусматривается искусственное бетонное или втрамбованное в грунт щебеночное основание с устройством песчаной подушки. При прокладке труб в заболоченных, заиленных, заторфованных грунтах должны быть предусмотрены и осуществлены мероприятия, обеспечивающие несущую способность грунтов, соответствующую расчетному сопротивлению не менее 0,15 МПа (замена грунтов, бетонирование, устройство эстакад и т.п.). На рисунке 10 показана схема укладки трубы в траншею, в таблице 10 — средние значения модуля деформации грунта Е МПа зависимости от степени его уплотнения.
Рисунок 12. Схема укладки трубопровода
Таблица 10. Средние значения модуля деформации грунта зависимости от степени его уплотнения
масса грунта, т/м3
Минимальная высота засыпки над верхом трубы D≤600 мм принимается до 0,7 м и 1 м для труб большего диаметра.
назад
Прокладка труб в футлярах
В соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84, СНиП 2.05.03-84, СНиП 2.05.02¬85, СНиП II-89-80* , ВСН 003, СП 109-34-97 (Магистральные газопроводы) переходы под железными дорогами и автомобильными дорогами надлежит принимать в стальных футлярах. Трубопроводы систем водоотведения без футляра следует размещать ниже сетей, транспортирующих воду питьевого качества на 0,4 м. В футлярах трубопровод водоотведения может размещаться выше водопровода на 0,2 м. Но при этом расстояние от оси пересечения до обреза футляра должно быть не менее 5 м в каждую сторону в глинистых грунтах и 10 м — в крупнообломочных и песчаных грунтах. Ширина по дну траншеи с вертикальными стенками должна составлять не менее 1,5 наружных диаметров двухслойных гофрированных труб «ФД-пласт» футляра. Глубина траншеи в устойчивых грунтах нормальной влажности должна составлять: — в насыпных песчаных и гравелистых грунтах — до 1 м; — в супесчаных и суглинистых грунтах — до 1,25 м; — в глинистых грунтах — до 1,5 м. При строительстве переходов из гофрированных двухслойных труб «ФД-пласт» под автомобильными и железными дорогами, через водные преграды, прокладка защитных стальных футляров может быть произведена закрытым (бестраншейным) способом.
назад
Подготовка траншеи для монтажа колодцев
В месте устройства колодцев следует увеличить траншею, чтобы вокруг нее образовалось свободное пространство для смотрового колодца не менее 0,5 м, для колодца ревизии — 0,3 м. Место, где предполагается основание колодца, следует выровнять, убрать строительный мусор, а так же большие камни. Под основанием необходимо устройство «подушки». Для этой цели лучше всего применять песок или песчано-гравийные смеси (максимальный размер зерен не более 20 мм), толщина слоя при этом зависит от пучинистости местного грунта, а так же уровня грунтовых вод.
Пересечение канализационных труб с инженерными подземными сетями
СП 40-102-2000 : Проектирование наружного водопровода
5.1.1 Выбор напорных труб из полимерных материалов для наружных систем водоснабжения производится с учетом климатических условий и технико-экономических оценок.
5.1.2 Трубы подбирают расчетом, при этом для наружного водопровода, как правило, следует принимать трубы типа «С» (PN-6) и выше.
5.2.1 Требования к геометрическим размерам труб и их параметрам указаны в разделе 3.2.
5.2.2 Длину отрезков труб или бухты указывают в документации изготовителя.
5.3.1 Для соединения труб из полимерных материалов должны использоваться, как правило, соединительные детали из полимерных материалов. Допускается использовать специальные соединительные детали из металла.
5.3.2 Для соединения труб диаметром до 110 мм из полиолефинов следует использовать сварку. Трубы из ПВХ, стеклопластиков и базальтопластиков следует соединять на раструбных соединениях, уплотняемых профильным резиновым кольцом, или на клею.
5.3.3 Для присоединения труб из полимерных материалов к арматуре и металлическим трубам следует использовать пластмассовые буртовые втулки и свободные металлические фланцы или неразъемные соединения из пластмассы-металла.
5.4.1 Трассировка водопровода должна осуществляться в соответствии со СНиП 2.04.02 с учетом способа прокладки — в грунте, в коллекторах, непроходных каналах либо в реконструируемых трубопроводах, определяемого местными условиями и результатами экономического расчета.
5.4.2 При новом строительстве предпочтение следует отдавать прокладке трубопровода в грунте.
