Содержание
Приусадебное и дачное хозяйство
Строительство хозяйственных построек на приусадебном участке
К хозяйственным постройкам относятся одноэтажные строения и сооружения нежилого назначения (например, сарай, гараж, баня), предназначенные для обслуживания домовладения и земельного участка. [∗] подпункт 3.41 строительных норм СН 3.01.03-2020, утверждённых постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2020 № 94
Самовольное строительство хозяйственных и других построек запрещено и влечет наложение штрафа.
Разрешительная документация на строительство хозяйственной капитальной постройки
Если хозяйственная капитальная постройка Любой построенный на земле или под землей объект, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
(статья 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним») не была предусмотрена проектом на строительство жилого дома, то для ее строительства требуется получить разрешительную документацию. [∗] статья 21 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»
Такая разрешительная документация включает в себя следующий перечень документов: [∗] подпункт 4.6 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223
- решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства нежилых капитальных построек на придомовой территории;
- градостроительный паспорт либо архитектурно-планировочное задание и технические условия.
Для получения разрешительной документации необходимо обратиться в исполком Сельисполком, Горисполком, Райисполком, Администрация района с заявлением, в котором нужно указать: [∗] – пункт 30 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223
– подпункт 9.3.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200
- местонахождение земельного участка и объектов недвижимости на нем;
- планируемые параметры и технические характеристики хозпостройки, а также параметры инженерно-технического оборудования (если такое планируется);
- состав разрешительной документации на строительство.
Также нужно будет представить согласие остальных собственников земельного участка (если земельный участок находится в совместной собственности). [∗] подпункт 9.3.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200
Исполком самостоятельно по системе «Одно окно» запрашивает в организации по госрегистрации недвижимости БТИ документы, удостоверяющие право на земельный участок, а также о государственной регистрации объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке (если таковые имеются). Указанные документы гражданин может представить и сам.
После подачи гражданином заявления, исполком самостоятельно осуществляет всю необходимую работу, связанную с получением разрешений и согласований, необходимых для выдачи разрешительной документации. Последняя должна быть выдана гражданину в течении 1 месяца. [∗] пункт 33 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223
Этот вопрос обсуждался на форуме!
Проектирование хозяйственной постройки
По общему правилу возведение объекта строительства должно осуществляться на основе утвержденной проектной документации. [∗] пункт 6 статьи 51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» Однако вполне возможно, что в определенных случаях проектировать хозпостройку не потребуется. То, необходимо ли делать проект на конкретную хозяйственную постройку должно быть указано в решении исполкома о разрешении строительства нежилой капитальной постройки, которое входит в состав разрешительной документации.
Если проектная документация необходима, то ее нужно разработать в проектной организации, а после этого согласовать в территориальном органе архитектуры и градостроительства, для чего представить заявление и саму проектную документацию. [∗] подпункт 9.3.3 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 Проектная организация за дополнительную плату может сама согласовать разработанную ею проектную документацию.
Приемка хозяйственной постройки в эксплуатацию
Хозпостройку можно возводить собственными силами или с привлечением подрядчика. В любом случае после завершения строительства хозпостройка должна быть принята в эксплуатацию. [∗] пункт 1 статьи 59 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»
Для получения акта приемки необходимо обратиться в исполком и представить следующие документы: [∗] подпункт 9.3.4 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200
- заявление;
- утвержденную проектную документацию;
- разрешительную документацию.
После того как документы будут поданы созданная исполкомом приемочная комиссия осуществит приемку хозпостройки в эксплуатацию.
Исполком обязан выдать гражданину утвержденный акт приемки хозпостройки в эксплуатацию не позднее 15 дней со дня подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций — в течение 1 месяца со дня подачи заявления.
Техническая инвентаризация хозяйственной постройки и изготовление техпаспорта
Далее необходимо будет провести техническую инвентаризацию, а также изготовить технический паспорт (если хозпостройка является самостоятельным объектом недвижимости) или внести в него изменения На практике изменения в технический паспорт вносятся путем составления нового технического паспорта (если хозпостройка является принадлежностью жилого дома). Для всего этого необходимо обратиться в организацию по госрегистрации БТИ со следующими документами:
- заказ-наряд на выполнение работ (заявление) – составляется непосредственно при приеме документов;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- выписка из решения исполкома о разрешении строительства хозпостройки (кроме случаев, когда работы выполнялись самовольно);
- проектная документация;
- заключение государственной экспертизы — в случае, когда такая экспертиза была необходима;
- акт приемки объекта в эксплуатацию с заключениями органов государственного надзора — кроме случая, когда техинвентаризация проводится до ввода объекта в эксплуатацию;
- документ, подтверждающий внесение платы Стоимость зависит от площади дома и кроме того различается в разных областях страны .
Документы на техпаспорт можно подавать одновременно с документами на госрегистрацию хозпостройки.
Государственная регистрация хозяйственной постройки
Так как недвижимость считается созданной, измененной и получившей правообладателя с момента государственной регистрации ее создания, изменения и возникновения права собственности необходимо осуществить регистрацию создания хозяйственной постройки(если хозпостройка является самостоятельным объектом недвижимости) или регистрацию изменения жилого дома (если хозпостройка является его принадлежностью). [∗] пункт 2 статьи 7 и пункт 3 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»
Для государственной регистрации создания капитального строения и возникновения прав на него необходимо обратиться в организацию по госрегистрации БТИ и, как правило, представить следующие документы: [∗] подпункт 22.3.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
- документ Как правило таким документом является заявление гражданина о том, что строительство осуществлялось за счет его средств. Оно может быть написано непосредственно при подаче документов. , подтверждающий осуществление строительства за счет собственных средств;
- документ, подтверждающий внесение платы Счет на оплату предоставляется при приеме документов, а документ об оплате, как правило, предоставляется гражданином уже после регистрации, когда он обращается за выдачей ему свидетельства о госрегистрации.
Плата за госрегистрацию составляет:
– 0,5 базовой величины;
– 0,1 базовой величины — за каждую последующую дополнительную регистрацию (например, за регистрацию перехода прав на земельный участок);
– 0,1 базовой величины — за второй и каждый последующий экземпляр свидетельства (удостоверения) о госрегистрации;
– 0,3 базовой величины — дополнительно за регистрацию в ускоренном порядке;
– 0,6 базовой величины — дополнительно за регистрацию в срочном порядке. .
Организация по госрегистрации запрашивает следующие документы: [∗] пункт 36 перечня документов и (или) сведений, запрашиваемых подчиненными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь государственными организациями при осуществлении административных процедур по заявлениям граждан», утвержденного Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 09.11.2010 № 63
- решение исполкома об утверждении акта приемки объекта в эксплуатацию;
- документы, подтверждающие соблюдение санитарных, экологических, строительных требований к недвижимому имуществу, если необходимость подтверждения соблюдения данных требований установлена законодательством (справки, заключения, иные документы);
- сведения Как правило данные сведения предоставляются в виде справки в которой должно быть указано:
– номер и дата заключения кредитного договора;
– сумма задолженности по кредитному договору на момент предоставления сведений;
– срок возврата кредита (справка, иной документ) ОАО «АСБ «Беларусбанк» о предоставленном кредите на строительство дома — в случае, если дом строился с помощью льготного кредита и необходимо зарегистрировать ипотеку, а также ограничения на отчуждение жилого дома, возникающих в связи с этим; - документ определяющий назначение Такими документами могут быть:
– выписка из решения исполкома, определяющего назначение капитального строения, или решение другого органа, имеющего право определять такое назначение;
– заключение государственной экспертизы по проектной документации, содержащее сведения о назначении капитального строения. капитального строения; - технический паспорт на капитальное строение.
