Содержание
Технология изготовления шпал
В соответствии с этим шпалы должны обладать достаточной прочностью, упругостью, хорошо сопротивляться механическому износу и перемещениям, быть простыми по форме, иметь наибольший срок службы и наименьшую стоимость при изготовлении и содержании.
Деревянные шпалы
Деревянные шпалы преобладают на железных дорогах мира, так как они с технической точки зрения в наибольшей степени отвечают требованиям, предъявляемым к подрельсовому основанию.
Главные достоинства деревянных шпал – хорошая упругость, простота изготовления и эксплуатации (транспортировки, подбивки, смены), большое электрическое сопротивление.
Недостатки деревянных шпал – малый срок службы при высокой грузонапряженности, большая потребность в деловой древесине, необходимой для разнообразнейших нужд народного хозяйства.
С 1 января 1966 г. на дорогах России укладывают деревянные шпалы (рис. 1) двух видов:
- обрезные (А), у которых пропилены все четыре стороны;
- необрезные (Б), у которых пропилены две противоположные стороны – постели.
Деревянные шпалы делятся на три типа:
- I – для главных путей;
- II – для станционных и подъездных (железнодорожных путей необщего пользования);
- III – для малодеятельных путей необщего пользования промышленных предприятий.
Рис. 1 – Типы деревянных шпал (поперечные сечения)
Шпалы изготовляют из сосны, ели, пихты, кедра, бука и березы. Длина шпал 2,75 м. Для особо грузонапряженных участков поставляют шпалы длиной 2,8 м, а для участков с совмещенными путями различной ширины колеи – 3,0 м.
Деревянные шпалы заменяют из-за гниения и механического износа. Эти процессы протекают одновременно и влияют друг на друга. В РФ принята система выборочной смены шпал, кроме капитального ремонта, при котором шпалы заменяют сплошь. Профессор М. А. Чернышев предложил определять средний фактический срок службы деревянных шпал из выражения
где А – общее количество шпал, лежащих в пути;
m1, m2 – количество негодных шпал в пути по данным натурного осмотра соответственно к началу и к концу периода (года, пятилетки);
n – количество шпал, уложенных в путь за период tн;
tн – длительность наблюдения.
Величины A, m1, m2 и n берут из технического паспорта пути и технических отчетов.
Читайте также: Сравнение ленточного и плитного фундамента
Рис. 2 – Изменение срока службы деревянных шпал в зависимости от прошедшего тоннажа: 1 – костыльное скрепление; 2 – раздельное жесткое; 3 – раздельное с пружинной клеммой
По данным МИИТа и ВНИИЖТа, срок службы деревянных шпал при различных скреплениях зависит от прошедшего тоннажа (рис. 2). Продление срока службы шпал имеет большое народнохозяйственное значение. Чтобы увеличить их долговечность, необходим целый комплекс мероприятий и следует выполнять множество требований:
- заготовлять здоровую древесину, как правило, зимой;
- до пропитки хранить и просушивать шпалы без доступа прямых лучей солнца; костыльные и шурупные отверстия сверлить перед пропиткой;
- стягивать шпалы винтами для предупреждения их растрескивания;
- перед пропиткой накалывать постели и боковые грани шпал для увеличения глубины пропитки и предупреждения растрескивания;
- высококачественно пропитывать шпалы на заводах маслянистыми антисептиками (каменноугольным креозотовым или антраценовым маслом);
- правильно (по инструкции) хранить шпалы после пропитки на заводах и на дорогах до укладки в путь;
- бережно грузить, перевозить и выгружать шпалы, правильно укладывать их в путь и подбивать;
- широко применять специальные нашпальные прокладки, чтобы предохранить поверхность от механического износа;
- использовать высококачественный балласт;
- предупреждать угон пути;
- укладывать на 1 км пути столько шпал, сколько требуется при данных грузонапряженности, нагрузке от подвижного состава и скорости движения поездов;
- высококачественно осуществлять текущее содержание пути в целом и шпал в частности.
Среди всех мероприятий по продлению срока службы деревянных шпал особое место занимает пропитка их антисептиками, которые убивают разрушающие древесину грибки и не допускают их развития. Лучший антисептик – каменноугольное креозотовое масло. Это – чистый отгон каменноугольной смолы без посторонних примесей. Его получают на коксохимических заводах перегонкой смолы при температуре 200–400 °С. Этот антисептик не выщелачивается, не влияет вредно на металл и не повышает электропроводность шпал. Обычно его применяют в смеси с мазутом (40–50% каменноугольного креозотового масла и 60– 50% мазута).
Требования по стандарту
Железобетонные шпалы изготавливаются согласно нормативным документам с строгими соблюденными формами и размерами.
Прочностные и другие показатели железобетонных шпал отражены в ГОСТ 33320–2015. Это изделия, к эксплуатационным показателям которых выдвигаются требования:
- Прочностные параметры. Сила, передающая предварительное натяжение, возникает сразу после изготовления изделия.
- Параметры бетона. Смесь должна иметь наивысшую меру однородности консистенции.
- Точные формы и размеры. Соответствие этим параметрам характерны для этих конструкций. Существуют строгие допуски по элементам шпал, сверяется соответствие заданным стандартам мест соединения с рельсами.