5.4.3 Следует использовать возможность поворота трассы за счет изгиба трубы с минимальным радиусом
где E0 — модуль упругости полимера при растяжении, МПа;
D — наружный диаметр труб, мм;
s — расчетная прочность (предел текучести) для материала труб при растяжении, МПа.
5.4.4 Поворот трассы может быть осуществлен также за счет отклонения оси одной трубы относительно другой в раструбном соединении, уплотняемом кольцом, на угол до 2°.
5.4.5 Минимальное заглубление водопровода до верха трубопровода согласно СНиП 2.04.02 должно превышать глубину промерзания грунта для данной местности не менее чем на 0,5 м. Уменьшать глубину заложения трубопровода допускается только при применении тепловой изоляции, конструкция которой не поглощает влагу.
5.4.6 Минимальное заглубление водопровода из условий прочности при отсутствии транспортных нагрузок (кроме поливочного водопровода) должно быть не менее 1,0 м.
5.4.7 Пересечение водопровода с другими коммуникациями, а также автомобильными и железными дорогами следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02.
5.4.8 При пересечении с канализацией на расстоянии, меньшем 0,4 м (по вертикали в свету), водопроводы из полимерных труб должны проектироваться в футлярах. Расстояние от края футляра до пересекаемого трубопровода должно быть не менее 5 м в каждую сторону.
5.4.9 Соединение пластмассовых труб с трубами из других материалов (стальными, чугунными, асбестоцементными и т.д.) следует выполнять на разъемных соединениях. При подземной прокладке такие соединения следует устанавливать в колодцах.
5.4.10 Пересечение пластмассовым трубопроводом стен сооружений следует предусматривать в футлярах. Зазор между футляром и трубопроводом заделывается эластичными материалами, предотвращающими попадание влаги внутрь футляра.
5.4.11 При прокладке труб в тоннелях (коммуникационных коллекторах) следует выполнять требования СНиП 2.07.01, при этом электрические кабели и провода должны прокладываться выше трубопроводов из полимерных материалов и должны быть конструктивно выделены.
5.4.12 Крепление арматуры к стенкам и днищу колодца, туннеля или канала следует производить с помощью анкерных болтов и хомутов или замоноличивать бетоном.
5.4.13 Пересечение трубопроводом стенок колодцев или фундаментов зданий следует предусматривать в стальных или пластмассовых футлярах. Зазор между футляром и трубопроводом заделывается водонепроницаемым эластичным материалом.
Расчет трубопровода на прочность возможно производить по различным методикам, приведенным в справочной литературе. Одна из них дана в приложении Д.
Гидравлический расчет систем водоснабжения, изложенный в разделе 3.5, следует применять также и для расчета наружных систем водоснабжения.
5.7.1 Компенсация температурного удлинения подземных водопроводов холодной воды из труб с раструбными соединениями, уплотняемыми резиновыми кольцами, достигается в раструбах.
5.7.2 Для подземных водопроводов на сварных или других неразъемных соединениях, прокладываемых в грунте, с учетом защемления труб грунтом специальной компенсации не требуется. При прокладке в каналах следует проводить расчет на компенсацию удлинения в соответствии с разделом 3.7.
Диаметр труб противопожарного водопровода
При проектировании системы пожаротушения недостаточно просто использовать формулу расчета давления в водопроводе, обеспечивающего необходимый уровень водоотдачи. Следует учитывать все требования актуальных СНиП и конструктивные особенности строения, что может сделать только опытный специалист. Основные технические требования, которые должны быть учтены в проекте ВПВ:
- минимальный диаметр соединительных труб между стволами и стояком ВПВ – 50 мм;
- диаметр стояка пожарной системы – не менее 65 мм;
- диаметры пожарных кранов зависят от их производительности: до 2.5 л/с – 50 мм, 4 л/с и более – от 65 мм.
Соблюдение норм и правил выбора труб для обустройства систем пожаротушения – залог их исправности, долговечности и эффективности.
Назначение
Система отведения воды в большинстве случаев монтируется из полиэтиленовых труб. Несмотря на прочность этого материала, под давлением грунта или водной массы может произойти деформация трубопровода. Особенно часто такие ситуации возникают при прокладке канализации под автомобильными трассами, железнодорожными путями, в каналах или технических туннелях.
Футляр представляет собой дополнительную оболочку трубопровода. Назначение футляра на канализацию заключается в защите подземных труб из полиэтилена и аналогичных материалов от негативного воздействия с внешней стороны. В частности речь идет о давлении со стороны грунта, почвенных вод и других факторов, которые существенно снижают срок службы всех элементов канализационной системы.
