КАМЕННАЯ КЛАДКА
КАМЕННАЯ КЛАДКА, кладка сооружений из природных или искусственных камней.
КЛАДКА ИЗ ПРИРОДНЫХ КАМНЕЙ
Благодаря красивому чередованию рядов кладки, а также естественной окраске природных камней кладка из таких камней дает архитектору более широкие возможности эстетического характера, нежели другие строительные материалы. Но, поскольку она требует в основном ручного труда, причем рабочих высокой квалификации, что связано с повышенными затратами времени и средств, ее роль в строительстве уменьшилась, и на смену природному камню приходят другие материалы, более подходящие для механизации строительных работ. Кладочный раствор, который применяется для крепления кладки и равномерного распределения нагрузки, представляет собой смесь цемента с песком и небольшим количеством гашеной извести, затворенную водой до пастообразной консистенции. Песок должен быть крупнозернистым и хорошо подобранным по гранулометрическому составу.
Свойства строительного камня.
Многие природные каменные материалы относятся к осадочным породам, естественная слоистость которых облегчает изготовление штучного камня. В декоративных целях могут применяться гранит и другие вулканические породы. Важнейшими свойствами строительного камня являются стойкость, легкодоступность, обрабатываемость, прочность, однородность, цвет и фактура. Требования, предъявляемые к строительному камню, зависят от характера сооружения.
Стойкость.
Стойкость (а следовательно, и долговечность) строительного камня зависит в основном от его пористости, так как замерзание воды в полостях приводит к образованию в камне сколов и трещин. Водопоглощение камня, характеризующее его пористость, составляет примерно от 0,2% (по массе) для гранита до 0,5% для мрамора и сланца, 2% для песчаника и 4% для известняка. Разрушение может происходить и из-за кристаллизации поглощенных солей, оказывающей такое же действие, как и замерзание воды. К растрескиванию могут приводить расширение и сжатие, связанные с изменениями температуры. Коэффициент теплового расширения камня составляет около 0,00001/°C.
Доступность.
Доступность камня зависит главным образом от удаленности карьера и условий транспортирования к месту строительства. Свежедобытый камень содержит «карьерную влагу», что облегчает его обработку.
Прочность.
Прочность каменной кладки зависит от камня, кладочного раствора, рода сооружения и качества выполнения работ. Прочность на сжатие (в МПа): песчаник 15–150, известняк 20–200, мрамор 70–150, гранит 70–300. Плотность (в кг/м 3 ): песчаник до 2600, известняк до 2700, мрамор 2500–2800, гранит и другие вулканические породы 2600–2700.
Однородность и цвет.
Однородность камня нужна для того, чтобы строение не выглядело пестрым. Цвет материалов из осадочных пород зависит от растворенных минеральных солей. В некоторых материалах из-за таких минеральных солей под действием погодных условий могут возникать пятна обесцвечивания.
Обработка камня.
Природные каменные строительные материалы используются в виде: а) штучного камня с обработанной поверхностью и б) бутового камня. Кладка из тесаного штучного камня, изготавливаемого, как правило, распиловкой, выполняется со швами (заполняемыми раствором) шириной не более 15 мм. Кладка из такого камня обычно ведется рядами, но может быть и бутовой. Кладка из каменных блоков выполняется со швами шириной от 15 до 25 мм. Бутовый камень бывает трех видов: рваный (необработанный), постелистый (плитообразный) и булыжник (округлый). Кладка такого камня осуществляется с толстыми швами и может быть бутовой либо рядной. «Кладка насухо» производится без кладочного раствора, но применяется она редко.
Производство кладки.
При выполнении каменной кладки рекомендуется строго соблюдать следующие правила:
1) Самые крупные камни следует укладывать в нижние ряды.
2) Слоистые камни следует класть на их естественные «постели».
3) Для перевязки стены необходимо, чтобы швы верхнего ряда шли поперек швов нижнего и было правильное число «тычковых» камней, т.е. камней, выходящих на поверхность стены своей торцевой гранью.
4) Пористые камни необходимо смачивать перед укладкой, чтобы предотвратить поглощение воды из раствора.
5) Промежутки между внутренними торцами камней должны быть заполнены щебнем и раствором.
6) Если требуется сдвинуть уложенный камень, то следует снять его и после очистки уложить снова.
7) Кладку не следует производить при температурах ниже 0° C.
8) Облицовку из тесаного камня следует класть заодно со стеной или скрепляя ее со стеной так, чтобы компенсировались различия в тепловом расширении и сжатии.
9) Поскольку камни из осадочных пород наиболее прочны в направлении, перпендикулярном плоскости постели, их следует укладывать так, чтобы эта плоскость была горизонтальной.
КЛАДКА ИЗ ИСКУССТВЕННЫХ КАМНЕЙ
Стандартные размеры американского кирпича 206ґ102ґ62,5 мм (допускаются и нестандартные размеры). Английский кирпич несколько больше: 225ґ110ґ75 мм. По российскому стандарту размеры кирпича – 250ґ120ґ65 мм и средняя масса 3,6 кг. Прочность на сжатие лежит в пределах от 15 до 150 МПа. Ширина шва должна находиться в пределах 6–12 мм для обычного кирпича и меньше – для прессованного. Кирпичи должны укладываться на полную постель раствора, а вертикальные швы – заполняться без пустот. Лицевая поверхность шва в зависимости от задуманной архитектором отделки может обрабатываться в пустошовку (под штукатурку), в подрезку (заподлицо со стеной) или расшивкой, придающей поверхности шва форму валика, выкружки и т.п. При американской перевязке швов (по многорядной системе) после первого ряда тычковых кирпичей идут 4–7 рядов ложковых (со смещением вертикальных швов), при английской – ряды тычковых кирпичей чередуются с рядами ложковых, а при фламандской в каждом ряду тычковые кирпичи чередуются с ложковыми. При ложковой перевязке поверхность стены образуется только ложковыми (продольными узкими) гранями кирпичей, причем вертикальные швы ряда приходятся на середину кирпичей в соседних рядах. Прочность кирпичной кладки на сжатие составляет 7–25 МПа, на растяжение – 0,18–0,7 МПа. Максимальное и минимальное напряжения в кирпичном столбе при внецентренной нагрузке рассчитываются по формуле S = P/A (1 + 6 e/d), где P – нагрузка, A – площадь поперечного сечения, e – эксцентриситет нагрузки, а d – боковой размер в направлении внецентренности. Если высота кирпичного столба примерно в 10 (и более) раз больше его наименьшего поперечного размера, то следует рассматривать его как колонну и снижать допускаемое максимальное напряжение, чтобы иметь запас прочности на случай внецентренного нагружения. При этом для расчета нагружения можно пользоваться формулой S/(1 + 0,002 R 2 ), где S – допускаемое удельное напряжение в кубе кирпичной кладки, а R – отношение высоты колонны к ее наименьшему поперечному размеру.
Выцветание, т.е. появление беловатых пятен на кирпичных стенах, обусловлено отложением солей на поверхности при испарении влаги из кладочного раствора и кирпича. Несмотря на неприглядный вид, выцветание безвредно и может быть удалено слабым раствором соляной кислоты.
Бетонные камни обычно изготавливаются из смеси 1 части цемента с 4 частями заполнителя. До 27% объема такого камня приходится на пустоты, так что плотность может составлять всего лишь 1000–1200 кг/м 3 . Стандартные размеры бетонного камня 200ґ200ґ400 мм, прочность на сжатие – около 7 МПа (в расчете на площадь поперечного сечения брутто). Керамические пустотелые камни выпускаются разных размеров, их прочность на сжатие составляет 15–30 МПа (в расчете на площадь поперечного сечения нетто).
БЕТОННЫЕ РАБОТЫ
Бетон – это искусственный каменный материал, состоящий из осколков природного камня (крупного заполнителя) и песка (мелкого заполнителя), связанных цементом, который активируется водой и затем «схватывается», т.е. переходит в камневидное состояние на воздухе (воздушный цемент) или в воде (гидравлический цемент). Цемент, затворенный водой, превращается в пластичную массу – вяжущее цементное тесто, которое обволакивает частицы заполнителя и заполняет промежутки между ними. Схватывание цемента обусловлено гидратацией и кристаллизацией некоторых соединений, таких, как силикаты и алюминат кальция.