Таблица. Типы деревянных шпал.
Тип шпалы | Толщина h, мм | Высота пропиленных боковых сторон h1, мм | Ширина, мм | Длина, мм | ||
верхней пласти не менее | нижней пласти | |||||
b | b’ | b1 | ||||
I | 180±5 | 150 | 180 | 210 | 250±5 | 2750±20 |
II | 160±5 | 130 | 150 | 195 | 230±5 | |
III | 150±5 | 105 | 140 | 190 | 230±5 |
Шпалы по их назначению подразделяются на три типа:
I – для главных путей 1-го и 2-го класса1, а также для путей 3-го класса при грузонапряженности более 50 млн. т.км брутто/км в год или скоростях движения поездов более 100 км/ч
II – для главных путей 3-го и 4-го класса, подъездных путей с интенсивной работой, приемоотправочных и сортировочных путей на станциях;
III – для любых путей 5-го класса, в том числе станционных, малодеятельных подъездных и прочих путей с маневрово-вывозным характером движения.
Размеры деревянных шпал установлены для древесины с влажностью не более 22 %. При большей влажности древесины шпалы должны иметь по толщине и ширине припуски на усушку для хвойных пород по ГОСТ 6782.1-75, а для лиственных пород-по ГОСТ 6782.2-75.
Классификация деревянных шпал.
Деревянные классифицируются по нескольким видам и изготавливаются по ГОСТ 78-2004.
В зависимости от формы поперечного сечения шпалы бывают:
– обрезные (обрезанные с четырех сторон);
– полуобрезные (с трех сторон);
– необрезные (сверху и снизу).
В зависимости от целевого назначения они бывают:
– для путей главных;
– станционных и подъездных;
– для небольших подъездных путей промпредприятий.
Деревянные шпалы пропитываются специальными каменноугольными маслами либо специализированными антисептиками. В определенных случаях вместо шпал применяют сплошные блочные пласты в виде плит или рам, изготовленные из железобетона или стали.
Производство шпал деревянных
Наиболее востребованным и самым доступным для изготовления шпал на сегодняшний день являются лесоматериалы.
Чаще всего шпалы пропитанные обрабатываются, двумя главными типами антисептических препаратов – водорастворимыми и на основе масла. Первый вид – это зачастую твердое соединение, которое нужно до определенной консистенции развести жидкостью. Антисептики на основе масла являются ни чем и иным, как продуктом сухой перегонки лесоматериалов и каменного угля. Они применяются в естественном виде, а также могут разбавляться другими маслянистыми жидкостями.
Перед покупкой этого материала нужно тщательно изучить сертификаты на предприятии, потому что от качества напрямую зависит длительность периода эксплуатации конечных изделий и эффективность реализации возложенных на них функций.
Виды деревянных шпал. Почему дерево продолжает оставаться лучшим материалом для производства шпал?
Шпалы – это горизонтальные опоры, которые позволяют располагать рельсы на одинаковом расстоянии друг от друга. Между тем, сохранение означенного расстояния критически важно.
Сегодня шпалы производятся из различных материалов:
- дерево;
- металл;
- пластик и т.д.
Нужно отметить, что несмотря на значительное развитие промышленности, шпалы из дерева продолжают оставаться наиболее предпочтительными в использовании. Ведь они обладают всеми необходимыми техническими параметрами и стоит максимально доступно.
Можно разделить деревянные шпалы на следующие классы: обрезные, полуобрезные, необрезные.
Среди минусов использования деревянных шпал можно отметить лишь один. Они загнивают в местах сочленения с рельсами. Однако существует простой способ избежать этой проблемы – применение антисептических растворов.
В России подобной древесиной считается сосна. Дело в том, что это наиболее распространённая древесина, а значит максимально дешёвая. В западных странах для производства шпал могут так же использоваться кедр, клён и даже эвкалипт.
Главное свойство, которым должны обладать шпалы из дерева – пластичность. При проходе поезда по рельсами, они должны удерживать последние на одинаковом расстоянии друг от друга.
Однако в случае использования жёсткого металла вместо дерева, в нём будет возникать вибрация (злокачественная). Дерево же без проблем гасит вибрацию. Точнее она проходит через него, но не оказывается негативного влияния.
Единственное, на что следует обращать внимание – это локальное подгнивание дерева. Если означенное произошло, настоятельно рекомендуется осуществить замену шпалы на новую.
Меньше всего гниёт необрезные шпалы. Однако они значительно сложнее в монтаже. Не получится в течение десяти минут произвести их замену. Между тем, в Европе активно внедряются пластиковые шпалы. Они долговечнее деревянных, но и значительно дороже.
Несмотря на это в долгосрочной перспективе (десятки лет) они оказываются более практичными.
