Как своими руками построить подвал в гараже
Мысль о максимально полезном использовании застроенной площади рано или поздно посещает практически всех владельцев гаражей. При этом не имеет значения, где находится постройка – в черте города или на приусадебном участке. Зачастую обустройство погреба в гараже позволяет эксплуатировать строение с максимальной отдачей. Назначение подвального помещения может быть разнообразным — от места для складирования ненужных вещей до устройства небольшой мастерской или комнаты для досуга.
Идеальным вариантом будет предусмотреть устройство подвала ещё перед тем, как построить гараж, но если потребность сделать погреб в гараже своими руками возникла позже, то это решение тоже осуществимо. Стоит при этом учитывать, что устройство помещения под существующей постройкой потребует значительных затрат труда ввиду стеснённости места строительства и необходимости проведения земляных работ вручную.
Прежде, чем начать устраивать подвал в гараже своими руками, нужно учесть некоторые нюансы:
- Определиться с видом, размерами и назначением помещения. Погреб своими руками в гараже возможно устроить по двум схемам: полузаглублённой или в виде полностью заглублённой конструкции. Полузаглублённая яма выполняется даже во влагонасыщенных грунтах, имеет глубину не более 1 м и служит для хранения домашней консервации или корнеплодов. Полностью заглублённый погреб может достигать глубины 3 м и имеет гораздо больше вариантов использования. Практика показывает, что оптимальный размер погреба колеблется в пределах 2 – 2,5 м ширины при глубине залегания 1,7 — 1,9 м, длина помещения ограничивается соответствующим габаритным размером гаража или потребностями владельца постройки.
- При нахождении гаража с погребом в черте города необходимо поинтересоваться в соответствующих организациях о наличии муниципальных коммуникаций в месте расположения строения. Лучше заранее убедиться, что в процессе строительства погреба в гараже не будет вероятности наткнуться на пролегающие в земле трубы или электрический кабель. Иногда, прежде как сделать подвал в гараже, требуется пройти процедуру согласования в государственных органах, процесс этот не очень сложен и позволит избежать больших проблем в будущем.
- Определить тип грунта под построенным гаражом и влагонасыщенность грунта. От этого зависит конструкция стен подвала в гараже и его последующие эксплуатационные характеристики.
Технология устройства погреба в гараже
Решив основные предварительные вопросы можно начинать подготовку к устройству погреба под гаражом своими руками. Спешка тут ну к чему, все действия должны проходить поэтапно. Для начала необходимо составить проект погреба, в котором необходимо учесть окончательные размеры помещения, наличие вентиляции, конструкцию стен и пола помещения. Дополнительно это поможет определиться с необходимым видом и количеством материалов, величиной финансовых и трудозатрат на погреб под гаражом.
Без качественной вентиляции в помещении, расположенном ниже уровня земли, неизбежно образование конденсата, что чревато образованием на конструкциях грибка и плесени. Гидроизоляция необходима для предотвращения проникновения грунтовых вод сквозь толщу конструкций. В случае использования сухого подвала в качестве мастерской или комнаты для досуга, когда подразумевается длительное нахождение в помещении людей, необходимо так же озаботиться утеплением стен и пола.
Строительство погреба в гараже
Пошагово рассмотреть, как сделать погреб в гараже, поможет следующая инструкция:
1. Выбор материала
От качества использованных материалов зависит надёжность и долговечность конструкции, а так же её стоимость и количество затраченного труда, поэтому прежде как построить подвал в гараже, необходимо тщательно подойти к их подбору. В качестве материалов стен недопустимо использовать пористые материалы: газо- и пеноблоки, штучные элементы из различных видов керамзитобетона и силикатный кирпич. Данные изделия легко впитывают грунтовые воды, достаточно быстро разрушаются под их воздействием и не смогут обеспечить надёжной гидроизоляции помещения. Если выбирать для изготовления стен кладку из мелкоштучных изделий, то оптимальным выбором будет красный глиняный кирпич. В большинстве же случаев для устройства ограждающих конструкций выбор останавливают на использовании армированного монолитного бетона. Примеры кирпичных и бетонных конструкций вы можете увидеть на фото:
Следует отметить, что даже в условиях сухих грунтов и при проведении рабочего процесса в готовом гараже необходимо в обязательном порядке предусматривать гидроизоляцию ограждающих конструкций. Грунтовые воды проявят себя в любом случае в период таяния снега и во время осенних дождей. В качестве гидроизоляции, в зависимости от влагонасыщенности грунтов, возможно использование как обмазочных, так и рулонных оклеечных материалов.
