Диаметр футляра для канализации: расчет диаметра, назначение, способы прокладки
Полезно
Для защиты системы отведения бытовых стоков от негативных воздействий с внешней стороны применяют трубы большего размера, при этом требуется правильно определить диаметр футляра для канализации. Согласно строительным нормам трубопроводы под автомобильными дорогами, железнодорожными путями должны укладываться в футляр.
Назначение
Система отведения воды в большинстве случаев монтируется из полиэтиленовых труб. Несмотря на прочность этого материала, под давлением грунта или водной массы может произойти деформация трубопровода. Особенно часто такие ситуации возникают при прокладке канализации под автомобильными трассами, железнодорожными путями, в каналах или технических туннелях.
Футляр представляет собой дополнительную оболочку трубопровода. Назначение футляра на канализацию заключается в защите подземных труб из полиэтилена и аналогичных материалов от негативного воздействия с внешней стороны. В частности речь идет о давлении со стороны грунта, почвенных вод и других факторов, которые существенно снижают срок службы всех элементов канализационной системы.
Материал для изготовления
Обеспечить надежную защиту полиэтиленовых труб канализации может футляр из более прочного материала. Тип и диаметр футляра для канализации определяются в зависимости от условия эксплуатации и сечения внутреннего трубопровода. ГОСТ и другие нормативные документы рекомендуют использовать следующее:
- Для трубопровода стандартного диаметра подходят футляры из сварной прямошовной трубы.
- Трубопровод большого сечения защищают футляром из спиралешовной трубы.
- В местах, где предполагается высокая нагрузка на систему канализации, применяют защиту из горячекатаных бесшовных трубных изделий. Аналогичный материал можно использовать для трубопровода диаметром до 273 мм.
Стальные трубные изделия требуют обязательной изоляции, которая защитит т изделия от негативного воздействия грунтовой влаги, агрессивных веществ. Антикоррозийным эффектом обладает асбестоцементное, песчаноцементное, эпоксидное, полимерное покрытие.
В некоторых случаях футляры могут быть изготовлены из труб, которые использовались ранее в газопроводной или водопроводной системе. После нанесения дополнительного изоляционного покрытия прочность стенок значительно повышается.
Расчет диаметра
Футляр для канализационных труб должен иметь определенный диаметр, который важно
учитывать при прокладке труб под автомобильными трассами и железнодорожными путями. При расчете чаще всего используется формула:
Здесь Dа обозначает внешний диаметр защитной оболочки, Dтр обозначает наружный диаметр рабочего трубопровода. Следовательно, для стандартной канализационной трубы диаметром 110 мм нужно использовать чехол сечением не меньше 310 мм.
Способы прокладки
Определяя метод прокладки футляра, во внимание принимают следующие факторы:
- Диаметр трубопровода.
- Длина магистрали.
- Гидрогеологические условия местности.
- Физико-механические свойства почвы.
Для каждого метода применяется соответствующее оборудование.
Канализация в футляре может укладываться в грунт открытым и закрытым способом.
Открытая прокладка
Если траншея будет проходить под автомобильной дорогой или железнодорожным полотном, то такой вариант предполагает полную остановку движения транспорта, разрушение дорожного покрытия. Это вносит определенные неудобства, которые касаются пассажиров и владельцев транспорта. Кроме того на восстановление трассы, благоустройство прилегающей территории потребуются дополнительные средства.
Закрытые методы
Такой вариант характеризуется следующими преимуществами:
- Минимальные земляные работы.
- Не требуется разрушения дорожного полотна или железнодорожных путей.
- Непрерывное движение транспорта даже при выполнении монтажных работ.
Для закрытой прокладки канализации применяют несколько способов, в каждом из которых сначала обустраивают чехол, затем в него помещают участок труб канализационной системы.
Прокол
Методом прокола выполняют прокладку трубопровода, если внутренний диаметр футляра для канализации не превышает 40 см. В качестве основного оборудования применяют пневмопробойник с цилиндрическим корпусом. Основные узлы оборудования представлены ударником и воздухораспределительной системой.
Принцип работы следующий:
- Сжатый воздух подается на корпус оборудования.
- Затем наносится удар. Под действием ударной силы оборудование перемещается в грунте.
- В образующуюся скважину затягиваю защитный кожух.
Главное преимущество метода направленного прокола – быстрота и минимальные земляные работы.
Продавливание
Если диаметр футляра для канализации под дорогой более 80 см, рекомендуется применить метод продавливания. Такой вариант предполагает выполнение следующих действий:
- На одном конце стального футляра фиксирую специальный нож.
- С помощью гидравлического домкрата трубу вдавливают в грунт.
- Нож срезает землю, которая в дальнейшем вручную вычищается из трубы.
Шнековое бурение
Такая прокладка футляра канализации предполагает применение специальной техники. Шнековые буровые машины помогают быстро уложить трубопровод под железнодорожным полотном или в густонаселенном районе.
Особенностью применения такого варианта является предварительная подготовка двух котлованов. С одной стороны делают рабочую яму, с другой – приемный колодец. С помощью шнековой машины прокладывают футляр для канализации под дорогой длиной до 100 метров. При этом стальной, бетонный или полимерный чехол может иметь диаметр от 100 до 1700 мм.
Преимущество бурошнековой прокладки – высокая точность. Максимальная погрешность отклонения не превышает 3 см.
Специальный футляр обеспечивает защиту трубопровода от негативных воздействий, предотвращает деформацию дорожного полотна в случае прорыва канализационных труб.
Видеообзор:
Опоры для прокладки трубы в футляре: характеристики деталей и особенности монтажа магистралей в защитном кожухе
Опорно-направляющие кольца (ОНК) или опоры для прокладки трубы в защитном футляре — это приспособления, которые позволяют протягивать через защитный футляр (кожух) трубы из разных материалов: сталь, чугун, поливинилхлорид (ПВХ), полиэтилен (ПЭ) и т. д. Они осуществляют отцентровку трубы в кожухе посредством уплотнения кольцевого пространства. Монтаж труб в футляре выполняется под различными инженерными объектами: автомагистралями, железными дорогами.
