Содержание
Как заполнить систему отопления закрытого и открытого типа правильно: насос для заполнения, как залить воду, запуск, слив теплоносителя, антифриза, как закачать, добавить
Как заполнить систему отопления закрытого и открытого типа правильно: насос для заполнения, как залить воду, запуск, слив теплоносителя, антифриза, как закачать, добавить
По завершении монтажа отопительного контура становится актуальным вопрос, чем и как заполнить систему отопления. Об этом, а также о некоторых других тонкостях оборудования индивидуальной системы отопления пойдет речь далее в материале.
Содержание:
- Варианты теплоносителя
- Вода
- Тосол
- Пропиленгликоль
- Солевой раствор
- Промежуточные выводы
- Заполнение и сброс теплоносителя из системы
- Как правильно заполнить отопительную систему открытого типа
- Заполнение системы отопления закрытого типа в частном доме
Как залить воду в закрытую систему отопления с водопроводом и без него?
Аркадий
Как залить воду в систему отопления закрытого типа?
Ни одна система отопления не будет функционировать без теплоносителя, ведь он непосредственно обеспечивает передачу энергии радиаторам и последующий нагрев воздуха в помещении. Так что после монтажных и ремонтных работ у вас неизбежно возникнет необходимость залить новую воду в оборудование. Многим эта процедура кажется непосильной. Особенно, если нужно заполнить систему закрытого типа. Действительно, задача хлопотная, но при этом абсолютно реализуемая, если делать все по правилам – о них и пойдет речь далее.
Подготовительные операции
До того как начать заливать теплоноситель в закрытую систему отопления, подготовьте ее к работе. В частности, следует выполнить такие процедуры:
- Гидравлический тест – перед заполнением системы ее нужно опрессовать. Делается это с помощью специального прибора, который нагнетает давление и наполняет сжатым воздухом все трубы и батареи. Опрессовка выполняется под давлением на 25% больше базового давления для конкретной отопительной системы.
- Проверка неполадок – после завершения опрессовки следует проверить все стыки отопительного оборудования на предмет разгерметизации и протечек. Если имеются какие-либо неполадки, их нужно устранить.
- Перекрытие арматуры – чтобы избежать незапланированного расхода воды при заливке, перекройте запорную арматуру, которая выводит жидкость из системы.
Когда подготовительные работы завершены, можно приступать к заливке воды. Ее можно запускать из централизованного водопровода или, за неимением последнего, из другого источника воды – рассмотрим оба варианта.
Ручной насос для опрессовки системы отопления
Заливка воды из водопровода
Если ваш дом подключен к водопроводной сети, проблем с заполнением отопительной системы не возникнет. Для начала нужно определить, какая арматура находится ближе всех к нагревательному котлу – именно через нее должен осуществляться ввод теплоносителя.
Далее нагревательный котел нужно соединить с централизованным водопроводом и установить между ними специальный отсекающий вентиль. Заполнение производится именно благодаря этому вентилю: при его открытии из водопровода в котел начинает поступать вода, которая далее заливается в трубопровод.
Важно! Вода должна поступать в отопительную систему с минимальной скоростью – это позволит воздуху, который остался в трубопроводе, без последствий удалиться через специальные краны Маевского на батареях.
Если в доме более одного этажа, систему можно заполнять не за раз, а по частям: начиная с нижних радиаторов и заканчивая верхними отопительными точками.
Заливка воды без водопровода
Если источником теплоносителя выступает не централизованный водопровод, а скважина, колодец или водоем, для заполнения закрытой отопительной системы потребуется вспомогательное оборудование. Это может быть мощный насос или расширительный бак.
Схема устройства системы отопления
В первом случае понадобится ручная или электрическая насосная установка. С ее помощью заливка выполняется по такой схеме:
- Присоедините насосный шланг к сливному патрубку.
- Откройте специальный вентиль на патрубке.
- Откройте краны Маевского.
- Запустите насос и начинайте запускать воду в систему.
