Содержание
Подшивка крыши софитом — технология выполнения работ своими руками: пошаговая инструкция
Подшивка свесов крыши осуществляется по нескольким причинам. Одна из основных — это эстетичный внешний вид, так как отсутствие софитов придает общей картине некоторую незавершенность , и оттого конструкция недостаточно аккуратно.
Подшивка крыши софитом
Производители современных строительных материалов позаботились о том, чтобы максимально облегчить процесс обустройства этого участка крыши. Если ранее для закрытия нижнего пространства свесов использовались различные подручные материалы, такие как влагостойкая фанера, обрезки досок, сайдинга или вагонки, то сегодня в продаже можно найти специальные профилированные листы определенных размеров, а также необходимые фурнитурные элементы к ним. Благодаря простоте монтажа таких деталей, их под силу установить даже не очень опытному мастеру, который умеет работать с простейшими строительными инструментами. Потребуется всего лишь шуруповерт , электрический лобзик или ножницы по металлу, в зависимости от материала изготовления софитов.
Естественно, выполняя этот вид работ, необходимо соблюдать соответствующие меры предосторожности, так как основной процесс будет проходить на высоте.
Узнайте, как сделать строительные леса своими руками для работы на высоте, из новой статьи на нашем портале.
Разновидности софитов и их конструкция
Слово «софит» переводится с итальянского языка ( « sofitto » ), как «потолок». Эти детали представляют собой панели, изготовленные из металла, дерева или пластика, и предназначаются для подшивки карнизных и фронтонных свесов крыши, а также других горизонтальных поверхностей. По выполняемым функциям их можно сравнить с такими популярными сегодня материалами, как сайдинг или вагонка. Однако, эти панели имеют ряд отличий, которые учитывают область их применения. И одно из них — это их ширина, которая может доходить даже до 800 мм.
Софиты подразделяются на типы по различным критериям:
— по особенностям конструкции;
— по материалу изготовления;
— по области применения.
Конструктивные особенности софитных панелей
По своему конструктивному строению софиты бывают трех видов — это перфорированные, частично перфорированные и полностью закрытые.
- Перфорированный вариант представляет собой панели, которые равномерно покрыты мелкими сквозными отверстиями по всей своей поверхности. Подобный тип материала предназначен для подшивки горизонтальных поверхностей свесов, не попадающих под прямое действие атмосферных осадков, Перфорация способна обеспечивать эффективную вентиляцию не только самих свесов, но и всего подкровельного пространства конструкции крыши. А постоянный воздухообмен здесь предусмотреть следует обязательно. Это необходимо для предотвращения скопления конденсата, сырости, а как результат — начала гнилостных процессов на древесине и появления плесени или грибка.
Перфорированные панели отлично защищают пространство под свесами от проникновения в эти полости под кровлей птиц и насекомых (например, ос), так как отверстия имеют совсем небольшой диаметр.
- Частично перфорированные панели имеют вентиляционные отверстия не по всей поверхности, а только на одной или двух секциях профилированного листа. Благодаря таким подшивным материалам, появляется возможность своеобразной регулировки воздухообмена. Частично перфорированные софитные панели применяются для подшивки внешних горизонтальных поверхностей дома, а также потолков террас, беседок, веранды или крыльца. Поэтому этот тип материала вполне можно назвать универсальным.
- Неперфорированныйвариант панелей не имеет на своей поверхности отверстий, и предназначен для обшивки участков, на которые с высокой долей вероятности могут прямо попадать атмосферные осадки. К таким областям могут быть отнесены свесы на фронтонной части крыши, а также вертикальные стенки, вдоль карниза. Кроме этого, софиты без перфорации могут быть применены для облицовки вертикальной части фронтона.
Все, кроме деревянных самодельных панелей-софитов , как пластиковые, так и металлические, имеют специальные замки, с помощью которых они закрепляются на свесе и соединяются между собой. После того как софиты будут состыкованы и зафиксированы на обрешетке свеса, замков видно не будет.
Цены на софитные панели
Замковые соединения на стандартных софитных панелях.
Стандартные размеры виниловых и металлических софитных профилированных панелей могут варьироваться по ширине от 300 до 800 мм, а их длина обычно составляет 3050 мм.
Если работы по подшивке будут производиться самостоятельно, то необходимо учесть, что чем шире выбрана панель, тем быстрее можно провести монтаж софитов на место.
Разновидности софитов по материалу изготовления
По материалу изготовления, как говорилось выше, готовые софиты могут подразделяться на пластиковые и металлические (стальные, алюминиевые и медные) варианты. Иногда пускают в дело и натуральную древесину. Чтобы определиться с выбором панелей-софитов по материалу изготовления, стоит рассмотреть их характеристики подробнее.
Пластиковые (виниловые) панели
Пластиковые софиты изготавливаются из того же по составу материала, что и виниловый сайдинг для отделки стен фасадов.
Недорогие и весьма практичные виниловые софиты
Главный редактор проекта Stroyday.ru.Инженер.
Заявленный производителем срок эксплуатации такого пластика в уличных условиях составляет 30 и более лет, что, согласитесь, очень немало. За ним легко ухаживать — достаточно периодически очищать его от пыли. Материал не требует окрашивания, так как имеет постоянный цвет — краситель вводится в структуру винила еще на стадии производства самого пластика. В специализированных магазинах представлен широкий ассортимент цветовой гаммы панелей, что позволяет выбрать тот, что будет гармонировать с оттенками фасадной окраски и с цветом кровли. В продажу панели поступают в упаковках по 16÷22 шт.
К преимуществам пластиковых софитов можно отнести их следующие характеристики:
- Винил отличается высокой стойкостью к внешним атмосферным и механическим воздействиям.
- Пластик обладает хорошей гибкостью.
- С винилом легко работать, так как он легко режется, и этот процесс можно произвести с помощью обычной ножовки с мелкими зубцами.
- Панели обладают небольшим массой , поэтому не составит труда поднять их на высоту.
- Винил совершенно инертен к коррозии, не служит питательной средой для паразитической микрофлоры.
- Температурный диапазон эксплуатации этого материала — весьма широк. Винил легко выдерживает морозы до — 50 и зной до +50 градусов. То есть отделочные детали из него подходят практически для всех регионов России, за исключением приполярных областей.
- Для винила свойственна стойкость к ультрафиолетовой составляющей солнечного света, поэтому со временем пластик практически не теряет первоначального цвета и структуры.
- Виниловые изделия вполне могут быть применены для обшивки поверхностей снаружи и внутри здания.
Металлические софитные панели
К группе металлических софитов относят панели, изготовленные из алюминия, стали и меди. Однако, самыми востребованными из металлических панелей являются стальные как наиболее доступные. Второе место занимает алюминий, а после него уже идет медь, но отнюдь не из-за низкого качества, а из-за высокой стоимости.
У каждого из металлических вариантов есть собственные недостатки.
Уже сказано, что самыми доступными по цене из металлических панелей являются именно стальные софиты, имеющие эмалевое защитно-декоративное покрытие. После проведения раскроя деталей для подшивки, обрезанные края требуют обработки, иначе при неизбежном воздействии влаги они станут очагами появления и дальнейшего развития коррозии.
Алюминий также может быть поврежден кислородной коррозией, и чтобы этого не произошло, его рез также необходимо обработать специальным составом.
Медь , хотя и имеет самую высокую стоимость, но тоже подвержена окислению. Поэтому материал для этих изделий часто подвергается процессу оксидирования. Правда, окисление меди не ведет к нарушению структуры. Поэтому такие изделия нередко рассматриваются, как не имеющие какого-то ограниченного срока годности.
Цены на пластиковые панели панели
Медные софиты в комплексе с водосточной системой.
Медные панели становятся более дорогими, в связи с тем, что их обычно приобретают в комплекте с системой водоотвода, изготовленной из того же материала.
К положительным характеристикам металлических софитов относят следующие их качества:
- Широкий ассортимент цветовых решений для стальных и алюминиевых софитов.
- Очень презентабельный внешний вид медного варианта обшивки карнизных свесов, особенно, если это идет в комплексе с медной же кровлей.
- При соответствующей обработке резов, материал становится устойчивым к воздействию атмосферных агрессивных воздействий.
- Полная инертность к возникновению грибка, плесени, мха, к биологическому разложению.
- Прочность материала и достаточно высокая устойчивость к механическим повреждениям.
- Инертность к ультрафиолетовым излучениям и перепадам температур.
- Диапазон рабочих температур лежит в очень широких границах — от — 60 до +100 градусов.
- Материал — экологически чистый, не выделяющий токсичных испарений.
- Относительно небольшой вес материалов облегчает монтажные работы. Кроме того, благодаря этому качеству материала, он может быть использован на старых строениях. Такая декоративная обшивка ненамного увеличивает нагрузку на несущую конструкцию.
- Несложный уход за созданной конструкцией.
- Длительный эксплуатационный срок, который должен составить не меньше 30 лет для стали и алюминия. Про медь уже сказали – особых ограничений по длительности эксплуатации не видится.