При составлении бетонных смесей руководствуются пропорцией цемента, песка и камня, выражаемой в виде отношения объемных частей, скажем 1:2:4. Но чаще указывается отношение, показывающее, сколько на одну объемную часть цемента приходится объемных частей всего заполнителя, например 1:6, причем предполагается, что заполнитель будет фракционирован для самой плотной бетонной смеси. Воды нужно брать лишь столько, сколько необходимо для получения пластичного теста, так как лишняя вода снижает качество бетона. Количество воды лежит в пределах от 1:3 для самых густых («жестких») смесей до 1:12 для очень жидких. Чаще других используются «пластичные» смеси с содержанием воды от 1:6 до 1:9 по объему. В технических условиях может быть задана прочность бетона на сжатие, и тогда состав бетонной смеси рассчитывается соответственно требуемой прочности. Прочность бетона составляет: на сжатие 7–25 МПа, на растяжение 0,7–1,5 МПа и на сдвиг 7–10 МПа. В тех случаях, когда бетонные элементы конструкции должны выдерживать значительные нагрузки на растяжение или на изгиб, бетон армируется.
ТИПИЧНЫЕ КАМЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Каменная кладка применяется в строительстве таких сооружений, для которых оправданны дополнительные затраты, а также при возведении сооружений, которые в ходе нормальной эксплуатации периодически подвергаются воздействию влаги и воздуха, – плотин, волноотбойных и подпорных стенок, мостовых устоев, пирсов и дымовых труб. В зонах с теплым и сухим климатом, например в Египте и Греции, каменные строения стояли веками, но в странах с влажным и холодным климатом они быстрее разрушаются из-за замерзания воды. Каменная кладка очень прочна на сжатие, но у нее низка прочность на растяжение, сдвиг и кручение. Поэтому каменные сооружения с арочными и оболочечными перекрытиями, такие, как церкви и зрительные залы, уязвимы для ураганов и землетрясений, если стены не армированы. Брандмауэры, возводимые поперек крупных зданий для разобщения смежных помещений, препятствуют распространению пожара, а здания, полностью выполненные из камня, огнестойки.
См. также СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДАНИЙ; ПЛОТИНА; КОНСТРУКЦИОННЫЕ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Применение природного камня в современной архитектуре
Аннотация: в статье рассматривается история применения природного камня в архитектуре, его свойства, разновидности по характеру применения, декоративные качества.
Ключевые слова: камень, архитектура, облицовка, тектоничность.
Камень –великолепный строительный материал, созданный природой. Крупнейший знаток камня, академик А.Е. Ферсман писал: «Камень сейчас в руках человека – не забава и роскошь, а прекрасный материал, которому мы сумеем вернуть свое место, материал, среди которого прекраснее и веселее жить. Шире дорогу камню в науку и технику, в искусство, архитектуру, в самую жизнь – жизнь яркую, красочную, полную труда и творчества!»[1].
Архитекторы до сих пор мало занимались проблемами применения каменных пород в строительстве, в основном ограничиваясь облицовочным камнем. Нет специальных трудов по теоретическому осмыслению роли природного камня в процессе развития современных архитектурных форм. Слабо изучены вопросы взаимодействия материалов из природного камня с изменившейся в результате издержек технического прогресса окружающей средой.
Свойства камня – твердость, прочность природная декоративность, символизирующие надежность, незыблемость, созидание и силу духа, предопределили его повсеместное использование в архитектурно- строительной практике и скульптурной пластике с древнейших времен.
К эпохе первобытнообщинного строя относится возведение из многотонных необработанных или примитивно обработанных блоков из известняка или песчаника монументальных культовых мегалитических сооружений –дольменов, кромлехов, менгиров.
Неизмеримо возросла роль природного камня в строительстве, архитектуре и прикладном искусстве в исторический период возникновения и развития древних культур Египта, стран передней и средней Азии и античного мира.
Египтяне одними из первых начали возводить монументальные каменные сооружения, где масса преобладала над внутренним пространством, и достигли в обработке камня высокого совершенства. Этому способствовала правильная трещиноватость, характерная для гранитов, известняков и песчаников нижнего Нила. Из грубоколотых блоков-кубов и параллелепипедов массой от 2,5 до 15 тонн, а также отесанных и с высокой точностью подогнанных облицовочных каменных плит осуществлялось возведение погребальных сооружений фараонов – пирамид. Кладка велась на известково-песчано-глиняном растворе, а наружные облицовочные квадры и плиты укладывались с ювелирной точностью «насухо», т.е. без раствора[2].
Главной отличительной чертой древнегреческой архитектуры является тектоничность, наиболее ярко проявившаяся при возведении культовых и общественных зданий. Из камня (известняка, мрамора) «насухо» выкладывались как стены, так и стоечно-балочные конструкции оформляющих вход в здание портиков и галерей.
Пришедшая на смену романской архитектуре, готическая, непосредственно связана с дальнейшим развитием мастерства каменотесов, которые использовали местные породы камня не только для кладки и облицовки стен, но и для изготовления разнообразных декоративно-художественных деталей, укравших фасады и интерьеры великолепных готических храмов[2].
Монументальные памятники каменного зодчества оставила эпоха феодализма, с которой, в частности, связано зарождение и развитие древнерусской архитектуры, нашедшей свое отражение в монолитных крепостных стенах и башнях Кремлей, каменных палатах, церквях и соборах.
В древнерусском государстве природный камень повсеместно применяли не только для кладки фундаментов и стен, но и в качестве материала для укладки различного типа декоративных полов и устройства кровли.
В южных княжествах домонгольской Руси функции бутового камня выполнял колотый песчаник, известняк и булыжник. Для Новгородско-Псковских земель характерна кладка из валунов, а фундаменты памятников архитектуры Московского, Нижегородского и Рязанского княжеств выкладывались из грубоотесанных каменных квадров.
В XIV в. из местного белого известняка был возведен московский Кремль, его каменные палаты и соборы, что послужило основанием для закрепления за нашей столицей образного наименования – Москва белокаменная. В качестве облицовочного материала использовался Лыткаринский и Татаровский песчаники, а также известняки Тарусского, Мячковского, Пудостского, Пахорского и других месторождений.
Для эпохи Возрождения характерно применение природного камня в качестве облицовочного материала. Камень становится одним из элементов пышного декора, зарождающихся стилей барокко и рококо, ставших предвестниками строгой и одновременно изысканной архитектуры классицизма[3,4].
Каменные материалы по характеру применения делятся на две большие группы: штучный и дробленный камень.
Для каменных пород, разрабатываемых как штучный камень, на первое место выдвигается требование блочности. Иными словами, массив породы должен иметь минимальное количество трещин, чтобы из него можно было бы выпиливать блоки камня. В противном случае, при большой трещиноватостипороды, она может разрабатываться только на дробленный камень. Среди штучных камней по характеру применения особо выделяется облицовочный камень, для которого важнейшим является требование декоративности.
Дробленный камень используется в строительстве шире, чем штучный, и требования к нему ниже хотя бы потому, что здесь не требуется декоративность и блочность. В строительстве он применяется как инертное основание бетонов и асфальтобетонов, а также, как дорожный щебень. В целом, около 90% стоимости всего добываемого камня приходится на долю дробленого камня и только 10% составляет штучный камень.
Важнейшими свойствами, которые выделяют природный камень среди других строительных материалов, являются его долговечность, прочность и декоративность. Богатая цветовая гамма, разнообразие текстуры и возможность получения различной фактуры поверхности составляют декоративные свойства камня, делая его незаменимым материалом не только в отделке фасадов, но и в облицовке интерьеров и в напольных покрытиях. О долговечности камня говорит тот факт, что первые признаки разрушения в сооружениях из кристаллических пород появляются через 200-300, в иногда и через 500 лет. Прочностные свойства природного камня определяют широкий диапазон его использования: от применения в мощении улиц и площадей, до тончайших деталей декоративного рельефа и орнамента в отделке зданий. Кроме того, строительные изделия из камня огнестойки и гигиеничны –не имеют токсичных выделений, запахов и статического электричества, способствующего накоплению пыли, поддаются очистке и ремонту[1].
