Лед: какой он бывает — на Земле и вне ее
«Лёд — это замороженная вода» — истина, известная каждому человеку. Ситуация обоюдоострая, поскольку вода также может быть растаявшим льдом. Если брать за основу подтвержденное знание о реальных ледниковых периодах в истории Земли, то можно предположить, что все воды — это растаявшие ледники. К тому же, вода и лёд имеют одну химическую запись: H2O. Даже определение льда однозначно — вода в твердом агрегатном состоянии.
Плотность меньше плотности воды — и это одна из важных загадок природы. Вода в твердом состоянии намного легче, чем в текучем, что попирает физические явления. Впрочем, это единственное исключение из правил.
Структура
Замерзание и таяние — процесс самостоятельной очистки воды. Природный лёд, как правило, значительно чище воды. Растущие кристаллы создают собственную решетку, вытесняя посторонние примеси обратно в жидкость.
Кристаллическая решетка напоминает соты или даже структуру драгоценного камня. Каждая молекула окружена другими, в результате формируется водородная связь. Отсюда и сетчатая структура, что приводит к понижению плотности. Известно 14 видов замершей воды. Большинство отличающихся структур образуются только при экстремально низких температурах. Потому и не встречаются на Земле, а лишь в Космосе.
Лёд оказывает большое влияние на условия существования флоры, фауны и даже деятельность человека. Именно он образует на воде плавучий покров, своеобразно защищая подводную жизнь от гибели.
Благодаря свой структуре, кристаллизованный лёд способен сохранять информацию обо всем, включая флору и фауну (он просто её замораживает), также данные о том, при каких условиях произошло замерзание. На это влияют слоистая структура льда. Именно так удалось выявить ДНК мамонтов, к примеру. Слои ледников детектируются разными годами и даже эпохами. Так было выяснено, что теплыми годами для Арктики были 1550 и 1930.
Молекулы льда кристаллизуются в форме двойной спирали при воздействии низких минусовых температур и высокого давления. При таких условиях ледяной кристалл напоминает структуру ДНК.
Происхождение
Лёд образуется на поверхности воды, сковывая её течение при понижении температуры воздуха. Начальная температура льда всего 0°С — этого достаточно, чтобы начали появляться иголки, которые образуют кристаллизованную чашу. То есть в основе происхождения льда лежит вода и минусовая температура.
Существует несколько районов на Земле, где в слоях залегает вечная мерзлота. Грунтовый лёд в таких местах оттаивает лишь на незначительную глубину. Ниже встречается подземный лёд, который также имеет два вида: современный и ископаемый. 10% процентов планеты покрыто ледниковым льдом. А на поверхности морей и океанов образуется морской лёд — но не везде, существует пресноводный вид и множество других. Все они имеют различное происхождение, в зависимости от типа воды.
Фазы льда
Достоверно неизвестно точное количество фаз льда. На сегодняшний день выявлено всего 14 основных разновидностей, некоторые из которых являются внеземными.
- Аморфный лёд — не имеет кристаллической структуры, но существует три дополнительные формы по плотности: LDA— низкая, HDA — средняя (формируется под атмосферным давлением) и VHDA — очень высокая.
- Лёд 1h — обычный лёд, существующий на поверхности планеты.
- Лёд 1c — кубический лёд (похож по структуре на алмаз). Температура возникновения от -133°C до -123°C. При нагреве переходит в предыдущую стадию.
- Лёд 2 — тригональный (температура сжатия -83 °C до -63 °C). При нагреве переходит в следующую стадию.
- Лёд 3 — тетрагональный (образуется при −23 °C и давлении 300 МПа). Плотность выше, чем у воды.
- Лёд 4 — метастабильный тригональный вид.
- Лёд 5 — моноклинный (образуется охлаждении воды до -20 °C и давлении 500 МПа), сложная структура.
- Лёд 6 — тетрагональный (возникает при охлаждении -3 °C и давлении 1,1 ГПа).
- Лёд 7 — кубический (образуется с нарушением атомов водорода).
- Лёд 8 — появляется при охлаждении предыдущего типа, атомы фиксируются.
- Лёд 9 — тетрагональный метастабильный вид (из льда 3 при охлаждении -65°C до -108°C). Высокая плотность, но ниже, чем у воды.
- Лёд 10 — симметричный вид под давлением до 70 ГПа.
- Лёд 11 — ромбический тип.
- Лёд 12 — тетрагональный метастабильный лёд с плотной решеткой (нагрев аморфного льда при -196°C до -90°C, но потребуется давление в 810 МПа).
Кроме того, ведутся исследования в других фазах. Основное отличие заключается именно в химической структуре и условиях для образования льдов.
Классификация
Разновидности льда характеризуют сразу по нескольким признакам: форма, возраст, происхождение, подвижность и ряду других.
По происхождению бывают следующими:
- морские;
- пресноводные (они же речные);
- материковые (они же глетчерные).
Процесс образования достаточно прост: морские — в море, речные — в реках, могут выносить потоком в открытое морское пространство. Материковые — плавающие ледники, их обломки и, в особенности, айсберги.
