ВС указал, что водоканал обязан контролировать показания приборов учета, а не занимать пассивную позицию
Верховный Суд опубликовал Определение по делу № 310-ЭС20-13165, в котором ответил на вопрос, должна ли компания оплатить задолженность, возникшую из-за исправного прибора учета воды.
Обстоятельства спора
1 октября 2009 г. между АО «Тулагорводоканал» и АО «Тульский трикотаж» был заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод, по условиям которого водоканал обязался отпускать абоненту питьевую воду из системы Тульского городского водопровода по III категории обеспеченности и принимать от абонента сточные воды в систему канализации, а абонент, в свою очередь, – своевременно и полностью оплачивать услуги водоканала в порядке и сроки, предусмотренные договором. При этом абонент обязался обеспечивать комплектность, целостность, сохранность и исправное состояние средств измерения, пломб на них и на обводных линиях, а также производить своевременный ремонт и госповерку приборов учета.
Согласно акту приемки водомерного узла для проведения финансовых расчетов за услуги водоснабжения и водоотведения от 4 октября 2005 г., составленному представителями водоканала и общества «Тульский трикотаж», на объекте абонента был установлен исправный водомер ВСКМ-40 с датой последней поверки 7 июня 2005 г. и показаниями на день приемки 11 куб. м, водомерное присоединение опломбировано.
18 июля 2018 г. при проведении представителями водоканала и общества обследования технического состояния узла учета холодной воды на объекте абонента было установлено, что межповерочный интервал прибора с показаниями на момент обследования 17 742 куб. м истек 1 июля 2011 г., о чем составлен акт, подписанный сторонами.
14 августа того же года прибор учета ВСКМ-40 был заменен счетчиком воды ВСКМ 90-40, о чем также составлен акт.
Ссылаясь на истечение межповерочного интервала прибора, водоканал произвел расчет объема поставленной обществу холодной воды и принятых сточных вод за период с 18 июля 2015 г. по 18 июля 2018 г., исходя из пропускной способности водопроводного ввода в точке подключения к централизованной системе водоснабжения 40 мм при его круглосуточном действии и скорости движения воды 1,2 м в секунду на основании подп. «б» п. 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776, стоимость которых с учетом ранее поступившей от общества платы за указанный период составила более 4,7 млн руб. В направленной абоненту 14 сентября 2018 г. претензии водоканал предложил оплатить задолженность в добровольном порядке.
По заказу общества-абонента ФГБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тульской области» осуществило поверку счетчика воды ВСКМ 16-40, о чем 2 октября 2018 г. выдан соответствующий паспорт.
Поскольку общество не исполнило требование об оплате задолженности, водоканал обратился в Арбитражный суд Тульской области с иском о взыскании задолженности на сумму более 4,7 млн руб.
Удовлетворяя иск, суд руководствовался ст. 309, 310 и 548 ГК РФ, Законом об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, Законом о водоснабжении и водоотведении, а также п. 14, 15, 16, 22, 23, 49 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от обязанности оплатить услуги водоканала, объем которых определен расчетным путем, в связи с истечением межповерочного интервала (МПИ) прибора учета, установленного на объекте ответчика.
Отклоняя ссылку ответчика на судебную практику, признающую опровержимость презумпции непригодности для коммерческого использования приборов учета с истекшим МПИ, суд указал, что приводимые ответчиком судебные акты приняты при иных фактических обстоятельствах спора, а выданный 2 октября 2018 г. ФБУ «Тульский ЦСМ» паспорт счетчика воды ВСКМ 16-40 не является надлежащим подтверждением исправности и коммерческой пригодности данного прибора учета. По мнению суда, поверка была проведена значительно позже составления акта от 18 июля 2018 г., а ее результаты неприменимы к периоду, предшествующему поверке.
Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции в силе.
ВС не усмотрел оснований для довзыскания с абонента платы за холодное водоснабжение и водоотведение
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Верховный Суд. ВС указал: судами правильно установлено, что по истечении срока поверки прибора учета он считается вышедшим из строя (неисправным) (подп. «ж» п. 49 Правил учета воды). Это, в свою очередь, является основанием для определения объема воды расчетным способом (метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения) через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки по истечении межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения его допуска к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора (подп. «б» п. 14, подп. «б» п. 16 Правил учета воды в действовавшей в спорном периоде редакции).
Вместе с тем, указал ВС, абонент, пропустивший дату очередной поверки, не лишен возможности представить доказательства, фактически опровергающие презумпцию технической и коммерческой непригодности прибора учета с истекшим МПИ, влекущую необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание такого прибора соответствующим метрологическим требованиям по смыслу п. 17 ст. 2 Закона об обеспечении единства измерений лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки. Достоверных оснований полагать, что в процессе эксплуатации прибора учета, представляющего собой техническое устройство, происходит улучшение его технических характеристик, влияющих на результат и показатели точности измерений, не имеется.
ВС посчитал, что поскольку обществом в течение разумного срока после получения претензии водоканала с требованием об оплате водопотребления за последние три года в объеме, исчисленном методом пропускной способности, счетчик воды ВСКМ-40 был представлен для поверки в ФБУ «Тульский ЦСМ», являющееся государственным региональным центром метрологии, установившее в соответствии с Законом об обеспечении единства измерений пригодность данного прибора для изменения объема воды, в подтверждение чего в паспорт средства измерений от 2 октября 2018 г. была внесена запись о поверке, заверенная подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты, такой паспорт является достаточным подтверждением технической исправности и коммерческой пригодности прибора в спорном периоде.
Верховный Суд принял во внимание, что при рассмотрении спора не было установлено, что в 2009–2018 гг. общество-абонент допускало искажения показаний прибора учета при передаче их водоканалу либо умышленно воспрепятствовало допуску его представителей к прибору, т.е. пропуск срока очередной поверки не был связан со злоупотреблением абонентом своими правами. ВС пришел к выводу, что при наличии паспорта от 2 октября 2018 г. с записью о проведенной ФБУ «Тульский ЦСМ» поверке отсутствовали основания для довзыскания с абонента платы за холодное водоснабжение и водоотведение за 2015–2018 г. сверх объемов, оплаченных обществом, исходя из показания прибора учета ВСКМ-40, в предусмотренном на случай неисправности прибора учета порядке (подп. «б» п. 14, подп. «б» п. 16 Правил учета воды).
«Кроме того, Судебная коллегия учитывает, что водоканал, осведомленный как о дате госповерки установленного у абонента прибора учета (2005 г.), так и о дате следующей поверки этого прибора (2011 г.), в течение длительного времени (до 2018 г.) не осуществлял проверку состояния приборов учета воды на объекте абонента, принимал от абонента без замечаний показания прибора учета, в том числе по истечении МПИ, т.е. не проявлял как профессиональный участник отношений по водоснабжению должной заботливости и осмотрительности в целях недопущения нарушений учета со стороны своего абонента», – отмечается в определении. При этом, указал ВС, последующие действия водоканала, впервые осуществившего проверку состояния приборов учета воды спустя 7 лет после истечения МПИ и потребовавшего оплатить объем водопотребления и водоотведения в объеме и порядке, предусмотренных на случай неисправности прибора учета, несмотря на наличие в выданном ФБУ «Тульский ЦСМ» паспорте средства измерений записи о поверке, не могут быть признаны добросовестными и, следовательно, не должны пользоваться защитой со стороны суда.