Замечательные свойства камня могут быть выявлены в полной мере только при правильном использовании его в постройках, поэтому при выборе камня необходимо учитывать целый комплекс его физико-механических свойств: твердость, прочность, объемную массу, водопоглащение, пористость, теплопроводность и морозостойкость.
В качестве облицовочных материалов находили применение диабазы и брекчии, уральский мрамор и малахит, прибайкальский лазурит, карельские граниты, гнейсы, кварциты, мраморы, сланцы, эстонские доломиты и мраморы. Из Польши и Германии ввозились песчаники, из Афганистана – бадахшанский лазурит, из Италии – разнообразные мраморы – белый Каррарский, голубовато-серый «бардиллио», зеленый левантийский, желтый сиенский, черный генуэзский, а также красный «гриотто» мрамор из Франции и гранито-порфиры из Швеции[4].
Все это многообразие каменой палитры участвовало в сооружении таких шедевров отечественной архитектуры, как Исаакиевский и Казанский соборы, Зимний, Михайловский и Мраморный дворцы, ансамбль Биржи, ансамбли городских проспектов и Дворцовой площади, здания Адмиралтейства и исторического Смольного, монументальные гранитные набережные Невы и др.[4].
Природный камень – это, пожалуй, единственный строительный материал который может называться вечным, по праву считается символом прочности и надежности. Камень – это износоустойчивость, прочность, стойкость к перепадам температуры и влажности плюс уникальные эстетические качества: богатая цветовая гамма, рисунок прожилок, различная фактура. Новые индустриальные методы обработки расширили возможность применения камня как отделочного материала, позволили существенно снизить себестоимость. Сегодня из предмета роскоши камень становится товаром повседневного спроса.
Использование природного камня в отделке фасадов, интерьеров, в архитектуре малых форм (фонтаны, беседки и т.п.) делает многие здания и площади стильными, уютными, оригинальными. Респектабельность внешнему виду и внутренним интерьерам придает именно отделка природным камнем. Умелое сочетание различных фактур и цветовых переходов позволяет максимально раскрыть неповторимую красоту используемых материалов.
1.Айрапетов Д.П. Архитектурное материаловедение. – М.: Стройиздат,1983. – 192 с.
2.Айрапетов Д.П. Материал и архитектура. – М.: Стройиздат, 1978. – 270 с.
3.Лебединский В.И. В удивительном мире камня. – М.: Недра, 1978. – 160 с.
4.Едике Юрген. История современной архитектуры. Синтез формы, функции и конструкции. Пер. с нем. – М.: Искусство, 1972. – 246 с.
Камень в архитектуре, скульптуре, живописи
Какие ассоциации у вас вызывает слово «камень»? Скорее всего, вы представляете себе горы или морскую гальку, или обычные невзрачные камушки под ногами. Камень — один из первых материалов, который начал изучать и применять человек, камень стал и первым орудием труда, первым помощником человека разумного. Каменные пещеры давали кров и защиту доисторическим племенам, и с древнейших времён человек использует камень для создания скульптур и строительства зданий. Для архитектуры камень стал одним из основных материалов творчества и созидания.
Четыре тысячи лет назад в Древнем Египте были воздвигнуты пирамиды — гробницы фараонов. Загадка премещения массивных блоков из известняка до сих пор остаётся технологической загадкой для историков и строителей, но сами величественные пирамиды весь период осознанной истории человечества остаются символом достижений в архитектуре и строительстве.
Античные греческие и римские храмы — настоящие шедевры зодчества, по сию пору оказывающие влияние на современную архитектуру. С помощью opus caementintium, давшего название нашему цементу, древние римляне научились возводить огромные своды и величественные сооружения. Римский Пантеон в течение многих столетий был самым большим купольным зданием в мире. Пол и стены этого храма сложены из разнообразных горных пород. Сочетание природных камней придавало храму роскошный вид и служило доказательством власти и неограниченного влияния Римской империи.
В средние века и Новое время природный камень был основным материалом строительства как культовых зданий — от маленьких церквей до масштабных и поражающих воображение соборов, так и общественных сооружений, жилья, производственных и складских домов. Из камня построены такие величественные сооружения как собор Святого Петра в Риме и готические соборы Франции. Камень стал материалом для построек эпохи абсолютизма и времён общественно-экономических потрясений.
Наряду с архитектурой природный камень активно использовался в скульптуре. Археологические раскопки показывают, что первые каменные изображения людей и животных появились почти одновременно с развитием навыков использования орудий труда и речи.
Греческие скульпторы использовали в своём творчестве мрамор и достигли в портретном искусстве значительных успехов. Одним из шедевров скульптурного искусства стала группа «Лаокоон и его сыновья», находящаяся в одном из музеев Ватикана. Античному скульптору удалось не просто детально и с феноменальной реалистичностью передать фигуры персонажей мифа, но и запечатлеть драматический момент в камне, сфокусировать внимание на трагедии.
Один из самых известных скульпторов Нового времени — итальянец Микеланджело. Его скульптура «Давид» высечена из единого монолитного мраморного блока высотой более 4 метров. И эта скульптура стала своего рода эталоном скульптурного искусства, образцом, к которому и ныне стремятся скульпторы в своём творчестве.
В живописи минералы и камни долгое время играли важнейшую роль. Ведь именно они являлись основой для получения красок и красящих пигментов. Лишь некоторые краски получали из растений (например, индиго) или путём переработки материалов животного происхождения (пурпур), а ведущую роль в изготовлении красок играли измельчённые камни и минералы.
Измельчённая ляпис-лазурь (лазурит) служила основой тёмно-синей краски, ультрамарина. В переводе с латыни ультрамарин означает «другая сторона моря». Ляпис-лазурь привозили в Европу из Афганистана, и синие краски довольно долгое время были весьма дороги. Киноварь — светло-красный минерал — широко распространён в Италии и Испании, использовать его для производства краски начали ещё древнеримские художники. Доступность минерала и возможность вариации киноварных оттенков определила своего рода моду на фоны красного цвета в фресках и настенных росписях. Малахитовый порошок служил основой зелёной краски. Как правило, порошок смешивали с жидкими веществами на основе масел, которые надолго сохраняли пластичность и увеличивали время работы над картиной. Современные методы производства красок заменили способы получения красок из камней и минералов, но мы по-прежнему говорим, что картина написана маслом.
2.3.3. Перспективы применения природного камня в современной архитектуре
Каждая эпоха вносит в облик города свой образ и стиль. Применяемые же строительные материалы характеризуют особенности архитектуры, свойственной тому времени. Образно говоря, сооружения из камня – это как бы осуществление думы одного поколения, передаваемые другому. В них, как в книгах, отражается и век, и дух, и нрав народа. Запечатленные в камне архитектурные замыслы сохраняются надолго и волнуют потомков своей красотой, доставляя эстетическое наслаждение и возбуждая гордость за их созидателей.
Природный камень оказал большое влияние на архитектуру. На всех этапах развития архитектуры он был основным строительным материалом. Прочность и красота камня, разнообразие цветовых оттенков и богатство рисунка во все времена помогали архитекторам создавать подлинные шедевры зодчества. А долговечность природных камней позволила сохранить до нашего времени шедевры архитектуры, созданные многие столетия назад [38].
Камень – великолепный строительный материал, созданный природой. Многие архитектурные сооружения, облицованные природным камнем, создававшиеся веками разными народами, сегодня являются бесценными и представляют культурное наследие всего человечества. В развитие мировой культуры камня заметный вклад внесла Россия. Многие произведения декоративно-прикладных искусственных материалов XVIII–XIX вв. приобрели мировое признание специалистов и составляют экспозиции эрмитажа и других крупных музеев мира. В советский период российские традиции в области культуры камня были продолжены при строительстве метрополитенов. Природный камень использован в архитектурных ансамблях Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов. Но в целом использование природного камня в отечественном строительстве существенно сократилось.
Современные принципы использования камня отличаются от тех, которые имели место даже несколько десятилетий назад. Благодаря значительному скачку в развитии новых технологий обработки природного камня снизились затраты производства. В совокупности с ростом уровня жизни населения развитых стран это изменило сложившиеся представления о роли природного камня в строительстве и культурной сфере, определило рост потребления всех его разновидностей. В мире все шире начинают применять декоративный камень в архитектуре, для внутренней и наружной облицовки зданий и сооружений. Цветные камни, наряду с облицовочными, используются в оформлении интерьеров как общественных, так и жилых помещений, объектов культурного назначения.
