Содержание
Как проложить кабель под дорогой и какие требования нужно учитывать. Прокладка кабеля в трубах: виды и особенности труб, технология монтажа
Перечислять все требования к подземной электропроводке долго и просто бессмысленно. Поэтому далее будет рассмотрена большая часть из них, которая действительно касается прокладки силовых кабелей в траншеях.
- Глубина, на которой кабель должен проходить под землёй. Если кому-то кажется, что можно просто присыпать электропровод землёй и этого будет достаточно, чтобы его не повредили лопатой при проведении любых земляных работ, то это не так. В реальности глубина, на которую провод должен погружаться в землю зависит от промерзания грунта и близости подземных вод, которые зачастую наносят непоправимый ущерб силовым линиям в траншее. В ПУЭ чётко прописано, что кабель в земле должен залегать не менее чем на 75 см, но при этом важно учитывать, что это касается силовых систем малой мощности.
- Высокая защищённость подземной электропроводки от повреждений механическим путём. Для этого кабель просовывается в специальную трубу или гофр шланг. Не стоит думать, что это перестраховка такие меры безопасности позволяют избежать повреждения проводов льдом в зимнее время года и при движении грунта. К тому же по утверждению специалистов кабель, проложенный в трубе проще заменить в случае выхода последнего из строя. Но в данной ситуации всё зависит от того насколько долго силовая система пролежала под землёй, так как очень часто со временем труба может разрушиться.
- Подсыпка в траншею песка – также довольно важный фактор, обеспечивающий, дополнительную защиту подземных кабелей от механического повреждения. Благодаря песчаной подушке провод не будет контактировать с твёрдыми частичками почвы. При этом подсыпку проводят в несколько этапов: на дно траншеи и сверху уложенных проводов. Таким образом, электрический кабель, оказывается, между двух песчаных слоёв. Очень важно чтобы подсыпка, как и засыпка, была качественно утрамбована.
- Установка сигнальной ленты, которая исполняет роль своеобразного маяка, предупреждающего что под землёй, находятся электрические кабели. Ленту улаживают над кабелем в траншее на расстоянии приблизительно 25 см над силовой сетью. Это обусловлено тем, что на такую глубину недостанет штык лопаты. В случае с высоковольтной подземной электропроводкой в качестве маяка используют кирпичи или бетонные плиты, уложенные поверх проводов.
Важно, чтобы подземные кабели не были слишком натянуты – не стоит экономить на метраже проводов. Это необходимо, чтобы при движении грунта не произошёл обрыв электрической сети. По технологии подземной прокладки проводов предусмотрено оставлять запас, который достигается путём укладки кабелей маленькими волнами.
Это что касается наиболее значимых требований, в соответствии с которыми проводится укладка электрических линий под землёй. Помимо вышерассмотренных норм ПУЭ, существуют ещё и другие предписания, которые можно встретить очень часто.
- Прокладка проводов под дорогами – они обязательно производятся в толстостенной металлической трубе. Это обусловлено повышенным давлением на грунт проезжающего по дороге легкового и грузового транспорта, который может вызывать подвижку грунта. А, как известно, это может привести к обрыву электрических проводов.
- Кабели, проложенные параллельно друг другу. В такой ситуации всё будет зависеть от мощностных характеристик электрической сети. Но в целом важно осознавать, что несколько проводов заводить в одну трубу нельзя, так как в случае пробоя одного кабеля может быть повреждён и соседний провод. По нормам каждый провод должен помещаться в броне рукав и располагаться не ближе 15 см от рядом проложенного кабеля.
Также засыпку кабелей в земле нельзя проводить без проверки. Обязательно необходимо убедиться в целостности проводки и только затем окончательно заполнять траншею землёй. При этом визуального осмотра недостаточно лучше прозвонить провода с помощью приборов. Помимо этого, немаловажную роль играет защита подземной электропроводки, о которой будет рассказано более подробно.
Какой кабель можно использовать
Нельзя применять обычные варианты кабельной продукции, применяемой в электропроводке, типа АВВГ, ВВГ, ПУНП, ПУГНП и прочие. Они разрушаться в земле, если их не проложить в трубах. Изоляция этих проводников не предназначена для защиты жил от разрушающего механического и химического воздействия. Для прокладки кабеля под дорогой нужно использовать защищенную продукцию, типа:
- ААБл, ААБ2л;
- ААШв, ААШп;
- АСБ;
- ААПл, ААП2л;
- АСПл;
- АВБбШв, АВБбШп, АПвБбШв.
Для регионов, где бывают сильные морозы (крайний север) используют ПвКШп.
Требования, предъявляемые ПУЭ к защите
Защита электрических линий считается самым главным условием укладки проводов в траншее под землёй. При этом согласно ПУЭ к подземной электропроводке предъявляется целый перечень требований.
- В месте вхождения электрической линии в дом кабель помещается в муфту, из асбестоцемента, которая выступает не менее чем на 60 см с каждой стороны стены.
- На всей продолжительности подземной электропроводки кабели защищаются кирпичом, уложенным поперёк проводам или асбестоцементной трубой. Это необходимо для защиты электросети от просадок почвы.
- При прокладке нескольких проводов в одной траншее расстояние между соседними кабелями не должно быть меньше 10 см для сети 10 кВ, 25 см, если это высоковольтная сеть 20-35 кВ и 50 см между проводами разных организаций.
- Проложенные в траншее провода должны засыпаться слоем грунта с укладкой механической защиты или сигнальной ленты.
- Сигнальную ленту нельзя укладывать непосредственно на кабель. От провода до маяка, должно быть, не меньше 25 см по вертикали. В случае прокладки в траншее нескольких проводов ленты укладываются отдельно над каждым кабелем.
- В случае пересечения кабельной линией других коммуникационных систем сигнальную ленту укладывают не ближе 200 см от смежных коммуникаций.
Основные правила и технология
Сначала необходимо разработать трассу прокладки кабеля. Понятное дело, что при прокладке по прямой его потребуется меньшее количество. Но, к сожалению, это далеко не всегда возможно. При прокладке трассы желательно избегать:
- Прохождения вблизи больших деревьев. Желательно прокладывать трассу на расстоянии не менее метра от крупных деревьев. Если дерево стоит прямо на трассе, его желательно обойти по дуге или близкой к ней траектории. В принцип Оптимальное расстояние — 1,5 м. Если такая дуга не вписывается в участок, можно выкопать с двух сторон от дерева небольшие траншеи, загнать в грунт между ними металлическую трубу, а кабель протянуть в нее. Если есть больше растения, их надо обходить
- Очень желательно обходить места с повышенной нагрузкой: парковочные площадки, места для подъезда ассенизационной машины, пешеходные дорожки и т.д. Такие зоны можно обойти по периметру.
- Если места с повышенной нагрузкой обойти не удается, используют футляры для улучшения защиты. Нужны футляры и при пересечении с водоотводящими лотками, в местах пересечения трасс водопровода, газопровода и других коммуникаций. Если есть где-то участки трассы с глубиной канавы менее 50 см или в местах, где не удалось убрать твердые предметы (старый фундамент, большие камни и т.п.) — везде стоит уложить защитный футляр.
- Если трасса подземной прокладки кабеля проходит вдоль фундамента, от него она должна находиться на расстоянии не менее 60 см. Прокладка кабеля в земле ближе к фундаменту запрещена — подвижки грунта или здания могут повредить линию электропитания.
- Желательно избегать пересечения с другими кабелями. При невозможности обойти пересечение, оба кабеля должны быть в футляре. Они должны выступать за пределы пересечения не менее чем на 1 метр в обе стороны, а кабели находится на расстоянии не менее 15 см один выше другого.
Если не удалось избежать всех сложных мест — нестрашно. В этих зонах можно уложить кабель не в землю, а в гофротрубу, трубу ПНД или в металлическую. Их и называют футлярами. При использовании нескольких кусков металлических труб подряд, их необходимо сваривать. Это делают, чтобы в местах соединения они не повредили оболочку.