Следующий признак — возраст, здесь виды льда различаются так:
- молодой лёд (иглы, сало, снежура и многое другое);
- поверхностный — кристаллический лёд;
- нилас — эластичная ледяная корка на поверхности морской воды;
- серый (15 см толщины) — вода с примесями, такой вид не является полностью очищенным;
- белый (более 30 см) — процесс очищения полностью произошел;
- 1-летний, 2-летний — не тающий в течение этого периода;
- многолетний (либо паковый — арктический, промерзает не менее, чем на 3 метра);
- вечный лёд — не тающий совсем, такие ледники залегают глубоко под землей.
Различаются они по тому, как двигаются. Есть неподвижные — вроде ледяного покрова Арктики и Антарктики. Это сплошной покров, закрепленный на суше, либо примерзший к чему-то и не тающий. Он буквально припаивается, постепенно разрастаясь — отсюда ещё одно название «припай». Также есть стамух (фактически айсберг, севший на мель) и береговой вал.
Следующий вид — плавучий, дрейфующий тип льдов. Он постоянно движется по воде, передвигаясь под внешним влиянием — ветром и течениями. Такая форма преобладает, они дополнительно классифицируются по размерам: на ледяные поля разного размера, мелкобитный лёд.
Материковые появляются в результате сколов массивных частей припая. Край называется ледниковым барьером, а съехавший и плавающий — языком. К ним же относятся айсберги (толщина льда достигает десятков метров), острова льда (свыше 30км в диаметре).
Свойства
Основная масса бесцветна. Совсем прозрачный лёд характерен для пресноводных водоемов. Ярчайший пример — лёд на озере Байкал. Намерзшие глыбы абсолютно чистые и прозрачные. Морской и речной обычно имеют белый цвет с легким синеватым оттенком, а речной также имеет — грязный серый цвет, к тому же такие льды быстро тают.
Цвет льда напрямую зависит от окружающей обстановки. Так, лёд в воде кажется синим, потому что принято считать, что вода имеет именно такой оттенок.
Следующее свойство — блеск, похожий на стекло. Он также может порезать кожу человека. Основные массы не имеют спаек, вода буквально замерзает в монолитную массу без швов.
Минерал насчитывает более 14 модификаций, уже приведенных выше. На Земле встречается только два первых вида. Связано это с экстремально низкими температурами и высоким давлением, что свойственно другим планетам. Температура льда также может различаться: на вершинах гор она равна 0 градусов, тогда как самыми теплыми являются гренландские — 28 градусов.
Другая особенность — расширение массы замерзающий воды при образовании кристаллической решетки. Именно это свойство спасает флору и фауну во время зимы, не позволяя промерзать водоемам до самого дна. Возможно образование сосулек — длинных ледяных полотен до самого дна, но они никак не влияют на окружение.
Уникальность талой воды также не заканчивается на молекулярном уровне. Так, к примеру, талая вода будет довольно чистой и пригодной для питья. Поскольку образование льда является естественным очистителем для воды.
Существуют планеты, которые полностью покрывает горячий лед (например, Gliese 436 b). Разумеется, всё на уровне предположений — никто достоверно не знает. Предположительная температура на приведенной планете держится в 300°C, но сила давления настолько высока, что воду попросту сжимает и удерживает в твердом состоянии.
Различается удельная теплоемкость воды и льда в зависимости от температуры в интервале от 0 до -100°C. Снижение приводит к тому, что параметр значительно уменьшается, но теплопроводность и плотность, напротив, возрастает. Теплоемкость льда меньше в два раза, чем у воды, потому он может оставаться холодным, даже при высоких температурах (пример — гренландские теплые льды). Но их плотность будет близка к массе воды.
Температура, °С | Плотность, кг/м 3 | Теплопроводность, Вт/(м·град) | Теплоемкость, Дж/(кг·град) |
0.01 (Вода) | 999,8 | 0,56 | 4212 |
0 | 916,2 | 2,22 | 2050 |
-5 | 917,5 | 2,25 | 2027 |
-10 | 918,9 | 2,30 | 2000 |
-15 | 919,4 | 2,34 | 1972 |
-20 | 919,4 | 2,39 | 1943 |
-25 | 919,6 | 2,45 | 1913 |
-30 | 920,0 | 2,50 | 1882 |
-35 | 920,4 | 2,57 | 1851 |
-40 | 920,8 | 2,63 | 1818 |
-50 | 921,6 | 2,76 | 1751 |
-60 | 922,4 | 2,90 | 1681 |
-70 | 923,3 | 3,05 | 1609 |
-80 | 924,1 | 3,19 | 1536 |
-90 | 924,9 | 3,34 | 1463 |
-100 | 925,7 | 3,48 | 1389 |
Таким образом, свойства льда не изучены в полной мере и могут предполагаться в лабораторных условиях.
Лёд и его разновидности
Существует дополнительная градация по разновидностям:
- атмосферный — твердый вид атмосферных осадков (снег, иней, град и даже туман);
- ледяная вода — также разновидность минерала, поскольку в неё присутствуют кристаллы;
- водяной покров — в воде, на её поверхности или прямо в массе (донный, внутриводный, ледяной);
- подземный — первичный и вторичный, относится к многолетним и вечным типам;
- ледниковый, соответственно, ледник.