История архитектуры показывает, что монументальные формы разрабатывались в органичной связи со свойствами камня как строительного материала, придавшего зданиям массивность, выражение прочности и вечности. Это богатый по своим архитектурным качествам материал. Применение камня с высокими декоративными свойствами (естественным цветом и рисунком) позволяет при минимуме художественных средств (фактурная обработка) добиваться сильного эстетического воздействия архитектурного произведения.
Применение природного камня позволяет подчеркнуть национальные черты в архитектуре. Являясь на протяжении веков почти единственным строительным материалом в ряде районов нашей страны, камень способствовал выработке специфических национальных черт архитектуры. Строители брали материал непосредственно из окружающей природы. Естественный материал позволял сооружениям органично вписываться в ландшафт и в то же время определил их архитектонику и художественный образ. Традиционные породы камня и формы, ими выработанные, каменная резьба и барельефы, органично связанные с архитектурным решением здания, стали основой композиции, обогатили лаконичные формы современной архитектуры, придали ей национальный характер (рис. 34, 35, 36).
Рис. 34. Стрелка Васильевского острова в Санкт-Петербурге.
Фрагмент Ростральной колонны
Природный камень создает определенный колорит городской застройки, придает зданиям особое значение, помогает выделить роль общественных зданий в городских ансамблях, подчеркивает их монументальность и долговечность. Он прекрасно сочетается с новыми архитектурными формами, где его свойства оцениваются по-новому. Использование камня может также способствовать увязке архитектурных форм современных зданий с исторически сложившимися ансамблями.
В процессе формирования архитектурных стилей, изменения методов строительства, создания новых строительных материалов и конструкций из них изменилась область использования природного камня в архитектуре. В прошедшие исторические эпохи, когда выбор строительных материалов в основном определялся местными ресурсами, наблюдалось единообразие строительных материалов для различных элементов здания. Постепенно технический прогресс, возрастание ценности человеческого труда, расширение палитры строительных материалов и усложнение структуры сооружений за счет включения в нее различных систем инженерного обеспечения привели к использованию для разных элементов зданий различных по своим свойствам строительных материалов. Расширились возможности выбора, в результате чего во всех элементах, где раньше использовался природный камень, ему нашли рациональную замену другим материалом, имеющим преимущество в большей индустриальности изготовления, или экономичности, или меньшей массы и т.д. Но и в современном строительстве имеются возможности и необходимость применения природного камня.
Рис. 35. Исаакиевский собор. 1818–1858 гг., арх. А. Монферран
Роль природного камня в создании архитектурных форм чрезвычайно велика, так как камень – важнейший конструкционный материал в истории человеческой культуры. Можно с полным правом утверждать, что если бы на Земле не было камня, развитие архитектуры пошло бы совершенно иными путями. Камень продолжает играть значительную роль в архитектуре как материал с наиболее высокими, недостижимыми для искусственных материалов декоративными свойствами.
Несмотря на то, что камень – материал, полученный почти в готовом виде от природы, архитектор по отношении к нему, так же как и по отношению к искусственным материалам может и должен выступить в качестве заказчика
Несмотря на то, что камень – материал, полученный почти в
готовом виде от природы, архитектор по отношению к нему,
так же как и по отношению к
Рис. 36. Мраморный дворец (г. Санкт-
скусственным материалам, может и должен выступить в качестве заказчика
промышленности строительных материалов. Архитектор может не только выбрать породу с присущими ей цветом и текстурой, определить фактуру поверхности, задать размеры облицовочных плит, но и сам создать в соответствии с композиционным замыслом рисунок плит при изготовлении их из отходов камнеобработки или, задав определенное направление распила каменных блоков, получить декоративную поверхность с разной текстурой из одной и той же породы камня.
При всем разнообразии современных строительных и облицовочных материалов нет ни одного, который бы превосходил по своим характеристикам натуральный камень. Неповторимая красота расцветки и превосходные технические характеристики горных пород выделяют этот вид строительных материалов в особый, элитный вид строительного сырья. Любое изделие из натурального камня является уникальным, единственным в своем роде, и завершить рассказ о природном камне хочется словами выдающегося советского ученого – академика А. Е. Ферсмана: «Камень – не предмет роскоши, тщеславия или богатства, камень – практически выгодный материал, исключительный по своей прочности, неизменяемости, неувядающей окраске».
Человек и природный камень
Данной статьей мы открываем цикл статей обо всех аспектах природного камня – от его происхождения до новейших технологических обработок.
Взаимодействие человека и камня уходит своими корнями в доисторические времена. На протяжении всей истории человечества камни сопровождают нас. Добыча огня, орудия труда, предметы культа и обихода, места поклонений, дома, храмы, мебель, украшения, предметы искусства…
По мнению многих, камни даже обладают магическим нематериальным влиянием на человека, так драгоценным и полудрагоценным камням в астрологии приписывают поистине волшебные качества.
В современном мире натуральный камень (в том или ином его воплощении) не утратил своей ценности. Его любят и ценят 90% населения Земли – ученые-геологи, любители альпинизма, ценители искусства и архитектуры, приверженцы религиозных конфессий, ювелиры и представительницы прекрасного пола, строители и ландшафтные дизайнеры.
Еще до нашей эры природный камень был основным строительным материалом в Древнем Риме, Греции и Индии. Единственное Чудо Света из семи, сохранившееся до наших дней, Пирамида Хеопса в Египте, так же как и Великая Китайская стена сложены… из известняка!
Белокаменные церкви Золотого Кольца России и Московский кремль до сих пор впечатляют своей красотой. В Японии наши современники могут любоваться садами камней 1500 года.
Таким образом, природный камень для человека является как практичным материалом текущего бытия, так и носителем духовных ценностей и истории. Однако усовершенствованные, технологически созданные, строительные материалы (кирпич , бетон, железобетон) постепенно сместили натуральный камень в область декоративного оформления зданий, интерьеров и участков.
Фасад – лицо здания. На сегодняшний день облицовка натуральным камнем – один из самых популярных методов оформления фасада здания. Помимо своей прямой — защитной функции (с которой камень успешно справляется благодаря своей долговечности и прочности) он выполняет и декоративную. Сам по себе камень – уникален и эстетичен, плюс современные технологические возможности обработки позволяют создавать множество архитектурных элементов, формирующих определенный стиль и привносящих особый шарм. Так, фасадная плитка, карнизы, пилястры, наличники, балюстрады, входные и лестничные группы, колонны, фронтоны, розетки, русты и арки способны преобразить заурядное» серое» здание в образец элегантности, практичности и надежности. (более пристальное внимание на особенности выбора камня на фасад, его характеристики, элементы декора и способы монтажа мы обратим в дальнейшем)
Так же, сложно переоценить использование природного камня в оформлении открытых городских площадок, тротуаров и дорожек, придомовых участков, площадок отдыха, парковочных зон. В целом, для ландшафтного дизайна натуральный камень один из основных применяемых материалов. В ход идет все: огромные камни, плиты, плитки, брусчатка, и даже каменная крошка. (позже мы еще остановимся подробно на применение камня в ландшафтном дизайне)
Актуален натуральный камень и в интерьерах городских зданий и сооружений, во внутреннем убранстве частных застроек и загородных коттеджах. Декоративные возможности позволяют создать особенный, неповторимый, эксклюзивный интерьер. Полы, стены, колонны, лестницы, камины, дверные проёмы, барные стойки, мозаики и панно, столы и подоконники все это возможно выполнить из камня либо декорировать новейшими материалами — каменными обоями (гибким камнем) или каменным шпоном.
Разнообразие фактур камня, цветовой гаммы, неповторимых рисунков способны реализовать самые смелые фантазии как владельцев зданий так и дизайнеров. Натуральный камень способен гармонично вписаться почти в любой стиль интерьера, воспроизвести образы старинных замков, греческих усадеб, нормандских мансард, деревенских домов Кантри и другие. Такие интерьеры десятки лет не теряют вида и не требует косметических ремонтов.
