Содержание
Грамотная подшивка карниза крыши — выбор из 3 вариантов и пошаговое руководство
Свесом или карнизом крыши называют нижнюю часть крыши, которая обычно выступает от стен на 40-80 см.
Главное его назначение — защитить стены и фундамент от дождевой и талой воды. Оформление карниза выполняют на заключительной стадии строительства, когда кровля смонтирована и закончены работы по отделке наружных стен.
Подшивать рекомендуется не только свесы карнизов, но и потолки террас и балконов, козырьки крылец. Широкий выбор материалов позволяет подобрать обшивку для любого архитектурного стиля, с учетом типа кровельного покрытия.
Зачем нужны свесы
Свес крыши представляет собой выступ кровли, который находится снизу крыши. Рекомендуемая ширина свеса 40 – 50 сантиметров. Подшивка свесов крыши – это обязательная операция в процессе строительства. Однако, если не запланировать такой процесс, то могут возникнуть серьёзные неприятности. Самое страшное происходит, когда сильный ветер подрывает всю кровлю, проходя через неподшитые свесы. А ещё правильный подбой свесов кровли прячет все внутренности кровельного пирога и придаёт постройке законченный вид.
Важно!
До того, как выполнять работы по подшивке, следует закончить монтаж крыши, а также утеплить стены.
Что такое свесы крыши и для чего они нужны
Свес крыши – это поверхность внизу кровли, которая отличается выступом за сами стены. Он нужен для того, чтобы защищать стены и фундамент дома от попадания на них влаги во время обильных осадков. Как правило, ширина данной детали колеблется в пределах одного метра. Правила строительства разрешают не делать подшивку этой части кровли.
Но все-таки, лучше всего, если свесы будут обработаны, так как сильный ветер, попавший через отверстия в них, может запросто сорвать кровлю со здания. Помимо практической функции обшивка свесов выполняет и декоративную, так как всегда лучше убрать изнаночную сторону кровли и эстетически обработать ее кромку.
Перед тем как сделать под крышей карнизы нужно завершить работы по возведению кровли, финишную отделку дома и выполнить монтаж отделочного материала на карнизы в последнюю очередь.
Типы свесов
Конструктивно, свесы делятся всего на две основные разновидности: карнизные и фронтонные.
Карнизные свесы
Нижняя горизонтальная часть скатов крыши и называется карнизным свесом. Он играет ключевую роль в вентиляции кровли. Дело в том, что через него поступает воздух, который либо проходит через чердак, как у крыш чердачного типа, либо через кровельный пирог, как у крыш мансардного типа, и далее уходит через конёк. Поэтому нельзя наглухо заколотить свес, ведь в таком случае не будет проходить воздух.
Грамотно сделанная подшивка должна обеспечивать достаточную вентиляцию подкровельного пространства Источник interistroy.ru
Существует несколько способов, как сделать вентиляцию кровли. Во-первых, можно оставить щель между стеной и подшивочным материалом. Она не должна быть слишком большой, около полутора сантиметров. Во-вторых, использование листовых материалов при подшивке свесов даёт возможность применять готовые вентиляционные решётки. В-третьих, если свес подшивается досками, мы можем просто сделать щели между ними. Но в том случае, когда кровля, например, на основе битума, стоит увеличить площадь вентиляционных отверстий, по сравнению с, например, глиняной черепицей, так как первая вообще не пропускает воздух. А также стоит закрыть все отверстия сетками, чтобы предотвратить загрязнение кровли или чердака.
Фронтонный свесы
Боковая часть свеса крыши – это фронтонный свес. В списке его функций не значится вентиляция, зато главная его задача заключается в надёжной защите всего кровельного пирога. В противном же случае систематическое попадание влаги сведёт к нулю все старания вашего утеплителя, который находится в кровельном пироге, и в помещении станет заметно холоднее. Когда дело подходит к фронтальным свесам, самая главная цель – герметичность.
Фронтонный свес выглядит более объемным Источник pallazzo.su
Это может быть интересно!
В статье по следующей ссылке читайте про особенности выбора кровли – какая лучше для частного дома.
Организация вентиляции посредством карнизов
Главная задача карнизного свеса – это обеспечение надежности крыши и защита от внешнего влияния окружающей среды. Однако карниз крыши не должен являться препятствием для вентиляции пространства под кровлей. Данное условие должно соблюдаться не только для благоустроенных мансард. В том случае, если чердачное пространство представляет собой холодную конструкцию, вентиляция также должна быть организована правильно.
Теплый воздух всегда вытесняется холодным потоком, поэтому он стремится вверх. Прохождение воздуха через карниз не должно вызывать трудностей, идеальный вариант – это естественное движение потока между материалом кровли и пароизоляционным слоем, которое уходит сквозь коньковую часть наружу. Данное условие обязывает, чтобы подшивка карнизов крыши не сопровождалась использованием монтажной пены или герметика. Несоблюдение этого правила приведет к тому, что материал утеплителя будет подвержен воздействию конденсата.
Обратите внимание, вентиляция требуется в том случае, если речь идет карнизах со стороны стропил крыши. Все свесы, которые примыкают к фронтальной стене дома, необходимо зашить «наглухо».