Для государственной регистрации изменения капитального строения представить необходимо, как правило, следующие документы: [∗] подпункт 22.3.10 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
- документ, подтверждающий внесение платы Счет на оплату предоставляется при приеме документов, а документ об оплате, как правило, предоставляется гражданином уже после регистрации, когда он обращается за выдачей ему свидетельства о госрегистрации.
Плата за госрегистрацию составляет:
– 0,5 базовой величины;
– 0,1 базовой величины — за каждую последующую дополнительную регистрацию (например, за регистрацию перехода прав на земельный участок);
– 0,1 базовой величины — за второй и каждый последующий экземпляр свидетельства (удостоверения) о госрегистрации;
– 0,3 базовой величины — дополнительно за регистрацию в ускоренном порядке;
– 0,6 базовой величины — дополнительно за регистрацию в срочном порядке. .
Организация по госрегистрации запрашивает следующие документы: [∗] пункт 45 перечня документов и (или) сведений, запрашиваемых подчиненными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь государственными организациями при осуществлении административных процедур по заявлениям граждан», утвержденного Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 09.11.2010 № 63
- технический паспорт измененное капитальное строение;
- решение исполкома об утверждении акта приемки объекта в эксплуатацию.
Государственная регистрация должна быть произведена в течении 5 рабочих дней (2 рабочих дня при регистрации в ускоренном порядке, 1 день при регистрации в срочном порядке) со дня подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций — в течение 1 месяца. [∗] подпункт 22.3.10 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200
Документом, подтверждающим регистрацию, будет являться выданное гражданину свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации создания капитального строения и возникновения права собственности на него.
Требования к постройкам и зеленым насаждениям на приусадебном участке
К составу, площади, расположению хозяйственной постройки относительно границ приусаебного участка предъявляются определенные требования.
Какие требования предъявляются к площадям хозпостроек и других объектов на приусадебном участке?
Площади хозяйственных построек и других приусадебных объектов зависят от размера приусадебного участка. Такие площади должны быть следующими: [∗] подпункт 6.3.10 строительных норм СН 3.01.03-2020, утверждённых постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2020 № 94
Площадь приусадебного участка
Состав и площади застройки объектов приусадебного участка (м 2 )
Хозяйственный двор, проезды, дорожки
Для приусадебных участков площадью более 1500 м 2 состав и площади объектов устанавливаются проектом застройки.
На приусадебных участках допускается размещать: [∗] – подпункты 6.3.6, 6.3.9 и 6.3.11 строительных норм СН 3.01.03-2020, утверждённых постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2020 № 94
– пункт 31 статьи 1 Водного кодекса Республики Беларусь
- гостевой домик для агроэкотуризма;
- строения для объектов обслуживания населения, если это не противоречит градостроительной документации, а также санитарно-эпидемиологическим требованиям Специфические санитарно-эпидемиологические требования к установлению санитарно-защитных зон объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду (утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2019 г. № 847) ;
- пчелиные ульи (с соблюдением санитарных правил Ветеринарно-санитарные правила содержания пчел (утверждены постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 16 августа 2012 г. № 55) );
- ландшафтно-обустроенный пруд-копань, не дренирующий в грунт бассейн;
- пруд — до 100 м 2 (глубина не более 2 м);
- сарай для содержания скота и птицы (с соблюдением санитарных правил Ветеринарно-санитарные правила содержания продуктивных животных в личных подсобных хозяйствах граждан (утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2013 г. № 758) );
- сарай для хранения хозяйственного инвентаря и топлива;
- хозяйственный навес;
- летнюю кухню;
- гараж;
- баню;
- теплицу;
- погреб;
- летний душ;
- уборную;
- место складирования навоза;
- другие хозяйственные постройки.
Высота хозяйственной постройки, расположенной на минимальном расстоянии от установленной границы, разделяющей смежные приусадебные участки, от уровня земли до свеса двускатной или односкатной стропильной конструкции, а также до верха парапета или нестропильной конструкции (плоской кровли) со стороны смежного участка должна быть не больше 3 метров. При этом высота хозяйственной постройки от уровня земли до конька должна быть не больше 5 метров. При увеличении минимального расстояния от установленной границы до постройки на каждый последующий метр увеличивается высота постройки на 0,5 метра. Максимальная высота постройки от уровня земли при ее пропорциональном смещении от установленной границы не должна превышать 7 метров в коньке и соответственно 5 метров до верха парапета или нестропильной конструкции (плоской кровли). [∗] подпункт 6.3.12 строительных норм СН 3.01.03-2020, утверждённых постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2020 № 94
Как должны быть расположены хозпостройки и зеленые насаждения на приусадебном участке?
Расстояние от окон жилых помещений жилого дома до стен дома и хозяйственных построек За исключением построек для содержания животных, а также площадок (навеса) для размещения личного транспорта , расположенных на соседних (смежных) земельных участках, должно составлять не меньше 6 метров. [∗] подпункт 6.3.13 строительных норм СН 3.01.03-2020, утверждённых постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2020 № 94
Хозяйственные постройки и сооружения, а также деревья и кустарники должны быть расположены от границ соседнего участка на следующих расстояниях: [∗] подпункт 6.3.9 и 6.3.13 строительных норм СН 3.01.03-2020, утверждённых постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2020 № 94
- отдельно стоящий жилой дом или гостевоой домик – 3 метра;
- ландшафтно-обустроенный пруд-копань, не дренирующий в грунт бассейн – 3 метра;
- вольер с домашними животными -– 4 метра;
- хозяйственные постройки, перголы и беседки (высотой не больше 3 метров) – 1 метр;
- площадки временного складирования строительных материалов (высотой складирования не больше 3 метров) – 1 метр.
- растения высокорослые (высотой более 3 метров) – 3 метра;
- растения среднерослые (высотой до 3 метров) – 2 метра;
- растения низкорослые (высотой до 2 метров) – 1 метр;
- газоны и цветочные растения высотой не более 1 метра – 1 метр;
- пчелиные ульи – 10 метров, а до границы участка со стороны улицы – 20 метров (в определённых случаях эти расстояния могут быть меньше Указанные расстояния могут быть уменьшены до границы участка со стороны улицы — не ближе 15 м и до границы смежного участка — не ближе 4 м, если:
– на пути лета пчел (от летка до границы участка) существует препятствие высотой не менее 2 м (стена здания или сооружения, глухой забор, сетка с размерами ячеек не более 15 x 15 мм, плотный кустарник)
– ульи (с пчелиными семьями) размещены на высоте не менее 2 м от уровня земли усадебного участка. или больше Ульи (с пчелиными семьями) на усадебных участках, примыкающих к территориям детских дошкольных и школьных учреждений, учреждений культуры, медицинских учреждений, других объектов различного назначения, предполагающих скопление людей, должны быть расположены на расстоянии не менее 200 м от указанных территорий. );
По взаимному письменному согласию домовладельцы смеждных земельных участков могут: [∗] подпункт 6.3.13 строительных норм СН 3.01.03-2020, утверждённых постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2020 № 94
- посадить деревья и кустарники на расстоянии от границ участков меньшем, чем указано выше;
- обустроить живую изгородь по границе, разделяющей участки из декоративных зеленых насаждений и ягодных кустарников.