Итак, коротко о достоинствах натурального камня:
Любое изделие из природного камня выглядит изыскано, благородно и аристократично. А применение натурального камня в отделке — не только признак хорошего вкуса, но и показатель успеха, состоятельности и благополучия.
10.05.2017, 2629 просмотров.
Природный строительно-облицовочный камень памятников архитектуры Санкт-Петербурга
Одной из ключевых проблем духовной, да и не только, жизни нашего города является сохранение его исторического Наследия. В это понятие неотъемлемой частью входят вопросы сохранения архитектурных памятников и, в конечном итоге, уникальной, неповторимой и в своем роде единственной в мире городской среды, являющейся в целом архитектурным памятником мирового значения.Санкт-Петербург стал первым в России «каменным» городом по воле Петра 1, благодаря труду и стараниям наших предков, и за трехсотлетнюю историю превратился в своего рода уникальный Музей строительно-облицовочного камня под открытым небом. Длительное, масштабное и разнообразное применение природного камня в архитектуре разных стилей и эпох ставит перед специалистами серьезные проблемы по его сохранению и реставрации в постоянно ухудшающихся экологических условиях городской среды, а часто и вследствие необдуманных действий человека.В числе вопросов, от решения которых при реставрации строительно-облицовочного камня на памятниках архитектуры, напрямую зависит соблюдение не только существующих в мировой практике принципов реставрации, но и просто здравого смысла в желании сохранить результаты физического и духовного труда наших предков, Главным является вопрос всестороннего знания объекта приложения усилий, т.е. самого природного камня и всего, что с ним связано в период его жизни от момента добычи до настоящего момента и даже далее в обозримой перспективе. Все остальные существующие или возникающие вопросы, связанные с камнем в архитектуре и в нашей человеческой жизни вообще, являются производными, решение которых вне связи с Главным вопросом, как правило, приводят не только к искажению исторического облика каменных архитектурных элементов и природного облика камня, но часто, особенно в последнее время, к прямому разрушению камня или к провокации его разрушения в обозримом будущем .Уровень знаний камня, его жизни в природе и на памятниках, его отношений к природным и человеческим воздействиям и т.д. в настоящее время соответствуют примерно уровню знаний бетона, что не может обеспечить сохранность памятников архитектуры города-музея природного камня под открытым небом.Решение вопросов, связанных с новым глубоким подходом к образованию в области реставрации природного камня, не смотря на многочисленные высказывания и телодвижения многочисленных руководящих реставрацией, и не только в нашем городе, чинов и деятелей с места никогда не сдвинется. Хотя бы по тому, что некоторые специалисты, разного уровня и квалификации, связанные с реставрацией, к сожалению с трудом признает необходимость в своей работе предлагаемого объема и качества. А другая часть и при желании не имеет возможности их получить за отсутствием учебных заведений, курсов, обладающих необходимыми учебными программами «нового поколения», основанными на всей совокупности имеющейся информации, собранной за последние 10 лет по собственной инициативе сотрудниками НИИ Спецпроектреставрация, Геологоразведочного музея ВСЕГЕИ и некоторыми другими специалистами, заинтересованными в сохранении Каменного Архитектурного наследия нашего города.Для начала мы располагаем на сайте имеющуюся часть опубликованной информации, которая должна со временем увеличиться в объеме. Одновременно мы предполагаем начать обсуждение вопросов, связанных с существующими проблемами реставрации природного камня, в том числе и технологическими. Т. е мы хотим попытаться постепенно внедрить в умы заинтересованных лиц хотя бы малую часть знаний, которыми мы владеем. Объемы информации по природному камню, номенклатура вопросов и пр. будет уточняться в зависимости от заинтересованности посетителей сайта.Ниже привожу некоторую полезную информации о музейной экспозиции исторического облицовочного камня, а так же некоторые рассуждения о некоторых проблемах подхода к реставрации природного камня.За последние 13 лет ведущий инженер НИИ «Спецпроектреставрация» и горный геолог по образованию и профессии Л.С.Харьюзов и старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского геологоразведочного музея им. Ф.Н.Чернышева (ЦНИГР Музей) С.В.Мамонов по мере своих сил и возможностей провели сбор, обобщение и систематизацию достаточно большого объема архивной и фондовой информации, а так же собрали коллекцию строительно-облицовочного камня с некоторых каменоломен и, в основном, с объектов реставрации. При этом надо отметить, что некоторые образцы камня с объектов являются в настоящее время единственными и неповторимыми в связи с ликвидацией самих объектов или доведения камня на них до не узнаваемого состояния. Имеющиеся на период середины 2003 г. материалы были оформлены и экспонированы в залах ЦНИГР Музея (СПб, В.О., Средний пр., д. 72. Открыт для посещения в рабочие дни с 11 до 16 часов) в виде постоянно действующей Музейной экспозиции «Строительно-облицовочный камень в архитектуре Санкт-Петербурга 18-начала 20 веков», доступной для широкого круга специалистов и любителей. За период от момента создания экспозиции по настоящее время она по мере появления нового материала пополняется с внесением необходимых изменений и дополнений, к сожалению, в объемах, которые позволяют экспозиционные площади. Сведения об экспозиции мы выкладываем в нашем разделе.
Кроме музейной экспозиции, в помещении ОДСМИК НИИ СПЕЦПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ располагается личная рабочая коллекция исторического облицовочного камня нашего города, доступная для осмотра и получения необходимой информации.
Другой аспект проблематики реставрации природного камня носит, на первый взгляд, менее ярко выраженный характер, но от которого, на мой взгляд, может во многом зависеть подход к его реставрации и сам процесс реставрации.
Все ниже изложенное является лишь общим личным концептуальным взглядом автора на общий подход к реставрации природного камня и не претендует ни на оригинальность, ни на обязательность полного восприятия, однако полностью соответствует, декларируемой в настоящее время на всех уровнях, необходимости обязательного научного подхода к реставрации с усилением роли образовательного процесса не только для специалистов-реставраторов разных уровней, но и всех тех, кто тем или иным образом участвует в реставрационном процессе.
Основная часть специалистов, занимающихся ремонтно-реставрационными работами по природному камню и даже имеющих опыт в этом деле и знающих, если можно так сказать, камень, как правило, подходят к нему как к объекту «бездушной неживой природы» не вникая в целом в его внутреннюю суть. При таком подходе камень мало, чем отличается от любого искусственного камнеподобного материала (бетон, кирпич, керамика, различные виды современного искусственного камня и т.д.). И даже добросовестное применение в процессе разработки и дальнейшего практического использования технологий реставрации данных по особенностям строения, состава, химизма, механических и физико-химических свойств природного камня, особенностей его разрушения (выветривания) в природных условиях и в условиях современных городов может принести серьезный, даже непоправимый, ущерб его (камня) здоровью. Именно ЗДОРОВЬЮ без кавычек! Поскольку природный камень – материя ЖИВАЯ, рождающаяся, развивающаяся и взрослеющая, стареющая и умирающая, как все живое в этом мире! Наблюдая за камнем в естественной для него среде, мы не замечаем этого, поскольку продолжительность жизни даже нескольких поколений людей составляет только мизерную, не заметную часть от длительности жизни камня. Изымая камень из естественной среды, отрывая его от «материнского тела» и перенося в чуждую ему среду города, мы вынуждаем его резко активизировать свои жизненные процессы в направлении «старения» и, в конечном итоге, «смерти». Продолжительность жизни камня в этих новых для него условиях, что доказано исследованиями, уже сопоставима с продолжительностью жизни от одного до 3-5 людских поколений. Фактически можно говорить, что, попадая в архитектуру и украшая тем самым жизнь человека, камень начинает ускоренно стареть.