В видео будет продемонстрировано, как делаются шпалы сегодня:
Шпалы деревянные железнодорожные
В качестве опоры для рельсов различного назначения применяют изделия, называемые шпалами. Для их изготовления применяют следующие материалы: бетон, дерево, металл, современные синтетические материалы. Наиболее дешёвыми в производстве считаются деревянные шпалы. Они первыми применялись для прокладки железнодорожных путей. Деревянные шпалы обладают рядом преимуществ, которые позволяют использовать их достаточно широко. Их используют для крепления рельс на главных и второстепенных путях. Для производства применяют различные сорта древесины. От этого зависит технология производства и конечная стоимость. В настоящее время им на смену пришли шпалы железнодорожные из других материалов. Однако деревянные изделия по-прежнему применяются в различных сферах.
alt=»Технология изготовления шпал» />
Габаритные размеры и вес деревянных шпал ЖД
В принятом стандарте установлены геометрические размеры деревянной шпалы. Для всех типов установлена длина шпал равна 2750 мм. Разрешённый допуск составляет 20 мм. Вес деревянной шпалы будет зависеть от остальных размеров. Высота варьируется от 150 мм для первого типа до 105 мм для третьего. Ширина определяется по форме, конструкции.Эти параметры определяют назначение железнодорожной шпалы и условий её эксплуатации. Сколько весит ЖД вариант зависит от всех перечисленных параметров. После пропитки вес незначительно увеличивается. Вес одной шпалы зависит от её конструкции. Масса шпалы деревянной первого типа равна 85 кг. Она должна выдерживать самые большие нагрузки. Вес второго типа не превышает 80 кг. Размеры деревянных шпал в стандарте заданы с учётом состояния древесины. Влажность не должна превышать двадцать два процента. Поэтому размеры шпалы могут отличаться в одной партии, но в пределах допуска. Перед началом производства задают габариты будущих изделий. Особое внимание уделяется такому параметру толщина. Она должна быть постоянной по всей длине.
Геометрические характеристики (размеры шпал) и классификация приводится на основании требований установленных государственным стандартом. Например, ГОСТ 78-2004 шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи, объединяет все характеристики, готовых изделий. Для специальных путей разработаны свои стандарты. ГОСТ 22830-77 шпалы деревянные для метрополитена уточняет отдельные параметры необходимые для их эксплуатации в этих специфических условиях. Каждый стандарт согласован с другими руководящими документами, согласованными с правилами эксплуатации различных путей. На деревянные шпалы ГОСТ накладывает определённые ограничения по области их применения. Особое внимание уделяется выбору покрытия, которое наносится на поверхность для улучшения их технических характеристик.
Методы обработки деревянных шпал
Прежде чем формировать рельсошпальную решетку, деревянные конструкции обрабатываются специальными химическими составами. Зачем это нужно? Без пропитки железнодорожные шпалы быстрее растрескиваются под влиянием температур, влажности и нагрузки на полотно.
Для того чтобы состав проник в труднодоступные зоны, применяют следующие способы обработки:
- Накалывание. Метод заключается в намеренном образовании ряда мелких трещин перед пропиткой креозотом, что снижает напряжение в периферической зоне. При этом прочность самих шпал может незначительно понижаться (на 8%).
- Высокое давление. Древесина подсушивается и помещается в автоклав, после чего применяется методика ГОСТ «вакуум-давление-вакуум». Используемые составы: креозот, каменноугольные масла, антисептики, элемсепт.
- Низкие температуры. Требуется предварительное накалывание шпал для повышения качества пропитки труднопропитываемых зон и увеличения срока службы (наколы образуют мелкие трещины, снижая напряжение в периферической зоне, и исключают появление глубоких трещин). Применяются эмульсионные антисептики на водной основе и ускоренная атмосферная сушка. Способ считается одним из самых экологичных за счет минимизации выбросов в атмосферу.
Чем пропитывают шпалы: виды составов, их плюсы и минусы, вред для здоровья
Выяснение того, чем пропитывают шпалы, целесообразно в разных ситуациях, например, когда хочется использовать такую древесину в строительстве или приходится подолгу находиться в непосредственной близости к железнодорожным путям.
Себестоимость деревянных заготовок, используемых при прокладке железной дороги, очень мала, но эта дешевая древесина обладает недостаточным эксплуатационным ресурсом. Сюда стоит добавить чрезвычайно агрессивные условия применения: постоянную вибрацию, контакт с атмосферными проявлениями и почвой, высокое давление.
Качество и характеристики готовых шпал регулируются ГОСТ 78-2004. Чтобы срок службы изделий соответствовал данным нормативам, их пропитывают специальными составами, существенно увеличивающими потенциал древесины. Подобные химические «коктейли» надежно защищают волокнистую структуру продукции от разрушительного воздействия влаги и физического износа.
Железнодорожные шпалы эксплуатируются в неблагоприятных условиях
Кроме креозота, классического примера защитной смеси для данной отрасли, химическая промышленность предлагает воспользоваться преимуществами относительно новых наименований – элемсепта и ЖТК.
Креозот – классическая пропитка для железнодорожных шпал
Этим составом обрабатывают деревянные заготовки уже более 50-ти лет, ядовитую жидкость добывают из древесного и каменного угля посредством дистилляции дегтя.
В состав креозота входят такие опасные компоненты, как фенольные эфиры и фенол.
Шпалы, пропитанные подобной смесью, обретают характерный черный оттенок с заметными примесями коричневого, присутствует сильный запах, напоминающий дизельное топливо. Несмотря на то, что соединение токсично, уровень «сомнительных» примесей позволяет использовать его при прокладке железнодорожных путей (если оценивать только в рамках государственных нормативов).