Кроме того, разработан искусственный лёд. К нему также относятся разные типы поверхностей и разновидностей. Например, хоккейный лёд — специальное покрытие, максимально подходящее для игры. Сюда же относится материал покрытия для конькобежных видов спорта, фигурного катания и т.д.
Существует другая, сублимированная формула льда (CO2 — диоксид углерода), которая позволяет миновать жидкую фазу и сразу перейти в водяной пар. Таким образом достигается охлаждение пищевых продуктов, проводятся испытания и лабораторные исследования. Называется разновидность — синтетический или же сухой лёд.
Существует ещё много разновидностей: от цветного до обычного кубического льда, который легко делается в холодильнике.
Морфология
Природный лёд — это минерал, имеющий массу разновидностей. Часто это естественное скопление мелких частиц, перешедших из фазы жидкости. Но есть и виды, образованные вследствие сублимации. В целом, это масса, а именно кристаллы встречаются редко — сталактиты, сталагмиты. Наиболее яркий пример — Кунгурская ледяная пещера.
Ледяные забереги — полосы покрова, который образуется на границе между водой и воздухом. При этом основная часть воды не промерзает. Однако, начинаясь от берегов, они могут полностью срастаться на середине водоема, образуя сплошное полотно. Объем льда при этом может достигать как нескольких см, так и много метров.
Применение
Помимо очевидного применения для сохранения продуктов и проведения исследований, лёд применяется в качестве способа спасти жизнь. В 1980-х годах была разработана технология гидросмеси, или получившая название в медицине — «ледяная кровь». Суть в том, что соленая жидкая суспензия охлаждает трубы в здании. Такой же принцип был применен к людям — состав помогает увеличить время на спасение человека.
Также минерал некоторые народы используют для постройки жилища — иглы. Но только в приполярных районах, где он не растает. Используется способность льда проводить тепло.
Секреты льда
Суть в том, что при замерзании образуются полости, где остается воздух. Отсюда меньший вес и плотность. Из-за этих кубиков воздуха лёд и плавает на поверхности воды. Кроме того, в лёд может вмерзнуть газ или большое количество воздуха. Именно по этой причине айсберги по большей части находятся под водой на 90%, а на 10% — сверх. Объем, который скрывает масса воды, может поражать воображение — и всё из-за содержания соли, которая увеличивает плотность воды. Вроде огромная масса должна тонуть, но всё равно выталкивается на поверхность.
Также объем воды увеличивается при замерзании практически на 10%, что опять-таки происходит из-за образования кристаллической решетки, которая имеет полости воздуха.
Лед на земле, в океане, в космосе
Везде встречается разный вид минерала. Различие заключается в основном в том, насколько большое давление и температура замерзания. Водород и кислород можно найти по всему космосу, потому и лёд есть практически везде — даже там, где не доказано. Многие планеты состоят из льда даже в пределах Солнечной системы. Другиеинтересные факты в основном связаны с землей, как с наиболее изученным пространством. Так, к примеру, существует «волосяной лёд» — на деревьях при условиях влажного воздуха и низкой температуры. Лёд на земле и в океане может считаться минералом, а вот в холодильнике — нет.
Как в кино имитируют снег и холод
Один из самых дорогих моментов при производстве фильмов – это натурные съемки, особенно связанные с необычными или сезонными природными явлениями. Снимать в павильонах значительно дешевле, а вот везти «на воздух» дорогое оборудование, съемочную бригаду и актеров крайне накладно. Особая специфика присутствует в изготовлении сцен со снегом и вообще холодной погодой. Далеко не всегда «зимнее» кино снимается в тех регионах, где бывает настоящая зима, и далеко не всегда съемки выпадают именно на морозные и снежные дни.
Киношники во все времена придумывали разные способы имитации зимней погоды. Знакомство с эволюцией этих технологий наверняка будет интересным.
Как все начиналось – вата, асбест и соль
Задача показать зиму и холод перед кинематографистами стояла всегда – это один из сильных приемов в работе со зрительскими ощущениями. В первой половине прошлого века производители кино много экспериментировали с материалами. До конца 1920-х годов снег в Голливуде делали из клочков ваты – это недорогой и доступный в любых количествах материал. Легким хлопьям ваты можно придать нужное направление и скорость движения, для этого достаточно обычного вентилятора. «Ватная» эпоха закончилась внезапно из соображений элементарной безопасности. Слишком легко волокна хлопка загорались от искры или окурка.
По требованиям пожарных искусственный снег сделали огнестойким – в этом качестве начали использовать хлопья асбеста. В «Волшебнике страны Оз» 1939 года именно он засыпает Дороти и ее спутников. О канцерогенных свойствах пыли асбеста узнали значительно позже. Международная конвенция «Об охране труда при использовании асбеста» была принята лишь в 1986 году – именно тогда стало ясно, что его нужно срочно внести в список канцерогенов первой категории вместе с табачными изделиями, мышьяком, плутонием и другими опасными соединениями.
Для удешевления кинопроизводства в качестве снега старались использовать любые похожие на него подручные материалы. Естественно, не была обойдена стороной и соль, которую выдавали за снежные крупинки. Впрочем, от безопасной для человека соли через какое-то время тоже пришлось отказаться. Быстро выяснилось, что она наносит серьезный вред растительности.