«Обобщая вышеприведенные выводы, Судебная коллегия подтверждает безусловную обязанность всех участников отношений по энергоснабжению соблюдать установленные законом и иными нормативными правовыми актами требования по монтажу и демонтажу, надлежащей эксплуатации, своевременной поверке и извещению о технической неисправности приборов (узлов) учета, содержание которых находится в ведении абонентов. Кроме того, признание за абонентом права на осуществление коммерческого учета потребляемого ресурса с использованием прибора с истекшим МПИ при условии последующей успешной поверки этого прибора не может служить основанием для освобождения такого абонента от ответственности (гражданской или административной) за пропуск срока очередной поверки, если соответствующие его действия (бездействие) подпадают под установленные законом основания для привлечения к такой ответственности», – подчеркивается в определении.
Верховный Суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении исковых требований водоканала.
Адвокаты прокомментировали выводы Суда
В комментарии «АГ» адвокат филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов Татьяна Саяпина отметила, что ВС наиболее комплексно исследовал фактические обстоятельства дела с учетом положений закона.
«По поводу признания Верховным Судом допустимости опровержения презумпции неисправности прибора учета с истекшим межповерочным интервалом, при условии последующего подтверждения в установленном порядке его пригодности для коммерческих измерений, считаю, что это не должно рассматриваться исключительно как вывод Суда. На этот счет необходимо ввести изменения в специальное законодательство в сфере ЖКХ», – считает адвокат. Она добавила, что рассматриваемая ситуация уже не первый раз доходит до Верховного Суда. «Возможно, на практике существуют и еще примеры, однако они не дошли до ВС и незаконно выполняются», – предположила Татьяна Саяпина.
Также адвокат отметила, что ссылки исключительно на судебную практику при принятии решений судами не являются основанием для отказа в удовлетворении иска. «Суд вынес определение на основании закона и фактических обстоятельств дела. Однако не исключено, что при дальнейшей подаче исковых заявлений стороны будут ссылаться на ранее обобщенную судебную практику. При этом опора преимущественно на судебную практику, а не закон, не является достаточным аргументом в пользу вынесения законного и обоснованного решения суда», – подчеркнула Татьяна Саяпина.
Партнер и руководитель практики «Трудовое право» фирмы INTELLECT Анна Устюшенко отметила, что, занимая позицию защиты потребителя, определение можно оценить только в позитивном ключе. Ценность данного определения, по ее мнению, не только в том, что ВС поддержал практику опровержения презумпции неисправности прибора учета, но и в том, что он явно указал на обязанность ресурсоснабжающей организации как профессионального участника отношений по водоснабжению занимать активную позицию по контролю средств измерений, находящихся у потребителей.
«Важно ли данное определение для применения по аналогии? Разумеется. Причем для любого вида ресурсов, необязательно только в вопросах водоснабжения. Ситуация с истечением МПИ систем или приборов учета является рядовой для энергоснабжения в целом. Однако это не означает, что Верховный Суд упростил алгоритм поведения потребителя до следующего: проверка – акт о безучетном потреблении – экспертиза ПУ – оспаривание акта. В конкретных делах судами будут учитываться все обстоятельства нарушения потребителем его обязанности по содержанию систем учета в порядке. Определение не позволяет уйти от ответственности недобросовестным потребителям, если речь идет о классическом безучетном потреблении, сопряженном с вмешательством в работу прибора учета, или невыполнении обязанности по допуску представителей РСО для контроля», – указала Анна Устюшенко.
Адвокат АК № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов назвал определение неожиданным, поскольку вся судебная практика в подобных спорах строится, как правило, на формальном подходе. «Суды не пытаются даже выяснять детали спора, выясняя лишь основной предмет доказывания (пропущен ли срок поверки)», – пояснил он.
«Лично у меня давно вызывает вопросы поведение ресурсоснабжающих организаций, которые пользуются подобным формальным подходом судов и получают совершенно необъяснимые прибыли. В данном определении ВС требует доказывать не вероятность недостоверных показателей (отсутствие поверки), а реальные признаки нарушений в работе прибора учета. Тем самым поставщик освобожден от доказывания размера убытков, но сам факт требуется хотя бы косвенно обосновать», – заключил адвокат.
Оплата за воду напрямую «Водоканалу»
В Жилищный кодекс внесены изменения, позволяющие ресурсоснабжающим компаниям и владельцам жилья в многоквартирных строениях заключать договоры прямого типа с целью исключения посредников в оплате потреблённых жильцами коммунальных ресурсов. МУП «Водоканал» при переходе на прямые соглашения становится «исполнителем» жилищных услуг холодного водоснабжения и водоотведения в больших постройках, в отношении которых осуществляется переход. Итак, как платить за воду напрямую Водоканалу и что это дает?
Как было раньше?
Заключить соглашение напрямую с поставщиком ресурсов было нельзя. УК отправляла счета, в которых сама указывала определенные суммы, тарифы и нормы. Владельцы переводили всю сумму на счет управляющей организации, а та — поставщикам.
В ЖК была возможность для оплаты напрямую, но не всем можно было ее использовать. Соглашение между владельцем жилья и поставщиком при этом все равно не заключалось: прямой могла быть лишь оплата. Но теперь все изменилось.
Чаще всего у дома есть УК или ТСЖ, которые отправляют счета и принимают средства. Некоторые управляющие организации честно выполняют работу: не завышают оплату, переводят деньги вовремя и не меняют показания. Тогда собственники не платят много, а дом не числится в должниках у поставщиков.
Источник: getty
Однако есть нечестные управляющие организации. Они искажают показания, неправильно зачисляют плату, а средства от клиентов не переводят вовремя. Иногда подобные фирмы даже воруют средства, а потом банкротятся или исчезают. На постройке висят долги, а разбираться с этим приходится владельцам жилья или новой УК.
Долгое время граждане не могли полностью контролировать платежи. Приходилось доверять УК, но это не всегда приводило к хорошему результату.
Что изменилось?
Изменения в ЖК России, позволяющие клиентам заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими компаниями, были одобрены, как объясняют разработчики проекта, из-за огромного количества жалоб на УК. Компании не вовремя платили поставщикам несмотря на то, что жители исправно переводили им средства за коммунальные услуги.
Теперь, согласно новым нормативам ЖК, инициировать переход на прямые соглашения между владельцами помещений в многоквартирных постройках и РСО могут сами жители и поставщики.
Если желание избавиться от посредничества УК по оплате жилищных услуг проявляют собственники помещений, то им необходимо провести общего типа собрание и принять решение об оформлении прямых договоров с РСО. Протокол собрания с принятым решением отправляется к поставщикам и региональному оператору по обращению с твердыми отходами. Отдельные письменные соглашения с ресурсоснабжающими компаниями заключать не придется. Договор вступает в силу с момента платежа по выставленному счету.
РСО могут избавиться от услуг УК и перейти на прямой расчет с клиентами, только если управляющая фирма накопила немаленький долг, превышающий 2 среднемесячные величины обязательства по оплате по соглашению ресурсного снабжения или договору на оказание услуг по вывозу мусора. В таком случае по желанию поставщиков с управляющей организацией прерываются договоренности, а перечислять деньги начинают владельцы квартир.
