Сброс воздуха из системы отопления многоквартирного дома
Поплавок, полностью автоматизирован. Несколько вариантов установки. На радиаторе сбоку горизонтально либо вертикально. Без вмешательства человека реагирует на общее количество воды в отопительной системе и при образовании скоплений воздуха автоматически спускает его через клапан. Если уровень воды в радиаторе упадет, поплавок автоматически открывает клапан, который спустит пробку. Такой прибор очень удобен, поможет вам исключить появление аварийных ситуаций если вас, например, продолжительное время нет дома.
У него есть один минус-чувствителен к химическим элементам воды в теплоносителе. Из-за входящих в состав воды примесей быстро приходит в негодность. Предотвратить поломку можно установив фильтрующие воду элементы и профилактическая проверка и замена кольца уплотнителя.
Установка данной автоматизированной системы подходит для использования в частном секторе, с ней не потребуется повторного запуска системы, залива батарей. Использование с соблюдением правил и профилактические меры увеличат срок работы.
Закрытая система частного дома — как удалить воздушную пробку
В контуре, по которому теплоноситель перемещается в принудительном порядке, функционирующем при избыточном давлении, помещают воздухоотводчик автоматического типа. Он является элементом группы безопасности нагревательного агрегата и его монтируют на выходе из теплообменника.
У некоторых моделей котлов имеется своя группа безопасности, установленная внутри корпуса. Все батареи, находящиеся выше розливов, снабжают кранами Маевского или воздушниками. Последние непременно нужны при диагональном или боковом подключении приборов. В случае нижнего двухстороннего подключения возможно функционирование завоздушенного радиатора. Используется следующий способ, как стравить воздух из системы отопления: его вытесняют в верхний коллектор, а теплоноситель запускают через нижний. Секции батареи прогреваются по высоте благодаря теплопроводности металла.
Методы устранения воздушных пробок из отопительных систем
Существует два основных вида систем отопления — открытая самотечная (гравитационная) и закрытая (принудительная).
В первом варианте рабочее тело поднимается по трубам от котла вверх самотечным способом за счет его более меньшей плотности в сравнении с более холодной средой. При этом некоторое количество жидкости собирается в расширительном баке, помещенном в самой верхней точке нагревательного контура.
В замкнутой разновидности используют герметичный расширительный бак с эластичной мембраной, в котором размещается увеличившийся в объеме теплоноситель при нагревании.
Развоздушивание открытого контура
Гравитационные системы с открытым расширительным баком используются в радиаторном отоплении, при их монтаже основная задача — правильно выдержать угол наклона труб. От вертикального участка трубопровода, отходящего от котла, трубы направляют к радиаторным обогревателям, проходя через которые рабочее тело поступает в обратно в котел по линии обратки, проложенной с некоторым уклоном.
Очевидно, что в самотечном отопительном контуре для беспрепятственного выхода воздуха имеется открытый расширительный бак. Благодаря этому при правильном монтаже проблемы с завоздушиванием в гравитационных конструкциях возникают довольно редко.
При нарушении правил монтажа и завоздушивании придется решать задачу, как убрать воздушную пробку из системы отопления при ее неэффективной работе. Для этого проверяют правильность уклонов и прямолинейность прокладки трубопровода, основной метод устранения пробок — демонтаж неверно уложенного участка и переустановка его в правильное положение.
Также при прохождении теплоносителя по батареям внутри их возможно появление завоздушенных зон, поэтому каждый теплообменник также должен иметь выпускные клапаны (краны Маевского). С их помощью осуществляют удаление воздушных пробок из системы отопления, проводя спуск воздуха в наиболее удаленной от трубопровода подачи и обратки верхней части радиаторов.
Рис. 4 Принцип работы разных видов воздухоотводчиков
Установка воздухоотводчиков
Одним из основных методов решения задачи, как выгнать воздушную пробку из системы отопления, является применение специальных воздухоотводных приборов. Их принцип действия состоит в собирании более легкого воздуха, чем жидкость из труб, в бочкообразной камере корпуса. Внутри воздухоотводного бочонка помещен поплавок, соединенный со спускным клапаном — при переизбытке воздуха он опускается, клапан открывается и выпускает поток наружу.
Чаще воздухоотводчики устанавливают в следующих местах:
- В наивысшей точке. Так как воздух легче воды, он стремится к подъему по трубам вверх, приводя к их завоздушиванию, поэтому в верхней точке обязательно ставят спускной клапан.
- На теплообменных приборах. Теплообменные радиаторы имеют сложную форму и различные способы подключения, если в них появляется пробка, выгнать воздух из системы отопления протоком теплоносителя без специальных спускных устройств не получится. Поэтому в каждом современном радиаторе обязательно должны присутствовать спускные клапаны в виде кранов Маевского.
Также воздухоотводчики монтируют на полотенцесушителях сложной конструкции, размещая их в верхней части.
Рис. 5 Места размещения воздухоотводчиков
- На коллекторной гребенке и гидрострелке. Для разводки извилистых и протяженных контуров теплых полов и радиаторных батарей применяют специальные гребенки и гидрострелки, имеющие сложную конструкцию. Обычно в верхней части таких узлов устанавливают воздухоотводчики, с помощью которых можно развоздушивать распределительные гребенки, корпуса гидрострелок и нагревательные трубопроводы теплых полов.
- Приборы безопасности. В обвязку многих бытовых котлов устанавливают стандартную группу безопасности – узел, состоящий из воздухоотводчика, манометра и спускного клапана.
Аварийный прибор обычно размещают на выходе трубопровода в верхней части котла.
Следует отметить, что существует два основных вида воздухоотводчиков — с ручным управлением (краны Маевского) и автоматические (существуют конструкции для батарей), последние не нуждаются в открывании спускного клапана механическим способом.
Рис. 6 Сепараторные и шламоотделительные приборы – принцип работы и конструкция
Нагрев теплоносителя
Стандартная температура теплоносителя в отопительном контуре не превышает 70 °С — более высокий показатель приводит к увеличению тепловых потерь, снижению травмобезопасности.
Так как при нагревании рабочая среда расширяется, для более эффективного решения задачи, как удалить воздух из системы отопления, можно использовать данный эффект. Для этого теплоноситель нагревают до температуры, не превышающей 100 °С, после чего удаление (вытеснение) воздушных пробок происходит с большей результативностью.
Влияние воздуха на работу отопительной системы
Кроме нарушения нормального прохода теплоносителя, завоздушивание становится причиной того, что трубы начинают вибрировать, а соединения ослабляются. Иногда даже происходят разрушения в местах сварки.
Например, в подсобках и т.п. Ведь проверять температуру в трубах в них нередко ленятся.
Тем не менее, если циркуляция в некоторых батареях будет нарушена, это может стать причиной перерасхода топлива, или вообще выхода из строя всей отопительной системы. Так что, делайте выводы. К тому же, воздух приводит к коррозии внутренних металлических частей. Таким образом, завоздушивание сокращает срок службы системы. В частности, приводит к протечкам и поломке различного оборудования.
Открытая система отопления в частном доме
Функционирует такая система, когда давление и высота водяного столба, образованного нижней и верхней точкой отопительного контура, соответствуют. В этом случае розлив обустраивают под постоянным наклоном, а в его верхней точке располагают открытое расширительное устройство.
Оно совмещает в себе ряд функций:
- расширительного бачка, который компенсирует возрастание объема жидкости при нагреве;
- предохранительного клапана, служащего для сброса избыточного давления в случае закипания воды в теплообменнике нагревательного агрегата;
- воздушника, благодаря которому решается проблема, как выгнать из системы отопления воздух – его надо вытеснить в верхнюю часть контура, а точнее в расширительный бак, откуда он отправляется в атмосферу.
Сценарий 2: многоквартирный дом, верхний розлив
Что это такое — дом с верхним розливом?
Схема отопления с верхним розливом.
Вот его признаки:
- Подающий розлив расположен на техническом чердаке, обратный — в подвале или подполе;
- Каждый стояк представляет собой перемычку между ними и отключается в двух местах — снизу и сверху;
- Розлив подачи прокладывается с небольшим уклоном;
- В верхней точке подающего розлива расположен расширительный бак со сбросником. Нередко сброс выводится через все этажи в подвал, в элеваторный узел или максимально близко к нему.
Расширительный бачок с винтовым вентилем в качестве сбросника.
Где расположены воздушники в системе отопления верхнего розлива?
Функцию воздушников выполняет тот самый сбросник на расширительном баке. Вывод сброса в подвал упрощает запуск отопления в начале сезона, но и без него тот не отличается сложностью.
Решение 4: сбросник на расширительном баке
Вот инструкция по приведению системы верхнего розлива в рабочее состояние:
- Медленно (чтобы избежать гидроудара) заполните систему отопления, приоткрыв домовую (между элеваторным узлом и отопительным контуром) задвижку на подаче или обратке;
- Когда система отопления заполнится, полностью откройте вторую задвижку;
Задвижка полностью открыта, шток выдвинут.
- Через 5-10 минут откройте сбросник на расширительном баке и дождитесь, пока вместо воздуха из него пойдет вода.