Как отделать кромку свеса
У каждого типа свесов обязательно останутся незакрытые элементы, такие как торцевые части стропил, а также торцы обрешётки. Обязательно нужно будет красиво отделать их, защитив от непогоды и всех внешних факторов. Выбор материалов для подшивки свесов кровли напрямую зависит от того, что вы использовали в качестве кровельного покрытия.
Перед началом работ следует на одинаковом расстоянии от стены обрезать все торчащие стропила и элементы обрешётки. После этого обязательно нужно прикрыть их обвязочной доской, к которой уже потом крепится лобовая доска. Нужно обязательно покрыть все деревянные элементы защитными составами и лучше покрасить, если она изготовлена из дерева. Также нужно предусмотреть узлы крепления водосточных желобов. На фронтальном свесе нужно к обрезанным частям обрешётки прибить торцевую доску, а уже потом использовать кровельные материалы для её отделки.
«Скелет» подкровельного каркаса Источник pinterest.com
Для чего подшивают карниз?
- После укладки кровельного материала, снизу торцов просматривается часть стропил и другие слои «кровельного пирога». Это выглядит не эстетично — подшивка свесов облагораживает крышу, закрывая все внутренние детали, придает завершенный облик всему строению.
- Кроме декоративной функции, подшивка карнизов защищает кровельную систему от повреждений посредством сильного ветра.
- Решается еще одна важная задача — обеспечивается правильная подкровельная вентиляция, благодаря которой исключается появление конденсата, грибка и плесени. Соответственно увеличивается срок службы конструкции.
Варианты подшивки свесов
Существует очень много вариантов подшивки свесов, но самыми распространёнными являются следующие:
- Подшивка свеса по стропилам
. Такой способ самый лёгкий из всех возможных, но для него требуется чтобы все стропилы лежали строго на одном уровне и в одной плоскости. Подходит он для крыш с уклоном не более 30 градусов и выступом до 50 сантиметров. Подшивочный материал крепится к обрешётке, которая в свою очередь опирается на каркас крыши. Лучше и удобнее будет, если подшивочные планки набиты перпендикулярно стропилам.
. Очень быстрый и экономичный в плане материала подшив крыши. Для того, чтобы выполнить данный вариант, нужно сначала собрать коробку из двух досок, а уже потом прикрепить её к стропилам. Доска, прикрывающая торец, должна заканчиваться чуть ниже, чем вертикальная, для того, чтобы вода, попадающая на неё, легко скатывалась вниз. Если ширина свеса около 50 сантиметров, то в его середине необходима будет ещё одна продольная доска. Это готовый каркас для монтажа кровельных материалов. Такой способ хорошо подходит для крыш с большим углом наклона.
Важный момент, каркас всегда собирается из брусьев и досок, а уже к ним крепятся подшивочные материалы.
На каркас кровли крепятся обшивочные материалы Источник amwd.ca
Подшивка карнизов крыши по деревянному каркасу
Такой вариант организации подшивки необходимо использовать, если крыша дома имеет значительный уклон. Для того чтобы подшить свесы, необходимо приобрести обрезную доску, толщина которой составляет 40 мм. Элементы фиксируются между стропилами и стеной строения. С одной стороны ее закрепляют с помощью доски, которая примыкает к стене и фиксируется к стропильной системе. Второй край устанавливают к стропильной ноге. Альтернативный вариант – установка бруса к стене здания с помощью дюбелей, вместо дополнительной доски. Финальным этапом монтируем обшивку. Чтобы придать конструктивную жесткость, для крепежа элементов лучше использовать уголки, либо шурупы (вместо гвоздей).
Как выбрать материалы
Если вы планируете такую операцию, как подшив крыши досками, то лучше будет для этих целей древесина хвойных пород. Доска должна быть тщательно высушена, иначе потом она покоробится. Обязательно нужно обработать её лакокрасочными покрытиями, чтобы защитить от плесени и влаги. Таким материалом можно подшивать параллельно и перпендикулярно стене.
Хороший вариант – это деревянная вагонка
. Её преимущества перед доской в том, что она уже обработана. Однако для таких целей она должна обладать водостойкостью, также её следует высушить и обработать. При подшивке этим материалом для вентиляции можно использовать готовые решётки.
Вагонка хорошего качества – это универсальный материал, который в том числе применяется и при подшивке свесов крыши Источник stroyportal.ru
Поливинилхлоридный сайдинг
– ещё один вариант материала. Для подшивки должен использоваться только водостойкий материал. Всю фурнитуру можно приобрести в специальных магазинах. Не стоит крепить такой материал вдоль стены, потому что со временем он может сильно прогнуться.
Очень простой в использовании и доступный материал – это профнастил
. Он отличается лёгкостью, прочностью и долговечностью, а также доступной по сравнению с другими материалами ценой. Если выбор пал именно на этот вариант, то при подшивке стоит оставлять вентиляционные зазоры чуть больше сантиметра.
Очень красиво смотрится подшивка крыши профнастилом Источник krovelmag.kz
Ещё можно использовать листы водостойкой фанеры или ОСБ, а также оцинкованную или покрытую полимерами сталь, алюминий или медь.
Это может быть интересно!
В статье по следующей ссылке читайте про вентиляцию подкровельного пространства.
Выбираем материал для подшивки.
Какой применить материал в первую очередь зависит от общей стилистики дома, учитывается отделка стен и вид черепицы. Немаловажным фактором является цена и конечно, личные вкусы домовладельца. Стоит принять во внимание практичность и долговечность материала.