При помощи опор производится центровка внутренней трубы при прокладке коммуникаций в футлярах
Особенности опорно-направляющих изделий
Обычные опоры для трубопроводных коммуникаций выполняют ряд функций. Основная же их «обязанность» – это фиксация конструкции. Кроме того, благодаря скользящим опорам линейное расширение трубопровода не имеет последствий. А опорно-направляющие кольца позволяют осуществить протягивание внутреннего трубопровода через наружную коммуникационную часть (футляр) без нанесения ей какого-либо вреда.
Исходя из этого, можно выделить несколько основных функций, которые осуществляются благодаря именно такой опоре:
- предохранение трубопровода от различных повреждений;
- защита муфтовых стыков и сварных швов;
- простое и быстрое протягивание трубопровода через футляр;
- опора для подводящей трубы;
- катодная защита от коррозийных воздействий (благодаря такой детали исключается возможность контакта между металлическими каркасами двух труб).
Обратите внимание! Использование таких колец позволяет выполнить протягивание различных трубопроводов, которые отличаются по материалу, показателю диаметра и т. д. Эти опоры способствуют сохранению целостности коммуникаций и во время протягивания, и последующей эксплуатации.
Установка этих колец осуществляется на стадии сборки самого трубопровода. Их монтаж не требует применения специальной техники, так как фиксация опорного кольца выполняется с использованием электродуговой сварки. Наиболее распространёнными материалами для таких опор являются высококачественный полипропилен, сталь.
Особенность конструкции опор помогает легче и быстрее протягивать внутреннюю трубу во внешнюю
Футляры как защита водопровода
Нас давно разбаловал технический прогресс, и мы уже не мыслим своё существование без воды, которая постоянно должна течь из нашего крана. Но чтобы такой процесс не прекращался, необходимы трубопроводы. Бывают ситуации, когда водопроводную трубу необходимо прокладывать в футляр.
Раньше воду тягали на себе. Вёдра и коромысла были обязательной домашней утварью. Цивилизация далеко шагнула вперёд, и теперь отсутствие воды в кране воспринимается нами, чуть ли ни как вселенская катастрофа.
Строительные объекты требуют бесперебойного водоснабжения, а, значит, водопроводы необходимо всё время поддерживаться в исправности, то есть ремонт должен выполняться своевременно, а прохудившиеся участки, менять на новые.
Подача в дома холодной воды осуществляется инженерными коммуникациями, проходящими под землёй. На какую глубину их можно закладывать зависит во многом от того, какой именно грунт преобладает в данной местности и как глубоко он промерзает зимой.
Прокладка водопроводных труб, в основном, осуществляется открытым способом. Для этого выкапывают траншею на нужную глубину, и в неё укладывают трубы. Но не всегда траншеи проходят по ровным удобным участкам. Иногда путь коммуникациям преграждают, например, автодороги. В таких случаях применяют бестраншейный способ прокладки.
Чтобы предохранить и исключить внешние механические нарушения целостности водопроводных труб, их без использования траншей прокладывают в футляр. Трубам, которые прокладывают под автомобильными дорогами, необходима дополнительная защита, так как они испытывают нагрузки и грунта, и машин, проезжающих по автодороге.
Преимущества опорных колец
Опорные кольца, как и любое другое изделие, обладает своими преимуществами. К основным плюсам этого приспособления относят:
- показатели трения, при использовании этих полимерных устройств, снижаются до минимума, поэтому они считаются очень надёжными;
- благодаря первому пункту, защитное покрытие трубопровода не повреждается в процессе протягивания его через футляр;
- скорость монтажных работ достаточно высокая, что снижает расходы на строительство магистарали;
- такие опоры позволяют продлить срок службы коммуникации в целом, так как исключается контакт между трубами и снижается коррозийное воздействие;
- подводящую трубу можно убрать, если возникнет такая необходимость;
- поперечные рёбра, которые входят в состав этой опоры, могут отличаться по размерам. Это позволяет провести внутреннюю коммуникацию по центру защитного футляра любого диаметра;
- полипропилен является надёжным изоляционным материалом и обеспечивает надёжную катодную защиту трубопровода.
Виды опор
Опоры для прокладки трубопровода в футляре дифференцируются на виды в зависимости от конструктивных особенностей. Существует три основных вида таких опор:
1. Кольцо опорно-направляющее, оснащённое скользящими опорами из полимиада. Последние принимают нагрузку, которая образуется вследствие движения трубы по футляру. Протаскивание в футляр стальных труб с помощью такой опоры значительно уменьшает показатели трения.
Конструкция опорного кольца может иметь ролики либо простые направляющие
2. Опорно-направляющее кольцо, которое имеет в своём составе опоры качения или, как их ещё иногда называют — ролики. Количество роликов варьируется в зависимости от нескольких факторов:
- длина защитного кожуха;
- вес протягиваемой трубы;
- допустимый показатель давления на противокоррозийное покрытие.
3. Комбинированные ОНК, которые включают в себя оба типа опор: скользящие и качения. Такой тип является довольно популярным при прокладке трубопроводов небольшого диаметра (до 30 мм) на большие расстояния — от двух тысяч метров и более.
Кроме опорных колец, существуют и другие специальные приспособления, которые используют при протягивании трубопровода через футляр. К таким изделиям можно отнести:
- резиновая герметизирующая манжета;
- защитное укрытие для манжеты.
Резиновая манжета применяется для герметизации межтрубного пространства, а также при ремонте коммуникации в защитном футляре. Защитное укрытие изготавливается из стеклопластика и применяется для защиты резиновой манжеты от механических воздействий.