Во втором случае используйте мембранный бак с перегородкой на две части и обычный велосипедный насос:
- Присоедините бак к трубопроводу отопительной системы и наполните его водой.
- Отверните ниппель в верхней части расширительного бака и стравите из емкости воздух.
- Подключите велосипедный насос к ниппелю и начинайте накачивать воздух в бак, создавая давление для подачи воды в систему.
Теперь вы знаете, что залить воду в отопительную систему закрытого типа можно как из водопровода, так и без него. Главное в обоих случаях – тщательно подготовиться к процедуре и соблюсти все технические тонкости выполнения работ. Так что, если следовать правилам, заливка системы не будет для вас неподъемной задачей.
Заполнение системы отопления: видео
Как заполнить систему обогрева через подпитку
Заполнение системы отопления закрытого типа через подпитку возможно только в том случае, если предусмотрено подключение контура к водопроводу. В автономных системах – это самый оптимальный вариант, так как не требует покупки дополнительного оборудования.
Желательно на подпитке ставить не шаровой кран, а вентиль, которым можно регулировать поток. Перед тем как заполнить систему отопления водой нужно освободить его от старого теплоносителя. Вода ведь меняется из-за того, что она становится слишком грязной. Затем нужно открыть все краны Маевского на радиаторах и открыть подпитку.
По мере заполнения радиаторов из воздухоотводчиков на торцах начнет струиться жидкость. Как только появилась вода, кран сразу перекрывается. Нужно следить за показаниями манометра – прибор, который показывает давление в контуре обогрева.
В автономных системах оно не должно быть больше 2,5 атмосфер. Такое значение достигается при повышении температуры теплоносителя, а когда вода холодная, то манометр должен показывать не больше 1,5 атмосфер.
После того как заполнение водой системы отопления завершено нужно включить котел. Когда теплоноситель нагреется нужно еще раз стравить воздух со всех батарей. В горячей воде отделение воздуха происходит интенсивнее, чем в холодной. Возможно, удалять воздушные пробки придется несколько раз (первые 2-3 цикла нагрева теплоносителя).
Заполнение системы отопления
Мы предоставляем услуги связанные с заполнением отопительных систем теплоносителем любого типа.
Многие покупатели задаются вопросом, как заправить систему отопления? В основном это зависит от того, какая у вас система отопления — закрытая или открытая.
Сама же заправка системы отопления должна производиться специалистом, и если вы не имеете достаточных познаний в вашей системе отопления, то ваша попытка ее заправить может обернуться крахом. Поэтому лучше обратитесь к нам и наши работники в максимально короткие сроки произведут заполнение системы отопления у вас дома.
Как правильно заправить закрытую систему отопления
Шаг 1. В закрытой системе обычно имеется циркуляционный насос. Именно он и поможет быстро заполнить отопительное оборудование дома. Проверяем все сливные краны – оны должны быть закрыты. Вентили же на водомагистрале, расположенные перед котлом, обязательно должны быть открытыми.
Шаг 2. Пускаем холодную воду в котел. После чего можно повернуть вентиль, разделяющий обратную магистраль отопительной системы и подачу холодной воды. Этот краник находится в самом котле и вентиль находится недалеко от выхода отопления. Когда давление в системе повысится до 1,5-2 бар, вентиль холодной воды перекрывают. Если все сделано верно, то во время наполнения будет слышен шум воды в котле и трубах.
Внимание
Шаг 3. Открываем вентили Маевского и спускаем воздух из системы отопления до тех пор, пока из этих краников не потечет вода. Из-за того, что воздух будет выходить может понизиться общее давление в трубах. Поэтому внимательно смотрим на манометр и добавляем воду, как в Шаге 2, пока не вернутся 1,5-2 бара.
Шаг 4. После полного заполнения системы перекрываем доступ воды на перемычке и опять открываем холодную воду для дальнейшего пользования. После включения подогрева пойдет горячая вода, а давление в системе повысится. Так что нужно следить, чтобы на манометре было 1,5 бара, на момент запуска отопления.
