Содержание
ArchiCAD 16 — Глава 4
Создадим новый файл и в нём «набросаем» новое здание, никак не связанное с тем, что у нас было до этого.
Проверьте, в установках этажа, чтобы у вас было 4 этажа с высотой по 3300 каждый.
4.1.1 Колонны. Тиражирование
На 1-м этаже поставьте колонну (в произвольном месте) высотой 3000 (300мм – оставим на толщину перекрытия).
Выделите созданную колонну и нажмите по одной из чёрных точек: появится панелька с командами. Выбираем тиражирование: откроется отдельное окно для настроек этого тиражирования. В окошке изначально выбран вариант тиражирования с приращением – это нас устроит. Задаём количество дубликатов 4 и нажимаем ОК.
Окошко закроется, а мы вновь нажимаем на одну из точек колонны. Ведите мышь направо и введите расстояние 3500.
Теперь выделим все колонны, вышедшие в тираж. Нажмите на одну из чёрных точек. Нам вновь нужно тиражирование. В окне установок тиражирования установите количество дубликатов 2 и нажмите ОК.
На этот раз ведём мышь вверх и вводим расстояние 5000.
4.1.2 Перекрытие. Смещение рёбер
Нажмите на кнопку Перекрытие (проверьте, чтобы толщина была 300) и обведите сетку колонн по наружной стороне.
Указателем выделите перекрытие и нажмите на одну из его сторон. В появившейся панели выберите кровожадное действие Смещение всех рёбер. Ведите мышь в сторону от здания и введите расстояние 1000.0
4.1.3 Копирование по этажам
Щёлкните правой клавишей мыши по любому из этажей (в списке этажей, естественно) и выберите из выпавшего меню Редактировать элементы по этажам.
В правой части появившегося окошка поставьте галочки напротив 2-го и 3-го этажей. Как не трудно догадаться, всё что было отмечено галочками в левой части окна (то есть – вообще всё) будет скопировано с 1-го этажа на 2-й и 3-й.
Перейдите на 3‑й этаж и вновь зайдите в окошко Редактировать элементы по этажам. На этот раз снимите слева все галочки кроме перекрытия. А справа поставьте галочку напротив 4‑го этажа. Перекрытие скопируется на верхний этаж и образует крышу нашего сооружения.
4.2 Угловые секции
Угловые секции у нас будут одинаковые. На их примере мы рассмотрим, как сделать повторяющиеся элементы здания (одинаковые подъезды, типовые санузлы, неудобные одинаковые рабочие места и т.п.)
4.2.1 Обычные стены
Для начала ограничим нашу угловую секцию стенами (не забором же нам её ограничивать!).
Нажмите на кнопку стена и установите высоту стены 3000. Наведите мышь на левый нижний угол плиты перекрытия и зажмите кнопки alt + shift (чтобы расположить перекрестие начала координат). Ведите мышь вверх и нажмите клавишу «Y», введите расстояние 4500.
Теперь ведите мышь направо и введите длину 3600. Получится первый участок стены.
Второй участок – просто ведите вертикально вниз до границы перекрытия.
4.2.2 Навесные стены
«Навесными стенами» в большинстве архитектурных программ называют витражное остекление – «стеклянный фасад».
Нажмите на кнопку Навесная стена два раза, чтобы попасть в окно параметров. В появившемся окне выберите слева раздел Схема. Справа будет отображаться список размеров панелей по горизонтали, размеров по вертикали и рисунок, который эти самые размеры создают (та самая «схема»).
Один раз нажмите на кнопку «+» вверху и один раз внизу: к спискам размеров добавится по одной строчке. Выставите следующие размеры по горизонтали (основные линии сетки):
- 600
- 1200
- 600
и по вертикали (дополнительные линии сетки):
- 600
- 1500
- 600
- 600
Если случайно создадите лишние размеры – выделите лишний размер и наверху нажмите «—».
Нажимайте на середину элементов на схеме справа, чтобы сетка «раскрасилась» также как на рисунке (белые прямоугольники – это прозрачные участки, серые – непрозрачные). Нажмите ОК.
Нажмите на левый нижний угол перекрытия, затем на правый нижний угол вертикальной перегородки и, наконец, щёлкните мышью снаружи здания (как не трудно догадаться, здесь будет расположена наша «навесная стена»).
Появится окошко. Тут нужно указать отметку верха и отметку низа витража (или только одну отметку и полную высоту витража). Проследите, чтобы наш витраж начинался на отметке 0 и заканчивался на отметке 3300. Нажмите разместить.
Теперь разместите ещё одну навесную стену: от левого нижнего угла – наверх, к перегородке.
Собственно, угловой элемент готов! Прежде, чем тиражировать его по всем углам – зафиксируем эти элементы вместе.
Зайдите в меню Файл -> Внешний контент -> Сохранить выбранное как модуль. В появившемся диалоговом окне перейдите в свою папку и там сохраните модуль под именем «Угол здания».
Если во время выполнения этой операции ArchiCAD начнёт «ругаться» и рассказывать как страшно жить что-то про слои, то нужно нажать на кнопку Выбрать слой и вверху появившегося окошка выбрать слой Отделка-Стена.
С этого момента наши четыре стены выбираются вместе и… никуда не смещаются и не копируются. Какого. действия ожидает от нас ArchiCAD?
Выделяем наш новый модуль. В меню выбираем Редактор -> Группирование -> Временно разгруппировать.
После этого (странного разгруппирования) модуль всё равно будет выбираться весь целиком. Но главное, что теперь мы можем выделить наш «угол здания», нажать на какой-нибудь кружок (которые появляются в конце стен вместо точек) и выбрать действие Зеркальное отражение.
Наведите мышь на середину левой границы перекрытия, нажмите на появившейся штрих, нажмите один раз кнопку ctrl (чтобы получилась копия объекта), затем отведите мышь горизонтально в сторону и щёлкните левой кнопкой. Получится второй угол.
Аналогично выделите два «левых» угла и «отзеркальте» их направо.
4.3 Редактирование навесной стены
4.3.1 Редактирование элементов нового железобетонного здания
Дважды нажмите на кнопку Навесная стена, чтобы попасть в окно настроек. В разделе Схема выделите строку «B» основных линий сетки (то есть на горизонтальный размер 1200) и нажмите кнопку «—» (минус).