И если все сказанное выше верно, то в подходе к реставрации камня возникают аналогии подхода к лечению («реставрации») любого живого существа, в том числе и человека. Во-первых, остановить старение и добиться бессмертия не возможно как для человека, так и для камня. Данные процессы можно только замедлить, но не остановить. Попытки омолодить (для камня воссоздать видимость изначального облика) обязательно приводят через некоторое очень короткое время к ускорению старения, как во внутренних, так и внешних проявлениях. Во-вторых, как далеко не любые средства, материалы, методы пригодны для лечения людей вообще и конкретного человека в частности, так и не любой материал и технология пригодны для реставрации камня вообще и конкретного камня в частности. Таким образом, в обобщённом виде и несколько упрощенном виде, реставрация камня должна основываться на следующих основных принципах:
Совместимость применяемых реставрационных материалов с жизненными особенностями камня и их обратимость («подобное с подобным» с возможностью «безболезненного» для камня удаления при необходимости). Совместимость же определяется по сходству-различию камня и материалов по целой группе параметров, и не только и не столько основных физико-механических «ГОСТовских». Последние практически предлагают ничтожно малую часть данных необходимых для принятия реставрационных решений.
Например, для изверженных горных пород, состоящих в основном из минералов силикатного состава (граниты и подобные им породы, габбро и т.д.) – мастиковочные и клеевые составы на основе цемента, являющегося совокупностью в том числе вводно-силикатных соединений, и кварцевого, кварц-полевошпатового наполнителя, для карбонатных пород (известняки разного типа, мраморы) – мастиковочные и клеевые составы на основе извести и наполнителей карбонатного состава, для песчаников с карбонатным связующим (по геологической терминологии – цементом) – на основе извести с кварцевым или кварц-полевошпатовым наполнением, для песчаников с силикатным, силикатно-глинистым цементом – на основе цементов с кварцевым или кварц-полевошпатовым наполнением, и т. д. для всех разновидностей строительно-облицовочного камня в зависимости от их состава и свойств;
Общепринятый в медицине принцип «не навреди». Принцип подбора щадящих физических и химических методов реставрации с избирательным действием, оказывающих минимальное воздействие на камень при минимально возможном фрагментарном по крайней необходимости применении химических препаратов и искусственных полимерных материалов.
Отказ от воссоздания первоначального, на момент строительства, внешнего облика и переход на «лечебно-консервационные подходы», заключающиеся в преобладании консервационного подхода (расчистка, укрепление и консервация) с минимально необходимым по объективным показателям объемом воссоздания.
При необходимости воссоздания каменных элементов в первую очередь использование оригинального природного камня исторических каменоломен или месторождений, действующих на их основе, во вторую очередь – камень современных месторождений совместимы с оригинальным на памятнике не только по цвету и рисунку, Нои особенностям состав, строения и поведения в климатических условиях региона реставрации. Применение искусственных совместимых с камнем, докомпановочных составов возможно только на третьем этапе. Подход к подбору камня при ведении реставрационных работ на фасадах должен быть максимально ответственным, обоснованным и профессионально грамотным. В историческом центре города этот принцип должен являться, что, несомненно и очевидно, основополагающим.
С уважением и надеждой на понимание
Вед. инженер, технолог-реставратор 1 категории, горный инженер-геолог Л.С.Харьюзов
Применение натурального камня в современной архитектуре и дизайне
С самых древних доисторических времен натуральный камень, как один из самых долговечных, практичных и эстетичных материалов, используется людьми в качестве строительного и отделочного материала. Во все времена он находил широкое применение как у архитекторов и строителей в самых разнообразных формах и архитектурных стилях, так и у художников-скульпторов, творящих из него свои шедевры. Современные архитекторы и дизайнеры широко используют натуральный камень в качестве наружной и внутренней отделки зданий, для создания элементов мебели и декора: столешницы, камины, лестницы и перила для них, балюстрады и скульптуры, канделябры, украшения и многое другое. Натуральный камень сочетает в себе массу достоинств: это высокая степень прочности и устойчивости под действием явлений окружающей среды, экологическая чистота материала как такового, химическая инертность, широкое разнообразие расцветок и текстур, что открывает невероятный простор для фантазий и задумок художников и дизайнеров, и многое другое. Недостаток его заключается в высокой плотности материала и, как следствие, в большом весе. В расчетах запаса прочности фундамента при строительстве с применением натурального камня необходимо принимать этот факт во внимание.
Натуральный камень — это общее название для самых разнообразных видов этого материала. По характеру своего происхождения природный камень подразделяется на 3 основные группы:
— Вулканические породы, самым распространенным представителем которых является гранит. Он имеет зернистую структуру и отличается высокой устойчивостью к колебаниям температуры и влажности, благодаря чему широко используется при внешней отделке строений.
— Осадочные породы, наиболее часто используемыми в этой группе можно назвать известняки и песчаники. Они значительно менее плотные, чем гранит, более гигроскопичные, рыхлые. Их плюсы заключаются в высокой морозоустойчивости и экономичности строительства и отделочных работ с их применением. Для повышения срока службы изделия из этих материалов обрабатывают специальными водо- и грязеотталкивающими пропитками.
— Метаморфические породы, ярчайшим представителем которых является мрамор. Это необычайно чувствительный камень по отношению к различным воздействиям. Его очень легко поцарапать, он быстро разрушается под воздействием кислот и щелочей. И тем не менее за счет своей красоты и высокой эстетичности он пользуется огромной популярностью. Самый ценный вид мрамора – белый, он обладает исключительной способностью блестеть при свете солнца. Также ценятся черный, розовый, голубой мрамор.
Отдельного внимания заслуживает подгруппа полудрагоценных камней. Яшма, малахит, оникс, опал и другие очень широко используются при декоративной внутренней отделке помещений.
Изделия из натурального камня всегда носят эксклюзивный характер благодаря неповторимому рисунку и текстуре. Талантливые художники-камнерезы создают поистине шедевральные творения из этого богатого материала. Интерьеры, созданные с применением натурального камня, — это показатель солидности и престижа, стабильности и умиротворения. Под руками умелых мастеров холодный камень преображается самым удивительным образом, изделия из него дарят помещению особый природный покой и уют.
Материалы по теме
Баня — это удовольствие для души и тела и лекарство от многих болезней. Влияние ее на организм человека многогранное. Для.
Некоторые люди после окончания ремонта или строительства сталкиваются с проблемой, того куда девать остатки материалов, вроде.
Сделать бортовой камень для тропинок, улочек, клумб и песочниц на даче лучше самому, это займет мало сил и очень мало.
Комментарии пользователей:
Мне очень нравится, когда в дизайнерских решениях оформления квартир присутствует натуральный камень. К сожалению, конечно, для нас такой ремонт был не доступен по цене и мы использовали искусственный камень. Но зато стараемся украшать интерьер изделиями из натурального камня: картины из крошек натурального камня, обрамленные змеевиком, статуэтки из оникса, посуда. И даже шахматы! Они особенно красиво смотрятся на журнальном столике.
Не согласен по поводу природного уюта, и вот почему. Дома отделанные природным камнем на фоне окружающей зелени (если речь идет о загородном доме) смотрятся не гармонично. Природный камень может выглядеть эстетично, если его применять в сочетании с чем-либо еще, и в небольшиз количествах. Например отделка открытой веранды.
Природный камень в различных стилях экстерьера
Натуральный камень по праву считается не только одним из наиболее древнейших строительных материалов, но и уже сотни лет успешно используется для дизайнерской отделки и декоративного оформления интерьеров помещений различного функционального назначения. Природный каменный материал эффектно и презентабельно смотрится и жилом коттедже, и в офисном помещении крупной компании, и в зданиях общественного назначения (торгово-развлекательные центры, гостиницы, рестораны и т.д.). Экстерьерные же элементы из натурального камня придают убранству здания особый шик, который проявляется в гармоничном единении природных материалов с многовековой историей с окружающими фасадными и ландшафтными картинами.
Преимущества каменного декора в экстерьере с точки зрения мастеров
Широкое использование в экстерьерной отделке натурального камня связано не только с универсальностью применения данного материала, но и с рядом эксплуатационных преимуществ, которыми характеризуется природный каменный декор:
- Высокая прочность и долговечность натурального камня – данный материал отличается сверхустойчивостью к механическим и естественным повреждениям. На поверхности фасадного каменного декора не образовываются остаточные деформационные явления после сжатия, ударов царапающих движения и т.д. кроме того натуральный камень не подвержен разрушению в результате температурных перепадов, ультрафиолетового влияния, атмосферного давления и сильных порывов ветра. В качестве подтверждения данных свойств натурального камня можно привести сотни памятников архитектуры, оставшиеся от древнейших цивилизаций. Эти памятные строения не только не потеряли свой первозданный вид и прочность, но и стали еще более эстетически привлекательными благодаря естественному эффекту старения, который покрыл стены сооружений.