Другие советы вы найдете в этой статье!
Видео
На видео вы можете подробно посмотреть организацию системы отопления закрытого типа
Заполняем открытую систему
Шаг 1. Не важно принудительную или естественную циркуляцию имеет установленная система. Заполнение всегда будет производиться с самой нижней ее точки. На первом этапе проверяем, чтобы все вентили, спускающие воду, а также краны Маевского были обязательно перекрыты.
Кран Маевского – специальный краник для спуска воздуха, находящийся на заглушке батареи. Он может быть установлен, а может и отсутствовать, в зависимости от комплектации.
Шаг 2. Отыскиваем кран наполнения и открываем его. Вода пойдет по трубам, желательно совсем небольшим напором. Когда она начнет наполняться нужно будет аккуратно открыть вентили на кранах Маевского и спустить воздух. Продолжаем процедуру, пока воздух не выйдет, а вода не начнет вытекать из крана на заглушке, тогда его нужно будет перекрыть.
Совет
Сравнение котлов и радиаторов систем отопления
Сколько стоит заменить батарею отопления
Альтернатива газовому отоплению
Как заправить систему отопления антифризом
Второй часто задаваемый вопрос, чем же именно нужно заправлять систему отопления? Все котлы в основном предназначены для работы с водой. Дом без постоянного отопления замерзает через 72часа, вот за это время вы успеете слить вашу систему.
Если же вы живете в доме не все время и у вас нет особого желания устанавливать дополнительный блок аварийного питания, можно произвести заполнение системы отопления антифризом, а не водой — который и будет непосредственным теплоносителем.
Особенности антифриза
Антифриз имеет заметный отличающийся от воды хороший коэффициент натяжения (он максимальнее текуч). Вот поэтому во всех возможных разъемных соединениях всей системы вашего отопления (а они есть всегда в правильно сделанной системе отопления) нужно заменить прокладки резиновые на прокладки более устойчивого и меньше деформируемого материала.
Важно помнить
При использовании в системе отопления антифриза нужно знать, что теплоемкость у него меньше, чем у воды — он хуже собирает тепло и плохо его отдает. При создании вашей системы отопления с использованием антифриза, вам следует выбирать более мощные радиаторы.
Можно ли делать открытые системы из полипропилена?
Самотёчная отопительная система отопления из полипропиленовых труб – один из доступных по цене и простых для самостоятельного монтажа вариантов. Армированные трубы из полипропилена имеют рабочую температуру в пределах 70 о С и пиковые показатели на уровне 95 о С. Аналог стальных и чугунных конструкций отличается возможностью выдерживать давление 20 Бар и выше, а также обладает высокой термоизоляцией, антикоррозийной стойкостью и гигиеничностью. При соблюдении правил монтажа система способна прослужить 50 лет.
Как вы поняли, ппр трубами можно делать открытые системы отопления, но с эстетической точки зрения стальные трубы будут смотреться в доме лучше. Их всегда можно привести в цивильный вид, в то время как полипропиленовые трубы с годами будут становиться менее презентабельными.
Антифризы для отопления
В системы отопления кроме воды заливают специальные незамерзающие жидкости — антифризы. Обычно это водные растворы многоатомных спиртов. Не так давно на нашем рынке появился антифриз на основе глицерина. Так что теперь типов незамерзающих жидкостей для систем отопления три.
Виды незамерзающих жидкостей и их свойства
Антифризы есть на основе двух веществ: этилен-гликоля и пропилен-гликоля. Первый более дешев, замерзает при более низких температурах, но очень токсичен. Отравиться можно не только выпив, но даже просто замочив руки или надышавшись парами. Второй незамерзающий теплоноситель для системы отопления — на основе пропилен-гликоля.Он более дорог, но безопасен. Иногда он даже используется как пищевая добавка. Его минус (кроме цены) — он теряет текучесть при более высоких температурах чем пропилен-гликоль.