Где нужно устанавливать воздухоотводчики
Принцип установки — вертикально, а не горизонтально. Для того, чтобы без особых проблем удалить надоевшую нам воздушную пробку, необходимо, прежде всего, чтобы установленные воздухоотводчики были установлены в правильных местах. А именно:
- на самой высокой точке магистрали
- в коллекторном отоплении – на каждом гребне
- при тройной разводке – перед каждым узлом разветвления системы. Но после установки нужно выставить верное значение давления, при котором будет срабатывать счетчик. Когда избавляетесь от воздушной пробки в автономном отоплении, снизьте сначала температуру теплоносителя до минимального показателя, что приведет к уменьшению объема воды и это поспособствует эффективному устранению проблемы.
Так же автоматические.
Нижний розлив с администраторским доступом – удаление воздушной пробки
Одно дело, если проблему можно решить только из собственной квартиры или при помощи обращения к специалистам. Другое дело – если роль специалиста можно сыграть самостоятельно, например, получив доступ в подвал.
Решение проблемы в этом случае осуществляется следующим образом:
- Перед тем, как удалить воздух из системы отопления, ее необходимо перепустить, для чего первым делом закрывается отопительная задвижка и открывается находящийся под ней канализационный сброс;
- После выполнения предыдущих действий системе нужно дать около 5-10 минут на выход воздуха;
- Если желаемый эффект не был достигнут, систему нужно перепустить в обратную сторону;
- После стравливания воздуха нужно закрыть сброс и вернуть все задвижки в исходное положение, чтобы отопительный контур продолжил функционирование в штатном режиме.
Отдельные стояки, с которыми возникли проблемы, тоже вполне можно перепустить с подвального уровня. Для этого достаточно перекрыть вентиль одного из соединенных стояков и открыть сброс. Вероятность удачного стравливания воздуха в таком случае достаточно высока, а если один из стояков используется в качестве холостого, то работа обязательно увенчается успехом.
Даже в том случае, если вместо сбросов на стояках установлены заглушки, найдется пара способов того, как избавиться от воздушной пробки в системе отопления:
- Первый вариант – перекрыть оба стояка, сбросить их, а потом поменять одну из заглушек на шаровый кран с резьбой типа «папа-мама». Конечно, для такого варианта потребуется сам кран – но его стоимость невелика, и такие затраты уж точно стоят того, чтобы отопительная система могла продолжать работу.
- Для второго варианта нужно закрыть расположенные на стояках вентили, а потом выкрутить одну заглушку. Стояк переводится в режим сброса, останавливается, и потом предыдущие операции повторяются в обратном порядке. Таким способом стравливания воздуха можно пользоваться только при температуре теплоносителя ниже 45 градусов – в противном случае человек, выполняющий эту работу, может серьезно обжечься.
Способы борьбы с воздушными пробками
Параллельно с вопросом, почему завоздушивается система отопления, актуальной становится проблема, какие существуют варианты его решения. При этом способы удаления воздуха из отопительной системы интересуют не только владельцев частных домов. Жильцы квартир, расположенных на верхних этажах многоквартирного дома, также страдают от этой проблемы, ведь воздух легче воды, поэтому поднимается вверх.
Решение проблемы завоздушивания системы отопления нашли инженеры-конструкторы и представили свежую замену старому крану Маевского. Теперь на каждый стояк последнего этажа дома устанавливают клапан, отвечающий за сброс воздуха из отопительной системы. В частных домах проблема завоздушивания решается установкой сепаратора воздуха для системы отопления.
Какие признаки указывают на наличие воздуха в системе?
Для начала нужно убедиться, что причина неэффективной работы отопительной системы – завоздушивание.
На это указывают следующие признаки:
- В радиаторах и трубопроводах появляется шум. Это может быть гул или булькающий звук, который является характерным признаком скопления воздуха.
- Батареи прогреваются неравномерно. Такая ситуация бывает не только при завоздушивании, но и при засорении радиатора отложениями. Отличить одно от другого несложно. При завоздушивании холодным будет и радиатор, и трубопровод, а при засорении прибора трубы будут горячими, а секции батареи – холодными.
- В системе может снижаться давление. Если воздух попал в контур при разгерметизации, то в этом месте будут протечки, а общее давление в магистрали будет снижено. Нужно внимательно осмотреть все места соединений и герметично их затянуть. Если течь не выявлена, то ее стоит поискать на протяжении трубопровода и в отопительных приборах.
Как избежать завоздушивания?
При самостоятельном обслуживании системы отопления в межсезонье во избежание попадания воздуха в радиаторы и трубопроводы рекомендуется:
- во-первых – ни в коем случае не спускать без надобности воду с системы;
- во-вторых – когда все-таки придется спустить теплоноситель, рекомендуется оснастить все радиаторы кранами Маевского или даже простыми вентилями или шаровыми кранами, такое усовершенствование позволит оперативно выгонять воздух уже при пробной топке;
- в-третьих, соблюдать все требования и очередность работ при заполнении системы водой.
Правильное заполнение объема систем отопления теплоносителем позволит избежать больших проблем во время дальнейшей эксплуатации. Для системы открытого типа, когда заливка теплоносителя проводится через расширительный бачок, это действие проводится медленно, чтобы вода плавно заполнила все пустоты.
Специалисты кроме такого способа рекомендуют метод заполнения с использованием насоса. Суть этого метода заключается в заполнении объема через спускное отверстие, образно говоря «снизу вверх», такой вариант позволяет естественным путем постепенно вытеснить воздух из образовавшихся пустот.
Для системы закрытого типа рекомендуется проводить заполнение постепенно через клапан подкачки котла, когда вода из водопровода под давлением поступает в объем теплообменника отопления. Но при этом, при достижении нужного показателя давления и закрытии клапана, в обязательном порядке нужно выгнать воздух из всех радиаторов, после чего снова провести заполнение водой недостающего уровня давления.
Правила заправки жидкого теплоносителя
Если система отопления постоянно заполнена водой, образование в ней воздушных, а правильнее сказать — газовых пробок, возможно только в ходе достаточно специфичных процессов. В большинстве случаев завоздушивание отопления происходит именно в процессе закачки теплоносителя, поэтому запитку системы нужно выполнять с соблюдением ряда правил.
Патрубок подачи воды должен быть врезан в самой низкой точке системы, обычно это участок обратки сразу возле котла или дополнительные отводы коллекторных узлов. Желательно, чтобы в качестве запорной арматуры был установлен вентиль, а не шаровый кран. Связано это с тем, что подавать воду нужно под небольшим напором, а вентиль в регулировании протока помогает как нельзя лучше.
Поступая в систему трубопроводов, вода будет выдавливать воздух и для этого нужно предусмотреть выходной патрубок. Он должен быть расположен в самой высокой точке системы и смонтирован вертикально. Хорошо, если после крана будет упакован штуцер со шлангом, конец которого опускается в ведро с водой, поставленное на пол. Тогда сигналом об окончании запитки послужит прекращение образования пузырьков воздуха, выдавливаемого из системы.
Перед спуском воды из системы рекомендуется перекрыть все закольцованные участки: циркуляционный насос , закрытый расширительный бак и радиаторы. Если они останутся в наполненном состоянии на время проведения ремонтных работ, это замедлит корродирование металлических поверхностей и избавит от образования пробок в ходе заправки системы.
Как развоздушить батарею
Каждая закрытая отопительная система, должна быть оборудована автоматическим воздухоотделителем.
Воздухоотделители предназначены:
- для устранения воздуха из системы во время ее наполнения и во время эксплуатации;
- для подачи воздуха в систему во время спуска из нее воды (если возникнет необходимость слить воду из системы, то без подачи в нее воздуха сделать это будет невозможно. Вода «зависнет» внутри).
Самый эффективный способ устранения воздуха из отопительной системы — применение многоступенчатой системы обезвоздушивания. Это означает, что из каждой группы устройств воздух удаляется отдельно. В этом случае воздухоотделители монтируются в нескольких местах системы.
Вот примерное их размещение на типичном оборудовании отопительной системы:
- котел — автоматический воздухоотделитель, устанавливаемый непосредственно на котле;
- распределители (коллекторы) — воздухоотделители местные, устанавливаемые в каждом распределителе;
- радиаторы — воздухоотделители ручные. устанавливаемые на каждом радиаторе;
- стояки — воздухоотделители стояков, устанавливаемые в самых высоких точках стояков.
Внимание! Монтируя систему, помните, что при эксплуатации нужно иметь возможность верхние точки системы и повороты трубопроводов обезвоздушить, а нижние – обезводить.
В небольших системах отопления используются стандартные воздухоотделители диаметром 1/2 дюйма. В больших системах или при необходимости удаления воздуха из длинных горизонтальных участков необходимо применять воздухоотделители с подобранной производительностью по удаляемому воздуху. Автоматические воздухоотделители монтируют в стояках вместе со специальными вентилями. Задача этих вентилей -создать возможность для периодического технического обслуживания воздухоотделителя без спуска воды из системы. После вывинчивания воздухоотделителя вентиль работает как обратный клапан, то есть не допускает утечки воды из системы. Периодическое техническое обслуживание автоматических воздухоотделителей заключается в их разборке и очистке поплавка от возможных загрязнений.