Деревянная доска.
Дерево требует особого ухода. Перед укладкой его обрабатывают антисептическими и противопожарными составами, красят и покрывают лаком. Время от времени придется повторять эти операции, иначе в нем заведутся насекомые, оно начнет сыреть и деформироваться, внешний вид при этом заметно ухудшиться.
Для подшивки карниза выбирают хвойные породы. Доска может быть строганой или обрезной, допустимая ширина 2-25 см, толщина 1,7-2,2 см. Монтируя доски параллельно стене крепят с шагом в 1 м., перпендикулярно — с обеих сторон доски, при широком свесе еще и по центру. Для вентиляции оставляют щели между досками 1-1,5 см.
Деревянная вагонка.
Материал уже обработан в отличие от доски. Но, как и доску, перед монтажом его желательно выдержать на воздухе под навесом 1 месяц, в противном случае дерево может оказаться слишком влажным или сухим, что в последствии приведет к деформации. Монтируется аналогичным способом. Есть возможность установки готовых вентиляционных решеток, которые располагают на расстоянии в 1,5 м. друг от друга. Стоит вагонка в два раза дороже доски.
ОСБ и фанера.
Плиты должны быть влагоустойчивые. Установка проходит быстро, так как габариты и жесткость материала дают возможность монтировать сразу большие листы. Для установки возводят короб из бруса, к которому привинчивают плиты. Вентиляцию осуществляют посредством врезки решеток. Данный вид подшивки не долговечен и не отличается эстетичностью, бесспорно требуется покраска.
Листовой металл.
Применяется редко, так как обладает рядом недостатков: большой вес, необходим специальный инструмент для резки и обязательна антикоррозийная обработка стальных листов по кромке среза. В основном используют оцинкованную сталь с полимерным покрытием толщиной 0,6 мм. Длинна изделия может достигать 6м. Редко берут медный или алюминиевый лист. Для вентиляции применяют решетки или перфорацию.
ПВХ сайдинг.
Панели из поливинилхлорида устанавливают перпендикулярно стенам, прикручивают в нескольких местах в зависимости от ширины свеса. Для удобства монтажа вместе с сайдингом можно приобрести различные дополнительные элементы. Для отделки края ставят «П» образные полосы, места соединения панелей фиксируются уголками, имеются вентиляционные решетки. ПВХ сайдинг не рекомендуется монтировать вдоль свеса, он не обладает достаточной жесткостью и может прогибаться. Сайдинг выпускается в основном светлых оттенков, стоимость его невысокая. Если выбрать материал хорошего качества, прослужит он довольно долго.
Профнастил.
Выделяется простотой монтажа и прочностью. Используется профлист С8, С10 или НС 20мм. При оформлении карниза следует учитывать температурное расширение профлиста и оставлять зазор 0,6-1,2 см. Крепление выполняют с шагом в 1 м. Вентилирование осуществляется через специально предназначенные решетки.
Софит.
Софит — специальный сайдинг для подшивки свеса. Софиты изготавливают из винила или металла. Они имеют разнообразную фактуру и большую цветовую палитру. К примеру, очень популярны металлические софиты под дерево — они точно копируют текстуру древесины благородных пород дерева, таких как кедр, дуб, клен.
Но в сравнении с натуральной древесиной, софит не требователен в уходе, не нуждается в обработке и покраске, не рассыхается и не разбухает, не боится влаги и температурных перепадов, а стоит в несколько раз дешевле. Софиты подходят для всех типов черепицы, легко подбираются к любому архитектурному стилю.
В наборе идут все необходимые комплектующие, профили и планки, которые значительно упрощают и ускоряют монтаж. Софитные панели могут быть разных видов: одинарные, двойные, тройные, перфорированные или сплошные.
Выполнить подшивку свеса софитом под силу самостоятельно, порядок монтажа очень простой: планки нарезают по ширине свеса и крепят при помощи пазов перпендикулярно стенам.
Софит несомненно самый надежный и быстрый способ подшивки карниза и является очень популярным у владельцев частных коттеджей.
Подшивка свесов крыши с помощью софитов
Подшивка крыши с использованием софитов – один из самых рациональных способов.
Сами по себе софиты – это планки, которые выпускаются специально для подшивки свесов крыши и являются очень удобным и достаточно доступным средством. Они могут быть изготовлены из любого материала от ПВХ до металла. Различные цвета и стили позволят подобрать софиты для любого дома. Обычно этот подшивочный материал продаётся в комплекте со всем необходимым, включая фурнитуру и элементы крепежа.
Софиты обычно продаются в виде панелей, которые могут иметь один, два или три слоя. Также софиты бывают сплошные и перфорированные. Этот способ подшивки является очень простым и актуальным, так как монтаж софитов на карниз крыши не требует специальных навыков и умений, а также затрат большого количества времени.
Софиты – это панели, специально рассчитанные для подшивки свесов Источник krovelmag.kz
Один из самых популярных способов подшивки свесов кровли софитами – горизонтальная подшивка. При использовании этого метода, изготавливается обрешётка и крепится на свесе кровли. Затем уже к обрешётке крепится профиль, отрезанный по размеру. Режут такой профиль обычно болгаркой, а крепят к обрешётке саморезами. Полосок должно быть две – одна у стены, а другая у кромки свеса.