Этилен-гликолевый теплоноситель очень ядовит
Несмотря на высокую токсичность чаще покупают этилен-гликолевые теплоносители. Связано это, скорее всего, с ценой — пропилен-гликоль дороже раза в два. Но этилен-гликолевые антифризы в чистом виде еще и химически активны, могут вспениваться, имеет повышенную текучесть. С пеной и активностью борются присадками, а повышенная текучесть никак не корректируется. В паре с токсичностью она — опасное сочетание. Если есть где-то малейшая возможность, этот антифриз протечет. А так как и его пары ядовиты, ни к чему хорошему это не приведет. Поэтому, если есть возможность, используйте пропилен-гликоль.
Еще один важный недостаток — этилен-гликоль очень плохо реагирует на перегрев, а перегрев наступает при довольно низкой температуре. Уже при +70°C образуется большое количество осадка, который оседает на элементах системы отопления. Отложения снижают теплоотдачу, что снова ведет к перегреву. В связи с этим в системах с котлами на твердом топливе такие антифризы не используют.
Пропилен-гликоль, наоборот, химически почти нейтрален. Он меньше всех теплоносителей реагирует с другими веществами, перегрев наступает при более высоких температурах и приводит не к таким последствиям.
Пропилен-гликолевый теплоноситель безопасен , но стоит дороже и замерзает при более высоких температурах
В конце прошлого столетия был разработан антифриз для систем отопления на основе глицерина. Он — это нечто среднее между этиленовыми и пропиленовыми теплоносителями. Он безопасен для человека, но не очень хорошо влияет на прокладки, также плохо реагирует на перегрев. По цене и температурным характеристикам он примерно в том же диапазоне, что и пропиленовые теплоносители (смотрите таблицу).
Особенности систем с антифризом в качестве теплоносителя
При проектировании системы отопления надо изначально принимать во внимание теплоноситель. Это связано с более низкой теплоемкостью незамерзающих жидкостей, а также другими их свойствами. Если все оборудование было рассчитано на воду, а зальют в нее антифриз, могут возникнуть следующие проблемы:
- Не хватит мощности и в доме будет холодно. Это связано с более низкой теплопроводностью антифризов. Решить эту проблему можно малой кровью — увеличить скорость движения теплоносителя, поставив более мощный циркуляционный насос. Но по-хорошему, требуется увеличение количества секций радиаторов.
- В системах закрытого типа может недостаточным оказаться объем расширительного бачка. Это связано с тем, что при нагревании незамерзайки расширяются больше, чем вода. Выход — поставить еще один бачок. Суммарный объем должен быть чуть больше требуемого (объем можно взять из таблицы).
Объем расширительного бачка для разных типов теплоносителя
Как вы поняли, лучший теплоноситель для системы отопления — вода. Она и лучше по характеристикам и в разы дешевле. Если же отоплению грозит разморозка, приходится заливать антифризы, но не автомобильные, а специальные — для отопления. В этом случае, при наличии достаточного количества средств, лучше использовать пропилен-гликоль. Этиленовые незамерзайки — крайний случай. Они пригодны в системах закрытого типа, в которых установлены специальные прокладки и автоматизированные котлы, которые не допустят перегрева.
Чтобы покупателям было проще ориентироваться, в теплоносители добавляют красители. В этиленовые — красные или розовые, в пропиленовые — зеленый, в глицериновые — голубой. Через некоторое время цвет может стать нет таким интенсивным или пропасть совсем. Это происходит из-за термического разрушения красителей, но на свойства самого антифриза не влияет.
Практические советы: как заполнить систему отопления закрытого типа антифризом
Заливать незамерзающий носитель тепла в открытую систему также можно, но это менее эффективно и необходимо использовать только дорогой вариант носителя тепла, так как он будет соприкасаться с атмосферой.
Необходимо заливать разведенный антифриз через расширительный бак или подпиточный вентиль с использованием насоса. Вентили Маевского на батареях следует открыть. Закрывать их необходимо по мере наполнения бака, после достижения уровня в 1/3.