Перейдите в раздел Панели -> Основная. В разделе Модель замените материал Стекло голубое на что-нибудь (например, Стекло зеркальное). Таким образом вы поменяете цвет «белых» прямоугольников на схеме.
Нажмите ОК и разместите новые навесные стены между угловыми модулями.
Перейдите на трёхмерный вид. Выделите навесную стену, выходящую на южную сторону здания.
В меню нажмите Изменить навесную стену -> Редактировать систему.
Всё вокруг померкнет и только выбранный витраж останется ярким и активным. В левом верхнем углу оставьте открытыми только два глаза – в строках Среда и Рама. Выделите в середине здания вертикальную и две горизонтальные рамы (с помощью клавиши «shift»).
Обратите внимание, что рамы всё время норовят выделяться сразу для всего ряда или столбца (чтобы их, например, все вместе перекрасить). Чтобы выделить только одну элемент рамы:
- наведите на него мышь;
- дождитесь пока появятся символы «выделить всю строку/ весь столбец»;
- сместите мышь с этого символа на элемент рамы;
- щёлкните левой клавишей мыши.
Теперь слева вверху погасим глаз в строке Рама и откроем глаз в строке Панель. Поскольку мы снесли несколько рам в центре – панели объединились в одну большую. Выделяем её нажимаем наверху на кнопку «панель», чтобы оказаться в окне параметров. В самом первом разделе Тип и форма панели нажимаем вверху на длинную кнопку (на ней будет написано «Типичная») и выбираем из списка «Дверь навесной стены 2 16». Нажимаем ОК.
Панель превратиться в дверь. Если впредь вам потребуется использовать больше 2-х типов панелей для витража, то изменять панели следует именно таким образом.
Обратите внимание, что если выключить все глаза и включить только в строке Сетка, то у вас будет возможность изменить линии «нарезки» витража: например, сделать шаг панелей неодинаковым или даже наклонным. Но сейчас сделаем вид, что нам лень и совсем неинтересно. Нажмите в левом верхнем углу ОК.
Добавьте на план пару перегородок (необязательно там же, где и на иллюстрации) и вставьте в них двери. С угловыми секциями так просто не получится – в отдельный модуль нельзя просто так добавить элемент (или наоборот – отбавить, «по-тихому»).
4.3.2 Редактирование модулей
Выделите любой модуль, щёлкните правой клавишей мыши (лучше на самом модуле) и выберите пункт Отредактировать этот модуль в отдельном ArchiCAD.
Запустится ещё одна копия ArchiCAD’а (потому что эта тупая программа не умеет открывать одновременно несколько файлов), в которой откроется Угол здания.
В этом новом окне – добавим пару перегородок и двери в них (можете ещё чего-нибудь добавить, но помните – это появится во всех 4-х углах нашего здания). Закрываем экземпляр программы и, разумеется, сохраняем изменения.
И вот теперь на нашем плане… всё по-старому. Чтобы изменения, сделанные в файле модуля вступили в силу, идём в меню: Файл -> Внешний контент -> Менеджер связей.
Откроется окошко: в нижней части (источники связей) будет стоять восклицательный знак (который призван привлечь внимание к тому, что что-то не так). Справа внизу нужно нажать Обновить. А потом ОК.
Вуа-ля – все углы преобразились! Это очень важно: мы можем изменить один модуль, и у нас изменятся, к примеру, все лестничные клетки в 17-ти этажном жилом доме с 6 подъездами. Или можно изменить сетку колонн (на одном этаже) и они изменятся на всех 50-ти этажах небоскрёба.
4.3.3 Копирование стен
На 1-м этаже мы нанесли пару стен («нормальных») и навесные стены (ненормальные) : давайте скопируем их на другие этажи.
Щёлкните правой клавишей мыши по любому из этажей и выберите из выпавшего меню Редактировать элементы по этажам.
В правой части появившегося окошка поставьте галочки напротив 2-го и 3-го этажей. В левой части выберите только Стены и Навесные стены. Нажмите ОК.
Перейдите в трёхмерное окно и оцените, что угловые модули не скопировались что передняя навесная стена у нас с дверью. А значит выходить из здания можно будет и со 2-го, и с 3-го этажа. Чтобы пресечь попытки суицида, перейдите на план 2-го этажа, выделите навесную стену с дверью и сотрите её (её проще создать заново, чем отредактировать). Выделите противоположную навесную стену и «отзеркальте» её на место стёртой. Также поступите на 3-м этаже. На будущее учтите, что проще сначала сделать везде одинаковые элементы, а уже потом изменить один.
4.3.4 Размещение модулей
Модули так просто могут не скопироваться по этажам. Их придётся вставить на каждый этаж (а уже потом копировать по этажу).
Выберите в меню Файл -> Внешний контент -> Разместить связанный модуль. Появится окошко «Размещение модуля».
В верхней его части нужно выбрать какой-нибудь подходящий (и главное включённый, то есть с открытым глазом) слой. А в нижней части – нужно нажать на кнопку Выбрать связь. Появится окошко «Выбрать связь». В нём выбираем наш единственный модуль из списка (в котором всего-то один пункт) и нажмите ОК (вернёмся в предыдущее окошко). Теперь нажимаем кнопку Разместить модуль. На плане 2-го этажа появится модуль – щёлкните в стороне от него на пустом месте (либо можно щёлкнуть внутри модуля и переместить его куда-нибудь относительно первого этажа).
Далее «по накатанной дорожке»:
- выделяем модуль;
- выделяем модуль и нажимаем на какой-нибудь кружок;
- выбираем действие Зеркальное отражение;
- нажмите один раз кнопку ctrl;
- наводим мышь на середину здания, нажимаем на появившейся штрих, затем отводим поперёк здания и щёлкаем левой кнопкой;
- повторяем эту операцию, чтобы скопировать уже два модуля на противоположную сторону.
Аналогично добавьте угловые элементы на 3-й этаж. Если есть желание – можно добавить ещё каких-нибудь элементов к нашему зданию.