Советы по эксплуатации
Если система была правильно запущена, то есть соответствующим образом (медленно) наполнена и обезвоздуше-на, то действия, связанные с периодическим удалением воздуха, не будут сложными. Важным является периодический контроль давления воды в системе (по показаниям манометра) и температурного режима на поверхности радиаторов. Значительное падение давления в работающей системе может свидетельствовать о ее негерметичности, а неравномерный температурный режим радиаторов — об их завоздушивании.
Определение места скопления газов
Чтобы устранить воздушный карман, нужно первым делом определить место его образования. Всего можно выделить два участка системы, в которых могут образоваться воздушные пробки — это горизонтально направленные трубопроводы и радиаторы.
В правильно спроектированных и смонтированных системах отопления радиаторы могут быть единственным местом скопления воздуха. Образование в них пробок сопровождается появлением шума — журчанием протекающей воды. Другим свидетельством может служить отсутствие правильно градиента падения температуры от верхней зоны к нижней: поскольку вверху скопился воздух, вода не контактирует со стенками и не нагревает их, но зато нижняя часть вполне горячая.
Определить завоздушивание в трубах сложнее. Поскольку на прямом участке не образуется завихрений, то образование пробки не сопровождается посторонними шумами. Единственный способ установить наличие воздуха — отметить снижение расхода теплоносителя. Иными словами, подтверждением будет служить недостаточный нагрев радиаторов, расположенных по ходу движения теплоносителя после проблемного участка. При этом перекрытие радиаторов, расположенных до пробки, не приведёт к усилению протока и повышению температуры остальных нагревательных приборов.
Зачем это нужно
Многоквартирный дом
Для того, чтобы батареи на всех этажах и во всех квартирах грели, в них должен непрерывно циркулировать теплоноситель.
Как правило, в многоквартирном доме в этой роли выступает обычная вода.
Перепад давлений между нитками теплотрассы (подающей и обратной) в штатном режиме составляет не менее 2 кгс/см2. Однако горячая вода с подачи попадает в отопительный контур не непосредственно из теплотрассы, а после смешивания с водой из обратки. За приготовление смеси отвечает водоструйный элеватор — чугунный или стальной тройник с помещенным внутрь соплом.
Водоструйный элеватор — сердце системы отопления дома.
Рециркуляция части теплоносителя обеспечивает максимальную скорость его движения в контуре и минимальный разброс температур между первыми и последними по ходу движения воды отопительными приборами.
Разница давления между поступающей в батареи смесью и обраткой куда меньше, чем между нитками теплотрассы: она равна всего 0,2 кгс/см2, что соответствует напору водяного столба в два метра. Завоздушенность в системе отопления просто-напросто не даст воде циркулировать: столь небольшой перепад не сможет выдавить воздушную пробку вниз из-за значительной разницы в плотности между воздухом и водой.
Для удаления воздушной пробки гидравлический напор в метрах должен превышать высоту контура (в многоквартирном доме — высоту стояков от розлива).
Автономный контур
У автономной отопительной системы с принудительной циркуляцией теплоносителя картина иная. В большинстве случаев создаваемый циркуляционным насосом напор превышает высоту контура, и тот вполне может работать даже при наличии в трубах воздуха.
Нижняя подача отопления в многоэтажке
Для современных строений стандартным решением является схема с нижним розливом. В этом случае обе трубы – и подающая, и обратная – уложены в подвальном помещении. Стояки, подсоединенные к розливам, объединяют попарно при помощи перемычки на чердаке или верхнем этаже.
Вариант № 1 решения проблемы — запуск элеватора на сброс
Стравливание воздуха из системы отопления выполняют специалисты ЖКХ на этапе запуска контура, который сброшен частично или полностью. С этой целью его перепускают на сброс: одну задвижку открывают, а вторую оставляют закрытой.
Со стороны контура отопления до закрытой задвижки открывают сбросник, который соединен с канализацией. О том, что основная часть воздуха вышла, видно по водяному потоку в сбросе – он движется равномерно и без пузырей.
Вариант №2 устранения проблемы – монтаж воздушника
Перед тем, как выпустить из системы отопления воздух, в верхней части всех парных стояков в случае нижнего розлива устанавливают воздушник. Им может быть не только специальный кран Маевского, но и винтовой вентиль, водоразборный или шаровый кран, смонтированный изливом кверху.
Сброс воздуха из системы отопления выполняют в определенной последовательности:
- На более, чем на один оборот приоткрывают кран. В результате должно раздаться шипение движущегося воздуха.
- Под кран подставляют широкую емкость.
- Ожидают, пока вместо воздуха польется вода.
- Закрывают кран. Через 10 минут стояк должен прогреться. Если этого не происходит, надо стравливать пробки повторно.
Перед тем, как избавиться от воздуха в системе отопления, следует помнить о таких важных правилах:
- В кране Маевского нельзя винт выкручивать полностью, поскольку при давлении, равном 5 – 6 атмосферам, и льющемся из отверстия кипятке вернуть его на место невозможно. Результатом таких действий может стать затопление собственной квартиры и расположенной снизу.
- Не надо под давлением выкручивать воздушник, даже на пол-оборота, поскольку неизвестно в каком состоянии находится его резьба. Когда спускной клапан неисправен, до его замены или ремонта следует перекрыть два парных стояка и удостовериться, что их вентили удерживают воду.
- В случае проживания на верхнем этаже до старта отопительного сезона нужно удостовериться в том, что есть инструмент, которым работают с воздушником. Модели современных кранов Маевского можно открыть отверткой или руками, а в старых зданиях потребуется специальный ключ. Он выполняется легко – следует взять пруток нужного диаметра и выполнить у него на торце пропил.
Вариант №3 устранения проблемы – перепускание отопительного стояка на сброс
При нижнем розливе основной проблемой воздушников является то, что они располагаются на верхних этажах в квартирах. Если их владельцев постоянно нет дома, как убрать завоздушенность системы отопления?
Можно перепустить парные стояки со стороны подвала, для чего:
- Их обследуют на предмет наличия вентилей, после которых можно устанавливать заглушки или сбросники. Во втором случае затрат не будет, а в первом – необходимо купить шаровый кран с резьбой аналогичного размера, как и у заглушек.
- Перекрывают вентили на двух стояках.
- На одном из них на несколько оборотов откручивают заглушку и ожидают снижения напора жидкости, который бьет по резьбе. Так можно убедиться, что вентили на этажах исправны.
- На место заглушки монтируют шаровый кран, сначала подмотав резьбу.
- Смонтированный сбросник открывают полностью.
- Теперь приоткрывают вентиль, находящийся на втором стояке. Когда напор осуществит отвод воздуха из системы отопления, закрывают сбросник и открывают другой стояк.
В этом также имеются нюансы:
- Когда все батареи установлены на подающем стояке, а на обратном их нет, сбросник нужно монтировать на обратке и тогда проблема, как удалить из системы отопления воздушную пробку, будет решена. В случае расположения радиаторов на парных стояках вытравить воздух получается не всегда.
- Если не удалось перепустить стояки в едином направлении, тогда сбросник переставляют на второй стояк и перегоняют теплоноситель в противоположную сторону.
- При наличии винтовых вентилей на стояках нужно избегать перемещения воды через них в направлении, которое противоположно стрелке на корпусе. Желание приоткрыть вентиль с клапаном, прижатым давлением, может завершиться его отрывом от штока. Чтобы устранить проблему, связанную с тем, как вытравить воздух из системы отопления, довольно часто требуется сбрасывать систему обогрева строения.
Как не допустить завоздушивания системы?
Как говорилось ранее завоздушивание системы это неизбежность. Не допустить попадание воздуха в систему можно только правильно выполнив ее пуск. Однако остальных факторов, описанных в начале статьи, достаточно, чтобы в системе появились воздушные пробки. Поэтому целесообразнее дать несколько советов, как облегчить устранения воздушных пробок.
На каждом радиаторе отопления необходимо предусмотреть воздухоотводчик. Тоже относится к водяным теплым полам.
На каждом стояке необходимо предусматривать краны для его отключения от системы.
В самой верхней и нижней части стояка следует устанавливать отводы с кранами. Это позволит слить стояк или выпустить из него воздух не нарушая работу всей системы.
Следует выбирать трубы и радиаторы отопления не склонные к газообразованию. Газ появляется в результате процессов коррозии металлов. Если коррозии нет, то и газообразование будет сведено к минимуму, а, следовательно, и завоздушивание.
Пуск отопления многоэтажного дома часто связан с неприятностями, возникающими из-за незнания правил. Для запуска отопления необходимо соблюдать определенный порядок и последовательность.
Начало отопительного сезона в ЖКХ часто осложняется проблемами неравномерного прогрева на верхних этажах высотного дома, а также целых стояков и квартир.
Такие проблемы образуются из-за быстрого запуска отопительной системы. При быстром наполнении трубопроводов высотного дома в системе образуются воздушные пробки в системе отопления многоэтажного дома, которые не дают прогреваться стоякам и целым квартирам.
Летом, после гидравлического испытания трубопровода, система отопления остается без движения, давление падает. Для того чтобы при запуске система не наглоталась воздуха и не набралась воздушных пробок, необходимо соблюдать определенные правила запуска системы отопления многоэтажного дома. Как правильно заполнить систему отопления водой многоквартирного дома, а именно:
- 1. Выполнить плавный запуск теплоносителя в систему. Подпиточные насосы в ЦТП включать на минимальных оборотах, чтобы теплоноситель наполнял систему не резко, быстро скачком, а медленно и постепенно.