Эксперименты продолжаются
До 1950-х годов был перепробован внушительный список материалов, имитировавших падающую с неба замерзшую воду. Кому-то может показаться, что снимать настоящий снег дешевле, но это не так. О том, что реальные снегопады доступны далеко не во всех регионах, мы уже говорили. Но даже если за окном действительно идет снег, снять сцену с метелью получается далеко не всегда. Стихия не подчиняется воле человека, контролировать ее невозможно. Причастные к съемкам кино люди это хорошо понимают, поэтому они продолжают поиски идеальной формулы искусственного снега.
Что еще использовалось в этом качестве:
- Отбеленные кукурузные хлопья. Да, именно тот самый поп-корн, который в Америке и Европе подается в кинотеатрах в качестве традиционной закуски с 1912 года, когда-то имитировал хлопья снега.
- Гипсовая стружка. Еще один строительный материал, удачно использованный кинематографистами. Какое-то время он действительно выручал их, но все же был списан вместе с воздушной кукурузой из-за слишком громкого хруста под обувью идущих по заметенным улицам персонажей. Сильный шум приводил к необходимости постоянно заниматься переозвучкой диалогов.
- Куриные перья.
- Мука.
- Пластик.
- Мраморная крошка. Она тоже была впоследствии признана опасной для здоровья.
- Целлюлоза.
- Бумага.
Снег из пены
В 1946 году вышел фильм «Эта замечательная жизнь», при производстве которого использовалась революционная технология имитации снега. Его сделали из смеси пены из огнетушителя, мыла, воды и сахара. Одно из главных достоинств такого состава – бесшумность. Так постепенно начался переход к безопасным и экологически чистым заменителям снега, которые генерируются специальными машинами, на месте смешивающими нужные компоненты. Появились даже компании, специализирующиеся на имитации зимней погоды. Главный игрок на этом рынке – британская фирма Snow Business, филиалы которой есть в США и Австралии.
Компьютерный снег
Приход компьютерной графики сильно изменил работу художников на съемочной площадке. Сегодня практически все при создании кино подменяют реальные атмосферные осадки визуальными эффектами. Однако замену не принято проводить полностью – наметанный глаз зрителя ее замечает. Обычно компьютерная графика дополняет присутствующий в кадре настоящий снег или имитирующий его материал. Например, при съемке «Выжившего» (2015) снег по большей части был настоящим, но из-за аномально теплой погоды в местах съемок появились проталины. Их-то и закрашивали на компьютере в процессе монтажа.
Мороз и лед
Идущий изо рта пар – еще один признак холодной погоды. Если на съемочной площадке тепло, но надо изобразить мороз, то его зачастую просто дорисовывают. Увы, получается не всегда достоверно. Даже в голливудских фильмах с большим бюджетом компьютерный пар слегка расстраивает.
Лед в зависимости от того, каким он должен быть в кадре, тоже делают из разных материалов. Чаще всего для этого берется акрил или воск. Смеси в зависимости от задачи могут быть прозрачными, непрозрачными и мутными или даже цветными. Технологии создания искусственного льда тоже продвинулись достаточно далеко – при большом бюджете нет никакой проблемы даже в съемке батальных сцен на поверхности замерзших водоемов. Еще в 1960-е годы при съемке «Доктора Живаго» эта проблема была успешно решена – на землю уложили листы металла, посыпанные имитацией снега. Лошади на них скользили очень достоверно, поэтому прием был принят на вооружение.
Сегодня ледовые поверхности делают из пластика и сцены на них обычно снимаются в павильонах с использованием хромакея. Технологии имитации зимней погоды продолжают совершенствоваться – режиссеры ищут новые инструменты для достижения большей достоверности на экране, а продюсеры – для сбережения денег.
Нормативы уборки снега в городе
Почти каждую зиму в города приходят снегопады. Несмотря на то, что метеослужбы заранее предупреждают о них, это все равно становится неожиданностью. На дорогах начинаются пробки, увеличивается количество ДТП , а тротуары заметает снегом так, что по ним невозможно пройти.
Нормально ли это и какие вообще существуют нормативы на уборку городской территории от снега, — об этом расскажем далее.
Итак, процесс зимней уборки регламентируется рядом документов:
В этом ГОСТе перечислены требования к состоянию дорог и улиц в зимний период. Там указаны допустимое количество снега на проезжей части и тротуарах, сроки уборки, а также условия складирования снега на городской территории до его утилизации.
Этот документ содержит технологию устранения наледи на проезжей части. В нем даются указания касательно использования различных противогололедных материалов (ПГМ).
Здесь рассматриваются организационные детали зимней уборки: содержание работ и их периодичность, необходимая техника, а также меры безопасности.
Эти три документа имеют силу на территории всей России. Существуют также локальные документы. Их разрабатывают администрации отдельных населенных пунктов и муниципалитетов. В частности , это регламенты зимней уборки. Они учитывают специфику конкретного региона. Например, в Екатеринбурге действуют следующие правила. Однако местные постановления все равно создаются с опорой на государственные стандарты и инструкции.
