Содержание
Облицовка колонн, как элемент декора
Колонны являются одним из самых привлекательных и оригинальных вариантов дизайна, и не только интерьера, но и фасада здания. Те времена, когда эти когда архитектурные элементы были исключительно конструктивными, давно прошли.
В настоящее время, они чаще имеют чисто декоративные функции. Поэтому, сегодня дизайнерами используются самые разные материалы для облицовки колонн.
Что это за материалы, и как с их помощью производится отделка, и пойдёт речь в нашей статье.
Колонна, как часть интерьера
Если говорить о городских квартирах, то здесь колонна(см.Отделка колонн: делаем правильно) явление крайне редкое. Дело в том, что данный элемент наиболее эффектно смотрится в высоких просторных помещениях.
Такие квартиры ещё можно встретить в домах сталинской постройки, а так же в некоторых домах, возведённых по индивидуальным проектам.
Итак:
- Основная масса многоэтажного жилого фонда, особым простором помещений не отличается. Хотя, этот факт только заставил дизайнеров задуматься, как можно вписать колонну в небольшое помещение, чтобы она не занимала много места.
- Так появились декоративные колонны, которые могут представлять собой полуколонну, примыкающую к стене по всей высоте. Существуют варианты невысоких колонн, которые служат, например, подставкой для вазона с растениями, светильника или барельефа.
Используют такие приёмы при оформлении помещений в таких архитектурных стилях, как античный, ампир, рококо.
Колонна из гипрока с облицовкой
Монтируют декоративные колонны из полиуретана, пенопласта. Особую роль в таком дизайне играет гипрок.
Гипсокартоном можно облицевать как существующие колонны, так и создать декоративные:
- А они могут быть довольно сложной конфигурации. Например, на фото снизу, колонна как бы разрезана на части, что позволяет использовать её не только декоративно, но и в качестве полочек для всякой мелочёвки.
Возьмите на заметку, и попытайтесь сделать в своём доме нечто подобное!
- Для тех, кто знаком с общими правилами работы с гипсокартонным листом, сделать подобную конструкцию не составит труда: читайте статьи, смотрите видео. Единственно, надо знать, что обычный лист гипрока для такой работы не подходит.
- Есть разновидность гипсокартона(см.Облицовка из гипсокартона на основе каркаса: нюансы отделки), называемая дизайнерским. Такой лист более тонкий, армирован стекловолокном, и замечательно гнётся.
Данный вид гипсокартона применяется для изготовления криволинейных фигур с малым радиусом изгиба, к которым относятся и круглые колонны.
- Материал для облицовки колонн из гипсокартона можно использовать самый разный: краску, рельефные обои, пробковое покрытие, гибкую акриловую плитку, и даже натуральный камень. Обратите внимание на картинку снизу: здесь для отделки колонн использован материал, который называется «гибкий облицовочный камень».
- Вы спросите, что же это за материал? Это рулонное покрытие, которое иначе называют каменными обоями.
Производится данный материал из тончайшего шпона натурального камня, в данном случае – песчаника, который наклеен на текстильную основу. - Подобная облицовка для колонн, особенно пустотелых, является наилучшим выбором. Она имеет малый вес, да и цена этого материала намного ниже, чем у природного камня.
А внешний вид колонны, как видите, ничем не уступает каменной облицовке. В производстве каменных обоев полностью сохраняется оригинальная фактура и цвет геологического среза песчаника, который находят на месторождениях.
- А сохраняется фактура благодаря технологии его производства. Поверхность каменного пласта выравнивают, пропитывают специальным клеящим составом, и фиксируют на нём ткань. Через некоторое время её снимают вместе с верхним слоем камня.
- Полученный материал имеет толщину не более трёх миллиметров, и может быть не только рулонным, но и в виде плитки различной конфигурации.
- Выполнить такую облицовку своими руками сможет любой человек, ведь особой профессиональной подготовки тут не требуется. А самое главное, можно отделать колонну любой конфигурации, да и не только колонну, но и любой другой конструктивный элемент помещения.
- Кстати, окрашенные колонны тоже смотрятся неплохо. На картинке сверху: декоративные колонны из гипсокартона, окрашенные тёмной перламутровой краской, создающей контраст стеновому и напольному покрытию.