Материал для изготовления
Обеспечить надежную защиту полиэтиленовых труб канализации может футляр из более прочного материала. Тип и диаметр футляра для канализации определяются в зависимости от условия эксплуатации и сечения внутреннего трубопровода. ГОСТ и другие нормативные документы рекомендуют использовать следующее:
- Для трубопровода стандартного диаметра подходят футляры из сварной прямошовной трубы.
- Трубопровод большого сечения защищают футляром из спиралешовной трубы.
- В местах, где предполагается высокая нагрузка на систему канализации, применяют защиту из горячекатаных бесшовных трубных изделий. Аналогичный материал можно использовать для трубопровода диаметром до 273 мм.
Стальные трубные изделия требуют обязательной изоляции, которая защитит т изделия от негативного воздействия грунтовой влаги, агрессивных веществ. Антикоррозийным эффектом обладает асбестоцементное, песчаноцементное, эпоксидное, полимерное покрытие.
В некоторых случаях футляры могут быть изготовлены из труб, которые использовались ранее в газопроводной или водопроводной системе. После нанесения дополнительного изоляционного покрытия прочность стенок значительно повышается.
Применение оболочки
Благодаря появлению новых материалов стало более эффективным сохранение различных трубопроводов в идеальном состоянии, что даёт возможность использовать их более длительное время без капремонтов и замен. Одной из таких защит является полиэтиленовая тонкостенная труба, которая надевается с применением специальных технологий на водопроводную или другую и исполняет роль оболочки. Изготавливают её из полиэтилена низкого давления, продавливанием расплавленного сырья через специальную форму с требуемым отверстием.
Используют оболочку как защиту для металлических труб, изделий из полипропилена, а также в ней прокладывают кабели, наружную и, в некоторых случаях внутреннюю электропроводку и другие силовые системы.
Нужно сказать и о металлических оболочках, представляющих собой кожухи, изготовленные на специализированных станках. Предназначены для недопущения механических повреждений, а также других негативных воздействий, таких как вода, атмосферные осадки и прочее. Являясь цилиндром из металла небольшой толщины, оболочка, надеваясь на трубу, закрепляется с помощью специального замка. Придаёт трубам эстетичный вид. Материалом для изготовления таких защитных оболочек служит листовой металл.
Оболочка для защиты труб является универсальной, поскольку устанавливается на любых изгибах, соединениях, в тех местах, где обустроена запорно-регулирующая арматура. Есть технологии дающие возможность изготавливать данные изделия требуемой формы.
Закрытые методы
Такой вариант характеризуется следующими преимуществами:
- Минимальные земляные работы.
- Не требуется разрушения дорожного полотна или железнодорожных путей.
- Непрерывное движение транспорта даже при выполнении монтажных работ.
Для закрытой прокладки канализации применяют несколько способов, в каждом из которых сначала обустраивают чехол, затем в него помещают участок труб канализационной системы.
Прокол
Методом прокола выполняют прокладку трубопровода, если внутренний диаметр футляра для канализации не превышает 40 см. В качестве основного оборудования применяют пневмопробойник с цилиндрическим корпусом. Основные узлы оборудования представлены ударником и воздухораспределительной системой.
- Сжатый воздух подается на корпус оборудования.
- Затем наносится удар. Под действием ударной силы оборудование перемещается в грунте.
- В образующуюся скважину затягиваю защитный кожух.
Главное преимущество метода направленного прокола – быстрота и минимальные земляные работы.
Продавливание
Если диаметр футляра для канализации под дорогой более 80 см, рекомендуется применить метод продавливания. Такой вариант предполагает выполнение следующих действий:
- На одном конце стального футляра фиксирую специальный нож.
- С помощью гидравлического домкрата трубу вдавливают в грунт.
- Нож срезает землю, которая в дальнейшем вручную вычищается из трубы.
Шнековое бурение
Такая прокладка футляра канализации предполагает применение специальной техники. Шнековые буровые машины помогают быстро уложить трубопровод под железнодорожным полотном или в густонаселенном районе.
Особенностью применения такого варианта является предварительная подготовка двух котлованов. С одной стороны делают рабочую яму, с другой – приемный колодец. С помощью шнековой машины прокладывают футляр для канализации под дорогой длиной до 100 метров. При этом стальной, бетонный или полимерный чехол может иметь диаметр от 100 до 1700 мм.