Источник: pixabay
Но даже если собственники помещений перешли на прямые договора с ресурсниками, готовность инженерных коммуникаций и иного оборудования, входящего в состав общедомового имущества, к предоставлению услуг обеспечивают все равно управляющие организации.
Важно!! Если сравнивать тарифы ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, то можно прийти к выводу, что они не отличаются. Например, тарифы за жилищные услуги, по которым идет расчет владельцев ЖК «Георгиевский» с УК «Престиж» в Краснодаре, один в один совпадают с тарифами, выставленными городскими РСО.
На какие услуги можно заключить договор с поставщиком
Напрямую можно перечислять деньги за все жилищные услуги:
- водоснабжение;
- водоотведение;
- отопление;
- электричество;
- газовое снабжение;
- вывоз мусора.
Можно заключать прямые соглашения на все разновидности услуг или только на вывоз мусора и отопление.
Заключить соглашение по желанию владельцев жилья
Чтобы осуществлять прямой расчет, необходимо провести собрание собственников. Договор с РСО заключается со всеми жильцами одновременно. Не будет такого, что один человек платит напрямую в Водоканал, а другой — управляющей фирме.
Если на общем собрании все проголосуют за прямую оплату, это решение придется направить в РСО. Тогда жители будут получать счета от Водоканала и средства переводить тоже ему.
Как платить за воду напрямую Водоканалу из-за задолженности УК
Если УК или ТСЖ задолжали РСО деньги больше чем за 2 месяца, договор с ними могут разорвать в принудительном порядке. Для этого поставщик должен подать на управляющую организацию в суд и выиграть дело.
Водоканал или энергосбыт пришлют владельцам сообщение о разрыве договора с управляющей фирмой и заключении прямых соглашений. Жителям новый договор заключать не надо: отказ РСО работать через УК будет односторонним.
Информацию о переходе на прямой расчет разместят где-то на видном для собственников месте, опубликуют на портале и выделят в официальной газете.
Через месяц после получения уведомления соглашение с УК теряет свою силу. Жители начинают платить напрямую. УК больше не сможет отправлять счета за воду, свет, газ и требовать денег. А если она так сделает, ее можно оштрафовать: хитрая управляющая организация заплатит собственнику в 2 раза больше, чем выставила в счете.
Кому пожаловаться на качество жилищных услуг
Даже при наличии прямого соглашения с РСО жаловаться можно по-прежнему в УК. По закону она должна содержать все системы зданий в порядке, даже если за ресурсы жильцы платят не ей.
Если владелец найдет ошибку в квитанции или жидкость покажется ему недостаточно горячей, можно обратиться в управляющую компанию.
Не забывайте, УК не может ответить: «С кем заключали соглашение, туда и идите», — она должна принять жалобу и отреагировать. Но нести ответственность за качество услуг по прямому соглашению будет РСО, а не УК. За коммуникации в постройке даже при прямых соглашениях отвечает управляющая фирма. Если течет труба или проблемы с электричеством, можно требовать от УК все починить.
Если жилец задолжал поставщику услуг
По договоренности с поставщиком управляющая организация может ограничить ему доступ к ресурсам. Отключить в помещениях должников свет может сотрудник из энергосбыта, а может — из УК. Они договорятся, кто это сделает: ведь все законно.
Источник: getty
Зачем тогда необходима управляющая организация?
УК зарабатывает не на ресурсах, а на обслуживании строения и содержании общедомового имущества. Свою прибыль она не потеряет: владельцы будут платить ей по определенным тарифам за текущий ремонт, уборку и иные услуги, которые есть в соглашении на управление домом.
Даже заключив договора прямого типа, вы все равно будет получать счета от управляющей фирмы и обязаны их оплачивать. Там просто не будут значиться те ресурсы, которые вы оплачиваете РСО.
Как заключить прямое соглашение с поставщиком услуг
Проведите собрание жильцов. Заняться этим может любой человек. Для принятия решения необходим кворум — это больше 50% от общего количества голосов. Чтобы решение о переходе на прямые расчеты было одобрено, достаточно голосов всех присутствующих. Протокол собрания придется отослать поставщику ресурсов. Потом вам расскажут, что нужно делать.
Внимание!! Если говорить в общем, то РСО не очень хотят напрямую рассчитываться с клиентами. Такая форма сотрудничества с потребителями подразумевает самостоятельную масштабную работу с должниками за жилищные услуги, а это лишние расходы.
Немного об оплате и показаниях
Итак, как же клиентам после заключения соглашения можно будет платить РСО напрямую?
Источник: pixabay
Способы оплаты услуг:
- В ЛК на портале МУП «Водоканал» с использованием карты любого банка.
- Через банкоматы и платёжного типа терминалы «Сбербанка России», через систему «Сбербанк — Онлайн».
- Через специальные терминалы «CashPoint».
- Используя платёжного типа терминалы и банкоматы ПАО «МКБ».
- В кассах иных банков на расчётный счёт организации.
- Через операторов отделов «Почта России» по счету.
О ближайшем пункте приёма платежей, где можно оплатить услуги МУП «Водоканал», можно узнать во вкладке «места приема платежей» на портале предприятия или у работников «Единого окна».
Показания водомеров надо отправлять в МУП «Водоканал» каждый месяц с 15 по 20 число одним из способов:
- В ЛК на портале МУП «Водоканал» (после получения кода доступа).
- С использованием телефона (в т.ч. в авто режиме).
- С помощью сервиса «Обратная связь» на ресурсе МУП «Водоканал».
- СМС-сообщением на мобильный номер с указанием лицевого счёта.
- Лично в «Едином окне» Службы сбыта.
Номера для обращений устанавливаются в зависимости от месторасположения многоквартирного строения и указываются в оповещении, адресованном жильцам этого дома.
В случае непредоставления показаний водомеров в указанный срок, счёт на оплату будет создаваться расчётным методом.
Плюсы и минусы прямых договоров
Источник: pinterest
Переход на прямые расчеты с РСО и РО по переработке твердых отходов бытового типа для жителей имеет свои преимущества и недостатки. Среди плюсов – расчеты напрямую с поставщиками, что особенно хорошо для владельцев помещений, которым не повезло с УК или ТСЖ. Минусы также есть – много платежек и, возможно, дополнительные траты на уплату комиссии по банковским переводам.
Жильцам нельзя забывать о том, что вернуться назад к старой компании после заключения договора с РСО просто так не получится. Придется получить согласие поставщиков.
Управляющие организации переход жителей на прямые договора с ресурсоснабжающими компаниями избавит от проблем в виде работы с неплательщиками, но не от дел, связанных с обслуживанием общих сетей, и претензий клиентов по качеству оказываемых услуг. РСО смогут получать средства напрямую от потребителей, но почувствуют на себе, как трудно взыскивать долг с собственников помещений.
Вот мы и разобрались, как платить за воду напрямую Водоканалу. Пока закон только начинает вступать в силу, узнать, как он работает в реальной жизни, может каждый из нас.
Если вы хотите получить больше информации по этой теме, посмотрите следующее видео:
Возможно вам также будет интересно узнать, как платить телефоном вместо карты.
Передача инженерных сетей на баланс эксплуатирующим организациям
Полезная информация по теме: «Передача инженерных сетей на баланс эксплуатирующим организациям». Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.