Прокладка трубопроводов в футлярах
На пересечениях с железнодорожными путями, автомобильными дорогами, проездами и другими инженерными сооружениями подземные трубопроводы прокладывают в футлярах, внутренний диаметр которых обычно на 100 . . . 200 мм больше наружного диаметра прокладываемого в нем трубопровода (с учетом толщины теплоизоляционной конструкции). Концы футляра должны выходить за пределы пересечения не менее чем на 0,5 м в каждую сторону, но не менее 5 м от головки крайнего рельса. После укладки трубопровода концы футляра уплотняют просмоленной паклей и заливают битумом.
Футляр воспринимает давление грунта и подвижные нагрузки от транспорта. При строительстве промышленных объектов такие футляры укладывают (в соответствии с ППР) двумя способами: без нарушения нормальной работы транспорта (бестраншейный или закрытый) и с прекращением движения транспорта (открытый). Применение того или иного способа прокладки трубопровода зависит от категории дорог и путей.
Сооружение перехода трубопровода как открытым, так и закрытым способами состоит из следующих основных операций: рытья котлована, разработки грунта, установки защитного футляра внутри разработанного грунта (одновременно с его разработкой или после), протаскивания через футляр изолированного трубопровода с установкой его на опоры, засыпки трубопровода и восстановления участка пересекаемой дороги. Сооружение перехода оформляют актом.
Для бестраншейной прокладки трубопроводов в зависимости от того, как производится разработка (проходка) грунта, применяют следующие способы: прокол без выемки грунта, продавливание с выемкой грунта и горизонтальное бурение с выемкой грунта.
Прокол без выемки грунта (рис. 126) — наиболее распространенный способ бестраншейной прокладки трубопроводов в футлярах диаметром до 500 мм. При этом способе на конец футляра 6 по ходу движения надевают или приваривают наконечники 8 конической формы, после чего футляр укладывают на дно котлована на проектной глубине. К другому концу футляра прикладывают горизонтальное усилие с помощью гидродомкратов 1, лебедок с системой полиспастов и тракторов. Прокол без выемки грунта для прокладки футляров диаметром до 300 мм выполняют также пневмопробойниками ударного действия, а диаметром до 500 мм — вибрационными установками.
Продавливания с выемкой грунта применяют при прокладке футляров большого диаметра. При этом способе футляр вдавливается открытым концом в грунт, разрабатываемый механическим или ручном способом и удаляемый тележками, скреперами, совками, винтовыми конвейерами.
Для продавливания футляра диаметром до 1220 мм с механизированным удалением грунта применяют установку У-12/60. Установку размещают в котловане, который располагают на начальном участке. Футляр 2 с головкой 1 продавливается в результате усилий до 3400 кН, развиваемых двумя гидродомкратами 5 и передаваемых на футляр через вставку 4. Головка футляра на конце имеет кольцевую режущую кромку. Грунт из футляра извлекают челноком 9, который приводится в возвратно-поступательное движение от лебедки 7. Максимальная длина проходки установки 60 м, скорость проходки 8 м/ч.
Горизонтальное бурение — способ проходки под дорогами при прокладке одновременно нескольких трубопроводов. При бурении грунт перед футляром разрабатывают механическим резанием или размывают струей воды под напором и удаляют из скважины отработанной водой, винтовым или скребковым конвейерами. Для горизонтального бурения применяют различные машины и установки типа УГБ и ГБ.
При всех способах бестраншейной прокладки секции трубопроводов, устанавливаемые внутри футляра, должны иметь минимальное число сварных стыков, которые предварительно контролируют радиографическими методами. Все участки трубопровода, заключаемые в защитные футляры, предварительно испытываются и изолируются.
Перед протаскиванием внутрь футляра секцию спускают в котлован, устанавливают на ней опоры и укладывают на направляющие. Секцию протаскивают в футляр автокраном или трубоукладчиком, закрепив один конец каната за торец укладываемой секции, а другой — за крюк крана. Отводной блок приваривают к футляру или закрепляют канатом. При укладке секции без специальных опор ее поверхность защищают деревянными рейками.
Технические характеристики
ОНК отличается прочностными характеристиками. Материалы, которые используются при производстве таких опорных колец, способны выдерживать показатели давления не менее чем 120 кг/ см². Ролики, которые используются в некоторых типах опорных изделий, также являются очень прочными и надёжными и могут выдерживать нагрузку от 200 до 300 кг.
Подобные опоры обладают высокой прочностью и применяются при прокладке магистралей в любых условиях
Опорно-направляющие кольца (ОНК) используются для монтажа переходов с размерами сечения до 1420 мм. Прокладка труб в футлярах может производиться в разных климатических условиях. Показатели температур, при которых разрешаются монтажные работы, варьируют, в зависимости от конкретного региона, от –40 до +50 °C.
Полезная информация! Такие кольца надёжно фиксируются на трубах и не смещаются в процессе монтажных работ и эксплуатации конструкции.
Диаметр и ширина опоры зависят от показателя сечения трубопровода, для которого она будет использована. Эта закономерность описана в таблице ниже.
Таблица 1
Ду трубопровода, мм | Диаметр кольца, мм | Ширина кольца, мм |
1420 | 1642 | 250 |
1220 | 1336 | 210 |
1020 | 1136 | |
820 | 936 | 174 |
720 | 856 | |
630 | 766 | |
530 | 936 | |
426 | 542 | 154 |
377 | 493 | 130 |
325 | 481 | |
273 | 420 | |
219 | 377 | 100 |
168 | 286 | 85 |
159 | 277 | |
133 | 251 | |
114 | 232 | |
108 | 236 |
Вес изделия во многом зависит от диаметра изделия, данные представлены в таблице №2.
Таблица 2
Ду трубопровода, мм | Вес кольца, кг |
1420 | 36 |
1220 | 30 |
1020 | 24 |
900 | 18,3 |
820 | 17 |
720 | 15 |
530 | 10 |
426 | 9 |
377 | 7 |
325 | 6 |
273 | 5,5 |
219 | 5,2 |
159 | 4,3 |
108 | 3 |
Эксплуатационный срок такой опоры может достигать 30 лет (в некоторых случаях — больше).