Но можно пойти дальше – взять декоративную краску, с помощью которой поверхность колонн может выглядеть, как поверхность мрамора, кожи или дерева.
Если такие колонны выполнены не из гипсокартона, или пенопласта, а выложены из кирпича, или созданы из монолитного бетона, можно украсить их и венецианской штукатуркой. Конечно, такая отделка будет самой дорогой, но ведь и дома имеют немалую стоимость.
Красивому дому – шикарный интерьер!
Плитка и декоративный камень
Совсем другой уровень сложности представляет собой облицовка колонн камнем и плиткой. Если у вас нет необходимых навыков, вам, как минимум, понадобится подробная инструкция – её можно применить в обоих случаях.
Итак:
- Если будет оформляться наиболее простой вариант: квадратная колонна – облицовка камнем, в этом случае, может выполняться независимо от его формы. Ведь камень для облицовки производят в виде различных по конфигурации элементов.
- Он может выглядеть и как плитка стандартизированных размеров, и каменная «лапша», брекчия, дикий камень, и, конечно же, мозаика. Чем мельче элементы облицовки, тем проще облицевать поверхность круглой или многогранной колонны.
- Из данного перечня, наиболее удобно использовать для этой цели мозаику. Да и эстетическая ценность такой отделки наиболее высока, ведь мозаика может быть не только каменной, но и керамической, стеклянной, смальтовой, зеркальной – вариантов масса.
- Очень удобно для отделки колонн, даже круглых, использовать наборную мозаичную плитку. Она представляет собой определённый набор элементов, закреплённых на мягкой подложке, позволяющей, если потребуется, легко отделить их любую часть.
Естественно, такая плитка без проблем изгибается хоть радиально, хоть под углом.
Если же есть непреодолимое делание облицевать камнем круглую колонну, то сделать это проще всего с помощью искусственного камня, отлитого по радиусу вашей колонны. Образец такой облицовки вы видите на изображении сверху.
Подобные материалы для облицовки колонны могут быть отлиты и в домашних условиях, нужна лишь форма.
Облицовка квадратной колонны
Итак, рассмотрим вкратце, как облицевать плиткой квадратную колонну. По сути, это огнезащитная облицовка, поэтому её можно использовать и для отделки дымоходов, которые смотрятся в интерьере, как колонны.
Итак:
- Технология укладки каменной или керамической плитки, в общем, не отличается от облицовки стен или пола. Особенность данного процесса состоит лишь в установке маячков, и креплении направляющих.
- Вертикальность конструктивной колонны проверяется с помощью отвеса. Если же колонна смонтирована из гипрока, уровни проверяются в процессе установки каркаса.
В любом случае, поверхность должна быть подготовленной к отделке: ровной, и загрунтованной. - С помощью металлической линейки определяются оси граней колонны. В верхней части грани, сбоку укрепляют одну плитку.
Далее, замеряется расстояние от оси до края грани, с учётом толщины плитки. С помощью уровня и отвеса данную отметку переносят вниз колонны, и укрепляют ещё один маяк. То же самое необходимо проделать и с другой стороны.
- Между нижними и верхними маячками натягивают шнуры, которые и будут символизировать поверхность облицовки. Затем готовят плитку: раскладывают её по ширине колонны, чтобы рассчитать, сколько поместится полномерных плиток, а сколько будет доборных.
- Неполномерные плитки сразу режут, но так, чтобы каждый отрезок по ширине был вдвое меньше, чем нужно. Делается это для того, чтобы избежать несимметричности кладки.
Каждая половинка неполномерной плитки укладывается по обеим сторонам. - В том случае, если напольное покрытие будет монтироваться после отделки колонны, то под нижний ряд облицовки колонны необходимо подложить брусок, толщина которого будет соответствовать уровню чистого пола.
- Укладку плитки начинают снизу, «шов в шов», и ведут её по двум противоположным граням. Затем переходят к облицовке второй пары граней.
Чтобы углы колонны были красивыми, для их облицовки используют плитку с завалом граней, или угловые элементы с рисунком.
- Примерно так же выполняется облицовка многогранных колонн. Подобные конструкции чаще всего украшают фасады административных зданий, и отделываются натуральным камнем ценных пород: мрамором, ониксом, гранитом, травертином.