Тщательные замеры – основа любых строительных работ Источник interistroy.ru
Затем пластина заводится сначала в профиль, расположенный у стены, а затем у конца свеса. Фронтонную часть свеса тоже можно зашить с помощью софита.
Способы отделки карнизов крыши металлопрофилем
При сильном ветре или косо идущем дожде под крышу может затечь вода, поэтому специалисты не рекомендуют оставлять без обшивки карниз – профлист считается одним из лучших решений для облицовки свесов. Также для этого можно применять перфорированные панели (софиты).
Существует несколько вариантов, как обшить карниз крыши профнастилом:
- Диагональный способ. Профлист прикрепляют к нижнему краю кобылок или ног стропил стартовыми планками или саморезами. Данный метод наиболее простой, но для его реализации потребуется большее количество материала. Такую технологию используют для подшивки крыши профлистом, если она имеет большой уклон, но маленькую длину свесов.
- Горизонтальный способ
. Суть данной технологии заключается в использовании короба, который в дальнейшем обшивают профнастилом. Работу начинают выполнять с крепления на стенку бруска и установки деревянного каркаса. Этот способ довольно сложен в реализации, но отделка стен будет более качественно защищена от воды.
Использование металлопрофиля для подшивки карниза имеет преимущества:
- профлист из стали с полимерным покрытием устойчив к коррозийным процессам;
- материал отличается повышенной механической прочностью;
- можно легко подобрать цветовое решение обшивки, чтобы создать единый архитектурный облик.
Распространённые ошибки при работе с софитами
- Если работы выполняются профессионалами, то подшивка должна быть аккуратной и красивой
софитных панелей, никогда нельзя экономить крепёжные материалы и фурнитуру, иначе сильный ветер может подорвать всю конструкцию.
Ещё одно важное замечание, для подшивки свесов обязательно стоит обзавестись нержавеющей фурнитурой, чтобы потом ржавчина не испортила внешний вид строения.
Обшивка свесов, сделанная в единой стилистике с фасадом коттеджа Источник interistroy.ru
На нашем сайте Вы можете найти контакты строительных компаний, которые предлагают услугу ремонта кровли под ключ. Напрямую пообщаться с представителями можно посетив выставку домов «Малоэтажная Страна».
Установка j профиля сайдинга
Производители сайдинга предлагают, как один из способов его крепления, различные металлические профили. Один из них носит название «J». Его легко можно использовать и для обшивки карнизов кровли профнастилом. Для этого профиль просто закрепляют к собранному деревянному каркасу из брусков. А уже в него вставляют пронастил. Последний саморезами не закрепляется, он вставляется в пазы профиля, что делает обшивку простым процессом. При этом J-профиль делает отделку карниза законченным в плане оформления стыков между стеной и обшивкой, между двумя сопряженными полосами, расположенных на разных плоскостях.
Сильные и слабые стороны профилированного листа металла
Металлическое покрытие в большинстве случаев вызывает противоречивые чувства у большинства застройщиков и это не удивительно, ведь плюсов практически столько же сколько и минусов.
Конечно, большинство из них можно исправить, но тогда придется затратить чуть большую сумму и именно этот факт для некоторых людей неприемлем.
- Небольшая масса материала. В зависимости от размеров листа он дает определенную нагрузку на основание. Как правило, толщина кровельного профнастила не превышает 0,5 миллиметра. Это очень мало, если сравнивать с другими видами покрытий. В связи с небольшой нагрузкой нет необходимости устанавливать сложную стропильную систему, можно соорудить облегченную.
- Хорошая устойчивость к коррозии. На поверхности листа присутствует специальный защитный слой. Для его создания могут использоваться разные продукты и способы нанесения. Наиболее распространенная защита – полимерная пленка. Она хорошо защищает металлическую поверхность от внешней окружающей среды.
- Простота доставки и монтажа. Приобрести материал на строительном рынке и доставить его на объект дело довольно простое. Этому способствуют небольшие размеры листа и их масса.
- Большой выбор размеров и цветов. Профнастил производится на заводах из прокатной стали. Ширина проходного устройства составляет 1180 миллиметров, поэтому именно такой параметр задается листу профлиста, а вот с его длинной несколько другая история. Она создается исходя из предпочтений заказчика, но в большинстве случаев идут стандартные размеры от 2 до 6 метров. Материалы такой длины очень легко транспортировать и складировать. Максимальная длина одного листа профнастила может составлять 12 метров.
- Универсальный продукт. В строительстве профлист уже давно пользуется особой популярностью. Его используют в качестве межэтажного перекрытия, для создания заборов и оград, укладывают в неразборную опалубку, обшивают им стены и свесы.
- Высокий срок эксплуатации. В строительной сфере насчитывается довольно много разновидностей профнастила. У каждого из них существует свой собственный срок эксплуатации. Для кровельного покрытия этот показатель составляет порядка 50 лет. Это очень неплохо, если учитывать его ценник.
Теперь, давайте посмотрим на минусы этого материала.
- Низкая звукоизоляция. Если такой материал использовать в качестве покрытия, то падающие капли будут отдаваться эхом в чердачном помещении, но в данном случае это не важно, так как он будет находиться под карнизным свесом.
- Высокая теплопроводность. Как уже понятно из названия, это свойство материала проводить через свою толщу тепло. Металл обладает высоким показателем, поэтому в холодное время года он замерзает, а в знойную жару сильно нагревается.