- 2. Наполнение системы должно выполняться через обратную магистраль любой системы малоэтажного и высотного дома, то есть снизу вверх. При таком наполнении вода, теплоноситель, плавно вытесняет весь воздух, накопившийся в системе за летний период, таким образом, вытесняя из системы воздушную пробку.
- 3. После плавного запуска необходимо произвести выпуск оставшегося воздуха из системы отопления— из воздухосборников, расположенных в верхних точках многоэтажного дома на чердаке.
- 4. На воздухосборнике приоткрывают спускной кран, дожидаясь прекращения характерного свиста воздуха.
- 5. После того, как воздух перестает выходить из крана-спускника, необходимо слить воду из отопительной системы, чтобы выпустить отстатки воздуха. Сливают незначительное количество воды, пока не прекратят выходить пузыри. Воду сливать нужно в ведро или любую другую емкость, чтобы не залить верхние этажи.
- 6. В домах, где отсутствует чердак, например, в пятиэтажках воздух спускают самостоятельно через краны Маевского на последнем этаже дома. Приоткрыв отверткой кран Маевского, спускается воздух, и радиатор сразу начинает прогреваться.
Основные ошибки при запуске системы.
- 1. Ошибкой №1 является быстрый запуск системы через подающую магистраль.
- 2. Ошибкой №2 является слив воды, теплоносителя, из системы в подвале. Абсолютно бессмысленное дело, так как воздух поднимается вверх, и из нижних точек спускать его нет смысла, все равно не выйдет.
- 3. Ошибкой №3 является спуск воздуха и воды из батареи в каждой квартире многоэтажного дома. При правильном запуске системы эта процедура отпадает сама по себе.
Смотреть видео о том как спустить воздух из радиатора:
В этой статье я собираюсь рассказать о том, как убрать воздух из системы отопления. Поскольку отопительный контур может иметь различные конфигурации и отвечать за обогрев многоквартирного или частного дома, нам с читателем придется познакомиться с несколькими решениями разной сложности.
Отопление запущено, но стояки и батареи холодные? Нужно стравить воздух.
Устройство для отвода воздуха из радиаторов
Для облегчения выхода воздуха перпендикулярно к основному каналу сделано дополнительное отверстие. Через него собственно, воздух и выходит. Во время развоздушивания при помощи крана Маевского, направьте это отверстие вверх. После этого можно винт откручивать. Откручивайте на несколько оборотов, сильно не выкручивайте. После того, как прекратиться шипение, винт возвращаете в исходное положение, переходите к следующему радиатору.
При пуске системы может потребоваться обход всех воздухосборников по нескольку раз — пока воздух вообще перестанет выходить. После этого радиаторы должны греться равномерно.
Автоматический клапан сброса воздуха
Эти небольшие устройства ставятся как на радиаторы, так и в других точках системы. Отличаются они тем, что позволяют стравливать воздух в системе отопления в автоматическом режиме. Чтобы понять принцип работы рассмотрим строение одного из автоматических воздушных клапанов.
Принцип работы автоматического спускника такой:
- В нормальном состоянии теплоноситель заполняет камеру процентов на 70. Поплавок находится вверху, поджимает шток.
- При попадании в камеру воздуха, теплоноситель вытесняется из корпуса, поплавок опускается.
- Он давит выступом-флажком на жиклер, отжимая его.
- Отжатый жиклер открывает небольшую щель, которой достаточно для выхода воздуха, который скопился в верхней части камеры.
- По мере выхода воды корпус воздухоотводчика заполняется водой.
- Поплавок поднимается, освобождая шток. Он за счет пружины возвращается на место.
По этому принципу работают разные конструкции автоматических воздушных клапанов. Они могут быть прямыми, угловыми. Ставятся в наивысших точках системы, присутствуют в группе безопасности. Могут быть установлены в выявленных проблемных местах — где трубопровод имеет неправильный уклон, из-за чего там скапливается воздух.
Вместо ручных кранов Маевского можно поставить автоматический спускник для радиаторов. По размерам он лишь чуть больше, но работает в автоматическом режиме.
Как избавиться от воздушной пробки
К сожалению, не всегда воздушная пробка находится в легко доступном месте. При ошибках проектирования или укладки, воздух может скапливаться в трубах. Стравливать его оттуда очень нелегко. Сначала определяем местоположение пробки. В месте пробки трубы холодные и слышно журчание. Если явных признаков нет, проверяют трубы по звуку — постукивают по трубам. В месте скопления воздуха звук будет более звонким и громким.
Найденную воздушную пробку надо выгнать. Если речь идет о системе отопления частного дома, для этого поднимают температуру и/или давление. Начнем с давления. Открывают ближайший спускной клапан (по ходу движения теплоносителя) и подпиточный кран. В систему начинает поступать вода, поднимая давление. Оно вынуждает пробку двигаться вперед. Когда воздух попадает к спускнику, он выходит. Прекращают подпитку после того как весь воздух выйдет — спускной клапан перестанет шипеть.
Развоздушивание централизованной системы
В многоквартирных домах и частном секторе центральное отопление проектируется с воздухосборниками. Они располагаются в верхней точке. Когда завоздушена система отопления, достаточно открыть кран. При образовании воздушной пробки открытие воздухосборника способствует тому, что воздух поднимается по трубам. Таким образом, вся система заполняется водой, и пробок не остаётся.
В квартирах, для развоздушивания системы необходимо просто открыть кран
В квартире или доме удалить пробку можно, спустив воздух в том месте, где он образовался. Для этого батареи оснащаются кранами. Нужно иметь в виду, что недопустимо устанавливать водопроводные элементы. Применяются специальные краны, называемые воздушниками. Если владелец помещения установит вместо воздушника водопроводный кран и по случайности сольёт из системы некоторое количество теплоносителя, ему придётся заплатить штраф.
Воздушник открывается с помощью специального ключа или обычной отвёртки. Нужно соблюдать предельную осторожность, но даже если всё будет сделано правильно, не исключено, что из радиатора не только выйдет воздух, но и вытечет вода.
Это группа безопасности. На среднем выходе установлен автоматический воздухоотводчик
Не все воздушные пробки так легко сдаются. Для особой упорных надо одновременно поднимать температуру и давление. Эти параметры доводятся до значений, близких к максимальным. Превышать их нельзя — слишком опасно. Если в после этого пробка не ушла, можно попытаться открыть одновременно спускной кран (для слива системы) и подпиточный. Может, таким образом удастся сдвинуть воздушную пробку или вообще избавиться от нее.
Если подобная проблема возникает постоянно в одном месте — налицо ошибка в проектировании или разводке. Чтобы не мучится каждый отопительный сезон, в проблемном месте устанавливают клапан для отвода воздуха. В магистраль можно врезать тройник и на свободный вход установить воздухоотводчик. В таком случае проблема будет решаться просто.
Как избавиться от воздуха во время эксплуатации?
В данной ситуации сначала надо определить, откуда берется воздух в трубах. Этому способствует 2 признака:
- появление холодных участков труб и радиаторов;
- журчащие шумы в магистрали.
Когда приблизительное местонахождение пробки обнаружено, идем по трубе вверх, до ближайшего автоматического или ручного клапана. Затем, немного приоткрыв кран подпитки, стравливаем воздух через это устройство. Удаление из батареи происходит таким же образом.
К сожалению, этот стандартный способ действует не всегда. В крайнем случае можно попытаться выдавить воздух из неудобного места, увеличив температуру и давление в системе до значений, близких к максимальным. Дальше действовать по стандартной схеме, зачастую пробка двигается с места и все же попадает в сбросной клапан. Но если и это не помогло, придется стравливать воздух через ближайшее разъемное соединение. Это надо делать крайне аккуратно, чтобы не обжечься и не затопить весь дом.
Разновидности воздухоотводчиков
Существует два вида воздухоотводчиков:
- Ручные. К моделям этого типа относятся краны Маевского. Устройство, устанавливаемое на торцевой части радиатора, позволяет удалить скопления воздуха.
- Автоматические. Такие воздухоотводчики работают без вмешательства человека, что значительно упрощает процесс развоздушивания системы.
Ручные воздухоотводчики
Отвод воздуха с помощью подобных устройств широко распространен в старых многоквартирных зданиях. В таких домах обычно используется нижняя разводка трубопроводов, из-за чего нередко происходит нарушение циркуляции теплового носителя. Происходит это в результате завоздушивания верхней части отопительной сети.
Чтобы решить проблему, придумано устройство (кран Маевского), позволяющее отводить воздух из проблемной части системы. Кран монтируется на любую батарею и управляется вручную с помощью отвертки или ключа.
Краны Маевского не лишены недостатков:
- Удаление воздуха должно осуществляться всеми жильцами по отдельности. Проблема решается установкой запорной арматуры в верхней точке системы. Таким образом, стравливанием занимается эксплуатационная организация дома, а не отдельные жильцы.
- Устройства отличаются небольшими габаритами, а потому не слишком производительны. Такие краны могут применяться лишь для удаления небольших локальных пробок.