Монтаж опор
Установка опорных колец проводится в следующей последовательности:
- Трубопровод, который предполагается протаскивать в защитный футляр, монтируется на опоры. При монтаже нужно учитывать тот факт, что нижняя часть трубопровода должна быть свободной для установки опорного полукольца.
- На трубу устанавливается защитная прокладка. Поверх неё монтируется опорное полукольцо.
- Снизу таким же способом монтируется второе опорное полукольцо.
- Обе половины стягиваются болтами в единую конструкцию.
- На конец протягиваемой трубы монтируется сдвоенное направляющее опорное кольцо и специальный оголовок, который оснащён приспособлением для крепления троса.
Опоры крепятся через равные промежутки друг от друга, расстояние зависит от типа магистрали, диаметра труб и прочих факторов
Таким образом трубопровод подготавливают к прокладке внутри защитного футляра. Дистанцию между опорными элементами определяется с учётом различных условий: давление, оказываемое на трубопровод, прогиб коммуникации между опорами и т. д. Оптимальное расстояние, рекомендуемое специалистами, составляет 3 м.
Кроме этого, для трубопроводов водоснабжения дистанция между опорами может отличаться в зависимости от температуры среды. Футляры для водопроводных труб, как правило, представлены стальными трубами с антикоррозийным покрытием. После того, как опоры установлены, происходит монтаж защитных трубок для кабелей.
> Защита существующего водопровода стальным футляром
> Защита существующего водопровода стальным футляром
Яна-Яна » 27 апр 2014, 10:10
Привет всем! Уважаемые форумчане, извиняюсь, если такая тема уже существует — но, к сожалению, крайне мало времени и крайне медленный интернет для поиска по темам, поэтому создаю новую тему. Сама электрик, но возникла задача при строительстве подстанции защитить существующий водопровод — поэтому заранее говорю, что возможности передать задачу специалистам нет))) Прошу помощи очень-очень))) Теперь, собственно, проблема. Вблизи зоны строительства подстанции на расстоянии на одном углу 3 м, на другом углу ТП — 5 м в земле лежит существующий водовод чуг.110. Подстанция ставится на сборный фундамент из блоков ФБС, глубина фундамента около 2 м. Водоканал согласовал место установки подстанции с условием защиты их трубы стальной гильзой диам. 200 мм. В СНиПах наткнулась на фразу, что гильза должна быть больше трубы на 200 мм — т.е. диаметр футляра получается как минимум 400? Второй момент — чугун хрупкий, труба старая — длина футляра — 11 м — знакомый практикующий сантехник сказал, что лопнет с вероятностью 90%. Значит, нужно как-то эту трубу предохранить от повреждения — а как это сделать? Вопрос третий — футляр после монтажа просто сварить по шву? или сначала надо уголки приварить и потом по уголкам сваривать половинки? Есть какие-либо способы для решения данной проблемы? в интернете нашла ГОСТ на опоры подвижные — их, может, в эту трубу воткнуть? Или зачеканить эту гильзу фи гней какой-нибудь, типа песка? Знаю, что обматывают паклей и заливают свинцом — но на 11 м не представляю себе такое.
Если есть ссылки на нормы-книги — буду очень благодарна
Re: > Защита существующего водопровода стальным футляром
Дмитрий Елизаров » 29 апр 2014, 20:40
заложите в проект — перекладку этого участка на стальную или полиэтиленовую в стальном футляре диаметром 300 мм.
Re: > Защита существующего водопровода стальным футляром
zoro » 29 апр 2014, 20:41
Re: > Защита существующего водопровода стальным футляром
Яна-Яна » 08 май 2014, 16:43
Re: > Защита существующего водопровода стальным футляром
elekt » 08 май 2014, 16:43
Re: > Защита существующего водопровода стальным футляром
Яна-Яна » 17 май 2014, 09:25
Re: > Защита существующего водопровода стальным футляром
Яна-Яна » 17 май 2014, 09:29
Re: > Защита существующего водопровода стальным футляром
111proekt » 17 май 2014, 09:29
Re: > Защита существующего водопровода стальным футляром
Яна-Яна » 29 май 2014, 14:03
Это я верю, и понимаю — действительно проще заменить кусок. Но это физически. А вот документально — это большая проблема, потому что в проекте нужно тогда прикладывать разрешение на эти действия от водоканала, сами понимаете, что быстро такие документы не делаются — это получение ТУ на замену куска трубы. А на гильзу они ТУ не будут давать — решение заключить их трубу в стальную гильзу высказал мне гл.инженер водоканала, прямо при нем наносила на план эту д. ю гильзу и после этого получала печать Водоканала
Особенности прокладки труб в футляре
Монтаж трубопроводов под автомагистралями, а также железнодорожным покрытием всегда проводится с использованием футляра, который выполняет функцию защитной капсулы, для внутренней коммуникации.
Важно! Обязательное правило, которое необходимо соблюдать при таких работах — труба, выполняющая роль футляра обязательно должна обладать более высокими прочностными характеристиками, чем внутренняя.
Наиболее распространённым вариантом трубы-футляра на сегодняшний день являются стальные изделия. Популярность прокладки труб в стальных футлярах обусловлена феноменальной прочностью этого материала. В зависимости от конкретного случая и эксплуатационных условий для футляров могут использоваться следующие варианты стальных труб:
- новые;
- лежалые;
- отреставрированные;
- трубы б/у.
Для прокладки в футляре используются разные типы стальных труб
Защитный футляр в зависимости от ситуации может быть представлен следующими типами труб:
- сварные спирально-шовные;
- прямошовные;
- бесшовные горячекатанные.