- Низкие показатели устойчивости защитного слоя. Повредить защитный слой можно не только при транспортировке профнастила и монтажа, но и в процессе его эксплуатации. Упавшая с большой высоты шишка или ветка может стать причиной нарушения цельности полимерной защиты. Пораженный участок в скором времени начнет затемнятся и, как правило, на нем возникнет коррозии. Если вовремя не избавиться от такой проблемы, то можно попасть на серьезный ремонт.
- Образование конденсата. Так как плотность материала очень высока, она не может пропускать пар через свою структуру. В результате этого, главным врагом металла является конденсат. Он опасен тем, что оседая на металлической поверхности, угрозе подвергаются и другие элементы кровельной системы, в частности древесина.
ВАЖНО: В любом строительстве из древесины, она должна обрабатываться специальными растворами. Антипирены повысят устойчивость пиломатериалов к возгоранию, а антисептики защитят их структуру от разрушительного воздействия микроорганизмов и гниения.
Общие требования к стропильным системам
Крыша любого дома, вне зависимости от ее конструкционных особенностей, должна отвечать требованиям строительных норм и правил.
Устойчивость к постоянным и временным нагрузкам
Во время проектирования конструкции принимаются во внимание существующие в регионы снеговые и ветровые нагрузки, вес кровельных материалов, эпюры распределения усилий по узлам и т. д. При этом архитекторы обязательно используют коэффициент запаса прочности, для крыш деревянных домов он установлен не ниже 1,4. Это вызвано тем, что не все материалы могут отвечать расчетным показателям по прочности, возможны определенные отклонения от технологии и т. д. Кроме того, деревянные дома имеют колебания линейных размеров, стропильная конструкция должна их компенсировать за счет повышения устойчивости.
Нагрузка на стропильную систему
Минимально возможный вес
Чем меньше нагрузка на фундамент, тем надежнее строение. Крыша на деревянном доме должна противостоять динамическим и статическим усилиям и при этом иметь минимальный вес. Во время расчета конструкции определяется оптимальный вариант сечения несущих элементов. В целях понижения веса может уменьшаться сечение стропильных ног (именно они в основном влияют на вес конструкции) за счет установки различных упоров и распорок. Уменьшение веса конструкции крыши одновременно приводит к понижению ее сметной стоимости.
Качество пиломатериалов
Для изготовления стропильной системы крыши надо использовать пиломатериалы не ниже первого сорта. Дерево – уникальный живой материал, невозможно найти две доски одного и того же сорта с абсолютно одинаковыми техническими параметрами. Каждая имеет свое количество и расположение сучков, пороки естественного развития, незначительные трещины и отклонения по размерам. К подбору досок и брусьев для крыши надо подходить очень внимательно, делать ревизию пиломатериалов перед тем, как использовать их. Все отбракованные материалы можно применять для строительства неответственных или ненагруженных конструкций деревянного дома.
Чем подшить свесы крыши
Чем подшить свесы крыши, выбор материалов, технология выполнения работ, как не допустить ошибок и сэкономить. Подшивка свесов кровли выполняется на завершающем этапе внешних отделочных работ с целью защиты подкровельного пространства от крупного мусора, проникновения насекомых и мелкой живности и уменьшения доли осадков, выпадающих на фасады и фундамент.
Данные работы являются не обязательными, но желательными, подшивка придает зданию завершенный вид и продляет срок службы строительных конструкций. Материалы и технология их монтажа подбираются с учетом типа кровли, бюджета и климатических условий участка, при желании эти работы успешно выполняются своими силами.
Содержание
Чем подшить свесы крыши
Скажу сразу! Оптимальнее всего по стоимости выполнения и дальнейшего обслуживания обшить узкие свесы крыши и узкие фронтоны пластиковыми перфорированными софитами, лобовую доску сделать из финишной планки для софитов. Если лобовая доска получилась широкой, то лучше всего обшить её лиственницей с покраской, недорогой листовой металл пойдет волнами. Широкие фронтоны лучше обшить материалом, который будет сочетаться с обликом вашего дома.
Чем подшить свесы крыши
Но есть и другие способы, рассмотрим их подробнее. Чем подшить свесы крыши, выбор материалов, технология выполнения работ, как не допустить ошибок и сэкономить.
Подшивке подлежат как карнизные, так и фронтонные нижние части кровли, выступающие за пределы фасада на 30-70 см. При защите и декорировании карнизов акцент делается на обеспечении достаточной вентиляции закрываемых участков подкровельного пространства, при подшивке фронтонов, наоборот, — все усилия направляются на улучшение показателей герметичности.
Соответственно, в первом случае используемые материалы обязательно перфорируются или укладываются с небольшими вентзазорами, во втором предпочтение отдается сплошным софитам и плотно укладываемым панелям или планкам.
Оптимальные результаты достигаются при использовании софитов – специализированных сплошных, перфорированных и комбинированных панелей нужного размера с удобными системами соединения. При их отсутствии свесы подшиваются сайдингом, профлистом, вагонкой и другими листовыми и погонажными материалами на основе пластика, дерева или металла, выдерживающими ветровую нагрузку и атмосферные воздействия.
