Содержание
Ракета «Сармат» — средство сдерживания или повод для эскалации
Одним из новейших достижений отечественных «ракетчиков» является межконтинентальная баллистическая ракета РС-28, также известная под названием «Сармат». МБР ещё не принята на вооружение (хотя это запланировано уже на 2019 год), но уже успела поучаствовать в войне – разумеется, не в ядерной, а в информационной.
При том, что официально оглашались в лучшем случае приблизительные технические характеристики оружия, в прессе успели появиться сообщения о том, насколько «Сармат» хорош и совершенен. В любом случае, у ракеты, которая призвана заменить легендарную Р-36М, просто нет права быть неудачной.
История создания
Межконтинентальные ракеты шахтного базирования Р-36М, получившие в НАТО уважительное прозвище «Сатана» долгое время оставалась основой российских стратегических сил. Однако это оружие, первые образцы которого встали в строй ещё в середине 70-х годов, успело устареть. «Сатана» всё ещё обладает действительно «сатанинской» мощью, но уязвима для современных средств противоракетной обороны. А возможности дальнейшей модернизации затруднены тем, что часть разработчиков Р-36 осталась на территории Украины.
В итоге правительство решило строить новую ракету, оснащённую системами противодействия ПРО и способную нести неядерные боевые блоки (кинетического действия). Затруднения возникли при выборе двигателя. В ракетостроении сторонники нашлись как у твердотопливных моторов, так и у жидкостных. Первые заявляли, что двигатели на твёрдом топливе за счёт сокращённой забрасываемой массы позволяют построить лёгкую ракету, пригодную для запуска с мобильных установок.
Вторые возражали – твердотопливная МБР за счёт ускоренного разгона менее уязвима на участке разгона, а «жидкостная» может нести больше средств активной защиты и потому лучше защищена именно на конечном участке. Этот затруднение разрешили, выдав техзадание на проектирование сразу двух типов МБР. Заменить Р-36М предстояло ракете РС-28 «Сармат».
Реализацией проекта занимается Государственный ракетный центр имени академика Макеева.
Летом 2016 года ГРЦ успешно завершил испытания двигателей РС-99, а в конце 2017 года провёл бросковые испытания макета ракеты.
Информации о ходе конструкторских работ и испытаний боевых блоков Ю-71 «Авангард» даже меньше. Только в 2016 году местными жителями был заснят след, оставленный в атмосфере маневрирующим блоком. Так или иначе, уже в 2019 году РС-28 должны быть приняты на вооружение, а к 2025 году, как обещается, полностью заменит комплекс Р-36М.
Конструкция
Межконтинентальная баллистическая ракета РС-28 «Сармат» предназначена для базирования в шахтных установках. При этом предполагается не строить новые шахты, а использовать уже построенные. Об устройстве ракеты достоверно известно немногое. Например, данные о количестве ступеней не разглашались, и выводы делались на основе анализа официальных изображений ракеты. Пока что считается, что у «Сармата» 3 ступени, что для МБР не очень типично.
Двигатели РС-99 представляют собой модернизированные моторы РД-624, применявшиеся на «Сатане».
Использование давно освоенных в производстве и эксплуатации моторов позволило сократить сроки разработки ракеты. РС-99 разгоняют «Сармат» до скорости, несколько меньшей, чем требуется для вывода забрасываемой массы на орбиту.
Благодаря этому РС-28 заходит на выбранную цель по любой траектории, что потребует от вероятного противника выставлять системы ПРО по принципу «круговой обороны». А с другой стороны, такая МБР без значительных переделок способна выводить на орбиту не только боевые заряды и после снятия с вооружения с помощью РС-28 в космос отправят гражданские спутники.
Боевая часть «Сармата» должна состоять из нескольких (по некоторым данным – более 10) гиперзвуковых управляемых блоков Ю-71 «Авнагард».
Характеристики этих блоков официально не сообщались, известно только, что они имеют собственные двигатели и системы управления, а головная часть Ю-71 содержит разделяющиеся боевые заряды.
Защиту от противоракет обеспечивают как высокая скоростью и маневренность «Авангарда», так и постоянное маневрирование головной части «Сармата», выбрасывающей боевые блоки вместе с ложными целями. Боеголовки Ю-71 могут не быть ядерными – гиперзвуковая скорость позволяет поражать цели за счёт кинетической энергии.
Но системы активной защиты не ограничиваются встроенными непосредственно в ракету. Поскольку пусковые шахты не могут перемещаться, а их местонахождение обычно известно, место старта прикрывает комплекс «Мозырь». На пути следования подлетающей боеголовки «Мозырь» создаёт буквально сплошное облако из поражающих элементов.
Тактико-технические характеристики
Как уже упоминалось, опубликованы только примерные сведения о ТТХ «Сармата». Тем не менее, сравним эти примерные данные с известными параметрами предшественника.
РС-28 | Р-36М2 | |
---|---|---|
Масса, т | Более 200 | 211 |
Длина, м | Более 30 | 34.3 |
Максимальная дальность, км | — | 11000 |
Забрасываемая масса, т | 10 | 8.8 |
Количество боевых блоков | Более 10 | 10 |
В принципе, схожесть массово-габаритных параметров ракет объясняется тем, что «Сармат» должен устанавливаться в те же шахты. Что же касается боевых качеств, то «особенность» МБР в том, что точные характеристики такого оружия проверить сложно, да и проверкой «на себе» заниматься никто не хочет. В то же время к сообщениям о создании нового оружия массового поражения надо относиться серьёзно.
Ракеты РС-28 уже позиционируются, как средство «деэскалации конфликта». В случае угрозы войны производится запуск. Целями становятся командные пункты и авиабазы противника, сделав продолжение конфликта невозможным. Неспособность стоящих на вооружении средств ПРО бороться с гиперзвуковыми «Авангардами» (и отсутствие круговой защиты) обеспечивают неизбежность точных попаданий.
В то же время уже прозвучали сомнения в том, что такой метод может «снизить напряжённость».
Для примера возьмём территорию США. МБР летят к ней достаточно долго, объекты стратегической за это время успевают эвакуировать, а разделяющиеся боеголовки поразят только мирных жителей.
РС-28 «Сармат» ещё до принятия на вооружение стал достаточным «инфоповодом», заставившим задуматься о перспективах развития ПРО и стратегического оружия. Как сложится его боевое дежурство – пока ещё неизвестно. Но возможность переоборудования не исключают перспективы того, что новая ракета, подобно знаменитой Р-7, внесёт вклад в развитие космонавтики.
Видео
Ракета Сармат: фото, характеристики, видео
РС-28 «Сармат» (по классификации NATO Satan-2) – российский перспективный стратегический ракетный комплекс шахтного базирования 5-го поколения с тяжелой многоступенчатой жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой. Он предназначался для замены ракетного комплекса Р-36М (SS-18 «Сатана).