В районах сложившейся усадебной застройки предусматривается возведение нового жилого дома и хозяйственных построек, а также реконструкция существующего жилого дома и хозяйственных построек на расстоянии меньше 3 метров от границы земельного участка при наличии нотариально заверенного письменного согласия смежногоых землепользователей и при условии соблюдения противопожарных, санитарных, экологических и иных действующих нормативов. [∗] подпункт 6.3.13 строительных норм СН 3.01.03-2020, утверждённых постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2020 № 94
При расположении дома или хозпостроек на расстоянии меньше нормативного (для районов сложившейся застройки) должно быть обеспечено устройство организованного водоотведения с кровли, предотвращающего сток дождевой воды с крыш на территорию соседнего (смежного) участка. [∗] подпункт 6.3.13 строительных норм СН 3.01.03-2020, утверждённых постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2020 № 94
При возведении жилого дома или гостевого домика расстояние от красной линии транспортных коммуникаций должно быть не меньше не менее 3 метров. [∗] подпункт 6.3.15 строительных норм СН 3.01.03-2020, утверждённых постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2020 № 94
Между постройками на соседних участках должны быть соблюдены противопожарные разрывы. Такие разрывы могут составлять от 6 до 15 метров в зависимости от степени огнестойкости здания.
Блокировка хозяйственных построек
Хозяйственные постройки можно блокировать, т.е. соединять несколько построек вместе. При этом допускается пристройка к жилому дому гаража, бани и теплицы, а также встраивание гаража в дом (первый, цокольный и подвальный этаж).
Блокировка хозяйственных построек на смежных земельных участках, оформленная в установленном законодательством порядке с учетом соблюдения требований по обеспечению пожарной безопасности, осуществляется по взаимному согласию застройщиков (домовладельцев, совладельцев). [∗] подпункт 6.3.14 строительных норм СН 3.01.03-2020, утверждённых постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2020 № 94
При блокировке хозяйственных построек, расположенных вне приусадебного участка для нескольких хозяев в сельских поселениях и малых городах, расстояния от окон жилых помещений дома (комнат, кухонь и веранд) должны быть следующими: [∗] подпункт 6.3.16 строительных норм СН 3.01.03-2020, утверждённых постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2020 № 94
Как узаконить самовольную постройку?
Документы
К любому строению законом предусмотрено множество требований, которые введены с целью соблюдения тех же правил пожарной безопасности, а также интересов соседских домовладений. Поэтому самовольная постройка любого объекта требует обязательного получения разрешительных документов в порядке, определенном законом либо соблюдения нормативов.
Содержание статьи:
Разбираемся в понятиях
Самовольной постройкой является здание или сооружение, возведенное на земельном участке без соответствующих разрешительных документов либо с нарушением градостроительных норм. Ведь не достаточно построить тот же гараж в пределах своего домовладения, нужно еще и расположить его так, чтобы соблюсти нормы СНиПа по расположению всех построек по отношению друг к другу и к соседскому участку.
Также в рамках ст.222 ГК РФ самовольной постройкой в 2019/2020 году будет признано сооружение, если:
- оно возведено на чужом земельном участке без соответствующего разрешения, что актуально для земли, полученной в аренду;
- если земельный участок по своему предназначению не относится к категории земель, отведенных под возведение построек.
При разрешении вопроса о необходимости в разрешительных документах следует учитывать и тип постройки.
Так в силу ст.1 Градостроительного кодекса РФ постройки могут быть:
- капитальными, то есть возведенными на углубленном фундаменте;
- некапитальными, без фундамента, не более 20 м.кв., возведенными временно.
При постройке любого объекта на фундаменте, разрешительные документы необходимы, за некоторым исключением. Если речь идет о временной постройке, к примеру, о том же сарае для хранения сена, согласование с местными органами самоуправления не требуется.
Однако даже при возведении простенького сооружения необходимо принимать во внимание нормы СНиПа №53.13330.2011, которыми предусмотрены расстояния не только для жилого дома либо гаража, но и для хозяйственных построек и даже для кустарников в пределах одного двора.
Чем грозит возведение самовольной постройки по ГК РФ
Любое домовладение имеет технический план, на котором отображены все постройки, возведенные на земельном участке, начиная от жилого дома и оканчивая гаражом. Если владелец при сооружении очередного объекта не согласует его возведение, возможны следующие последствия:
- постройкой нельзя будет пользоваться по назначению;
- объект невозможно будет подарить, завещать либо продать;
- возможен снос самовольной постройки на основании решения суда;
- по требованию органов местной администрации сооружение необходимо будет привести в соответствие с нормами ГК РФ;
- расходы по сносу либо реконструкции будут возложены на владельца;
- наложение административного штрафа в размере от 2-х до 5-ти тысяч рублей.
Важно! В силу ст.222 ГК РФ не будет являться самостроем объект, если собственник земельного участка не знал об ограничениях, наложенных на землю.
Как узаконить самовольную постройку
Право собственности на самовольную постройку возникает только после получения разрешительных документов или согласования в органах местного самоуправления и внесения соответствующих правок в технический план. Для того чтобы узаконить объект можно пойти двумя путями:
- Обратиться в суд.
- Согласовать возведение в администрации, но только если нет спорных вопросов и жалоб от соседей.
Важно! В силу п.17 ст.51 ГК РФ на строительство гаража на садовом участке не требуется разрешительных документов, если постройка возводиться не с целью осуществления предпринимательской деятельности.
Признание права на самовольную постройку по упрощенной схеме
В силу ст.51 ГК РФ строительство объектов на территории садового участка не требует разрешительных документов, но, тем не менее, даже баня должна быть отражена на техническом плане.
Для того чтобы узаконить вновь возведенную постройку следует выполнить следующие действия:
- обратиться к инженеру в кадастровую службу для составления схемы участка с определением места расположения самостроя;
- подать заявление в МФЦ для согласования градостроительного плана участка;
- получить разрешение на строительство;
- составить технический план;
- зарегистрировать право собственности.
После внесения соответствующих изменений в технический план владелец имеет полное право распоряжаться постройкой по своему усмотрению.
Признание права на самовольную постройку через суд
Подача иска по самовольной постройке для легализации объекта осуществляется только в том случае, если получить разрешительные документы в упрощенном порядке не удалось. При этом суд при рассмотрении дела будет обращать внимание на следующие аспекты:
- соблюдены ли требования градостроительного законодательства и СНиП при возведении постройки;
- безопасно ли сооружение и не несет ли угрозы жизни и здоровью;
- учтены ли права соседей.
Важно! Основания для отказа органов местного самоуправления будут учитываться в первую очередь, поэтому следует изначально исправить все ошибки, допущенные при строительстве, отраженные в официальном ответе.
Для того чтобы суд принял положительное решение и узаконил право на самовольную постройку к иску необходимо приложить следующие документы:
- правоустанавливающие документы на землю, в частности межевой план;
- схему всего участка, включая и самострой;
- технический план самовольной постройки;
- справку от инженера о возведении объекта с соблюдением всех нормативов;
- справку о стоимости сооружения;
- квитанцию об уплате госпошлины.
Исковое заявление подается в суд первой инстанции по месту расположения сооружения. При отсутствии нарушений при возведении самовольной постройки на земельном участке, решение принимается в пользу истца. После вступления в силу судебного акта он прилагается к документам на участок и техническому плану и проходит регистрацию в Росреестре.
Самовольная постройка – судебная практика
Верховный суд провел обобщенный анализ дел по вынесению решений о самовольных постройках. Было указано, что суды общей юрисдикции в первую очередь должны обращать внимание на документы, которые свидетельствуют о попытках владельца самостроя получить разрешение на возведение либо ввод в эксплуатацию объекта всеми доступными способами.
Также ВС РФ считает, что судебное решение должно включать в себя подробное описание сооружения для дальнейшей идентификации объекта. ВС разъяснил, что при праве приобретательной давности именно самострои не включаются. И был установлен запрет на получение права на часть самовольно возведенной постройки, учитывая, что права распоряжаться ею, в том числе в порядке наследования у бывшего владельца не имеется.