Порядок и технология укладки кабеля в землю
По намеченной трассе копают траншею. Глубина ее — 70-80 см, ширина при прокладке одного кабеля — 20-30 см, при укладке двух и более, расстояние между нитками, уложенными на дне траншеи, должно быть не менее 10 см. Вот по этим критериям и определяйтесь. После того как траншея выкопана необходимо:
- Удалить все твердые и острые предметы, корни, камни и т.д. Они могут повредить изоляцию и могут стать причиной выхода линии из строя.
- Выровнять дно и немного его утрамбовать. В уровень выводить не требуется, но резких перепадов быть не должно.
- Насыпать слой песка в 10 см, разровнять его. Песок можно использовать дешевый, карьерный, но его необходимо просеивать — чтобы не попали посторонние предметы — камни, куски стекла и т.п. Песок тоже утрамбовать. Можно просто примять ногами. Явных горбов и впадин быть не должно.
- Проверить целостность изоляции, если где-то есть повреждения, отремонтировать. На кабель предварительно надевают футляры (куски труб), перетаскивают их в места повышенной нагрузки.
- Дальше и начинается собственно прокладка кабеля в земле — его укладывают в траншею с песком. Натягивать его нельзя — должен лежать легкими волнами. В нужных местах трассы размещают футляры. Волны позволят линии не порваться при морозном пучении или при других подвижках грунтов
- Уложенный кабель желательно проверить — при укладке могут быть повреждения. Если есть мегометр — отлично, проверяете с его помощью целостность оболочки. Если такого прибора нет, можно прозвонить жилы на обрыв обычным мультиметром или тестером. Также необходимо проверить их на «землю». Если где-то «землит» — повредили изоляцию. Необходимо искать повреждение и устранять его.
- Если все параметры в норме, зарисовываете план прохождения трассы, желательно в масштабе, с привязкой к ориентирам. Проставляете расстояния от надежных объектов до трассы (от угла дома, края участка и т.п.). Прокладка кабеля в земле неудобна еще тем, что при необходимости ремонта сложно получить доступ. При наличии плана с размерами все будет значительно проще.
- После этого засыпаете уложенный кабель песком. Его тоже просеивают и слой насыпают — около 10 см, уплотняют. Сильно трамбовать не надо, можно уплотнить ногами.
- Далее засыпают слой в 15-20 см ранее вынутой земли. При засыпке удаляйте камни и другие посторонние предметы. Слой тоже разравнивают, уплотняют.
- Укладывают сигнальную ленту. Это яркая полимерная лента с надписью «осторожно кабель!». При земельных работах она может спасти уложенную под землей электропроводку от повреждения. Сигнальная лента предупредит при возможных земельных работах
- После продолжают засыпку канавы грунтом, насыпая немного выше уровня земли, так как через некоторое время порода уплотнится и осядет.
И последний этап — проверка электрических параметров перед подключением к нагрузке. На этом прокладка кабеля в земле завершена. Еще раз весь порядок работ можно посмотреть в видео.
Нюансы и особенности
Прокладка кабеля в земле — трудозатратный процесс. Чего только стоит выкопать траншею, да и потом таскать кабель тоже нелегко. Закапывать немного легче, но тоже не самое приятное занятие. Если через пару лет изоляция прохудится, придется все повторять снова, что мало кого обрадует. Понятное дело — лучше сделать все один раз и более надежно. Дело в том, что укладывать кабель в траншею можно без защитной оболочки. Это не будет противоречить нормативу. И если вы уложите бронированный качественный кабель, служить он будет долго.
Для большей надежности желательно кабель уложить в двустенную специальную гофру или асбоцементные трубы
Но если вы кладете обычный ВВГ или NYM, для большей надежности, лучше укладывать его в двустенном гофрошланге ДКС на всем протяжении. В нужных местах дополнительно надеваете футляры из более жестких труб или тот же ДКС но большего диаметра. Часто также используют асбоцементные или пластиковые толстостенные трубы. При такой прокладке кабеля в земле риск его преждевременного выхода из строя намного ниже — большая часть нагрузок приходится на трубы, а не на защитную оболочку и токопроводящие жилы.
У прокладки кабеля в земле в пластиковых или асбоцементных трубах, гофрошланге есть еще один плюс: велика вероятность того, что при необходимости, его заменить можно просто затянув его на место старого. Новый привязывают к старому, старый вытягивают, на его место «заползает» новый. Но это возможно далеко не всегда: со временем и труба и гофрошланг могут разрушится — воздействие льда, нагрузок от грунта способствуют разрушению защитных оболочек.
Так может выглядеть кабель, не предназначенный для укладки в землю, через несколько лет
Из всего этого следует, что хоть нормативам не противоречит укладка кабелей в бумажной изоляции, лучше использовать изоляцию пластиковую — ПВХ или сшитый полиэтилен. Бумага, пусть и со специальными пропитками, разрушается намного быстрее полимеров, что приближает срок замены. Прокладка кабеля в земле все-таки требует значительных усилий и трудозатрат, так что лучше укладывать более долговечные материалы.
Как ввести в дом
При вводе в дом, баню, хозпостройку, прохождение кабеля под фундаментом недопустимо. Даже если это мелкозаглубленный ленточный фундамент. Вообще, при заливкеленты, для ввода кабеля в дом, в нее замуровывают закладные. Это отрезок трубы, который на несколько сантиметров выступает за фундамент. В него просовывается кабель.
Сечение этой закладной должно быть больше в 4 раза сечения кабеля. А чтобы в оставшийся зазор не лезла живность, после укладки закладную герметизируют. Для герметизации можно воспользоваться старым дедовским методом — ветошью, намоченной в цементном молочке, или залить все монтажной пеной.
Ввод подземного силового кабеля через фундамент
Если при строительстве закладную не сделали, придется в фундаменте сверлить отверстие, вставлять и заделывать трубу. Далее вся технология такая же.
Еще один вариант: в металлической трубе поднять кабель на некоторую высоту вдоль стены дома. Подымают обычно до той отметки, где висит вводный шкаф. На этой высоте установить закладную в стене (та же металлическая труба с теми же параметрами и правилами) и через нее завести кабель в дом. Этот способ подходит, если фундамент у вас — монолитная плита или просто не хочется нарушать монолитность ленты.
Как вводить подземный кабель в дом через стену
При использовании бронированного кабеля его броню надо заземлить. Для этого к броне приваривают/припаивать провод в оболочке, его заводят на «ноль» в щитке. Если этого не сделать, при пробое фазы, она, скорее, всего, окажется на броне. Если к броне кто-то прикоснется, в лучшем случае получит электротравму, в худшем возможен летальный исход. Если же защитная металлическая оболочка заземлена (вернее, занулена), пробой вызовет срабатывание автомата, который отключит электропитание до выявления и устранения причин.
Варианты защиты кабеля под дорогой
Прокладывая кабель под дорожным покрытием, избегайте расположение линии возле деревьев – от них нужно отступить на радиус 2 м, а вокруг кустарников можно уменьшать до 0,75 м (п. 2.3.87). Если не получается отступить такое расстояние, проложите его ближе, но расположите внутри металлической трубы. Стоит также избегать мест с повышенной нагрузкой на грунт, это различные стоянки, дороги, подъезды. Их нужно обходить по периметру. Как именно прокладывают под дорогой, мы поговорим позже.
Если мест с повышенной нагрузкой избежать не получается, то нужно использовать трубы, например гладкую трубу ПНД, гофрированную трубу или асбестоцементную трубу, их называют футлярами. Если вредных факторов нет, можно укладывать линию без труб.
Кабель прокладывают в траншее, её копают глубиной 70-80 см. Если кабель прокладывают один, то её ширина – 20-30 см. Если линий несколько – между ними должно быть расстояние в 10 см. Дно траншеи подсыпают подушкой из песка высотой 10 см. При её засыпке из грунта нужно удалить все камни, мусор, кирпичи, другие острые и опасные предметы. Их наличие в грунте может проколоть изоляцию.