- Каменная облицовка для них, как правило, производится под заказ, а ширина каменной плитки соответствует ширине грани колонны, в чём вы можете убедиться, взглянув на приведённый нами пример.
- Есть ещё такой замечательный материал, как облицовочный кирпич. Но он довольно тяжёлый по весу, поэтому кирпичом производят не отделку колонн, а их возведение. То есть используют конструктивно.
Если колонна в сечении большая, внутри кладка может быть выполнена из строительного кирпича. При этом для выкладки наружного слоя используют декоративный кирпич для облицовки колонн: цветной, фигурный, рельефный.
Он используется для того чтобы поверхность не пришлось штукатурить или красить, плюс красивая форма. Благо – выбор облицовочного кирпича есть, и немалый.
Облицовка колонн панелями
Если колонна имеет не круглое сечение, а квадратное, или, к примеру, прямоугольное, количество вариантов материалов, которые можно использовать для её облицовки, многократно возрастает. А такие колонны в жилых домах встречаются чаще – их роль нередко играют дымоходы от каминов, проходящие снизу, через все этажи.
Итак:
- Взять хотя бы различные виды древесно-полимерных панелей. Облицовка деревом колонн, в данном случае, выполняется в сочетании со стенами, либо потолочной конструкцией.
Это позволяет создать оригинальный интерьер, такой, например, как на нашем примере снизу.
- Но всё же, облицовка колонн панелями, это больше офисный вариант дизайна. Тем более что колонны есть практически во всех крупных торговых и развлекательных центрах, зданиях общественного назначения, к которым относятся вокзалы, аэропорты и подземные переходы.
- В таких зданиях колонны являются конструктивными элементами, несущими определённые нагрузки. Нередко, основной задачей отделки колонн, является декоративная подсветка.
Когда их в помещении много, это смотрится очень эффектно. В таком случае, в качестве облицовки используют панели из акрилового стекла, или стекловолокна.
- Во многих солидных учреждениях колонны являются не только частью интерьера, но и главным украшением фасада. Мрамор и гранит – это, конечно, красиво, но так не бывает, чтобы им облицевали только колонны.
- Если уж ценные виды камня используют в наружной отделке, то это будет, как минимум, ещё и облицовка цоколя, крыльца, парапетов. Себестоимость такой отделки всегда велика, поэтому фасады многих зданий оформляются композитными панелями.
- Как правило, это многослойные алюминиевые панели: модульные или длинномерные. Их основная ценность заключается в том, что они производятся в любых конфигурациях, легко режутся.
С их помощью можно облицевать колонны любой формы. Радиусные кассеты изготавливают с применением технологий вальцовки металлов. - Прочность такой конструкции гарантирует надёжное крепление направляющей и металлического кронштейна. Две этих детали являются главными.
У направляющей есть хвостовик, образующий букву «П». Края кассеты устанавливают в него с усиленным натяжением, и фиксируют насечкой, расположенной на хвостовике. Соединение получается практически незаметным.
- Но модульные панели чаще всего изготавливаются на заказ, для конкретного здания. Если вы решили создать необычный экстерьер колонн, можете использовать и алюкобонд.
Из этих длинномерных панелей можно самостоятельно изготовить панели, и изогнуть их в нужном радиусе. - Такая облицовка должна отвечать определённым требованиям: целостность финишного слоя панелей; недопущение расслаивания композита при вальцовке, и растрескивания в процессе отбортовки; минимальные зазоры в местах примыкания колонн.
- Алюкобонд способен помочь в создании оригинальной конструкции, отличный пример которой вы можете видеть в начале нашей статьи. Чтобы ваше творение могло отвечать всем вышеперечисленным требованиям, вам придётся проштудировать немало материалов и видео, рассказывающих о том, как правильно резать, вальцевать и фрезеровать данный материал.
Для облицовки колонн, особенно находящихся внутри зданий, нередко используют нержавеющую сталь. Это недешёвый вид отделки, и осуществляется, чаще всего, когда весь интерьер оформляется в стиле техно.
Подобное оформление колонн можно увидеть в автосалонах, торговых залах, где выставлены колёсные диски, или бытовая техника.
Классические элементы декора фасада.