Что грозит за самозахват и что делать, если соседи захватили участок
Какова ответственность при самозахвате земельного участка? Какие именно действия оцениваются в таком ключе? Какие формы ответственности применяются? На что рассчитывать человеку, захватившему участок? Имеются ли способы решения проблемы, например, приобретение земли на законных основаниях?
Права на землю
Прежде чем разбираться с ответственностью при самозахвате земельного участка, следует выяснить, что это такое? Граждане обладают целым перечнем прав, на которые они вправе претендовать. Это:
- аренда;
- сервитут;
- наследуемое владение;
- собственность.
Все они объединены одним фактором – юридическим основанием. Во всех случаях присутствует или договор или решение органов власти о передаче земельного участка.
Может случиться, что решения принимались, но по каким-то причинам оформление прав не было завершено. Люди в нашей стране в силу негативного отношения к государству склонны пренебрегать формальными правилами.
В случаях частичного присутствия комплекта документов ответственность при самозахвате земельного участка не предусматривается.
Граница нарушений
Считается, что гражданин вышел за рамки закона, когда он владеет участком, не имея на руках договора (если дело касается частной собственности либо акта органа власти о передаче земли).
Обладание правами на земельный участок основано на целом алгоритме действий:
- заинтересованное лицо подает документы в муниципалитет (или иной орган, ответственный за распоряжение участками);
- на документы дается ответ и принимается распоряжение уполномоченного органа;
- заключается договор либо принимается решение о передаче участка в собственность;
- производится регистрация права.
Достаточно получить хотя бы разрешение от соответствующего органа, иначе гарантирован самозахват земельного участка и ответственность за это.
Если же участок был занят, а затем распоряжение все же получено, ситуация рассматривается с иной точки зрения.
Почему государство так реагирует?
Во-первых, государство стремится ввести гражданский оборот в пределы или границы, в которых каждый сможет себя чувствовать защищенным.
Во-вторых, дело касается налогов – незаконное использование в какой-то мере затрагивает, прежде всего, интересы казны.
Во-третьих, незаконное использование приводит к иным последствиям, например, нарушение экологических стандартов – и далее к ухудшению качества земли. Никто не будет оспаривать значимость и ценность пахотных или лесных земель.
Если затрагиваются охранные зоны (участки, отведенные под объекты электроэнергетики), речь идет о безопасности нарушителя и других людей.
Имущественные последствия
Рассмотрим гражданско-правовые нюансы нарушения. С чем столкнется нарушитель? Ответственность за самозахват земельного участка предполагает:
- нельзя провести какую-либо сделку, передать по наследству, т. к. не возникает никаких прав на такой земельный участок;
- не возникает прав собственности на возведенные строения (объекты капитального строительства);
- в любой момент собственник вправе потребовать участок обратно, сроки исковой давности на подобные требования не распространяются;
- возникает обязанность устранить все следы своей деятельности, в частности, снести все строения без компенсации за них;
- извлечение прибыли дает право собственнику потребовать ее у незаконного владельца.
Особенность ответственности за самовольный захват земли – все убытки полностью ложатся на плечи захватчика. Например, если собственник потратил средства на снос объектов на участке или на приведение участка в порядок из-за нарушений правил пользования. На его счет относятся и расходы на судебные разбирательства.
Административные санкции
Нормы КоАП применяются в первую очередь к захватчику. Во-первых, они закрепляют официальное подтверждение факта нарушения закона, а во-вторых, служат стимулом к исправлению ситуации.
Какой штраф налагается на нарушителя? В основу расчетов ложится кадастровая стоимость земельного участка:
- граждане выплачивают штраф в размере до 1,5%, но не менее 5000 руб.;
- должностные лица организаций выплачивают штраф в размере 2%, но не менее 20 000 руб.;
- организация, несущая ответственность за самовольное занятие земельного участка, может выплатить штраф в размере не менее 100 тыс. руб.
Если участок не внесен в кадастр
Какие предусмотрены законом штрафы и ответственность за самозахват земли, если участок не поставлен на учет и соответственно не имеет кадастровой цены? В этом случае:
- штраф, накладываемый на граждан, составляет от 5 до 10 тыс. руб.;
- должностные лица организаций выплачивают штраф в размере от 20 до 50 тыс.;
- организации выплачивают от 100 до 200 тыс. руб.
Предприниматели выплачивают штрафы в том же размере, что и организации.
Если захватывается часть участка, занесенного в кадастр, то размер штрафа исчисляют пропорционально цене незаконно занятой части.
Процедура привлечения к ответственности
Чиновники муниципалитета или иной орган в зависимости от полномочий, выявив нарушение, составляют акт, затем административный протокол (чаще всего полиция). К делу приобщаются объяснения виновного лица, истребуются выписки из реестра прав на недвижимость. Затем дело передается в органы земельного контроля, и начальник управления рассматривает дел, назначая штраф.
Если захвачен дом
Привлекают за самозахват земли или дома? КоАП затрагивает действия, касающиеся лишь земельного участка. В УК предусмотрена ответственность за незаконное проникновение при отсутствии согласия проживающего лица.
Если там никто не живет, то применяются нормы о выселении лица, которое не приобрело законных оснований для проживания в доме. Если объект не введен в эксплуатацию, он не может считаться приемлемым для проживания и граждане подлежат выселению, как из аварийного или непригодного для проживания объекта.
Какие меры могут приниматься?
Под самозахватом понимаются действия разного характера. Например, выстроен забор вокруг участка общего пользования, и доступ к нему фактически ограничен. Достаточно лишь убрать часть заграждения.
Если же участок заняли под строительство, объект сносит или захватившее участок лицо, или власти. Второй вариант более дорогой, исполнители склонны завышать цены.
Освобождение земельного участка
Органы муниципалитета или земельного контроля вправе издать предписание об освобождении участка от его имущества либо объектов незаконного строительства.
Если виновное лицо не выполняет предписания и отказывается освободить участок, в суд подается иск.
Принимается решение, обязывающее выполнить требования органов власти или собственника участка, если им являются человек или организация.
В основу ложатся материалы дела о привлечении к административной ответственности. Гражданский иск в суд – это главное, чем грозит самовольное занятие земельного участка.
Возможна ли уголовная ответственность?
В РФ пока нет соответствующего положения в УК об ответственности за самозахват. В то же время, если совершено деяние, подпадающее под нормы кодекса, участок отберут, используя несколько иные формулировки: участок приобретен на денежные средства, добытые преступным путем. Сюда включается мошенничество, использование поддельных или подложных документов и т. д.
Самозахват земель, как с ним будут бороться дальше? Пока что имеющихся инструментов ответственности достаточно.
Как узаконить самозахват земельного участка?
Если собственник – физическое лицо или организация, заключается договор аренды или купли-продажи, в случае их согласия. Если согласия нет, то проблем не избежать.
Если же земли принадлежат государству, надо действовать в общем порядке.
Подать заявление на приобретение в собственность с чертежом границ (предусмотрен специальный бланк). Муниципалитет дает объявление, и если желающих приобрести данную землю в течение месяца не найдется, то дается согласие на приобретение ее гражданином в собственность. Описанный путь труден из-за нежелания чиновников выделять землю для граждан, и они вынуждены обращаться в суды.
Еще один способ – приобретение участка по кадастровой стоимости, если он граничит с участком заявителя. Земля при этом должна быть бесхозной (не находиться в собственности частного лица).
Нужно отметить, что на земельные участки не распространяются положения о приобретательной давности.
Можно попробовать добиться получения земельного участка взамен квартиры, если заявитель числится в очереди лиц, нуждающихся в жилье.