Не нужно натягивать кабель, его нужно проложить свободно, волнами, как изображено на картинке:
Нужно предусмотреть возможные в будущем земельные работы. Чтобы при копке не повредить линию, стоит уложить сигнальную ленту, например такую:
Избегайте соединений проводника под землей, это нужно делать в специальных муфтах. Если у вас нет навыков по монтажу таких муфт, не стоит делать этого самостоятельно, по возможности постарайтесь сделать монтаж без соединений – цельным кабелем.
В любом случае лучше использовать защитную трубу любого типа, в качестве дополнительной защиты, это повысит надежность линии. К тому же, таким способом можно прокладывать ВВГ и подобные марки, для не слишком ответственных электроустановок. Как вариант можно использовать гофру, в ней есть зонд (металлическая проволока), для протяжки проводов. Если его нет, то протолкнуть мягкий провод большой длины не получится.
Используемые трубы, причины их популярности
Одним из популярнейших вариантов прокладывания проводов является размещение их в земле. Для реализации такого способа используются специальные трубы.
- При надземном размещении, кабель может пострадать от порыва ветра, а вышеописанный способ такого недостатка лишен.
- Подземный провод гораздо труднее повредить, также присутствует защита от внешних погодных условий.
- Даже в случае короткого замыкания провода не произойдет возгорания из-за защиты.
Существует пять видов труб, предназначенных для прокладывания кабеля:
- Полипропиленовые. Данный материал отличается пластичностью и термостойкостью. Таким трубам легко придать нужную форму.
- Стальные. Такие трубы не используются для прокладки силовых линий в земле. Как правило, стальная труба для кабеля используется в помещениях, с применением гофры.
- Из полиэтилена высокого и низкого давления. Данный вид труб отличается легким весом, прочностью и высоким сроком службы, также у него присутствует защита от коррозии.
- Асбоцементные. Это тяжелые трубы, в них содержится асбест, который вреден для организма человека.
- ПВХ трубы.
Наибольшим спросом на данный момент пользуются трубы из полиэтилена низкого давления (сокращенно — ПНД). Существует огромное количество разновидностей таких изделий: гладкостенные жесткие, двухстенные, гофротрубы и так далее.
У гофротруб для прокладки кабеля в земле высокая упругость, а также тяжелый вес за счет армирующей сетки внутри. В двухстенных трубах помимо гофры присутствует слой ПНД.
Одним из главных преимуществ прокладки кабеля внутри такого изделия является то, что он будет полностью скрыт от воздействия окружающей среды. Трубы отличаются долговечностью, производитель заявляет, что они могут прослужить до 50 лет. В действительности этот срок оказывается выше.
Преимущество этого варианта
При существовании разных способов монтажа в чём плюсы данного метода? Поскольку труба имеет круглую форму, она идеально подходит для прокладки в ней провода или кабеля. При проталкивании проводника он реже изгибается, благодаря чему требуется меньше усилий. Такие конструкции имеют плавный поворот, в отличие от короба, что также способствует монтажу и предохраняет провод от излома.
Круглое сечение выдерживает большую нагрузку, чем какой-либо другой. Проложенные под землей таким образом кабели будут более защищены от сдавливающих нагрузок и при деформации поверхности, например, во время просадки здания.
Особенности труб из ПНД
Особенности применения труб из ПНД:
- У труб ПНД очень простой монтаж;
- Для прокладки кабелей электрических сетей подходят трубы с гофрой;
- Если монтаж выполнен правильно, то трубы образуют герметичное соединение;
- Трубы ПНД со временем возвращаются к прежнему линейному размеру. Упростить протяжку кабеля позволяет использование зонда.
- У труб ПНД высокий показатель эластичности (детальнее: «Трубы ПНД – применение и технические характеристики»). Поэтому их можно использовать круглогодично, изменение температуры грунта на них не скажется.
Для прокладки сигнального или силового кабеля оптимальными являются двухстенные гофрированные трубы. Их использование позволяет оградить линию от любых внешних воздействий.
Существуют два различных вида труб, при изготовлении которых был использован полиэтилен низкого давления: изделия, соответствующие стандарту ГОСТ, и прочие изделия со вторичного рынка. Второй вариант отличается худшим качеством. Его можно выбрать, если ограничен бюджет.
Преимущества труб из полиэтилена низкого давления:
- Высокий срок службы (изготовители заявляют 50 лет);
- Для соединения отдельных труб не требуется сварка;
- Легкая конструкция;
- С течением времени изделие не теряет свои эксплуатационные характеристики;
- На трубы ПНД внешние факторы не оказывают негативное воздействие;
- Для прокладки кабеля в таких трубах не требуется дополнительного заземления;
- Широкий диапазон рабочих температур — от -25 o C до +70 o C;
- Трубы ПНД не оказывают негативного воздействия на окружающую среду, так как не выделяют токсичных отходов или конденсат;
- Трубы из полиэтилена низкого давления легко поддается деформации, для прокладки магистрали не нужно использовать дополнительные крепежные и соединительные детали. Но стоит понимать, что в случае сильного изгиба трубы, кабель в нее не пролезет.
Трубы ПНД набирают все большую популярность в различных областях жизни. Связано это с обилием их преимуществ при отсутствии вреда для окружающей среды. Если грамотно подойти к процессу монтажа и прокладки, то объект прослужит несколько десятков лет без необходимости ремонта. Еще используют трубы ПНД для электропроводки в доме (подробнее: «Характеристики труб ПВХ для электропроводки, преимущества и правила использования»).
Виды защитных труб
Для чего используются ПНД трубы? Они предназначены для защиты кабеля от различных воздействий. В грунте содержатся химические соединения, которые могут нанести ему вред. Также опасность для кабеля представляют механические повреждения или нагрузки и блуждающий ток.
Изделия ПНД по назначению разделяют на электротехнические и чисто технические. В первую категорию входят армированные гофрированные либо двойные трубы. Они отличаются повышенной степенью защиты. Чисто технические трубы более простые, они однослойные, отсутствует дополнительная защита. Но и цена у них будет ниже.
Гофрированные трубы для прокладки проводов используют для защиты телефонных линий, сетей электричества и так далее. Неважно, переменный или постоянный ток идет по кабелю. Но напряжение не должно превышать 1 кВ.
Существует 2 вида гофротруб: с зондом и без. Если вы приобрели изделие без протяжного механизма, то необходимо дополнительно купить приспособление для протягивания кабеля. Читайте также: «Виды труб ПНД для кабеля в земле – какие лучше использовать и как укладывать».
В сведениях о технических характеристиках труб указано: расцветка, маркировка, размеры, толщина стенки, количество слоев, соответствие ГОСТу. Обычно для данного вида изделий действует такая закономерность: от диаметра трубы напрямую зависит толщина стенки. Чем больше первый параметр, тем больше второй.
В трубах толщина стенки может сильно различаться. Минимальное значение этого параметра равняется двум миллиметрам. В таком случае диаметр трубы находится в диапазоне от 15 до 50 мм. А максимальное значение — до 3 см. Тогда диаметр трубы доходит до 25 см.
Классификация труб в соответствии с предельным давлением:
- Легкие (допустимое давление — 0.25 МПа);
- Среднелегкие (допустимое давление — 0.4 МПа);
- Средние (допустимое давление — 0.6 МПа);
- Тяжелые (допустимое давление — 1 МПа).
Маркировка кабеля соответствует его рабочим характеристикам. Найти ее можно на «рукаве». Таким образом обозначается вес изделия.
- «Л» — легкая;
- «СЛ» — среднелегкая;
- «С» — средняя;
- «ОС» — среднеоблегченная;
- «СТ» — среднетяжелая;
- «Т» — тяжелая.
Помимо сведений о весе, который напрямую зависит от крепости изделия, еще указывают диаметр трубы с толщиной стенки. Это необходимые сведения для прокладки кабеля. Например, если планируется протяжка кабеля под землей с поперечным сечением до 2 кв. мм, то радиус трубы должен находится в диапазоне от 8 до 12 мм.