Еще один вариант того, как спустить воздух из батареи стравливания воздуха – сепаратор. Это устройство, в отличие от крана Маевского, не удаляет воздух из верхней части сети, а отводит его непосредственно из жидкости. Воздушные сепараторы обычно сочетаются с сепараторами шлама. Последние используются для очистки теплоносителя от песчинок, окалин и ржавчины. Особенно полезен этот тандем в сильно разветвленной отопительной системе.
Автоматические воздухоотводчики
Автоматические устройства устанавливаются как по вертикали, так и по горизонтали. Принцип их функционирования состоит в реакции особого поплавка на давление жидкости. Когда воздух накапливается, поплавок опускается до уровня жидкости и открывает клапан, соединяющий систему с внешней средой. При этом воздух выдавливается наружу водой. В результате подъема уровня воды поднимается и поплавок, закрывающий клапан. Таким образом, стартует новый цикл работы устройства.
За счет автоматического клапана подобные устройства обладают высокой производительностью. Недостатком же автоматики является чувствительность к механическим включениям в жидкости. Примеси накапливаются на игле клапана, результатом чего становится неполное закрывание механизма, что, в свою очередь, приводит к протечкам в корпусе. Поэтому использование автоматики оправдано только в комплексе с очистительными фильтрами.
Стабильная работа отопительной системы обеспечивает комфорт проживания в доме. Поэтому удалять излишки воздуха нужно на регулярной основе.
Завоздушивание системы водяного отопления — неприятный казус, который довольно сложно предусмотреть. Избавиться от воздушных пробок нужно как можно скорее, поэтому сегодня мы расскажем о наиболее уязвимых местах и подскажем методы оперативного устранения проблемы.
Нижняя разводка
Данная схема является классической двухтрубной разводкой. В подвале установлены подача и обратка, а отопительные приборы подключаются к перемычке, которая находится между этими контурами. Перемычкой в данном случае являются два стояка, которые соединены между собой в самой верхней точке системы отопления. Элементы отопления, вынесенные на чердак, необходимо утеплить, иначе первое же заморозки могут спровоцировать застой затвердевшей жидкости или прорыв трубопровода. Решить такую проблему можно будет при помощи паяльной лампы, а в худшем случае понадобится сварка стояков отопления.
Теоретически такое подключение требует хорошего баланса стояков, чтобы расположенные на удалении стояки могли работать столь же эффективно, как и находящиеся близко. На практике такая балансировка не выполняется, но отопление при этом функционирует стабильно. Это связано с тем, что диаметр стояков отопления разный.
Протяженность розлива от одного элеваторного узла должна быть минимальной, чтобы обеспечить минимальную разницу температуры на ближних и дальних стояках. В случае попарной установки стояков один из них может работать вхолостую, но отопительные приборы должны подключаться к обоим.
Проведение ремонтных работ
Обнаружив признаки наличия воздуха в системе отопления, не стоит сразу приниматься избавляться от него. Сначала проверяют контур на целостность и герметичность. Ведь если имеются протечки, проблемы будут продолжаться.
Утечка теплоносителя
Утечка теплоносителя — потери жидкости, которые происходят из-за неплотных соединений и повреждений контура.
Фото 1. Протечка в трубе отопительной системы. Подобная неполадка может стать причиной плохой работы конструкции отопления.
Возможные места утечек и способы устранения:
- Участки труб. Для прекращения течи используются хомуты, холодная сварка. Если труба пластиковая, заменяется весь отрезок.
- Места стыков частей системы — уплотняются. Используется сварка.
- Неплотное соединение секций радиатора. Придётся снимать батарею и затягивать соединения (на алюминиевой). Чугунные радиаторы проклеивают тканью с эпоксидной смолой.
Это трудоёмкая часть работы по подготовке системы к отопительному сезону. Но сделать это необходимо, иначе можно остаться без тепла зимой.
Постоянная потеря теплоносителя приведёт к нестабильной работе системы.
Особенность системы тёплых полов
Наличие тёплого пола усложняет систему, воздух в петлях пола выгнать непросто.
Пробки воздуха появляются по причине:
- уменьшения давления;
- сильного нагрева теплоносителя;
- образования протечки;
- нарушения герметичности соединений;
- ошибок, сделанных при монтаже (неровная поверхность, уклон трубы, ошибки в организации коллектора);
- неграмотного первого запуска системы.
Чтобы система правильно запустилась, воздух из неё стравливают до включения котла и нагрева теплоносителя.
Если тёплый пол — основное средство получения комфортной температуры, то воздух в нём допускать нельзя.
Внимание! Обычная система работает, даже если там находится воздух. КПД понизится, но тепло все равно будет поступать
Когда в контуре появился воздух, то пол перестанет греть — причиной тому служат сложная укладка и малый диаметр трубопровода.
Выгонка воздуха из контура пола — длительный процесс:
- На коллекторе включается только один контур.
- Нагнетается давление выше рабочего (на 15—20%).
- Запускается циркуляционный насос на малых оборотах. Для заполнения контура отводится некоторое время, чтобы теплоноситель вытеснил воздух. Затем активизируется следующий контур, так один за другим медленно заполняются все ветки, идущие через коллектор.
- Процесс длится нескольких дней. Его повторяют, пока не выйдет весь воздух.
- Это проделывается с холодным теплоносителем, нагрев включается только по достижении уверенности, что воздух полностью вышел.
Справка. При установке системы полезно подумать об оснащении напольного контура сепаратором — устройством для автоматического вывода воздуха из труб.
Частота обновления теплоносителя
Жидкость — важная составляющая отопления, которую требуется правильно эксплуатировать.
Периодическая замена необходима, но не стоит этим злоупотреблять. Оптимальный срок годности жидкости в трубах — 12 месяцев при условии обязательного слива системы.
Синтетические теплоносители: пропиленгликоль, этиленгликоль остаются в системе до 7—8 лет.
Фото 2. Канистра с синтетическим теплоносителем для отопительной системы. Данное вещество служит дольше, чем обычная вода.
Концентрация синтетических соединений в составе жидкости удлиняет срок годности теплоносителя. Но если нет необходимости использовать антифриз, то можно обойтись простой водой.
Время замены подскажут фильтры грубой очистки: если они не нуждаются в промывке и замене, то вода в системе также пригодна, менять её не нужно.
Это важно, потому что каждая свежая порция жидкости — свежий набор солей и примесей, кислорода, который с новыми силами вступает в реакцию с внутренними поверхностями, оседая на них наслоениями, постепенно снижающими эффективность системы. Важно! Вода, которая уже находится в контуре — подготовленная жидкость, без примесей и активных веществ
То, что вода изменила цвет, не меняет её ценности — она уже прошла реакции, получила инертность и теперь является оптимальным дополнением к эффективности системы
Важно! Вода, которая уже находится в контуре — подготовленная жидкость, без примесей и активных веществ. То, что вода изменила цвет, не меняет её ценности — она уже прошла реакции, получила инертность и теперь является оптимальным дополнением к эффективности системы
Если радиаторы засорились, то снимать их для очистки можно, не сливая, достаточно просто перекрыть вентили.
Причины появления воздуха
Логично звучит вопрос: каким образом оказывается воздух в системе отопления, если она полностью герметичная?
Причин этого явления может быть множество:
- Повышенное давление. В составе воды имеется не только магний и кальций, но и кислород. Объем кислорода зависит от уровня давления в системе. При повышающемся давлении концентрация кислорода в воде возрастает.
- Нарушение требований по уклонам труб во время монтажных работ.
- Некорректное заполнение трубопровода, приводящее к завоздушиванию. Вода должна подаваться медленно с одновременной откачкой воздуха из батарей, так как? в противном случае неизбежно возникновение пузырьков, которые вызывают завоздушивание системы отопления. Общее правило: чем больше у системы ответвлений, тем медленнее должно происходить ее наполнение.
- Диффузия. Данное явление представляет собой процесс, в ходе которого осуществляется способность молекул одного вещества проникать между молекулами другого. В описываемом случае имеется в виду проникновение кислородных молекул между молекулами полипропилена или полиэтилена. Чтобы воспрепятствовать диффузии, используются специальные покрытия, наносимые на материал труб.
- Недостаточная плотность соединения между элементами системы.
- Неисправность или отсутствие воздухоотводчиков.
- Осуществление ремонтных работ, в ходе которых произошла разгерметизация.
- Коррозийные процессы, приводящие к нарушению герметичности оборудования.
Приведенные выше факторы не исчерпывают причины, которые вызывают завоздушивание системы отопления, однако являются наиболее распространенными.
Причины завоздушивания системы
Воздух в системе отопления — это довольно частое явление в начале отопительного сезона. Даже в хорошо спроектированной и грамотно смонтированной системе могут возникать воздушные пробки. Причин появления воздуха в системе отопления может быть несколько.
- При проведении ремонта системы отопления необходимо слить воду, что и делают. В этот момент система заполняется воздухом. По окончании ремонта системы заполняют в новь, но воздух в ней остается.
- При замене отопительных приборов, как и при ремонте сливают часть воды. При этом в систему попадает воздух.
- После ремонта или замены радиаторов необходимо правильно запустить систему отопления и удалить весь воздух. Работа эта длительная. Часто торопятся и нарушают технологию. После запуска благодаря остаткам воздуха нарушается работа системы отопления.