Бесшовные стальные детали, как правило, применяются для обустройства защитных футляров, которые обладают сечением до 273 мм. Если размеры сечения превышают эту цифру, то тогда используют сварные спирально-шовные или прямошовные изделия.
Кроме этого, стальные детали для футляров часто оснащаются защитным антикоррозийным слоем. Защитный слой может быть представлен следующими антикоррозийными покрытиями:
- песчаноцементные;
- асфальтоцементнобитумные;
- асбоцементные;
- эпоксидные;
- полимерные.
Футляры для труб водоснабжения, как правило, обрабатываются экструдированным полиэтиленом. Популярным решением для футляра являются трубы, которые раньше применялись в газопроводных магистралях.
Материал для изготовления
Обеспечить надежную защиту полиэтиленовых труб канализации может футляр из более прочного материала. Тип и диаметр футляра для канализации определяются в зависимости от условия эксплуатации и сечения внутреннего трубопровода. ГОСТ и другие нормативные документы рекомендуют использовать следующее:
- Для трубопровода стандартного диаметра подходят футляры из сварной прямошовной трубы.
- Трубопровод большого сечения защищают футляром из спиралешовной трубы.
- В местах, где предполагается высокая нагрузка на систему канализации, применяют защиту из горячекатаных бесшовных трубных изделий. Аналогичный материал можно использовать для трубопровода диаметром до 273 мм.
Стальные трубные изделия требуют обязательной изоляции, которая защитит т изделия от негативного воздействия грунтовой влаги, агрессивных веществ. Антикоррозийным эффектом обладает асбестоцементное, песчаноцементное, эпоксидное, полимерное покрытие.
В некоторых случаях футляры могут быть изготовлены из труб, которые использовались ранее в газопроводной или водопроводной системе. После нанесения дополнительного изоляционного покрытия прочность стенок значительно повышается.
Как сделать бестраншейную прокладку водопроводной системы?
Описание технологии бестраншейного прокладывания труб
Монтаж инженерных сетей бестраншейным способом позволяет сохранить целостность дорожного покрытия
В городских условиях трассы подземных трубопроводов проходят под городскими оживленными улицами, проезжей части автомагистралей, зелеными насаждениями, транспортными развязками и другими объектами. Если проводить замену и ремонт подземных инженерных сетей непосредственно под землей и не проводить при этом вскрытие грунта, то такая технология производства работ носит название «бестраншейная прокладка инженерных трубопроводов». В основу этого способа заложен принцип сквозного прохождения трубных конструкций сквозь почвенные пласты, прокладываемых в любых направлениях. Технология выполнения производства сама по себе несложная, правда для такой прокладки закрытым способом нужна специальная техника и технологическое оборудование. Монтаж производят с помощью специальной металлической цилиндрической насадки требуемого диаметра и наращиваемой шланги. Если возникает необходимость в закрытой прокладке на подземных магистралях большой протяженности, то в этом случае требуется применение спецтехники и технологического оборудования.
Основные способы укладки
Укладка любого трубопровода может осуществляться следующими способами:
Открытый метод. Магистраль устанавливается на опоры или местом ее расположения является проходной или непроходной коллектор.
Укладка открытым способом
- Использование закрытого или бестраншейного способа. Прокладка магистрали не требует предварительно вскрывать грунт.
- Подземный способ прокладки трубопровода. Выполняются траншеи, в которые монтируют водосточную систему.
Монтаж водопровода в подготовленную
Данные виды имеют свои положительные стороны и недостатки.
Открытый способ прокладки трубопроводов
В основном открытый метод прокладки трубопровода применяется в обстоятельствах, когда отсутствует необходимое оборудование для реализации закрытого. Поскольку данный вариант относится к компромиссным, он обладает рядом недостатком: необходимость больших расходов, разрушения ландшафта с последующим его восстановлением, временная приостановка работы предприятий, находящихся в зоне работ, затруднение перемещения и так далее.
Открытый метод прокладки трубопровода и канализаций заключается в выкапывании траншей нужной глубины с их последующим укреплением и размещением самих труб. Задача состоит из нескольких этапов.
- Выкапывание траншеи, ее выравнивание;
- Укрепление траншеи;
- Отсыпка подушки;
- Укладка трубопровода;
- Укрывание труб;
- Закрытие траншеи;
- Восстановление ландшафта территории или дорожного покрытия.
Прокладка открытого трубопровода связана с крупными расходами и большим объемом работ. Поэтому чаще всего используется закрытый метод. Он сохраняет окружающую среду, более экономичный, а еще не препятствует жизнедеятельности населенного пункта.
Закрытые технологии широко применяются внутри городов, но также задействованы и за их пределами. Таким методом прокладываются коммуникации под водными сооружениями, в природных заповедниках, а также под рельефами, в районе которых не получится реализовать открытый трубопровод. К ним относятся болота, овраги, каньоны и так далее.
Рассмотрим классификацию основных методов.
Группа неуправляемых способов. Бурение может проводиться:
Проходческие машины, совершающие откатки:
- промывочные;
- шнековые;
- с подсосом.
Происходит при помощи промывки бентонитом. Зонд управляемый.
Пилотное бурение с последующим:
- сухим или мокрым расширениями;
- расширением в скальном грунте.
Кратко рассмотрим ключевые принципы и моменты прокладки труб бестраншейными методами.
Шнековое бурение (или ГШБ) получило широкое применение в области промышленности и строительства. Особенно актуально в стесненных условиях. Футляр продавливается одномоментно с удалением лишней породы. Также предотвращается возможность обвалов.
К достоинствам относят целостность поверхности грунтов и окружающей среды, работоспособность в различных породах и в любую погоду, создание канала нужной длины и диаметра, отсутствует проседание почв.
Подойдут самые простейшие буровые установки. Их основа – это буровая головка с шнеками, расположенными вдоль за ней. Двигатели могут быть электрическими, гидравлическими или же пневматическими.