Деревянные софиты
Достаточно часто на деревянных и каменных постройках можно увидеть свесы, подшитые досками или деревянными планками. Подобные софиты домашние мастера чаще всего изготавливают самостоятельно. Другой вариант — есть возможность их заказать в столярных мастерских.
Широкие возможности в подшивке карнизных и фронтонных свесов открываются и при использовании натурального дерева. Правда, софиты для этого придется изготавливать самостоятельно
Однако, выбирая этот материал для подшивки свесов, не стоит забывать о необходимости вентиляции. Для ее обеспечения между деревянными планками часто оставляют зазоры, а чтобы в подкровельном пространстве не смогли обосноваться насекомые, перед фиксацией узких досок на свесы закрепляется металлическая антимоскитная сетка.
Планки деревянных софитов могут быть закреплены вдоль карниза или же перпендикулярно ему. Их расположение зависит от выбора владельца дома, общего дизайна фасада и от ширины свеса крыши.
Дополнительные элементы конструкции подшивки карнизных свесов
При монтаже софитных панелей потребуются дополнительные профильные элементы, которые играют не только функциональную, но и декоративную роль. Для софитов используются фурнитурные детали из комплекта, применяемого при облицовке стен и других поверхностей сайдингом или пластиковой вагонкой.
- Для обрамления и закрепления краев панелей на обрешетке отвесов закрепляется J-профиль , который может иметь разные размеры по ширине, в зависимости от модели комплекта.
Цены на сайдинг
- Для оформления верхних краев панелей, закрепляемых на ветровой доске, используется финишная планка. Она является завершающим элементом конструкции. Этот элемент фиксируется по верхнему краю ветровой доски и в него прячется край панели.
- Н-профиль необходим для стыковки отдельных панелей в тех местах, где невозможно использовать замки, расположенные по краям софитов. Например, без него не обойтись при оформлении угловых зон карнизных свесов.
Использование Н-профиля упрощает диагональный монтаж панелей и маскирует их неровно срезанные края. Кроме того, Н-профиль необходимо устанавливать между панелями в тех случаях, когда карнизный свес имеет длину более 8000 мм. Соединительный элемент придаст жесткость конструкции и сделает ее более надежной .
- Для установки панелей софитов на стене строения используется не только J-профиль , но и F-профиль . Он удобен тем, что фиксирует панель не только снизу, но и верхнюю ее часть. В этот профиль, закрепленный по линии стены, панели задвигаются и прочно удерживаются в одном положении.
- Профиль, называемый внешним или наружным углом, обычно монтируется на стыке нижнего края ветровой доски и обрешетки свеса, в него устанавливается облицовочные панели ветровой доски и софиты свеса.
Кроме этого, внешний угол может быть использован в других областях облицовки, где необходимо состыковать две панели на угловой линии.
- Внутренний угол — этот профиль будет необходим, если дом имеет Г-образное или П-образное расположение в плане, а также в том случае, если крыльцо, веранда или терраса дома выступает за пределы основного строения.
Подойдет внутренний угол и для стыковки вдоль стены панелей софитов и досок сайдинга или вагонки, используемой для облицовки стен.
- J-фаска — это широкий профиль, нижний край которого имеет S-образную форму. Он предназначен для установки в него переднего края софитной панели. Этот профильный элемент может быть использован при монтаже софитов в том случае, если в конструкции свеса присутствует ветровая (лобовая) доска. При выборе размера данного профиля необходимо ориентироваться на ширину ветровой доски.
Пример использования подобной J-фаски хорошо показан на одной из иллюстраций выше
Дополнительные фурнитурные элементы для монтажа софитов выбираются в зависимости от конструкции, которую будет иметь облицовка карнизного свеса. Иногда разные профили могут быть взаимозаменяемы. Например, вместо внутреннего угла устанавливаются два J-профиля , повернутые в разные стороны. Однако, лучше всего использовать тот профильный элемент, который непосредственно предназначен для той или иной области стыковки или обрамления панелей.
Чтобы не упустить какой-то из элементов для монтажа конструкции при покупке материала, рекомендуется заранее составить схему и измерить длину и ширину поверхностей свесов и ветровой доски. В строительном магазине по составленной схеме продавец-консультант поможет определиться с выбором размеров и формой профилей, а также с их длиной и количеством.
Варианты монтажа софитных панелей
Как будет устанавливаться софит, зависит от ширины свеса, то есть от расстояния, которое образовалось от стены до конца стропила (или кобылки), а также , нередко, от высоты последнего.
- В случае, если ширина свеса составляет меньше 400 мм, то софитная панель может быть установлена в профили, закрепленные горизонтально на стене дома и на концах стропил. В этом случае дополнительной обрешетки даже не потребуется.
- Если ширина свеса больше 400 мм, но меньше, чем 500 мм, то по всему периметру свеса на концы стропил закрепляется обводная рейка или брус, к которому фиксируется J – профиль, в который будут устанавливаться края софитных панелей. Такая обвязка упрочнит свес и станет местом дополнительного крепления для софитов. То есть шаг их фиксации будет меньше, а значит, держаться они будут более надежно .
- Если свес имеет ширину, превышающую 500 мм, то необходимо под софитные панели смонтировать обрешетку . Для этого на стене, а также на края стропил, а затем между ними, по всей длине свеса закрепляются бруски, в результате чего сформируется надежная основа для панелей. На брусья, закрепленные по краю стропил и на стене, фиксируются направляющие профили — какой конкретно из них выбрать, определяется заранее. В эти профили и будут устанавливаться, и закрепляться панели софитов. Получается, что каждая из панелей будет зафиксирована в шести точках.
- Если ветровая доска имеет небольшую ширину, то для ее обшивки можно использовать одну длинную, но узкую са йдинговую панель, которую устанавливают вдоль свеса крыши. Если же лобовая доска имеет ширину более 150 мм, то панели рекомендовано закреплять вертикально. Вне зависимости от того, как будут устанавливаться панели, перед их монтажом необходимо под кровельным материалом, а также по краю стропил, зафиксировать соответствующие профили.
- Здесь же стоит рассмотреть и оформление угловых зон отвеса. Они могут быть обшиты на косой или прямой угол, как показано на рисунке.
Соединительные узлы софитов на углах крыши:
1 — внешний принимающий карнизный профиль – J-профиль или же J-фаска
2 — софитная панель;
3 — два J – профиля, установленные «спина к спине», или один Н-профиль ;
4 — пристенный профиль: это может быть F-профиль или J – профиль;
5 — J–профиль , как дополнительный поддерживающий элемент, монтируемый при формировании подшивки под прямым углом.
Пошивка карнизных свесов софитами — своими руками
Инструменты для монтажных работ
Для проведения монтажных работ по подшивке карнизных свесов необходимо подготовить следующие инструменты:
- Строительный уровень.
- Рулетку, линейку, строительный угольник.
- Стусло.
- Молоток и шуруповерт .
- « Болгарку» и (или) ножницы по металлу для металлических панелей. Рекомендуется все же применять ножницы, так как при раскрое листового металла абразивным диском края панели, из-за перекаливания, теряют свое защитное покрытие, и на этих участках не исключается появление очагов коррозии .
- Ножовку по дереву с мелкими зубьями для пластиковых и деревянных софитов.
- Острый строительный нож.
Имея эти инструменты под рукой, и умея их использовать в процессе монтажа, можно без особых проблем справиться с задачей подшивки софитов.
Порядок выполнения монтажных работ
Сами по себе работы по монтажу софитных панелей не представляют особой сложности. Проблему может , правда, составить то обстоятельство, что основные операции придётся осуществлять на высоте.
Необходимо предусмотреть максимально удобные условия для работы на высоте, тщательно продумать необходимые меры безопасности
Поэтому профессиональные строители, перед тем как приступить к работам по монтажу водостока и обшивке свесов крыши, устанавливают по всей длине ската строительные леса. Это достаточно сложное сооружение, но позволяющее спокойно передвигаться и выполнить все работы в одиночку.
Если же нет возможности воспользоваться лесами, и работать придется с лестниц, то их потребуется две, а также придется пригласить помощника.
Итак, работы по обустройству софитов начинаются после того, как будет закончен настил кровельного покрытия крыши крыша. Первым шагом необходимо снять размеры с области свеса: потребуется узнать его ширину, длину и ширину ветровой доски с обеих сторон крыши. Если планируется обшивка фронтонных свесов или даже всего фронтона, то размеры снимаются и с него.