- Часто причиной появления воздуха становятся алюминиевые радиаторы отопления. Этот тип радиаторов склонен к газообразованию. Газы, образовавшиеся при коррозии радиатора, создают воздушную пробку.
- Коррозия труб системы отопления — это неизбежный процесс. При коррозии в теплоноситель выделяются различные газы, которые могут стать причиной воздушных пробок.
- В холодной воде содержится большое количество воздуха, который при нагревании высвобождается и образует воздушные пробки.
- Причиной завоздушивания системы отопления могут быть неправильно работающие клапаны автоматического сброса воздуха. Загрязненность теплоносителя может вызвать закупорку клапанов. В результате чего нарушится их работа и воздух не сможет выйти из системы.
Спуск воздуха из радиаторов
Образование воздушных карманов может проявляться даже если была осушена не вся система, а только отдельный её участок, например, радиатор. В этом случае заправку водой нужно проводить в следующей последовательности:
- Ослабить фитинг верхнего подвода или открыть спускной кран для беспрепятственного выхода воздуха.
- Открыть нижний кран и запитывать радиатор, пока выходящий воздух не сменится водой.
- Упаковать верхний фитинг и открыть верхний кран подачи.
Кроме этого, все радиаторы закрытых систем, как и систем с нижней разводкой, должны в обязательном порядке снабжаться кранами Маевского. Именно через них ведётся стравливание основного объёма воздуха при заправке, так как верхний отвод радиатора есть ни что иное как наивысшая точка такой системы.
Обратим ваше внимание, что алюминиевые радиаторы могут в некоторых особых случаях служить источником газа для пробок. Дело в том, что при высоком содержании в воде растворённых ионов и наличии электрической эмиссии алюминий быстро корродирует, выделяя водород в значительном объёме
Если вы столкнулись с неявным источником газообразования, исключите любой контакт электрооборудования с системой и заземлите её металлические части.
Можно ли выгнать воздух из системы отопления с насосом без кранов
Когда система спроектирована с нарушением технологии, в ней могут отсутствовать точки сброса. В этом случае избавиться от завоздушивания будет сложно. Наиболее простой способ стравить газ — ослабить резьбовые соединения в местах его скопления. Когда лишний воздух выйдет, крепеж закручивают с использованием новых герметизирующих материалов.
Если в зоне образования воздушной пробки нет резьбовых соединений, потребуется в трубопроводе сделать отверстие диаметром 3-4 мм. Последовательность спуска воздуха:
- По шуму определяют нахождение воздушной пробки.
- Подбирают хомут, имеющий диаметр, равный трубопроводу, в котором наблюдается скопление газа. Желательно использовать специальную врезку для установки запорного крана.
- Сверлят отверстие, дожидаются выхода воздуха. При необходимости систему подпитывают водой.
- Когда появится жидкость, устанавливают хомут.
Использование врезки с краном позволит периодически стравливать воздух до полного его выхода из закрытого контура. Если установить глухой хомут, для выполнения процедуры потребуется ослабление его крепежа.
Завоздушивание системы отопления — как удалить воздух, развоздущить систему
Воздушная пробка представляет собой избыточный воздух, занимающий диаметр трубы или его большую часть.
В результате появления воздушной преграды тепло перестаёт поступать по контуру дальше.
Есть несколько способов избавиться от воздушной пробки в системе отопления.
Откуда берется воздушная пробка
-
в трубах или радиаторах по контуру есть повреждения;
Борьба с завоздушиванием
Разновидности воздухоотводного оборудования
Для удаления пробок из системы отопления при ее монтаже предусматривается установка особых клапанов.
Они бывают двух видов:
- Ручные. Называются кранами Маевского. Устанавливаются в верхних частях радиаторов отопления. Для открытия клапана может употребляться отвертка либо идущий в наборе ключ Маевского. Превосходно подходит для устранения пробок, образующихся в ходе заполнения теплоносителем радиаторов отопления.
- Автоматические. Функционируют самостоятельно. Смогут быть установлены как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. Хорошо справляются с возложенными на них задачами, но, имеют повышенную чувствительность к качеству и чистоте теплоносителя. Нужно фильтровать подаваемую к ним жидкость.
Эти воздуоотводчики смогут монтироваться в одной из частей системы: как на подающих, так и на отводящих трубопроводах. Нужно установить пара таких устройств, тогда развоздушивание будет производиться более действенно.
Но и в этом случае крайне важно выполнять верный уклон труб при монтаже климатической сети. Лишь тогда воздушное пространство будет выводиться действенно, и с проблемой образования пробок вы не столкнетесь.
Обратите внимание! Стравливание пробок постоянно сопровождается выбросом определенного количества теплоносителя, что ведет к падению давления жидкости в системе труб. Эти утраты нужно иногда компенсировать.
Кроме этого целесообразно установить сепаратор воздуха для отопления. Данный прибор выводит из системы обогрева газ, который растворен в жидкости.
Места монтажа воздухоотводчиков
Вопрос о том, где должен устанавливаться клапан для стравливания воздуха, решается в зависимости от метода организации циркуляции теплоносителя в сети отопления.
Существует две разновидности:
- Гравитационная система. В этом случае вода протекает от котла к батареям и обратно за счет разности температуры и плотности нагретой и остывшей жидкости. Удалить воздушное пространство возможно через расширительный бак.
- Принудительная циркуляция. Ток воды снабжает особый насос. Тут нужно установить особый воздухосборник.
Удаление имеющихся пробок
Рассмотрим более детально вопрос о том, как развоздушить сеть обогрева помещений, которая уже открыта, но не хорошо функционирует.
О наличии воздушного затора свидетельствуют следующие показатели:
- бульканье в трубах и радиаторах, и звук протекающей в них воды;
- неравномерный прогрев батарей, установленных в жилище;
- посторонние звуки, появляющиеся в отопительной сети.
Спуск воздуха из системы отопления производится по следующей схеме:
- Определяется место образования пробки. Для этого необходимо молоточком постучать по установленным устройствам. В месте завоздушивания звук от удара будет более громким и звонким. Значительно чаще проблемными являются батареи, смонтированные на верхних этажах дома.
- Для развоздушивания радиаторов помогают намерено установленные в их верхних частях клапаны — краны Маевского, применяя каковые возможно удалить пробку и не нарушить герметичность трубопроводов и батарей.
- Посредством особого ключа либо отвертки нужно отвернуть клапан до появления характерного шипения стравливаемого воздуха. Кран направляться держать открытым , пока из него не потечет узкая струйка воды.
Совет! Дабы не выпачкать обои на стенах, рекомендуется заблаговременно подготовить емкость, куда будет стекать вода. Кроме этого знайте, что теплоноситель будет очень сильно брызгать, потому нужно обезопасисть себя от ожогов.
- В случае если по окончании проведенной процедуры радиатор не стал нагреваться равномерно, вероятнее, дело не в воздушной пробке, а в закупорке каналов в следствии коррозии либо засорения жёсткими частицами, находящимися в воде.
Перед тем как удалить воздушное пространство из системы отопления, нужно проверить количество залитого теплоносителя и его давление. Кроме этого установите терморегуляторы на большую температуру. Это окажет помощь убрать пробки, образующиеся в изгибах трубопровода.
Чтобы не было обрисованной выше ситуации на проблемных участках отопительной сети целесообразно устанавливать дополнительные вентили для стравливания воздуха, цена которых мала, а польза — огромна.
Как образуется
При неграмотном заливе теплоносителя (например, с верхней точки) образуется турбулентность: вода стремится вниз, а воздух — вверх. В процессе движения жидкость вытесняет воздух, если есть подходящие неровности внутренней поверхности, он останавливается в них. Постепенно объем застрявшего воздуха растёт.
Почему важно вовремя избавиться
Даже небольшое количество воздуха в системе крайне нежелательно, хотя плюс можно найти и здесь: появление пробки — сигнал о неисправности в системе. Но неприятностей намного больше:
- слабый прогрев радиаторов или его отсутствие;
- шумы, вибрации — создают ощутимый дискомфорт;
- сочетание воздуха и горячего теплоносителя ведёт к возникновению нежелательных химических процессов, что приводит к дополнительным наслоениям на внутренних поверхностях;
- часть химических процессов влечёт за собой повышение кислотности внутри системы, что создаёт условия для коррозии;
- если в системе действует циркуляционный насос, то его работа может пойти вхолостую, это приведёт к поломке.
Чем грозит воздух в системе отопления
Все, наверное, не раз встречались с тем, что отопление включено, а какой-то радиатор или целая группа нагреваются плохо или вообще стоят холодные. Причина этому — воздух в системе отопления. Он обычно скапливается в самой высокой точке, вытесняя из этого места теплоноситель. Если его скапливается достаточно много, циркуляция теплоносителя вообще может остановиться. Тогда говорят о том, что в системе отопления образовалась воздушная пробка. Профессионалы в таком случае говорят, что система завоздушилась.
Чтобы возобновить нормальную работу отопления необходимо скопившийся воздух удалить. Для этого есть два варианта. Первый чаще используется в системах централизованного отопления. На крайних радиаторах в ветке устанавливают краны. Они называются спускными. Это обычный вентильный кран. После заполнения системы теплоносителем его открывают, держат открытым до тех пор, пока не пойдет ровная струйка воды без воздушных пузырей (тогда вода льется рывками). Если говорить о многоэтажных домах, то во время запуска системы сначала должны открываться воздухосбросники на стояках, а остатки уже можно выводить по квартирам.