Цена ГНБ данного типа позволяет минимизировать расходы. Смета включает просчет каждого этапа и учитывает условия.
Пилотное бурение. К нему прибегают в случаях прокладки трасс, маршрутов пролегания трубопроводов производственного назначения. В установках для этого типа операций буровые головки скошенной формы. Могут быть оснащены специальными соплами для подачи бентонита. Специальный датчик, расположенный в головной части, определяет траекторию движения.
У любой бестраншейной прокладки труб существует ряд своих особенных, неоспоримых плюсов, которые выгодно выделяют ее среди других:
- универсальность для любых типов поставленных задач: от трубопровода на пустынных территориях до густо застроенных городских площадей;
- высокоточные технологии гарантируют точность прокладки любого вида коммуникаций;
- длина путей – до сотни километров, диаметр от 12 м и выше;
- не нужна тяжелая техника и много работников, следовательно, минимизируются трудовые затраты. Одна установка и не более четверых работников – все, что нужно;
- ценовая политика ГНБпозволяет сэкономить до 50% финансов и термины до 20 раз;
- возможность повредить пролегающие рядом сети сводится к минимуму;
- одновременно кладутся и укрепляются стенки шахты. Этому способствуют спецрастворы в комплексе с уплотнением почв;
- горы, реки, фундаменты домов и т.п. – не помеха;
- нет зависимости от метеоусловий;
- экологичность: верхние слои почвы абсолютно не повреждаются.
Такое важное и ответственное задание лучше доверить высокопрофессиональным специалистам, поскольку требуется соблюдение целого ряда условий: наличие спецустановок, обученные сотрудники с соответствующей квалификацией. Также владение нормативно-правовой документаций, проведение геолого-разведовательных исследований. Мы обладаем всем необходимым из вышеперечисленного перечня, самое главное – огромным опытом в данной отрасли, берем на себя согласование всей технической документации
А это – самая лучшая гарантия качества и долговечной, бесперебойной эксплуатации
Мы обладаем всем необходимым из вышеперечисленного перечня, самое главное – огромным опытом в данной отрасли, берем на себя согласование всей технической документации. А это – самая лучшая гарантия качества и долговечной, бесперебойной эксплуатации.
ГНБ цена. Что касается оплаты работ, то в каждом конкретном случае смета составляется с учетом особенностей вашего заказа, и цена определяется индивидуально. На конечный счет влияет вид грунтов, необходимая протяженность шахты, материалы.
Наши мастера и широкие возможности уникальных технологий бестраншейных прокладок труб решат все ваши сложности и избавят от лишней головной боли в кратчайшие сроки. А в это время вы будете жить в своем привычном ритме.
Современные строительные компании, занимающиеся прокладкой трубопроводов и других коммуникаций, постепенно сводят к минимуму применение траншейного способа, который теряет свою актуальность, предпочитая новые, проверенные временем, уникальные разработки. Благодаря новым технологиям, сегодня возможно проводить сложные строительные работы, не причиняя вред окружающим объектам, без больших финансовых вложений.
Внешняя система прокладки труб
Горизонтальное бурение отверстий для водопровода подразумевает использование специального оборудования, которое можно взять на прокат. Это отличный вариант для подключения вспомогательных линий к основному водопроводу, особенно если на пути труб различные препятствия – дорога, например. Таким же образом можно легко заменить старые трубы на новые. В общем, это лучшее решение для тех, кто хочет сделать всё быстро и качественно.
Использование укладки труб бестраншейным методом имеет целый ряд преимуществ, в отличие от других техник. Основное из них — ускорение всего процесса и его упрощение. Также стоит отметить и другие преимущества, такие как:
- возможность прокладки в почве с грунтовыми водами;
- не требуется установка песчаного основания;
- работы можно проводить под любыми препятствиями;
- быстрый монтаж;
- минимум техники;
- не затрагивается поверхностный слой земли;
- низкая стоимость.
Как видно, всё говорит только за использование такого метода. Но прежде чем приступить к его осуществлению, необходимо подобрать нужный материал.
Только с помощью надежных труб может быть осуществлена качественная прокладка бестраншейной системы — не стоит об этом забывать при подборе материала.
А как это сделать, будет описано ниже.
Подготовительные работы перед прокладкой трубопровода
Чтобы правильно и беспрепятственно проложить трубу, необходимо подготовить место проведения работ:
- Нужно составить маршрут прохождения коммуникаций. В этом случае учитываются типы грунтов, возможные препятствия на пути, длина и глубина скважины. Опытные строители рекомендуют при составлении проекта, стараться допускать как можно меньше изгибов (они считаются проблемными участками).
- Требуется рассчитать уклон, под которым будет уходить в землю скважина. Это зависит от возможных препятствий на его пути. Когда глубина, длина и уклон известны, выбирается способ проведения работ. В зависимости от него, подбирается соответствующее оборудование.
- Когда проект и план действий составлены, начинается подготовка самого места. Происходит разметка рабочих зон. Отмечаются приемный и стартовый котлованы. После разметки, рабочие должны их выкопать на определенную глубину (в зависимости от глубины трубопровода). Если грунт сыпучий, стенки котлованов нужно укрепить досками или щитами. Это мера безопасности от возможных обрушений. В них устанавливаются лестницы, для беспрепятственного доступа на заданную глубину. Для дополнительной безопасности, рабочая территория должна быть огорожена.
- После все проведенных мер, на строительную площадку завозится оборудование для бурения. Установки помещаются в котлованы, устанавливаются все необходимые детали и механизмы. После этого, проводится проверка оборудования и основных деталей на их работоспособность. К станции подключается гидравлический насос.
По окончании подготовки, производятся основные этапы работы.
Технология и этапы метода продавливания стальных футляров.
Суть метода продавливания стальных футляров состоит в том, что стальной металлический футляр вдавливается в грунт коткрытым концом с помощью гидравлических домкратов. Для того, что бы уменьшить трение футляра в грунте, конец трубы оснащен ножом. В процессе продавливание грунт переходит в трубу, а затем его вручную разрабатывают и выводят из забоя.