2. Котлован
Разработку котлована следует начать с разметки согласно принятому проекту. Для этой цели идеально подойдут верёвка и колышки. Важно учитывать, что место выемки грунта должно отступать от фундамента гаража минимум на 0,5 м во избежание просадки конструкции. Габаритные размеры котлована должны учитывать толщину стен и пола будущего помещения. Получившиеся стены и пол следует максимально выровнять в вертикальной и горизонтальной плоскостях, это впоследствии облегчит изготовление ограждающих конструкций. На дне котлована устраивают песчаную подушку толщиной 100 – 150 мм методом послойного трамбования с обильной проливкой водой.
3. Пол подвала
Оптимальным с любой точки зрения будет решение выполнить пол из железобетона. Так как правильно сделать заливку бетоном под силу человеку с минимальными навыками, этот процесс не отнимет значительного времени. Сначала на готовую песчаную подушку укладывают слой гидроизоляции. Можно использовать плотную полиэтиленовую плёнку или рулонные материалы – рубероид или гидроизоляция на остове стекловолокна. При этом необходимо выполнить выпуск гидроизоляции на стены высотой порядка 200 – 300 мм. Стыковка рулонов между собой производится внахлёст около 50 мм с обязательной проклейкой швов битумной мастикой или клеем.
Следующим шагом будет укладка на пол сетки из арматуры диаметром 8 – 10 мм. Для обеспечения зазора между гидроизоляцией и сеткой возможно использовать обычные деревянные прокладки (обрезки досок) толщиной 20 мм в количестве, необходимом для ровной и надёжной укладки сетки.
На окончательном этапе производят заливку пола бетоном с наполнителем фракции 5-20 толщиной порядка 100 мм.
4. Стены подвала
Устройство стен необходимо производить на расстоянии от стенок котлована для возможности впоследствии произвести обмазочную или оклеечную гидроизоляцию. В случае кладки кирпичных стен используют простейшую схему перевязки рядов, соблюдая смещение вертикальных швов относительно друг друга. Швы тщательно затирают изнутри и снаружи. Преимущество данного вида стен в том, что производить наружную гидроизоляцию стен возможно параллельно с их возведением.
Это важно! Высота стен подвала должна превышать уровень земли вокруг гаража, иначе возможно подтопление во время весенних паводков.
В случае устройства монолитных железобетонных стен сперва устанавливают опалубку, в которую вставляют арматурную сетку. Опалубка изготавливается в виде отдельных щитов. Материалом служат доски толщиной от 20 мм. Наружные и внутренние щиты опалубки надёжно крепят между собой и усиливают подкосами. После заливки и схватывания бетона опалубку снимают и выполняют наружную гидроизоляцию стен методом обмазки битумной мастикой.
Следует отметить, что обмазка должна делаться очень тщательно, желательно в два слоя.
Возможен вариант, когда наружная стенка опалубки выполняется несъёмной и после бетонирования остаётся в грунте, это более затратно с финансовой точки зрения, но снимает проблему наружной гидроизоляции стены. Тогда на щиты опалубки крепят рулонную гидроизоляцию по той же схеме, что и при заливке пола. При высокой насыщенности окружающих грунтов водой дополнительно устраивают глиняный замок, который представляет собой слой плотной глины, укладываемый в зазор между стенкой котлована и стеной. Данное решение позволяет хозяину защитить свой подвал от подтопления практически на 100%.
5. Перекрытие
Выбор вида перекрытия зависит от потребностей владельца. Некоторым достаточно настила из досок, а кому-то необходима прочная железобетонная конструкция. Одно требование должно исполняться несомненно – люк для доступа в помещение должен легко открываться и находиться в максимально доступном месте.