Подшивка свесов деревянными погонажными пиломатериалами, плюсы и минусы
Кровли деревянных или каркасных домов часто подшиваются толстой вагонкой из сосны, лиственницы или осины (укладываются вплотную, отверстия для вентилирования сверлятся позже), планкеном или обрезной доской с толщиной в пределах 20-30 мм, монтируемой с 10-15 мм зазором.
К общим преимуществам такой подшивки относят эстетичность (дом из дерева выглядит завершенным), простоту монтажа и отделки (дерево окрашивается в любой цвет и без проблем подрезается до нужного размера) и сравнительную дешевизну (при условии самостоятельного изготовления деревянные софиты обходятся дешевле, при заказе в мастерской – наоборот).
Минусы проявляются в потребности в усиленной защите от внешних воздействий, из-за влаги и температурного расширения древесина темнеет и коробится.
Вторым недостатком считается слабая продуваемость дерева, для подшивки фронтальных участков вагонка подходит хорошо, для карнизов – нет. Проблема решается закладкой пиломатериалов с зазорами (что не всегда возможно и удобно) и сверлением отверстий с диаметром около 5 мм. Последнее в свою очередь приводит к необходимости закладки за деревянной обшивкой противомоскитных сеток.
Совет! Для лучшего проветривания, можно организовать вентиляционные отверстия, и закрыть их вент решетками подходящего цвета.
Совет! При неограниченном бюджете, предлагаю использовать материалы из лиственницы или ангарской сосны. Тогда ваш дом будет смотреться намного дороже и благороднее.
Свесы из лиственницы
Подшивка свесов пластиковыми софитами, плюсы и минусы
Готовые пластиковые софиты представлены частично или полностью перфорированными и сплошными панелями с разнообразными размерами и дизайном. Эта группа ценится за легкость, стойкость к коррозии, температурным перепадам, влаге и гниению. В регионах с повышенными осадками подшивка из пластика считается оптимальной и прослужит дольше остальных разновидностей.
Эксплуатационных недостатков у пластиковых софитов немного: при сильном дожде или ветре они могут издавать шумные звуки, участки, освещенные прямым солнечными лучами, желтеют или меняют цвет. УФ-стойкость и гибкость панелей зависит от вида используемого пластика: бюджетные ПВХ-разновидности являются более хрупкими и быстрее выгорают на солнце в сравнении с дорогостоящими софитами из акрила.
К учитываемым особенностям софитов этой группы также относят потребность в специальных планках с J-профилем для удержания панелей, запрет на жесткую фиксацию и пробивку пластика гвоздями. Пластиковые софиты заводского качества не рекомендуется подрезать (хотя в целом эти работы возможны) из-за рисков повреждения замковых систем, размеры изделий подбираются с учетом ширины карниза или фронтонов и необходимости заложения небольшого (в пределах 1-2 мм, не более) зазора для компенсации температурных расширений.
Совет! Отличным решением может стать использование металлических софитов, они дороже, но при этом лишены недостатков.
Подшивка свесов листовыми материалами, плюсы и минусы
Данная группа представлена гладкими и профилированными листовыми материалами на основе рулонной стали с порошковым или полимерным покрытием, алюминия или меди.
Классические сплошные материалы используются при обустройстве открытых свесов, при необходимости вентиляции подкровельного пространства свесы обшиваются перфорированным металлическими софитами или профилированным марками.
Зазор в таких случаях обеспечивается неплотным примыканием гофры или смещением самих панелей.
К преимуществам листовых материалов на основе металла относят прочность (максимальную у софитов из меди или стали, сравнительно низкую – у алюминия), долговечность (показатель зависит от вида металла и надежности антикоррозийных покрытий), привлекательный внешний вид, соответствие нормам пожарной безопасности и высокую стойкость к внешним воздействиям.
Минусы проявляются в зависимости качества и срока службы от цены, большом весе (исключение делается лишь для алюминиевых разновидностей), подверженности коррозии софитов из стали коррозии при нарушении внешнего покрытия и сравнительно высокой сложности монтажных операций.
Совет! По возможности не используйте недорогие тонкие листовые материалы для обшивки свесов. Так как ваше покрытие точно пойдет волнами, т это будет сразу заметно.
Из чего сделать лобную доску при подшивке свесов крыши
Закрепляемая гвоздями на выступающих торцах стропил лобовая доска усиливает жесткость и прочность кровельных конструкций, удерживает водосточные желоба (необязательно) и планки подшивки карнизов, защищая последние от осадков и ветра.
При отсутствии возможности покупки специальных элементов (лобовая доска входит в комплектацию черепичных крыш) ее изготавливают из водостойких и выдерживающих частные перепады температуры и влажности пород древесины – лиственницы, ангарской сосны тика или прошедшего термическую обработку ясеня. Стандартная ширина таких досок зависит от высоты стропил и варьируется в пределах 180-250 мм при толщине от 20 до 30 мм.
С учетом низких весовых нагрузок к лобовой доске не выдвигаются жесткие требования по толщине или прочности. Исключение делают для элементов с держателями водосточных систем, но даже в таких случаях их толщина не превышает 30 мм. Длина отдельных элементов не нормируется и подбирается исходя из габаритов кровли и удобства монтажа.
Но в плане выдержки влажностных и атмосферных воздействий ситуация обратная – лобовую доску защищают от них с помощью олифы, ЛКМ, широких и гладких металлических планок с полимерным покрытием или пластиковых ламелей. Зашиваемая доска обязательно пропитывается антисептиками и антипиренами.