Воздух в радиаторе отопления мешает нормальной циркуляции теплоносителя. Это приводит к тому, что батарея плохо греется
В частных системах или после замены радиаторов в квартирах, для стравливания воздуха ставят не обычные краны, а специальные воздушные клапаны. Они бывают ручными и автоматическими. Ставятся они в верхний свободный коллектор на каждый радиатор (желательно) и/или в самой высокой точке системы.
Чем еще грозит воздух в системе отопления? Он способствует более быстрому разрушению компонентов системы отопления. Хоть сегодня все больше используются полимеры, металлических частей все еще достаточно. Наличие кислорода способствует активизации окисления (черный металл ржавеет).
Как определить место, в котором появился воздух
Самый простой метод обнаружения пробки — на слух. Нужно осторожно простучать батарею — пустое пространство будет отзываться звонче.
Предварительно можно найти подозрительные места по степени нагрева: там, где теплоноситель не проходит, будут участки с низкой температурой
Оба способа не отличаются точностью. Теплоноситель может не пройти по причине затора из грязи и ржавчины. Эта проблема решается промывкой.
Многоступенчатая система
Система с приборами воздухоудаления
Чтобы избежать проблем образования воздушных пробок, еще на этапе проектирования автономной системы отопления, нужно предусмотреть один очень важный момент. Он основывается на многоступенчатой системе отвода воздуха из каждой группы приборов отопления отдельно. При этом для них необходимо использовать конкретные виды воздухоотводчиков в нескольких установочных местах. Например:
- Для стравливания воздуха из теплообменника котла устанавливают автоматический воздухоотводчик непосредственно на котле.
- Для каждого коллектора устанавливают свой местный воздухоотвод.
- Каждый радиатор обустраивают своим ручным краном Маевского.
- Для стояков нужно применять специальные воздухоотводы, которые необходимо планировать для установки в самых высоких точках.
Как спустить воздух в многоквартирном доме
Спуск воздуха можно произвести следующими способами.
Перепускание стояка на сброс
Выполняется сотрудниками ЖКХ. Для спуска воздуха устанавливаются устройства на верхних этажах.
Если воспользоваться ими не удаётся (квартира закрыта, никого дома нет), можно осуществить перепуск из подвала — для двухтрубной системы.
На стояках должны быть предусмотрены сбросники. Они располагаются после вентилей. При наличии следует запастись шаровым краном с диаметром, как у заглушки.
- Стояки перекрываются (вентилями).
- На одном из них очень медленно и осторожно откручивается заглушка. Не более 1—2 оборотов, так, чтобы почувствовать напор воды. Прежде чем крутить дальше, надо подождать, пока напор спадёт.
- На место заглушки вкручивается шаровой кран с уплотнением.
- Установленный сбросник открывается полностью, затем подаётся вода на второй.
Для успешного результата нужно заранее посмотреть, как выполнена схема разводки теплоцентрали дома.
Оптимально, если радиаторы по ходу контура находятся на подающем стояке, тогда установка второго со сбросником на обратку решит проблему: воздуха не будет. Когда отопительные приборы распределены по двум стоякам, гарантии стопроцентного результата нет.
Если проблема не решена, производятся те же действия в противоположном направлении. Для этого шаровой кран переставляется на второй стояк.
Важно! Винтовые вентили не переносят направления тока воды, не соответствующего стрелкам на корпусе. Если это так, то придётся сбрасывать систему целиком.
Обычная схема организации отопления — нижняя. Трубопроводы, прямой и обратной подачи, находятся в подвале. Соединение между ними осуществляется через перемычку, на последнем этаже.
Как прогнать пробку с помощью крана Маевского
Устройство цилиндрической формы небольшого размера. Устанавливается на радиаторе сверху, если для этого есть место в нише. В одноэтажных домах им оснащаются все радиаторы.
Фото 1. Кран Маевского для развоздушивания радиаторов модели 1/2 SL №430, оснащен уплотнительным кольцом, .
Если система вертикальная, то устройство устанавливается на последнем этаже, чтобы освобождать от воздуха сразу весь стояк.
Дополнительно кран Маевского устанавливают на нагревательные приборы, расположенные ниже общей нижней точки подключения к стояку. Иногда — на полотенцесушитель в ванной комнате. Его ставят вертикально через тройник, который позволяет поменять расположение оси устройства.
Кран Маевского очень прост в эксплуатации: для выхода воздуха кран открывается, затем закрывается. Если это не решило проблему нагревания радиатора, то его придётся прочищать.
- Перед выпуском воздуха отключается циркуляционный насос, если ток воды принудительный.
- Все предметы, находящиеся близко к радиатору, отодвигаются.
- Под клапан ставится таз или ведро.
- Отвёрткой или ключом начинают поворачивать до появления шипящего звука.
- Когда показалась вода, кран закрывают.
Убрать с помощью обычного вентиля
Вентили должны находиться в самых высоких точках контура. Спуск воздуха происходит по тому же алгоритму, что и с краном Маевского.
Выгнать через заглушку
Этот способ применяется, если ничего специально не установлено.
Чтобы воспользоваться заглушкой, нужно:
-
отключить стояк;
Важно! Все манипуляции делаются медленно, без резких движений.
Устанавливаем клапана для сброса воздуха
Для отвода воздуха из отопления на радиаторах ставят воздухоотводчики — ручные и автоматические воздушные клапана. Их называют по-разному: спускник, воздухосбросник, спускной или воздушный клапан, воздушник и т.п. Суть от этого не меняется.
Воздушный клапан Маевского
Это небольшое устройство для стравливания воздуха из радиаторов отопления вручную. Устанавливается оно в верхний свободный коллектор радиатора. Есть разных диаметров под разное сечение коллектора.
Ручной воздухоотводчик — кран Маевского
Представляет собой металлический диск со сквозным отверстием конической формы. Это отверстие закрывается винтом конусообразной формы. Выкручивая винт на несколько оборотов, предоставляем возможность воздуху выйти из радиатора.
Устройство для отвода воздуха из радиаторов
Для облегчения выхода воздуха перпендикулярно к основному каналу сделано дополнительное отверстие. Через него собственно, воздух и выходит. Во время развоздушивания при помощи крана Маевского, направьте это отверстие вверх. После этого можно винт откручивать. Откручивайте на несколько оборотов, сильно не выкручивайте. После того, как прекратиться шипение, винт возвращаете в исходное положение, переходите к следующему радиатору.
При пуске системы может потребоваться обход всех воздухосборников по нескольку раз — пока воздух вообще перестанет выходить. После этого радиаторы должны греться равномерно.
Автоматический клапан сброса воздуха
Эти небольшие устройства ставятся как на радиаторы, так и в других точках системы. Отличаются они тем, что позволяют стравливать воздух в системе отопления в автоматическом режиме. Чтобы понять принцип работы рассмотрим строение одного из автоматических воздушных клапанов.
Принцип работы автоматического спускника такой:
- В нормальном состоянии теплоноситель заполняет камеру процентов на 70. Поплавок находится вверху, поджимает шток.
- При попадании в камеру воздуха, теплоноситель вытесняется из корпуса, поплавок опускается.
- Он давит выступом-флажком на жиклер, отжимая его.
Принцип работы автоматического клапана для спуска воздуха
По этому принципу работают разные конструкции автоматических воздушных клапанов. Они могут быть прямыми, угловыми. Ставятся в наивысших точках системы, присутствуют в группе безопасности. Могут быть установлены в выявленных проблемных местах — где трубопровод имеет неправильный уклон, из-за чего там скапливается воздух.
Вместо ручных кранов Маевского можно поставить автоматический спускник для радиаторов. По размерам он лишь чуть больше, но работает в автоматическом режиме.
Автоматический воздушный клапан для отвода воздуха
Чистка от солей
Основная беда автоматических клапанов для сброса воздуха из системы отопления — отверстие для отвода воздуха часто зарастает кристаллами соли. В этом случае или воздух не выходит или клапан начинает «плакать». В любом случае требуется его снять и прочистить.
Автоматический воздухоотоводчик в разобранном виде
Чтобы это можно было делать без остановки отопления, ставят автоматические воздушные клапана в паре с обратными. Первым монтируют обратный клапан, на него — воздушный. При необходимости автоматический воздухосборник для системы отопления просто откручивают, разбирают (откручивают крышку), чистят и собирают снова. После этого устройство снова готово стравливать воздух из системы отопления.
Удаление в доме с автономной системой отопления
Генерация газообразной формы теплоносителя начинается при его поступлении в трубы. Процесс усиливается при нагревании, воздух собирается под «потолком» контура.
Поэтому включение теплоисточника всегда происходит только после заполнения контура и стравливания избыточного воздуха.
Удаление газа неизменно влечёт падение давления и уменьшение количества теплоносителя — в процессе нужно держать под контролем давление и подачу подпитки.
Поднять давление и температуру
Давление снижает скорость выделения газа из жидкости (при постоянной температуре).