Преимущество бурошнековой прокладки – высокая точность. Максимальная погрешность отклонения не превышает 3 см.
Специальный футляр обеспечивает защиту трубопровода от негативных воздействий, предотвращает деформацию дорожного полотна в случае прорыва канализационных труб.
Металлические трубы и СМГК
Водопропускные трубы из металла – это неплохой вариант решения проблемы отведения воды, но только если рассматривать его с одной стороны. Металлические конструкции имеют лучшие показатели прочности по сравнению с аналогами, но это достоинство полностью нивелируется слабой устойчивостью к коррозии. Из-за этого металлические трубы используются для обустройства водопропускных каналов только временно.
Впрочем, есть еще одно применение изделиям из металла. Их часто используют для проколов дорожного полотна. Дело в том, что возможность ремонта водопровода, проходящего под дорогой, есть не всегда, поэтому труба расчищается при помощи внешней дренажной системы, позволяющей провести ремонт или качественную очистку системы.
Неплохим решением является использование металлических труб в качестве внешнего защитного кожуха, обеспечивающего защиту основного трубопровода. Обычно для этих целей применяются трубы, используемые для армирования стенок буровых скважин.
Чтобы создать надежный и качественный водопропускной канал, лучше всего использовать СМГК – сборные металлические гофрированные конструкции. Согласно общей классификации, обычными трубами такие конструкции не являются – цельная система становится таковой только в том месте, где необходимо выполнить монтаж водопропускных труб.
СГМК имеют массу положительных качеств, которыми обделены простые трубы. Основное достоинство сборной конструкции заключается в возможности обустройства сложных конструкций, которые способны прослужить несколько десятков лет и при этом спокойно переживать воздействие сейсмических сдвигов. Гофрированная дорожная труба, помимо всего прочего, обходится почти на треть дешевле, чем альтернативные варианты.
Футляры как защита водопровода
Нас давно разбаловал технический прогресс, и мы уже не мыслим своё существование без воды, которая постоянно должна течь из нашего крана. Но чтобы такой процесс не прекращался, необходимы трубопроводы. Бывают ситуации, когда водопроводную трубу необходимо прокладывать в футляр.
Раньше воду тягали на себе. Вёдра и коромысла были обязательной домашней утварью. Цивилизация далеко шагнула вперёд, и теперь отсутствие воды в кране воспринимается нами, чуть ли ни как вселенская катастрофа.
Строительные объекты требуют бесперебойного водоснабжения, а, значит, водопроводы необходимо всё время поддерживаться в исправности, то есть ремонт должен выполняться своевременно, а прохудившиеся участки, менять на новые.
Подача в дома холодной воды осуществляется инженерными коммуникациями, проходящими под землёй. На какую глубину их можно закладывать зависит во многом от того, какой именно грунт преобладает в данной местности и как глубоко он промерзает зимой.
Прокладка водопроводных труб, в основном, осуществляется открытым способом. Для этого выкапывают траншею на нужную глубину, и в неё укладывают трубы. Но не всегда траншеи проходят по ровным удобным участкам. Иногда путь коммуникациям преграждают, например, автодороги. В таких случаях применяют бестраншейный способ прокладки.
Чтобы предохранить и исключить внешние механические нарушения целостности водопроводных труб, их без использования траншей прокладывают в футляр. Трубам, которые прокладывают под автомобильными дорогами, необходима дополнительная защита, так как они испытывают нагрузки и грунта, и машин, проезжающих по автодороге.
> Защита существующего водопровода стальным футляром
> Защита существующего водопровода стальным футляром
Яна-Яна » 27 апр 2014, 10:10
Привет всем! Уважаемые форумчане, извиняюсь, если такая тема уже существует — но, к сожалению, крайне мало времени и крайне медленный интернет для поиска по темам, поэтому создаю новую тему. Сама электрик, но возникла задача при строительстве подстанции защитить существующий водопровод — поэтому заранее говорю, что возможности передать задачу специалистам нет))) Прошу помощи очень-очень))) Теперь, собственно, проблема. Вблизи зоны строительства подстанции на расстоянии на одном углу 3 м, на другом углу ТП — 5 м в земле лежит существующий водовод чуг.110. Подстанция ставится на сборный фундамент из блоков ФБС, глубина фундамента около 2 м. Водоканал согласовал место установки подстанции с условием защиты их трубы стальной гильзой диам. 200 мм. В СНиПах наткнулась на фразу, что гильза должна быть больше трубы на 200 мм — т.е. диаметр футляра получается как минимум 400? Второй момент — чугун хрупкий, труба старая — длина футляра — 11 м — знакомый практикующий сантехник сказал, что лопнет с вероятностью 90%. Значит, нужно как-то эту трубу предохранить от повреждения — а как это сделать? Вопрос третий — футляр после монтажа просто сварить по шву? или сначала надо уголки приварить и потом по уголкам сваривать половинки? Есть какие-либо способы для решения данной проблемы? в интернете нашла ГОСТ на опоры подвижные — их, может, в эту трубу воткнуть? Или зачеканить эту гильзу фи гней какой-нибудь, типа песка? Знаю, что обматывают паклей и заливают свинцом — но на 11 м не представляю себе такое.