Совет! В целях экономии можно использовать для лобовой доски сосну, но при этом хорошо ее прокрасить.
Совет! Если решили торцы закрыть листовым металлом, то используйте только толстый качественный материал, в противном случае он точно пойдет волной. Лучше все же отказаться от лобовой планки из листового металла.
Технология работ при подшивке свесов кровли
Схема работ зависит от угла наклона кровли и типа подшиваемого участка. При подшивке карнизов возможны два варианта действий:
• Крепление карнизов к обрешетке, прикрученной или прибитой к нижней части стропил. При выборе этого способа свесы размещаются под углом (диагонально), совпадающим с плоскостью стропил как в продольном, так и поперечном направлении. Такая технология возможна при выносе свеса не более 40-50 см и малом угле наклона кровли. При уклоне свыше 30° работы по монтажу существенно усложняются, а расход материалов – неоправданно растет.
• Горизонтальное крепление свесов к каркасу, набиваемому к стенам дома, нижней и верхней части стропил. Этот способ ценится на простоту и является оптимальным при обустройстве крутых кровель. При его реализации наружную часть карниза защищает и удерживает лобная доска, а края примыкания к фасаду вставляются в стартовую планку. Ориентация софитов может быть любой, перпендикулярные стенам ламели при горизонтальном способе выглядят более аккуратно и привлекательно. К обязательным условиям технологии относят размещение промежуточных опор крепления в каркасе при длине карниза более 45 см.
Фронтонные свесы подшиваются к обрешетке вне зависимости от угла наклона кровли и способа отделки карнизов. Места стыка с кровельными материалами таких свесов надежно защищаются от попадания наружной влаги фасками, сама подшивка выполняется исключительно из сплошных материалов. Вентиляцию свеса обеспечивает только небольшой зазор между ним и наружными стенами дома.
К общим требованиям технологии монтажа относят:
• Предварительный осмотр и оценку состояния стропил. Все плохо закрепленные, отстающие или гнилые элементы нуждаются в усилении или замене. Участки древесины с чернотой или синюшностью зачищаются, заново обрабатываются антисептиками или окрашиваются.
• Крепление профилей исключительно по разметке. Последнюю в свою очередь проводят после подрезки стропил (при необходимости) и крепления каркаса или обрешетки. Это же относится к нарезке листовых материалов и подбору размеров готовых панелей.
• Обработку антисептиками всех закрываемых деревянных элементов.
• Усиление каркасных конструкций при горизонтальном способе подшивки поперечными планками.
Ошибки при подшивке
Основные нарушения монтажа связаны с неправильным раскроем листовых материалов и использованием неподходящих, слабых или плохо защищенных от коррозии крепежей. При чрезмерном плотном прилегании или укладке без компенсационных зазоров софиты коробятся или выходят за края планок. Ошибки в размерах в меньшую сторону также нежелательны и особенно заметны при работе с пластиковыми софитами с замковыми системами соединений (подшивка плохо держится, шумит или выпадает из профиля).
К возможным ошибкам также относят:
• Игнорирование потребности или недостаточную вентиляцию карнизов кровли. По нормам как минимум треть закрываемой площади должна быть перфорированной при сечении отверстий не менее 1/500 от общего объема подкровельного пространства. При подшивке конструкций, укрытых дышащими материалами (глиняной черепицей, шифером) требования к воздухообмену смягчаются, при обустройстве фальцевых или ондулиновых крыш – наоборот.
• Монтаж софитов до этапа утепления или отделки фасада. При правильном подходе свесы подшиваются по завершении всех кровельных и отделочных работ, примыкая к наружным стенам дома.
• Игнорирование потребности в обрешетке и дополнительных крепежах при монтаже систем с замковыми соединениями и длине свесов свыше 45 см. Длинные или большие по площади панели, закрепленные лишь по бокам, срываются ветром, провисают или перекашиваются.
• Прибивание стартового или кромочного профиля не по центру отверстий или экономию на крепежах для их удержания.
• Утепление пространства под карнизными свесами. В пространстве карнизов можно размещать точечные системы освещения и скрывать коммуникации, но лишь при условии достаточного доступа воздуха к кровле и соблюдении правил пожарной безопасности. Утепление этих участков данному требованию не соответствует.
Итоговые рекомендации
Для продления срока службы конструкций все открытые места размещения металлических крепежей или соответствующие отверстия на софитах из стали рекомендуется закрасить специальными красками в тон основной расцветки софитов. В особом уходе подшивка не нуждается, но пару раз в год ее поверхности осматриваются и очищаются с помощью щетки на длинной ручке.
Абразивные или агрессивные моющие средства для этих целей не используются, особо загрязненные участки промываются водой с незначительными добавками мыла или обычного стирального порошка.
Особе внимание уделяется подшивке из деревянной вагонки или профлиста. В первом случае периодически (раз в 2 года или чаще при неблагоприятных условиях) обновляется защитное покрытие свесов, во втором – поверхности осматриваются с целью выявления очагов коррозии.
Вне зависимости от типа и материала свесов одновременно с их осмотром проверяется работа и состояние водосточных систем. Теперь вы знаете, чем подшить свесы крыши.