- Экологическая чистота природного камня не сравниться ни с одним искусственно созданным материалом. Каменные слэбы не выделяют токсические вещества, не содержат синтетических компонентов, поэтому безопасны для здоровья человека и окружающей среды. Также научно доказано, что природный каменный материал не является аллергеном, соответственно не провоцирует аллергические реакции у склонных к этому заболеванию людей. Некоторые специалисты также наделяют природные камни бактерицидными и целебными свойствами, что обусловило широкое использование данного материала для фасадной облицовки и внутреннего декорирования поликлиник, санаториев, домов отдыха и т.д.
- Ценовая политика – использование современных методов добычи и обработки натурального камня, а также высокотехнологичного оборудования существенно снизили стоимость конечного продукта. Кроме того, сократилась длительность процесса добычи и обработки природного каменного материала. Сегодня натуральный мрамор, гранит, травертин и другие камни доступны не только для декорации богатых и роскошных имений и особняков, но и для отделки жилых и офисных зданий, ведь сегодня оригинальный и эффектный каменный декор можно встретить в среднестатистическом загородном коттедже.
Советы дизайнеров и декораторов по использованию природного камня в экстерьере
Неповторимая эстетика, впечатляющая цветовая палитра натуральных камней, разнообразие текстур и фактур, которое создают причудливо пересекающиеся линии и узоры, сплетающиеся в сказочные орнаменты позволяют создавать поистине эксклюзивную, неординарную и захватывающую экстерьерную отделку. Все без исключения дизайнеры экстерьера уверяют, что благодаря великолепным эстетическим свойствам натурального камня Вы сможете реализовать даже самые смелые, экстравагантные, порой фантастические дизайнерские решения.
Как и другие проектные элементы, наружную отделку необходимо продумать еще на этапе разработки общего дизайн-проекта здания. Однако, это абсолютно не значит, что уже готовое сооружение нельзя декорировать фасадом из натурального камня. Единственным негативным моментом при реставрации готового здания является то, что его конструкция и архитектурный стиль могут ограничивать дизайнера в выборе фактуры натурального камня и способе его применения. Поэтому всем, кто планирует строительство здания любого целевого назначения, рекомендуем заранее рассмотреть возможность облицовки фасада натуральным камнем. При этом мы уверенны, что Вы обязательно останетесь в восторге от разнообразия вариантов и выберете для себя идеальный по цвету и фактуре каменный декор.
Если Вы уже решили отдать предпочтение каменному фасаду, то обязательно обратите внимание на способ обработки поверхности камня. Данная характеристика определяет уместность и целесообразность применения каменного материала для отделки различных архитектурных элементов здания. Так, профессионалы рекомендуют придерживаться следующих рекомендаций по отделке фасадов:
- Для наружного оформления небольших зданий (жилые дома, загородные коттеджи, бани, рестораны и т.д.) лучше всего использовать природный камень, обработанный методом полирования. Полированные каменные слэбы и плитка особенно эффектно смотрятся на поверхностях с небольшой площадью.
- Для облицовки крупных строений (гостиницы, торгово-развлекательные комплексы, бизнес-центры и т.д.) чаще всего применяют отшлифованный или лощенный каменный материал, который позволяет подчеркнуть основательность и масштабность здания. Камни, обработанные указанными методами, придают фасаду и всему зданию монументальную строгость и официальную презентабельность.
- При отделке нижних колец строения и цокольных элементов предпочтение отдают граниту или гранитной крошке, которые создают визуальное впечатление основательности, надежности, прочности здания в целом.
- Кроме оформления стен и фундамента каменной плиткой выполняют также декорирование природным камнем парадного входа в здание. Монументальные каменные колонны, лестницы, балясины придадут элегантность, неординарность и торжественность общей фасадной эстетике.
Стили экстерьерного каменного декора
С точки зрения стилистического оформления фасада, камень практически универсален и может стать эффектным украшением здания, выполненного в любом архитектурном стиле. Особенной оригинальностью и эстетической привлекательностью отличаются следующие дизайнерские сочетания экстерьерного каменного декора:
- Оригинальный сицилийский стиль –яркий и контрастный, наполненный южным темпераментом стиль, предполагает использование мрамора, гранита и травертина насыщенных оттенков — от охры до светлого терракота, которые смотрятся особенно эффектно на фоне нежно-бежевых и оливковых фасадных основ.
- Стиль Прованс – великолепная и изысканная Франция полностью воплощена в прованских мотивах, которые нашли свое применение в экстерьерном декоре. Прекрасно для фасада в стиле Прованс подойдут такие каменные фактуры как юрский мрамор и утонченная мраморная мозаика. Особенно актуальны здесь нежные цветочные оттеночные гаммы и великолепные природные мотивы.
- Классическая греческая усадьба – солнечная Греция ассоциируется в первую очередь с россыпью белоснежных коттеджей на фоне синего моря и зеленых гор. Идеальным материалом для этого станет белый и нежно бежевый мрамор, гранит и практичная литокерамика, имеющая разнообразную цветовую гамму. Отдавать предпочтение же следует идеально отшлифованным поверхностям, который отражая яркие солнечные лучи, создадут невероятную воздушную картину.
- Нормандский стиль –все великолепие романской архитектуры сможет передать натуральный известняк, который способен воплотить дух монументальности и аскетизма данной концепции.
Компания Джаз Стоун предлагает широкий ассортимент натуральных каменных плит и слэбов для отделки фасадов зданий любого целевого назначения. У нас Вы найдете декоративный гранит, мрамор, известняк, травертин и другие природные камни высочайшего качества для реализации всех ваших экстерьерных идей. Профессиональные консультанты нашего магазина помогут определиться с видом натурального камня и подсчитают необходимое количество плит для планируемой вами фасадной отделки. Фасады из натурального камня от студии декоративных каменных материалов Джаз Стоун гарантированно буду впечатлять прохожих, и восхищать жителей здания (смотреть фото фасадов из натурального камня).
Интерпретации природного камня
Вдохновение от природы
Из всего многообразия пород натурального камня наиболее популярными видами для оформления внутреннего пространства остаются гранит и мрамор. Первый имеет репутацию одного из самых твердых пород, поэтому активно применяется для создания напольных покрытий, лестничных ступеней, столешниц и иных поверхностей, которым предстоит выдерживать значительные нагрузки. Мрамор, как дыхание природы вызывающее чувство восторга гаммой оттенков мрамора и завораживающие своей красотой и пластичностью форм.
В силу того, что благодаря великолепным природным свойствам (Гранит свойства и применение) не нуждается в дополнительной защите от механических повреждений и агрессивных веществ, он выступает традиционным материалом для изготовления кухонных Столешницы из гранита и барных стоек, а также Гранитные подоконники. Предлагаемый сегодня ассортимент позволяет дизайнерам варьировать каменные элементы из гранита в интерьерах любой стилистической направленности. Известно, что цвет камня зависит от его месторождения, например Возрождение (гранит). К разряду наиболее распространенных видов гранитов следует отнести серые, черные и красно-коричневые, добываемые, в том числе, и в России. В мире же природная палитра гораздо разнообразнее. В частности, из Европы на российский рынок поступают множество гранитов различной цветовой гаммы. На российском рынке, где потребитель придерживается, главным образом, классического прочтения камня, более всего распространены теплые и насыщенные тона, чаще всего, золотистый Cashemir Gold Madura Gold, Giallo Veneciano темно-коричневый (Indian Brown). Исключительно изысканно смотрятся отполированные до зеркального блеска поверхности из гранита. При этом виды красного камня не столь желанны в интерьере, поскольку обладают повышенным радиоактивным фоном. Помимо гранита для создания напольных покрытий нередко используются и его магматические родственники, в частности, черный (Star Galaxy и Absolute Black) или темно-серый Другорецкое (габбро-диабаз) в Карелии, а также темный с проблесками камень под названием лабрадорит.