Причиной широкого распространения этого решения является эксплуатационная оправданность – пропитка действительно предотвращает преждевременное разрушение древесины, обладает дешевой себестоимостью и всесторонне продуманной в течение нескольких десятилетий технологией нанесения.
Железнодорожная шпала, пропитанная креозотом
Представляет собой бессолевую разновидность антисептика, в его состав входят концентрированные оксиды хрома, мышьяка, меди. Шпалы пропитывают этим средством, предварительно разведенным водой, по особой методике, чередующей воздействие вакуумом и давлением. В результате заготовки обретают зеленоватый оттенок. Вещество малотоксично, не имеет специфического запаха.
Вещество изготавливается в виде порошка, для пропитки древесины разведенной субстанцией необходимы автоклавы. Вся процедура сводится к трем ключевым этапам:
В результате активный состав проникает как минимум в 2-миллиметровый слой древесины. Преимущество решения – высокое качество пропитки.
Термоконденсационная жидкость представляет собой один из результатов нефтепроизводства, рецептура его изготовления и состав защищены патентным правом. Светлая древесина, пропитанная ЖТК, обретает коричневатый оттенок, лиственница и аналогичные ей породы становятся темно-коричневыми. Вещество не пахнет и не выделяет токсичных соединений.
В отличие от креозота, субстанция не создает риска развития у человека онкологических заболеваний, с помощью термоконденсационной жидкости можно добиться более эстетичного образа заготовок. Пропитка не образует уплотнений и сгустков, поверхность шпал не становится липкой. Использование ЖТК и креозота создает практически одинаковый по длительности эксплуатационный ресурс древесины, но первое решение гораздо безопаснее.
Шпалы, обработанные термоконденсационной жидкостью
Можно ли строить из обработанных шпал?
Такой стройматериал привлекает крайней дешевизной, поэтому многие умельцы задаются вопросом – стоит ли его использовать для возведения бытовых или жилых сооружений. Первое, что вызывает сомнения – это запах креозота (подобная пропитка встречается наиболее часто), который стремятся замаскировать подручными средствами. Но нельзя забывать о опасности для здоровья, что несут в себе подобные соединения. Поэтому лучше воздержаться от такой экономии даже при строительстве гаража или подсобных помещений.
Креозот, элемсепт, ЖТК – это ключевые вариации соединений, используемых для придания шпалам долговечности и устойчивости к разрушительному воздействию природной среды. Их используют при прокладке железных дорог, так как в подобных условиях они соответствуют государственным нормативам безопасности и оправдывают потенциальные риски за счет достойных эксплуатационных свойств.
Применение и размеры шпалы деревянной пропитанной типа 1
Используется для укладки самых ответственных участков – главных Ж/Д-путей, испытывающих максимальные нагрузки, – и поэтому должна быть повышенной прочности, что отражается как на ее габаритах, так и на ее цене – она стоит дороже других вариантов, так как материала на ее изготовление уходит больше.
а) обрезная;б) полуобрезная;в) необрезная.
Ее масса составляет 85 кг, она на 5 кг тяжелее той, что 2 вида (которую мы подробно рассмотрим ниже). Эту разницу как раз и обеспечивает увеличенная на 2 см ширина. В результате повышенная нагрузка на грунтовую подушку не становится критичной, а вот избежать деформаций помогает.
Именно такая геометрия была проверена на практике и поэтому до сих пор указывается в качестве актуальной в межгосударственных стандартах.
Отдельного внимания заслуживают те параметры, которые не подпадают под стандартные ДхШхВ, но все равно являются достаточно важными. Это:
- высота пропиленных боковых сторон – 150 мм;
- толщина – от 180 до 185 мм.
Параметр | Показатель, мм | ||
Длина | 2750 ± 20 | ||
Ширина по пласти | |||
Нижняя | Верхняя | 250-255 | 180 и 210 |
Подъем | 180 |
Благодаря такому соотношению геометрии они и способны выдерживать серьезные воздействия в течение длительного времени, не испытывая деформаций.
Деревянная шпала пропитанная (тип 2), размеры, вес
Деревянная шпала с пропиткой (тип 2)
Размер, мм……………………….. 2750x230x160
Деревянные шпалы, прошедшие процесс пропитки антисептиком, находятся в полном соответствии с государственным стандартом за номером ГОСТ 78-2004 (ГОСТ 78-89). Так же данный стандарт говорит о том, что шпалы данного типа подразделяются на следующие подтипы: — обрезные; — необрезные; — полуобрезные.
В производстве шпал второго типа используются различные породы древесины, таки как сосна, лиственница, берёза, ель и пихта.
Деревянная шпала типа 2 используется в более спокойных условиях — она монтируется на станциях и подъездных путях. Она тоньше, чем шпала 1 типа, хотя имеет такую же длину и изготавливается из того же самого материала, точно так же предварительно просушенного и пропитанного специальными составами. Главное отличие заключается в том, какой размер шпалы железнодорожной деревянной в плане ширины, высоты и толщины допустим в случае изготовления шпал типа 2. Они имеют следующие параметры:
- Толщина — 160-165 см;
- Высота пропиленных боковых сторон — ровно 130 см;
- Ширина верхней пласти — 150 и 295 см;
- Ширина нижней пласти — 230-235 см.