Концепция комплекса «Сармат» — не просто акцент на максимальный вес боеголовок, как в Р-36М, которые могут поражаться средствами ПРО, а доставка пусть и не такого большого количества боеголовок, но по траекториям и способами, которые существенно затрудняются их уничтожение даже перспективными комплексами ПРО. Технология «орбитальной бомбардировки», заложенная в ракете с нанесением удара по территории США по суборбитальной траектории через Южный полюс Земли в обход развернутых средств ПРО и позволяет выполнять запуски гражданских космический аппаратов.
Кроме того управляемые боевые блоки «Авангард» (Ю-71) позволяют первый раз использовать советские и российские МБР в локальных войнах по стратегии «глобального удара», без ядерного взрыва с поражением стратегических объектов противников кинетической энергией боевого блока.
Ракета применяет модернизированный двигатель РД-264, уже использованного МБР Р-36М2 советского производства.
В серийное производство МБР «Сармат» должен поступить на Красноярском машиностроительным заводе в 2021 году; первый полк, оборудованный такими ракетами, встанет на боевое дежурство к тому же сроку.
С чего все начиналось?
К средине 20 века человечество попало в «ядерную западню». По сравнению с другими видами вооружений, простое качественное и количественное превосходство единиц ОМП любой из стран мира не гарантировало победу. Сам факт массового использования ядерных боеголовок одной из стран может привести к гибели всего человечества. С 70-х годов стратегический паритет выступает гарантией мира, однако, оружие массового поражения выступает инструментом оказания политического давления.
Гарантированный ответ или первый удар?
Сегодня само наличие и количество зарядов отыгрывает уже второстепенную роль. Теперь актуальная задача заключается либо в возможности безнаказанной атаки, либо обеспечить возмездие стране-агрессору. Если разворачивание глобальной системы ПРО американского производства призвано выполнять наступательную доктрину, то разработка оружия ответного удара – главное и приоритетное направление развития стратегических сил России.
На сегодняшний день основой РВСН выступают носители «Воевода» (они известны, как «Сатана»). ИХ не могут перехватить никакие противоракетные системы. Эти МБР производились еще в советское время в Днепропетровске, который после распада СССР стал украинским.
При всех своих преимуществах комплексы стреляют, как и любая военная техника. Не так давно военные аналитики предполагали, что срок их эксплуатации продолжился до 2022 года, но современная политическая ситуация, связана с конкретными вопросами технического обслуживания, диктуют уменьшение оставшегося до их тестирования времени. Но задача принятия на вооружения современного стратегического носителя «Сармат» стала еще более актуальной. В 2018 году ракета должна сменить стоящие на вооружении в шахтах «Воеводы».
Соотношение сил
На сегодняшний день ядерное оружие, находящееся на вооружении всех стран распределено таким образом: приблизительно 45% подобных боевых запасов приходится на РФ и США. Число зарядов известно и согласно договору СНВ-3 составляет приблизительно по 1550 шт. наземного и морского базирования плюс 700 шт. на авиационных средствах.
По количеству носителей картина немного другая. У России их 528, а у Америки – 794. Но это не говорит о преимуществах вероятного противника, просто США располагает большим количеством моноблочных систем.
90% всех атомных (нейтронных, водородных) зарядов находится на вооружении американской и российской армии. Остальными 10% располагают КНР, Британия, Франция и прочие страны «ядерного куба». Сложно сказать какую сторону выберут государства при глобальном конфликте. Не исключено, что многие из них (которые не входят в НАТО) выберут нейтралитет.
Новая «Сатана»
К исходу второго десятилетия 21 века баллистическая ракета «Сармат» заменит «Воеводу» — «Сатану», которая выполняет задачу гаранта возмездия. В соответствие времена количество РС-20В превышало 3 сотни, сейчас их 52. На всех из них установлено 10 боевых частей, итого 520 боеголовок (по 750 килотонн тротилового эквивалента) – это почти третья часть всего морского и наземного стратегического оборонного потенциала.
Вес «Воеводы» — больше 200 тонн. Ядерный потенциал РФ обновляется, в 2015 году РВСН получат 500 новых комплектов других видов, но им придется производит другие задачи. Как правило, это мобильные установки, которые дежурят в оперативных районах.
«Сатана» страшна 2 своими важными возможностями: огромной разрушительной силой и способностью быстрого прохождения рубежей ПРО. Каждый такой носитель может превратить целый мегаполис с окрестностями и промышленный район в реактивную пустыню. Предполагается, что ракета «Сармат» заменит мощный в мире носитель приблизительно в момент его достижения 30-ти летнего возраста, что для МБР весьма почетно.
Основное отличие новой ракеты
Все проектные, опытно-конструкторские работы и изготовление нового оружия были поручены государственному центру им. Макеева, который располагается в г. Миассе (Челябинская область). Конструкторы не ограничиваются модернизацией «Сатаны», несмотря на то, что она хорошо себя проявила, и сразу решили выбрать непростой путь первопроходцев. Основная задача заключалась в том, чтобы создать боле легкий и компактный образец. Таким образом, и был задуман «Сармат» — ракета, показатели которой должны были существенно превосходить характеристики ранее стоявших на вооружении российских РВСН. Главный показатель любого баллистического снаряда заключается в его энерговооруженности, то есть отношение веса к силе, приводящей его в движение. В этой сфере и намечался существенный прорыв. «Сатана» — тяжелая 210-тонная ракета, тогда как масса «Сармат» в два раза меньше.
Жидкое топливо
Большая часть веса ракеты приходится на горючее, которое находится в ступенях. Все стратегические носители делятся на 3 главные категории:
- Тяжелые до 200 т весом (на данный момент больших пока нет).
- Средние – от 51 до 100 т.
- Легкие, весом до 50 т.
Такая градация объясняется и дальность полета: чем больше будет топлива, тем соответственно продолжительнее будет радиус действия. Например, американские «Минитмены» весят 35 т и относятся к категории легких. Относительно небольшой вес – это огромное преимущество, ведь подобные ракеты нуждаются в менее объемных шахтах, их проще прятать и перевозить. Но в то же время они почти все являются твердотопливными. И это дает огромное количество преимуществ: увеличивается срок хранения, не применяются высокотоксичные компоненты, обслуживание получается дешевле. Но проблема в том, что энергонасыщенность твердого топлива будет ниже по сравнению с жидким. Поэтому «Сармат» представляет собой ракету с жидким топливом. Пока о силовой установке ничего не известно, разве то, что ее энерговооруженность не имеет равных.
Испытания
Изготовление нового технического образца всегда подразумевает серьезный риск, но в случае успеха он полностью оправдывается.
Работа над этим проектом началась в 2009 году. КБ, после 2-х летних изысканий наконец-то приступило к испытаниям.
Вначале осени 2011 года окрестности космодрома Капустин ЯР пострадали от мощного взрыва. Ракета «Сармат», на которую возлагались серьезные надежды, через несколько минут после старта, рухнула на землю. Все дальнейшие пуски тоже, к сожалению, оказались неудачными.