1 этап. Разработка укрепленного котлована шириной не менее 3,5 метра в чистоте, длинной не менее 4 метра. Глубина котлована должна быть на 0,5 метра ниже лотка рабочей трубы.
2 этап. Заливка упорной железобетонной стенки, которая служит упором для гидравлических домкратов.
3 этап. Монтаж силового оборудования в котловане. Гидравлический агрегат может состоять из одного, двух, трех или четырех гидроцилиндров, смонтированных на общей раме, в зависимости от сложности работ. Домкраты развивают усилие от 100 до 500 тонн.
4 этап. Циклическое вдавливание трубы. Оно происходит посредством переключения домкратов на прямой и обратный ход. Стальной футляр подается в котлован отрезками длиной от 1м (в зависимости от длинакотлована) и сваривается с уже проложенной трубй. Скорость проходки 4-5 м. в день.
5 этап. Ручная разработка грунта внутри футляра, погрузка его на тележки и вывод из забоя на поверхность земли в отвал или на самосвал. Разработка грунта осуществляется поэтапно, по мере продавливания футляра в грунт.
Метод продавливания и технология щитовой проходки
Эти технологии также довольно-таки часто используются при необходимости сборки трубопроводов под препятствиями. Прокладка трубопровода методом продавливания позволяет преодолевать препятствия длиной до ста метров. Труба в данном случае открытым концом продавливается в грунт. Образующаяся при этом внутри нее земляная пробка удаляется.
Проходческий щит состоит из опорной, ножевой и хвостовой части. Вторая обеспечивает срезание породы и углубление конструкции в массив. Опорная часть имеет вид кольца и предназначена для придания конструкции необходимой жесткости. В хвостовой части расположен пульт управления щитом.
Область применения и преимущества метода продавливания стальных футляров.
Метод продавливания грунта идеально подходит для выполнения проколов под автомобильными и железнодорожными путями, а так же другими сооружениями. Применение этой бестраншейной технологии позволяет производить все работы с минимальной рабочей силой, на производство требуется в среднем 3-4 рабочих.
Этим методом прокладываются футляры для сетей водопровода, напорной и самотечной канализации, футляры для теплосетей, нефте и газопроводов, различных продуктопроводов.
Основными достоинствами метода продавливания стальных футляров являются возможность прокладки стальных футляров большого диаметра, высокая скорость проводимых работ, а так же относительно низкие затраты на строительство трубопровода.
Преимущества и недостатки обоих видов прокладки трубопроводов
Плюсы траншейной прокладки трубопроводов:
- традиционность – долгое время использовался именно этот метод, а значит, именно к нему в большей степени готовы и обученный ранее рабочий персонал, и проектировщики схем канализации и водоснабжения;
- доступность – в связи с первым пунктом, этот процесс быстрее просчитывается и лучше обеспечивается необходимой техникой, включая экскаваторы, сварочные аппараты и т.д.
Минусы метода очевидны:
- разрушение при перекапывании наиболее плодородного почвенного слоя – в результате после прокладки трубопровода возникает необходимость восстанавливать «работоспособность» мест культивации растений;
- гибель при проведении труб уже имеющихся растений всех видов – деревьев и кустарников, дающих кислород, возможно даже агрокультур;
- необходимость при проведении трубопровода через дорогу останавливать движение по выбранному участку – доставляет значительные неудобства автомобилистам; кроме того, на трассах с особенно интенсивным движением полностью перекрыть поток практически невозможно, значит, и обустройство водопровода или канализации будет или затруднено, или невозможно;
- по той же причине нельзя проложить носители таким методом под уже построенными зданиями.
Поэтому для того, чтобы проложить трубу без вскрытия грунта, к примеру, под трассой, железной дорогой, жилым домом или производственным строением, применяют бестраншейную прокладку труб.
Достоинства этого способа:
- не требует рытья траншеи;
- работы, проведённые таким методом, обходятся дешевле;
- при наличии необходимых устройств и должной квалификации персонала работа проходит значительно быстрее;
- бестраншейная прокладка требует меньшего числа рабочих рук;
- это способ безопаснее и для персонала, и для окружающей среды (не уничтожаются насаждения, не разрушаются слои почвы);
- работы можно проводить в любое время года, в том числе зимой.
Метод продавливания
Метод продавливания предназначен для укладки металлических труб большого диаметра (от 800 мм). А одной из его главных особенностей является отсутствие необходимости выкапывания траншеи. Данный способ используется для трубопроводов не длиннее 80 метров. Суть метода заключается в том, что гидравлические домкраты вдавливают стальной футляр с ножом на конце в землю. Она высыпается в трубы, далее их необходимо вычищать вручную.
Данный метод широко используется при укладке трубопроводов под различными сооружениями, автострадами и рельсами. Также он задействован при проведении водо-, нефте- и газопроводов, монтаже канализаций. Помимо того, что таким способом можно использовать трубы большого диаметра, имеются и другие преимущества: относительно небольшие расходы и скорость работ.
Утепление канализационного трубопровода
Эффективность и долговечность функционирования наружной канализации во многом зависит от правильно выполненного утепления
Особенно это важно в северных регионах и тогда, когда трубы проложены выше уровня промерзания. Чтобы понять, насколько большое значение имеет утепление, нужно представить, как работает система в холодное время года
Во время прохождения жидкости, которая всегда имеет плюсовую температуру, труба частично заполняется жидкими стоками. Водяные пары также заполняют трубу.
Зимой при минусовых температурах часть трубы, находящаяся ближе к поверхности, охлаждается, что приводит к образованию конденсата, а потом изморози, которая устремляется к центру трубы, что часто становится причиной засоров.