Схема открытой системы
После запуска системы необходимо будет повторно стравить воздух с батарей. Если при этом упадет уровень носителя тепла в накопителе, необходимо его добавить до половины бака.
Намного чаще и целесообразнее применять антифриз для закрытого типа отопительного комплекса.
Схема закрытого типа
Самый удобный способ для заполнения системы – это применить насос, подсоединенный к штуцеру подпитки. Если нет такого приспособления, то используйте самую высокую точку, предварительно открутив астматический отвод воздуха.
Желательно выполнять работу вместе с напарником, который будет параллельно выпускать воздух из радиаторов, пока вы заливаете антифриз. До работы необходимо проверить, чтобы:
- запорная арматура была незакрыта;
- разделительные краны к котлу закрыты;
- антифриз разведен строго по инструкции;
- клапаны Маевского находятся в закрытом состоянии;
- вентиль к мембранному баку незакрыт.
Рассмотрим пошаговую инструкцию, как залить антифриз в систему.
Действия | Фотопример |
---|---|
Присоединяете шланг от насоса к патрубку для закачивания жидкости и подключаете нагнетатель. Ждете, пока манометр выйдет на показатель в 1,5 атмосферы, потом отключаете агрегат. | |
Спускаете воздух и второй раз включаете насос до того же показателя манометра. Затем, проверяете систему на наличие разгерметизации. |
Калькулятор расчёта общего объёма системы отопления
Чтобы было понятнее, предлагаем посмотреть видеоматериал по заливке антифриза в закрытую систему:
Выбор теплоносителя
Вначале — несколько слов о том, какие жидкости можно использовать для заполнения отопительной системы. Вот ключевые свойства популярных теплоносителей.
- Цена: минимальна (при закачке из водопровода с установленным на вводе в дом водосчетчиком — от 20 рублей за кубометр);
- Теплоемкость: высокая (4183 Дж/(кг·град) при +20°С);
- Вязкость: низкая (что означает небольшую нагрузку на циркуляционный насос);
- Коррозионная активность: средняя (сталь при контакте с водой ржавеет только в присутствии кислорода);
- Токсичность: отсутствует;
- Коэффициент расширения при нагреве: 0,03 %/град.
На отоплении лучше использовать дистиллированную воду, не проводящую электрический ток и обладающую минимальной коррозионной активностью.
Тосол
Тосол был разработан несколько десятилетий назад в качестве зимнего заполнителя для систем водяного охлаждения автомобильных моторов. В наше время он нередко используется как зимний теплоноситель. Числовое обозначение в маркировке тосола (30, 40 или 65) означает температуру его замерзания.
- Цена: от 40 рублей за килограмм при оптовых поставках и от 60 при розничной продаже;
- Теплоемкость: средняя (3520 Дж/(кг·град));
- Вязкость: высокая (нагрузка на насос увеличивается вследствие роста гидравлического сопротивления системы);
- Коррозионная активность: низкая благодаря антикоррозионным присадкам;
- Токсичность: высокая (в состав оригинального тосола входит ядовитый этиленгликоль);
- Коэффициент расширения при нагреве: 0,05 %/град. Чем больше коэффициент расширения, тем больше должен быть расширительный бак в закрытой отопительной системе. Именно он компенсирует расширение теплоносителя при повышении температуры.
Тосол — антифриз для систем водяного охлаждения моторов.
Благодаря нулевой коррозионной активности тосол создает утечки при малейшем нарушении герметичности отопительного контура. Вода и прочие теплоносители быстро забивают мелкие утечки ржавчиной и кристаллизующимися минеральными солями.
Пропиленгликоль
На основе пропиленгликоля производятся незамерзающие теплоносители, предназначенные специально для отопительных систем.
Упаковка теплоносителя на основе пропиленгликоля.
- Цена: от 100 рублей за килограмм;
- Теплоемкость: низкая (2400 Дж/(кг·град));
Пропиленгликоль используется в виде водного раствора. Смешение с водой увеличивает его теплоемкость до уровня тосола (3500-4000 Дж/(кг·град) в зависимости от пропорции смеси).