В заключение
Самозахват – это завладение земельным участком без разрешения собственника (частное лицо или государство). Закон предусматривает административную ответственность в виде штрафов. Среди имущественных последствий называют отсутствие каких-либо прав на участок и на то, что будет на нем построено. Кроме санкций, собственник вправе подать в суд иск об освобождении земельного участка.
Пути узаконивания владения предусматриваются земельным законодательством:
- приобретение на бесплатной основе, если ранее обратившийся гражданин уже не приватизировал бесплатно землю;
- купля-продажа на аукционе или без него, если это предусмотрено законом.
В законе немало путей решения проблемы, и придется потратить немало времени, чтобы найти путь, подходящий в конкретной ситуации.
Как узаконить самозахват земли: 3 основных этапа
В повседневной жизни, новостях и газетах можно довольно часто слышать о захвате земли без имеющихся на то правовых оснований. Конфликт интересов, связанный с определением судьбы участка, зачастую приводит к судебным тяжбам.
Понятие самозахвата земельного участка
Упоминание самовольного занятия земельного участка встречается в ст. 76 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) и в ст.7.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в качестве противоправного действия, влекущего за собой не только восстановление прав законного собственника, но и административную ответственность.
Закон относит к самовольному занятию использование участка до совершения следующих фактов:
- регистрации договора купли-продажи;
- заключения и регистрации договора аренды;
- утверждения решения органа власти о передаче земли в собственность или пользование;
- разграничения территории;
- рассмотрения протестов в процессе изъятия участков для государственных или муниципальных нужд.
Определение ответственности за самозахват земельного участка
Правительство РФ наделило функциями надзора по части недопустимости самовольных захватов земельных участков лицами, которые не имеют на то полномочий Федеральную службу регистрации.
Ст. 7.1 КоАП РФ устанавливает наказание за подобное деяние в виде штрафа от 1 до 1,5% (не меньше 5 тыс.руб.) от кадастровой стоимости, для должностных и юридических лиц размер увеличен от 1,5 до 2 и от 2 до 3% соответственно.
Гражданская ответственность регламентирована ст. 76 ЗК РФ и заключается в восстановлении прав собственности лица, имеющего законное право на землю.
Чтобы в полной мере понять существо правонарушения, необходимо очертить рамки законности.
Помимо права собственности, ЗК и ГК РФ предусматривают и другие случаи, когда пользование земли является законным: арендаторами, лицами, обладающими правом сервитута.
Ст. 25 ЗК РФ, говоря об основаниях для приобретения прав на недвижимость, отсылает правоприменителя к положениям гражданского законодательства, согласно которым право может возникнуть из договоров и сделок, нормативных актов, изданных соответствующими органами, и решений суда.
Характеризуя правонарушение, ВАС РФ в 2011 году в Постановлении от 17.02 приходил к выводу, что самовольное занятие земли означает отсутствие волеизъявления собственника, оформленного в порядке, предусмотренным законом.
Практика также рассматривает пренебрежение обязанностью по оформлению документов как самовольное занятие недвижимости.
Какой участок можно узаконить?
Как узаконить самозахват земельного участка: пошаговая инструкция
В большинстве случаев оформить и узаконить земельный участок в собственность не представится возможности «благодаря» усилиям второго участника конфликта. Но бывает и более удачное стечение обстоятельств: к примеру, собственник участка много лет обрабатывает «бесхозный» прилегающий кусок земли, так называемый «прирезок».
Вероятность удачного разрешения вопроса куда выше, если не возводились незаконные постройки.
Шаг первый: устанавливаем правообладателя
Для получения информации о земельном участке необходимо будет достаточно сделать запросы в ФУГРЦ о получении выписки из реестра, в местную архитектуру, муниципалитет. За предоставление услуги необходимо заплатить 100 руб. пошлины. Номер участка при этом можно разыскать на официальном сайте Росреестра, где есть специальная карта.
В результате запроса может выясниться, что собственником является муниципалитет, садовое товарищество или государство — тогда необходимо будет направить заявление о предоставление этого надела в пользование.
Немаловажен вопрос, касающийся стоимости мероприятия: закон предоставил возможность оформить «прирезки» быстро и недорого. При осуществлении присоединения участка из общей массы государственной собственности цена будет гораздо ниже – всего 15% от стоимости по кадастру.
Если собственник земли неизвестен, то составляется запрос в муниципальный орган, участок ставится на кадастровый учет и только по прошествии года может быть оформлен муниципалитетом в собственность, после чего надо будет заключить договор аренды и написать в администрацию заявление о передаче участка в собственности, приложив следующие документы:
- план геодезии;
- план БТИ;
- акт о владении участком;
- кадастровый паспорт.
В случае положительного ответа, надо будет выкупить земельный участок у муниципалитета.
План и границы участков.
Шаг второй: проводим межевание границ и получаем новый кадастровый паспорт
Межевание повысит стоимость оформления участка в собственность, но оно является неизбежным, если не производилось ранее. Эта процедура представляет собой нормативное закрепление границ. Согласование границ обязует будущего владельца урегулировать все споры с соседями, которые лучше решить в мирном порядке.
Специалист геодезической компании собирает и анализирует информацию, готовит план участка, оформляет межи.
Затем следует получить новый кадастровый паспорт, для чего нужны следующие документы:
- паспорт;
- документы, подтверждающий право на владение, пользование, распоряжение участком и его отчуждение;
- межевой и геодезический планы;
- соответствующее заявление и свидетельство об оплате пошлины.
Обычно выдача не вызывает затруднений и проводится в течении 20 дней, однако возможно и приостановление рассмотрения заявления, если в документации найдены ошибки – регистратор даст срок на их исправление.
Заключительный этап – регистрация права
Регистрация права на недвижимость осуществляется в Росреестре, для чего надо подготовить следующие документы:
- утвержденное регламентом заявление;
- паспорт из кадастровой службы;
- соглашение, на основании которых приобретено право на землю;
- свидетельство об оплате государственной пошлины;
- документы, удостоверяющие личность и право владения.
После подачи заявления работник Росреестра выдаст талон с датой, на которую назначено получение выписки о праве.
После следует обратиться в УФРС, подготовив похожий список документов, дополненный уже выданной выпиской и декларацией построек, оплатив пошлину за каждую из построек.
По результатам рассмотрения заявления собственник получает новую выписку. С 1 января 2017 года необходимо будет заверять доверенность на совершение сделок.
Образец плана участка.
Основания для отказа в государственной регистрации
В настоящий момент существует обширный список причин для отказа при регистрации:
- несоответствие документов требованию закона;
- наличие судебного разбирательства о межевании границ участка;
- отсутствие уточненной информации о границах земельного участка;
- конфликт уже зарегистрированного права с тем, о котором заявляется.
С 2017 года появится новые условия для отказа. Росреестр может не принять документы при отсутствии какого-либо пункта (ранее закон не содержал такого уточнения).
Расширится список оснований для отказа: отсутствие сведений о координатах характерных точек границ, либо одна граница пересекает другую.
Подытоживая все вышесказанное, стоит сказать, что самозахват земельного участка рано или поздно потребует должного юридического оформления. Затягивание решения этого вопроса имеет нежелательные последствия в виде административной ответственности.
О том, как прирезать земли к своему земельному участку вы узнаете из этого видео:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:
Жалоба на соседей о незаконном захвате земли
- Консультация юрста
- Статьи
Имеет место и захват так называемых бесхозных участков или заброшенных земель, которые долгое время никто не использовал. Не стоит забывать, что в некоторых случаях на занятый участок можно получить право собственности, тем самым узаконив факт его использования для личных нужд. Более подробно о том, как это осуществить, мы расскажем чуть позднее. Ответственность за самозахват Как уже было сказано ранее, самозахват «бесхозного» участка или земель общего пользования это противоправное деяние административного характера. Нужно знать, что земля, не принадлежащая юридическим или физическим лицам, в Российской Федерации является безусловной собственностью государства, поэтому не может быть использована для строительства, сельскохозяйственных и прочих нужд, без соответствующего на то разрешения. Ответственность предусмотрена по статье 7.1 КоАП РФ.