Формованный утеплитель выбирается исходя из диаметра трубы, перед прокладкой канализационной магистрали, он просто надевается сверху
Утеплители бывают рулонные и формованные. Первые наматываются на трубу во время ее прокладки в подвальных помещениях. Аналогичное применение у теплоизоляционной скорлупы из вспененного полиэтилена.
Их не используют в качестве теплоизоляции подземных линий. В основном применяются формованные утеплители, которые изготавливаются под конкретный диаметр трубы. Теплоизолирующий материал необходимого диаметра просто надевается поверх канализационной трубы.
Одним из самых востребованных утеплителей является Энергофлекс, который производится из экструдированного пенополистирола. Закрытая структура ячеек материала исключает проникновение грунтовой воды, способной значительно сократить изоляционные свойства. Усиливает эффективность фольгированная оболочка
Если температура в регионе имеет очень низкие показатели, то один утеплитель вряд ли сможет стать надежной защитой труб от промерзания. В этом случае обычно применяют греющий кабель, который прокладывается по наружной стороне трубы внутри теплоизолирующего материала.
При использовании нагревающего кабеля нужно позаботиться о полной герметичности стыков, чтобы внутрь не просочилась влага.
Виды проколов
Метод прокола применяют при прокладке водопровода под дорогой
В зависимости от применяемых механизмов, принципа прокладки канала для прокладки труб различают следующие виды прокола:
- продавливание;
- горизонтально направленное бурение (ГНБ);
- бурошнековое бурение;
- гидропрокол;
- вибропрокол.
Продавливание
Данный вид прокола выполняется следующим образом:
- В начальный приямок помещается установка направленного бурения, состоящая из рамы с гидроцилиндрами, которые приводят в движение каретку с буровой колонной – соединенными между собой штангами.
- Первой в каретку устанавливается штанга с рабочей головкой в виде острого конуса.
- При помощи маслостанции (бензинового двигателя с масляными насосами) гидроцилиндры под усилием вдавливают первую штангу в стенку приямка.
- После того как большая часть первой штанги скрылась в почвенной толще, каретку при помощи гидроцилиндров отводят назад. К концу штанги при помощи резьбового соединения прикручивают следующую, закрепляют ее в каретке и повторяют процесс продавливания.
- При появлении рабочей головки первой штанги буровой колоны в финальном приямке ее снимают, устанавливают приспособление для крепления и протяжки трубы.
- Вытягивая закрепленную к первой штанге трубу, осуществляют ее прокладку в пробуренном таким способом канале (футляре).
Горизонтально направленное бурение
Такой способ широко применяется при прокладке водопроводных сетей диаметром до 200 мм. Прокол выполняется специальными самоходными установками на гусеничном ходу, способными работать в условиях ограниченного пространства и топкого грунта.
Технология выполнения горизонтально-направленного бурения состоит из следующих этапов:
- Бурение пилотной скважины – при этом установка заглубляет колонну штанг с рабочей буровой головкой в виде лопатки на первой из них под заданным углом и пробивает узкий канал, выходя на поверхность или в стенке финального приямка в конечной точке траектории прокладки трубопровода.
- Последовательное расширение пилотной скважины – на этом этапе рабочая головка заменяется специальным вращающимся расширителем (риммером), который при протяжке колонны штанг увеличивает диаметр канала до необходимого значения. При этом к торцу риммера крепят новые буровые штанги – это необходимо для того, чтобы после расширения канала удобно и быстро можно было протянуть через него плеть трубы.
- Протяжка трубопровода – на последнюю присоединённую к риммеру штангу устанавливают вертлюг (серьга), к которому присоединяют оголовок плети трубы. Протяжка трубопровода производится выборкой штанг установкой до тех пор, пока конец трубы не покажется в начальной точке бурения.
В процессе работы внутрь штанг буровой колоны и на наконечник (рабочую головку) подается специальный состав, способствующий разрушению пробуриваемой породы, снижению трения штанг о почву, удалению пробуренной породы из скважины. Собирающийся в приямке буровой состав после завершения работ откачивается, очищается от частиц породы и с помощью химических реагентов регенерируется для последующего использования.
Бурошнековое бурение
Данный способ бестраншейной прокладки водопроводных и других коммуникаций заключается в следующем:
- Внутрь большой трубы-футляра устанавливают вращающийся от двигателя установки шнек с рабочей головкой (лопатками) в торцевой части.
- При вдавливании установкой трубы в стенку приямка вращающийся шнек пробуривает встречающуюся ему на пути породу и частично удаляет через торец трубы.
- После того как первая труба полностью скрылась в почвенной толще к ней присоединяют следующую с таким же шнеком внутри;
- Когда конец колоны труб появится в финальном приямке, из нее последовательно извлекают все шнеки с остатками пробуренной и не удаленной ими породы.
В пробуренную таким способом трубу помещают несколько водоподающих магистралей
Гидропрокол
Данный вид прокола выполняется с помощью установки горизонтального бурения, в которой на конце первой штанги буровой колоны одевается специальная головка, пробивающая почвенную толщу перед собой при помощи мощной струи воды, создаваемой центробежным насосом.
Применяется такой метод для прокола рыхлых песчаных и супесчаных почв.
Области применения
При помощи бестраншейного метода прокладки устанавливаются следующие виды коммуникаций:
- — газопроводы;
- — силовые кабельные линии;
- — телефонные и оптоволоконные сети.
- — водопроводы;
- — канализация;
предлагает оборудование для бестраншейной прокладки труб от американской торговой марки Ditch Witch®. Вся техника — буровые установки, гидравлические разрушители, установка управляемого прокола, пневмомолоты, пневмопробойники, трассоискатели, системы локации, — отличаются высокой надежностью и подходят для проведения самых сложных работ.
Источник https://gidkanal.ru/diametr-futlyara-dlya-kanalizatsii-raschet-diametra-naznachenie-sposoby-prokladki/
Источник https://nicespb.ru/vodyanye/prokol-truboprovoda.html
Источник