Украшать свои дома, так называемыми архитектурными излишествами, люди стали тогда, когда у них появилось свободное время и чувство защищённости, а так же возникло желание и возможность выражать свою индивидуальность, через оформление образа своего жилища, демонстрировать свой статус и вкус. То есть архитектура, как искусство, появилась довольно давно.
Фасады дома архитекторы обычно маркируют по осям, буквами и цифрами. Отдельно стоящие дома имеют 4 вида на фасады с разных сторон и маркируются 1- (N цифра осей заложенных архитектором, например 2) и буквами от «А» до последней буквы, количество которых равняется количеству осей в проекте, если осей 2 то, соответственно это будет буква «Б». Элементы декора фасада вычерчивают ближе к концу Архитектурной части проекта, после планов и разрезов.
Главным выбирается фасад где расположен парадный вход.
В широком смысле элементами декора фасада называют и фронтон, большую крупную часть фасада и маленький кронштейн, который сам по себе может быть составной частью того же фронтона. Для удобства общения, разберём что и как называется в этой статье. Ведь очень часто для того что бы быстро понимать друг друга, просто не хватает знания каких-то специальных терминов.
Декор для украшения фасада дома давным-давно не являлся тем, чем он стал теперь — то есть просто декором, деталью убранства фасада. Когда-то любой декоративный ныне элемент был элементом конструкции здания. Так декоративные ныне колонны, ставят на произвольном расстоянии, как хочется хозяину или архитектору, так как железобетонные балки позволяют создавать очень широкие пролёты, в отличие от балок каменных, именно ограничением длины каменных перекрытий и определялось столь частое местоположение колонн в ордере.
С этой точки зрения очень интересна история мутации углового руста, который изначально был массивным грубо отёсанным краеугольным камнем в углу замка или крепости, никак не выступавшим наружу, а лишь выделявшийся визуально своим объёмом.
Так выглядят рустовые камни на углу старинного аббатства в Лондоне.
Разбирать элементы декора фасада абстрактно от архитектурного стиля невозможно, но тем не менее, если подойти к разбору элементов с функциональной точки зрения, то колонна, например, останется колонной от Древнего Мира до наших дней.
Колонны Древнего Мира. Это два самых известных храма древности: Карнакский храм в Луксоре и Афинский Акрополь.
Но расскажем о всех элементах подробно и по очереди:
Если посмотреть на фото колонн выше, то внимательному зрителю, станет очевидным, что пропорции этих колонн сильно отличаются. И действительно, они построены по разным канонам. Но это не декоративные колонны, это детали строительной конструкции.
Колонны широко применялись в древнеегипетской и крито микенской архитектуре , однако лишь в Древней Греции была впервые выработана строгая система , основанная на пропорциональном соотношении всех частей здания, получившая название «Ордерная система.»
Ордер архитектурный (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение.
Ордер архитектурный — один из видов архитектурной композиции, основанный на соотношении вертикальных несущих (колонн) и горизонтальных несомых частей.
Обладая общей исходной конструкцией, все три основные греческие ордера имеют и общие основные части: колонны, антаблемент и ступенчатое основание (стереобат).
Колонны представляют собой опоры, поддерживающие антаблемент. Они завершаются капителями (от латинского capitellum — головка). Верхняя часть капители – плита абак или абака (от греческого слова стол, доска) – непосредственно воспринимает тяжесть антаблемента. В ионическом и коринфском ордерах колонны имели базы. Основная средняя часть колонны – ствол (или фуст) – слегка сужается кверху, образуя незначительную выпуклую кривизну, называемую энтазис.
Стволы колонн могли быть обработаны вертикальными (криволинейными в плане) углублениями – каннелюрами. На данном рисунке канелюры отсутствуют.
Разберём детально, что представляют 3 части антаблемента в структурном плане, ведь все эти элементы изначально были несущими.
Антаблемент во всех ордерах имеет три структурные части:
и верхнюю – карниз.
Архитрав – основная несущая часть антаблемента – состоит из каменных блоков, перекрывающих пролет между колоннами.
Фриз – стенка, на которую в каменной конструкции опираются балки и плиты перекрытия.
В карнизе главным структурным элементом является карнизная плита (гейзон), которая выносится вперед и служит в то же время переходом к крыше здания. Карнизная плита завершается каменным желобом (сима), который собирает стекающую с кровли воду и сбрасывает ее через специальные отверстия на землю.