До вынесения административной санкции нарушителю выносится письменное предписание об освобождении захваченного участка и восстановлении исходного состояния земли.
Если на захваченном наделе были возведены временные или постоянные постройки, они подлежат перемещению или сносу за счет нарушителя (эта процедура может проходить и в судебном порядке, если виновник уклоняется от исполнения предписания).
При подаче иска в судебное учреждение правообладатель вправе потребовать компенсации убытков (фактически понесенные расхода или упущенная выгода).
Например, противоправное завладение чужой землей лишает надлежащего владельца использовать участок для выращивания сельхозпродукции. В этом случае можно рассчитать сумму упущенной выгоды, исходя из текущих рыночных цен на продукты сельского производства.
Самовольный захват земельного участка. какие санкции могут быть наложены
Перед подачей иска на самовольный захват земли, следует провести тщательную подготовку. Официальные ответы административных органов станут свидетельством попыток собственника решить проблему в досудебном порядке. К иску следует приложить всю имеющуюся переписку с противной стороной, отражающей невозможность мирного решения конфликта.
Не откладывайте решение Ваших проблем!8 (812) 917-90-91 Если вы стали участником земельного спора и вам требуется юридическая консультация, обращайтесь к юристам «Юридического центра Сиан». Мы проведем анализ ситуации и поможем отстоять ваши права на всех этапах решения конфликта.
Споры с соседями. Как защитить свои права?Часть 1. Самозахват земельного участка | Юридическое Бюро Ольги Абраменко
Сосед не захочет, так и миру не будет. (русская пословица)
Соседские отношения не всегда благополучны. Обустраивая свой участок люди часто забывают, что могут нарушить права своего соседа и тогда конфликта не избежать.
Основные споры между соседями возникают в основном при межевании земли, при обустройстве своего земельного участка, при постановке земельного участка на кадастровый учет и т.д.
Рассмотрим каждый вид спора отдельно.
Самозахват земельного участка.
Самозахват — это самовольное занятие земельного участка каким-либо лицом, не имеющим соответствующего права.
Самовольно граждане занимают земли общего пользования, соседние участки, если они не обрабатываются и т.д..
Гораздо проще перенести забор или возвести постройку дальше своих границ, чем оформить эту дополнительную землю в Администрации города.
«Захватчики» забывают, что за самовольно занятые участки есть административная ответственность (статья 7.1. КоАП РФ).
- Это влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей,
- а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
- на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
- Примечания:
- За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
- В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
Помимо административной ответственности, администрация или собственник участка считающий, что вы осуществили самозахват его участка могут обратиться в суд с исковыми требованиями об устранении препятствий в пользовании и заявить требования, в том числе о сносе самовольной постройки.
Предъявление иска чревата дополнительными расходами на представителя, экспертизу и т.д., которые можно будет взыскать с проигравшей стороны.
Совет: пользуйтесь своим участком в установленных границах. Оформляйте в установленном законом порядке дополнительные земельные участки.
Как восстановить свое нарушенное право если часть вашего земельного участка «захвачена» ?
- Обратиться в администрацию города или сельского поселения с жалобой, что бы комиссия по землепользованию (земконтроль) проверила вашего «захватчика» на предмет соблюдения норм земельного законодательства. Если будет выявлен захват вашего земельного участка, администрация может привлечь виновника к административной ответственности.
- Обратиться кадастровому инженеру с целью составления схемы выявленных наложений. Из схемы будет видно, какой земельный участок накладывается на какой. Площадь и границы наложения.
- Напишите претензию «захватчику», приложите схему от кадастрового инженера.
- Если никакие меры не принесли результата, обратитесь в суд к «захватчику» об устранении препятствий в пользовании и требуйте привести границы участка в соответствие.
ВАЖНО: Верховный Суд РФ указал, что при рассмотрении споров об устранении препятствий в пользовании общими землями подлежит доказыванию не только факт нарушения ответчиком действующего законодательства, но и то, что такое нарушение привело к существенному ущемлению прав истца в отношении принадлежащего ему имущества.
Данное правило подходит практически под все категории гражданских дел: истец в первую очередь должен доказать суду, что его права нарушены, и указать, в чем именно заключается это нарушение, и только после этого ссылаться на нормы закона, которые были нарушены ответчиком.
2017г. (с) Руководитель юридического бюро Араменко О.В.
При перепечатке ссылка на автора и сайт первоисточник обязательна.
Штрафы за незаконное использование земли (самовольный захват) в 2019 году — общего пользования, ответственность, как узаконить, жалоба, образец заявления
Зачастую возникают ситуации, когда земельные участки без должного ухода приходят в запустение и, видя невостребованность территорий, соседи разворачивают на них свою деятельность. Однако, за незаконное использование земли могут начислить штрафы и не только.
Что считается самозахватом земельного участка
Отношения, связанные с использованием земли, ее владением и распоряжением, регламентируются Земельным Кодексом РФ. Однако некоторые случаи, связанные с данным объектом недвижимости, затрагивают и иные структуры.
По законодательству пользование землей возможно при имеющихся на нее правах, будь то собственность, аренда или иное. В том случае, если таковые отсутствуют, любая деятельность на территории данного участка будет являться незаконной и считаться самозахватом, что регулируется КоАП, как нарушение, влекущее ответственность.
При этом если земельный участок длительное время обслуживает гражданин или организация, то по прошествии 15 лет площадь переходит в собственность. Данная возможность регламентирована ст. 234 ГК РФ «Приобретательная давность» при соблюдении условий:
- открытости действий;
- непрерывности срока использования;
- добросовестного владения.
Данная статья применима и в том случае, когда земельный участок изначально использовался на основании договора аренды, после окончания которого эксплуатация не прекратилась. По истечении 15 лет площадь можно будет перевести в собственность. Сроки пользования участком двух владельцев суммируются, если один является правопреемником другого.
Важно! Приобретательная давность не распространяется на земли, имеющие статус охраняемых. Площади же, находящиеся в муниципальном или государственном владении, разрешено выкупать. Это один из наиболее простых путей урегулирования спора.
Штрафы и другие последствия
Большинство людей, прирезая себе наделы, не задумываются о том, чем грозит им такое мероприятие. Согласно КоАП за самозахват территории может быть наложен штраф. Статья 7.1 предусматривает размеры взыскания:
- Если кадастровая стоимость известна:
- для физ.лица — 1-1,5% от обозначенной стоимости участка, минимум 5 тыс. руб;
- для должностных лиц размер увеличен до 1,5-2% и 20 тыс. рублей минимального штрафа;
- организации должны будут выплатить 2-3% стоимости самозахваченной земли, минимум 100 тыс. руб.
- Если о цене участка нет сведений в Росреестре, к выплате будут обозначены суммы:
- гражданам — 5-10 тыс. руб;
- должностным лицам — 20-50 тыс. руб;
- юридическим лицам — 100-200 тыс.руб.
При этом если в пользовании находилась не вся территория участка, а лишь его часть, денежный штраф будет скорректирован в соответствии с фактической площадью пропорционально.
Важно! В том случае, когда гражданин занимается предпринимательством без оформления юридического лица, размер взысканий для него будет равен штрафам как для организаций.
При наличии доказательств об использовании самозахваченного участка в целях мошенничества, ответственность не ограничится административными взысканиями. Наказание за такие правонарушения предусмотрены Уголовным Кодексом РФ.