Цены на оба типа железнодорожных шпал вы можете узнать, связавшись с нами по телефону. изготавливает пропитанные шпалы всех типов в строгом соответствии с ГОСТом.
Производство шпал деревянных
Наиболее востребованным и самым доступным для изготовления шпал на сегодняшний день являются лесоматериалы.
Чаще всего шпалы пропитанные обрабатываются, двумя главными типами антисептических препаратов – водорастворимыми и на основе масла. Первый вид – это зачастую твердое соединение, которое нужно до определенной консистенции развести жидкостью. Антисептики на основе масла являются ни чем и иным, как продуктом сухой перегонки лесоматериалов и каменного угля. Они применяются в естественном виде, а также могут разбавляться другими маслянистыми жидкостями.
Перед покупкой этого материала нужно тщательно изучить сертификаты на предприятии, потому что от качества напрямую зависит длительность периода эксплуатации конечных изделий и эффективность реализации возложенных на них функций.
Составы, которые применяют для пропитки сырья.
Нормативы, регламентирующие железнодорожное строительство, предписывают применять для укладки путей шпалы деревянные, которые обязательно должны быть пропитаны антисептическими растворами. После осуществления пропитки шпалы ее стоимость увеличивается не существенно, а такие показатели, как долговечность и надёжность возрастают в разы. Сегодня на производствах чаще всего применяют автоклавный способ пропитки, потому что именно гарантирует проникновение раствора на необходимую глубину.
На протяжении длительного времени специалисты пользовались таким веществом, как креозот. Такое название носит каменноугольный масляный раствор. Креозот имеет в своем составе частицы фенола, которые ликвидируют микроорганизмы, губительно действующие на лесоматериалы. В то же время использование этого раствора повышает уровень горючести лесоматериалов. Такие шпалы имеют неприятный аромат, покраска такого сырья невозможна.
Распиловка шпального кряжа
Эта технологическая операция (шпальная вырезка) производится на основании ГОСТ 8486-86. В зависимости от размера кряжа разработаны соответствующие схемы его распила. От диаметра бревна и выбранной схемы во многом зависит производительность производства. Основной задачей правильного выбора схемы является снизить количество отходов при распиле. В настоящее время разработаны семь основных и более сорока модифицированных схем рационального раскроя. Они рассчитаны на применение шпального кряжа диаметром от 255 до 700 миллиметров. Эти схемы могут быть измены в зависимости от конкретных условий производимого распила.
Размеры ЖД шпалы по ГОСТу
Геометрические характеристики (размеры шпал) и классификация приводится на основании требований установленных государственным стандартом. Например, ГОСТ 78-2004 шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи, объединяет все характеристики, готовых изделий. Для специальных путей разработаны свои стандарты. ГОСТ 22830-77 шпалы деревянные для метрополитена уточняет отдельные параметры необходимые для их эксплуатации в этих специфических условиях. Каждый стандарт согласован с другими руководящими документами, согласованными с правилами эксплуатации различных путей. На деревянные шпалы ГОСТ накладывает определённые ограничения по области их применения. Особое внимание уделяется выбору покрытия, которое наносится на поверхность для улучшения их технических характеристик.
Длина и другие габаритные размеры шпалы деревянной ЖД
Они давно стандартизированы – для обеспечения практических преимуществ рельсовых опор, в числе которых:
- отличная обрабатываемость экологически чистого материала;
- сохранение высокой упругости при сравнительно малом весе;
- серьезный запас устойчивости к перепадам температур и сезонной смене циклов нагревания/охлаждения;
- взаимодействие с балластной подушкой, не приводящее к разрушению ВСП;
- деревянная шпала является диэлектриком.
Технические требования, предъявляемые к деревянным шпалам стандартного размера и веса
В утверждённых документах приводятся подробные требования к параметрам готовых деревянных изделий. Отдельно предъявляются требования на шпалы непропитанные и пропитанные (обработанные). Высокие требования необходимы, так как это связано с безопасностью эксплуатации подвижного состава.
После распиловки шпалы непропитанные должны соответствовать установленным стандартам. Основными техническими требованиями для шпалы непропитанной являются:
- выбор материала (допускается применение древесины хвойных пород, в отдельных случаях разрешается изготавливать изделия непропитанные для железных дорог из берёзы);
- количество разрешённых пороков при выборе древесины установлено ГОСТ 78-89;
- размер глубокой наколки должен составлять 10 мм;
- шпала деревянная пропитанная должна иметь гладкую поверхность без коры и луба со срезанными сучками;
- при составлении партии должны разделяться по породам древесины.
К каждому классу предъявляются свои индивидуальные требования.
Такие изделия должны соответствовать следующим требованиям:
- качество пропитки должно соответствовать ГОСТ 20022.5-93;
- пропитанные шпалы должны иметь отверстия под крепления в строго установленных местах;
- пропитка производится только разрешёнными антисептическими растворами с соблюдением технологии;
- шпала деревянная пропитанная тип 2 изготавливается с большими допущениями, чем тип 1;
- шпалы железнодорожные пропитанные антисептическими средствами должны иметь глубину пропитки указанную в инструкции на конкретное антисептическое средство.