4.4 Экспликация помещений
4.4.1 Размещение помещений (или помещение на план зон)
У нас с вами есть строительные элементы (перекрытия, двери, стены и т.п.), но пока ArchiCAD не знает, что эти элементы образуют помещения (или зоны).
Это нужно «объяснить» программе с помощью команды Зона («зона» вообще многое объясняет) .
Нажмите на команду Зона. Вверху, в информационном табло, укажите имя «Холл» и номер «001». Выберите способ построения – по линиям привязки и щёлкните внутри какого-нибудь помещения. Если указатель мыши превратился в молоток – значит ArchiCAD распознал стены и витражи, ограничивающие помещение, и готов создать зону. Щёлкните молотком указателем мыши в виде молотка в центре помещения, чтобы разместить на плане номер помещения.
Теперь введите название для нового помещения «Комната» (а номер должен был сам переключиться на «002») и пощёлкайте по всем помещениям, где «захотят» размещаться зоны.
Если в каких-то местах ArchiCAD «не видит» границы помещения поступим так:
- введите название помещения (например — «тамбур», или «вспомогательное помещение», или ещё что-нибудь придумайте);
- способ построения – вручную;
- обведите по очереди «оставшиеся» помещения (помните, что контур замыкается, когда вы вернулись в исходную точку, а указатель мыши превратился в молоток).
4.4.2 Экспликация помещений
Чтобы свести в таблицу все помещения, их названия площадь нужно сделать следующие. Выберите в меню: Документ -> Каталоги и сметы -> Смета зон -> Ещё cметы зон.
В появившемся списке выбираем «Экспликация помещения (с общ. пл.) (ГОСТ)».
В отдельном окошке появится искомая табличка. В принципе этого достаточно.
Чтобы создать свою форму таблицы (чтобы добавить ещё какую-то информацию: тип пола или площадь стен, например) нужно справа, в навигаторе (чуть ниже списка этажей), выбрать раздел Сметы и нажать правой клавишей мыши по строке Библиотека по ГОСТу и выбрать из всплывшего списка Сметное задание.
4.5 Слои
4.5.1 Карта видов
Имеется возможность сохранить особенности любого вида: ракурс 3Д-модели, масштаб разреза или наполнение плана одного и того же этажа разными элементами. Вот последним-то мы и займёмся.
Справа, в Навигаторе, перейдите от первой картинки (с «домиком») – Карты проекта, ко второй – Карте видов. Откройте здесь, в разделе Планы –> 1-й этаж.
Пока никаких непонятных вещей быть не должно — на плане должны быть все те элементы, что мы создавали: стены, витражи, помещения.
Выделите любую зону (номер помещения). Теперь щёлкните левой клавишей мыши по длинной кнопке с открытым глазом и каким-то текстом – это Список слоёв. Внизу списка непременно будет показано, к какому слою относится данный конкретный объект. В нашем случае, это «Элемент модели – Зона».
Давайте изменим привычную картину. Сбросьте выделение и нажмите на клавиатуре ctrl + L. Откроется окно с параметрами слоёв.
В строке с нужным слоем (а нам нужен слой «Элемент модели – Зона») щёлкните по открытому глазу (чтобы его выколоть погасить). Нажмите ОК.
Выбранный слой выключился. Мы больше не видим номера помещений на этом плане.
4.5.2 План расстановки мебели
Добавим на план несколько объектов (например, мебель).
Сохраним именно такую настройку вида.
Справа в Навигаторе (в самом его, навигатора, низу) есть несколько желтоватых кнопок.
Нажмите на вторую – Сохранить текущий вид.
В появившемся окне (во второй строке) выберите Имя -> Специальное, и в правой графе введите «С мебелью». Нажмите на кнопку Создать.
В списке видов появится «С мебелью». Когда бы мы не меняли план 1-го этажа мы всегда можем вернуться к этому «С мебелью» с его текущими настройками.
4.5.3 План без мебели
Давайте что-нибудь испортим изменим, а потом вернёмся (чтобы прочувствовать разницу).
Дважды щёлкните по виду 1-й этаж. Появятся номера помещений.
А номерам и мебели тесно на одном плане. Придётся кого-то из них устранить.
Если у Вас есть лифт – выделите его и зайдите к нему в свойства. Тут, в самом низу, всегда указывается слой, к которому относится элемент. Щёлкните по названию слоя и выберите Конструктив – Лестница. Нажимаем ОК.
Выделите какой-нибудь мебель Объект на плане. Выберите в меню Документ -> Слои -> Дополнения к слоям -> Спрятать выбранное.
В это трудно поверить, но слой, на котором располагалась наша мебель погаснет вместе со всей имеющейся мебель.
Теперь на Карте видов щёлкните правой клавишей мыши по «1-му этажу» и из выпавшего меню выберите пункт Изменить параметры согласно параметрам текущего вида.
Теперь на виде «1-й этаж» всегда останется выключенная мебель и включённые номера помещений.
Попробуйте попереключаться с вида 1-й этаж на вид С мебелью. Вы увидите, как один и тот же этаж меняет своё представление.
4.6 Подготовка к печати
В принципе, если вам нужно что-то по-быстрому напечатать – достаточно обвести это бегущей рамкой и нажать печать.
Когда вы компонуете перед печатью большой лист (например, для подрамника 1х1м), на котором одновременно будут и план, и разрез и генплан, то хорошо бы перед этим создать «макет».
Над списком этажей есть четыре иконки, которые мы пока «не трогали»:
- карта проекта (это физическое разделение здания – на этажи, разрезы и т.п.);
- карта видов (можно сохранить вид здания на каком-то этаже с определённым масштабом, набором слоёв; или ракурс в трёхмерном окне);
- карта макетов (тут мы компонуем на листы отдельные виды);
- наборы издателя (здесь можно скомпоновать сразу несколько листов — альбом чертежей).
Переходим на третью закладку нажимаем правую кнопку на первой строке и выбираем Новый макет.
Появится окошко Создание нового макета. В разделе Общие параметры выбираем формат «А2-А» (т.е. Альбомный) и вводим в разделе Идентификация макета — имя «Наш новый лист». Нажмите Создать. На рабочем поле появится лист.