Как подшить карниз (свес) кровли – пошаговая инструкция от выбора материала до финиша
Карнизы (свесы) крыш бывают разными. Выбор их типа определяется особенностями климата и предназначением строения. По сути, это не более чем продолжение кровельного «пирога», та его часть, которая выступает за периметр внешних стен. Длина зависит от вида материала, использованного при возведении строения, этажности, архитектурных особенностей и специфики эксплуатации. Как правило, она лежит в пределах от полуметра (чаще всего) до 1,2 м.
Работа по подшивке карниза крыши является промежуточным этапом обустройства кровли. Ее можно начинать только после того, как готова стропильная система и утеплены внешние стены. И это понятно – ноги стропил являются теми элементами, к которым крепится подшивочный материал, а если предварительно поверхность не отделать «теплоизолятором», то та ее часть, которая будет закрыта «подшивкой», так и останется холодной.
Хотя есть и другое мнение – производить подшивку следует до наружного утепления. Наверное, все-таки нужно в первую очередь руководствоваться здравым смыслом и местными условиями. К примеру, что под кровлей – холодный чердак или мансардное помещение?
Материалы для подшивки
Доска
Естественно, что используется категории «строганная обрезная». Как правило, достаточная для «подшивки» толщина заготовок 15 – 20, ширина – не более 250 (мм). Но есть нюанс. Следует обратить внимание на то, чтобы все они были одинаковыми. В противном случае такая «подшивка» вряд ли добавит привлекательности всему строению.
Вагонка ПВХ
Учитывая стоимость материала, это самый бюджетный вариант. Единственное, что нужно учесть – дополнительные элементы, которые следует приобретать вместе с изделиями (уголки, полосы и ряд других, в зависимости от конфигурации крыши). Целесообразно монтировать для строений, когда нежелательно создавать дополнительную нагрузку на стены или фундамент, так как общий вес такой «подшивки» – минимальный.
Деревянная вагонка
Рекомендуемая толщина – не менее 17 мм.
Профнастил
Это «оцинковка», покрытая полимерным защитным слоем. Такая подшивка, благодаря волнистому профилю, обеспечивает качественную естественную вентиляцию подкровельного пространства. Разнообразие оттенков листов позволяет подобрать материал практически для любого вида облицовки здания.
Но учитывая, что это – металл, необходимо обратить внимание на более качественное утепление свеса.
Софит
Это разновидность распространенных пластиковых панелей, предназначенная именно для такого рода работы. От традиционных «досок» они отличаются несколькими характеристиками, которые приобретают особое значение при использовании их именно в качестве «подшивки».
Во-первых , наличие перфорационных отверстий по всей длине (гарантия хорошей вентиляции).
Во-вторых , данные изделия имеют большую толщину, а это и прочность, и некоторое снижение теплопотерь.
В-третьих , применение специальных добавок на стадии изготовления, которые повышают устойчивость материала перед ультрафиолетом.
В-четвертых , в отличие от традиционных панелей ПВХ, они не имеют сезонных ограничений в монтаже, тогда как обычный пластик при низких значениях температуры на улице становится хрупким, ломким – более подробно о софитах читайте здесь.
Изделия ОСП
Вариант довольно дешевый, но нужно учесть, что основа таких плит – древесная стружка, хоть и прессованная. Поэтому нужно учитывать особенности климата и недостаточную прочность материала. Продукцию тоньше 6 мм монтировать не стоит.
Алгоритм работы
Подготовка стропильных ног
Их свисающие части должны быть выровнены по одной линии. Обрезать несложно, так как методика известна любому частному застройщику – выравнивание при помощи натянутого шнура. Главное, чтобы по всей его длине не было провисов. Поэтому лучше воспользоваться изделиями, которые хорошо натягиваются (к примеру, рыболовная леса, шнур капроновый).
Если длина частей стропильных ног, выходящих за периметр здания, недостаточна для качественного обустройства «подшивки», то их искусственно удлиняют (наращивают). Такие элементы называются «кобылками».
Обустройство основы для монтажа
Многое зависит от конфигурации крыши, ее скатов. Поэтому для монтажа «подшивочного» материала применяется одна из двух методик.
Первый вариант
На торцы стропильных ног нашивается доска (вертикально), по всей длине строения. Предварительно производится соответствующая обрезка ног. На стене фиксируется опорный брус (рейка). Получается основа, на которую крепится несущий каркас для «подшивки». Он может быть как из досок, так и из толстых реек, в зависимости от вида «подшивочного» материала. В этом случае лобовая доска также подлежит отделке.
Второй вариант
Такая же доска, но крепится к низу стропильных ног, поэтому их концы «подрезаются» только в горизонтальной плоскости. Но это более подходит для небольших свесов, когда длина (и вес) «подшивочных» изделий маленькая. Соответственно, изделия для «подшивки» крепятся под наклоном, с обратной стороны стропил.
Если ноги не лежат в одной плоскости (неодинаковая ширина), то этот недостаток устраняется «нашивкой» (с обратной стороны) досок разной толщины, которые и образуют несущий каркас – основу (обрешетку) для крепления материала «подшивки».
На углах, если свес проходит по всему периметру здания, крайние доски соседних стен дополнительно скрепляются между собой уголками, пластинами.
Источник https://proffstroygroup.ru/strojka/podshivka-krovli.html
Источник https://cheremo.ru/chem-podshit-svesy-kryshi/
Источник https://roof-gid.ru/elementy-kryshi/podshivka-karniza/