Только через год произошел успешный запуск. В этот раз эксперты учли базовые показатели баллистики. Испытания показали, что жидкостная ракета «Сармат» способна преодолеть больше 11 000 км, при этом нести боевое отделение весом 4350 кг. Весной 2014 года Ю.Борисов (замминистр обороны) объявил о том, что все работы о разработки нового стратегического комплекса проходят плавно, по четко запланированному графику. Он считает, что новая ракета «Сармат» не будет иметь ограничений в направлении боевого использования, сможет поражать цели по траекториям, которые проходят через оба полюса планет. Это крайне важно, поскольку защищенные системы NATO не рассчитаны на подобную универсальность.
Боевая часть
«Сармат» обладает уникальными энергомассовыми характеристиками. Ракета-носитель – это, безусловно, важный элемент конструкции, но боевой блок, содержащий 10 частей индивидуального наведения, является не менее значимым. А он, по видимости, тоже уникальный. Все потому, что каждая из боеголовок объединяет качества 2 разных видов оружия: гиперзвуковой и крылатой ракеты. Оба типа оружия до сих пор имел очерченный круг задач. До сегодняшнего дня РК с настильной траекторией так быстро не летали.
Крылатые гиперзвуковые блоки
Характеристики боеголовок выглядит противоречивым. Все потому, что обычный тип крылатой ракеты подкрадывается к противнику на сравнительно небольшой скорости. Учитывая рельеф местности, скрываясь за его неровностями, она вынуждена быть тихоходной, дабы электронный «мозг» смог успеть оценивать препятствия, а также вырабатывать решения по их облету. Например, американская КР «Томагавк» летит со скоростью пассажирского лайнера (меньше 900 км в час).
К тому же, у крылатой ракеты, есть масса (как и любого другого летательного аппарата), а значит, и инертность, и управляющие воздействия воздушных рулей должны быть упредительными. Таким образом, действуют и блоки МБР «Сармат». Ракета, показатели которой максимально приближены к гиперзвуковым, после отделения начинают поддерживать настильную траекторию, что делает ее перехват невозможным.
Непредсказуемость
Все преимущества уникальной персонального управления боевых блоков разделяемой головной части окружаются бесполезными, если враг сможет уничтожить МБР до того как она выйдет на боевой курс. Ракета «Сармат» летит быстро, однако, ее траектория в любой момент может сойти с обычной предсказуемой дуги – параболы. Дополнительные маневровые двигатели меняют направление, высоту, скорость, а затем бортовая ЦЭВМ определяет новые показатели полета для выхода на цель. Такая непредсказуемость присуща и для других типов современных отечественных носителей ядерных зарядов. В результате она стала их «визитной карточкой» или ассиметричным ответом на попытки вероятного противника обеспечить собственную неуязвимость, которая бы позволяла нанести первый удар.
Неуязвимость на земле
Для агрессора, запланировавшего нанести массированный безнаказанный ядерный удар, самая важная задача – лишить противника возможность ответить на этот удар в начальном этапе развязывания военного конфликта. Это значит, что пусковые установки, наземные и авиационные носители должны быть уничтожены (нейтрализованы) первым же залпом. Но это маловероятно. Шахты, где находятся ракеты «Сармат» отличаются многоуровневой защитой как пассивной (высокая надежность фортификационных сооружений), так и активной (в виде ПВО и противоракетных систем). Для 100% поражения подземной пусковой установки понадобится нанести не меньше 7 точных ядерных ударов по оперативному району развертывания, прикрытому средствами ПРО. Кроме того, место дислокации пока не рассекречивается. И сама ракета «Сармат» составляет государственную тайну. Разглашается лишь информация, которая предназначена для военных аналитиков и СМИ.
Устройство и ТТХ характеристики
Ракета «Сармат» применяет двигатель, который был создан на базе надежного двигателя НПО «Энергомаш» РД-264. По заявлению генерал-полковника С. Каракаева, главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения, ракета использует шахтную систему базирования и может находиться в готовых шахтных пусковых установках. Комплекс осуществляет минометный пуск, пороховой аккумулятор давление в результате чего выбрасывает ракету из шахты на высоте 20-30 м, после чего автоматически задействует двигатель ракеты.
По первым эскизам ракеты большинство экспертов считало ее двухступенчатой. После размещения официального фото ракеты некоторые источники предположили, что ракета может быть и трехступенчатой, как классические ракеты-носители, которые выносят спутники на орбиту.
Жидкостные ракетные двигатели ступеней были «утоплены» в бак с горючим, тогда как топливные баки – несущие с совмещенными разделительными днищами. В ракете будут применяться надежные и проверенные двигатели от Р-36М, такие как РД-264 в их усовершенствованной модификации РС-99, испытание которых эффективно завершено.
Эксперт Командного военного института ракетных войск КНР Чу Фухай, считает, что будет создано две модификации ракет с различным запасом топлива для поражения целей в Западной Европе и США. Изначальный вес ракеты с целью в США – 150-200 т, дальность полета – 16 000 км, полезная нагрузка составляет 5 т. Дальность ракеты, направленной на западноевропейские страны – 9000 – 10 000 км, стартовый вес – 100 – 120 т, максимально забрасываемый вес – 10 т.
Одна ракета, по мнению экспертов, несет от 10 до 15 боеголовок (все зависит от их мощности). При доставке 10 боеголовок, мощность их составляет 750 Кт каждая. Также некоторые эксперты считают, что используются обычные боеголовки, если будут применяться маневрирующие гиперзвуковые боеголовки Ю-71, то их будет три штуки, и каждая будет весить около 1 т.
Ракета «Сармат» — не первая ракета, у которой столь разняться показатели дальности и загрузки в различных вариантах, поскольку такие показатели – связанные. Сделанные практически по одной технологии Р-36 и Р-36 орб с одним весом 180 т имеют дальности в зависимости от массы загружаемых боеголовок 10 000 км, 15 000 км и вариант «орбитальной бомбардировки».
Кроме того стоит учитывать, что помимо боеголовок, по утверждению конструкторов, существенный лимит массы будет отведен для традиционных комплексов преодоления ПРО, таких, как ложные цели. В том случае, если классические ложные цели такие как надувные имитаторы боеголовок, уголковые, пружинистые и дополнительные отражатели – имеют большой вес, то при вхождении в атмосферу имитирующие боеголовки – это квазитяжелые ложные цели, и хотя они легче боеголовок, все равно их вес довольно существенный, поскольку представляют ракету с теплозащитой, плазмогенератором, доразгонным двигателем и модулем РЭБ для свечения, имитации траектории и ЭПР боеголовки.
Устройство и тактико-технические характеристики боевого блока
По информации издания «Известия», этот боевой блок может иметь такие тактико-технические характеристики:
- максимальная скорость полета в атмосфере – 15М (при показателе средней скорости – в интервале – 5-7 километров в секунду);
- изделия работает на высоте около 100 км (это верхняя граница атмосферы планеты Земля);
- боевой блок производит маневры в атмосфере при снижении для преодоления ПРО.