Иллюстрация | Краткое описание выполняемых операций |
---|---|
![]() | Согласно снятым размерам составляется схема подшивки свесов с указанием размеров и мест расположения конкретных профильных элементов. Кроме этого, сразу же необходимо определиться с элементами обрешетки. Выше было рассказано о стандартных схемах деревянной основы под монтаж софитов. Однако, некоторые мастера, с целью более высокой надежности, предпочитают усилить обрешетку дополнительными брусками. Эти элементы также включаются в схему, а затем и в смету. Схема подшивки свеса может выглядеть так, как показано на рисунке, но дополнительно нелишним будет проставить на ней размеры длины и ширины обшиваемой области. Имея схему выполнения работ, легко будет спланировать закупку материалов и точно просчитать расходы. |
![]() | Закупив все необходимое, можно переходить непосредственно к выполнению работ. И первым шагом в этом процессе идет закрепление обрешетки. Самый распространенный способ обустройства обрешетки, даже если свес имеет ширину в 400 мм — это формирование каркаса из трех продольных брусков. Один из них закрепляется к стене с помощью дюбелей или иного крепежа на уровне нижних краев стропил, а второй фиксируется к нижним концам стропильных ног саморезами. |
![]() | Средняя же направляющая обрешетки в различных вариантах может крепиться по-разному. Например, если длина ската небольшая, то брус, фиксируемый в средней части конструкции, может быть закреплен только по краям карнизного свеса. Если длина ската составляет более двух метров, то средний брус необходимо закрепить не только по краям ската, но и дополнительно к стропильным ногам, установив между ними отрезки бруса. |
![]() | На углах крыши необходимо сделать усиленную обрешетку. При этом, безусловно, принимается в расчет то, каким образом будут стыковаться панели софитов — прямым или косым соединением. Если выбирается второй вариант, то необходимо будет закрепить брус от угла дома к внешнему углу свеса. На этот каркасный элемент будет закреплен Н-профиль. |
![]() | Значительно проще обустроить обрешетку для софитов, которые будут закреплены параллельно стропилам. В этом случае, два или три бруса, в зависимости от ширины свеса, фиксируются непосредственно к стропильным ногам (или к их продолжению – кобылкам). |
![]() | На брус обрешетки, закрепленный вдоль стены, саморезами фиксируется J-профиль (стартовый профиль). Крепление производится с шагом саморезов в 150 мм. Здесь необходимо учесть, что если стены будут обшиваться вагонкой или сайдингом, то вместо J-профиля, устанавливается планка внутреннего угла. Вместо J-профиля может быть установлен и F-профиль, который более надежно зафиксирует панель в необходимом положении. |
![]() | На переднюю сторону каркаса может быть также установлен J-профиль. Однако, чтобы облегчить задачу, вместо него можно сразу установить J-фаску, которая закроет ветровую доску и станет опорой для передней стороны софитных панелей. Если выбран это элемент для монтажа, то сначала по верхней линии ветровой доски устанавливается финишный профиль, который будет удерживать панель J-фаски. На иллюстрации показан монтаж этих деталей на элементы обрешетки и ветровую доску. На ней можно рассмотреть: 1. Финишный профиль. 2. J-фаска. 3. Ветровая доска (причелина). 4. Деревянный элемент каркаса. Монтаж всех этих деталей осуществляется с помощью саморезов, которые вкручиваются примерно в середину продольных отверстий и не затягиваются до упора. Рекомендовано выбирать нержавеющие крепежные элементы, которые прослужат более длительный срок и не дадут пятен ржавчины на фурнитуру и софитные панели. |
![]() | Следующим шагом идет нарезка панелей по снятым заранее размерам ширины свеса. Металлические софиты режутся с помощью ножниц по металлу. На иллюстрации показан раскрой с помощью «болгарки», но о нежелательности такого подхода при использовании стальных софитов мы уже упоминали выше. Виниловые панели легко разрежутся ножовкой с мелкими зубьями. При нарезке панелей необходимо учитывать то, что панели должны быть на 6÷7 мм меньше, чем полная ширина свеса, то есть должен соблюдаться так называемый технологический зазор. Такая величина необходима, если панели будут не задвигаться в профили с их торцевой стороны, а вставляться сначала в один, закрепленный вдоль стены, а затем в J-фаску. Кроме этого, этот зазор позволит материалу расширяться при изменении температуры окружающей среды. Необходимо отметить, что для каждого из материалов предусматривается свой температурный зазор, который указывается производителем в инструкции по монтажу софитов. Края нарезанных металлических софитов необходимо сразу обработать антикоррозийными составами, иначе коррозия со временем начнет разрушать панели, а сами они примут неприглядный внешний вид от потеков ржавчины. |
![]() | Далее, можно переходить к установке софитов в подготовленные для них профили. Если для монтажа выбрана J-фаска, то софитные панели задвигаются в зазоры профилей. |
![]() | Каждая из задвинутых панелей прикручивается к деревянной обрешетке через специальные продольные отверстия. Следующая устанавливаемая панель заводится в замковую часть предыдущей, то есть перекрывает кромку с отверстиями, через которые первая закреплена к обрешетке. Так монтаж продолжается до угла свеса. |
![]() | Если удобнее устанавливать и закреплять софиты на обрешетку в профили, вставляя их сначала в направляющую, закрепленную на стене, а затем в переднюю, то этот процесс необходимо проводить очень аккуратно, так как можно легко повредить края профилей. Этот способ монтажа больше подходит для виниловых панелей, так как они обладают более высокой гибкостью и легко возвращаются в первоначальную форму после небольшого отгиба. После установки первой панели, ее сразу же прикручивают к обрешетке в двух-трех местах, в зависимости от ее ширины. Следующая панель, зацепляется за первую загнутым краем замковой части и закрывает фаску с крепежными элементами. |
![]() | Если свес не имеет поворота на другую сторону дома, то для его боковой части из сплошной (без перфорации) софитной или сайдинговой панели вырезаются детали, которые и закрепляются на торцевой части обрешетки. Эти детали могут крепиться вертикально или горизонтально, но так, чтобы не допускалось проникновение под них на стыках дождевой воды. На иллюстрации показана лишь обрешетка для установки подобной «заглушки». |
![]() | Если для оформления угловой зоны свеса выбран способ прямого крепления панелей, то свес одной из сторон крыши подшивается обычным способом, а на второй стороне панели закрепляются профильным рисунком перпендикулярно панелям другой стороны свеса. Если же, как показано на иллюстрации, свес имеет сложную форму, то софиты закрепляются на нем, согласно установленной обрешетке, над конструкцией которой придется подумать дополнительно, исходя из конкретных условий. |
![]() | При желании сформировать обшивку на так называемый «косой угол» или «елочкой», необходимо в каркасной обрешетке предусмотреть брус, который устанавливается в угловой части от стены до внешнего края свеса. На этот элемент в дальнейшем будет зафиксирован Н-профиль, в который и будут установлены срезанные под углом в 45 градусов панели, формирующие прямой угол свеса. |
![]() | С фронтонным свесом справиться гораздо проще, так как он обычно имеет небольшую ширину, и для обрамления его краев можно использовать два вида профиля — это J-профиль и F-профиль. Для стыка панелей под коньком часто используется профиль внутреннего угла. Если же фронтонная сторона крыши обшивается вагонкой, то для нее и софитов может быть использован один профиль — это внутренний угол, закрепляемый по линии пересечения скатов и фронтонной стенки. В одну сторону этого профиля вставляется панель софита, а в другую — вагонка или сайдинг. |
Распространенные ошибки при подшивке свесов кровли софитами
Чтобы свес выглядел аккуратно, то необходимо соблюдать последовательность проведения процесса монтажа. Даже небольшое отклонение или упрощение может привести к неприятным последствиям.
Цены на вагонку
- Не стоит пренебрегать дополнительными элементами в каркасной обрешетке , а также экономить на крепежных элементах. Поднявшийся сильный ветер может легко испортить всю работу, сорвав и разбив софитные панели, если они будут зафиксированы недостаточно надежно . В результате деньги и время будут потрачены напрасно, и придется снова проводить ту же работу, обедняя семейный бюджет на дополнительные растраты.
- Подшивка софитов осуществляется после того, как стены будут облицованы вагонкой или сайдингом, и будут установлены водостоки.
- Рекомендуется производить крепление всех деталей конструкции софитов только нержавеющими крепежными элементами. Иначе, через весьма непродолжительное время, изначально аккуратный внешний вид отделки будет кардинально испорчен пятнами ржавчины.
- Софитные панели из любого материала при монтаже требуют соблюдения технологического зазора, так как при повышении температуры и расширении материала он может деформироваться. Облицовка в таких случаях начинает коробиться, и ее приходится демонтировать, чтобы переделывать потом заново.
Придерживаясь всех правила и рекомендаций по выполнению монтажных работ, а также строго соблюдая необходимые меры по технике безопасности, вполне можно выполнить подшивку карнизных свесов софитами самостоятельно, не прибегая к услугам мастеров и экономя при этом весьма приличную сумму.
С некоторыми дополнительными нюансами подшивки свесов софитами можно ознакомиться, посмотрев рекомендуемый вниманию видеосюжет:
Подшивка свесов крыши профлистом
Этот элемент конструкции здания может быть выполнен несколькими способами:
Подшивка по стропиле
Такой способ чаще всего применяется на крышах с небольшим уклоном. Работы выполняются в таком порядке:
- Выровнять концов стропил. Эту операцию нужно выполнять перед настилкой полиэтиленовой плёнки. Нужно натянуть шнур между крайними концами стропильных ног таким образом, чтобы под него попадали все оконцовки. Расстояние до стены определяется по самому короткому выступу. Необходимо проверить, чтобы расстояние до стен на крайних стропилах было одинаковым.