Внутри трубы можно прокладывать одновременно несколько кабелей (максимум — 4 штуки). Если его поперечное сечение от 6 до 8 кв. мм, то нужно покупать трубу с диаметром в диапазоне от 20 до 40 мм.
Выбирать трубу нужно с учетом количества проводов в ней. К примеру, если планируется провести три кабеля с площадью сечения 10 кв. мм, то подойдет труба такого же диаметра, как и для двух кабелей с сечением в 25 кв. мм.
Перейдем к проводам потолще. Для кабелей с поперечным сечением от 35 до 70 кв. мм оптимальный диаметр трубы будет от 40 до 50 миллиметров. Стоит учитывать, что с ростом ширины просвета снижается размер рукава.
Еще одной значимой характеристикой трубы, определяющей ее качества, является показатель SDR. Для его расчета необходимо разделить внешний диаметр изделия на толщину стенки. Чем выше значения данного показателя, тем ниже надежность трубы. Поэтому нельзя выбирать изделия со слишком тонкой стенкой относительно его диаметра. Ведь оно быстрее выйдет из строя из-за низкой прочности.
Укладка технических рукавов по общему принципу похожа на укладку электротехнических рукавов. Тут различиями являются только назначение, а также соответствующая маркировка. Технические трубы из полиэтилена низкого давления предназначены для укладки в грунте неэлектрических коммуникаций. Например, их можно использовать для проведения теплопровода либо канализации.
Для изготовления технических труб ПНД применяется вторичное сырье от переработки. К примеру, от изделий с маркировкой «ПЭ 32», «ПЭ 64», «ПЭ 80» и «ПЭ 100». Диаметр таких труб в диапазоне от 2 до 50 сантиметров.
Такие трубы можно использовать не только для отвода технических жидкостей или канализационных вод. Также они подходят для реализации дренажных и мелиорационных системы, установки безнапорного водопровода и аналогичных коммуникаций.
Технические трубы под кабель в землю нельзя изгибать или деформировать, в отличие от гофрированных изделий. Поэтому для создания поворотов используются соединительная арматура: муфты, фитинги и переходники. Для абсолютной герметизации возможна сварка «встык» либо применение компрессионных фитингов.
Подробно узнать сведения о трубе ПНД можно из маркировки. По ней получится определить технические характеристики изделия.
Принцип прокладки кабеля под землей
При укладке пластиковой трубы для прокладки кабеля в земле необходимо придерживаться следующим шагов:
- Первым делом необходимо проверить трубы ПНД. На них должны отсутствовать какие-либо повреждения. Это же относится и с протягиваемым кабелем.
- В местах укладки трубы необходимо нанести разметку.
- Теперь можно переходить к выкапыванию углубления нужных размеров для укладки кабеля.
- Затем идет прокладывание самой трубы.
- А теперь уже в трубе протягивается кабель. Он не должен натягиваться внутри.
- Всю конструкцию необходимо закопать слоем песка в 10 сантиметров и слоем грунта в 15 сантиметров.
- Поверх насыпи можно уложить сигнальную ленту. Этот этап можно пропустить. Лента будет выступать в качестве разметки.
Если укладывается силовой кабель, то предпочтительнее всего не использовать переходники и муфты совсем. Когда это невозможно, их количество необходимо свести к минимуму. Дело в том, что переходники и муфты будут нарушать герметичность трубопровода, которая так нужна для силового кабеля.
В тех местах, где трубы выходят из почвы и входят в здание, следует устанавливать специальные фитинги. Как обстоят дела с минимальным сечением кабеля для размещения под землей? Лучше всего брать не самые тонкие провода. К примеру, хорошо подойдет кабель, у которого сечение будет от 4 мм и больше.
Если вышеописанный способ укладки труб с кабелем не представляется возможным, то применяется горизонтальная укладка. Для ее реализации требуется бурение. Среди преимуществ данного способа можно выделить отсутствие необходимости в земельных работах. Не нужно выкапывать траншею для коммуникаций.
Для начала выполняются инженерные изыскания. Так называются работы по изучению особенностей почвы на местности, где планируется строительство. Бурение выполнять нельзя, пока не будут получены соответствующие документы.
Когда разрешение у вас на руках, можно переходить к основной части. Начинается все с бурения пилотной скважины. Используется специальный бур с излучающей головкой, которая легко разрушает грунт. Когда сталкивается с пустотой, происходит заполнение жидкостью. Она предназначена для охлаждения бура, а еще препятствует обвалу земли.
На следующем этапе производится расширение скважины. Для этого на бур надевают насадку под названием риммер. Затем можно переходить к затягиванию трубы с проводом в скважину. Для этого также используют буровую установку. Это самый ответственный этап работы, он же и завершающий.
Характеристики труб для прокладки кабелей в почве
Для создания кабельных блоков (2. 3. 102.) разрешается использовать трубы:
- металлические (чугунные, стальные);
- асбестоцементные;
- бетонные;
- керамические;
- прочие.
Под прочими подразумеваются, в том числе, и пластиковые. Выбор материала зависит от уровня грунтовых вод, наличия агрессивной среды и блуждающих токов. При прокладке маслонаполненных однофазных кабелей трубы должны быть выполнены из немагнитного материала, причем в каждой из них прокладывается один кабель.
Сами трубы могут быть как жесткими, так и гибкими. В качестве гибких используется гофрированная полиэтиленовая или металлорукав. Каталог ДКС (диэлектрическая кабельная система) предоставляет большой выбор ассортимента.
Гофрированные трубы
Благодаря своей лёгкости и гибкости такие виды широко используются для прокладки в земле. Выпускаются в двух вариантах:
- армированные;
- неармированные.
Первые виды более прочные благодаря стальной проволоке, вмонтированной при изготовлении. Особенно удобна для монтажа двустенная труба. Внешний слой выполнен в виде гофры из ПНД, который обладает высокой прочностью. Внутренний –изготавливается из ПВД (полиэтилен высокого давления) и образует гладкую поверхность, это способствует более удобному протаскиванию кабеля.
ПНД легко переносит ультрафиолетовое излучение, не подвергается коррозии, всё это делает их применимыми для прокладки наружной (уличной) проводки. Некоторые виды снабжаются зондом – шнуром, протянутым через всю длину трубы. Это значительно убыстряет процесс монтажа.
Металлические трубы
Металл намного прочнее пластика, поэтому такие трубы прокладываются там, где особенно важна механическая прочность. Стальные трубы укладываются при пересечении:
- трамвайных и железнодорожных путей;
- автомобильных дорог;
- въездов в гараж или ограду;
- газо- и нефтепроводов;
- теплотрассы.
Также идет металл, если трасса проходит вдоль железнодорожных или трамвайных путей, а также внутри помещений, в том числе и в деревянных домах. Металлические трубы применяются для открытой и скрытой прокладок. В электротехнических помещениях вместо труб допустимо использование уголка и швеллера. Широко используются и для наружной установки (открытой, скрытой, под навесом).
Пластиковые трубы
Такой вид находит всё больше применение при прокладке кабеля или провода. Связано это с характеристиками:
- в отличие от металлических, пластиковые трубы не подвержены коррозии, благодаря чему срок службы увеличивается до 50 лет;
- являясь диэлектриком, дополнительно защищает кабель;
- не требуют заземления;
- стойки к химическим веществам и растворителям;
- ПНД может эксплуатироваться при температуре до -45 градусов.
Следует обратить особое внимание на сравнительно новый материал из сшитого пенополиэтилена (полиэтилена). В отличие от полиэтилена, сшитый полимер имеет ряд преимуществ:
- размягчение материала наступает при температуре +150 градусов, а плавится при +200 градусов;
- обладает большей жесткостью и прочностью на разрыв;
- имеет высокую пароизоляцию;
- способен восстанавливать форму при кратковременной деформации.