Наряду с люком необходимо также предусмотреть в перекрытии отверстие для вывода труб вентиляции.
Если с изготовлением деревянного перекрытия или конструкции из профнастила никаких сложностей не возникает, то на железобетонную конструкцию следует рассмотреть подробнее. Возможно несколько вариантов устройства монолитного перекрытия – со съёмной и несъёмной опалубкой.
- В первом случае щиты опалубки из досок устанавливаются на нужной высоте с помощью подпорок и горизонтальных балок. После установки арматурной сетки из стержней диаметром 10-12 мм производится заливка бетона и по прошествии не менее трёх суток опалубка снимается. Недостатками этого метода являются необходимость расчета конструкции и неровность получившейся поверхности, которую впоследствии необходимо обрабатывать для достижения эстетичного вида.
- Во втором случае нижним щитом опалубки служат листы профнастила высотой профиля от 50 мм, которые остаются на месте после схватывания бетона и удаления подпорок. В результате получается эстетичное перекрытие, не требующее последующей отделки.
6. Вентиляция
Наименее затратным и наиболее простым является вариант естественного воздухообмена, так как правильно построить такую систему вентиляции не представляет большого труда. Для этого в погреб вводятся две трубы: приточная и вытяжная, располагающиеся в противоположных частях помещения. При этом низ приточной трубы выводится ближе к уровню пола, на расстоянии 7-10 см от поверхности, а низ вытяжной располагают под потолком погреба. Верх вытяжной трубы должен быть на 50 см выше ската крыши гаража.
Надеемся, что после прочтения этой статьи вопрос «как построить погреб в гараже?» будет снят. У людей, имеющих навыки ручного труда, обычно не возникает больших проблем при производстве работ, самое главное – серьёзно подойти к процессу.
Для наглядности приводим видео производства работ:
Как построить подвал в гараже своими руками: самые простые способы и полезные советы
Наверное, каждый более-менее хозяйственный владелец гаража не раз задумывался о том, чтобы сделать в нем погреб для хранения овощей и консервации. Идея и в самом деле неплохая, согласитесь – однако многие так и не реализовывают ее. По разным причинам, конечно, но чаще всего просто напросто потому, что не представляют себе как это правильно сделать и какие материалы понадобятся для такого дела.
В этой статье мы попробуем детально разобраться в этих вопросах. Рассмотрим две ситуации – как построить гараж своими руками с подвалом и как сделать погреб в уже существующем помещении.
Но сначала давайте разберемся с кое-какими нюансами.
Общие требования к устройству погребов
Естественно строительство помещений такого типа – это непростой процесс. Потому что если не придерживаться технологии и не знать на что обращать внимание, то в итоге погреб будет попросту не пригоден к эксплуатации.
А предусмотреть нужно такие вещи:
- Исключить подтопление погреба. Чтобы этого не допустить, нужно прежде понимать на какой глубине проходят грунтовые воды, до какого уровня они поднимаются в период дождей и таяния снега. Исходя из таких сведений, определяется глубина погреба и качество гидроизоляции. Кроме того не факт, что гидроизоляционных работ будет достаточно – возможно придется отводить воды с помощью дренажной системы.
Так что обязательно сначала проведите разведку грунта и только потом приступайте к составлению сметы и строительству.
Совет: если собственных знаний для геологической разведки недостаточно, то не пожалейте средств – возьмите разовую консультацию у специалиста в этом вопросе.
Денег на это много не уйдет, но зато в итоге вероятность построить действительно хороший подвал будет намного выше.
- Позаботиться об устройстве правильно работающей вентиляции. Если этот момент не спланировать заранее, то на стенах погреба очень быстро начнет появляться плесень, грибок, конденсат. Вся влага зимой будет превращаться в лед, который будет постепенно «разрывать» стену, то есть нарушать ее герметичность и влагозащиту. Возможно, что сразу каких-то серьезных последствий и не будет, но постоянная сырость в подвале прочности конструкции точно не придает, согласитесь. Да и к тому же хранение овощей превратится в головную боль – они ведь в таких условиях попросту начнут гнить.
Такие вот нюансы.
В принципе если вы спланировали как будет сделана вентиляция и выяснили на какой глубине проходят грунтовые воды, то можно приступить к строительству.