Теперь переключаемся в навигаторе на карту проекта (первая картинка). Перетаскиваем левой клавишей мыши план 1-го этажа прямо на лист. Также добавьте экспликацию помещений и 3Д‑вид.
CADmaster
Главная » CADmaster №2-3(47-48) 2009 » Архитектура и строительство 3D-виды и 3D-документация в Archicad
Спомощью Archicad легко создается Виртуальное здание (Virtual Building) — Информационная 3D-модель здания (Building Information Model — BIM) в части архитектурного проекта одновременно с получением согласованной двумерной рабочей документации.
Эта статья представляет способы отображения BIM-модели в трехмерном пространстве Archicad. Мы быстро пройдемся по основным принципам, но при этом затронем некоторые малоизвестные опции, которые и придают продукту гибкость, оригинальность и уникальность. Также мы обсудим, как сохранить виды в Карте видов (View Map) для дальнейшего использования. А в конце опишем новейший и необычайно мощный инструмент Archicad 12, который позволяет превратить любой 3D-вид в «живой» автоматически обновляемый 3D-документ — полноценный трехмерный чертеж с элементами аннотирования и размерами. Рисунок приведённый ниже ярко иллюстрирует эту функцию: он отображает 3D-разрез по зданию с нанесенными на него размерами и выносками. При этом фон — обычная сплошная штриховка черного цвета, расположенная за конструкциями и надписями.
Результат работы нового инструмента Archicad 12 — 3D-документ
Вообще в программе существует несколько способов отображения архитектурной модели в 3D и связанных с ними настроек:
- Тип проекции — перспективная или аксонометрия;
- Стиль отображения — каркасная модель, модель со скрытыми линиями или закрашенная (плюс несколько различных эффектов, которые можно комбинировать);
- Фильтрация элементов — посредством видимости слоев и этажей, выбора объектов, границ отображения (бегущая рамка), по типам элементов, определение секущих разрезов.
При этом пользователь может работать с 3D-окном — взглянуть на проект с различных точек или отредактировать модель. В Archicad встроен инструмент построения Режимы 3D-вида (Photorendering), который позволяет получить высококачественные изображения 3D-вида с помощью различных методов визуализации — собственной разработки (Internal), компании Lightworks и стилей Sketch (имитация ручной подачи). Построенное изображение можно разместить на листах чертежей (Layout) либо сохранить на диск и использовать во внешних программах.
Режимы 3D-вида
Пункт меню Вид (View) -> Режим 3D-вида (3D View Mode) позволяет задать способ построения проекции: аксонометрию или перспективу.
Пункт меню Вид (View) → Режим 3D-вида (3D View Mode)
Сразу после выбора режима в 3D-окне будет построено объемное изображение в соответствии с параметрами камеры. Для выбора режима можно также воспользоваться горячими клавишами (PC: CTRL+F3 и SHIFT+F3, Mac: CMD+F3 и Option+F3) либо воспользо ваться выпадающим списком иконки 3D-окно (3D Window) на панели инструментов.
Можно воспользоваться выпадающим списком иконки 3D-окно (3D Window) на панели инструментов
Аксонометрический вид автоматически охватит всю модель и отобразит ее в 3D-окне, тогда как перспективный вид отобразит только то, что попадет в объектив камеры, для которой можно задать точку расположения, направление и конус взгляда.
Щелкнув по второй кнопке слева, расположенной в левом нижнем углу окна, можно открыть Планшет навигатора (Navigator Preview).
Планшет навигатора (Navigator Preview) можно открыть, щелкнув на второй кнопке слева, расположенной в левом нижнем углу окна
Для аксонометрии Планшет используется при ручной настройке положения камеры вокруг объекта. Можно быстро выставить стандартные параметры построения аксонометрии: изометрия, вид сверху, сбору и ряд других часто используемых проекций.
Кроме того, пользователь может задать произвольный угол взгляда на модель с помощью команды Орбита (Orbit).
В режиме построения перспективы Планшет навигатора отображает миниатюрную копию поэтажного плана вместе с маркером, отображающим положение камеры (то есть точку, из которой вы смотрите на объект) и положение цели (точку, куда вы смотрите). В Планшете вы можете с помощью мыши передвинуть камеру или точку взгляда — 3D-вид автоматически обновится. Там же с помощью слайдера можно менять угол обзора.
Окно Планшета навигатора в режиме построения перспективы
Совет. Предварительный просмотр поэтажного плана и положения камеры на нем иногда сливаются из-за того, что окно Планшета навигатора слишком мало. Это окно всегда отображает те элементы, которые видны на настоящем поэтажном плане (в соответствии с теми настройками, которые заданы для текущего или последнего открытого плана). Вы всегда можете увеличить окно предварительного просмотра, просто от крепив его от панели (схватитесь за заголовок окна и переместите окно на свободное пространство) и растянув за угол. Соответственно увеличится и миниатюра плана. Также вы можете отключить видимость элементов, которые уменьшают предварительный просмотр и видеть которые не обязательно: например, можно отключить слой, на котором расположена модель местности. После этих действий вам понадобится только перестроить изображение в окне предварительного просмотра, щелкнув по стрелке в нижнем правом углу.
Для точной настройки перспективного вида используйте инструмент Камера (Camera): выберите этот инструмент на панели инструментов, первым щелчком задайте положение камеры, а вторым — направление взгляда. Далее выберите размещенную камеру, перейдите в 3D-окно — вы увидите изображение с этой камеры. Камера будет размещаться на плане до тех пор, пока вы не удалите ее или не скроете. Разумеется, в проекте можно размещать столько камер, сколько вам требуется.
Для просмотра 3D-модели точно из заданной позиции выберите нужную камеру на поэтажном плане и перейдите в 3D-окно. Все камеры отображаются в дереве Карты проекта (Project Map) и открываются двойным щелчком по ним.
Совет. Маркеры камер не выводятся на печать вместе с поэтажным планом, но могут мешать при работе. Чтобы скрыть их, дважды щелкните на инструменте Камера и откройте его параметры. Далее по кнопке Траектория (Path) зайдите в диалог и для опции Изображение на плане (Display Options) установите значение Нет (None). Есть и более быстрый способ: выберите инструмент Камера, убедитесь, что на поэтажном плане не выбрано ни одной камеры, и установите на Информационной панели (Info Box) другой режим камеры (то есть VRобъект или VR-сцена).