Расстояния между колоннами (интерколумнии), а также между колоннами и стеной здания зависели от каменных конструкций перекрытия и не могли быть большими.
Различия между ордерами имеются как в их структуре, так и пропорциях, формах и декоративных элементах. Все это в целом создает особых художественных характер каждого ордера.
Названия и местоположение профилей.
Измерения в архитектурных ордерах.
Каждый ордер пропорционален диаметру колонны, который взят за основу в определении размеров других элементов. Единицей измерения в архитектурных ордерах является «модуль», который равен радиусу колонны.
Модуль тосканского и дорического ордеров делится на 12 частей (парт), модуль ионического, коринфского и сложного — на 18.
Обозначение модуля — м., парты — п.
Во всех существующих пяти ордерах пьедестал составляют одну третью высоты колонны, включая базу и капитель.
Римские архитектурные ордера в массах.
Элементы декора фасада в классическом стиле, как мы воспринимаем их сегодня, безусловно отличаются от строгих ордерных систем прошлого, новые технологии позволяют строить из других материалов здания практически любых пропорций, больше нет смысла выдерживать определённые небольшие расстояния между колоннами, например. Поэтому декор стал абсолютно не функциональным элементом отделки, за исключением некоторых случаев и технологий. Теперь пропорции карнизов определяются произвольно, на вкус и цвет хозяина и архитектора, сегодня вполне можно обойтись без любого элемента, например без карнизной плиты, заменив её подшивкой из софита. Но тем не менее, классические элементы фасада генетически связаны с ордером и если вы хотите построить действительно красивый дом, то без архитектора тут не обойтись. Именно для понимания объёма всех существующих нюансов заказчиком, мы проделали довольно большой труд, по сбору самых актуальных материалов про элементы декора фасада.
Ещё больше материалов по ордерной системе на сайте http://kannelura.info/
Возникновение ордеров — это историческая загадка, где, когда и кто первым придумал ордерную систему неизвестно. По этому поводу был высказан различнными исследователями целый ряд догадок, но достоверных сведений крайне мало.
Дорический ордер.
Дорический ордер представляет наибольший интерес по строгости и закономерности своего строения. Он имеет тесно поставленные колонны и крупный антаблемент.
Фриз антаблемента содержит в себе особого рода опорные части в виде каменных массивных блоков, обработанных с лицевой стороны вертикальными врезами. На этих блоках, получивших название триглифов, лежат карнизные плиты. Угловой триглиф обработан врезами с двух лицевых сторон. Триглифы поставлены на архитрав таким образом, что их лицевая вертикальная плоскость совпадает с вертикальной плоскостью архитрава. Расположение триглифов во фризе строго метрично: они поставлены по осям колонн и по осям интервалов между колоннами. Лишь в углах здания связь с осью колонны нарушается: триглиф с оси крайней колонны смещается на самый угол фриза, что естественно для опорного элемента. Несмотря на указанное смещение, строго метрический порядок расположения триглифов сохраняется благодаря уменьшению крайних интервалов между колоннами. Плиты, заполняющие интервал между триглифами, называются метопами.
В каменной конструкции антаблемента триглиф перестал быть торцом балки, но продолжал оставаться опорным элементом во фризе.
Есть свидетельства о том, что в древнейших постройках промежутки между триглифами не заполнялись плитами, а были открытыми проемами. Колонны дорического ордера не имеют базы и непосредственно опираются на стилобат (верхнюю ступень основания).
При мощных пропорциях колонн и значительных размерах нижнего диаметра это усиливает ощущение их силы и устойчивости.
- Высота капители дорического ордера, стержень которого имеет 1 2/3 м., равен 1 м. и выступает на 5 ½ п.
- Антаблемент равен ¼ высоты колонны, т.е. равен 4 м. и выступает на 2 м.
Римско-дорический ордер
Как видно даже из названия, в Римский период Дарический ордер претерпел заметные изменения.
Элементы декора различаются даже внутри разновидностей одного ордера.
Колоннада дорического ордера
- Общая высота дорического ордера без пьедестала равна 20 м. Она подразделяется на базу колонны, равную 1 м., стержень – 14 м., капитель – 1 м., архитрав – 1 м., фриз – 1 м. 6 п. и карниз, равный 1 м. 6 п.