Начнем с первого варианта.
Возведение гаража и подвала «с нуля»
Итак, строим гараж с подвалом – что важно тут понимать, так это то, что ниже рассматривается самая простая и популярная технология строительства. А в вашем же случае вполне могут быть какие-то нюансы, из-за которых придется применять совершенно иной метод работ. Либо же вносить коррективы в инструкцию, которая опубликована ниже.
Например, мы будем рассматривать работы с применением бетонной смеси, без применения кирпича для создания стен, но это совсем не четкое правило. Тут вполне допустимо использовать кирпич или готовые фундаментные блоки.
Выбор ведь зависит по большему счету от того, какой именно материал вам легче купить и с чем проще будет потом работать.
Обратите внимание на то, что кирпич то использовать можно, только вот далеко не весь.
Для такого проекта больше подходит красный кирпич, а не белый силикатный.
Потому что красный – влагостойкий, а подвал как раз та среда, где это качество требуется.
Поэтому помните, что строительство гаража с подвалом (впрочем, как и любая стройка) это дело достаточно гибкое и то, какие материалы покупать и по какой технологии строить – зависит в основном от вашего бюджета, задач и умений. Главное только не использовать материалы, которые не подходят в принципе (как силикатный кирпич, например).
И вернемся к работам – краткая пошаговая инструкция.
Рытье котлована
Даже если подвал планируется делать стандартной глубины – 2-2,5 метра, все равно будет легче и проще привлечь к этому делу экскаватор, чем копать все вручную.
Но и своими руками поработать придется – нужно будет лопатами подровнять стенки котлована.
Предположим котлован готов, теперь нужно обшить его стенки либо пленкой, либо досками. Нужно это для того, чтобы исключить осыпание земли в бетонную смесь, которая будет применяться для заливки фундамента и стен.
Также желательно (в таких же защитных целях) установить опалубку из досок по периметру верхнего края котлована.
Если это сделано, то можно приступать к следующему этапу.
Устройство фундамента и заливка стен
Фундамент в нашем случае будет плитный или вернее слегка комбинированный – с добавлением ленты по периметру.
Делается он довольно просто и в таком порядке:
- По периметру котлована делается ленточное углубление шириной сантиметров 50 и высотой не менее 30-40 см.
Совет: желательно сделать и так называемые «пятки» – по углам ленты, а также через каждые метра полтора-два вдоль каждой полосы.
Пятки представляют собой более широкие и глубокие чем сама лента квадратные ямы, в которые тоже заливается бетон.
Цена проекта от этого сильно не изменится, а вот пользы будет масса.
Ведь по сути, это подушки, за счет которых фундамент сможет выдерживать дополнительные нагрузки во время усадки здания.
- Вся поверхность дна котлована максимально выравнивается, с нее удаляются все посторонние предметы.
- Дно и пояс по периметру засыпаются песком, который нужно тщательно утрамбовать. Это будет своеобразный амортизационный слой между грунтом и будущим фундаментом.
- Сверху песка по плоскости дна стелется или обычная пленка (чем толще, тем лучше) или же рубероид на пленочной основе. А вот дно и внутренние стенки пояса по периметру лучше пленкой не оборачивать – используйте только рубероид.
- Сверху гидроизоляционного слоя фундамента подвала делается горизонтальный каркас из арматуры. Выглядит он как сетка (с размером ячеек примерно 50 на 50 см.). Также нужно «выпустить» из ленты по периметру арматуру по вертикали, с высотой примерно метр. К ней потом будет крепиться металл для стен.
- На дно котлована и в пространство ленты заливается бетон. Толщина плиты должна быть где-то сантиметров 30.
Обратите внимание на то, что смесь при заливке нужно хорошо трамбовать.
В противном случае в плите могут образоваться пустоты, через которые в подвал попадет вода.
В принципе, когда бетон схватится, можно приступать к заливке стен.
Для этого делается вертикальная опалубка из досок по периметру котлована, к той арматуре, которую выпустили вверх, крепятся прутья и опять заливается бетон.