Передача инженерных сетей на баланс
Ни одно строительство не обходится без прокладки инженерных сетей – канализации, водопровода, теплосетей, газопровода и т.д. Все эти сети по окончании строительства должны стать частью единой городской сети. Чтобы это произошло, требуется передача инженерных сетей на баланс соответствующей коммунальной службе, которая и будет в дальнейшем заниматься обслуживанием и эксплуатацией данных коммуникаций.
Для водопровода и канализации, например, обслуживающей их организацией является ГУП Водоканал, ему на баланс и передаются сети водоснабжения и водоотведения.
Схема передачи инженерных сетей на баланс до сих пор не изменилась, несмотря на то, что в 2009 году начал действовать Хозяйственный кодекс, который должен был определить, каким образом начисляются возмещаемые затраты, как они должны быть компенсированы.
На сегодняшний день, единственное, что необходимо, – это подать заявку в соответствующую коммунальную службу и приложить сопровождающую документацию. Перечень требуемых документов находится в открытом доступе. Так, например, список документов, необходимых для передачи водопроводных и канализационных инженерных сетей на баланс Водоканала, находится на сайте ГУП «Водоканал».
В целом можно сказать, что потребуется приложить генплан, проектную документацию со всеми внесенными во время монтажа изменениями, Техусловия, выданные соответствующей коммунальной службой, исполнительные чертежи инженерных сетей, профили их пересечения с другими коммуникациями, сертификаты на материалы, из которых выполнены сети, акты о проведенных испытаниях.
Другими словами, для передачи инженерных сетей на баланс потребуется предоставить документацию, подтверждающую, что проект был выполнен согласно Техусловиям, выданным эксплуатирующей организацией, а также доказывающую, что сети находятся в исправном, работоспособном состоянии и готовы к началу эксплуатации.
После рассмотрения документации, обычно срок рассмотрения заявки составляет 15 дней, при условии отсутствия у эксплуатирующей организации к застройщику вопросов и замечаний, КУГИ выпускает распоряжение с указанием владельца инженерных сетей, адреса их расположения и протяженности. После выхода распоряжения КУГИ передача инженерных сетей на баланс считается состоявшейся.
Передача инженерных сетей органам государственной власти
«Главбух». Приложение «Учет в строительстве», N 3, 2004
Получив от подрядчика построенный объект, заказчик должен подготовить его к эксплуатации, передав внешние коммуникации и инженерные сооружения (инженерные сети) на обслуживание территориальным или другим эксплуатационным организациям. Причем это нужно сделать до того, как объект будет принят госкомиссией.
В данном случае возможно два варианта. Первый — заказчик заключает договоры на обслуживание со специализированными организациями. Второй-заказчик заключает договоры на временное обслуживание со специализированными организациями, а в дальнейшем, после прохождения государственной приемочной комиссии, внешние коммуникации и инженерные сооружения объекта передаются в государственную собственность. При этом передача коммуникаций и сооружений, как правило, осуществляется на безвозмездной основе.
Условие о передаче внешних коммуникаций и инженерных сооружений органам государственной власти может быть предусмотрено в инвестиционном договоре и носить обязательный характер, как, например, это практикуется в Москве (п.2 Постановления Правительства Москвы от 22 августа 2000 г. N 660 «О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы»).
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
В статье мы рассмотрим правовые основы передачи в государственную собственность внешних коммуникаций и инженерных сооружений, а также учет и налогообложение такой операции.
Правовые основы сделки
Чтобы безвозмездно передать имущество кому-либо в собственность, нужно заключить договор дарения. Правила заключения таких договоров прописаны в гл.32 Гражданского кодекса РФ.
Естественно, что дарителем может быть лицо, у которого имущество находится в собственности или которому принадлежат на него имущественные права. А собственник объектов капитальных вложений или результатов инвестиционной деятельности — инвестор. Поэтому только он может быть дарителем внешних коммуникаций и инженерных сооружений, даже если передачей занимается заказчик. И если заказчик и инвестор являются разными юридическими лицами, то заказчик будет выступать в такой сделке в качестве посредника. Для этого с ним нужно заключить договор поручения.
Правда, можно сделать иначе: внести в инвестиционный договор, заключаемый между инвестором и заказчиком, условие о том, что заказчик по заданию и от имени инвестора должен передать государству внешние коммуникации и инженерные сооружения или имущественные права на них.
Схема передачи внешних коммуникаций и инженерных сооружений органам государственной власти
Налогообложение
Теперь рассмотрим порядок налогообложения операции по передаче внешних коммуникаций и инженерных сооружений в государственную собственность.
Если организация безвозмездно передает объекты жилищно-коммунального назначения государственным органам или органам местного самоуправления (или по их решению — специализированным организациям, использующим и эксплуатирующим указанные объекты), то такая операция не облагается НДС. Так установлено в пп.2 п.2 ст.146 Налогового кодекса РФ. При этом «входной» НДС, уплаченный контрагентам и подрядчикам при строительстве переданных объектов, включается в их стоимость (пп.4 п.2 ст.170 Налогового кодекса РФ).
А если передаются имущественные права на внешние коммуникации и инженерные сооружения? Тогда такая передача не будет освобождаться от НДС. Ведь в пп.2 п.2 ст.146 Налогового кодекса РФ речь идет только о передаче объектов жилищно-коммунального назначения, а не имущественных прав на них. При этом передача имущественных прав подпадает под налогообложение в соответствии с пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ. Правда, в Налоговом кодексе РФ не указано, как рассчитывать налогооблагаемую стоимость передаваемых имущественных прав на объекты. Налоговые органы в подобных случаях обычно ссылаются на п.2 ст.154 Налогового кодекса РФ, в котором в том числе установлен порядок исчисления НДС при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) .
О спорных вопросах уплаты НДС при передаче имущественных прав читайте в рубрике «Советы коллег» на с. 26.
В такой ситуации инвестор может предъявить к вычету из бюджета «входной» НДС на основании сводного счета-фактуры — его заказчик-застройщик выписывает по окончании строительства на стоимость услуг всех подрядчиков. А также на основании отдельного счета-фактуры , который заказчик-застройщик выписывает на стоимость своих услуг. Это следует из пп.1 п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ, который разрешает налоговый вычет по товарам (работам, услугам), приобретаемым для операций, облагаемых НДС.
Подробнее о порядке составления счетов-фактур при строительстве объектов мы рассказывали в статье «Инвестор, заказчик-застройщик и подрядчики: порядок составления счетов-фактур», опубликованной в Приложении N 4, 2003, с. 60.
Налог на прибыль
Стоимость внешних коммуникаций и инженерных сооружений или имущественных прав на них, переданных государству безвозмездно, не признается у инвестора расходом в целях налогообложения прибыли. Это установлено в п.16 ст.270 Налогового кодекса РФ.
[2]
Бухгалтерский учет
Даже если инвестор зарегистрировал право собственности на коммуникации и сооружения, которые он собирается передать государству, учитывать их в составе основных средств нельзя. Ведь эти сооружения инвестор не будет использовать в своих производственных целях. Иными словами, не выполняются все условия, необходимые для того, чтобы в бухгалтерском учете объект можно было включить в состав основных средств. Напомним, что эти условия перечислены в п.4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н.
Поскольку в Плане счетов не предусмотрен счет, на котором можно учитывать объекты, не используемые в производственных целях и находящиеся у организации на праве собственности, в рабочий план счетов организации можно включить новый, например 06. Однако не забудьте, что, согласно требованиям Инструкции по применению Плана счетов, введение нового синтетического счета нужно согласовать с Минфином России. Но чтобы избежать этого, можно отразить зарегистрированный объект на отдельном субсчете к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы». Например, на субсчете «Прочие внеоборотные активы».