Узнать, какие специфические требования предъявляются к зимней уборке в вашем регионе, вы можете на сайте местной администрации – в разделе с официальными документами. В этой же статье мы поговорим об универсальных стандартах.
Далее мы рассмотрим следующие вопросы:
- Требования к уборке городской территории
— Нормативы уборки проезжей части
— Нормативы уборки элементов благоустройства дорог
— Нормативы уборки тротуаров, пешеходных дорожек и остановок - Требования к складированию и утилизации снега
Кроме того, в статье будут упоминаться категории дорог и улиц. Это большая классификация, которая выходит за рамки темы нашей статьи. Однако без ее понимания будет трудно понять, почему в р азных городах (и даже в отдельных районах одного города) снег убирают по-разному.
Поэтому прежде всего мы представим эту классификацию, а затем перейдем к конкретным нормативам и правилам.
Категории дорог и улиц
Давайте разберемся в том, зачем вообще выделяются какие-то категории. Дело в том, что у всех дорог и улиц есть своя пропускная способность. Одно дело – когда речь идет об узком переулке где-нибудь на окраине, и совсем другое – когда мы говорим о проспекте в центре города. Нагрузка на такие дороги совершенно разная: по одной проедет несколько автомобилей в сутки, по другой – тысячи.
Поэтому, когда начинается снегопад, коммунальные службы должны выбрать очередность уборки городской территории. Ведь последствия несвоевременной чистки снега в центре города и на окраине сильно отличаются. Толстый слой снега на дороге в каком-нибудь спальном районе приведет к появлению нескольких локальных пробок – ситуация крайне неприятная , но терпимая. А вот занесенный центр может начисто парализовать движение во всем городе. Именно поэтому чистка снега всегда начинается с наиболее крупных и важных улиц.
Именно классификация дорог и улиц на категории позволяет установить приоритеты для уборки. Далее поговорим об этом подробнее.
Классификация автомобильных дорог
Официальные классы и категории автомобильных дорог установлены в Постановлении Правительства РФ «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» от 28.09.2009. Именно на этот нормативный документ ссылается уже рассмотренный выше ГОСТ Р 50597-2017.
В соответствии с постановлением, все дороги разделяются на три класса:
- Автомагистраль
Это дорога, предназначенная специально для скоростного движения автомобилей – как правило, до 110-130 км/ч. Она не имеет одноуровневых пересечений с другими дорогами и железнодорожными путями. Попасть на автомагистраль можно только через специально оборудованные въезды. В городах такие дороги почти не встречаются. - Скоростная автомобильная дорога
Как и магистраль, эта дорога предназначена исключительно для движения автотранспорта. Здесь также не допускаются одноуровневые пересечения. Но, в отличие от автомагистрали, на скоростную трассу можно попасть с примыкающей дороги. - Обычная (нескоростная) автомобильная дорога
Это самый обширный класс, к которому относится большинство дорог в городе. Они могут быть одно-, двух- и четырехполосными , на них обустраиваются перекрестки и пешеходные переходы.
Также существует деление автомобильных дорог на категории. Оно учитывает целый ряд технических характеристик: количество полос движения и их ширину, размер обочин, расстояние между соседними перекрестками и так далее.
Выделяются следующие категории дорог:
- I (с подкатегориями – IА, IБ, IВ)
Это крупные магистральные дороги с количеством полос не менее 4 и обязательным наличием разделительной полосы шириной в 5-6 метров. При этом категория IА полностью соответствует автомагистрали, а IБ – скоростной дороге. Категория IВ – это обычная дорога, которая допускает наличие одноуровневых пересечений, но не чаще чем через 5 км. - II
Это крупная нескоростная дорога с 2-4 полосами движения шириной в 3,5-3,75 м и наличием регулируемых и нерегулируемых пересечений с другими автомобильными дорогами (но не железнодорожными и трамвайными путями). - III
В эту категорию входят двухполосные дороги без обязательной разделительной полосы. От категории II их отличает меньшая ширина полос движения – 3,5 м. На них также возможны регулируемые и нерегулируемые перекрестки с автомобильными дорогами, но не с железнодорожными путями. - IV
Сюда относятся двухполосные дороги без каких-либо ограничений на пересечения. Ширина полосы движения – 3 м.
- V
Это небольшие однополосные дороги шириной от 4 , 5 м. Они могут пересекаться как с другими автомобильными дорогами, так и с железнодорожными или трамвайными путями.
Помимо деления дорог на категории, в ГОСТ 50597-2017 используется и деление улиц на группы.
Классификация улиц
Подробная классификация улиц в зависимости от их значения дана в пункте 11.4 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Однако в ГОСТ Р 50597-2017 приводится более краткое разделение: там указываются 6 групп, обозначенных буквами русского алфавита от А до Е.
В таком варианте явно прослеживается связь между различными группами улиц и категориями дорог. Поэтому мы рассмотрим их вместе.