Таинственный «Сармат»
Тайной покрыто все, что связано с разработкой этого комплекса. Это именно тот случай, когда не все налогоплательщики смогут в ближайшем будущем узнать, на что идут их оплачиваемые средства. Лишь скупые обещания новостных СМИ об удачных пусках и безопасность над головой выступают доказательством того что государственные деньги были расходованы не напрасно
В настоящее время, о «Сармате» известно еще слишком мало. По всей видимости, этому классу носителей ядерного оружия предстоит роль главного щита страны, совместно с системами авиационного, морского и мобильного базирования. Опубликованы только некоторые разрозненные данные о том, что представляет собой ракета «Сармат». Тактико-технические характеристики тоже приводятся лишь примерные: радиус действия – 11 тыс. километров, но при этом предоставляется возможность поражение целей вероятного противника через Южный полис.
Сарматы
Больше половины четвертой книги «Истории» Геродота (IV век до н. э.) посвящено описанию Скифии (современной Украины) и ее обитателей — кочевого племени скифов. Этот греческий автор, который, вероятно, встречался со скифами во время своего путешествия в Ольвию, бывшую тогда самой крупной греческой колонией на Черном море, уделяет внимание и соседним народам, в том числе и савроматам — греческое произношение латинского названия «сарматы».
В период, когда сарматы впервые появились на исторической сцене, они населяли земли, прилегающие к восточным границам Скифии. Геродот, у которого впервые встречается упоминание об этом народе, отмечает, что «за рекой Танаис (Дон) кончается Скифия и начинаются земли сарматов, простирающиеся на север на пятнадцать дней пути, на которых не растет никаких деревьев, ни диких, ни насаженных».
Сарматы — III век до н.э. — III век н.э.
Другой греческий автор, Гиппократ (460–377 гг. до н. э.), также помещает сарматов в земли, примыкающие к Азовскому морю; согласно Страбону, то, что находится за рекой Танаис, известно очень мало, «поскольку эта местность холодна и пустынна».
Древние авторы, рассказывая об иноземных народах, в первую очередь обращали внимание на их диковинный внешний вид, то есть на то, что сразу бросалось в глаза.
Вместе с тем информация о внешнем виде сарматов и аланов в античных источниках все же достаточно скудна. Сохранилась информация о том, что сарматские мужчины носили татуировку. Наколки могли иметь не только культовый, возрастной, племенной, но и военный характер, то есть служить для устрашения врагов, показа своей военной доблести и в то же время охраны бойца в бою.
Недавние археологические исследования показали, что территории, которые сарматы занимали в ранний период своей истории, включали Южный Урал и степные области к востоку от реки Урал.
Сарматская культура
Но археологические находки из областей, расположенных далее к востоку, — из степных районов Казахстана до Алтайских гор и Центральной Азии, — имеют определенное сходство с предметами савроматской культуры, обнаруженными на Южном Урале или в низовьях Волги.
Это наводит на мысль о том, что все эти области были населены народами, тесно связанными с сарматами. В большинстве случаев они были прямыми предками сарматских племен, которые позднее переселились в Северное Причерноморье, откуда античные историки и узнали о этих племенах и о том, как они называются.
Сарматы появились в VII веке до н.э. в степной области к востоку от реки Дон и к югу от Уральских гор. На протяжении веков они жили в относительном мире со своими западными соседями – скифами. Как союзники, они даже участвовали в войне с персами Дария I. Но в III в. до н.э., мирные отношения сармат со скифами сменились военными столкновениями. В 280-260 гг. до н.э. скифы потеряли значительную территорию, и сарматы уже доминировали в степях Северного Причерноморья.
В античный период условия жизни в степных районах Азии постоянно менялись, и перемещения племен происходили с самого далекого прошлого. Изобретение или освоение верховой езды и появление конных лучников — вероятно, в середине 2-го тысячелетия до н. э., — было поворотным пунктом в развитии этих народов. Пастухи-кочевники на стремительных конях стали настоящим бедствием для своих соседей и для народов, которые жили далеко за пределами степного пояса.
Самые первые сарматы (савроматы Геродота) населяли степи нижней Волги. С ними связывают большое количество археологических находок, датируемых VI и V веками до н. э. Они образуют так называемую савроматскую культуру; этот период известен как «савроматский».
Степные племена постоянно сталкивались между собой. Поводом для больших войн могли послужить голод или какие-то внешние факторы, заставлявшие целые племена захватывать новые пастбища, вытесняя своих соседей и вызывая дальнейшее перемещение народов. Так различные сарматские племена, подталкиваемые своими восточными соседями, последовательно переселялись в степи Причерноморья и далее на запад, уступая напору следующей волны переселенцев.
Как исторические, так и археологические данные позволяют нам проследить передвижения большинства этих групп и племен по Европе. Судьба всех переселившихся на запад племен была более или менее одинаковой: рано или поздно они растворялись среди народов, населявших завоеванные ими страны.
Сарматские племена
Сарматы принадлежат к северной ветви ираноязычной группы индоевропейских народов, которую также называют скифской ветвью и в которую еще входили саки, жившие в советской части Центральной Азии. Они были ближайшими родственниками древних индийцев, парфян и персов. Их язык родствен древнему языку Авесты (по крайней мере, язык описанных Геродотом савроматов) и считался диалектом скифского языка, причем более архаичным, чем сам язык.
Расселение сарматских племён
Сарматы никогда не были единым народом и состояли из нескольких племен, в той или иной степени отличавшихся друг от друга и чьи названия мы находим у историков древности. Было бы ошибочным считать, что сарматские племена ничем не отличались друг от друга, и представлять характерные особенности какой-либо одной ветви (как, например, искусственную деформацию черепа) общей чертой всех сарматских народов.
Мы можем предположить, что каждая из основных групп сарматских племен говорила на своем собственном диалекте, хотя точно об этом ничего не известно, поскольку письменные источники полностью отсутствуют. Но язык осетин, проживающих на Кавказе, произошел от древнего сармато-аланского диалекта, и его можно считать современным сарматским языком.
Еще одним сарматским обычаем, упоминающимся в источниках, была деформация головы. Софист II в. Зеновий сообщает: «Сираки дают диадему самому высокому, а как говорят некоторые, – имеющему самую длинную голову». Действительно, вероятно, сарматские правители носили особый головной убор (Seneca. Epist., XI, 1, 10), возможно, в виде повязки-диадемы. Впрочем, богато украшенные диадемы фиксируются лишь в женских погребениях сарматов как показатель высокого социального статуса.
Первые сарматские народности, известные под этим названием, упоминаются в древних источниках под именем «сарматаи». Это имя было впоследствии распространено на всю группу родственных племен и народностей, самыми могущественными из которых были, вероятно, аланы, чье имя впоследствии вытеснило более древний термин «сарматы» в обозначении восточной группы народностей. Некоторые авторы считают аланов народом, отличным от сарматов, хотя и родственным им по происхождению.
Из сарматских народов, оставивших свое имя в истории, можно назвать языгов, роксоланов, сираков, аорсов и ан-тов.
Из тех времен, когда сарматы-аланы проживали в своих исконных областях, до нас не дошло никаких названий племен, за исключением двух или трех, упомянутых Геродотом в описании путешествия Аристея из Проконнеса.
Неоднородный характер сарматов подтверждается древними пиктографическими материалами и антропологическими исследованиями скелетных останков, преимущественно черепов. В степных районах Казахстана чаще всего встречаются останки так называемого «андроновского» расового типа — брахицефалов-европеоидов, что ясно свидетельствует о том, что большинство сарматских народностей произошло от андроновцев бронзового века.