Пример 1. На сооружение внешних коммуникаций и инженерных сооружений инвестор перечислил заказчику-застройщику 2 714 000 руб. После того как строительство было завершено, стороны подписали все необходимые документы, а заказчик-застройщик выставил инвестору сводный счет-фактуру на 2 714 000 руб. (в том числе НДС — 414 000 руб.). За регистрацию права собственности на внешние коммуникации и инженерные сооружения инвестор заплатил 7500 руб. А затем он безвозмездно передал эти объекты администрации города.
В учете инвестора бухгалтер отразит данную операцию проводками:
Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51
- 2 714 000 руб. — перечислены заказчику-застройщику деньги на сооружение внешних коммуникаций и инженерных сооружений;
Дебет 08 субсчет «Строительство объектов основных средств» Кредит 60 субсчет «Расчеты с заказчиком-застройщиком»
- 2 300 000 руб. (2 714 000 — 414 000) — получены коммуникации и инженерные сооружения от заказчика-застройщика;
Дебет 19 Кредит 60 субсчет «Расчеты с заказчиком-застройщиком»
- 414 000 руб. — отражен НДС;
Дебет 60 субсчет «Расчеты с заказчиком-застройщиком» Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
- 2 714 000 руб. — зачтен аванс, ранее перечисленный заказчику-застройщику;
Дебет 08 субсчет «Строительство объектов основных средств» Кредит 76 субсчет «Расчеты по государственной регистрации объектов недвижимости»
- 7500 руб. — отражены расходы по государственной регистрации прав на внешние коммуникации и инженерные сооружения;
Дебет 08 субсчет «Прочие внеоборотные активы» Кредит 08 субсчет «Строительство объектов основных средств»
- 2 307 500 руб. (2 300 000 + 7500) — отражен зарегистрированный объект в составе прочих внеоборотных активов;
Дебет 08 субсчет «Прочие внеоборотные активы» Кредит 19
- 414 000 руб. — учтен «входной» НДС в стоимости внешних коммуникаций и инженерных сооружений, подлежащих безвозмездной передаче государственным органам власти;
Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 08 субсчет «Прочие внеоборотные активы»
- 2 721 500 руб. (2 307 500 + 414 000) — переданы безвозмездно администрации города внешние коммуникации и инженерные сооружения.
При этом 2 721 500 руб. не уменьшают налогооблагаемую прибыль инвестора.
А теперь рассмотрим случай, когда инвестор передает государственным органам власти имущественные права на внешние коммуникации и инженерные сооружения (то есть передает эти объекты до момента госрегистрации права собственности на них).
Пример 2. Изменим условия примера 1. Предположим, что инвестор не зарегистрировал право собственности на построенные сооружения и сразу передает их администрации города.
В данном случае речь идет о передаче имущественных прав при посредничестве застройщика.
Тогда в учете инвестора бухгалтер сделает такие проводки:
Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51
- 2 714 000 руб. — перечислены заказчику-застройщику деньги на сооружение внешних коммуникаций и инженерных сооружений;
Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 60 субсчет «Расчеты с заказчиком-застройщиком»
- 2 300 000 руб. (2 714 000 — 414 000) — списана стоимость внешних коммуникаций и инженерных сооружений, переданных безвозмездно администрации города;
Дебет 19 Кредит 60 субсчет «Расчеты с заказчиком-застройщиком»
- 414 000 руб. — отражен НДС;
Дебет 60 субсчет «Расчеты с заказчиком-застройщиком» Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
- 2 714 000 руб. — закрыты расчеты с заказчиком-застройщиком;
Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 414 000 руб. (2 300 000 руб. х 18%) — начислен НДС с передачи имущественных прав;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- 414 000 руб. — предъявлен к вычету из бюджета НДС.
Северный дачник — Новости, Каталог, Консультации
Проблематика передачи инженерных сетей на баланс города
Нередко передача инженерных сетей на баланс города приводит к конфликту интересов. В первую очередь это связано с тем, что эксплуатирующие организации «не проявляют активной позиции» в этом вопросе.
Они согласны получать деньги за предоставляемые услуги, но от расходов на содержание коммуникаций предпочли бы отстраниться. Часто отказ брать инженерные сети на баланс мотивируется невозможностью окупить расходы на их содержание.
С точки зрения законодательства позиция сетевых организаций в этом вопросе весьма слабая. Верховный суд РФ четко обозначил свое мнение по данному поводу. Инженерные сети, которые расположены вне границ многоквартирных домов, не считаются общедомовым имуществом. Следовательно, ответственность за их содержание автоматически ложится на плечи эксплуатирующих организаций. Дело остается за малым – документально подтвердить, что передача на баланс водоканалу сетей, например, состоялась.
При нежелании принимать инженерные сети на свой баланс, эксплуатирующие организации могут прибегнуть к своей излюбленной тактике – бюрократической волоките, которая может тянуться бесконечно. В конечном счете, их можно принудить к принятию решения через суд, но путь этот крайне долгий и непрактичный. В данных обстоятельствах «смешным» кажется положение Хозяйственного кодекса РФ, который предусматривает компенсацию застройщику расходов на инженерные коммуникации при принятии их на баланс сетевыми организациями. Это положение никогда не выполнялось и в обозримом будущем выполняться не будет. Передача инженерных сетей на баланс эксплуатирующим организациям возможна только на безвозмездной основе и никак иначе.
Собственники инженерных сетей
Когда речь заходит о передаче имущества, то такое понятие как «безвозмездно», не находит понимания. Инженерные коммуникации должны быть созданы – это неоспоримо. Кто должен оплачивать их создание? А вот тут возможны варианты. Это могут быть:
* дольщики строящегося жилья;
Последний вариант отпадает сразу. Коммунальные предприятия настолько инертны и неэффективны, что каких-то активных действий, направленных на развитие собственной инфраструктуры, от них ожидать не приходится. Можно было бы заключить договор и признать застройщика подрядчиком, которому поручено создание инженерных сетей, но и в этом случае мимо. Безвозмездная передача электрических сетей на баланс сетевой организации, уже может встретить враждебное отношение. Говорить о желании вложить в строительство собственные средства не приходится вовсе.
Остаются дольщики строящегося жилья и застройщик, которые должны вложить личные средства в инженерные коммуникации, чтобы затем произошла безвозмездная передача газовых сетей на баланс эксплуатирующей структуры. Такое положение дел не вызывает оптимизма. Дополнительные затраты естественным образом увеличивают себестоимость квадратного метра. Если строится большой жилой комплекс, когда общую сумму можно «раскинуть» на несколько сотен дольщиков, то ситуация может не оказаться критической, особенно если протяженность коммуникаций относительно невелика.
Проблема заключается в том, что использовать средства дольщиков для создания инженерных коммуникаций можно только в том случае, если это предусмотрено договором, а сами коммуникации являются частью проекта. Также в договоре о долевом строительстве должна быть зафиксирована передача тепловых сетей на баланс теплоснабжающей организации и другие подобные действия как обязанность застройщика. Такие пункты могут вызвать недоумение у неискушенных в этом вопросе граждан, которые не понимают необходимости переплаты. Строительство и содержание сетей по идее входит в стоимость оплачиваемых услуг. Почему за них приходится платить дважды?