Если есть ссылки на нормы-книги — буду очень благодарна
Re: > Защита существующего водопровода стальным футляром
Дмитрий Елизаров » 29 апр 2014, 20:40
заложите в проект — перекладку этого участка на стальную или полиэтиленовую в стальном футляре диаметром 300 мм.
Re: > Защита существующего водопровода стальным футляром
zoro » 29 апр 2014, 20:41
Re: > Защита существующего водопровода стальным футляром
Яна-Яна » 08 май 2014, 16:43
Re: > Защита существующего водопровода стальным футляром
elekt » 08 май 2014, 16:43
Re: > Защита существующего водопровода стальным футляром
Яна-Яна » 17 май 2014, 09:25
Re: > Защита существующего водопровода стальным футляром
Яна-Яна » 17 май 2014, 09:29
Re: > Защита существующего водопровода стальным футляром
111proekt » 17 май 2014, 09:29
Re: > Защита существующего водопровода стальным футляром
Яна-Яна » 29 май 2014, 14:03
Это я верю, и понимаю — действительно проще заменить кусок. Но это физически. А вот документально — это большая проблема, потому что в проекте нужно тогда прикладывать разрешение на эти действия от водоканала, сами понимаете, что быстро такие документы не делаются — это получение ТУ на замену куска трубы. А на гильзу они ТУ не будут давать — решение заключить их трубу в стальную гильзу высказал мне гл.инженер водоканала, прямо при нем наносила на план эту д. ю гильзу и после этого получала печать Водоканала
Реформа ценообразования в строительстве должна была завершиться 1065 дней назад.
Здраствуйте! Пожалуйста подскажите какую взять расценку для этой работы Делаю смету по ведомости объемов работ. Зараннее спасибо!
atevs, т.ч. 22сб : укладка защитных футляров расценивается по расценкам на монтаж соответствующих труб
а гидравлическое испытание в расценках зачем для футляров?
Tanja55, ну как сказать… техчасть есть техчасть… хотя даже если по 16 брать, там тоже промывка учтена в монтаже труб… так что будем футляры подвергать гидравлическим испытаниям
Спасибо большое! Хотя удивительно что расценка на укладку футяров такая же как и на прокладку труб. Я думала это совсем другое
atevs, Не забудьте нанесение антикоррозийной изоляции на стальные трубы (если футляры стальные), протаскивание труб в футляр и если футляр под дорогой, то футляр засыпается песком на всю глубину траншеи.
Исключительно и не верно. Правильно думаете. Есть в сб.25.
а я не спорю. но техчасть оспаривать не буду — хотят они футляры брать как монтаж труб, будем брать так, а то что там гидравлика — ну что делать. а ваша ссылка относится к магистральным трубопроводам, а не к наружным сетям.Добавлено (16.06.2010, 11:21)———————————————и уж простите, но состав работ слишком специфический…
ничего нет в сб.25 по футлярам, чего не надо делать при футлярах по сб.22-24… Всё одинаково.
хорошее предположение об абсолютной идентичности технологических операций для РАЗНЫХ сборников.. улица=дому.. предлагаю объединить сб. 16+22+23+..в один..большой и толстый..
протягивание в футляр трубопр.технолог. брать по 12.или по 22 в футляре
А в м12 есть разве футляры?
у меня трубы оборотного водоснабжения градирни. они технологические. и у меня вопрос как брать протягивание их в футляре под дорогой? по 12 футляров ннет.но может просто как трубу взять?
Я бы взял протягивание в футляр по 22-му сборнику, а сам трубопровод уже со всеми его элементами по м12. И в чем проблема?Добавлено (06.12.2010, 10:51)———————————————Состав работ же по 22 сборнику Вам подходит?