- Рассчитать кратность количества досок на подшивку, чтобы их было целое число, отрегулировать положение шнура по этому показателю.
- Обрезать концы стропил вертикально.
Указанная последовательность используется при установке досок параллельно стене. Если подшивка производится перпендикулярно, короткими обрезками, нужно предварительно закрепить опорные планки. Их устанавливают на стропилах в месте примыкания к стенам и по концам ног. Крепление планок подшивки производится саморезами.
По окончании выравнивания можно продолжать кровельные работы, а подшивку завершить уже после установки финишного покрытия.
Перед тем как сделать подшивку по стропилам, их концы нужно обязательно выровнять
Видео: как правильно торцевать стропила
Подшивка свеса по коробу
Такой способ замыкания подкровельного пространства применяется при крутых скатах крыши. Для этого производятся следующие операции:
- Концы стропил торцуются по шнуру, как описано выше.
- Для формирования каркаса коробчатой формы к стропильным ногам крепятся планки из бруска 50х50 миллиметров перпендикулярно стене. Второй брусок устанавливается вертикально по стене между первым и стропилом.
- Подшивка производится досками или другими материалами с размещением их вдоль стены.
- Крепление выполняется саморезами.
Видео: металлическая подшивка свесов по коробу
Установка софитов
При таком способе подшивки свесов и карнизов используются доборные элементы, поставляемые вместе с софитами. Из них формируется крепление, в которое поочерёдно вставляются детали подшивки. У разных производителей система крепления софитов может быть различной. Перед началом работ нужно внимательно ознакомиться с инструкцией.
Обязательным элементом подшивки карнизных свесов являются вентиляционные отверстия в них. Они нужны для проветривания подкровельного пространства. Если её не будет, конденсат от финишного покрытия повредит кровельный пирог вплоть до его полного разрушения.
Схема устройства опорных элементов для подшивки софитами
Для свесов любой конструкции существует единое соотношение вентиляционной поверхности. Оно не должно быть меньше, чем 1:50000, то есть суммарная площадь вентиляционных отверстий в подшивке должна соответствовать приведённому соотношению к площади крыши.
Нужно отметить, что ни о каком утеплении свесов речь идти не может, поскольку по ним формируется вентиляционное пространство, а утепление требует герметичности.
Видео: монтаж софитов
Подшивка свесов кровли является одной из завершающих операций при строительстве дома. Нельзя легкомысленно относиться к этой процедуре, потому что от неё во многом зависит не только внешний вид строения, но и правильное его функционирование. Неразумная экономия средств на этот элемент может впоследствии обернуться значительно большими непредвиденными затратами. Успехов вам!
Какой должен быть свес крыши подшивка и каркас
Завершив установку кровельной конструкции – можно приступать к процессу обшивки свесов.
При этом нужно помнить о двух вариантах конструкции:
- Подшивка выполняется прямо по стропилам. Такой вариант подходит для крыш, имеющих некрутой уклон. Такой метод подшивки предполагает расположение нижней части всех стропил в единой плоскости. Если вы не можете расположить их ровно – то набейте дополнительные доски на стропила внахлест. Следующее действие – выставление и прикручивание первой и последней планки материала обшивки. После этого натягивается нить для соблюдения равновесия, а затем крепятся оставшиеся планки материала. При схождении на двух скатах крыши, доски крепятся с обеих сторон к угловому стропилу.
Совет . Стандартная длина свеса крыши – 600 миллиметров.
Вертикальная и горизонтальная обрезка всех стропил. В нижней части и на торце стропил прибивается доска. К стене крепится брус, который чуть выше линии параллельной лобовой доски. Это необходимо для стока влаги. Если ширина свеса превышает 450 миллиметров, то устанавливается дополнительная доска. При схождении на углах двух скатов крыши, доска прибивается от угла дома до угла крыши.
Подшивка карнизного свеса софитом, детали на видео:
Алгоритм действий при работе с этим материалом следующий:
- При помощи саморезов профнастил прикручивается к каркасу вдоль стены и карниза.
- Определяется место стыка материала и стены – монтируется лобовая планка и внутренний уголок. Последний прикручивается к профнастилу, а лобовая планка – к аналогичной доске.
- На внешних стыках профнастила крепится наружный уголок.
- По фронтону происходит крепеж профнастила – вдоль крайней кромки свеса и рядом со стеной, где расположен карниз на фронтоне .
- Крепеж уголков и торцевой планки. Чтобы процесс монтажа был удобным, ширина листа профнастила должна быть на 2 сантиметра меньше ширины свеса, как и в случае обшивки дома профнастилом .
Монтаж софитов к основанию осуществляется при помощи J-образной планки. Она устанавливается вдоль карниза и вдоль стены. При этом используются саморезы. Между планками необходимо вставить листы софита.
Листы соффита нарезаются по длине, которая высчитывается исходя из расстояния между J-образными планками
При этом важно оставить 6 миллиметров – термическое расширение. При размере свеса крыши свыше 900 миллиметров – оставляется с каждой из двух сторон по 6 миллиметров
Лобовая доска закрывается лобовой планкой.
Подшивка крыши процесс выполнения работ
Прежде чем приступить к подшивке, необходимо сперва подготовить стропильную систему.
Для этого должны быть соблюдены следующие условия:
- длина стропил должна быть как минимум на 200 миллиметров больше, чем крыша;
- чтобы выполнить монтаж стропил, нужен выступ, который рассчитывается в зависимости от размера крыши;
- при нарезке бруса для возведения стропил, концы следует обрезать вертикально.
При этом очень важно, чтобы линия среза была идеально ровной. Работы по подшивке следует начинать только после того, как утепление фасада здания будет завершено
Это очень важный момент, поскольку только так вы сможете надежно заделать места стыков герметиком, чтобы атмосферные осадки не попадали в подкровельное пространство.
Для ее сооружения используется одна из следующих технологий:
- посредством сооружения небольших зазоров между отделочным материалом и досками;
- создание специальных отверстий, которые закрываются решетками.
Самым распространенным и наиболее эффективным способом является именно создание вентиляционных отверстий, поэтому на большинстве домов можно встретить именно его.
В процессе выполнения работ вам потребуется следующее:
- отделочный материал;
- электропила;
- электрическая дрель;
- болгарка;
- шуруповерт;
- уровень;
- молоток;
- рулетка;
- крепежные элементы;
- шнур;
- лестница;
- специальные антисептические средства;
- краска.
Работы по подшивке выполняются в следующем порядке:
- Отделочный материал нарезается по заданным размерам. Если для подшивки вы используете деревянные материалы, то их предварительно следует обработать антисептиками.
- Если вы планируете красить подшивку, то делать это лучше сразу, а приступать к монтажу следует после его высыхания.
- Выполняется проверка стропильной системы при помощи уровня. Если она будет не ровной, то следует устранить этот дефект путем набивания досок. Для их фиксации используйте гвозди или саморезы по дереву.
- Выполняется монтаж торцевых планок.
- Натягивается шнур. Он позволит выполнить монтаж подшивки ровно.
- Между отдельными элементами подшивки следует оставлять как минимум по 5 миллиметров, чтобы при нагревании она не лопнули и не деформировались.
Альтернативной технологией подшивки является способ с монтажом коробки. Все работы выполняются в следующей последовательности:
- Выполняется нарезка материала по заданным размерам, после чего производится обработка антисептиком.
- В нижней части стропильной системы фиксируется доска, выше которой на 10 миллиметров прибивается брус.
- Монтаж подшивки следует выполнять таким образом, чтобы одна часть находилась на доске, а другая — на брусе.
- Между отдельными элементами подшивки следует оставлять по 2 сантиметра. Этот зазор будет отвечать за вентиляцию.
- Подшивка крепится при помощи шурупов, уголков и профилированных пластин.
Придерживаясь советов и рекомендаций, рассмотренных в этой статье, вы без какого-либо труда сможете сделать подшивку свесов кровли своими руками, даже если у вас нет никакого опыта строительных работ.
Выбор подшивочного материала на что обратить внимание
Правильно подшитый карниз обладает не только привлекательным внешним видом, но также надежно защищает подкровельное пространство от проникновения ветров, холода и влаги. Вот почему к выбору материала для подшивки следует подходить с особой тщательностью. Итак, сегодня наиболее востребованными являются:
- Древесина хвойных пород: лиственница, сосна, ель. Толщина досок должна находиться в пределах 17-22 мм. Во избежание возможной деформации доски должны иметь оптимальную влажность, вот почему перед началом работ их хранят на улице. Перед подшивкой древесина подвергается антисептической обработке для предотвращения возгорания и гниения. Короткие доски, укладываемые перпендикулярно стене, крепятся по краям, в то время как длинные закрепляются к коробке параллельно стене с шагом в метр. Между подшивочными досками следует делать зазор в 1-2 см для создания вентиляции.