Точное соблюдение требований к непропитанным образцам обеспечивает длительный срок их эксплуатации.
Как построить дом из шпал самому? Вредно или нет такое жилье!
Привычные строительные материалы в наши дни стоят дорого. Поэтому людям с ограниченным бюджетом приходится обращать свое внимание на не совсем обычные способы домостроения. Старые железнодорожные шпалы используются уже не одно десятилетие. И дом из шпал своими руками – самый экономичный вариант постройки из цельного древесного массива.
Шпалы представляют собой брусья из дерева хвойных пород, пропитанные специальным составом – креозотом. Эта смесь фенолов используется как антисептик, она защищает брус в земле от гниения и размножения бактерий, а также повреждений насекомыми и грызунами.
Построенные из шпал дома получаются теплыми и сухими, хорошо выдерживают землетрясения, в отличие от кирпичных или панельных. Для возведения одноэтажного сруба 10х10 м потребуется около 350 крепких деревяшек без дефектов поверхности. Приобрести их можно в близлежащих железнодорожных отделениях, выполняющих ремонт путей. Именно сейчас массово ведется замена деревянных частей на железобетонные. Продажей отслуживших опор занимаются и перекупщики, но, как вы понимаете, цены у них в 2–3 раза выше номинальной.
Преимущества и недостатки
Самым очевидным преимуществом строительства дома из шпал является экономичность затрат на его возведение, ввиду низкой стоимости материала. Кроме этого, существуют другие достоинства:
- Высокий уровень теплоемкости дома из шпал, благодаря которому зимой он быстро прогревается, не выпускает тепло, а летом хорошо сохраняет прохладу, создавая комфортную атмосферу внутри дома.
- Долговечность материала, обусловленная тем, что шпалы изготавливаются из хвойных пород дерева (сосна, лиственница, пихта, ель, тис). Эта древесина имеет однородную структуру, которая не раскалывается при обработке, а сам процесс обработки достаточно легкий. Также она влагоустойчивая, прочная, не подвергается процессам гниения, сохраняя свои свойства многие годы. В итоге, построенный дом будет теплым и сухим, которому не страшны никакие погодные условия.
- Пропитка креозотом, который добывается путем перегонки из древесного и каменноугольного дегтя, обеспечивает древесину для шпал сильными антисептическими свойствами. Это позволяет длительное время сохранять материал от повреждения грызунами, насекомыми и грибком даже в условиях интенсивной эксплуатации. Оштукатуренный снаружи и изнутри шпальный дом способен пережить несколько поколений.
Дом из шпал плюсы и минусы
При всех существующих достоинствах, последнее из них одновременно может являться серьезным недостатком. Дело в том, что креозот, помимо того, что обладает сильным неприятным запахом, вместе с тем является веществом канцерогенного характера. Поэтому, чтобы максимально обезопасить себя от вредного воздействия стен своего дома, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Ни в коем случае не следует приобретать новые шпалы для строительства. Они должны основательно полежать в земле, креозот должен вымыться осадками и высушиться на солнце. Для этого понадобится не менее 15-20 лет, еще лучше, если с момента начала эксплуатации шпал прошло 50 лет.
- Тщательная отделка вентилируемыми фасадами снаружи позволит испаряться парам креозота, а защитной мембраной изнутри – препятствовать проникновению в здание его запаха и испарений.
- Для строительства жилого дома со шпал лучше использовать те, которые подверглись не сквозной обработке антисептиком, а только на 35см.
- Не следует использовать только шпалы для возведения всех конструкций дома, и, тем более, внутренних перегородок. Лучше всего комбинировать шпалы с обычной древесиной или другими материалами.
Если придерживаться этих рекомендаций, тщательно отделать, утеплить стены дома изнутри и снаружи, жилье получится максимально безопасным.
Можно ли жить в доме из шпал?
Жилой дом
Креозот – химическое соединение, представляющее опасность для людей. Его испарения приводят к отекам лица и рук, а прямой контакт с кожей способен вызывать ожоги. Есть даже свидетельства, что он обладает канцерогенными свойствами и может спровоцировать онкологические заболевания. Безопасно ли жить в доме, пропитанном подобным веществом?
Во-первых, использовать можно только старые шпалы, отлежавшиеся в земле. Среднее время их службы – 15 или 20 лет. За это время под солнцем и дождем древесина утрачивает большую часть пропитки и неприятный запах. У таких образцов содержание химии меньше, да и стоят они дешевле.
Нельзя строить из новых неиспользованных шпал. Запах свежего креозота резкий и устойчивый, он будет преследовать вас постоянно, усиливаясь в жаркую погоду. Смесь фенолов является маслянистой жидкостью, которая способна просачиваться сквозь любые слои: замазку, обои или штукатурку — и оставлять на стенах желтоватые пятна.