Если вы меняли параметры 3D-окна с помощью инструментов Орбита (Orbit) и Проход (Explore) или увеличивали/уменьшали изображение с помощью колеса мыши, вы можете быстро сохранить положение камеры и затем возвращаться к этому виду. Для этого зайдите в меню Вид (View) -> Дополнения 3D-навигации (3D Navigation Extras) и для аксонометрии выберите команду Добавить текущую проекцию (Add Current Projection), а для перспективы — Разместить камеру на траектории (Put a Camera into the Path). Кстати, из того же подменю доступны и некоторые другие опции (для перспективы — когда выбрана камера на поэтажном плане): изменить выбранную камеру, разместить новую камеру или перейти к предыдущему/следующему сохраненному виду.
Совет. Одно из самых удобных сочетаний клавиш — включение режима Орбиты (Orbit) в 3D-виде, удерживая клавишу SHIFT на клавиатуре и нажав на колесо мыши. Теперь просто двигайте мышку: модель будет вращаться вслед за движением руки, причем это справедливо как для аксонометрии, так и для перспективы! Попробовав раз, отказаться просто невозможно.
Пока вы работаете в 3D-окне, вы всегда можете сохранить текущий вид в Карту видов (View Map) с помощью команды Сохранить текущий вид (Save Current View). Эта команда запомнит все параметры: тип проекции и выигрышный ракурс, комбинацию слоев, стиль тонирования, фильтрацию элементов Теперь, если дважды щелкнуть на этом виде, можно быстро вернуться в 3D-окно, которое отображает именно тот вид, который мы когда-то сохранили. Но при этом сама геометрия модели обновится в соответствии с изменениями проекта.
Пример сохраненных 3D-видов в Навигаторе проекта
Способы построения изображения
Изображение в 3D-окне может быть построено несколькими способами. В диалоге Вид (View) -> Режим 3D-вида (3D View Mode) -> Параметры 3D-изображения (3D Window Settings) пользователь может задать этот способ: каркасный, с удалением невидимых линий, с раскраской и тенями. При этом каждый из перечисленных режимов зависит также от механизма визуализации — OpenGL или внутреннего.
Диалог Параметры построения 3D-изображений
Основные настройки этого диалога также можно задать непосредственно из меню Вид (View) -> Режим 3D-вида (3D View Mode).
Также можно включить опцию, которая будет отображать определенные объекты в каркасном режиме визуализации. Для этого в диалоге Параметры слоев (Layer Settings) (пункт меню Документ (Document) -> Слои (Layers) -> Параметры слоев (Layer Settings) или горячие клавиши CTRL-L/CMD-L) просто укажите, что слои отображаются в каркасном/раскрашенном режиме.
Для любого слоя можно указать режим отображения в каркасном виде
На рисунке приведенном ниже изображён пример визуализации здания, в которой крыши и стены отображаются в каркасном режиме, а двери и окна отключены (отображается только проем) с помощью фильтрации элементов.
Пример визуализации здания, где крыши и стены отображаются в каркасном режиме, а остальные объекты — в обычном
Режим OpenGL представляет собой более быстрый способ построения и отображает текстуры поверхностей (обычные JPG- или TIF-картинки, имитирующие кирпичную кладку, дерево Внутренний механизм визуализации требует больше времени для построения, но при этом обеспечивает ряд особых функций — например, отображение векторной 3D-штриховки (векторный рисунок, имитирующий материал) и векторные тени (раскрашенные штриховки с дополнительными контурными линиями по границам теней, ложащихся на фасад). Разница между режимом OpenGL (слева) и внутренним механизмом визуализации с включенными режимами векторной штриховки и тенью (справа) наглядно показана на рисунке приведенном ниже.
Диалог Параметры построения 3D-изображений
Как правило, внутренний механизм визуализации строит изображение долго, особенно в случае больших моделей с большим числом полигонов (огромные здания, проекты со сложными формами или деревьями). Если вам необходим этот режим, а ждать не хочется, можно переключить режим раскраски с аналитического (Analytic) на растровый (Raster) — изображение будет строиться быстрее.
Учтите, что векторная штриховка работает только в аналитическом режиме, а времени на ее построение тратится меньше, чем на построение теней. В большинстве случаев рекомендуем отключать эти режимы, если они не слишком вам нужны, либо пользоваться режимом OpenGL, который имитирует материал поверхности с помощью JPG-текстур вместо штриховки и не строит теней.
Совет. Выбрав для режима векторного построения теней параметр Без контуров (Contours Off), вы не отключаете тени совсем — они будут строиться, только результат будет показан без внешней контурной линии. Чтобы полностью отключить построение векторных теней, вам необходимо четко выбрать опцию Нет (Off).
Фильтрация элементов
Программа предоставляет несколько способов фильтрации элементов в 3D. Простейший и наиболее понятный — это просто включить или отключить слои: либо вручную, либо с помощью комбинаций слоев. Включенный слой виден на поэтажных планах, разрезах/фасадах и 3D-видах; если же объект расположен на выключенном слое, то он не будет отображаться нигде.
Другой способ ограничить видимость элементов в 3D — это выбрать несколько нужных нам объектов на поэтажном плане (с помощью стрелкиуказателя, SHIFT + щелчок или команды Выбрать все (Select All) для определенных объектов из меню Редактор (Edit). Далее выберите команду Вид (View) -> Элементы в 3Dвиде (Elements in 3D View) -> Показать выборку/бегущую рамку в 3D (Show Selection/Marquee in 3D). Или: правый щелчок мышью, а затем выбор команды Показать выборку/бегущую рамку в 3D (Show Selection/Marquee in 3D). Еще один способ — использовать горячие клавиши (PC: F5; Mac: F4).