Куда жаловаться на незаконное использование земли
В том случае, когда произошел самовольный захват площади, участок можно вернуть обратно действующему владельцу, доказав незаконность эксплуатации земли третьими лицами. Прежде чем подавать жалобу, следует попытаться урегулировать вопрос по согласию сторон, т.к. закон полностью на стороне собственника. Если же попытки ни к чему не ведут, можно подать жалобу на нарушителя.
В зависимости от назначения земли, в отношении которой обнаружен факт посягательства, жалоба предоставляется:
- В Россельхознадзор, если захвачены земли сельхозназначения.
- Если изменены границы зарегистрированного участка — в Росреестр.
- В Росприроднадзор, если эксплуатируются земли, для которых предусмотрен особый режим использования.
Реальный собственник вправе требовать возврата первоначального вида участку, т.е. снос всех незаконных построек, перенос ограждений и иных проявлений посягательств. После поступления информации о самозахвате земли контролирующий орган :
- Подтверждает факт административного правонарушения.
- Обозначает срок, в течение которого нужно выполнить предписания.
- Проверяет исполнение постановления. Если никаких действий не предпринято для устранения нарушений, на лицо, причастное к ним, накладывается ответственность в виде штрафа.
При этом необходимые манипуляции на участке все равно будут проведены, но уже в принудительном порядке.
Образец заявления
Скачать образец жалобы на самозахват земли.
Как правильно оформить прирезку
Если возникла необходимость в расширении площади земли, или пустующий участок по какой-либо причине (преднамеренно или случайно) уже оказался прирезан, необходимо такое расширение оформить по закону.
Максимально разрешенное увеличение территории достигает 10%. Чтобы провести оформление, должны быть соблюдены следующие условия:
- прирезаемый участок является заброшенным;
- земля, к которой регистрируется прирезка, оформлена в собственность;
- обязательно внесение корректировки в кадастровую запись, содержащую сведения о прежней площади;
- своевременное оповещение налоговых органов о произошедших изменениях.
Нелегальное обустройство парковки у многоквартирного дома
При строительстве многоквартирного дома всегда предусмотрена придомовая территория. По желанию жильцов она может быть оформлена в долевую собственность, в результате чего проживающие в доме граждане имеют право распоряжаться землей по своему усмотрению. При этом все решения о действиях, совершаемых на данной площади, должны согласовываться на собраниях.
Часты ситуации, когда на земельном участке, расположенном перед многоквартирным домом, размещают несанкционированно парковочные места, преграждая подъезд к ним другим лицам столбиками и иными препятствиями. Данный случай так же может расцениваться как самозахват земли с соответствующими последствиями.
Для устранения нелегальной парковки потребуется:
- Написать жалобу в районную управу с указанием обстоятельств претензии (в т.ч. данные о нарушителе).
- При обращении можно приложить имеющиеся материалы, подтверждающие факт захвата земли.
- Заявление оформляется в 2 экземплярах, на одном из которых будет поставлена отметка канцелярии о дате принятия жалобы.
- Если вынесенное решение не удовлетворяет жильцов, предъявивших претензию, они могут в 10-дневный срок обратиться в суд для обжалования.
Как узаконить занятую территорию
Если в ходе эксплуатации земельного участка произошло его расширение, необходимо в максимально короткие сроки осуществить легализацию данного прирезка. Этот процесс включает:
Установление собственника
С этой целью нужно подать запрос в муниципалитет, управление регистрационного центра (ФУГРЦ). При обращении может понадобиться кадастровый адрес участка, он отображен на карте Росреестра на официальном сайте. За обращение взимается госпошлина.
В зависимости от собственника земли дальнейшие действия будут различаться:
- В случае когда земля в собственности государства, муниципалитета, либо СНТ направляется заявление на выделение в пользование указанного участка. При этом может быть проведен аукцион на данную площадь.
- Если правообладателем является частное лицо, возможно оформление аренды на занятую территорию, либо выкуп ее по согласованию с собственником.
- Если сведения о владельце отсутствуют необходимо оформить запрос в муниципальный орган, на основании чего участок будет поставлен на учет. Спустя год оформляется муниципальная собственность на данную территорию. Только после этого можно заключить договор об аренде и направить заявление на предоставлении в собственность прирезанной земли. К обращению прикладываются:
- геодезический план;
- план БТИ;
- выписка (прежде кадастровый паспорт);
- акт, подтверждающий владение участком.
После получения согласия на передачу площади в собственность, проводится ее купля-продажа.
Межевание новых границ
На обновленный участок необходимо оформление новых документов с измененными границами. Для этого проводится межевание, на основании которого в дальнейшем можно будет оформить выписку из ЕГРН (вместо кадастрового паспорта). Данный этап важен для предупреждения споров с соседями, которые могут возникнуть в дальнейшем.
Для документального закрепления границ необходимо предоставить:
- документ-основание пользование землей;
- паспорт;
- межевой план;
- геодезический план;
- заявление на оформление выписки из ЕГРН;
- квитанция об оплате госпошлины.
Регистрация права
Для завершения легализации использования земельного участка необходимо подать документы в Росреестр для регистрации права:
- само заявление;
- новую выписку из ЕГРН;
- документ-основание на владение недвижимостью;
- квитанцию, подтверждающую оплату пошлины;
- паспорт.
После подачи документов будет назначена дата вручения правоподтверждающих бумаг.
Основания для отказа
При оформлении права собственности на прирезанный участок земли может поступить отказ в оформлении. Основанием для этого выступает следующее:
- Несоответствие предоставляемых документов.
- Незавершенный судебный процесс, который проводится по межеванию границ данной территории.
- Отсутствие точных данных о границах нового участка.
- Спор между существующим правом владения с вновь заявляемым.
Могут быть и иные причины отказа в регистрации. О дополнительных основаниях для этого можно уточнить по телефону горячей линии Росреестра.
Видео: Штрафы выросли в 30 раз
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Куда жаловаться на самозахват земли общего пользования
Самозахват регулируется КоАП РФ, ст. 7.1 гл. Г «Самовольное занятие земли». В соответствии с буквой закона, за незаконный захват земли полагается административное наказание в виде штрафа. Физическое лицо получит штраф в размере от пятисот до тысячи рублей, должностное лицо – от тысячи до двух, юридическое – от 2 тысяч до 20 тысяч рублей.
Если один из участников товарищества присвоил себе землю, находящуюся в общем пользовании, не имея на это разрешительных документов, то его действие квалифицируется как незаконный захват. Например, незаконным захватом может быть незаконная застройка территории, загромождение, перенос ограждений, разделяющих участки.
Самовольный захват земельного участка — судебная практика
Таким образом, земля всегда кому-нибудь принадлежит, и пользоваться ею можно лишь с разрешения законного владельца. Во всех стальных случаях за овладение земельным участком может последовать наказание. Но, учитывая сказанное, следует сделать одно замечание, которое вытекает из ст. 234 ГК России.
Согласно упомянутой статье, если вы пользовались земельным наделом на протяжении более 15 лет как своим собственным, или вы являетесь прямым правопреемником (родители, дети, жена и др. родственники, а также участники завещания) пользователя, то данный участок может считаться вашей личной собственностью.
PRO новостройку 7 (499) 703-51-68 (Москва)
Нередкими считаются ситуации, когда людям сложно припарковаться во дворе дома, так как практически у каждого жильца имеется машина, поэтому просто не остается свободного места для установки автомобиля. В таких случаях некоторые люди пытаются присвоить себе определенную территорию, которая используется ими только для парковки собственной машины.