Баня из шпал
Во-вторых, понадобится тщательная отделка с внутренней стороны, чтобы снизить риск контакта с остаточными испарениями. Внешние стены по периметру зашиваются изнутри мембраной, не позволяющей креозоту проникать в помещение. Снаружи, напротив, устраивается хорошо вентилируемый фасад. При возведении внутренних перегородок лучше отказаться от шпал и применить обычное дерево или другие материалы.
В-третьих, методики изготовления и обработки рельсовых опор различаются. Одни изделия пропитываются антисептиком насквозь, другие – только на 3–5 см. Для строительных нужд предпочтительнее брать последние.
Необходимые материалы
Для того, чтобы построить дом из шпал своими руками, необходимо приобрести следующие материалы:
- Шпалы – для жилого здания размером 8х10 м или 10х10 м понадобится не менее 200 штук.
- Арматура
- Песок, щебень, цемент
- Рулонный гидроизоляционный материал для основания
- Пакля, теплоизоляционный материал для внутреннего утепления
- Стальные штифты, металлические скобы
- Оконные и дверные блоки
- Материалы для внутренней и внешней отделки
- Кровельный материал.
Цена договорная
И это нам самом деле не дорого.
Оксана если шпалы деревянные, то. оставьте это дело! Они пропитанны креазотом, который дает очень вредные выделения.. (о чем говорить если это антисептик и антипирен одновременно да еще и гидроизоляция дерева. если уж зараза от этого дохнет. ) Достаточно будет 5-ти лет нахождения в выходные на даче, для того чтобы онколог стал семейным врачем! Никакие вагонки штукатурки не помогут.
READ Как установить камеру в подъезд
купите простой цельно пильный брус и постройте себе дом это безопасней чем дышать хим растворами я в строительстве много лет первый свой дом я строил с дедом в детстве и могу сказать дом из шпал это,щелоч высококонцентрированая,сейчас обработка деревяных конструкций вышли на тот уровень что хим обработка держиться на дереве пол года
Этапы строительства
Перед тем, как строить свой дом, необходимо очистить площадку для его возведения и заложить фундамент, это будет первым этапом в строительстве. Сооружение из шпального материала весит не слишком много, поэтому не затратным по времени и средствам типом фундамента станет ленточный, который сможет выдержать нагрузку строения. Его высота должна составлять 50 см над уровнем земли. При его заливке устанавливаются крепежные болты диаметром 40 мм с шагом в один метр, а по верху ленты фундамента прокладывается гидроизоляционный слой. Между слоем гидроизоляции и первым рядом бревен нужно проложить паклю. Основание жилого здания должно простоять после заливки около 14 дней.
Дом из шпал – ленточный фундамент
Второй этап – возведение стен. Первый ряд выкладывается путем крепления к болтам в основании широким основанием друг на друга, такая выкладка позволит обеспечить большую теплоизоляцию стен, а также более ровные, плотные ряды. Угловые соединения бревен скрепляются в «шип» при помощи металлических скоб. Ряды между собой скрепляются штифтами и также скобами, отверстия под которые делают на расстоянии 50-70 см от торцов. Далее, каждый третий ряд сруба фиксируется металлическими угольниками, а для придания жесткости конструкции каждая сторона фиксируется по диагонали арматурой толщиной 4 мм, шириной 20-30 мм. При выполнении кладки каждый ряд обязательно проверяется уровнем. В намеченных местах для оконных проемов шпалы могут устанавливаться вертикально. Каждый ряд необходимо законопатить паклей и стекловатой. Перед укладкой последнего ряда необходимо монтировать крепежные элементы для установки стропильной фермы.
Третий этап – монтаж крыши. На верхний ряд брусьев укладывается слой гидроизоляции и утеплителя. В целом, монтаж кровли не отличается от монтажа для зданий из других строительных материалов. Кровельный материал выбирается исходя от финансовых возможностей и пожеланий хозяев.
Как построить
Разобравшись со стройматериалом, поговорим непосредственно о монтаже:
- Для здания из шпал, как и всех деревянных домов, достаточно столбчатых опор. Если запланирован подвал или цокольный этаж, то по периметру заливается ленточный фундамент. По верху ленты или ростверка до начала укладки сруба обязательно прокладывается гидроизоляционный слой.
- Первый деревянный ряд крепят к бетонному основанию длинными вмурованными болтами с шагом 1 м. Брусья кладутся плашмя, широкой гранью друг на друга. Это увеличивает расход материала, но так дом получается теплее, а сруб ровным и плотным, без больших щелей.
- Шпалы бывают нескольких типов, с разными геометрическими параметрами, поэтому для каждого ряда необходимо подбирать детали одинакового размера. Соседние блоки соединяются в шип и скрепляются строительными скобами.
- Между рядами шпалы фиксируются штифтами или железными скобами с обоих концов. Отверстия под них сверлят с отступом 5070 см от торцов.
- При выполнении кладки вертикаль проверяется по внутренней стороне стен уровнем и отвесом. Неровности снаружи скроет фасад.
- На углах сруб через каждые 3 бруса укрепляют металлическими угольниками. Также для придания конструкции жесткости на каждую сторону по диагонали прибивают стальные полосы толщиной 4 мм и шириной 2030 мм.
- В простенки между оконными проемами шпалы можно устанавливать вертикально. Промежутки между брусьями уплотняют и утепляют, заполняя зазоры паклей или стекловатой.