Когда фундамент подвала и стены готовы можно сделать гидроизоляцию внешней стороны стен – обычно это делается битумной мастикой или другими похожими смесями.
После этого все свободное пространство между грунтом и стенами засыпается глиной или землей, а затем на верхний периметр стен кладется перекрытие (не забываем предусмотреть отверстие для люка, через который можно будет попадать в подвал).
После этого делаются все наземные элементы конструкции (стены, кровлю), а затем уже можно выполнять и обустройство подвала в гараже.
Теперь давайте рассмотрим второй вариант строительства.
Устройство погреба в уже готовом гараже
В этом случае мы имеем уже готовый каркас помещения – стены и кровлю. Получается, нужно сделать все так, чтобы все эти элементы не повредились. Это вполне реально.
Технология заключается в том, что строительство подвала в гараже выполняется в такой последовательности:
- Размечается периметр будущего погреба.
Обратите внимание на то, что отступ от линии стен нужно делать не менее 30 сантиметров. Если это расстояние будет меньше, то велик риск того, что при устройстве погреба произойдет усадка гаража, и соответственно потрескаются его стены.
- Роется котлован нужной глубины.
- По дну стелется рубероид с нахлестом на стены котлована. Можно постелить его в несколько слоев – уровень гидроизоляции будет лучше.
- Делается бетонная стяжка по дну ямы.
- Возводятся из кирпича или заливаются из бетона стены будущего погреба. При этом нужно оставить пространство для влагозащитного слоя внешней стороны стен. Такую изоляцию желательно делать специальными мастиками, которые обычно наносятся шпателями или валиками (Если пространство между стенами и грунтом узкое, то чтобы достать до нижнего уровня можно применять инструмент с длинными ручками). Также применяются и рулонные материалы.
- Поскольку нет возможности проводить операции с готовыми плитами (из-за высоты и ширины самого гаража), то перекрытие придется делать самостоятельно. На опоры кладутся горизонтально доски (с учетом отверстия для люка), сверху них ложится пленка и вяжется каркас из арматуры – получается опалубка.
- На плоскость опалубки заливается слой бетона толщиной примерно 30-40 см. Меньше делать нежелательно, поскольку это все-таки гараж, а не дом. Нагрузка от автомобиля ведь на порядок больше, чем вес человека.
- Бетон высыхает, опалубка снимается – в целом на этом устройство подвала в гараже закончено. По сути, далее идут уже отделочные работы.
Вывод
Мы с вами рассмотрели, как построить гараж с подвалом, разобрались, как делается погреб в уже готовом гараже и узнали о нескольких важных нюансах, связанных с таким делом. Если же вам хочется получить больше информации по данной теме, то для вас есть интересное видео в этой статье – советуем просмотреть!
Как сделать погреб в гараже
Погреб или подвал нужны любом доме – без них сложно представить полноценное домашнее хозяйство. На маленьких земельных участках чаще всего обустраивают погреб в гараже – и площадь достаточная, и меньше нужно дополнительных работ по обустройству подземного хранилища, так как в гараже поддерживается меньшая температура, чем в доме. Но, даже если у вас нет дома за городом, то при наличии гаража сделать в нем погреб можно и нужно, хотя даже простейшее сооружение требует соблюдения полного технологического цикла – гидроизоляции, утепления, вентиляции. Поэтому перед тем, как сделать погреб в гараже, нужно иметь хотя бы общее представление об этих работах.
Если гараж только предстоит построить, то погреб сразу вносится в проект – так достигается оптимизация всех строительных процессов, экономия материалов и трудовых затрат. К тому же строительство погреба вместе с гаражом с нулевого цикла само по себе станет вам дешевле, чем подгонять процесс под готовое помещение.
Разновидности конструкций погребов
По глубине закладки погреб в гараже может быть полузаглубленным (до 1,0-1,5 м) или заглубленным (1,6-3,0 м). Заглубленные строения отличаются тем, что температура и влажность в них находятся на постоянном уровне круглый год, поэтому хранить овощи, фрукты и консервацию можно без опасений за их сохранность.