В вертикальной системе идёт движение воздуха вверх, но он может двигаться с водой вниз, «зависать» в потоке.
Справка! В горизонтальных участках контура, в трубах с уклоном газ занимает верхнее положение. При высокой скорости воды воздух дробится и переходит к движению по непредсказуемым траекториям. Поэтому заполнение системы должно происходить медленно.
Манипулируя давлением, можно отладить работу системы. Обычное естественное давление — 1 Бар. При заполнении контура давление начинает расти.
Если к этому присоединяется нагрев, теплоноситель расширяется, что приводит к росту давления. Воздух начинает отделяться от воды активнее.
Если система правильно сконструирована, после заполнения её теплоносителем воздух начнёт удаляться через систему автоматических клапанов либо его удаляют вручную.
Падение давления говорит об утечке теплоносителя, повышение — о воздушной пробке (она действует подобно заужению трубопровода).
Учитывая особенности взаимодействия воздуха и воды можно использовать их для борьбы с воздушными пробками. Если не удаётся определить месторасположение скопления воздуха, кратковременный подъем температуры и давления заставит находящийся в системе воздух перераспределиться. Пробка или переместится в место, откуда её можно удалить, или воздух выйдет через автоматические клапаны.
Причины завоздушивания системы отопления
Наиболее частыми причинами накопления слишком большого объема воздушных масс в отопительной системе обычно выступают следующие:
- разгерметизация системы, наиболее часто совершаемая при выполнении любого рода ремонтных работ;
- полное откачивание воды из отопительной системы;
- повреждение внешнего корпуса частей системы;
- неправильная замена отопительного оборудования, в том числе и стояков.
Подобные действия могут привести к образованию внутри конструкции системы явления, которое именуется не иначе как воздушная пробка в системе отопления. Кроме всех вышеперечисленных проблем, к которым может привести избыток воздуха, стоит сказать и о вредном для металлических конструкций кислороде, находящемся в составе попадающего внутрь воздуха.
Если попадает в систему с естественной циркуляцией закрытого типа
Организация отопления такого типа подразумевает удаление воздуха через установленный в самой высокой позиции расширительный бачок.
К патрубку перелива присоединяется шланг, обеспечивается возможность излива жидкости.
Затем котёл включается, радиаторы должны начать нагреваться. При необходимости процесс повторяют. Когда соблюдены уклоны прокладки трубопровода, воздух выходит сам. Если не получается, теплоноситель можно нагреть, тогда воздух будет выходить активнее.
Как избежать завоздушивания?
При самостоятельном обслуживании системы отопления в межсезонье во избежание попадания воздуха в радиаторы и трубопроводы рекомендуется:
- во-первых – ни в коем случае не спускать без надобности воду с системы;
- во-вторых – когда все-таки придется спустить теплоноситель, рекомендуется оснастить все радиаторы кранами Маевского или даже простыми вентилями или шаровыми кранами, такое усовершенствование позволит оперативно выгонять воздух уже при пробной топке;
- в-третьих, соблюдать все требования и очередность работ при заполнении системы водой.
Правильное заполнение объема систем отопления теплоносителем позволит избежать больших проблем во время дальнейшей эксплуатации. Для системы открытого типа, когда заливка теплоносителя проводится через расширительный бачок, это действие проводится медленно, чтобы вода плавно заполнила все пустоты.
Специалисты кроме такого способа рекомендуют метод заполнения с использованием насоса. Суть этого метода заключается в заполнении объема через спускное отверстие, образно говоря «снизу вверх», такой вариант позволяет естественным путем постепенно вытеснить воздух из образовавшихся пустот.
Для системы закрытого типа рекомендуется проводить заполнение постепенно через клапан подкачки котла, когда вода из водопровода под давлением поступает в объем теплообменника отопления. Но при этом, при достижении нужного показателя давления и закрытии клапана, в обязательном порядке нужно выгнать воздух из всех радиаторов, после чего снова провести заполнение водой недостающего уровня давления.
С принудительной циркуляцией
Для разводушивания системы с принудительной циркуляцией понадобятся два человека. Второй следит, чтобы давление не опускалось ниже 1 Бар (давление нагнетается опрессовочным насосом или через подпитку из водопровода).
Важно! Изначально теплоноситель должен быть холодным, Нагревание включается после заполнения всей тепломагистрали.
- Открывается вся запорная арматура, исключая слив.
- Перекрываются все радиаторные краны, открытыми остаются только последние радиаторы в ответвлениях.
- После запуска подачи воды заполняются основные магистрали, котёл и расширительный бак. На этом этапе воздух выходит из воздухоотводчик в верхней точке контура и клапан группы безопасности (её рекомендуется установить для котлов с любым типом топлива).
Далее открываются краны на первой от котла батарее, воздух выпускается через кран Маевского, затем клапаны закрываются.
В конце процедуры давление не должно превышать 2 Бар. Система тёплого пола заполняется в последнюю очередь.
Если ответвлений несколько, их заполняют поочерёдно, воздух выходит через клапаны коллектора. Заполненная ветка закрывается, прогрев начинается после заполнения всей системы.
Для упрощения процесса выдавливания воздуха из системы следует позаботиться о наличии:
- кранов Маевского на радиаторах, если тепломагистраль идёт ниже батарей;
- клапанов-автоматов, когда трубы проходят выше.
Это сложный процесс, требующий достаточно много времени. Однако спешить при проведении работы не стоит — поспешность, невнимательность могут привести к появлению блуждающей воздушной пробки. На устранение этой проблемы придётся потратить намного больше сил.
Как развоздушить систему отопления
Особенно часто с вопросом касательно того, как выгнать воздух из системы отопления, сталкиваются не только хозяева частных построек, но и жильцы многоэтажных сооружений, живущие наверху. Связано это, в первую очередь, с малым весом воздуха по сравнению с водой, в результате чего его излишки гораздо чаще скапливаются на верхних этажах.
Для того чтобы каким-либо образом бороться с этой проблемой, специалистами был разработан специальный автоматический воздушный клапан для отопления, позволяющий удалять избыток воздуха без вреда для оборудования.
Сепаратор воздуха
Сложное и эффективное устройство, разработанное для автономных систем, особенно обширной протяжённости.
Фото 2. Сепаратор воздуха модели ZUVL 20 для вертикального трубопровода, .
Забирает воздух из воды и автоматически удаляет. Сверху есть воздухоотвод. Выпускаются сепараторы двойного действия — для отлова воздуха и примесей. В этом случае прибор оснащён вентилем для удаления накопленных примесей и частиц.
Внутри устройства стоит сетка, которая провоцирует турбулентность и появление пузырьков воздуха.
Как убрать воздушную пробку из системы охлаждения двигателя
Итак, начнем с простых автомобилей (старые иномарки, отечественный автопром). На таких авто удаление воздуха из системы охлаждения осуществляется следующим образом:
- Машину достаточно загнать на эстакаду. Сделать это нужно таким образом, чтобы передняя часть была немного приподнята.
- Далее на радиаторе нужно открутить специальную пробку, после чего двигатель можно запустить.
- После нескольких минут работы на ХХ воздух стравливается из системы охлаждения мотора.
При этом данный способ не поможет решить задачу на более современных автомобилях. На подобных ТС система охлаждения полностью замкнутого типа, то есть для развоздушивания воздух нужно «выгонять». Чтобы это сделать, можно пойти двумя путями.
Первый способ предполагает откручивание крышки расширительного бачка, затем двигатель с открытой крышкой работает на ХХ какое-то время, затем нужно сесть в автомобиль и интенсивно погазовать, поднимая обороты до 3-3.5 тыс. об/мин. Далее крышку нужно закрутить и проверить работу системы.
Если этот способ не помог, тогда ослабляется верхний патрубок, который идет от печки. Нужно быть готовым к тому, что начнет вытекать и сам антифриз. Далее двигатель запускается, при этом нужно следить, когда из вытекающей ОЖ пропадут воздушные пузырьки. Их исчезновение укажет на то, что воздушную пробку успешно удалили из системы. Давайте рассмотрим этот способ более подробно на примере модели ВАЗ «Калина».
Перед началом работ следует подготовить ключи для демонтажа пластиковых защитных элементов. Также потребуется наличие отвертки, чтобы отпускать и затем затягивать хомуты.
Итак, первым делом снимается пластиковая защита. Данная защита на указанной модели ТС прикрепляется к корпусу при помощи шпилек, которые имеют уплотнители из резины. Далее с верхнего или с нижнего патрубка нужно снять хомут. Теперь следует открутить крышку расширительного бачка
Если двигатель горячий, соблюдайте осторожность, так как разогретая ОЖ может выплеснуться из бачка! Затем горловина бачка накрывается чистой тряпкой. Далее на горловину следует натянуть подходящую трубку из резины
После этого нужно подать немного воздуха в бачок, дунув в трубку. Желательно делать это при помощи компрессора.
Помните, ОЖ является сильным ядом! Только в крайнем случае продувайте бачок ртом, при этом не допускайте попадания охлаждающей жидкости внутрь, в глаза или на кожу, не вдыхайте пары!
Источник https://uteplitel-minol.ru/truby/kak-razvozdushit-sistemu-otopleniya.html
Источник https://t-s-i.ru/truby/vozduh-v-sisteme-otopleniya.html
Источник