С другой стороны, не включать эти пункты нельзя. В первом случае внесение затрат на прокладку инженерных коммуникаций в стоимость строительства становится неправомерной. Во втором случае – застройщик теряет право распоряжаться собственностью дольщиков, что может послужить формальной причиной, по которой передача сетей на баланс «Ленэнерго», например, невозможна. Неразбериха с передачей на баланс профильных организаций инженерных коммуникаций привела к тому, что возникли участки сетей, за которые никто не несет ответственности, со всеми вытекающими печальными последствиями.
Ситуация стала настолько угрожающей, что к решению проблемы было вынуждено подключиться правительство. После поручения президента РФ, вышло в свет разъяснение Министерства финансов, что расходы на строительство объектов жилищно-коммунального и инженерно-технического назначения попадают под требования ст. 252 Налогового кодекса РФ. Это статья определяет расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль от продажи нежилых помещений и построенного жилого фонда. Иными словами, чтобы такие действия, как безвозмездная передача сетей на баланс «МОЭСК» и им подобные, не встречали сопротивление со стороны застройщиков, правительство гарантирует передающим налоговые льготы.
Нюансы передачи электросетей на баланс электросетевых компаний
По другому принципу происходит передача сетей СНТ на баланс электросетевых компаний. И формально, и практически на балансе эксплуатирующих организаций находятся только ЛЭП, доходящие до границ участка СНТ. Оборудование на самом участке лежит в зоне ответственности товарищества. Нет законных оснований принудить электросетевую компанию принять на свой баланс электрические сети садовых некоммерческих товариществ.
Передача сетей СНТ на баланс «МОЭСК», например, может происходить исключительно при желании последней. Министерство энергетики РФ разработало ряд рекомендаций по передаче объектов электросетевого хозяйства СНТ на баланс ТСО.
Рекомендации – это единственно возможная помощь в данной ситуации. Далеко не все сетевые организации стремятся взять на баланс сети СНТ. Возможно, причина в крайне плачевном техническом состоянии большинства из них.
В отношение конкретно ПАО «МОЭСК» можно сказать, что компания проводит достаточно лояльную политику. Она активно внедряет онлайн сервисы для подачи заявок. На сайте «МОЭСК» вы найдете много полезной информации. Там же представлен договор о передаче сети на баланс, форма которого является стандартной.
Как передать сети водопровода и канализации на баланс?
Строительство и монтаж сетей НВК – ответственный этап при строительстве любого объекта со значительными вложениями технических и финансовых средств. По окончании строительства и подписании актов о сдаче-приемке возникает необходимость передачи сетей коммунальной службе, которая будет заниматься их обслуживанием и эксплуатацией, т.е. Водоканалу. Вполне естественно, у застройщика возникает вопрос, как передать сети водопровода и канализации на баланс Водоканала?
Видео (кликните для воспроизведения). |
Официально считается, что передача должна производиться в соответствии с Хозяйственным кодексом от 2009 года. Однако в отношении передачи инженерных сетей на баланс коммунальным службам этот закон до сих пор еще не заработал. Поэтому вновь построенные водопровод и канализация передаются Водоканалу, как и прежде. Для этого необходимо просто подать заявку, приложив к ней документы согласно перечню, опубликованному на сайте ГУП «Водоканал».
Перед началом проектирования сетей НВК Водоканал выдает Технические условия, которые необходимо будет приложить к поданной заявке. Также передается и прошедший все согласования проект. В процессе строительства водопровода и канализации в проект нередко вносятся изменения, которые должны быть также согласованы Водоканалом.
Переданные сети водоснабжения и водоотведения должны быть в работоспособном состоянии, что подтверждается актами о проведенных испытаниях. Для канализационных сетей проводят испытания на пролив, для водопроводных — гидравлические. Все испытания должны проводиться в присутствии представителя эксплуатирующей организации и быть им подписаны. Эти акты также входят в перечень документов, предоставляемых при передаче сетей водопровода и канализации на баланс. Хозяйственно-бытовой водопровод перед тем, как его передадут коммунальным службам, должен пройти дезинфекцию, о чем также должны быть приложены подписанные представителем Водоканала акты.
Итак, как передать сети водопровода и канализации на баланс? Нужно подать заявку, приложить к ней все документы и подождать не более 15-ти дней. Если у Водоканала не возникнет по предоставленной документации никаких возражений или вопросов, по истечении данного срока КУГИ выпускает распоряжение, в котором указывает владельца сетей НВК, их месторасположение и протяженность. После выхода данного распоряжения инженерные коммуникации считаются переданными на баланс соответствующей коммунальной службе.
Передача наружных сетей водопровода и канализации на баланс Водоканала
Любые вновь построенные инженерные коммуникации (канализация, водопровод, сети теплоснабжения, газопроводы и т.д.) должны стать частью единой системы. Для этого они передаются на баланс эксплуатирующей организации. Эксплуатацией систем водоснабжения и водоотведения занимается Водоканал. Поэтому, по окончании строительства обязательно производится передача наружных сетей водопровода и канализации на баланс Водоканала.
В 2009 году вступил в действие Хозяйственный кодекс РФ, в статье №179 которого описывается, каким образом должна быть проведена передача инженерных коммуникаций на баланс эксплуатирующей организации. По этому закону при передаче наружных сетей водопровода и канализации должна быть рассчитана величина компенсируемых затрат и должен быть определен порядок их возмещения. На практике данная статья Хозяйственного кодекса не выполняется.
Для выполнения передачи сетей НВК на баланс Водоканала подается заявка, к которой должен быть приложен пакет сопутствующих документов. Форма заявки и список прилагаемых документов находится в открытом доступе на сайте ГУП Водоканал.
Передача сетей НВК на баланс производится только после оформления актов приемо-сдаточных испытаний сетей, которые должны быть подписаны представителем Водоканала. Перед этим должны быть проведены испытания канализационных сетей на пролив, гидравлические и напорные испытания водопровода, хозяйственно-бытовой водопровод должен пройти дезинфекцию. Все акты прилагаются к заявке на передачу наружных сетей водопровода и канализации на баланс Водоканала.
Кроме того, к заявке должны быть приложены генеральный план, исполнительные чертежи сетей, профили, согласованная проектная документация с указанием всех изменений, если они были внесены во время монтажа сетей.
Наружные канализационные и водопроводные сети должны быть выполнены из сертифицированных материалов. Сертификаты на примененные трубы, арматуру также прикладываются к заявке, подаваемой в Водоканал.
В Водоканале заявка рассматривается в течение 15 дней. Если у эксплуатирующей организации не возникло замечаний и вопросов по предоставленной на рассмотрение документации, по истечении этого срока КУГИ выпускает распоряжение с указанием владельца сетей, их месторасположения и протяженности, после чего передача наружных сетей водопровода и канализации на баланс Водоканала считается состоявшейся.
Балансовая принадлежность инженерных сетей
Имеется МКД 2012 года постройки. Застройщик после ввода дома в эксплуатацию передал техническую документацию созданному в этом доме ТСЖ. В данной документации имеется АКТ приема передачи основных средств принятый председателем ТСЖ. В этом акте отображены сети водоснабжения которые находятся за внешеней границей дома и идущие к городской водопроводной сети находящейся через автомобильную дорогу и проходящие по зеленой зоне(парк). Также на данный момент к этим трубам водоснабжения подключен второй дом сданный в 2015 году, и планируется подключения строющегося рядом дома тем же застройщиком! Вопрос таков: каким образом снять с балансовой принадлежности ТСЖ данные сети водоснабжения находящиеся за пределами внешней границы дома и передать их городской управе (или водоканалу) на их баланс? Так как считаю что эти сети не могут быть общей собственностью собственников согласно Правил №491 и используются эти трубы не для одного МКД.