Если выбрать инструмент Бегущая рамка (Marquee) и охватить такой рамкой часть поэтажного плана, то с помощью тех же команд можно отобразить в 3D только те элементы, которые попали в пределы рамки. Причем рамка может иметь форму прямоугольника, скругленного прямоугольника либо произвольного полигона — с помощью последней опции можно получить в 3D очень интересные эффекты. Благодаря этому инструменту вы можете отобразить часть многоэтажного здания (утолщенная рамка) или только объекты текущего этажа (если рамка тонкая): эта опция настраивается на Информационной панели (Info box) — кнопка расположена сразу за символом инструмента Бегущая рамка. На рисунках приведенных ниже демонстрируется работа утолщенной бегущей рамки, которая позволяет получить объемный вертикальный разрез по нескольким этажам.
Несмотря на то что бегущая рамка обрезает модель, все элементы можно выделять и редактировать. При выделении обрезанные объекты выделяются целиком — программа отображает границы объектов с помощью узловых точек, которые могут отобразиться за пределами границ рамки. Это функция помогает визуально контролировать, какая часть объекта отображается в 3D. Обратите внимание, что если переместить объект на границу рамки, можно получить его сечение или даже скрыть его (если вывести объект за пределы границ).
Совет. Вы можете выбрать элементы непосредственно в 3D и, щелкнув правой кнопкой мыши либо с помощью горячих клавиш, вызвать команду Показать выборку/бегущую рамку в 3D (Show Selection/Marquee in 3D). Вы сразу же увидите выбранные элементы, а все остальные будут скрыты. Чтобы снова увидеть всю модель в 3D, выберите команду Показать все элементы в 3D (Show All Elements in 3D), которая появится вместо предыдущей команды. Эти действия можно выполнять как в окне поэтажного плана, так и в 3D-окне. Конечно, все они применимы только к тем элементам, которые расположены на видимых слоях.
Дополнительные возможности при построении 3D предоставляет и диалог Отфильтровать элементы в 3D (Filter Elements in 3D) пункта меню Вид (View) -> Элементы в 3D-виде (Elements in 3D-View).
C его помощью при построении 3D можно вообще отключать определенные группы элементов (например, крыши или объекты) или ограничивать видимость проекта определенным диапазоном этажей.
Бегущая рамка по умолчанию отображает только те объекты, которые попали в ее границы. Но есть возможность изменить принцип построения и, наоборот, отображать только те объекты, которые расположены за пределами рамки (например, для того, чтобы сделать сквозной туннель через все здание). Можно отображать и лишь те элементы, которые попали в пределы рамки целиком (отключите опцию Рамка как линия сечения (Trim Elements to Marquee), и пересекаемые объекты исчезнут из 3D).
Одна из моих любимейших функций при работе с большими и сложными проектами — возможность отключения окон и дверей (вместо них остаются пустые проемы). Эффективность работы с 3D и разрезами возрастает на порядки! При выполнении тестовых проходов и перед видеосъемкой каждая сцена строится быстрее, а значит можно побольше поэкспериментировать с траекторией, настройками камеры.
Еще одна интересная настойка диалога — Отфильтровать элементы в 3D (Filter Elements in 3D): возможность отобразить в 3D объемы зон (Zones). Зоны зачастую используют для определения границ помещений и подсчета площадей на поэтажных планах, но их можно отображать в 3D для формирования объемов, блоков и анализа теней. Их высота регулируется в диалогах параметров каждой зоны. Зоны можно подрезать под скат крыши с помощью Операций над объемными телами (Solid Element Operations).
В 3D можно отображать объемы зон
Презентационные сечения и анализ модели можно выполнять с помощью команды пункта меню Вид (View) -> Элементы в 3D-виде (Elements in 3D View) -> Секущие плоскости (3D Cutting Planes. Этот диалог показывает модель в трех плоскостях (вид сверху, вид сбоку и фронтальный вид) и позволяет в любом из них линией задать плоскость сечения. Двумя щелчками задается сама режущая линия/плоскость, а третьим указывается часть, которая будет скрыта. Если нужен точный ввод высоты, воспользуйтесь полями в правой нижней части: сначала вводите координату первой точки, а затем, удерживая клавишу ENTER, вторую на той же высоте.
Единожды заданные плоскости запоминаются программой, но их всегда можно удалить в том же диалоге просто дважды щелкнув на линии сечения или воспользовавшись кнопкой Удалить все плоскости сечений (Clear All Cutting Planes).
Совет. Эффект подрезки здания можно включать/отключать с помощью команды Вид (View) -> С 3D-разрезами (3D Cutaway).
Секущие плоскости также сохраняются при сохранении вида в Карте проекта, поэтому к наиболее интересным видам можно возвращаться буквально одним щелчком мышки.
Презентация: фотовизуализация, анимация и анализ солнца
Любой 3D-вид может быть продемонстрирован либо посредством встроенного в Archicad механизма фотовизуализации, либо с помощью прохода по виртуальному проекту (пройти пешком или выполнить облет), либо при статической визуализации прохождения солнца по небосводу и изменения теней на фасадах.
Фотовизуализация настраивается через диалог пункта меню Документ (Document) -> Креативная визуализация (Creative Imaging) -> Параметры фотоизображения (Photorendering). Внутренний механизм визуализации (Internal Engine) позволяет построить простые изображения с текстурами, тенями , а механизм визуализации Lightworks — более качественные рисунки с прозрачностью материалов, мягкими реалистичными тенями, учетом отражения света от поверхностей. Есть и режим Эскиз (Sketch), предназначенный для построения изображений, приближенных к ручной подаче, — причем параметров настроек там огромное количество.
На поэтажных планах можно разместить практически любое количество камер визуализации, которые объединяются в траектории пролета, а затем пройти про проекту в соответствии с этой траекторией, сохранить результат прохода в формате QuickTime и в дальнейшем показывать его заказчику или коллегам. Операция Траектория солнца (Sun studies) применима к любому 3D-виду; благодаря встроенной функции heliodon она рассчитывает положение солнца в различные моменты суток и года, автоматически прорисовывая положение и конфигурацию теней в зависимости от положения объектов в проекте и прозрачности материалов.
Описания возможностей Archicad в этой части хватит не на одну статью — здесь задействованы сложные и очень мощные инструменты. Но пока ограничимся уже сказанным…
Новинка Archicad 12: 3D-документация
В прошлом году компания GRAPHISOFT изобрела новый тип чертежа — 3D-документ. Суть технологии заключается в том, что 3D-вид теперь можно оформлять (например, легко и элегантно проставить размеры по проекту) и автоматически обновлять (в точности так же, как разрез или фасад).