Kxamoro, самое то для этого по ТЕР25… Но если нет такого ТЕР то конечно по ТЕР22-05-003-… и плюсом обязавтельно ТЕР22-05-004-…
timall, я так и сделала. У меня другой вопрос.Защиту существующих труб как расценивать? Они в футляр не протягиваются.Береться футляр вдоль разрезается на две половинки, одна под трубу-другая сверху и сваривается.
Защита возьмите по 26-му сборнику применительно. Там есть изоляция цилиндрами и полуцилиндрами. Думаю можно подобрать.
Нет, не так. Сначала устанавливается защитный футляр, затем на бровке траншеи изолирует патрубок, осуществляют мех.защиту изоляции от коррозии и с помощью трубоукладчиков проталкивают в кожух.
Изоляция то понятно., тут все как обычно. Я про сам футляр спрашиваю
tulenin, трубопровод существующий-его никто не трогает.на него одевают футляр
Пассивная и активная защита от коррозии делается… Но активная защита не должна быть связанной с ЭХЗ трубопроводаДобавлено (07.12.2010, 10:54)——————————————— Извращение.
tulenin, всем понятно что так надо. Но они делать будут не так как положено, и человеку надо это осметить
timall, если на действующий трубопровод нужен защитный кожух, то это в 99% случаев происходит при пересечении этогой трубы новой коммуникации. И соотответственно изменяется категории трубопровода в более жёсткую сторону, и сл-но происходит увеличение на этиом участке толщины стенки… Однозначно — несли нужен кожух, то меняется и участок трубопровода.Добавлено (07.12.2010, 11:05)——————————————— Тогда никакого отношения к с.22 и сб.25 — там протаскивание дюкера в трубу… Вам надо просто подобрать по сб.9
tulenin, у меня проект в котором заложено вот так. я это не сама придумала. Я спрашиваю совета как мне осметить. Ничто никуда не протаскивается. Труба разрезается,одевается и сваривается. Только как это осметить я не знаю.
Kxamoro, тогда по 22-му с раценкой на подаешивание и заменой короба на ваш футляр… состав работ одинаковый…
tulenin, Трубопроводы не подвешивают и этой расценкой сварка вообще не учтена..
Kxamoro, так и вас её не будет… иначе изоляцию спалите… Но это не главное… Знаете почему нет расценки на вашу работу?…. Ответ прост — так делать НЕЛЬЗЯ… Поэтому никто и не делает расценки…
а как я интересно обратно скреплять трубопровод буду? труба-футляр разрезается вдоль. а потом сваривается.изолируется потом
Kxamoro, Вам сказал уже Егор. Вы нарушаете все правила. Так что Вам надо проявить фантазию и подобрать расценки применительно.
а мне на днях сказали : » и чего творческого в работе сметчика….?подумаешь-бери да считай»
Тут такое творчество иногда увидишь, что диву даешься. Вам возможно придется резку и заварку труб отдельными расценками брать, а само одевание распиленной трубы еще как то подбирать.
правильно сказали… вот вы сейчас осмечиваете работу, ну чтобы всем было понятно — расцените отделку стен намазыванием солидола… Можно, но зачем солидол использовать, а не краску…
У меня аналогичный вопрос. футляр разрезной под существующие нефтепроводы. данный футляр длиной 30 м, он разрезается вдоль (получается полукожух и съемный сегмент) и еще поперек на 3 части по 10 метров. приваривается к футляру уголок с отверстиями и закрепляются эти части болтами. и все это дело изолируется. Посоветуйте, пожалуйста, какие лучше расценки применить по 25 сб строительство переходов ч/з а/д+резка трубы+ приварка уголка. или укладку взять по 22 сб +резка+ приварка уголка?:) Все выходные голову ломала! Спасибо:)
Добрый день, подскажите! У меня футляр из стальной 530 трубы… только его устройство, протаскивать трубопровод мы там не будем…какую применить расценку для этого?
Nikki_19_66, техчасть вам в помощь
Nikki_19_66, ТЧ к сб.22: «1.22.19. Затраты на укладку футляров из стальных или железобетонных труб в открытых траншеях следует определять по расценкам на укладку соответствующих труб.»
Источник https://montagtrub.ru/rasstoyanie-ot-vodoprovoda-do-fundamenta/
Источник https://rtkpipe.ru/vidy-trub/prokladka-polietilenovoj-truby-v-futlyare.html
Источник