- Междуколонное пространство равно 5 м. 6 п., а расстояние между осями колонн равно 7 м. 6 п.
- Метопы равны 1 м. 6 п., также как и фриз. Триглифы равны 1 м.
- Между осями колонн помещается три метопа и три триглифа.
Междуколонное пространство дорического ордера с аркой
- Высота междуколонного пространство дорического ордера с аркой и без нее остается тою же – 20 м.
- Между двумя пилястрами – 7 м., ширина пилястры равна 3 м. Таким образом расстояние между осями колонн равно 10 м.
- Из этих измерений получается, что имеется четыре метопа и четыре триглифа; они расположены таким образом, что один подходит к вершине арки, остальные к оси капителей.
- Импост имеет 1 м. высоты и 4 п. выступа. Он состоит из полочки – 1 п., четвертного вала – 2 ½ п., валика – 1 п., полочки – ½ п., широкого пояса – 4 п. и более узкого – 3 п.
- Капельки под триглифами имеют коническую или пирамидальную форму.
Междуколонное пространство дорического ордера с аркой и пьедесталом
- Треть 16 модулей, имеющихся в колонне, равна 5 м. 4 п. – это высота пьедестала.
- Расстояние между осями колонн – 15 м.; между двумя пилястрами – 10 м. и ширина каждого пилястра – 5 м. Таким образом между осями пилястров помещается 6 метоп и 6 триглифов, а ширина просвета равна двум ширинам пилястра.
- Общая высота равна 25 ½ м.
- Импосты в междуколонном пространстве у арок имеют 1 м. высоты.
- Архитрав может иметь одни или два пояса, в общей сложности всегда в 1 м.
Общая характеристика Ионического ордера
Живописный, нарядный и праздничный характер декора в ионическом ордере получил свое высшее выражение в ионической капители, в богатой пластике ее волют, балюстр, фриза.
В ионическом ордере были разработаны некоторые обломы и ритмическая орнаментика на них (порезки), которые получили в дальнейшем широкое распространение.
Эрейхтеон
Эрехтэйон в Афинах.
Коринфский ордер.
Происхождение , символика, легенды
Как известно, из двух «старших» ордеров, дорический называют мужским ордером, и он действительно, по словам Витрувия «подражает суровой мужской красоте», ионический же воплощает женское начало. С символикой коринфского ордера дело обстоит несколько загадочней. Витрувий говорит, что он «подражает девичьей стройности».
На первый взгляд это выглядит несколько натянутым и не столь очевидным, как с в двух предыдущих случаях. Да и почему тогда существует один «мужской» ордер в противовес двум, воплощающим женское начало? И это у греков, славящихся своей любовью к логике и симметрии.
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо пристальней рассмотреть символику деталей коринфской капители, а также учесть характер эпохи, в которую она родилась. К счастью, изобретение коринфского ордера хорошо документировано.
Витрувий указывает на то, что матерью «третьего» ордера была ионика. В этих двух ордерах действительно много общих черт, отсутствующих в дорическом. Также «девичий» ордер родился спустя пять столетий после первых обнаруженных образцов ионического.
Коринфский ордер отличается от дорического и ионического б’ольшим пластическим разнообразием форм.
Все убранство капители располагается в строгом соответствии с осями, в определенном ритмическом порядке. Структурными частями коринфской капители являются абак сложной формы и колокол. В состав декора коринфской капители вошел растительный орнамент в виде декорирующих колокол стилизованных листьев южного растения акант, а также большие и малые волюты. К счастью, символика этих элементов ясна и сегодня, благодаря тому, что коринфский ордер сформировался в более близкий к нам период времени и процесс его создания хорошо задокументирован. Эта ясность выгодно отличает третий ордер от двух «старших ордеров» (дорического и ионическом), где все из-за отсутствия каких-либо письменных источников, сводиться к догадкам и гипотезам. (О происхождении и символики коринфского ордера)
Источник https://otdelka-expert.ru/vnutrennyaya-otdelka-2/kolonny/oblicovka-kolonn-495
Источник https://www.dh-facade.ru/blogs/blog/elementy-dekora-fasada