Соотношение групп улиц и категорий дорог выглядит таким образом:
Группа улиц | Виды улиц и дорог (по значению) | Соответствующие категории дорог (по техническим характеристикам) |
А | Магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения | IА |
Б | Магистральные дороги и магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения | IБ |
В | Магистральные улицы районного значения транспортно-пешеходные | IВ |
Г | Магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные , поселковые дороги | II |
Д | Улицы и дороги местного значения (кроме парковых), главные улицы, улицы в жилой застройке основные | III |
Е | Улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные, велосипедные дорожки | IV |
Дороги категории V не имеют четкого соответствия в классификации улиц. К ним обычно относятся внутриквартальные проезды и подъезды к зданиям.
Итак, мы разобрались с классификацией дорог и улиц. В дальнейшем эти обозначения будут встречаться во всей статье. А теперь пришло время поговорить о том, какие существуют нормативы на уборку городской территории от снега.
Требования к уборке городской территории в зимнее время
В нормативных документах можно встретить термин «снежно-ледяные образования». Он включает в себя как обычный снег, так и всевозможные виды наледи. В то же время могут использоваться и более узкие обозначения.
В частности, выделяются два вида снега:
- Рыхлый снег
Это свежевыпавший снег, который еще не успел слежаться и отличается пористой структурой. Сам по себе это сравнительно «безобидный» вид снежно-ледяных образований. - Талый снег
Это снег, который превратился в жидкую кашу на фоне применения реагентов или потепления.
Помимо снега, выделяется такое явление как «зимняя скользкость». Это снежно-ледяные образования, которые значительно уменьшают сцепление колес автомобилей с дорожным покрытием. Именно они являются причиной внезапных заносов и ДТП. Да и пешеходам такие это мешает: на скользком т р отуаре можно легко получить серьезные травмы при падении.
Зимняя скользкость бывает двух видов:
- Уплотненный снег (снежный накат)
Это слой обычного снега, спрессованный и отполированный колесами машин или ногами пешеходов. Коэффициент сцепления шин с накатом составляет от 0,1 до 0,25 (при норме в 0,3). - Стекловидный лед (гололед)
Самый опасный вид скользкости. На льду коэффициент сцепления шин с дорогой снижается до 0,08-0,15 – это в 2-4 раза ниже нормы.
Различные снежно-ледяные образования могут переходить из одного состояния в другое. Например, рыхлый снег под колесами транспорта быстро превращается в опасный снежный накат. А талый снег, если его оперативно не убрать, при замерзании даст гололедицу. Поэтому зимняя уборка подразумевает борьбу как с наледью, так и со снегом.
Нормативы уборки проезжей части дорог
К расчистке проезжей части от снежных образований предъявляются самые жесткие требования. Ведь некачественная уборка может привести к появлению длинных пробок и даже к ДТП (в том числе с летальным исходом).
Уборка проезжей части включает в себя следующие работы:
- Сгребание и подметание снега
- Скол уплотненного снега и льда
- Формирование снежных валов
- Устранение зимней скользкости при помощи реагентов
- Вывоз снега и скола льда
Расчистка дорог – механизированная , хотя на отдельных участках могут подключаться и дворники.
Как правило, уборка снега начинается сразу после окончания снегопада. Однако если объем осадков превышает норму, то техника может выйти на улицы и раньше.
В ГОСТ Р 50597-2017 дается допустимое количество снега на дорогах во время снегопада:
- На дорогах категории IA-III – не более 1 см рыхлого или 2 см талого снега
- Для дорог категории IV — не более 2 см рыхлого или 4 см талого снега
Таким образом, толщина снежного слоя в 1-2 см считается предельной для большей части дорог в городе. Менее жесткие требования предъявляются к проездам в жилых районах (IV категория) – то есть к дорогам, где интенсивность движения не очень высокая.
Что касается содержания и уборки дорог, здесь возможны два варианта:
- Снег на проезжей части не убирается, из него формируется уплотненное снежное покрытие (УСП)
- Снег и наледь счищаются до асфальта
Первый вариант допустим только на дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей/сутки.
К дорогам со снежным покрытием предъявляются такие требования:
- Толщина УСП – от 3 до 8 см
- Максимальная скорость движения – 60 км/ч
- На УСП не допускается наличие колеи, ям, выбоин и прочих неровностей
- В период оттепели УСП обязательно убирается в течение 2 с у ток – чтобы не допустить превращения покрытия в снежную кашу или лед
Кроме того, рекомендуется устанавливать на этом участке знак «Скользкая дорога». Однако это решение уже принимают местные власти и ГИБДД.
Для дефектов снежного покрытия устанавливаются сроки устранения:
Вид дефекта | Сроки устранения *, сут |
Колея глубиной более 3 см | не более 2 |
Неровности высотой или глубиной более 4 см, площадью более 9 см 2 | не более 2 |
Слой рыхлого снега толщиной более 8 см | не более 6 |
*Срок устранения отсчитывается от момента прекращения снегопада.
Дороги с интенсивностью движения выше 1 500 автомобилей/сутки чистятся до покрытия. Здесь ГОСТ не допускает ни снега, ни уж тем более зимней скользкости.