Похожее по теме. Скифы и Скифия /> Скифия — в представлении античной географии область расселения группы народов, объединённых под названием скифов (собирательное название группы ираноязычных коч�
Античный стереотип рассматривал сарматов и аланов как полудиких и яростных хорошо вооруженных бойцов. Данное представление не случайно, оно основывается на реальном психологическом базисе. Поскольку человек в бою испытывает шок, то современные военные психологи относят частое мочеиспускание, диарею, рвоту, дрожь, мышечное напряжение, потливость, учащенное дыхание и сердцебиение к нормальным реакциям человека на обстановку боя. Такое состояние воина в сражении было вызвано экстремальным напряжением его психики.
С другой стороны, сами воины перед боем приводили себя в состояние аффекта, что помогало им психологически переносить экстремальные состояния в бою. В этом состоянии воин мог не обращать внимания на кровь, раны и даже смерть товарищей, не замечая даже собственных ранений.
Во второй половине V века до н. э. в степных районах Южного Урала появился новый расовый элемент — па-миро-ферганский тип, присущий Центральной Азии, аналогичный «арменоидному» типу западных антропологов. За период с III века до н. э. до III века н. э. он, как свидетельствуют могильники, распространился от нижней Волги к югу, от Волгограда до Маныча.
Позднее, к концу дохристианской эпохи, брахицефальный тип, свойственный лесным зонам Западной Сибири, и монголоидные черты распространились до низовьев Волги. Эти изменения и появление восточных расовых черт на западе, где они до этого не отмечались, отражает процесс перемещения сарматских племен.
Несколько довольно туманных замечаний, единственных дошедших до нас письменных сведений об истории скифов после Геродота, относятся к Уи IV векам до н. э., когда стали происходить значительные изменения в расселении племен. Савроматы низовьев Волги отошли не только на юг, но и, даже в большей степени, на восток.
Присутствие сарматов к западу от Дона, на территории, которая до этого была скифской, отмечено в 338 г. у Псевдо-Скилакса, который называет их «сирматами». Возможно, они появились там еще раньше, как предполагает Псевдо-Гиппократ. По его мнению, сарматы (савроматы) переправились через Дон и появились в Скифии в конце V или в начале IV века до н. э. Типичное сарматское захоронение было найдено в низовьях Днепра.
Образ жизни и экономика
Сарматы были жителями степей; большинство из них вело кочевой образ жизни, а их экономика основывалась на разведении скота. Страбон утверждает, что страна, где они обитали, была бедной и холодной: «Выдерживать такие суровые условия может лишь местное население, привыкшее на кочевой манер жить на мясе и молоке, но для людей из других племен это невыносимо». В некоторых местах, в окрестностях рек, сарматы занимались и возделыванием земли, но в значительно меньшей степени. Они также охотились на диких зверей и птиц.
По образу жизни и экономике сарматы очень походили на скифов. Согласно как Геродоту, так и Гиппократу, у них не было домов, и они жили в повозках. Такую же картину рисует Страбон четырьмя веками позднее.
Согласно его описанию, роксоланы и другие сарматские кочевые племена «проводили жизнь в оббитых войлоком повозках, в которые запрягали волов, и держали большие стада, дававшие им мясо и молоко, которыми они питались».
Похожее по теме. Древние хунну /> Хунну — древний кочевой народ, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая. Кстати, именно для защиты от их набегов Цинь Шихуаньди построил Велик�
Он также упоминает сезонные миграции сарматов: зимой они живут рядом с Азовским морем, а летом — на степных равнинах. Сезонные миграции, по-видимому, были обычным явлением в районе между Волгой и Уралом, а также в Казахстане, особенно в горах, где летом скот перегоняли на высокогорные пастбища.
Описание позднего сарматского племени аланов, сделанное Аммианом Марцелином в IV веке н. э., почти полностью совпадает с описаниями Геродота, жившего на 800 лет раньше. Представляют интерес его замечания о том, что аланы ставят свои повозки в круг и уделяют особое внимание разведению лошадей. Эти лошади так же, как и скифские, малы, но необычайно быстры и своенравны, и поэтому приходится их холостить.
Сарматы, как и другие народы древности, имели массу предрассудков, которые, по их мнению, говорили о воле высших сил.
Достаточно вспомнить случай из эпохи Маркоманнских войн Марка Аврелия (173 г.):
Мелитинский легион, состоящий из христиан, опустился перед сражением с германцами и их союзниками-сарматами на колени для молитвы, а затем в жару пошел ливень, варвары же, не приняв боя, бежали, приняв грозу за проявление воли богов. За это легион получил название Молниеносного.
В степях не было найдено никаких сарматских поселений, за исключением следов временных стоянок. Только на периферии сарматской территории в лесостепной зоне, в районе Самары и на Южном Урале, были найдены останки поселений с сарматскими находками. Люди, жившие в этих поселениях, занимались земледелием и происходили от сарматов, которые смешались с местным населением. Сами сарматы, как прирожденные кочевники, питали отвращение к земледелию, что хорошо описано у Страбона.
Подобная же ситуация сложилась на западе Северного Кавказа и между Доном и северным побережьем Азовского моря. Страбон пишет об аорсах и сираках, двух больших сарматских племенах того времени, и говорит, что среди них были как кочевники, так и земледельцы. То же самое относится и к более поздним аланам. Этот факт подтверждается результатами археологических исследований.
Характер и способы ведения войны
Согласно описаниям древних авторов, по своим обычаям и одежде сарматы почти не отличались от скифов: они тоже носили длинные штаны, сапоги из мягкой кожи и остроконечные или закругленные войлочные шапки (хотя некоторые обходились вообще без головного убора, как скифы). Тем не менее между ираноязычными кочевниками — скифами, сарматами и саками Центральной Азии — есть определенные различия.
Сарматы — новаторы конного боя
Они отчетливо видны, если сравнить изображения скифов на табличках, золотых и серебряных вазах и чеканке из богато украшенных мавзолеев с изображениями сарматов (на гробницах Пантикапея) и саков (на персидских барельефах). Археологические исследования выявили различия в материальной культуре, похоронных обрядах и типах погребений даже среди основных сарматских племен, чей образ жизни и известные нам обычаи и ритуалы были полностью идентичны.
Как будет показано позднее, различия существовали даже среди групп внутри племени.
Страбон что у роксоланов: «юношей приучают ездить верхом с самого раннего возраста, а хождение пешком считается достойным презрения. Благодаря такой подготовке они вырастают в искусных воинов».
Это можно с тем же успехом отнести и к другим сарматским племенам, что подтверждается данными раскопок детских могил, найденных в различных районах: во всех них было найдено оружие, из чего мы можем сделать вывод, что детей с раннего возраста учили им пользоваться. В этом отношении обычаи различных сарматских племен были одинаковы и не менялись веками.
Похожее по теме. Готы в Крыму /> Об истории крымских готов, о крымско-готском языке, о княжестве Феодоро.