Передача инженерных сетей муниципальному образованию
Вопрос-ответ по теме
Возможно ли застройщику многоквартирного дома передать в администрацию муниципального образования сети (вода, канализация, газ, теплосеть и др.) по акту приема-передачи на основании выданной кадастровым инженером технической документации (техпланы), или выданной кадастровой палатой технической документации (кадастровые паспорта)? Будет ли соответствовать требованиям действующего законодательства такая передача? Какие у застройщика риски, если, несмотря ни на что, он передаст сети именно в таком порядке?
Если застройщик осуществил строительство инженерных сетей, то инженерные сети в границах многоквартирного дома должны принадлежать дольщикам, т. к. относятся к общедомовому имуществу дольщиков, инженерные сети за границей дома – застройщику (или иному лицу, в соответствии с договором). Однако, в соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ инженерные сети относятся к линейным объектам недвижимости, право собственности на которые, в силу положений статей 8, 131, 219, 223 ГК РФ, статьи 25 ФЗ от 21.07.97 № 122-ФЗ возникает с момента госрегистрации в органах Росреестра, у лица, имеющего права на земельные участки и получившего разрешение на ввод в эксплуатацию. Таким образом, для первичной регистрации права собственности на линейные объекты необходимо наличие права на земельные участки, т.к. согласно п. 1 ст. 25 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ, в отсутствие прав на земельные участки право собственности на созданный линейный объект недвижимости невозможно зарегистрировать.
Постановка на кадастровый учет объектов осуществляется в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ на основании тех. плана сооружения (ст.22 ФЗ № 221-ФЗ), который изготавливает кадастровый инженер, однако постановка на учет не влечет возникновение права собственности. Таким образом, существует вероятность, что после передачи инженерных сетей администрации она, в свою очередь, не сможет зарегистрировать право собственности на данные сети, по причине отсутствия права собственности у лица, которое их отчуждало – застройщика.
Отметим, что согласно п. 1 ст. 25 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При этом особенности оформления прав на линейные объекты недвижимого имущества действующим законодательством не установлены.
Также обращаем внимание на то, что указанный перечень не является исчерпывающим, так как при правовой экспертизе документов, осуществляемой в порядке, предусмотренном статьей 13 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ, может быть установлено отсутствие иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для проведения государственной регистрации.
Передача инженерных сетей на баланс эксплуатирующим организациям
Существующая система эксплуатации и обслуживания объектов инфраструктуры предполагает передачу их специализированным государственным эксплуатационным организациям. Передача объектов инфраструктуры, построенных за счет средств бюджета, осуществляется товариществу собственников.
Каковы особенности передачи объектов инфраструктуры товариществам собственников?
Указом от 07.02.2006 № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры», в редакции от 31.12.2015 № 538 (далее – Указ № 72), предусматривается упрощенная процедура передачи заказчиками эксплуатирующим организациям завершенных строительством, но не зарегистрированных в установленном порядке в качестве объектов недвижимого имущества объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и их благоустройства (далее – объекты инженерной инфраструктуры) в виде суммы затрат, произведенных при создании этих объектов.
Такая передача осуществляется без наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав на них, на основании акта о передаче затрат, произведенных при создании объекта, и документов, подтверждающих завершение их строительства и соответствие проектной документации.
Пунктом 1 ст. 219 ГК установлено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением законодательства, приобретается этим лицом.
Таким образом, у заказчика (застройщика) по окончании строительства объекта возникают обязательства по передаче объектов инженерной и транспортной инфраструктуры инвесторам, финансировавшим строительство объектов.
В связи с этим в зависимости от источников финансирования строительства объектов инфраструктуры (государственные бюджетные средства, денежные средства граждан, юридических лиц и др.) применение норм Указа № 72 в каждом конкретном случае имеет свои особенности.
Рассмотрим порядок передачи и оформления в собственность объектов инженерной инфраструктуры на примере г. Минска.
Так, Инструкцией о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности г. Минска, утвержденной решением Минского городского Совета депутатов от 25.04.2000 № 87, принятие решений о приемке и передаче затрат по строительству наружных инженерных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и других инженерных сетей и сооружений, построенных за счет средств бюджета г. Минска, на баланс специализированным эксплуатирующим организациям отнесено к компетенции Мингорисполкома.
Однако принять решение о безвозмездной передаче объектов, являющихся совместной долевой собственностью инвесторов (дольщиков) по собственной инициативе без наличия соответствующих полномочий не могут ни Мингорисполком, ни заказчик (застройщик).
Таким образом, для передачи объектов инженерной инфраструктуры, выстроенных за счет негосударственных средств, необходимо решение собственника.
Кроме того, объекты инженерной инфраструктуры в качестве объектов недвижимого имущества могут быть переданы только безвозмездно и только эксплуатирующим организациям государственной формы собственности.
Понятие и перечень специализированных эксплуатирующих организаций приведен в Правилах благоустройства и содержания г. Минска, утвержденных решением Минского городского Совета депутатов от 13.11.2013 № 366, в который входят лишь организации государственной формы собственности.
[1]
Следовательно, принятие решений о безвозмездной передаче затрат по созданию объектов инженерной инфраструктуры, построенных за счет средств бюджета и государственных юридических лиц, организациям негосударственной формы собственности, в т.ч. товариществам собственников, возможно лишь в рамках Указа от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи», в редакции от 29.11.2013 № 529 (далее – Указ № 300).
Согласно п. 1 Указа № 300 юридические лица и ИП Республики Беларусь вправе оказывать организациям, ИП, иным физическим лицам республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых Указом № 300.
Однако для передачи объектов инфраструктуры организациям негосударственной формы собственности в порядке оказания спонсорской помощи потребуется государственная регистрация указанных объектов как объектов недвижимости.
При этом следует иметь в виду, что само товарищество собственников, к примеру, не может иметь собственности. Товарищество собственников – это форма управления общей собственностью собственников жилого дома.
Следовательно, объекты инженерной инфраструктуры могут быть переданы в собственность только собственникам квартир, от имени которых управление совместным имуществом осуществляется товариществом собственников.
Татьяна Званкович, юрист
О вычетах НДС при строительстве инфраструктуры загородных поселков
Автор: Т. Ю. Кошкина
Можно ли воспользоваться вычетом сумм НДС, которые предъявлены в связи со строительством жилищно-коммунальной инфраструктуры? Суды дают положительный ответ. Рассмотрим некоторые ситуации, в которых организациям удалось отстоять право на применение вычетов.
Строительство загородного жилья сопровождается строительством инфраструктуры. Реализация жилья освобождена от обложения НДС, поэтому невозможно принять к вычету соответствующие суммы «входного» налога. А можно ли воспользоваться вычетом сумм НДС, которые предъявлены в связи со строительством инфраструктуры? Судебная практика дает положительный ответ. Рассмотрим некоторые ситуации, в которых организациям удалось отстоять право на применение вычетов.