Полузаглубленное обустройство погреба в гараже – вариант скорее вынужденный, и реализуют его по многим причинам. Например, если грунт не позволяет углубиться ниже, если грунтовые воды подступают слишком близко, если точка промерзания грунта находится высоко, а провести гидроизоляционные работы в полном объеме не получается, и т.д. Существуют даже наземные погреба, но в гараже такую конструкцию построить не получится.
Заглубленный погреб под гаражом будет надежным, если его фундамент (или фундамент гаража) находится на расстоянии не меньше 50-70 см от любого источника воды – подземного, наземного, искусственного или естественного. Размера такой погреб под гаражом может быть даже больше, чем площадь основания наземного строения, но в реальности дешевле и без потери функциональности строят погреба на котловане шириной ≤ 2,5 метра и глубиной ≈ 2 метра. Проект, планировку и смету следует составлять и рассчитывать заранее.
Лучше всего устройство подвала гараже проводить вместе с возведением самого гаража. Но, так как чаще приходится сталкиваться с покупкой, а не со строительством гаража, то и погреб приходится строить под уже готовым объектом, тем более, что технологически эти варианты похожи, за исключением того, что под готовым гаражом вырыть котлован экскаватором не выйдет – земляные работы придется проводить вручную.
- При залегании грунтовых вод, при переувлажнении участка (подтопление, наводнения, близость других источников воды), при рыхлом или слабом грунте Дно и стенки котлована строятся по принципу монолитной бетонной конструкции, чтобы повысить прочность конструкции, плотность стенок и влагонепроницаемость всего погреба;
- В качестве монолитной конструкции строители предлагают армированное ленточное основание, которое при одновременном возведении погреба и гаража будет выполнять и функции надземных стен;
- В сухом грунте разрешено возводить стены погреба из асбестоцементного шифера, которым кроют крыши.
Правильный выбор материала и подбор инструментов
Традиционно погреб в гараже своими руками строят из красного (но не силикатного белого) кирпича, железобетонных плит, бетонных блоков или природного камня-дикаря. Из-за небольшой плотности материалов не рекомендуется использовать ячеистый бетон, шлакоблок или бутовые блоки. Облегчить строительство погреба помогут именно ж/б плиты, так как они будут служить перекрытием, но для их перемещения понадобится арендовать подъемный кран. Остальные варианты можно реализовать и в одиночку, без помощников и спецтехники.
- Бетонный раствор – его готовят самостоятельно ил и заказывают на заводе-изготовителе с доставкой и заливкой. Самодельный раствор – это смесь цемента, щебня и песка в пропорции 1:3:3, затворенная водой до густоты сметаны;
- Бетонные блоки, красный кирпич, плиты для перекрытия бетонных стен;
- Доски обрезные, толстая фанера, ДСП или другой листовой материал – для сборки опалубки;
- Гидроизоляционные материалы – рубероид, битум или битумная мастика, полиэтилен, мембранная рулонная изоляция;
- Теплоизоляция проводится с применением пенополистирола или минваты;
- Шанцевый инструмент – для рытья котлована;
- Уровень, рулетка, молоток, мастерок, шпатели, прави́ло (для разравнивания бетонного пола);
- Резервуар для замешивания раствора, или бетономешалка;
- Колышки и шнур для разметки участка.
Строительство фундамента
Сначала выкапывают котлован по размеру периметра будущего гаража. Для ленточного фундамента в гараже уровень поверхности пола делается выше нижнего уровня подошвы основания на 30-40 см при глубине котлована до 3-х метров. Для экономии бюджета выкопать котлован можно вручную.
Проекты могут быть разными, и, если площадь погреба меньше площади гаража, то экономнее и рациональнее будет опустить на эту глубину только фундамент погреба, а не все основание. Таким образом можно сократить объем земляных работ, соблюдая расчетный размер котлована. Основание заглубляют равномерно, вынимая по 30-50 см грунта на каждом слое или до 100 см на 1 погонный метр фундамента.