Римский историк эпохи Антонинов Л. Анней Флор так красочно охарактеризовал стереотип поведения сарматов:
«У них нет ничего, кроме снегов, изморосей и лесов. Такое варварство, что они даже не думают о мире».
Действительно, война была перманентным состоянием сарматских племен, у которых, как и у большинства кочевников, происходили постоянные набеги и стычки из-за скота и добычи. Также одним из основных мотивов набега была кровная месть, стремление отомстить за обиду. Набеги велись как многочисленными вооруженными отрядами, так и наскоро сколоченными шайками.
Сарматы сражались как верхом, так и в пешем строю. Их вооружение состояло из короткого изогнутого лука, который на раннем этапе был их главным оружием; колчана, полного стрел; железного меча-акинака, который был длиннее скифского, достигая иногда 130 см в длину; реже — легкого копья или пики с железным наконечником и, совсем уж редко, боевого топора.
Если мы опять обратимся к описанию роксоланов Страбона, то прочтем, что «они использовали шлемы и латы из сыромятной бычьей кожи, носили плетеные шиты, а в качестве оружия использовали копья, лук и меч». Также у них в ходу были лассо и пращи.
Сарматские методы ведения войны мало отличались от военной тактики скифов и других степных народов. В начальный период своей истории они нападали на врага большими группами всадников, которые в совершенстве владели искусством стрельбы из лука на всем скаку. Во II веке до н. э. вооружение сарматских племен полностью изменилось.
Особенно это относится к роксоланам, которые к тому времени заняли ведущее положение среди сарматских племен Северного Причерноморья. Главным оружием стали тяжелые длинные копья с железными наконечниками и длинные мечи с деревянными ручками. Согласно Страбону, мечи были «огромных размеров, так что держать их приходилось обеими руками».
Луки и стрелы к тому времени отошли на второй план. На воинах были доспехи из железных пластин, пришитых к толстой коже, и точно такие же доспехи защищали лошадей. Шлемы делались преимущественно из шкур. Поначалу такие доспехи были только у вождей.
Очевидно, сарматы вели тотальную войну против враждебных племен, которые конкурировали с ними за обладание определенной территорией с пастбищами. Подобный способ ведения войны в племенном обществе обычно возникает между двумя этносами, имевшими застарелую и окостенелую вражду. Во время такой войны более сильный народ постепенно ассимилирует, вытесняет и истребляет представителей более слабого.
Самые первые панцири из бронзовых пластин появились в Северном Причерноморье в VI веке до н. э., исключительно в древней Скифии и в северо-западной части Кавказа. В V веке такие панцири уже встречались в сарматских захоронениях в низовьях Волги. В Скифии они довольно часто дополнялись широким боевым поясом из бронзовых или железных пластин или длинных узких полосок, нашитых на кожу или полотно. Подобные доспехи также находили в богатых сарматских могилах раннего периода, с IV по II век до н. э.
Вооруженная кавалерия была известна ассирийцам, позднее ее переняли персы и скифы, а вслед за ними сарматы низовьев Волги. Ее распространение в Центральную Азию имело гораздо большее значение: к концу IV века до н. э. массагеты и хорезмийцы формировали специальные отряды тяжелой кавалерии и разработали тактику их использования в бою.
Кавалерия сражалась в сомкнутом строю, и никто не мог ей противостоять. Освоение этой новой тактики полностью изменило способ ведения войны на востоке: легко вооруженные лучники были отчасти заменены бронированной кавалерией. Китайцы взяли эту новую тактику на вооружение, как и сарматы, в особенности роксоланы, за исключением, правда, языгов.
В сарматский период формировались особые отряды тяжелой кавалерии, состоящие преимущественно из племенной знати. Облаченные в кольчуги сарматские воины, отступающие под натиском римлян, изображены на колонне Траяна. Сарматы на службе в римской армии, одетые в чешуйчатые доспехи, изображены на барельефе арки Галерия в Салониках. Благодаря сарматам подобная тактика получила распространение в Восточной и Центральной Европе, и даже римляне вынуждены были оснастить некоторые части подобным образом.
«Роксоланы считаются хорошими воинами, но все варварские расы и легковооруженные народы не в силах противостоять организованной и хорошо вооруженной фаланге». Это Страбон.
Согласно Тациту, по одиночке сарматы не проявляли особенной храбрости, и их пешие воины сражались плохо, но противостоять их отрядам вооруженной кавалерии было очень трудно. Однако он подчеркивает, что на льду и мокрой земле их длинные копья и мечи оказывались практически бесполезны, поскольку лошади скользили и падали под тяжестью брони. Страбон замечает, что их броня была хоть и непробиваемой, но такой громоздкой, что «те, кто падал в сражении, уже не мог больше подняться».
Набеги велись как в восточном направлении – на Закавказье, так и в западном – через Дунай на римские провинции. Наиболее благоприятным периодом для проведения грабительских набегов сарматов на балканские провинции Римской империи следует признать зиму.
Во II веке н. э. сарматам пришлось отказаться от бронированной конницы и сменить тактику ведения войны, поскольку появилось новое грозное оружие — лук «гуннского типа», состоящий из нескольких кусков дерева и усиленный пластинами из кости. Стрелы с железными наконечниками, выпущенные из такого лука, могли пробить броню. Эти луки принесли с собой новые сарматские (аланские) племена с востока, и обитатели восточноевропейских степей не смогли им противостоять.
Говоря о роксоланах, Тацит пишет, что «настоящая их страсть не война, а грабёж. Это банда разбойников, которая не успокоится, пока не разорит всю страну».
В античных источниках содержится множество упоминаний о сарматских набегах. Однако представляется, что склонность к грабежам была свойственна лишь тем группам сарматов, что были вытеснены из родных степей восточными соседями. Страбон отмечает, что обитатели степей Северного Причерноморья были скорее воинами, чем разбойниками.
Основной боевой силой сарматов и аланов, как и других евразийских кочевников, была конница. Номады были наездниками с детства, и при потере коня они даже не могли спешиться и продолжить бой – не было соответствующих навыков. Исидор Севильский прямо заявляет: «без коней беспомощными остаются аланы». Конь был совершенно необходимым и, соответственно, самым обычным животным на войне.
Возможно, наибольший интерес представляет комментарий Страбона относительно влияния греческой и римской цивилизаций на кочевников-сарматов (которых он называет скифами).
«В нашем представлении, — писал он, — скифы наиболее справедливые и благонравные из всех живущих на земле людей. Они также воздержаннее в своих потребностях и меньше зависят друг от друга, чем мы. И все же наш образ жизни развратил почти все народы, открыв им роскошь и чувственные удовольствия, а также низкие уловки, служащие удовлетворению этих пороков и ведущие к бесчисленным проявлениям жадности».
Общественный строй, верования
Античные авторы пишут об общественном строе сарматов очень мало. Он, вне всякого сомнения, очень походил на скифский. Аммиан Марцелин отмечал, что у аланов не было рабов и «все они были благородного происхождения». То же самое, вероятно, можно сказать о сарматских племенах, поскольку ни один из древних авторов не упоминал о наличии у них рабов. Аммиан также говорит, что вождями аланы выбирают «тех, кто прославил себя в сражениях».