В сегменте мрамора наибольшей популярностью на отечественном рынке пользуются белый цвет Bianco Carrara, оттенки бежа и слоновой кости (Crema Marfil, Daina), темно-коричневый (Imperador) и черные сорта – Nero Marquina. Из пород желто-золотистого мрамора распространены, например, Giallo Atlantida, Crema Oro и Crema Valencia. Розовые оттенки встречаются значительно реже, к тому же, по словам архитекторов, этот цвет довольно сложно вписать в интерьер. В отличие от гранита Мрамор свойства и применение – порода не столь неуязвимая. Любая абразивные частицы, попавшие на мраморную поверхность, способны оставить на ней видимые царапины. Кроме того, полированный мрамор боится химически агрессивных сред, поэтому в качестве, например, барной стойки использовать его не рекомендуется: любые пятна от еды могут оставить на таком покрытии нестираемые следы. Территория же «абсолютного владычества» мрамора – это ванные комнаты, санузлы и бассейны; абсолютная водонепроницаемость материала позволяет создавать из него великолепные мраморные раковины, декоративные фонтаны, резные Столешницы из мрамора и т.д., не говоря уже об использовании его для Гранитная плитка облицовочная стен и полов. В жилом пространстве мрамор чаще всего выступает в виде декоративных элементов, например, колонн и скульптур, балясин для лестничных перил, обрамления проемов различными орнаментами и т.д. И, наконец, камины. Со времени появления в Европе моды на них, мрамор уверенно закрепил за собой позиции лидера и традиционно выступает материалом для воплощения роскошных классических стилей.
Известняки, травертин, оникс
Помимо мрамора для загородных каминов актуальным материалом выступают различные породы песчаников и известняков, ракушечник и травертин. Камень может быть представлен как в виде ровных геометрических плит, так и «природных осколков» неправильной формы. В последние годы для оформления каминов огромной популярностью пользуется сланец. Окраска его выглядит несколько скромнее, чем у мрамора или того же гранита (чаще всего можно встретить зеленоватый сланец, цвета ржавчины или беж), однако стилистически он вполне вписывается в большинство современных интерьеров. К разряду по-настоящему эксклюзивных видов каменной отделки следует отнести оникс. Наряду с облицовкой каминов наиболее оптимальным образом он может быть представлен в сочетании с подсветкой. Поэтому дизайнеры с удовольствием включают его в интерьер в качестве светильников, при создании фальш-окон, островных барных стоек, дверных коробок, внутри которых встраиваются осветительные приборы.
География месторождений
География месторождений натурального камня достаточно обширна. Основными точками добычи считаются Италия, Испания, Турция, Индия, Китай и Греция. Добывается камень крупными блоками (кубами) 2х2 – 2х3 метра. Эти кубы поставляют на фабрики, где блоки распускают на плитку, используемую для облицовочных напольных и настенных работ, или слэбы. Слэбы представляют собой большемерные плиты толщиной, как правило, 20-30 мм, которые предназначены для различных видов декоративной отделки, в частности, столешниц, облицовки ступеней, подоконников.
исторические корни искусственного камня
История применения искусственного камня насчитывает уже несколько тысячелетий, в наше время он уже завоевал популярность. Им декорируют и интерьеры, и фасады зданий, и ландшафт.
Искусственный камень в наше время завоевал огромную популярность, им декорируют интерьеры самых разных помещений — начиная от квартир и загородных коттеджей, заканчивая ресторанами и барами. Свойства декоративного камня помогают воплощать в жизнь любые дизайнерские фантазии. Декоративные облицовочные материалы, имитирующие мрамор, гранит или грубый необработанный камень украшают фасады и интерьеры многих современных домов и квартир. Природный камень все больше теряет свои позиции, поскольку искусственный камень, как по внешним признакам, так и на ощупь, ни капли не уступает своему прообразу. Зато по цене он зачастую намного доступнее, да и фантазия художника при использовании искусственного камня ничем не ограничена, ведь при производстве искусственного камня можно задать практически любой цвет как самого камня так и разного рода «прожилок».
Мнение, что история искусственного камня насчитывает всего лишь несколько десятилетий ошибочно. Многовеково применение природного камня при возведении разного рода построек стало предпосылкой появления искусственныйх аналогов. Испокон веков люди пытались воспроизвести природный камень искусственным путем. Искусственные вяжущие вещества (на основе натуральных собратьев),такие как гипс и известь стали изготавливать в Египте, Китае и Индии более чем за 3 тысячи лет до н.э. Их получали посредством умеренной термической обработки исходного сырья. Появление искусственного камня неразрывно связано с открытием бетона. В Древнем Египте уже был известен секрет такого раствора (хотя конечно это был не такой раствор как сейчас). Подтверждением является обнаружение использования бетона в гробнице Тебесе, которая датируется 1950 годом до н.э. Бетон также был применен при строительстве галерей египетского лабиринта и монолитного свода пирамиды Нима несколько тысячелетий назад. Позже он был модернизирован римлянами и широко использовался ими при возведении практически всех своих построек. Именно благодаря ему до нас дошли превосходные памятники архитектуры времен античности. 2 век до н.э. считается веком наивысшего расцвета бетона в Римской Империи.
Помимо египтян и римлян, создать искусственные строительные материалы старались и в Китае, и в Индии. Так, часть Великой Китайской стены (3 век до н.э.) была сооружена с помощью бетона.
В России же вопрос о применении искусственного камня встал при строительстве новой северной столицы. В более древней архитектуре этот материал конечно использовали, но не так повсеместно. На Руси при сооружении своих творений еще в далеком XI в., древнерусские мастера прибегали к помощи искусственных материалов. В XVIII веке Петр I, будучи царем прогрессивным, и прекрасно понимая все преимущества данного вида отделки и облицовки зданий, интересовался различными имитациями натурального камня — мрамора, гранита, лабрадорита и других облицовочных камней для украшения зданий, улиц и площадей своей новой столицы.
В начале 20 века было замечено одно из самых важных свойств бетона — точно воспроизводить фактуру поверхности, на которой он затвердевает. Именно эта особенность и стала использоваться при производстве современных видов искусственных камней. Для этого изготавливалась форма нужного размера, внутренняя поверхность которой копировала особенности какого-либо естественного камня. И самым первым применяемым в строительстве видом искусственного камня стал литьевой камень.
На Западе декоративный камень на основе портландцемента появился 20-30 лет назад. Мода повернулась лицом к средневековым замкам, где повсюду в интерьере присутствует камень. Интерес к стенам из булыжников, необработанных каменных блоков, валунов и глыб стал расти, люди все чаще старались добавить эти элементы в свой интерьер. Нужен был материал, способный удовлетворять потребностям заказчиков. Тогда и наступило время искусственного камня. Однако этот материал используют не только для отделочных работ, но и для реставрации памятников архитектуры. В случае, когда какие-либо отдельные фрагменты архитектурных сооружений становятся достоянием музеев, реставраторы часто заменяют изъятые детали аналогичными, но выполненными уже не из натурального, а из искусственного камня. Примерами могут служить фрагменты Букингемского дворца в Лондоне или башни Св. Джеймса в Виндзоре. Несмотря на то, что обе резиденции принадлежат королевской семье, для их реставрации был использован искусственный камень.
В России искусственный камень в современном понимании этого слова получил огромную популярность только в последнее десятилетие. Его уникальные качества дали развернуться творчеству дизайнеров на полную мощность. Сегодня уже трудно поверить, что всего пятнадцать лет назад этот материал не использовали при создании интерьеров помещений. Настолько он практичен и современен, что дизайнеры имеют возможность теперь воплощать свои самые смелые проекты.
Сейчас существует несколько десятков видов искусственного камня, различных по цвету и фактуре. Все это многообразие стало плодом творения сотен поколений, от античного человека, впервые замесившего раствор из глины, до современных разработок по улучшению качества и созданию все новых видов искусственного камня. Ежемесячно на рынке появляются новые конфигурации, качество которых с каждым разом повышается. Подобрать ключик к своему будущему интерьеру с помощью искусственного камня не составляет никаких проблем. Главное — Ваше желание и фантазия.
Источник https://www.krugosvet.ru/enc/energetika-i-stroitelstvo/kamennaya-kladka
Источник https://tehnostav.ru/kamen/prirodnyj-kamen-v-arhitekture.html
Источник