Основание заливают на заранее подготовленную подушку из щебня и песка (5-7 см песка и 10-12 см щебня), которую увлажняют и трамбуют. Дощатая опалубка будет предохранять проникновение бетона в грунт, и для этого ее защищают слоем гидроизоляции из полиэтилена. При возведении фундамента из блоков или кирпича раствор готовится по такому же рецепту. В любой стене (бетонной, блочной или кирпичной) оставляют технологические отверстия для вентиляционного, водопроводного и канализационного трубопровода, а также для электрического кабеля. Наружная поверхность стен утепляется пенополистиролом. Бетонный раствор необходимо армировать, и для этого используют армокаркас из прутьев Ø 12-16 мм.
Пол в погребе
В первую очередь вам нужно выровнять дно котлована, которое по результатам земляных работ должно ниже будущего пола на 5-10 см. Дно устилается песком толщиной до 30 см, песок увлажняется и трамбуется.
Заглубленный погреб в гараже может иметь бетонный, земляной или глиняный пол. Пол из утрамбованной глины – самый дешевый и не самый плохой вариант, так как глина не пропускает влагу. Такая поверхность обустраивается в два этапа: на первый слой глины толщиной 10 см настилается рубероид, на который насыпается еще один слой глины.
С полом по грунту его защищают слоем песка и слоем щебенки, которая будет предохранять землю от переувлажнения. Песчано-щебневую (гравийную) подушку укрывают рубероидом, на который насыпают слой грунта для пола.
Советы для строительства стен
Строительство стен погреба предусматривает использование широкого спектра материалов, но основой не могут служить ДСП, фанера или другие легкие материалы. Кирпич, бетонные блоки, заливка стен в опалубку бетонным раствором – все эти поверхности после возведения должны защищаться слоем гидроизоляции из полиэтилена, рубероида или горячего битума. Для стен разрешено использовать пеноблоки, которые также защищаются гидро- и пароизоляцией.
- Стены из любого материала, в том числе и из бетонных блоков, армируются через каждые 3-4 ряда сеткой или стержнями;
- Опалубка при заливных стенах собирается из любой древесины, так как сверху она укрывается гидроизоляционными материалами;
- Для раствора используют бетон M 400 и мелкофракционный щебень. Полужидкая смесь заливается слоями по 25-30 см, каждый слой уплотняется штыкованием, последний слой армируется усиленно, чтобы стены могли выдержать перекрытие потолка.
Строительство стен погреба из пенобетона пройдет намного быстрее, так как блоки имеют маленький вес и снабжены пазогребневой системой для совмещения и соблюдения размерности и геометрии кладки.
Теплоизоляция погреба
Пенополистирол, которым обычно утепляют погреб в гараже, крепят с наружной стороны стен при обустройстве фундамента, пока не проведена обратная засыпка пространства между котлованом и стенами. Пенополистирол по своим эксплуатационным характеристикам подходит лучше остальных теплоизоляционных материалов, и по цене тоже. Самый популярный в индивидуальном строительстве утеплитель – ПСБ-С-25.
Категорически не рекомендуется утеплять погреб пенополистиролом только по внутренним поверхностям из-за большой вероятности сдвига точки росы и образования конденсата, который будет разрушать любой материал стен.
После утепления стен переходят к утеплению перекрытия сооружения. Перекрытие в погребе – это его потолок и пол гаража, поэтому конструкция должна быть прочной и мощной, чтобы выдержать вес автомобиля и всех запчастей, инструментов, мебели и оборудования. Поэтому рекомендуемое перекрытие – железобетонная плита с люком для входа в погреб. При отсутствии отверстия под люк его можно вырезать болгаркой или выдолбить перфоратором. Сам люк усиливают по периметру металлическим уголком или швеллером, на уголок сваркой крепят петли люка, и сам люк.
Самый экономный вариант утепления – использование минеральной ваты – каменной, стекловолоконной, базальтовой. Перед процессом утепления перекрытие защищается слоем гидроизоляции. Для этого используют такой же материал, каким сделана гидроизоляция стены погреба. Идеальный теплоизолятор для любых строений – пенополистирол. Плиты ЭППС крепят как на наружной, так и на внутренней поверхности стен и перекрытия. Эконом вариант – обычные опилки, которые утрамбовываются в пространстве между балками перекрытия, если оно сделано из древесины или металла. Недостаток такого утепления – незащищенность от влаги, поэтому опилки закрывают пароизоляцией и гидроизоляционными материалами.