- Сайдинг – более прочная разновидность пластиковой вагонки. Виниловый сайдинг – бюджетный вариант, не обладающий достаточной практичностью в эксплуатации. Металлический сайдинг более прочен и стоит гораздо дороже, однако из-за склонности к коррозии срок его службы относительно недолог.
- Вагонка ПВХ – доступный материал, который имеет больше недостатков, чем достоинств. Под воздействием дождя, снега и солнца она быстро тускнеет и теряет нарядный вид; отсутствие отверстий для вентиляции оказывает негативное влияние на проветривание подкровельного пространства.
- Софиты – модный вариант подшивки карниза крыши, в конструкцию которого уже заложены перфорированные вентиляционные отверстия. В отличие от сайдинга софиты экологически безопасны и обладают повышенной устойчивостью к механическим воздействиям. Достоинствами данного материала являются долговечность, эстетичный внешний вид и простота монтажа, благодаря чему его установку можно легко делать своими руками.
Правильное и надежное устройство карниза крыши поможет избежать деформации конструкции даже под негативным воздействием тяжелых снежных покровов. Широкой популярностью в последнее время пользуются системы антиобледенения карнизов и водостоков крыши, суть которых состоит в прокладывании греющих кабелей через водостоки и перед карнизом. Благодаря этим манипуляциям в зимнее время на свесах не скапливается лед, оказывающий значительную нагрузку на кровлю.
Продлить «жизнь» кровельной конструкции поможет грамотно смонтированная вентиляция. К основным элементам вентиляции относятся врезанные в подшивку свесов решетки, зазоры и щели между подшивочным материалом и несущими стенами.
Установка софитов
Для установки металлических и пластиковых софитов потребуется два типа профиля:
- L-профиль служит для закрепления концов софитных планок;
- Н-профиль — деталь, посредством которой софитные планки стыкуют под углом.
Фризовая панель выполняет исключительно декоративную функцию. Ею закрывают лобовую доску — самую видимую часть карниза, если смотреть на здание с некоторого расстояния.
Монтаж подшивки ведется с помощью саморезов. Профиль крепится вдоль стены и на концах стропильных ног. В профиль устанавливают софитные планки и стыкуют их между собой.
На софитных планках предусмотрено замковое крепление, поэтому планки придвигают друг другу, пока они не издадут характерный щелчок. Для большей устойчивости планки дополнительно закрепляют к профилю саморезами.
Виниловые софиты – очень популярный отделочный материал. Монтировать их легче, чем металлические, потому что для подрезки профиля можно использовать обычный строительный нож.
Металлические софиты производятся из оцинкованного железа. Они могут быть с перфорацией или без.
В сплошных крышах свесы подшивают софитами с перфорацией, в дышащих крышах — шиферной и других — можно использовать для подшивки софиты без отверстий.
Вместо металлических софитов иногда выполняют подшивку крыши своими руками самодельными софитами из профлиста.
В этом случае металлические планки нарезают прямо на объекте, используя ножницы по металлу. Для декорации лобовой доски вырезают отдельную планку.
Для изготовления софитов используют плоский кровельный профнастил. Через каждые 2 метра подшивки из профнастила монтируют вентиляционные решетки.
Металл отмеряют и отрезают ножницами, а затем закрепляют полоски не перпендикулярно, как в случае с промышленными софитами, а параллельно стене, прикручивая их к деревянному каркасу саморезами по металлу.
Стык между подшивкой и стеной закрывают металлическим уголком. Внешние стыки профлиста закрепляют наружным уголком.
Если не устанавливать вентиляционные решетки, то, монтируя профлист, придется сделать небольшой отступ от стены — через этот зазор будет вентилироваться крыша.
Важно: при подшивке свесов крыши профлистом срок службы поверхности будет меньше, чем при подшивке деревом, так как саморезы повреждают антикоррозийное покрытие листа, и металл начинает ржаветь. Подшивка карниза вагонкой или софитными планками играет не только декоративную, но и вполне практическую роль
Подшивка карниза вагонкой или софитными планками играет не только декоративную, но и вполне практическую роль.
Эта деталь кровли защищает кровельный пирог и чердачное пространство от проникновения снаружи пыли, шума и потоков холодного воздуха.
Исходя из этого, подшивку карниза можно считать обязательной строительной операцией.
Как происходит монтаж
Карниз подшивают после того, как сделан каркас кровли и края стропил были подогнаны под нужный размер. Стропильные ноги отпиливают по линии и к ним крепят первую доску обрешетки.
Именно эта доска и будет ориентиром при всех дальнейших работах. Дальше обшивают свесы одним из выбранных способов.
Первый способ обшивки свесов – это прошивка по стропилам. Вариант выбирают для крыш с маленьким углом наклона или когда нужно сделать постройку выше.
Чтобы отделать срез, нижние края стропил должны быть на одном уровне. Если же стропильные ноги расположены на разном уровне, то каркас выравнивают вспомогательными досками, которые крепят одна на другую.
Дальше крепят крайние планки для обработки края и между ними протягивают нить. Все оставшиеся части обшивки крепят относительно ограничительной нити.
Второй способ обшивки встречается чаще. Ноги обрезают в горизонтальном и вертикальном направлении. По краю ног прибивают доску, а к стене постройки – брус.
Его нужно размещать на 1 см выше передней доски, чтобы лишняя влага стекала с конструкции. Если ширина конструкции превышает 450 мм, то посредине крепят дополнительную доску для прочности. На вальмовой кровле доски фиксируют плашмя вплотную друг к другу.
Для подшивки свеса крыши нужно соорудить специальный короб. Делают его по одной схеме в обоих случаях: на обрешетку набивают доски вдоль всего фронтона, а от них отмеряют отрезок, который равняется ширине карниза.
Обшивка крыши софитом происходит с помощью J-образной планки, ее фиксируют саморезами вдоль стен. Листы материала крепят между этими планками.
Панели нарезают на отрезки, которые равняются расстоянию между двумя планками минус 6 мм – запас материала на случай повышения температуры.
Переднюю доску прикрывают специальной планкой. В результате получится долговечная, красивая и аккуратная конструкция.
Прежде чем подшивать карниз крыши своими руками вагонкой или деревом, нужно обработать нарезанные доски защитными составами.
Доски подгоняют под нужный размер, исходя из ширины свеса. Между элементами нужно оставить расстояние для проветривания в 10 мм.
Если же для отделки была выбрана вагонка, то ее крепят в паз, но каждые 150 мм устанавливают решетку для вентиляции.
При подшивке карнизов крыши профнастилом листы материала нарезают и прикручивают вдоль карниза саморезами. Стыки маскируются лобовой планкой и уголком.
Чтобы сделать свой дом по-настоящему красивым и придать ему законченный вид, надо обязательно подшить свесы кровли.
Работы по подшивке карниза совсем не сложные, и даже начинающий мастер может выполнить их своими руками.
Особенности подшивки
Работы по обшивке кровельного свеса рекомендуется выполнять после монтажа стропильной конструкции, но до начала обустройства обрешетки для укладки кровельного покрытия. Перед подшивкой карниза следует уложить гидроизоляцию кровли и желательно выполнить утепление крыши со стороны чердака. Кроме того следует учесть, что свес кровли предпочтительно зашить до начала наружного утепления стен дома, чтобы во время работ с карнизом не повредить стеновое покрытие.
На первом этапе работ следует отпилить выступающие части стропил по одной линии, которая должна быть параллельной примыкающей стене здания.
Свесы скатной крыши зашиваются таким образом, чтобы можно было установить водостоки, обеспечить вентиляцию кровельного пирога. Для этих целей могут использоваться различные материалы и технологии монтажа.
Выбор материалов
Традиционно обшивка карниза крыши выполняется с помощью обрезной и строганной доски. Чтобы кровля выглядела эстетично, следует использовать доски, одинаковые по толщине и ширине. Помимо доски сегодня широко применяются различные материалы, которые должны :
- обеспечивать надежную защиту карнизной части крыши от влаги, мороза, атмосферных осадков;
- обеспечивать необходимую вентиляцию кровли;
- обладать устойчивостью к внешним воздействиям и долговечностью;
- обладать эстетической привлекательностью.
В число популярных материалов для обустройства карнизного свеса входят :
- вагонка (деревянная и ПВХ);
- софит (виниловый и алюминиевый);
- профнастил.
Обрезная и строганная доска толщиной 1,5-2 см – практичный материал для монтажа подшивки, которая дает возможность обеспечить качественную и равномерную вентиляцию кровли. Для этого элементы следует набивать с зазором в 1-1,5 см.
Деревянная вагонка. Выбирать данный материал следует с особой тщательностью: подшивка карниза крыши эксплуатируется на открытом воздухе, соответственно, вагонка должна быть выполнена из качественной древесины средней влажности и иметь достаточно большую толщину – это позволит избежать коробления.