Сшитый полиэтилен используется для изоляции высоковольтных кабелей и труб, а наличие фурнитуры позволяет прокладывать трассы любой конфигурации.
Какими бывают и зачем нужны водопропускные трубы?
В современном дорожном строительстве наибольшее распространение получили два типа водопропускных труб: изготавливаемые из гофрированного металла и железобетонные из сборных элементов. Для увеличения пропускной способности без повышения высоты насыпи устраивают многоочковые трубы из уложенных рядом небольших труб, что позволяет использовать конструкции диаметром до 3-х метров. В нашей стране существенная часть водопропускных труб представляет собой конструкцию из не скреплённых друг с другом железобетонных звеньев, чаще всего круглого сечения, диаметром до 3 метров, которые эксплуатируются в различных климатических условиях.
В процессе эксплуатации на сооружение оказывают воздействие статические и динамические нагрузки (от веса насыпи и проезжающего по дороге транспорта), а также перепады температур и непосредственно протекающие по трубе талая и дождевая вода, ручьи и мелкие реки. Всё это, а также геологический фактор (землетрясения, подвижки и вибрация грунта) или изначально неправильная установка трубы, приводят к неизбежному её разрушению. Этот процесс происходит также в периоды проведения капитального ремонта дороги, когда с участка над трубой снимается асфальтобетонное покрытие и тяжёлая техника перемещается непосредственно по гравийной подушке насыпи. Результатом являются снижение или частичная потеря несущей способности звеньями трубы. Кроме того, с течением времени, установленные железобетонные секции водопропускной трубы имеют обыкновение под воздействием разного рода нагрузок смещаться в горизонтальном и вертикальном направлениях, что приводит к образованию зазоров и перепадов между ними. Перепады уменьшают эффективное сечение трубы, снижая пропускную способность и приводя к заиливанию. В условиях паводка наличие зазоров между звеньями трубы приводит к значительным размывам, оставляя пустоты в насыпи, что чревато обрушением земляного полотна и дорожной одежды, а в такой ситуации нельзя говорить о возможности эксплуатации участка автомобильной дороги в целом. Традиционным эффективным решением данной проблемы является разборка насыпи и демонтаж трубы с последующим возведением новой, однако этот метод требует разрушения вышележащего дорожного полотна. Кроме того, на трассах федерального значения для проведения подобных работ необходимо предварительно создать временный объезд, что также влечёт за собой значительные временные и материальные вложения. Необходимость оптимизации затрат на ремонт и реконструкцию магистралей федерального и регионального значения подталкивает дорожные службы к использованию современных альтернативных методов восстановления искусственных сооружений. Одним из таких методов является гильзование – протяжка внутри ремонтируемой конструкции пластиковой или металлической трубы меньшего сечения. На первый взгляд такая технология кажется эффективной, однако весь функционал и конструктивная нагрузка, в конечном итоге, переходят к внутренней трубе, диаметр которой меньше проектного значения, что со временем может привести к деформации или даже размытию насыпи. Кроме того, пластиковая труба, используемая для гильзования, не имеет достаточной несущей способности и не может существенно укрепить восстанавливаемое сооружение. Уменьшения сечения трубы можно избежать при применении другой технологии – ремонта методом «чулка» или полимерного рукава. Данный метод позволяет восстановить локальные сильно разрушенные участки сооружения и повторить существующий профиль конструкции, не снижая её внутренний диаметр. Тем не менее, такая технология не только является дорогостоящей, но и никак не влияет на несущую способность сооружения, а ведь именно снижение несущей способности водопропускной трубы на участке дороги является критическим фактором, приводящим к её разрушению. Таким образом, ни один из вышеописанных способов не является оптимальным и в полной мере не решает задачу по эффективному, быстрому и малозатратному ремонту искусственных сооружений на дорогах. Для устранения этой проблемы специалистами ГК «ТехПолимер» была разработана система ремонта водопропускных труб на основе анкерного листа V-LOCK для конструкций диаметром от 1.2 метра и более, размещённых в дорожных насыпях высотой более 2 метров. Технология заключается в восстановлении несущей способности конструкции методом бетонирования по несъемной полимерной опалубке. Система ремонта водопропускных труб «ТехПолимер» состоит из нескольких этапов:
- Очистка внутренней поверхности водопропускной трубыВозведение арматурного каркаса (металлических направляющих и стеклопластиковой навивки)Установка и сварка анкерного листа V-LOCKРазвёртывание пневматической опалубкиЗаливка раствора и омоноличивание конструкцииИзвлечение баллона высокого давления и оценка качества сварных соединений Контроль равномерности заполнения раствором
Предлагаемая технология позволяет в сжатые сроки произвести ремонт водопропускной трубы без подготовки индивидуальной опалубки, обеспечивая проектируемый срок службы конструкции в рамках 4-5 лет с возможностью его увеличения после проведения обследования. Мнение канд.техн.наук, доцент кафедры «Проектирование дорог» ФГБОУ ВО «СибАДИ»
Левашов Григорий Михайлович
Сложно переоценить влияние системы дорожного водоотвода не только на транспортно-эксплуатационные качества автомобильной дороги, но и на обеспечение транспортной безопасности нашей страны в целом. Как и все искусственные объекты, она нуждается не только в правильной эксплуатации, но и в периодических и капитальных ремонтах. Как мы знаем, стоимость устройства водопропускных сооружений значительна и может составлять от 5 % до 15 % от стоимости строительства участка автомобильной дороги. Бесспорно, дорожная отрасль нуждается в современных технологиях ремонта железобетонных водопропускных сооружений, одной из которых является санация с помощью полимерного анкерного листа. Применение данной технологии позволяет обеспечить уменьшение сметной стоимости и сроков проведения работ, а также увеличить сроки эксплуатации железобетонных конструкций водопропускных труб круглого, прямоугольного и арочного сечений. Технологию ремонта водопропускных труб на основе анкерного листа V-LOCK можно оценить не только как наиболее экономичную, но и как самую перспективную инновацию для выполнения ремонтных работ подобного рода.В сравнении с описанными ранее методами, система восстановления водопропускных труб «ТехПолимер» обладает рядом существенных преимуществ:
Увеличение несущей способности.После проведения работ создаётся цельная труба, компенсирующая присутствующие в звеньях санируемой конструкции повреждения и распределяющая нагрузку с разрушенных звеньев на близлежащие.
Трещины и оголённая арматура цементируются, что укрепляет сооружение и увеличивает срок его службы.Максимальное полезное сечение.Система лишь незначительно уменьшает диаметр водопропускной трубы, оставляя его в рамках требуемых проектных значений.Контролируемое заполнение раствором.В отличие от, например, гильзования, данный метод позволяет произвести проверку равномерности заполнения раствором пространства между опалубкой и санируемой трубой. Такой контроль качества важен, так как позволяет избежать образования пустот и увеличить надёжность конструкции.Устранение полостей в насыпи.Смещение железобетонных звеньев водопропускной трубы приводит к образованию зазоров между ними, через которые грунт может осыпаться внутрь сооружения, образуя в дорожной насыпи полости, снижающие её устойчивость. Система «ТехПолимер» обеспечивает заполнение данных полостей цементным раствором, что устраняет риск повреждения насыпи.Цена.Данная технология является наиболее экономически оправданной из всех, предлагаемых сегодня на рынке.
В заключение следует отметить, что необходимость повышать долговечность и надёжность существующих искусственных сооружений в дорожном строительстве является бесспорной. В частности качественный ремонт водопропускных труб способен значительно продлить срок безопасной эксплуатации искусственного сооружения, а выбор оптимального метода такой ремонта, например система санации с помощью анкерного листа V-LOCK, обеспечит технологическую и экономическую эффективность процесса.
Для отвода небольших стоков воды и их пропуска под дорогой используются водопропускные трубы. Их использование более целесообразно, нежели сооружение моста.
Общее понятие
Для пропуска воды с верхней части автомобильных дорогна нижнюю используются водопропускные сооружения. К ним относятся водопропускные трубы, мосты, водоотводы. Последние используются для пропуска под дорожным полотном различных каналов.