У западных сарматов в последние века до н. э. и первые века н. э. были цари или вожди, и до нас дошли имена некоторых из них.
Больше света на общественное устройство сарматов проливает изучение их похоронных обрядов. Мы обнаружили, что на ранней стадии их истории небольшие холмы с бедными погребениями группировались вокруг одного или двух больших по размеру курганов, очевидно над могилами вождей, возможно наследственных.
Тем не менее погребальный инвентарь состоял из одних и тех же предметов, разнилось лишь их количество. То же самое можно сказать о гробницах этого периода, раскопанных в степях Казахстана. Но к концу V века до н. э. уже проявляется разительный контраст между захоронениями как в отношении количества содержимого, так и его качества. Во многих захоронениях не имелось никаких погребальных предметов вообще, в то время как из других, иных по конструкции, удалось извлечь большое количество золота и привозных товаров. Также появляются особые могильники для племенной аристократии.
Эти изменения, несомненно, были результатом перемещений племен, повлекших за собой войны и завоевания. Эти изменения укрепили позиции удачливых военных вождей и одновременно ухудшили положение вождей поверженных и порабощенных племен, не отступивших под натиском завоевателей.
Изучения черепного материала также свидетельствуют о разнородном составе сарматских племен, особенно в поздний период. Значительные различия в погребальных обрядах и конструкции могил, относящихся к одному и тому же периоду и расположенных в одной и той же части кладбища, даже при условии, что погребальные принадлежности одийаковы, приводят нас к такому же заключению.
С сарматами связаны определенные изменения в военном деле народов Северного Причерноморья, поскольку они принесли с собой восточную тактику взаимодействия легких конных лучников и тяжеловооруженных катафрактов. Возможно, уже в предыдущий скифский период были намечены тенденции этого развития, выразившиеся в усилении роли тяжеловооруженных всадников, которые вместе с предводителем составляли ударный кулак, решающий исход битвы в кратковременной рукопашной схватке.
Однако более традиционным для скифов, по крайней мере с консервативной точки зрения античных авторов, оставалась тактика конных лучников, в которой фронтальная атака с последующим ложным бегством занимала главное место. Сарматы, вероятно, развили далее тенденцию ближнего боя.
Ведь еще в среднесарматских погребениях на Дону редко находят предметы защитного вооружения и длинные мечи, обычно – стрелы, мечи, кинжалы. У них предводители, знать и дружинники были тяжеловооруженными катафрактами, имеющими броню на всаднике и реже коне.
Они, судя по всему, составляли лишь небольшой процент от всего войска. В отличие от других номадов, сарматы решались сразу переходить в рукопашную схватку, сражаясь длинными мечами и пиками-контосами, тогда как другие кочевники или вообще предпочитали дальний бой с помощью лука, или, по крайней мере, сочетали дальний и ближний бой.
Особый интерес представляет положение женщин в большинстве сарматских племен, но главным образом среди савроматов, описанных Геродотом.
По его утверждению, они произошли от союза между амазонками и скифами. Этим объяснялся тот факт, что их жены «придерживались образа жизни древних амазонок: охотились верхом и сражались на войне рядом с мужьями, одетые так же, как они». Он также утверждает, что девушке не позволяли выйти замуж, пока она не убьет врага.
Почти такое же описание приводит Гиппократ, который также упоминает, что правую грудь им прижигали в младенчестве, чтобы не затруднять движения правой руки при бросании копья или стрельбе из лука. Позднее Страбон дает подобное же описание амазонок, которые, как в его время считалось, жили в центральной части северных предгорий Кавказа по соседству с некоторыми сарматскими племенами.
Относительно большое количество погребений вооруженных женщин, особенно в савроматских могильниках, обычно рассматривается как подтверждение тому, что в общественном строе савроматов сохранились древние пережитки матриархата.
Гиппократ утверждал, что сарматские женщины были не только воительницами, но и жрицами.
Среди погребального инвентаря женских захоронений в могильниках Южного Урала часто находили закругленные каменные столики с бортиками по краям. Подобные предметы имелись также в сарматских захоронениях в Центральном Казахстане. Такие алтари, часто украшенные в скифском зверином стиле, считаются атрибутами женщин-жриц.
Часть могил, где были найдены каменные алтари, были особой конструкции и отличались богатством погребального инвентаря, хотя подобные предметы попадались и в более бедных захоронениях. Там также встречались бронзовые кольца, ожерелья из полудрагоценных камней, куски белой, красной, зеленой, желтой краски и древесный уголь.
О религиозных верованиях сарматов известно очень мало.
По-видимому, они поклонялись солнцу, так же как и огню, и верили в его очищающую силу. Эти верования и обряды были унаследованы ими от предков, живших в бронзовом веке или даже в неолите.
Об этом можно судить по остаткам костров, сооруженных рядом с захоронениями или над ними, а также по следам огня в могильной яме и, как следствие, частичной кремации; по кускам угля, брошенным в могилу или разбросанным вокруг нее. «Алтари» жриц, вероятно, свидетельствуют о культе огня.
Эти ритуалы, возможно, были также связаны с поклонением солнцу или богу солнца. Позднее, в первых веках нашей эры, среди сарматов, преимущественно аланов, получил распространение зороастризм.
Стоит упомянуть еще несколько особенностей сарматов. Например, Аммиан Марцелин говорит, что у аланов «есть замечательная способность предсказывать будущее. Они собирают прямые ивовые прутья и в определенное время раскладывают их, произнося над ними тайные заклинания, и так узнают, что их ждет в будущем». Сходный обычай у скифов причерноморских степей описан Геродотом несколькими веками раньше.
Еще один устойчивый обычай, впервые отмеченный у скифов Северного Причерноморья, но, вероятно, широко распространенный и среди сарматов, — поклонение железному мечу, «скимитару». Согласно Геродоту меч считался у скифов изображением бога войны Марса, «которому они ежегодно приносили в жертву крупный рогатый скот и лошадей», а иногда также и пленников, захваченных на войне.
Поклонение мечу отмечается уже в IV веке н. э. Аммианом Марцелином, писавшим, что «аланы почитают обнаженный меч, воткнутый в землю, как своего бога войны».
Обычай, который часто ошибочно приписывают всем без исключения сарматским племенам, — искусственная деформация черепа: голову ребенка стягивали тугой повязкой, чтобы по мере его роста она приобретала вытянутую форму.
Впервые такие черепа были обнаружены в могильниках катакомбной культуры в низовьях Волги и Маныча, относящихся к первой половине 2-го тысячелетия до н. э.
Но широкое распространение деформация черепа получила лишь у обитателей волжских степей и восточных аланов во время позднего сарматского периода (со II по IV век н. э.). До 70 процентов мужских черепов, найденных на их кладбищах, подверглись деформации. Такой обычай широко практиковался в Центральной Азии в начале нашей эры, особенно среди гуннов, и от них его, очевидно, переняли восточные аланы, когда еще жили в казахстанских степях.