Рекомендуется использовать деревянную вагонку, хранившуюся на открытом воздухе не менее месяца, так как ее влажность соответствует влажности окружающей среды.
Вагонка ПВХ. Это недорогой и простой в монтаже материал. Влагостойкая вагонка рассчитана на долгий срок службы. Для монтажа данного материала следует сразу приобрести пластиковые полоски П-образной формы для обшивки краев и специальные уголки для крепления стыков.
Софит. Это специальная алюминиевая или пластиковая панель, с помощью которой выполняется подшив карниза крыши. Внешне софит напоминает сайдинг, но он изготавливается из более толстого пластика и снабжен перфорацией, которая позволяет создать необходимую вентиляцию воздуха под кровлей. К преимуществам алюминиевого и пластикового софита относится высокая устойчивость к атмосферным воздействиям и долговечность. В пластик для изготовления софитов добавляются УФ стабилизаторы.
Панели софита нарезаются по длине карнизного свеса и устанавливаются перпендикулярно стене.
Профнастил. Профилированный лист из оцинкованной стали с цветным полимерным покрытием обычно применяется для подшивки кровель, выполненных из того же материала. Профлист имеет достаточно высокую жесткость, устойчив к внешним воздействиям и к экстремальным температурам. Панели из профнастила нарезаются в соответствии с размером карнизного свеса. Вентиляционный зазор такой подшивки равен высоте волны профлиста.
Карнизный и фронтонный свесы и их назначение
В зависимости от формы крыши у дома могут быть реализованы выпуски кровли как в карнизной области (вальмовая и шатровая конструкция), так и со стороны фронтона (щипцовые крыши).
Карнизный свес образован стропильной системой, выступающей относительно стен дома на определенное расстояние. Его значение определяется проектом или может быть задано по желанию застройщика. При наличии дополнительных вертикальных опор карнизный выпуск может выполнять функции навеса над крыльцом или небольшой веранды.
Фронтонный свес выполняется с торцевой (боковой) стороны здания. Его оптимальная ширина 60-70 см, минимальная — 30, максимальная не более 100 см. Несущей для выпуска является кровельная обрешетка, поэтому не рекомендуется делать его слишком широким.
Варианты выноса крыши: слева — карнизный, справа — фронтонный
И в том и другом случае свесы служат не только декоративным финишным элементом отделки дома, но и оберегает стены, цоколь и фундамент здания от чрезмерного намокания. Этот момент особенно важен при использовании в качестве фасадного материала штукатурки, которая более прихотлива к влаге. Поэтому подшивать фронтоны и карнизы под крышей обязательно. В противном случае выступающая часть кровельного «пирога» становится уязвима к дождю и ветру. Открытая деревянная конструкция и теплоизоляция могут прийти в негодность. Сильные порывы ветра в незащищенном месте могут ослабить крепеж кровли или вовсе сорвать материал. Правильная отделка выступающей части крыши не требует дальнейшего обслуживания в течение длительного периода эксплуатации.
Карниз крыши особенности и как сделать
Один из самых важных кровельных узлов – карниз крыши (см. фото). От него зависит защита фасада от дождевой воды, вентиляция подкровельного пространства, завершенность внешнего облика крыши. На плоских крышах карниз часто заменяют парапетом с установленным поверх него отливом, на скатной кровле карниз есть всегда.
Устройство карниза крыши
Несущая часть карниза – кровельный свес. Формируется продолжениями стропил за линию фасада. Ширина этого участка обычно от 30 до 60 сантиметров, зависит от стороны дома: на фронтонах свес может быть шире, на боковых стенах – уже.
Карниз кровли маленькой ширины не будет полноценной защитой для стен, слишком широкий может не выдержать снеговой нагрузки и сломаться. Не в последнюю очередь ширина свеса зависит от высоты строения и ширины отмостки цоколя.
На концы стропил прибивают нижнюю доску обрешетки, на нее монтируют карнизную планку. Ее верхний срез перекрывает нижний ряд кровельного материала. Снизу карниз подшивают софитами. Их можно приобрести или выполнить самостоятельно из хвойной доски толщиной до 22 мм.
Доски следует хранить на улице, чтобы они сравнялись по влажности с окружающим воздухом. Если пересушить древесину, она будет впитывать атмосферную влагу, разбухать и гнить. Если материал слишком влажный – усыхать и трескаться.
Важно: древесину перед использованием необходимо пропитать антисептическим и антипиреновым составами. В зависимости от материала изготовления софитов подбирают и каркас для них: виниловый сайдинг устанавливают на профили ПВХ, металлический – на металлопрофили, вагонку или доску – на деревянный кровельный карниз
В зависимости от материала изготовления софитов подбирают и каркас для них: виниловый сайдинг устанавливают на профили ПВХ, металлический – на металлопрофили, вагонку или доску – на деревянный кровельный карниз.
При небольшом уклоне крыши софиты можно подшивать прямо на стропильные ноги. Если угол большой, для подшивки делают горизонтальный короб. Одна сторона упирается в стену, вторая – в окончание стропил (все стропильные ноги должны быть выровнены по длине). Софит располагается почти перпендикулярно стене фасада.
Как сделать карниз крыши из дерева:
1. Прибить к концам стропил лобовую доску.
2. Зафиксировать к стене деревянный брус, выровнять уровнем. Брус должен располагаться выше лобовой доски примерно на сантиметр, чтобы вода стекала от стены, а не к стене.
3. Возле каждого стропила лобовая доска соединяется с брусом поперечной планкой.
4. При ширине карниза больше 45 см между брусом и лобовой доской параллельно им устанавливают еще одну доску.
5. Если для софитов используются длинные доски, их прибивают к каркасу вдоль стены, если короткие – поперек. Крепление по краям.
6. Между досками подшивки оставляют вентиляционные зазоры сантиметр-полтора.
При подшивке вагонкой зазоры между соседними досками не оставляют, доски соединяют между собой пазогребневыми замками. Для вентиляции по всей длине ската с шагом полтора метра устанавливают вентиляционные решетки.
При подшивке карниза виниловым или металлическим сайдингом для устройства каркаса используются J-образные планки (на стену) и лобовые – на окончания стропил. Если используется сайдинг ПВХ, не следует вставлять заготовки в профили жестко, нужен зазор около 6 миллиметров для компенсации термического расширения.
Для полноценной вентиляции рекомендуется выбирать перфорированные или частично перфорированные софиты. Глухой карниз крыши можно (и нужно) использовать при подшивке фронтонных свесов, чтобы под кровлю не попадала дождевая вода.
Карниз крыши: особенности и как сделать Как сделать карниз для крыши: фото и видео от профессионалов. Какая отделка карниза крыши лучше. Подробное устройство кровельного карниза. Способы отделки
Вентиляция крыши дома
Перед выбором материала нужно затронуть такую тему, как вентиляция карнизного свеса, поскольку способы ее обеспечения будут рассматриваться для каждого материала, используемого при подшивке кровли, отдельно. Так зачем нужна вентиляция крыши? Она обеспечивает циркуляцию воздуха, необходимую для предотвращения порчи деревянных элементов несущей конструкции кровли. Всем известно, что теплый воздух всегда поднимается вверх. Если не обеспечить его беспрепятственную циркуляцию под крышей дома, то будет образовываться конденсат, который, стекая на утеплитель, приведет его в негодность.
Схема вентиляции мансардной крыши
Какие материалы можно использовать и их эксплуатационные характеристики
Как уже упоминалось ранее, подшивку можно осуществлять различными материалами. Какой из них выбрать, зависит от индивидуальных пожеланий, особенностей конкретного здания, материалов, из которых возведен дом и т. д.
Главным критерием выбора материала, который нужно обязательно брать во внимание, является прочность и надежность защиты карнизных участков от негативного воздействия атмосферных осадков. Помимо этого, подшивка свесов должна обеспечивать хорошую вентиляцию
Также не стоит забывать и об эксплуатационных характеристиках материала. Он должен быть долговечным и сохранять свои характеристики на протяжении всего срока эксплуатации. Давайте более подробно остановимся на каждом из материалов, и постараемся выяснить, на котором из них лучше остановить свой выбор.
Что нужно учитывать при работе с сайдингом
- Не следует хранить материал под прямыми солнечными лучами, а также при температуре 50 градусов и выше.
- Сайдинг должен устанавливаться свободно, чтобы добиться хорошей вентиляции.
- В процессе закрепления панелей не давите слишком сильно на замки, чтобы не сломать их.
- На угловых участках не используйте герметик.
При обшивке карнизов предварительно необходимо изготовить коробку. Для этого используют деревянные брусья или алюминиевый профиль. Если выполняется подшивка свесов доской, то и коробка должна быть изготовлена исключительно из этого материала.
Монтаж короба осуществляется при помощи двух досок. Одна из них фиксируется вдоль стены, а вторая — в вертикальном положении.