Водопропускные трубы используются в тех случаях, когда необходимо пропустить под дорогой небольшие водоотводы (ручьи, слив воды после дождя или таяния снега и так далее). Пропуск воды посредством труб может осуществляться постоянно или периодически. Через такие сооружения иногда организуют проход скота или проезд транспорта.
Устройство водопропускных труб не требует сужения проезжей части и изменения типа покрытия дороги. Над конструкцией устраивается засыпка. Толщина слоя насыпанного грунта снижает давление на сооружение от автомобилей и смягчает их влияние.
Использование труб для пропуска воды имеет свои преимущества:
- Установка трубпроходит без повреждения земляного полотна.
- Монтаж труб обходится дешевле, чем строительство моста.
- При толщине слоя засыпки более 2 м влияние на сооружение временных нагрузок от проезжающего транспорта сводится к минимуму.
Особенности бестраншейной прокладки
Традиционный траншейный метод не лучшее решение не только для коммуникаций, прокладываемых под дорожным полотном, потому что:
- снятие грунта невозможно без разрушения плодородного слоя грунта;
- повреждается корневая система растений: деревья и кустарники в некоторых случаях не смогут избежать гибели;
- ремонт асфальтированных дорог обойдется во внушительную сумму, к тому же такой подход вряд ли понравится как соседям, так и властям.
Бестраншейный метод, при котором покрытие остается целым, экономически выгоден. Кроме того, мастеров-хозяев привлекает доступность метода для непрофессионалов. Есть и другие преимущества:
Минусом можно считать некоторые расходы на специальное бурильное оборудование, и на персонал, который его обслуживает. Однако плюсы в этом случае более весомы.
Размеры труб
Диаметр водопропускной трубы зависит от ее длины:
- Если длина трубы не превышает 2-3 м и высота насыпи менее 7,5 м, то отверстие трубы выбирают равное 100-150 см.
- Для насыпи до 1,5 м диаметр должен составлять 75 см.
- Трубы в пределах съездов имеют 50 см в диаметре.
Под дорогами 2-4 категорий допускается использовать водопропускные трубы с диаметром 100 см и длиной до 30 м. Если диаметр равен 75 см, то длина трубы не должна быть более 15 м.
Классификация
Водопропускные трубы классифицируются по нескольким параметрам.
В зависимости от материала, из которого они изготовлены:
- Полимерные (из полимербетона, поливинилхлорида и полиэтилена).
Выделяют несколько разновидностей труб в зависимости от формы поперечного сечения:
По принципу работы сечения:
В поперечном сечении труб может быть одно, два или несколько очков.
Выбор материала
Сначала необходимо выбрать материал, из которого сделана труба. Самым важным здесь является то, какие нагрузки она будет выдерживать. Поэтому нужно выяснить, будет ли тяжёлая техника проезжать по дороге или нет. Одни из самых популярных материалов для этих целей — это железобетон, металл и пластик.
Железобетонные изделия
Железобетон — довольно популярный материал для установки трубы в канаву на заезд к участку. Связано это с большой прочностью такой конструкции. Но установить её получится только с помощью специализированной техники.
В этом видео вы узнаете о видах труб для канавы:
Производятся железобетонные трубы в 2 этапа:
- Изготавливается каркас из арматуры. Делаются круглые дуги и свариваются вместе одна к одной.
- Заливка бетоном и образование нужной формы. Конструкция также поддаётся вибропрессованию. Это позволяет сделать её более прочной.
Изделие получается очень гладким и прочным. Концы трубы, не укрытые землёй, часто засыпают камнями. Тогда она способна выдерживать такие нагрузки и её это не деформирует. Бетонная структура довольно прочная, поэтому вода никак не может проникнуть внутрь и поспособствовать образованию коррозии на арматуре. Габариты железобетонных изделий могут быть следующие:
- сечение бывает от 0,3 до 1,2 метра;
- длина от 2,5 м до 5 м;
- толщина стенок от 140 до 200 мм.
Железобетонные трубы для канавы обладают высокой прочность, но неудобны в установке из-за своего веса
По мощности их также можно разделить на 2 вида:
- Можно закапывать не более чем на 5,5 метров в землю. Для большой глубины они непригодны.
- Можно закапывать до 10 метров.
Основными преимуществами бетонной трубы для канавы является прочность материала и продолжительный срок службы. Минусами можно считать высокую стоимость, вес и размеры. Установить бетонную трубу можно с помощью спецтехники.
В качестве аналога железобетонным конструкциям можно рассматривать асбестоцементные изделия. Они практически не уступают по прочности, а вес их немного меньше, чем железобетонных.
Металлические конструкции
Изделия из стали тоже являются очень популярными в качестве дренажной трубы. Материал довольно прочный, поэтому может служить до 40 лет. Металлическая труба способна выдерживать и грузовые автомобили, потому проблема с въездом на участок решится полностью.
Важным преимуществом такого материала является возможность самостоятельной установки. Нет необходимости в специализированной технике и помощи мастера. Это позволит существенно сэкономить деньги на установку.
Единственным недостатком металлических изделий считается их способность со временем ржаветь. С этим явлением можно бороться. К примеру, гидроизолировать трубу с помощью специальной краски или приобрести трубу большей толщины. Это существенно продлит её срок службы.
Для максимального срока службы необходимо устанавливать только новые изделия. Б/у материал может лопнуть при заезде габаритной и тяжёлой техники, если он уже в очень плохом состоянии.
Пластиковые аналоги
Самый современный вариант — пластиковые изделия. Они очень лёгкие, а монтаж не принесёт никаких сложностей. Не нужно нанимать специалистов для монтажа. Обустройство пластиковой трубы для канавы можно осуществить самостоятельно.
Пластиковые трубы для канавы устойчивы к погодным условиям, обладают высокой прочностью и малым весом
Цена пластиковой трубы небольшая. Важным преимуществом такого материал является его стойкость, невозможность образования коррозии и безразличность к химическим веществам. Делают такие трубы из особо прочного пластика. Он способен выдерживать большой вес при переезде автотранспорта. Такой материал используют для больших дорог. Монтировать трубу в канаву совершенно несложно. Пластиковые изделия выдерживают большие перепады температуры — от -60 до +90 градусов.
Для изготовления пластмассовых изделий, как правило, применяется такой материал:
- поливинилхлорид;
- полиэтилен;
- полипропилен.
Большинство труб изготавливаются из поливинилхлорида. Продукция бывает однослойная или двухслойная. Также для заезда на участок устанавливают их разновидность — гофрированные трубы. Внешняя часть имеет слой в виде гармошки. Это позволяет конструкции лучше выдерживать нагрузки, амортизировать и быть более эластичной. Диаметр гофрированных изделий может быть разным: от 1 до 6 метров.
Если по дренажу планируется проезд габаритной техники, необходимо выбрать изделие из высокопрочного пластика. Для этого лучше использовать двухслойную трубу с гофрированной поверхностью. Так же, как и металлические изделия, пластиковые комплектующие лучше ставить новые. Б/у материал имеет пониженную прочность.
Основные элементы трубы и их установка
Водопропускные трубы состоят из нескольких элементов:
Благодаря наличию оголовков в трубе не образуются водовороты, завихрения, вода вытекает медленнее.
Их наличие не дает вытекающей воде размывать насыпь и подмывать фундамент.Различаются несколько видов оголовков:Портальные, которые сооружаются в виде перпендикулярной трубе подпорной стены.Это самая простая конструкция, но она имеет свои недостатки. Она не обеспечивают плавность протекания воды.Поэтому ее применение рекомендуется в случаях с небольшим количеством воды, протекающей на незначительной скорости. Портальные оголовки используются для труб с диаметром 50-75 см.Раструбные.