Сарматы верили в загробную жизнь, которую они представляли продолжением земной. Это отражено в их погребальных обычаях и инвентаре. Усопшим нужно было дать все необходимое для путешествия в загробный мир; мужчин должны были сопровождать их жены, а в более поздний период у некоторых племен вождям должны были прислуживать рабы, которых приносили в жертву на их могилах.
В погребальных обрядах нет единообразия: положение скелета в могильной яме, ориентация по сторонам света, расстановка погребального инвентаря зависели от верований и обычаев, принятых среди различных сараматских племен в разные периоды. Частичная и полная кремация также была свойственна некоторым племенам в определенные периоды.
О существовании других верований и обрядов, преимущественно анимистического характера, говорит присутствие в могилах разбитых или поврежденных бронзовых зеркал, а также амулетов и талисманов. Интерес представляют орнаментированные кабаньи клыки, прикрепленные к мечам или лошадиной сбруе.
На западе иногда поклонялись стелам с примитивным изображением умерших предков. Их обычно устанавливали на захоронении между курганами или плоскими могилами, реже на самом кургане. Антропоморфные стелы не характерны для сарматов, они появились у племен, переселившихся из Северного Причерноморья, после того как те вобрали в себя остатки народов, обитавших здесь до них.
C I в. н.э. сарматы начинают совершать набеги на Римскую империю. Особенно активно они участвую в дакийских войнах (101-102 и 105-106 гг. н.э.) на стороне даков. Позже часть сармат поступает на службу Рима.
Захват остготами Украины около 200 года н. э. положил конец иранскому владычеству на юго-востоке Европы, длившемуся более тысячи лет.
Остготское правление принесло этим краям почти два века процветания, и сарматская и готская культуры оказывали друг на друга взаимное влияние.
Остготской империи не суждено было просуществовать дольше, чем ее предшественникам в Северном Причерноморье, где скифские и сарматские племена последовательно сменяли друг друга на протяжении двух сотен лет.
Около 355 года н. э. гунны вступили в Европу и заполонили степи низовьев Волги и Дона.
Их наступление знаменует начало новой эры — эры тюркского господства в Восточной Европе, продлившейся около восьми веков. Во II и III веках н. э. гунны уже захватили древнюю родину сарматов в Азии и теперь стали хозяевами на последних остававшихся сарматских землях.
Часть живших там восточных аланов отступила на запад, другие искали прибежища на Кавказе, но большинство было захвачено гуннами, которые впоследствии увлекли их за собой в Центральную Европу. Непреодолимый натиск гуннов продолжался, и в 375 году н. э. они уничтожили Остготское королевство.
Свирепые набеги гуннов имели катастрофические последствия для всего Северного Причерноморья. Цветущие боспорские города были опустошены, некоторые (например, Танаис) были полностью разрушены и уже никогда не отстроены заново.
В результате последней большой сармато-аланской миграции, начавшейся после гуннской катастрофы, отдельные племена разошлись почти по всем землям от Волги до Испании и даже до Китая на востоке.
В сущности, это был конец существования сарматов как отдельного народа. У разделенных на мелкие группки и разбросанных по разным регионам сарматов не было возможности сохранить свою национальную самобытность, и им суждено было раствориться либо среди последующих завоевателей, либо среди покоренных народов тех стран, куда они отступили.
V век стал последним для венгерских сарматов. В 405 году н. э. гунны достигли Венгрии, и до 432 года н. э. они были хозяевами на большей части территории страны, поработив жившие там народы, включая остатки сарматов.
Большой контингент восточных аланов — сарматского племени, вступившего в Центральную Европу последним, — по всей видимости, пришел следом за гуннами, насколько об этом можно судить по захоронениям того времени, содержащим керамику гуннского типа и другие предметы восточного характера.
Под давлением обрушившихся на них гуннов большинство аланских племен отступило на запад, но многие остались в степях и впоследствии растворились среди гуннов или других тюркских народов (утигуров, кутригуров, хазар, болгар), которые последовательно, друг за другом, становились хозяевами на юге Восточной Европы.
Отдельные группы аланов смогли сохраниться в степи вплоть до XIII века, когда Гийоме Рубрук встретил их между Крымом и Уралом на своем пути ко двору великого хана Золотой Орды в Каракоруме.
В период упадка сарматы вступили в IV в., когда на их территорию вторглись сначала готы, а затем и гунны. В итоге сарматы оказались под властью гуннов и были втянуты в Великое переселение народов и окзались в территории Римской империи. А часть сармат (в частности, аланы) вместе с вандалами добралась до Африки образовали там свое королевство.
Аланы на Кавказе
Их современные потомки — осетины, небольшой народ, живущий в предгорьях Кавказа, — единственные люди, до сих пор говорящие на языке когда-то многочисленных и могущественных сарматов, хотя и сильно измененном.
Сарматские племена, достигшие Кавказа в IV веке до н. э., и позднее держались исключительно в предгорьях и прилегающих степях. После гуннского вторжения большие группы аланов из степей низовьев Волги, пришедшие в этот регион, разделились на две части: одни осели в предгорьях и слились с сарматскими племенами, появившимися здесь раньше, но большинство углубилось дальше в горы. Они проникли в высокогорные области Центрального Кавказа и заселили области, которые до этого принадлежали народам кобанской культуры железного века.
В конце VI века кавказские аланы пережили нападение авар, а затем — алтайских тюрок. С 650 года они находились в вассальной зависимости от хазар и часто упоминались в хрониках того времени.
Мы знаем, например, что в 558 году вождь аланов Саросий сообщил Юстиниану, сыну Германария, константинопольскому военачальнику в Колхиде, что царь авар хочет установить отношения с Византией. Имя аланского правителя Итаза упоминается в VIII веке. Вся область от долины Кубани до Дагестана именуется Аланией. Эта земля управляется аланами, чьи князья и княжны часто вступают в брак с царствующим домом Грузии в Закавказье.
Когда аланы пришли на эти земли в IV веке н. э., они покорили местные племена неиранского происхождения и жили с ними бок о бок в одних и тех же деревнях, хотя и хоронили своих мертвых на отдельных кладбищах. Это тесное взаимодействие затронуло обе культуры, но в конце концов аланы растворились среди местного населения, которое, по-видимому, превосходило их количеством.
Аланские захоронения также найдены в Дагестане, но на более поздних этапах; область изначальной аланской культуры существенно сжалась вследствие постепенного культурного слияния аланов с местным населением. Сначала исчезли восточная и западная оконечности, и наконец осталась лишь область, ограниченная северными предгорьями Центрального региона. Но страна все еще была известна как Алания, и аланы часто упоминались в хрониках.
Татаро-монгольское нашествие положило конец существованию аланов: с этого момента их имя больше не упоминается, и Алания исчезает из письменных источников. На их месте мы теперь встречаем названия современных народов Северного Кавказа, которые, очевидно, произошли от аланов.
Источник https://warbook.club/boepripasy/rakety/sarmat/
Источник https://avia.pro/blog/raketa-sarmat-foto-harakteristiki-video
Источник https://page.maple4.ru/inoe/stati/interesnoe/4315-sarmatyi.html