Сроки устранения снежно-ледяных образований на дорогах таковы:
Вид снежно-ледовых образований | Категория дороги | Группа улиц | Срок устранения*, ч |
Рыхлый или талый снег | IА, IБ | А, Б | не более 4 (в сельских поселениях – не более 3) |
IВ, II | В, Г | не более 5 (в сельских поселениях – не более 4) | |
III-IV | Д, Е | не более 6 | |
V | — | не более 1 2 | |
Зимняя скользкость | IА, IБ, IВ | А-В | не более 4 (в сельских поселениях – не более 5) |
II, III | Г, Д | не более 5 | |
IV | Е | не более 6 | |
V | — | не более 12 |
* Срок устранения снега отсчитывается с момента окончания снегопада, а зимней скользкости – с момента ее обнаружения коммунальными службами или гражданами.
Из этой таблицы видно, что в первую очередь убираются крупные магистральные улицы и дороги (они относятся к группам улиц А-Г). Уже после их расчистки техника переходит к дорогам в жилой застройке (Д-Е). Самый долгий срок устранения – у однополосных проездов местного значения (категория V). Но тут стоит сказать, что такие дороги отличаются низкой интенсивностью движения, и вместо полноценной уборки на них обычно обустраивают УСП.
Нормативы уборки элементов благоустройства дорог
Вместе с проезжей частью убираются и прилегающие к ней элементы благоустройства.
В соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 к ним относятся:
- Заездные (парковочные) карманы
- Посадочные площадки автобусов
- Площадки отдыха и стоянки транспортных средств (например , около автомагистрали или скоростной дороги)
Они могут убираться как механизированным способом, так и силами дворников – например, если размеры парковочного кармана не позволяют запустить в него крупную технику.
Требования к содержанию элементов благоустройства не такие жесткие. ГОСТ допускает здесь наличие снега. Главное, чтобы он не создавал препятствий для водителей и пешеходов.
Устанавливаются следующие сроки уборки рыхлого (уплотненного) снега:
Элемент благоустройства | Категория дороги | допустимая толщина слоя, см | Срок снегоочистки*, ч |
Заездные карманы | IА, IБ (автомагистраль и скоростная дорога) | 2 (0) | не более 6 |
IВ, II, III | 6 (4) | ||
IV, V | 8 (6) | ||
Посадочные площадки автобусов | IА, IБ | 2 (0) | не более 6 |
IВ, II, III | 6 (4) | ||
IV, V | 8 (6) | ||
IА, IБ | 6 (4) | не более 24 | |
IВ, II | 8 (6) | ||
Площадки отдыха и стоянки транспортных средств | III , IV, V | 12 (8) |
* Срок снегоочистки отсчитывается с момента окончания снегопада.
Любопытно, что в этом случае ГОСТ ничего не говорит о борьбе с зимней скользкостью. По всей видимости, этот вопрос решается уже на уровне местных коммунальных служб.
Нормативы уборки тротуаров, пешеходных дорожек, остановок
Зимняя уборка пешеходных территорий направлена на то, чтобы дать людям возможность беспрепятственно передвигаться по городу без страха упасть и травмироваться. При этом предполагается, что маневренность и самоконтроль у пешехода все же выше, чем у машины. А последствия неубранного снега или скользкости – не такие страшные (ведь, в отличие от автомобиля, человек на льду ставит под угрозу только свои жизнь и здоровье). Поэтому и требования к уборке здесь не такие жесткие.
Во время снегопада на тротуарах допускается:
- На улицах всех групп – не более 5 см снега (рыхлого или талого)
- На тротуарах мостовых сооружений – не более 8 см снега
- На остальных дорогах – не более 12 см снега
Можете сравнить эти цифры с нормами для проезжей части дорог, где уже при 1-2 см снега предполагается начинать уборку.
А что же после окончания снегопада? Должны ли коммунальные службы счищать снег вплоть до асфальта или плитки?
Вот что говорится по этому поводу в ГОСТ Р 50597-2017:
«8.5 На покрытии тротуаров , служебных проходов мостовых сооружений, пешеходных, велосипедных дорожек и на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств в городах и сельских поселениях не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению».
Однако здесь есть важное исключение. Оно делается для регионов I-III дорожно-климатических зон, где на тротуарах разрешается обустраивать слой уплотненного снега. Подвох заключается в том, что к I-III зонам относится почти вся территория России, кроме населенных пунктов Южного федерального округа.
Другими словами, снежная корка на тротуарах, остановках и пешеходных дорожках – это норма практически для всех городов, где в принципе бывают холодные и снежные зимы.
Требования к снежному покрытию тротуаров таковы:
- Толщина уплотненного снега – не более 6 см
- Не допускаются неровности высотой или глубиной более 4 см
- Обязательна обработка фрикционными материалами (например, песком) в течение 3 часов после окончания снегопада
- При наступлении оттепели снежная корка убирается в течение суток
Что же касается сроков уборки снега и устранения зимней скользкости, то они зависят от интенсивности движения пешеходов по тротуару или пешеходной дорожке.
Сроки снегоочистки в соответствии с ГОСТ таковы:
Вид снежно-ледяных образований | Интенсивность движения пешеходов или велосипедистов, человек/ч | Срок устранения*, ч |
Рыхлый и талый снег | от 250 | 1 |
100-250 | 2 | |
до 100 | 3 | |
Зимняя скользкость | от 250 | 1 2 |
100-250 | 18 | |
до 100 | 24 |
* В данном случае срок устранения и для снега, и для зимней скользкости отсчитывается с момента окончания снегопада.