Постановление АС УО от 11.11.2016 № Ф09-9885/16 по делу № А60-61701/2015.
Отказав в праве на вычет, инспекция сослалась, что объекты инфраструктуры (сети водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, канализации) не будут использоваться в облагаемой НДС деятельности, поскольку они строились в целях передачи органам исполнительной власти субъекта РФ и (или) местного самоуправления или по их указаниям иным лицам.
В силу пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, санаториев, клубов и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению).
Налоговый орган указывал:
- объекты инфраструктуры не достроены, не приняты в состав основных средств, не реализованы;
- на момент рассмотрения дела судом организация не доказала использования инфраструктуры в облагаемых НДС операциях, спорные суммы заявленного в декларации за IV квартал 2014 года к вычету НДС в течение 2015 –
- 2016 годов не восстановлены;
- представленные налогоплательщиком документы не подтверждают, что стоимость внутриплощадочных (внутрипоселковых) инженерно-коммунальных объектов и объектов транспортной инфраструктуры формируется отдельно и не включается в стоимость жилых домов;
- большая часть приобретенных налогоплательщиком подрядных работ могла осуществляться как на придомовом земельном участке, так и на земле общего пользования. Следовательно, инженерные сети и внутренняя инфраструктура поселка неотделимы от построенных на этой территории жилых домов, создаются для использования только на территории данного поселка и для жилых домов поселка;
- затраты на строительство внешних (внутрипоселковых) инженерных сетей учитываются в стоимости одного квадратного метра жилья, оплачиваются покупателями жилых домов, что исключает предъявление НДС к вычету в силу пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ (реализация жилых домов освобождена от обложения НДС).
Арбитры встали на сторону организации, обосновав свое решение следующим образом:
Окончательный вердикт: налогоплательщик правомерно включил НДС, уплаченный подрядчикам при строительстве инженерной инфраструктуры, в состав налоговых вычетов; в случае передачи объектов в муниципальную собственность организация будет обязана восстановить указанные суммы налога на основании пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 № 10АП-19427/2014 по делу № А41-64184/14.
Отказав в вычете, инспекция сослалась на тот же пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ. Суд указал: объекта обложения НДС при передаче инженерных сетей и внешних коммуникаций эксплуатационным организациям не возникает только в том случае, если есть решение органов государственной власти или органов местного самоуправления о передаче таких объектов специализированным организациям, использующим или эксплуатирующим их по назначению. Под таким решением может пониматься наличие в инвестиционном контракте с городскими властями условия о передаче по окончании строительства инженерных коммуникаций эксплуатирующим организациям.
Таким образом, только в момент завершения строительства и передачи соответствующих объектов органам власти или специальным организациям на основании специального решения можно сделать вывод о необлагаемом характере операций по созданию имущества, подлежащего передаче.
[3]
В рассматриваемом споре указанные условия отсутствовали (объекты не созданы, решения о передаче конкретного имущества не приняты). Поэтому доводы налогового органа являются необоснованными и не соответствующими действующему законодательству.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении АС МО от 19.03.2015 по делу № А41-33643/14.
В обоих делах Десятый арбитражный апелляционный суд цитировал Письмо ФНС России от 28.11.2008 № ШС-6-3/[email protected] (см. выше).
Постановление АС ПО от 21.09.2016 № Ф06-12556/2016 по делу № А55-26706/2015.
Спор возник по вопросу применения налоговых вычетов со стоимости подрядных работ, выполненных при строительстве объектов инженерной и транспортной инфраструктуры возводимого организацией коттеджного поселка.
Основанием для отказа в предоставлении согласно уточненной декларации вычетов по НДС стал вывод инспекции: в силу заключенного соглашения организация обязана передать объекты инфраструктуры в областную или районную собственность без взимания дополнительной платы (пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Также инспекция указывала, что внешние (внутрипоселковые) инженерные сети являются частью жилых домов и затраты включаются в стоимость одного квадратного метра жилья. Поскольку реализация жилых домов освобождена от обложения НДС (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ), спорные суммы к вычету не принимаются.
Встав на сторону организации, судьи исходили из следующего:
Постановление АС СКО от 30.04.2015 № Ф08-2027/2015 по делу № А32-43553/2013.
Инспекция сочла неправомерным вычет НДС по расходам на строительство наружных инженерных сетей жилого комплекса и отдельно стоящей котельной, так как они не являются самостоятельными объектами основных средств, расходы на их строительство являются капитальными затратами на строительство жилых домов, подлежащими распределению.
Суды не согласились с выводами инспекции, исходя из следующего.
Согласно учетной политике произведенные обществом расходы делились на затраты, включаемые в стоимость строительства каждого конкретного объекта по прямому признаку (прямые затраты), и расходы, подлежащие распределению между всеми строительными объектами. К распределяемым расходам относились: прочие капитальные затраты, текущие затраты (общехозяйственные). Прочие капитальные расходы распределялись в момент ввода первого объекта строительства. Расчет производился пропорционально площади каждого объекта в общей площади стройки или пропорционально потребляемым мощностям. Текущие затраты распределялись по окончании каждого отчетного периода пропорционально прямым затратам на строительство каждого объекта в общей сумме прямых затрат.
Затраты на строительство внешних сетей и сооружений, составляющих самостоятельные объекты недвижимости (котельная), были выделены в отдельную смету и учитывались обособленно. Указанные объекты инженерной инфраструктуры не являлись частью жилых домов и не реализовывались вместе с жилыми домами, а учитывались на балансе организации как самостоятельные объекты основных средств.
Налоговые органы отказывают организациям в применении вычетов по НДС со стоимости работ и материалов, приобретенных для строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры возводимых жилых комплексов и поселков.
Рассматривая налоговые споры, суды нередко встают на сторону налогоплательщиков. Они указывают, что инженерно-транспортная инфраструктура является самостоятельным объектом гражданского оборота, покупатели жилья не приобретают права собственности на объекты инфраструктуры, расположенные на территории общего пользования. Такие объекты могут:
- использоваться в облагаемой НДС деятельности (эксплуатироваться в целях оказания услуг либо быть проданы);
- передаваться на безвозмездной основе государственным или муниципальным органам либо на основании их решения специализированным организациям.
Арбитры считают, что право на применение вычетов не связано с дальнейшей судьбой строящихся объектов. Если спорные объекты инфраструктуры приняты к учету, числятся на балансе налогоплательщика, и нет доказательств, подтверждающих передачу инженерных коммуникаций в государственную или муниципальную собственность, принятие сумм НДС к вычету правомерно. В случае если объекты в дальнейшем будут безвозмездно переданы в государственную или муниципальную собственность, организация должна восстановить НДС.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Задача налогоплательщика – обосновать размер заявленного к вычету налога, в том числе документально подтвердить величину расходов на строительство внешних (внутрипоселковых) коммуникаций и тех, которые созданы на придомовых участках и включаются в стоимость жилья.
Источник https://www.advgazeta.ru/novosti/vs-ukazal-chto-vodokanal-obyazan-kontrolirovat-pokazaniya-priborov-ucheta-a-ne-zanimat-passivnuyu-pozitsiyu/
Источник https://rtp-news.com/oplata-za-vodu-naprjamuju-vodokanalu/
Источник https://jurkonspb.ru/peredacha-inzhenernyh-setej-na-balans-ekspluatiruyushhim-organizatsiyam/