Каркас обшивки карниза
Подшивка карниза крыши выполняется после установки кровельного каркаса и подгонки выступающих краев стропил под размер. После отпиливания стропильных ног по линии монтируется первая доска обрешетки, которая в дальнейшем служит ориентиром для работ на следующих этапах. Далее следует выполнить обшивку свесов, выбрав подходящий тип конструкции:
- Прошивка по стропилам. Такой вариант монтажа характерен для крыш с относительно небольшим углом наклона скатов, либо в случае, когда требуется увеличить высоту здания. Чтобы зашивать карнизный свес по стропилам, нижние части стропильных ног должны находиться в одной плоскости. В противном случае требуется выравнивание при помощи дополнительных досок, которые прибиваются стропилам внахлест. После этого монтируют первую и последнюю планку подшивки карниза, а между ними натягивают нити. Остальные элементы монтируются в соответствии с данным ограничителем уровня.
- Второй способ более распространен. Стропильные ноги обрезаются по горизонтали и вертикали. Внизу стропил закрепляется доска, к стене монтируется брус, причем он должен располагаться на 1 см выше лобовой доски, чтобы обеспечивался сход влаги. При ширине свеса более 450 мм посередине следует закрепить дополнительную доску. В местах схода свесов вальмовой крыши доски крепятся встык плашмя.
Подшивка карниза крыши своими руками включает создание короба свеса крыши. В обоих вариантах устройства обшивки он выполняется одинаково: на обрешетку вдоль фронтона набивается доска, от нее требуется отмерить расстояние, которое должно соответствовать ширине свеса. Затем доска прибивается параллельно стене фронтона.
Монтаж подшивки
Обшивка карниза крыши софитом требует использования J-образной планки, которая закрепляется при помощи саморезов вдоль карниза и вдоль стены. Листы софита монтируются между планками. Длина каждой панели должна равняться расстоянию между смонтированными планками минус 6 мм для термического расширения материала. Если свес крыши превышает 900 мм, следует вычесть 12 мм. Лобовая доска закрывается специальной лобовой планкой. Использование софита и специальных элементов позволяют выполнить долговечный, функциональный и привлекательный свес крыши.
Перед тем, как обшить карниз крыши обрезной доской или деревянной вагонкой, следует нарезанный в размер материал пропитать антисептическими, огнестойкими и водоотталкивающими составами. Это позволяет продлить срок службы подшивки.
Ширина обрезной доски подгоняется в зависимости от размеров свеса. Элементы следует монтировать с шагом в 10 мм, создавая вентиляционные зазоры. Если карнизный свес зашивается вагонкой, планки укладываются с соединением шип-паз, при этом через каждые 1,5 метра следует установить специальные вентиляционные решетки.
Чтобы зашить свесы кровли профнастилом, необходимо прикрутить предварительно нарезанные листы к каркасу параллельно стене и вдоль карниза. В качестве крепежа используются саморезы. Стык стены и листового материала закрывается внутренним уголком и лобовой планкой. Внутренний уголок следует прикрепить к профлисту, лобовую планку – к лобовой доске. Крепление наружного уголка выполняется по внешним стыкам профилированного листа.
По фронтону профнастил монтируется вдоль стены, по наружной кромке кровельного свеса. Затем устанавливаются уголки и торцевая планка. Чтобы обеспечить доступ воздуха для вентиляции кровли, ширина листа профнастила должна быть 2 см меньше, чем ширина свеса
Важно учитывать, что подшивка, выполненная из металлического листа, склонна к коррозии в местах скопления влаги и срок ее службы уступает другим вариантам отделки карнизного свеса
Подшивка свесов крыши
Монтаж кровли не будет законченным, если не осуществлена подшивка крыши. Этот этап строительных работ формирует окончательный облик строения и обеспечивает защиту фасада и фундамента от влаги, поэтому должен проводиться с особой тщательностью.
Любая кровля имеет определенные конструктивные особенности, например, свесы, которые нависают над стенами строения или над фронтоном. Соответственно, они называются карнизными (боковыми) или фронтальными (фронтонными).
Свес, или как раньше говорили, стреха, выступает за стену дома и защищает ее и фундамент от излишков влаги (чтобы скатывающаяся по крыше дождевая или талая вода не попадала на стены и не подмывала фундамент) и притеняет фасад от ярких солнечных лучей. Как правило, ширина свесов колеблется в пределах от 40 до 100 см. Для деревянного дома свесы делают от 55 см шириной и до 120 см, для кирпичного – до 55 см.
Подшивка пологой крыши позволяет делать свес меньшей ширины, чем у крутой, поскольку в первом случае траектория падения осадков с крыши будет выходить далеко за границы отмостки и, конечно же, стен.
Технологии монтажа свесов (карнизов) могут отличаться в зависимости от конструкции кровли, длины скатов. Подшивку двухскатной крыши, например, делать проще, чем четырехскатной.
Свес на стропилах или кобылках
Самый элементарный способ сделать свес крыши – это использование стропильных ног. Они должны выступать за периметр стен. Чем шире свес, тем длиннее должны быть стропильные ноги. Но в этой технологии есть один маленький, но весьма существенный нюанс – увеличивается вес стропильной системы и повышаются нагрузки на ограждающие конструкции и в конечном итоге – на фундамент.
Вторая методика обеспечивает возможность создания легкой конструкции при минимальном расходе материалов. Поскольку на свесы нет никакой нагрузки, то можно нарастить стропильные ноги, используя «кобылки» — отрезки обрезной доски, которая, естественно, намного тоньше, чем стропила. Кобылки позволяют смонтировать карнизные свесы из более легких (что облегчает монтаж) и дешевых строительных материалов.
Кобылки используют и тогда, когда длина ската кровли превышает максимальную стандартную длину пиломатериалов – 6 м.
Преимущество использования кобылок еще и в том, что с их помощью можно создать новую линию ската кровли (изменив форму свеса крыши), ведь их крепят под нужным углом. Кроме того, если украсить выступающую часть кобылок резьбой, то строение в целом станет более изящным.
Крепят кобылки к стропилам. Для более надежной фиксации применяют кровельные гвозди, которые забивают насквозь (через стропила и накладываемую доску) с противоположных сторон, делают это в шахматном порядке на расстоянии 15 см, а выступающие их части (на 30-40 мм) загибают. Кобылки крепятся минимум на четыре гвоздя, чтобы обеспечить надежность соединения.
Не подшитый и подшитый
Свес – продолжение кровли и неотъемлемая ее часть, поэтому требуется правильно подобрать тип свеса, учитывая состав кровельного пирога и климатические условия местности, где находится дом. Свесы крыши могут быть: не подшитые и подшитые.
Иногда свесы не подшивают, чтобы видны были декоративные опоры (выступающие части стропил или кобылки), являющиеся элементом экстерьера. В этом случае все работы выполняются максимально аккуратно, чтобы не испортить их эстетическую привлекательность. Но надо учитывать, что не подшитые свесы увеличивают парусность, и сильный порыв ветра может сорвать кровельный материал, особенно это касается районов с высокими ветровыми нагрузками.
Не подшитые свесы оставляют на двухскатных, односкатных или вальмовых (четырехскатных) крышах.
В качестве подшивки для крыши используют самые разные материалы.
Подшивать свесы рекомендуют на любых типах кровли вне зависимости от формы, угла наклона или ширины карниза. Ведь это позволяет не только улучшить декоративные качества строения, но и защитить его от агрессивного воздействия окружающей среды.
Вентиляция – это важно!
Подшивка свесов крыши не должна препятствовать прохождению воздуха и затруднять естественную вентиляцию пространства под кровлей. Это касается как холодных, так и утепленных крыш с жилыми мансардами.
При подшивке карнизных свесов не разрешается использовать монтажную пену или какие-либо герметики, чтобы не образовывался конденсат и кровельный пирог не намокал.
Установленные в подшивку для крыши вентиляционные решетки, зазоры между подшитым свесом и стеной обеспечат естественную вентиляцию и значительно продлят жизнь самой кровле. Но вентилироваться должны только боковые свесы, а фронтальные зашивают наглухо.
Надо отметить, что подшивку карнизов делают не только в новых домах, но и в старых. Поэтому в таких строениях, прежде чем зашить свес, необходимо тщательно исследовать конструкцию кровли, а главное, все выступающие элементы. То, что плохо держится, надо закрепить, то, что подгнило, нужно удалить (стесать или отпилить, заменив хорошей древесиной) и только после устранения всех обнаруженных дефектов, нужно обработать поверхность антисептиком, а затем приступить к подшивке.
По стропилам и по коробу
Существуют две основных методики подшивки свесов крыши: по стропилам и по деревянному коробу. По стропилам обычно подшивают свесы крыш с небольшим уклоном. Этому углу наклона будет соответствовать и расположение смонтированной обшивки.
Прежде чем начать обшивать свес, необходимо выровнять выступающие ноги стропил (кобылок) для чего натягивают шнур и отпиливают лишние части параллельно плоскости стены. А если какие-то стропила оказались чуть короче, то эти отклонения исправляют с помощью обрезков досок, которые прибивают к выбивающимся из общего ряда стропильным ногам. Только после того, как линия полностью выровнена, начинается работа, связанная с подшивкой свесов.