Кроме стенки, они имеют два открылка, образующих раструб.Окрылки располагаются под углом 30 градусов к трубе. Благодаря этому поток воды постепенно сужается.Воротниковые, у которых крайний элемент срезается под тем же углом, что и насыпь. По контуру устанавливается защитный воротник.Обтекаемые в сечении постепенно сужаются, что создает хорошие условия для протекания воды.Давление на грунт распределяется равномерно за счет фундамента, на который укладывается труба.
Это также препятствует сдвигу отдельных элементов сооружения.Существуют следующие виды фундамента:Без фундамента (естественное основание).Грунтовая подушка, созданная искусственно.Из отдельных железобетонных элементов.Выбор типа фундамента зависит от диаметра трубы, высоты насыпи и геологических условий.Водопропускная труба располагается строго перпендикулярно оси дороги. Это дает минимальную длину трубы.В отдельных случаях рекомендуется устанавливать сооружение в том направлении, в котором протекает поток. Это снижает вероятность возникновения водоворотов.
В таких случаях допускается строительство водопропускных труб в других направлениях.Водопропускные трубы под насыпями могут выступать в качестве своеобразной альтернативы мостам. Внешне устройство таких труб похоже на тоннели, проходящие сквозь дорожные насыпи.Металлические гофрированные водопропускные трубы нашли широкое применение в дорожном строительстве. Габариты выпускаемых труб позволяют использовать их и для отвода потока талой или дождевой воды, и для монтажа дренажной системы, а также для обустройства подземных переходов.
Конечно, вместо водоотвода возможно возведение полноценного моста, но в случае низкой высоты дорожного полотна единственным правильным решением станет устройство водоотвода.Схема элементов железобетонной прямоугольной водопропускной трубы.Разновидности и характеристики водопропускных трубСовременный рынок предлагает обширный ассортимент труб для создания водопропускных тоннелей.Основой классификации этого ассортимента является принцип деления продукции по типу применяемого конструкционного материала. Наиболее востребованными на сегодняшний день являются железобетонные водопропускные трубы, пластиковые трубы водопропускного типа и металлические гофрированные трубы для пропуска воды.Железобетонные водопропускные трубыК достоинству таких труб можно отнести возможность их изготовления прямо на месте укладки дороги. Их самостоятельное изготовление предполагает процесс заливки бетонного раствора в армированную опалубку.Процедура эта занимает довольно много времени, поэтому для обустройства водоводов железобетонные и бетонные трубыпоступают на строительную площадку в уже готовом к эксплуатации виде.
Они отличаются особой прочностью и способны выдерживать сейсмические нагрузки до 9 баллов.Пластиковые трубыСхема монтажа круглой водопропускной трубы.Преимуществом пластиковых водопропускных труб является их способность сопротивляться высоким внешним нагрузкам. Но их монтаж требует усиления полотна над каналом путем сооружения бетонной арки, для чего внешняя сторона трубы используется в качестве опалубки.Частичная разгрузка пластиковой трубы реализуется и с помощью металлических коробов (габионов), заполняемых крупными валунами.Таким образом, слоеная конструкция со стойкой сердцевиной и надежной внешней частью может эксплуатироваться не один десяток лет.Пластичный водовод, созданный из полимерных труб, гораздо легче переносит подвижки грунта, чем жесткая конструкция из бетона.Металлические трубы и СМГКЕсли рассматривать использование металлических водопропускных трубс точки зрения прочностного расчета, то данный вариант может претендовать на идеальное решение вопроса. Конечно, способность металла хорошо удерживать внешние нагрузки является главным преимуществом металлических труб, но данное достоинство практически сводит к нулю высокая восприимчивость металла к коррозийным разрушениям.
Поэтому обычные металлические трубы принято использовать для временного решения проблемы.В частности, их применяют при разовом проколе полотна дороги для осушения прилегающей местности.Подобные проколы очень актуальны в ситуациях, когда невозможен ремонт водопропускных труб основного водовода и его эксплуатация вследствие засорения или даже разрушения. Такая дренажная система помогает сбрасывать уровень воды и дает возможность расчистки или починки основного водовода под дорогой. Кроме того, металлические трубы могут использоваться не только в качестве водовода, но и как своеобразный футляр, защищающий внутренний трубопровод.Оптимальным вариантом использования металлических временных труб является обсадное изделие, применяемое для армирования буровых скважин (их стенок).Схема надфундаментных частей средних частей труб.Для монтажа постоянных водопропускных сооружений под дорогой используют специальные сборные металлические гофрированные конструкции (СМГК).
Исходя из классического определения, такие изделия не относятся к категории труб, поскольку металлические гофрированные листы преобразуются в сборную конструкцию прямо на месте сооружения водовода возле дороги. Нестандартные металлические гофрированные конструкции и тоннели из них наделены целым рядом достоинств, недоступных для водопропускных каналов, созданных из труб.Данные преимущества базируются на том, что гофрированные металлические системы в процессе сборки могут принимать разнообразные сложные формы, в которые нереально перевоплотиться обычным трубам, а срок их эксплуатации достигает 50-60 лет, да и к тому же гофрированные металлические конструкции на 25-30% дешевле своих бетонных аналогов и, несмотря на это, наделены повышенной сейсмоустойчивостью.Весь процесс установки водопропускных труб под дорогу разделяется на несколько этапов:рытье котлована;укладка фундамента;монтаж труб;обустройство насыпи дороги.Итак, первый этап подразумевает рытье котлована, размеры которого определяются параметрами основания водовода. Важную роль здесь также может играть и тип почвы, который должен удержать массивную конструкцию.
От типа грунта будет зависеть и обустройство откосов котлована.Котлован роется по классической схеме, то есть сначала снимается верхний плодородный слой, затем осуществляется разработка первой ступени, снова выемка грунта на втором уровне и т. д. Глубина котлована в обязательном порядке должна достигать уровня промерзания грунта.
В противном случае система водовода может быть деформирована в ходе пучения грунта.Для отвода влаги из котлована используется дренажная система из траншей или водяной насос.Так как пропускные водоводы под дорогой обычно сооружаются на довольно влажных участках, обязательным условием их успешной эксплуатации является хорошо продуманная дренажная система.Схема бестраншейной прокладки труб.Стенки котлована и близлежащая насыпь укрепляется особыми модулями – габионами, устройство которых состоит из металлической сетки, заполненной камнями. Для упрочнения конструкции под габионами монтируется дополнительный слой гидроизоляции.На втором этапе укладывается фундамент, в качестве опоры для которого выступает специально выполненная песчано-гравиевая подсыпка. Необходимость укладки подсыпки связана с тем, что она гарантирует сохранность целостности конструкции в случае воздействия деформации грунта в период пучения.Стандартными фундаментами для укладки водопропускных труб являются блочный и монолитный.Блочный фундамент укладывается, начиная с блока под оголовок трубы, который углубляется в грунт на 25-30 см ниже отметки промерзания грунта.После этого на песчано-гравийную подушку монтируются остальные блоки, перепады высоты между платформами при этом заполняются песчано-гравийной подсыпкой.
Элементы конструкции начинают монтироваться с выходного оголовка, постепенно перемещаясь к входному участку.Большие перепады высот в элементах конструкции для поддержки страхуются установкой свай.К преимуществу монтажа блочного фундамента можно отнести скорость выполнения работ.Монолитный фундамент укладывается в классическую опалубку, монтируемую поверх гидроизолирующего слоя. Заливка такого фундамента выполняется в один проход, для чего тщательно высчитывается объем основы.В ходе заливки используется только съемная опалубка, которая удаляется после застывания цемента.Схема типов оголовков труб.Основным достоинством монолитных конструкций фундамента является их высокая прочность. При качественном армировании такой фундамент способен выдержать и сейсмические колебания, и нагрузки пучения грунта дороги.На следующем после укладки фундамента этапе начинается монтаж труб.