С помощью команды Документ (Document) -> 3D-документ (3D Document) -> Создать 3D-документ (Create 3D Document) любой 3D-вид можно превратить в 3D-чертеж. Другой способ получить тот же результат: щелкнуть правой кнопкой мыши в пустой части 3D-окна и выполнить команду Построить 3D-документ из текущего окна (Capture Window for 3D Document).
3D-документы используются в Карте проекта наравне с поэтажными планами, разрезами, фасадами, узлами, рабочими листами — это просто новая категория. При создании 3D-документа нужно только задать имя вида и его код для ссылки.
Новый 3D-документ наследует те же настройки, что и исходный 3D-вид (аксонометрия или перспектива), но конвертируется в соответствии с Внутренним механизмом визуализации (Internal Engine). Это значит, что он не содержит текстур (то есть JPG-версий материалов) — вместо них поверхности раскрашиваются исходными цветами плюс используются векторные штриховки и тени от солнца.
Далее для оформления можно использовать большинство 2D-инструментов: тексты, выноски, линии, дуги, полилинии, сплайны, штриховки и размеры. Выноски могут быть независимыми (полка и независимый текст) или связанными с 3D-элементами (полка и символ с текстом, в который можно внести тип и код (ID) элемента, ассоциированного с выноской).
Размеры привязываются к узловым точкам элементов так же, как это делается на поэтажных планах или при редактировании объектов в 3D-окне. Три метода, настраиваемые на Информационной панели (Info Box), позволяют указать вертикальный/горизонтальный размер либо размер в произвольной плоскости (например, для скатов крыш).
Линии размеров идут от модели, а засечки ориентированы в соответствии с углом перспективы или аксонометрии. При размещении размера задается отступ от модели, что повышает читаемость чертежа.
Конечно, в документации по Archicad вы найдете более полное описание работы с размерами в 3D-документе.
По умолчанию 3D-документ автоматически обновляется вслед за изменениями — это обычный рабочий вид. А значит он всегда будет соответствовать модели. Размеры обновляются и пересчитываются, выноски содержат актуальную информацию о строительных конструкциях.
3D-документы можно создавать из любого 3D-вида — следовательно, они могут быть ограничены как бегущей рамкой, так и секущими плоскостями.
И, конечно, часть модели можно отобразить без удаления невидимых линий — так же, как модель отображается в 3D-окне: на рис. 19 слой с крышами переведен в каркасный режим отображения.
Для 3D-документа, который очень похож на обычное 3D-окно, есть и несколько ограничений. А именно: нельзя интерактивно сменить точку взгляда на узел, нельзя добавить новые 3D-элементы, нельзя растянуть или переместить существующие 3D-элементы. Но можно выбрать элемент и просмотреть и даже изменить его параметры с помощью Информационной панели или обычного диалога Параметры (Settings).
Для изменения модели необходимо перейти в стандартное 3D-окно или работать через поэтажный план. При этом перейти из 3D-чертежа в соответствующее 3D-окно просто: щелкните правой кнопкой мыши в любой точке рабочего окна (убедитесь, что ничего не выбрано) и выберите команду Открыть исходное 3D-окно (Open 3D Source).
Также можно изменить угол взгляда на модель и стиль раскрашивания. Для этого откройте 3D-окно (перейти в него можно с помощью уже упомянутой команды Открыть исходное 3D-окно) и поменяйте точку взгляда. Затем вернитесь в 3D-документ и, щелкнув правой кнопкой мыши в любой точке (опять же убедитесь, что ничего не выделено), выберите команду Переопределить на основе текущего 3D-окна (Redefine Based on Current 3D). Будьте внимательны: новый взгляд может привести к тому, что 3D-размеры сольются и станут нечитаемы — в этом случае их надо будет удалить и поставить заново.
Совет. Если при создании 3D-окна использовалась бегущая рамка, а затем этот вид использовали для создания 3D-документа, то возникает одна маленькая странность. Если размер привязан к конечным точкам, которые образовались от бегущей рамки (то есть к «искусственным» конечным точкам, которые лежат на пересечении режущей плоскости бегущей рамки и элемента), то он будет статичен. Это означает, что размер не будет обновляться, если, к примеру, изменится высота стены или ее толщина. Для того чтобы размер гарантированно и автоматически обновлялся, привязывайте его (конечно, по возможности) к «естественным» конечным точкам элемента (то есть к классическим точкам).
Осталось сказать, что 3D-документ можно распечатать/сохранить так же, как любой другой вид, а также разместить его на листе как обычный чертеж в Книге макетов.
Бичвудский национальный мемориальный центр получил награду как лучший проект в категории «Общественные здания»
Бичвудский национальный мемориальный центр (Beechwood National Memorial Centre) в Оттаве, провинция Онтарио, получил награду WoodWORKS, учрежденную Канадским советом по строительным лесоматериалам (Canadian Wood Council), как лучший проект в категории «Общественные здания».
Спроектированный с помощью Archicad, этот мемориальный центр, расположенный в районе Бичвуд (Beechwood) канадской столицы, является национальным кладбищем канадских воинов всех вероисповеданий.
Наградой WoodWORKS Design отмечаются новые проекты, в которых использованы оригинальные методы работы с деревянными конструкциями. Проекты-победители должны продемонстрировать особые свойства дерева: прочность, долговечность, красоту, универсальность и экономическую эффективность. К категории «Общественные здания» относятся школы, церкви, лечебные учреждения, библиотеки, дома отдыха и муниципальные здания стоимостью менее 10 миллионов долларов.
Бичвудский национальный мемориальный центр, спроектированный компанией Robertson Martin Architects из Оттавы, представляет собой округлый холл, спроектированный с учетом символических элементов основных религий Канады и устраивающий все конфессии. Пространство организовано так, чтобы удовлетворять требованиям всех возможных ритуалов и традиций поминовения: предпочтение не отдано ни одному из вероисповеданий.
Залы для торжественных церемоний и вспомогательные помещения позволяют проводить поминальные и культурные мероприятия с различным количеством участников.