Вентиляция в погребе
Вентиляция – обязательное условие эксплуатации любого погреба, поэтому ее проектируют на этапе проектирования гаража, чтобы была конструктивная возможность совместить обе системы в одну. При правильном воздухообмене в погребе сохранность продуктов будет обеспечена круглый год. Вентиляцию обстраивают по одной из двух возможных схем: естественное проветривание или принудительное перемещение воздушных масс. Самый лучший эффект получится при комбинировании этих схем.
- Перед тем, как сделать вентиляцию в погребе гаража, убедитесь, какой вариант будет наиболее эффективным. Естественное вентилирование помещения сделать проще всего, так как для этого понадобится установить только две трубы – приточную и вытяжную. Торец приточной трубы должен располагаться в 20-30 см от уровня пола погреба, верхняя ее часть будет выводиться наружу. Для защиты от ветра и осадков ее накрывают колпаком, от грызунов – металлической мелкоячеистой сеткой. Вытяжная труба должна начинаться в 20-30 см от перекрытия и заканчиваться в 1,5-2 метрах над крышей гаража;
- Принудительная вытяжка в погребе гаража отличается возможностью ее регулировки и контроля потока воздуха. Стоит она дороже, но в работе намного надежнее, так как работает в любых погодных условиях.
Перед тем, как правильно сделать вентиляцию в погребе, не помешает узнать в местной метеорологической службе розу ветров в регионе, которая поможет определиться с выбором схемы – принудительной или естественной.
Гидроизоляционные работы
Так как погреб – помещение подземное, то и влажность в нем будет постоянно повышенной, а помещение с высокой влажностью требует надежной защиты в виде нескольких слоев гидроизоляционных материалов.
Стены занимают самую большую площадь в конструкции, поэтому им уделяют наибольшее внимание. Достаточно надежный и дешевый вариант – обмазка стен, потолка и пола горячим битумом. Но при очень высокой влажности грунта и, соответственно, воздуха в погребе, стены лучше гидроизолировать оклеечными рулонными материалами – рубероидом, например. Для пущего эффекта на рубероид накладывают слой жирной глины.
Если подошва котлована расположена ниже точки прохождения грунтовых вод, то необходимо дополнить защиту подпольной многослойной гидроизоляцией из полотен рубероида. Для усиления эффекта под полом насыпается слой щебня вперемешку с жирной глиной.
Организационные и практические выводы при строительстве погреба
- Проверить строительный участок на прохождение посторонних подземных инженерных коммуникаций. Для качественной работы погреба он должен быть заглублен в грунт на 3-3,5 метра, не меньше;
- Провести экологические и геологические изыскания для расчетов уровня загрязненности почвы и грунтовых вод, уровня грунтовых вод и свойств грунта;
- Составить план-проект гаража с погребом. Простейший, а значит, самый дешевый проект – строение прямоугольной формы, в котором погребу отводится вся площадь под гаражом, иногда – некоторая ее часть;
- Выбрать оптимальную строительную технологию с учетом своих возможностей – аренды спецтехники, устройства мощного плитного фундамента, и т.д.
Экологические и геологические изыскания
При необходимости строительства глубокозаглубленного основания его необходимо защитить от подмывания грунтовым водами обустройством дренажной системы вокруг гаража. Иначе будут постоянные подтопления погреба, которые потребуют не только откачки воды, но и принятия мер по усиленной гидроизоляции, и эти меры могут очень дорого стоить хозяину, так как никакие технологии поверхностной гидроизоляции подземных помещений не смогут полноценно защитить погреб от грунтовой влаги, и тем более – от подтопления.
Самый быстрый способ самостоятельного строительства погреба – использование железобетонных плит и блоков для возведения и формирования фундамента и стен объекта. При ограниченном бюджете можно использовать заливку плит и перекрытий бетоном.
Источник https://vseogarage.ru/podval-i-smotrovaya-yama/kak-postroit-podval-v-garazhe.html
Источник https://moypodval.ru/ustroystvo/173-kak-postroit-podval-v-garazhe-svoimi-rukami
Источник http://jsnip.ru/uchastok/pogreb-v-garazhe.html