Внутренняя отделка
Внутренняя отделка должна не только осуществлять декоративную функцию, но и защищать шпальное жилое здание от проникновения паров креозота. Для этого сначала создается изоляция в виде пленки, которая крепится на покрытые жидким стеклом бревна. При этом можно использовать экономный вариант изоляции – вспененную полиэтиленовую пленку толщиной 200-300 мкм. Все стыки и швы между бревнами предварительно должны быть запенены или закрыты строительным скотчем.
Изоляционная пленка накладывается на стены внахлест. Далее, на нее набивается обрешетка из дранки, поверх которой крепится гипсокартон. Все стыки между листами гипсокартона тщательно шпаклюются, а стены грунтуются, затем покрываются штукатурным покрытием или краской.
Для пола лучше использовать деревянное покрытие со слоем теплоизоляции и гидроизоляции. Потолок можно отделать такими же материалами, как стены.
Цена: 500 грн.
Да. Правда, сейчас перерыв небольшой, а так в частном порядке преподаю.
У меня два сына в ИАТЭ учатся, занимаются КУДО может что порекомендуешь? Ребятки серьёзные.
Лучше в личку перейти. Отправляю приглашение.
Есть полюбому испарения. разве что обмотать клеенкой плотно шпалы, но все равно, испарения от клееннки))..
Оксана, лучше сделайте каркасный домик утеплите его пенопластом, снутри и снаружи каркаса либо OSB-3 либо ЦСП. (Шпалы пропитаны кривозудом)
Если выбирать из бюджетных материалов, на мой взгляд пенопласт менее опасен (по большому счету на мой взгляд опастность пенопласта сильно преувеличена)
Только время покажет, насколько преувеличена. Ждать не так много осталось.
Вот уж воистину прав был М.Жванецкий, когда сказал: «Что с человеком ни делай, он упорно ползет на кладбище, отбиваясь от людей в белом!». Милые русские люди, Вы чем думаете, когда решаетесь на такой шаг?
А о рыночном предложении никто и не говорит. Предложение последовало после того, как человек собрался строить себе дом из шпал, пропитанных креозотом. А что касается долговечности, то непосредственно Евгению Широкову, на прошедшем в Минске 15-16 октября международном форуме по энергоэффективности он сделал очень интересный доклад. Кстати, в центре одного из городов Германии по такой технологии построен спа-салон.
Интересно. Надо подробнее изучить.
Может Вам купить такой станок https://video.yandex.ru/users/toneless/view/1/ Потихоньку наклепаете блоков и построетесь
Дом из шпал б/у имеется ввиду деревянных имеют свои преимущества и недостатки. Я считаю что больше преимуществ поэтому и следует строить дом из шпал б/у, по крайней мере экономически выгодно, ниский сров возведения, очень теплый дом. Лучше или прочнее будет если шпалы расположены вертикально, но поскольку у Вас дом менее двух этажей, можно их располагать и горизонтально. При сборке горизонтальноменьше проблем с временными креплениями. С течением времени креазот-это материал который пропитаны шпалы теряют свои свойства. Поэтому он не совсем опасен. Единственное надо внутреннюю штукатурку выпонять не менее толщиной 40 мм и обязательно по шелковой сетке. Снаружи также выполнить тщательную штукатурку, а потом можно отделывать фасад из чего угодно. Поэтому вы на правильном пути эсли у вас есть такая возможность. С уважением Ф.Максименко.
READ Айфон 6 как установить бесплатное приложение ватсап бесплатно
Внешняя отделка
Как построить дом из шпал – внешняя отделка
Лучшим решением для внешней отделки здания из шпал станет монтаж вентилируемого фасада, который будет способствовать выветриванию паров креозота. Для его обустройства сначала устраивается обрешетка, на нее крепится утеплитель из минеральной ваты (пенопласт для утепления использовать не рекомендуется). Далее, теплоизолятор покрывается ветрозащитной мембраной. Между ней и утеплителем обустраивается дополнительная обрешетка из деревянных реек 30х30см для того, чтобы создать воздушный зазор. После этого на обрешетку крепится сайдинг, чаще виниловый или металлический, но можно использовать и обычную вагонку.
Цена договорная
Я в детстве чуть не умер в палатке, которую топили попилеными шпалами. Труба у печки забилась копотью за пару часов и мы еле выползли полумертвые на улицу. Такой вонючий дым типа скипидара. Точно не полезно!
Однозначно укладывать крест-накрест:), т.е. кресто-образно:)
Можете строить, на сколько я знаю со шпал строили вертикально, ведь вы все равно будете обшивать шпалы, а по поводу экологической безопасности, конечно да, есть проблема, но вы можете купить систему регенерации и восстановление воздуха в помещениях и проблем как не бывало!
Прикольно, конечно. Вы думаете если бы у меня было много денег, чтобы установить систему регенерации воздуха, я стала бы ту про шпалы спрашивать?
Источник https://drevesina.net/razmery-derevjannoj-zheleznodorozhnoj-shpaly-dlina-ves-obem/
Источник https://skbalkon.ru/izdeliya/stroitelstvo-iz-shpal.html
Источник