Архитектор Роберт Мартин (Robert Martin) так высказался о проекте: «Ключевым фактором успеха проекта стала работа в Archicad — с первых шагов, с обсуждения концепции до проектирования, формирования документации и самого строительства. Простота использования, мощные инструменты и возможность объединить всех участников команды для работы над общими целями выдвигают Archicad на первое место среди систем автоматизированного проектирования».
Созданный с помощью Archicad дом для пожилых людей удостоен почетной награды
Архитекторы компании OR architects, D.P. Design (Портленд, штат Орегон, США), вдохновленные работами Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright), спроектировали дом, который был удостоен награды Ассоциации строителей жилого фонда (Home Builders Association) за оригинальное сочетание арт-деко, экологичности и удобства для пожилых людей.
Дом Evergreen («Вечнозеленый»), спроектированный с помощью программного обеспечения GRAPHISOFT Archicad, получил награду «Лучший новый дом». Для тихоокеанского Северо-Западного региона, славящегося своей новой передовой архитектурой, это впечатляющий результат.
Здание предназначено для пожилой пары, работающей на дому и планирующей провести в нем остаток своей жизни. Проект, прообразом для которого послужили «усонские» («Usonian») дома Фрэнка Ллойда Райта, содержит детали арт-деко, в том числе четырехфутовый выступ ступенчатого карниза, дубовую обшивку с горизонтальным распилом, лепнину, изготовленную на заказ, и прозрачный камин.
Архитектор Диана Плессет (Diane Plesset), сертифицированный специалист по программе Aging-in-Place («удобство для пожилых людей»), спроектировала дом с конструктивными особенностями, позволяющими со временем легко адаптировать пространство к возрастным изменениям пожилых хозяев.
Другая важная особенность проекта — самодостаточность. Для обогрева «вечнозеленого» дома, построенного из теплоизоляционного бетона, используется энергия солнца. Плоская крыша оптимальна для размещения ветряных двигателей и солнечных батарей. Освещение основных жилых зон осуществляется с помощью специального низковольтного светодиодного оборудования, а большие окна с двойным стеклом по всем стенам обеспечивают достаточное количество естественного света днем. Все полы в доме — с экологичным пробковым покрытием.
Диана Плессет проектирует здания с помощью Archicad уже почти 12 лет. Информационная модель здания (Building Information Model — BIM) Archicad позволила ей значительно сэкономить бюджет и время, существенно ускорить процесс проектирования, организовать тесное сотрудничество с владельцами, строительными и торговыми подрядчиками, а также обеспечить возможность частого внесения изменений в проект.
«Archicad позволяет создавать виртуальную модель здания и организовать ее использование совместно с другими участниками проектирования как лично, так и по сети, — говорит Диана Плессет. — Мы можем быстро вводить любое количество изменений, не срывая при этом график работ. Кроме того, значительно экономится бюджет: на создание нашего проекта был израсходован лишь 1% от выделенных средств! И в результате получился уникальный дом, в котором сочетаются внимание к потребностям пожилой пары и архитектурная целостность».
Команда GRAPHISOFT выиграла гран (при конкурса «Build Live Tokyo»
Конкурс продемонстрировал преимущества Archicad
В столице Японии прошел конкурс «Build Live Tokyo», целью которого является популяризация технологии Информационного моделирования зданий (BIM — Building Information Modeling). Конкурс «Живое здание» — это японская версия международного мероприятия «BIM Storm».
Шести командам-участницам было предложено спроектировать технологический исследовательский центр, включающий территорию для проведения совместных исследований, конференц-центр и выставочные площади. Местом строительства выбрана бухта Токийского залива.
Для выполнения задачи три из шести команд использовали Archicad.
Компания GRAPHISOFT Япония вошла в состав команды «Кабинет скунса» («Skunk Works»), которую организовал архитектурно-проектный отдел корпорации Maeda.
Благодаря использованию методики BIM и ряда совершенно новых технологий команда «Скунсов» смогла выполнить задачу точно в срок. С самого начала с помощью 3D-принтера команда создала уменьшенную копию модели. А финальная презентация была выполнена в VBE (Virtual Building Explorer) — новейшем программном продукте компании GRAPHISOFT, который полностью интегрируется с Archicad. Это позволило судьям увидеть здание в объеме.
Члены жюри особо отметили высокую степень проработки и скрупулезность, с которой был выполнен финальный продукт, представленный командой «Кабинет скунса».
«При проектировании модели осуществлялось моделирование света, теней, ветра, конструкций и прочего. Команда развила BIM-процесс настолько, что он стал абсолютно прозрачен и ясен», — так жюри представило команду «Кабинет скунса» в категориях «Профессиональная BIM» и «Проект BIM-здания».
В команду «Кабинет скунса» вошли специалисты следующих компаний:
- архитектурно-проектный отдел корпорации Maeda;
- Tekla K.K;
- GRAPHISOFT Япония;
- корпорация RIK;
- Advanced Knowledge Laboratory Inc.;
Конкурс «Build Live Tokyo» был организован японской ассоциацией buildingSMART International Alliance for Interoperability.
Другие проекты и комментарии членов жюри представлены на официальном сайте конкурса (bltokyo2009.seesaa.net).
Заключение
Archicad использует непревзойденные инструменты, с помощью которых можно создать огромное число разнообразных видов из объемной BIM-модели. 3D-окно позволяет проектировщику работать над моделью здания с любой точки и угла, получая доступ к любой части модели или комбинации элементов. Встроенные инструменты визуализации проекта помогут легко продемонстрировать последнюю версию проекта в виде статичного изображения или анимации.
Новый тип отображения проекта — 3D-документ — поможет проектировщику при работе с заказчиком, консультантами и строителями. Он позволяет запомнить любой вид, а затем оформить его, разместить на листе с чертежами и работать как с обычным документом, управляя им и поддерживая его в актуальном состоянии. 3D-документ — это ярчайший пример современных технологий, разработанных компанией GRAPHISOFT, которые трансформируют понятие документации и поднимают решения BIM на уровень искусства.
Источник http://xn—-8sbfkabcvcmetohedcdjfqfe9al1w1b.xn--p1ai/archicad-16-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0-4/
Источник https://www.cadmaster.ru/magazin/articles/cm_47-48_19.html
Источник