- первоначально надо попытаться решить проблему мирным путем, для чего можно попросить владельца авто, чтобы он убрал ограждения, а также рекомендуется предупредить его, что если это не будет выполнено, то будут отправлены жалобы в разные государственные учреждения;
- обращение в общественный пункт, специализирующийся на охране порядка в конкретном регионе, причем называется он ОПОП, а сотрудники данного учреждения на заявление жильцов должны зафиксировать нарушение и записать номер авто, после чего воспользоваться спецтехникой для устранения ограждений;
- подача жалобы в УВД считается эффективным методом воздействия на нарушителя;
- если вышеуказанные способы не принесли нужного результата, то составляется заявление в жилищное управление, причем работники данного учреждения должны удалить конструкции, нарушающие законодательство, а рассматривается заявление в течение одного месяца;
- составление обращения в местную администрацию, решение по которому принимается в течение месяца, после чего непременно устраняются все ограждения с территории;
- допускается обращаться в специальную комиссию, которая предотвращает разные виды незаконной деятельности, имеющее отношение к парковкам, но такие организации располагаются только в крупных городах;
- обращение к СМИ, что привлечет к данной проблеме общественность;
- составление заявления в органы ГУ ИС.
Что делать если сосед захватил часть моего участка
- досудебный порядок. Для этого следует обратиться к соседу и обсудить возникшую проблему. Иногда бывает так, что нарушителю попросту неизвестно о том, что он занял чужую территорию. Поэтому нередко бывает достаточно сравнить имеющуюся документацию на объекты недвижимости;
- при отказе соседа от освобождения незаконно используемой земли, следует обратиться в местную администрацию;
- если указанные действия не повлияли на правонарушителя, можно подать заявление о самовольном занятии земли в органы Земельного комитета;
- при неэффективности перечисленных действий, необходимо обращаться в суд.
- сравнение границ, обозначенных в кадастровом паспорте на участок и в межевом плане;
- установление реально установленных границ с теми, которые отражены в документации. Если при этом выяснится факт нарушения со стороны соседа, следует обратиться к нему и сообщить об этом;
- при несогласии нарушителя освободить чужую территорию, необходимо обратиться с исковым заявлением в суд. Для этого потребуется пакет документации, состоящей из:
- Правоустанавливающих документов на участок. Это могут быть договоры, свидетельства о праве на наследство, акты государственной и муниципальной власти, судебные решения и прочее.
- Кадастрового паспорта на объект недвижимости.
- Межевого плана территории.
Еще почитать: До которого времени можно делать ремонт в квартире в рф
- проведение геодезических работ. Специалисты определяют границы вновь выявленного участка, проводят межевание территории и составляют новый кадастровый план;
- составление заявления в установленной форме в органы местного самоуправления. Итог – факт выяснения наличия собственника земли или его отсутствия;
- непосредственное оформление в собственность земельного участка. Если земли нет в кадастровом реестре, то направления одной заявки о регистрации участка достаточно для получения земли;
- выкуп земли у собственника (при его наличии);
- получения кадастровых документов в Росреестре;
- обращение в Росреестр для получения права собственности. Необходимо предоставить общегражданский паспорт, кадастровый паспорт и документы на право владения.
Многие задаются вопросом — сколько стоят услуги адвоката и насколько они соответствуют качеству? Тарифы нашей компании позволяют адвокату получить достойное вознаграждение за кропотливый труд, при этом не отвлекаясь и не распыляясь на прочие мелкие заказы. А это гарантированный 100% результат погружения в проблему клиента.
Незаконный захват земли общего пользования
В случае нецелевого использования захваченного участка нарушителя также ожидает назначение штрафного взыскания по 8.8 статье КоАП РФ. При уничтожении или повреждении специальных межевых знаков также выписывается штраф вплоть до 100 тысяч рублей (для граждан – до 5 тысяч рублей).
- использование земли, принадлежащей гражданину, фирмой или предприятием;
- самозахват участка, находящегося в собственности физического лица, другим гражданином;
- самовольное использование частным лицом территории, принадлежащей компании;
- самозахват участка, не имеющего владельца в лице физического или юридического лица (такие земли находятся в распоряжении государства).
Чем грозит самовольное занятие земельного участка, согласно КоАП РФ
Но многие граждане не понимают, что система учёта и контроля земель – важнейшее звено экономической политики государства и осуществляют самостоятельное незаконное распоряжение государственными (муниципальными) наделами. Некоторые идут и того дальше – захватывают части участков от своих соседей или используют государственную территорию для получения прибыли.
- За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
- В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
Как найти управу на соседей? Куда писать жалобы
Ссылайтесь на них н, на ст. 28 КоАПП Ленинградской области и на ст.8.2 КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами»
В соответствии с ч.1 ст.
21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Еще почитать: Акт приема передачи услуг с физическим лицом
Жалоба на соседа по участку
- Земельный участок зарегистрирован в садовом товариществе или дачном кооперативе? Жалуйтесь в правление данных организаций. Они должны решить вопрос путем общего собрания.
- Если сосед сжигает мусор на Вашей территории, можно обратиться в пожарную службу. Хотя они отреагируют только при наличии серьезного огня.
Чтобы жалоба на соседа по участку была удовлетворена, необходимо соблюдать процедуру обращения. Для начала напишите претензию владельцу или арендатору земли, допустившему нарушения на своей территории. При необходимости закажите землеустроительную экспертизу.
Ее результаты пригодятся в ходе отстаивания собственных интересов в суде, а затраты на услуги кадастрового инженера можно будет взыскать с ответчика.
Территория общего пользования не подлежит частной — защите
И хорошо, если в первом и в другом случае он никому не помешал. Отодвинута калитка, и отодвинута, лежит себе куча мусора, да и лежит себе. Но часто бывает так, что соседи-садоводы начинают роптать – ведь по перегороженной аллее невозможно проехать (иногда и пройти). Раговоры по душам не помогают и начинается открытая конфронтация.
Недовольные соседи пишут жалобы, получают различного рода ответы, соседа-нарушителя штрафуют за нарушение земельного законодательства и самовольный захват земли. Он же, сосед-нарушитель, платит штрафы, и на этом все заканчивается – калитка где стояла, там и стоит, мусор где лежал, там и лежит.
Разгневанные соседи идут в суды с исками о понуждении освободить занятую территорию. И получают отказ.
Ситуация, о которой речь пойдет ниже, встречается, в основном, в сельской местности, а также на территории садоводческих товариществ. Представьте – отведенный «под дачи» участок земли, разделен на участки садоводов, между которыми проходят аллеи.
Участки находятся в частной собственности граждан, аллеи – так называемая территория общего пользования, предназначенная для обслуживания всех участков, – по аллеям проезжают машины, катаются на велосипедах дети, прогуливаются садоводы и их гости. И вот часто находится один из таких зловредных садоводов, которому мало выделенных ему четырех соток.
Он решает увеличить свою садово-огородную площадь путем «присоединения» кусочка аллеи, конечно, самовольного. Для этого он просто переносит часть своего забора и калиточку на некое расстояние от своего участка, в результате чего часть общей аллеи «присоединяется» к его частным владениям.
Другой случай – когда садовод вроде бы ничего к себе не присоединяет, но складывает мусор на аллею, перекапывает ее канавами, вкапывает столбы, кладет шлакоблоки для одному ему известных целей.
Источник http://samsebeyurist.by/zhile-i-nedvizhimost/priusadebnoe-i-dachnoe-hozjajstvo
Источник https://pravo-doma.ru/dokumenty/kak-uzakonit-samovolnuyu-postrojku.html
Источник https://uk-34.ru/kvartplata/chto-grozit-za-samozahvat-i-chto-delat-esli-sosedi-zahvatili-uchastok.html