- Вязкость: высокая;
- Коррозионная активность: низкая благодаря присадкам;
- Токсичность: нулевая (канистры с теплоносителем маркируются зеленым цветом и обозначением «Эко»);
Полипропиленгликоль в смеси с глицерином используется в качестве косметического препарата.
- Коэффициент расширения при нагреве: примерно 0,05 %/град.
Рассол
Концентрированный раствор поваренной соли, хлористого кальция и других солей тоже может использоваться в качестве теплоносителя: температура его замерзания обратно пропорциональна концентрации соли. Эти типичное бюджетное решение, которое ограничено используется только в открытых системах с естественной циркуляцией.
- Цена: от 5 рублей за 1 кг поваренной соли;
- Теплоемкость: низкая (при 30-процентной концентрации — 2700 Дж/(кг·град);
- Вязкость: низкая;
- Коррозионная активность: крайне высокая. Соль буквально разъедает стальные трубы;
Так действует на сталь контакт с морской водой — рассолом с небольшой концентрацией солей.
- Токсичность: нулевая;
- Расширение при нагреве: примерно 0,03 %/град.
При высоких концентрациях рассола и медленном движении теплоносителя в системе избыток солей будет постепенно откладываться на стенках труб, снижая их сечение. В контуре с принудительной циркуляцией рассол губительно действует на насос : вал и крыльчатка обрастают кристаллами, что приводит к падению производительности.
Выводы
Инструкция по выбору теплоносителя довольно очевидна:
- Если у вас есть возможность поддерживать в доме положительную температуру в течение всего отопительного сезона, в отопительный контур лучше всего заливать воду. Лучше — дистиллированную, но можно использовать и питьевую или даже колодезную;
- Если коттедж периодически остается без отопления, ваш выбор — незамерзающие теплоносители на основе пропиленгликоля.
Температура замерзания антифризов в зависимости от концентрации раствора.
Залив антифриза в систему отопления дома
Различают две схемы обогрева:
- открытую, то есть сообщающуюся с атмосферой;
- закрытую (герметичную).
Замена антифриза в отоплении открытого типа проста. Он заливается самотеком через открытый расширительный бачок. Главное не забыть перед этим открыть все воздухоотводчики (автоматические и краны Маевского).
А как заполнить систему закрытого типа антифризом? Есть два варианта – самотеком и с помощью насоса.
- Как залить антифриз в систему отопления – снимаем автоматический воздухоотводчик (он расположен в верхней точке системы) и через его штуцер заливаем жидкость. Обязательно открываем все краны Маевского, а также сливной кран (нижняя точка). Как только из него потекло, заливку прекращаем. При работе с этилен-гликолем обязательно используем респиратор и перчатки!
- Как закачать антифриз – используем маломощный насос типа «Малыш». Для этого присоединяем его напорный патрубок к сливному шаровому крану, а к всасывающему патрубку прикручиваем шланг, опущенный в емкость с теплоносителем. Давление контролируем по манометру котла. Если нет «Малыша», антифриз в систему отопления частного дома можно закачать ручным автомобильным насосом. К сливному крану присоединяем шланг, наполняем его жидкостью и второй конец соединяем с насосом. Когда практически вся она из шланга закачана, закрываем кран, отсоединяем насос, вновь заливаем теплоноситель и подсоединяем насос. И так до тех пор, пока давление в трубах не достигнет нужного значения. Время это занимает много, но все же меньше, чем заливать самотеком.
И в заключении совет. Поручите заполнение системы незамерзающим теплоносителем специалистам, особенно в случае если она закрытого типа. В этом случае у вас будет гарантия, что обогрев дома будет функционировать в штатном режиме долгие годы.
Источник https://stroy-rem.net/otoplenie/varianty-kak-zalit-vodu-v-sistemu-otopleniya-zakrytogo-tipa.html
Источник
Источник