Устанавливается бровка земляного полотна, монтируются выходные оголовки труб, затем поверх фундамента укладываются узлы СМГК или арочные элементы железобетонных труб.Пространство между фундаментом и стенками трубы заполняется песчано-гравийной смесью с добавлением портландцемента.СМГК крепятся между собой заклепками или защелками, для усиления верхней части используется особая цементная стяжка. Элементы железобетонного туннеля фиксируются тоже с помощью цементных стяжек. Арочные конструкции монтируются на плиты, причем даже без укладки подсыпки.На последней стадии после обустройства армирующей стяжки конструкция укрепляется бетонными бровками или габионами и засыпается 2-, 4- или 6-метровым слоем грунта дорожного полотна (в зависимости от прочности трубы).Поделитесь полезной статьей:Похожие статьи:Содержание:Водопропускные трубы, расположенные под дорогой – это нечто вроде альтернативы мостам, поэтому при отсутствии необходимости в последних можно воспользоваться такой заменой.
К тому же, в некоторых ситуациях возведение моста попросту невозможно – например, если дорога расположена слишком низко.Конструкция водопропускной трубы – это канал, проходящий через дорожную насыпь.Для обустройства водопропускного канала используются трубы такого диаметра, чтобы его было достаточно для транспортировки большого объема атмосферных осадков. Кроме того, нередко такие трубы используются при создании крупных дренажных систем и подземных переходов. В данной статье речь пойдет о водопропускных трубах и особенностях их применения.
Железобетон
Сегодня бетон и железобетон являются самыми малостоящими материалами, которые могут быть предназначены для производства водопропускных труб. При этом изделия из железобетона отличаются прочностью и отличной герметичностью. Понятно, что железобетонные изделия гораздо крепче и прочнее тех изделий, которые сделаны из чистого бетона.
Железобетонная водопропускная труба
Одним из самых важных критериев данных труб является возможность быстро развернуть их производство прямо у дороги, то есть на месте монтажа. Если же производство на месте не налажено, то к месту монтажа подобные материалы доставляются грузоподъемной техникой из специализированных складов.
Нужно сказать пару слов и про самостоятельные работы по производству подобных тоннелей для отвода влаги. Производство предполагает заливку бетона в специальную опалубку, которая предварительно армируется. Понятно, что данная процедура сильно замедляет процесс строительства. По этой причине, как правило, материалы поступают на места уже в готовом к применению виде.
Водопропускная труба под дорогой может выполнять роль не только водоотвода, но и роль пешеходного перехода, как уже было сказано ранее. Такое предназначение обуславливает размеры – от 0,5 метра до 4 метров в диаметре. При этом и самая маленькая, и самая большая железобетонная труба способна выдерживать нагрузку при землетрясениях до 9 баллов по шкале Рихтера.
Изделия производятся в виде отдельных звеньев. Каждое звено имеет максимальную длину в 4 метра, а минимальную – 1 м.
Выпуск осуществляется по ГОСТу 24547-81.
Железобетонные водопропускные трубы
Одним из главных достоинств железобетонных конструкций для отведения воды является возможность их создания на том месте, где они будут устанавливаться. Процесс обустройства в данном случае предполагает установку армированной опалубки, в которую будет заливаться раствор бетона.
Описанное выше качество можно назвать достаточно полезным, но у него есть серьезный недостаток – железобетонная водопропускная труба под дорогой устанавливается очень долго.
Конечно, у такой проблемы имеется решение, которое заключается в приобретении готовых железобетонных конструкций и доставке их к месту монтажа. Главное качество такого материала – способность выдерживать воздействие различных внешних факторов.
Имеет ли смысл делать работу своими руками?
Перед тем как принять окончательное решение по вопросу, как проложить трубу под дорогой, надо поразмышлять о целесообразности этого предприятия. Если тоннель будет иметь протяженность более 10 метров, то в этом случае лучше оказаться от «подвига», так как процесс отнимет много времени и сил.
Тот же вывод можно сделать, если на участке есть другие проложенные поземные коммуникации, или на территории существуют труднопроходимые участки. Мягкий грунт (песчаный, глинистый) несколько упростит задачу, однако нужно хорошо знать не только свой участок, но и все особенности этапов.
Прокол своими руками можно рассматривать, если:
Если есть какие-либо сомнения в собственных силах, а подготовительные работы, которые могут занять несколько недель, не вдохновляют, то лучше обратиться к профессионалам. Они с поставленной задачей справятся за несколько дней. Стопроцентная гарантия сохранности дорожного полотна и трассы — еще одно преимущество, ее все-таки не сможет дать самостоятельная работа.
Как проложить трубу под дорогой? Непросто, если мастер и его ассистенты выбрали неблагодарный ручной труд и такие же инструменты. Легко и быстро, если большую часть работы будет выполнять специальная техника и профессионалы. Многие мастера, решившие сделать прокладку без помощи оборудования, сталкиваются в неожиданными проблемами. Поэтому, кажется, что имеет смысл пожертвовать небольшую сумму (1000-1500 р), но зато избежать лишней головной боли.
Следующее видео расскажет, как прокладывают трубы под дорогой самодельными приспособлениями:
Была ли статья полезна?Мы хотим стать лучше. Спасибо за мнение!
Пластиковые водопропускные трубы
Различные варианты полимерных изделий для обустройства водопропускных каналов являются хорошим решением. Пластиковые трубы хорошо выдерживают внешние нагрузки, но для этого их приходится дополнительно усиливать при помощи бетонной арки, которая заливается по наружному краю трубы, причем слабая сопротивляемость бетона подвижкам грунта в данном случае не имеет никакого значения.
При необходимости можно снизить нагрузку на систему, используя специальные металлические короба, заполненные камнями. Установленная таким образом водоотводная труба под дорогой сочетает в себе надежность и долговечность – срок службы пластикового водопропускного канала может достигать 50 лет.
Металлические трубы и СМГК
Водопропускные трубы из металла – это неплохой вариант решения проблемы отведения воды, но только если рассматривать его с одной стороны. Металлические конструкции имеют лучшие показатели прочности по сравнению с аналогами, но это достоинство полностью нивелируется слабой устойчивостью к коррозии. Из-за этого металлические трубы используются для обустройства водопропускных каналов только временно.
Впрочем, есть еще одно применение изделиям из металла. Их часто используют для проколов дорожного полотна. Дело в том, что возможность ремонта водопровода, проходящего под дорогой, есть не всегда, поэтому труба расчищается при помощи внешней дренажной системы, позволяющей провести ремонт или качественную очистку системы.
Неплохим решением является использование металлических труб в качестве внешнего защитного кожуха, обеспечивающего защиту основного трубопровода. Обычно для этих целей применяются трубы, используемые для армирования стенок буровых скважин.Чтобы создать надежный и качественный водопропускной канал, лучше всего использовать СМГК – сборные металлические гофрированные конструкции.
Согласно общей классификации, обычными трубами такие конструкции не являются – цельная система становится таковой только в том месте, где необходимо выполнить монтаж водопропускных труб.СГМК имеют массу положительных качеств, которыми обделены простые трубы. Основное достоинство сборной конструкции заключается в возможности обустройства сложных конструкций, которые способны прослужить несколько десятков лет и при этом спокойно переживать воздействие сейсмических сдвигов. Гофрированная дорожная труба, помимо всего прочего, обходится почти на треть дешевле, чем альтернативные варианты.
Монтаж водопропускных труб под дорогой
Технология обустройства водоотводных каналов под дорогой включает в себя несколько этапов:
- Подготовка котлована.Заливка фундамента.Укладка трубопровода.Обустройство дорожной насыпи.
Первым делом необходимо выкопать котлован, размеры которого совпадают с рассчитанными в ходе проектирования.
Также важно учитывать грунт, который преобладает на участке – неподходящая почва может помешать обустраивать тяжелую конструкцию. Кроме того, тип грунта напрямую влияет на то, как будут обустраиваться стенки котлована.
Источник https://ostroykevse.ru/kak-prolozhit-kabel-pod-dorogoj-i-kakie-trebovaniya-nuzhno-uchityvat-prokladka-kabelya-v-trubah-vidy-i-osobennosti-trub-tehnologiya-montazha/
Источник
Источник