Как и в случае с уборкой дорог, в первую очередь убираются те территории, которые пользуются повышенным спросом.
Итак, мы рассмотрели основные требования к расчистке дорог и улиц города. В следующем разделе мы поговорим о том, как нормативные документы предписывают поступать с собранным снегом.
Требования к складированию и утилизации снега
Между уборкой улиц и утилизацией снега есть еще один важный шаг – это складирование. Данный процесс тоже не лишен нюансов. Ведь мало просто свалить снег в одну кучу. Нужно сделать это так, чтобы получившийся сугроб не создавал препятствий движению пешеходов и транспорта.
Согласно ГОСТ Р 50597-2017, снежные валы можно формировать:
- На обочинах дорог категорий II-IV (вал должен быть не выше 1 м)
- В лотковой части дороги
- На разделительной полосе ши р иной более 5 м (вал должен быть не выше 1 м)
А вот список мест, где складировать снег запрещено, заметно длиннее.
Снежные валы запрещается формировать:
- На обочинах дорог категорий IA, IБ и IB
- На разделительной полосе шириной меньше 5 м
- Около железнодорожных переездов
- Около перекрестков
- На тротуарах
- На газонах
- На мостовых сооружениях
На случай споров о том, что именно считать за расположение «около» того или иного объекта, в ГОСТ приводятся конкретные цифры.
Требования к размещению снежных валов на дорогах II-V категорий таковы:
Элемент дороги | Минимальное расстояние от снежного вала до элемента дороги, м |
Железнодорожный переезд | 400 |
Пересечение в одном уровне | 150 |
Остановочный пункт маршрутных транспортных средств | 20 |
Пешеходный переход | 15 |
Теперь мы знаем о том, где в городе можно и нельзя складировать снег. А что говорится в документах по поводу его утилизации?
В «Инструкции по организации механизированной уборки» допускаются два варианта:
- Оставить лежать до конца зимнего сезона
- Погрузить в самосвалы и вывезти в снегоприемник
Первый вариант – наименее ресурсозатратный. При таком раскладе сугроб просто лежит на своем месте до весны, а потом тает сам по себе. Но воспользоваться этим способом можно лишь в том случае , если снежный вал никому не мешает.
Складировать снег до весны разрешается:
- На разделительной полосе шириной более 5 м
- В лотковой части дороги
- На пустырях
Если же сугробы создают препятствия для водителей или пешеходов, их необходимо вывезти. При этом оперативность играет не последнюю роль. Ведь если вдруг случится потепление, то снежные валы начнут таять. А при последующем похолодании они превратятся в огромные куски льда, которые придется дополнительно раскалывать для погрузки в самосвалы. Это все – дополнительные траты.
ГОСТ устанавливает такие сроки вывоза снега:
- С улиц групп А-Д (к ним относится большая часть улиц города) – в течение 6 дней после окончания снегопада
- С улиц группы Е – в течение 12 дней после окончания снегопада
При этом, как и во всех остальных случаях, в первую очередь сугробы вывозятся с крупных улиц, где интенсивность движения наиболее высока.
Итак, основные требования к содержанию дорог и улиц в зимнее время закреплены в ГОСТ Р 50597-2017. Именно на этот документ ориентируются администрации муниципалитетов при создании регламентов зимней уборки.
Еще раз коротко пройдемся по основным моментам статьи:
- Проезжая часть дороги расчищается от снега и наледи до покрытия
- Срок устранения снежно-ледяных образований с дорог – от 4 до 12 часов
- На небольших дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей/сут разрешено обустраивать ровный слой снежного покрытия
- Тротуары в большинстве городов России также разрешено содержать под слоем уплотненного снега
- Срок обработки снежного покрытия тротуаров песком или отсевом – 3 часа
- Тротуары без снежного покрытия очищаются от снега в течение 1 -3 часов после окончания снегопада, от наледи – в течение 12-24 часов
- Снежные валы разрешено формировать только в тех местах, где они не мешают движению транспорта и пешеходов
- Вывоз снега осуществляется в течение 6-12 дней после окончания снегопада
Это универсальные требования, которые действуют на всей территории России.
Хотите узнать больше?
- На странице Уборка и вывоз снега вы найдете подробное описание наших услуг и базовые цены на них.
Хотите регулярно получать информацию по данной теме? Тогда рекомендуем подписаться на наши группы в социальных сетях:
- ВКонтакте: https://vk.com/uborka_vyvoz_snega_ekaterinburg
- Facebook: https://www.facebook.com/uborkasnegaekb
- Одноклассники: https://ok.ru/group/56486898958351
Рекомендуем также ознакомиться с другими статьями этого раздела:
Источник https://vodavomne.ru/svojstva-vody/led
Источник https://stoneforest.ru/look/culture/movies/kak-v-kino-imitiruyut-sneg-i-xolod/
Источник https://gruntovozov.ru/chasto-zadavayemiye-voprosy/kak-organizovat-uborku-i-vyivoz-snega/normativyi-uborki-snega-v-gorode/