Деревянный короб
Сооружение короба – более хлопотный способ, влекущий за собой дополнительный расход материалов, но такая методика подшивки идеальна для крыш с большим углом наклона. Каркас короба изготавливают из двух обрезков толстой доски (40 мм) или бруска.
Конструкция короба проста: один отрезок доски (или брусок) размещают впритык к стене, верхнюю его часть крепят к стропилам, а нижнюю – соединяют со второй доской, один конец которой зафиксирован на нижней части стропильной ноги. Получается треугольник, средней частью которого является стропильная нога (количество треугольников соответствует числу установленных стропил).
Чтобы придать жесткость деревянному коробу, его дополнительно фиксируют металлическими уголками. После установки короба и устройства обрешетки приступают к подшивке свеса выбранным для этой цели материалом: обрезной доской, деревянной вагонкой, сайдингом, софитами, профлистом.
Подшивка фронтальных свесов немного отличается от монтажа боковых. Для устройства фронтонного карниза коньковую доску делают чуть длиннее, чтобы она выходила за периметр фронтона на необходимое расстояние, на столько же должны выступать перекладины обрешетки к их торцам крепят карнизную доску, а потом подшивают нижнюю часть фронтонного свеса.
Карнизы можно подшивать после установки стропильной системы или уже закончив монтаж кровельного материала – здесь нет принципиальной разницы в очередности проведения работ. Но, если планируется наружное утепление здания, то подшивка крыши осуществляется только после проведения работ по утеплению. И не важно будете вы обшивать свес перпендикулярно фасаду или вдоль него.
Доска для обшивки
Неплохой вариант для обшивки – доска, толщиной 15-20 мм. Ее ширину выбирают исходя из ширины карниза и желаемого декоративного эффекта – в пределах от 50 до 250 мм. Желательно, чтобы используемые материалы не имели существенных отклонений по размерам, ведь иначе ухудшится внешний вид создаваемой конструкции.
Подшивка деревянного свеса не создает особых трудностей при монтаже. Доска позволяет обеспечить естественную вентиляцию кровли, ведь как бы вы ни старались, а щели между деревянными элементами все равно будут, кроме того, подшивая короб, обычно оставляют небольшие зазоры между досками (10-15 мм) и тогда не понадобится врезать вентиляционную решетку.
Если длины досок не хватает, их стыкуют со смещением: таким образом, чтобы не образовывался сквозной шов, и крепят к каркасу в нескольких местах для предотвращения деформации.
Подшивку на углах четырехскатных вальмовых крыш стыкуют под углом в 45 градусов.
Дерево не очень устойчиво к воздействию агрессивной среды и вредителей, ведь никто не застрахован от появления в его деревянном доме жучков-древоточцев, плесени или даже грибка. Поэтому предварительно (перед применением) деревянные строительные материалы нужно обработать любым антисептиком или огнебиозащитным составом. Желательно это сделать дважды: перед монтажом и после него.
Вагонка
Подшивка свесов крыши вагонкой тоже применяется довольно часто. Главное выбрать качественный материал – ровный, без синюшных пятен, не слишком сырой и не пересушенный (естественная влажность – это то, что нужно), не имеющий большого количества сучков.
Перед использованием вагонку нужно сложить на улице и оставить на несколько дней, чтобы она, так сказать, немного акклиматизировалась и после монтажа не покоробилась. Это, если она хранилась на складе или в сарае. В том случае, когда материал вам отгрузили прямо из штабеля на улице, он сразу готов к использованию.
Вагонку укладывают плотно, не оставляя зазоров (как это делается при монтаже досок), но через определенные промежутки вырезают небольшие отверстия, которые закрывают вентиляционными решетками.
Подшивка любого свеса осуществляется вагонкой, обработанной защитными составами.
Сайдинг
Сайдингом ПВХ подшивают карнизы чаще всего в том случае, когда этот материал использовался для обшивки фасада дома. Оставшиеся обрезки вполне подойдут для этого дела. Укладывают и фиксируют сайдинг перпендикулярно стенам, а монтаж вдоль стен длинными панелями не применяют, потому что они тонкие и будут провисать даже если их крепить в нескольких местах.
В зависимости от ширины карниза отрезки сайдинга фиксируют, минимум, в двух местах, а для надежности лучше всего прикрепить их в четырех точках. Чтобы отделка выглядела аккуратно, используют уголки в местах соединений, планки в форме буквы «П» для оформления краев. В обязательном порядке монтируют вентиляционные решетки.
При подшивке свесов крыши сайдингом нужно быть очень внимательным, чтобы не допустить брак в работе.
Кстати, свесы всегда подшивают по обрешетке независимо от используемого материала.
Софиты
Для подшивки свесов еще используют софиты – перфорированные панели, пропускающие воздух и тем самым защищающие кровлю от появления грибка. Панели скрепляются между собой соединениями замкового типа.
Кстати, софиты бывают не только полностью перфорированные, но и с перфорацией по центру и даже сплошные – вообще без перфорации
Выпускают пластиковые, стальные, алюминиевые и медные кровельные софиты. Пластиковые изделия по внешнему виду похожи на виниловый сайдинг, но они толще и шире. Эти софиты пользуются популярностью, поскольку они недорогие, прочные, устойчивые к УФ-излучению и внешне привлекательные. При монтаже образуют бесшовное полотно.
Стальные софиты намного прочнее пластиковых, но и гораздо тяжелее, зато способны выдерживать даже высокие механические нагрузки. Часто они идут в комплекте с кровельным материалом.
Подшивку свесов алюминиевыми софитами сейчас все чаще заказывают – это модно. Алюминий легкий, не подвергается коррозии и не расширяется под воздействием высоких температур. Вот только цветовая палитра софитов из этого материала не многообразна и состоит всего из двух цветов: белого и коричневого.
Медные софиты самые дорогие, но и наиболее презентабельные, и долговечные. Они прослужат долгие годы без потери своих декоративных качеств.
Так что, выбрав софиты из того или иного материала (в зависимости от ваших финансовых возможностей), вы можете подкорректировать облик своего дома и создать оригинальный архитектурный ансамбль с интересными контрастными элементами. И, конечно же, надежно защитить строение от дождя, солнца и ветра.
Профнастил
Подшивку для свесов следует выбирать такую, чтобы она не только справлялась со своим функциональным назначением, но и хорошо выглядела и была долговечной.
Несмотря на то, что профнастил является, прежде всего, кровельным материалом, он обладает всеми этими качествами, а его широкая цветовая палитра позволяет выбрать цвет подшивки под цвет кровли, фасада или, наоборот, использовать контрастные оттенки. Здесь возможно использование даже полутонов – на тон темнее или светлее. Подшивка профнастилом свеса – это очень удобно.
Профнастил подшивают по той же методике, как и все другие материалы. Он прочный, удобный в работе, легкий, декоративный, но не пропускает воздух, поэтому нужно на определенном расстоянии монтировать вентиляционные решетки или оставлять зазор вдоль стены строения шириной в одну волну.
Лобовая доска
После того, как подшивка новых свесов закончена, прибивают лобовую доску к торцам свесов стропил. Поскольку они спилены наискосок, то их срезы чуть больше, чем диаметр стропильных ног. Ширину лобовой доски выбирают с таким расчетом, чтобы торцы свесов были полностью перекрыты. Толщина доски может быть от 20 до 30 мм, ведь она не испытывает сильных ветровых нагрузок, поэтому более толстый материал – это лишь дополнительные финансовые затраты, для которых нет обоснования.
Поверх лобовой доски монтируют тот материал, который использовался для подшивки свесов (вагонку, сайдинг, профнастил…). Внешний угол свеса закрывают идущим в комплекте с сайдингом уголком, металлическим или деревянным (что гораздо реже, ведь он менее устойчив к атмосферным осадкам).
Вот и все – подшивка вашей крыши закончена!
Для придания конструкции более привлекательного вида в месте соединения подшивки и стены дома тоже устанавливают уголок – он скрывает неровности и места крепления шурупами или гвоздями.
Даем гарантию
Специалисты компании ООО «Москомплект» работают в строительной сфере много лет, поэтому имеют богатый опыт решения любых поставленных перед ними задач. Подшивка любой крыши для нас не проблема! Если вам нужно выполнить какие-то работы, позвоните в офис, напишите письмо на электронную почту или оставьте сообщение на нашем сайте. Менеджеры оперативно свяжутся с вами, проконсультируют, подскажут, как заключить с нами договор. Мы работаем быстро, качественно и всегда даем гарантию. Обращайтесь, мы вам поможем.
Источник https://stroyday.ru/stroitelstvo-doma/krysha-i-krovlya/podshivka-svesov-kryshi.html
Источник http://www.navesfasad.ru/remont/podsivka-svesov-krysi.html
Источник http://moskomplekt-krovlia.ru/podshivka-svesov-kryshi/